Рекомендации и справочный материал по обучению должностных лиц, специалистов го и рсчс и других групп населения по вопросу предупреж - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
II. Организация исполнения судебных актов, актов других органов и... 1 178.53kb.
Инструкция№6 по пропускному и внутриобъектовому режиму в моу «гэл» г. 1 93.54kb.
В соответствии с Постановлением №18 от 06. 03 1 91.27kb.
5 Предмет досудебного (внесудебного) обжалования 1 70.58kb.
Саха республиката 1 97.39kb.
Методические рекомендации педагогам по работе с детьми, имеющими... 1 84.16kb.
Методическая разработка для обучения сотрудников университета в области... 3 1076.9kb.
Организация медико санитарного обеспечения при террористических актах... 5 1097.02kb.
Организация и проведение работы по обследованию на гельминтозы при... 3 1228.52kb.
Методические рекомендации гигиенические требования по ограничению... 3 729.58kb.
Технические рекомендации воз о порядке действий на воздушном транспорте... 2 343.92kb.
Часто навязчивая экспозиция превращает потенциально интересную сцену... 1 34.11kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Рекомендации и справочный материал по обучению должностных лиц, специалистов го и - страница №1/1




Рекомендации и справочный материал

по обучению должностных лиц, специалистов ГО и РСЧС

и других групп населения по вопросу предупреждения и

действий при террористических актах
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. № 215 МЧС России включен в перечень федеральных органов исполнительной власти, участвующих в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности.

Важным направлением работы при решении этих задач является обучение должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС вопросам предупреждения террористических актов и защиты населения при их возникновении, а других групп населения - действиям при угрозе и совершении террористических актов.

Обучение населения Российской Федерации действиям в условиях возможных террористических актов организуется и проводится в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по соответствующим возрастным или социальным группам на предприятиях, в учреждениях (в том числе образовательных) и организациях независимо от их организационно-правовой формы, а также по месту жительства.

При проведении занятий по вопросам безопасности при террористических актах основное внимание р е к о м е н д у е т с я уделять:

объяснению сути возникающей опасности и обучению слушателей правилам их возможного поведения;

в ходе обучения не акцентировать внимание слушателей на масштабность терактов, не демонстрировать натуралистические детали терактов, избегать запугивания;

воспитанию у слушателей бдительности и наблюдательности;

больше времени отводить на практические действия, в том числе, при обнаружении бесхозных предметов на транспорте, в общественных местах, в учреждениях;

при проведении занятий как с детьми, так и со взрослыми давать полную информацию, подкрепляемую ссылками на нормативные правовые акты, о юридических последствиях участия в подготовке и осуществлении актов терроризма, а также за распространение ложной информации о возможных террористических актах;

рассматривать с обучаемыми методы вовлечения в террористические организации и способы вербовки исполнителей терактов. Особое внимание уделять на распространенном методе – вовлечении в нетрадиционные религиозные секты и общества, а также возможные пути и способы противодействия вербовщикам.

При разъяснении сути опасности терроризма необходимо остановиться на том, что терроризм ищет новые, все более жестокие и масштабные способы устрашения. Террористы преступили принципиальный рубеж – прибегли (в токийском метро) к использованию средств массового уничтожения.

Наиболее агрессивными и имеющими разветвленную сеть являются следующие террористические организации:

“Аум Синрикё” – в Японии;

международное “Мусульманское братство”;

“Ирландская республиканская армия (ИРА)” – в Северной Ирландии;

палестинские боевые организации “Хамас” и “Хезболлах”;

“Курдская рабочая партия (КРП)” – в Турции;

“Тигры освобождения Тамил Илама” – в Шри Ланке;

бакское движение “ЭТА” – в Испании;

бенладеновская “Аль-Каида” – в Афганистане;

“Исламское движение Узбекистана”.

Они не раз уже делали попытки “нащупать” пути к оружию массового уничтожения, пытались овладеть им или изготовить, проникнуть в ядерные учреждения и на объекты, применить сильнодействующие токсические средства, совершить диверсии против атомных установок и АЭС.

По заключению специалистов, в последние годы повышение опасности использования террористами оружия массового уничтожения в основном связано с естественным ростом уровня знаний и расширением возможности доступа к информации о технологиях применения ядерных, химических и бактериологических вооружений.

Тотальным оружием террористов, от которого не защищен главный объект террористических атак – мирное население, по мнению экспертов, является отравляющие вещества и биологические средства.

Вместе с тем, как считают специалисты, крупномасштабные акты с применением боевых химических веществ мало вероятны. Это обусловлено тем, что завладеть этими веществами в большом количестве террористическим группам не под силу, а их изготовление крайне наукоемко и трудоемко. Закупки же больших партий необходимых составляющих материалов вызовет подозрение правоохранительных органов. Так секта “Аум Синрикё”, сумевшая завербовать квалифицированных ученых и закупить оборудование, за два года смогла произвести только около 30 кг. зарина.

Террористам куда проще применять токсичные бытовые или промышленные вещества – аммиак, цианид водорода, хлор и т. д. Они широко используются в производстве и вполне доступны. Сам поражающий эффект, как правило, значительно ниже, чем при применении боевых ОВ, но резонанс в обществе получается значительный, чего и добиваются преступники.

Исходя из этого, при обучении необходимо больше внимания уделять на действия при применении этих токсичных химических веществ, на умение быстрой идентификации применяемого вещества и правилам оказания немедленной медицинской помощи.

В 21-м столетии значительно возрастет роль биологических средств по сравнению с химическим, применение которого длительное время считалось наиболее вероятным из всех видов ОМП.

Бурное развитие биотехнологии, наблюдаемое в последние годы, по взглядам зарубежных экспертов, может привести к открытию совершенно новых форм биологических средств. Угроза применения биологических средств в террористических целях рассматривается в настоящее время как достаточно реальная, несмотря на многочисленные ограничения, связанные с трудностью решения технических вопросов доставки биологических средств для получения массовых поражений.

В борьбе с терроризмом спецслужбы основных развитых стран намерены делать упор на предупреждение террористических акций. Такая превентивная деятельность подразумевает, в частности, сотрудничество с иностранными правоохранительными органами в выявлении, отслеживании и нанесении ударов по членам международных террористических группировок.

Сотрудники спецслужб заявляют, что антитеррористическая деятельность все в большей степени опирается на скрытые формы борьбы, поскольку выбор других средств ограничен. Редко и с применением огромных усилий властям удается арестовать подозреваемых уже после совершения теракта. Как отмечают эксперты, тайные операции обычно включают в себя большую работу с архивными документами – именами, фотографиями подозреваемых, а также по сбору и обработке самой различной информации – от данных перехватов телефонных звонков, сообщений о пересечении границы тем или иным членом террористической организации до сведений, получаемых от секретных сотрудников.

Американцы, чтобы защититься от террористов, готовы на ограничения некоторых своих свобод. Они безропотно проходят “ворота металлоискателей”, установленных на всех сколько-нибудь важных объектах, многократно предъявляют удостоверения личности в аэропортах, терпеливо ждут возобновления движения поездов метро после обнаружения подозрительного предмета. Компьютерные программы аэропортов постоянно проверяют данные об авиабилетах пассажиров, их багаже, который задерживается в результате “случайных компьютерных выборок”. Через каждые 10 минут пассажиры предупреждаются, что оставленная у входа в аэропорт автомашина будет отогнана, и бесхозный багаж “уничтожен из соображения безопасности”. Обязательным является вопрос, не везет ли пассажир чужие вещи.

Уникальная методика борьбы с терроризмом создана в Израиле, в течении десятилетий подвергающегося атакам террористов. Действующий в стране Международный институт по борьбе с терроризмом собирает информацию о мельчайших деталях любого террористического акта, совершенного в любой стране мира, и доводит результаты исследований не только до спецслужб, но и до широких слоев населения, как в Израиле, так и за его пределами.

В городском транспорте (в каждом автобусе имеется вооруженный охранник) пассажиры немедленно обратят внимание на любой подозрительный предмет, находящейся без присмотра или в руках того или иного участника движения.

Дома в Израиле тщательно охраняются либо электронными системами, либо специально обученными консьержками. Подвалы и подсобные помещения в домах – на особом учете полиции. Стало нормой, что новый владелец или квартиросъемщик обязательно знакомится с соседями.

При входе в крупный магазин в любом израильском городе посетителя “ощупают” металлоискателями охранники.

Оставленный без присмотра на длительное время автомобиль без должного оформления в дорожной полиции может быть ею досмотрен “по соображениям безопасности”, о чем в автомашине оставляется уведомление на официальном бланке полиции.

При разработке мер безопасности от актов международного терроризма западные страны, прежде всего США, ФРГ и Франция, серьезное внимание уделяют ужесточению своей миграционной политики, считая ее важной частью системы национальной безопасности государства. Особое внимание обращается на борьбу с так называемой нелегальной миграцией. Для российских условий этот фактор приобретает особое значение в условиях относительной легкости получения российского гражданства, особенно для граждан СНГ.

Чтобы не создавать впечатления собственной обреченности и безнаказанности террористов, важно подчеркнуть, что с терроризмом ведется борьба на государственном уровне. В Российской Федерации ее ведут:

Федеральная служба безопасности (ФСБ), Министерство внутренних дел (МВД), Служба внешней разведки (СВР), Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральная пограничная служба (ФПС), вошедшая в ФСБ, Федеральная служба охраны (ФСО), МЧС России и другие органы исполнительной власти.

Как это делается:

выявляются и изолируются террористические организации и их члены;

собирается оперативная информация о структурах и видах террористической деятельности;

предпринимаются упреждающие действия и принимаются своевременные меры по защите, в том числе обучение всех категорий населения вопросам предупреждения террористических актов и действиям при их угрозе и совершении;

организуется взаимодействие со спецслужбами иностранных государств и Интерполом.

Уголовным кодексом РФ, предусматривается наказание за террористическую деятельность:

при совершении деяния в одиночку следует наказание от 5 до 10 лет;

при совершении деяния группой лиц по предварительному сговору, неоднократно или с применением огнестрельного оружия – от 8 до 15 лет;

в случае наступления тяжелых последствий для пострадавших – от10 до 20 лет.

Говоря о воспитании у граждан бдительности и наблюдательности, необходимо обратить внимание слушателей на то, что наиболее эффективный метод борьбы с террористическими актами – это его предупреждение. Здесь неоценимую помощь играет своевременная информация со стороны населения, правоохранительных органов и специальных служб, как при обнаружении подозрительных предметов, так и о не адекватном поведении сомнительных людей. Депутат Государственной Думы, председатель подкомиссии по законодательству в сфере борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом Комитета по безопасности Госдумы, председатель правления Всемирного антикриминального и антитеррористического форума (ВААФ) генерал-армии Анатолий Сергеевич Куликов, выступая на международной конференции, говорил: “Эффективная борьба с терроризмом, преступностью на государственном, межгосударственном уровне возможна только в том случае, если к ней присоединится гражданское общество, все слои населения”.

В настоящее время возросла вероятность совершения террористических актов на территории предприятий, учреждений, организаций, фирм, а также на транспорте. Поэтому перед их руководителями, которые являются по должности начальниками гражданской обороны, встают задачи как по обеспечению безопасности подведомственных объектов, так и по выработке и выполнению плана действий в случае поступления сообщений, содержащих угрозу террористического характера.

При обучении должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС в УМЦ ГОЧС и на курсах ГО во время изучения тем по действиям в ЧС, возникающих в результате террористических актов, необходимо подробно остановиться как на предупредительных мерах, так и на действиях должностных лиц и работников объектов при:

обнаружении взрывчатых устройств и предметов, подозрительных на взрывчатые устройства;

поступлении угрозы по телефону;

поступлении угрозы в письменной форме;

захвате заложников.


Основными действиями могут быть:

А. Действия предупредительного характера:

1. Ужесточение пропускного режима при входе и въезде на территорию объекта.

2. Установка систем сигнализации, аудио и видеозаписи.

3. Осуществление ежедневных обходов территории объектов и осмотр мест сосредоточения опасных веществ на предмет своевременного выявления взрывных устройств или подозрительных предметов.

4. Периодическая комиссионная проверка складских помещений.

5. Тщательный подбор и проверка кадров.

6. Организация и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов и органов по делам ГОЧС инструктажей и практических занятий по действиям в условиях возможных террористических актов.

7. При заключении договоров на сдачу складских помещений в аренду в обязательном порядке включать пункты, дающие право администрации организации при необходимости осуществлять проверку сдаваемых помещений по своему усмотрению.

8. Проведение регулярных инструктажей персонала о порядке действий при приеме телефонных сообщений с угрозами террористического характера.

9. Оснащение, при возможности, телефонов дежурных (вахтеров) и т.д. , указанных в официальных справочниках, автоматическими определителями номера (АОН) и звукозаписывающей аппаратурой.



Б. Действия в случае обнаружения взрывных устройств или подозрительных предметов.

1. Незамедлительно сообщить о случившемся в правоохранительные органы или органы по делам ГОЧС по телефону.

2. Не трогать, не вскрывать и не перемещать находку. Запомнить время её обнаружения. Помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.д.

Не предпринимать самостоятельно никаких действий с предметами, подозрительными на взрывное устройство – это может привести к их взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям!

3. Не подходить к взрывным устройствам и подозрительным предметам (должностным лицам организовать их оцепление) ближе расстояния, указанного в таблице 1.

Таблица 1

Рекомендуемые

расстояния удаления и оцепления при обнаружении взрывного

устройства или предмета похожего на взрывное устройство


№ п/п

ВУ или подозрительные предметы

Расстояние



Граната РГД-5

Не менее 50 м



Граната Ф-1

Не менее 200 м



Тротиловая шашка массой 200 гр.

45 м



Тротиловая шашка массой 400 гр.

55 м



Пивная банка 0,33 литра

60 м



Чемодан (кейс)

230 м



Дорожный чемодан

350 м



Автомобиль типа “Жигули”

460 м



Автомобиль типа “Волга”

580 м



Микроавтобус

9870 м



Грузовая автомашина (фургон)

1240 м

4. Обеспечить возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения взрывных устройств автомашин правоохранительных органов, скорой помощи, органов управления по делам ГОЧС, служб эксплуатации.

5. Обеспечить присутствие на работе лиц, обнаруживших находку, до прибытия оперативно-следственной группы и фиксацию их данных.

6. В случае необходимости принять решение и обеспечить эвакуацию людей согласно имеющегося плана.

Помните – в соответствии с законодательством руководитель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье своих сотрудников.

В. Действия при поступлении угрозы по телефону.

1. Не оставлять без внимания ни одного подобного звонка.

2. Передать полученную информацию в правоохранительные органы.

3. Постараться дословно запомнить разговор, а лучше записать его на бумаге.

4. Запомнить пол, возраст звонившего и особенности его речи:

- голос: громкий (тихий), высокий (низкий);

- темп речи: быстрая (медленная);

- произношение: отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом;

- манера речи: развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями.

5. Обязательно постараться отметить звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук телерадиоаппаратуры, голоса и т.п.).

6. Отметить характер звонка – городской или междугородный.

7. Зафиксировать точное время начала разговора и его продолжительность.

8. В ходе разговора постараться получить ответ на следующие вопросы:

- куда, кому, по какому телефону звонит этот человек;

- какие конкретные требования выдвигает;

- выдвигает требования лично, выступает в роли посредника или представляет какую-то группу лиц;

- на каких условиях он (она, они) согласны отказаться от задуманного;

- как и когда с ним можно связаться;

- кому вы можете или должны сообщить об этом звонке.

9. Постараться добиться от звонящего максимального промежутка времени доведения его требований до должностных лиц или для принятия руководством решения.

10. Еще в процессе разговора постараться сообщить о звонке руководству. Если этого не удалось сделать, то сообщить немедленно по окончании разговора.

11. Не распространять сведения о факте разговора и его содержании.

12. При наличии АОНра записать определившийся номер, что позволит избежать его случайную трату.

13. При использовании звукозаписывающей аппаратуры сразу после разговора извлечь кассету с записью разговора и принять меры к ее сохранности. Обязательно установить на ее место другую кассету.



Г. Действия при поступлении угрозы в письменной форме:

1. Принять меры к сохранности и быстрой передачи письма (записки, дискеты и т.д.) в правоохранительные органы.

2. По возможности, письмо (записку, дискету и т.д.) положить в чистый полиэтиленовый пакет.

3. Постараться не оставлять на документе отпечатки своих пальцев.

4. Если документ в конверте, то его вскрытие производится только с левой или правой стороны путем отрезки кромки ножницами.

5. Сохранить все: сам документ, конверт, упаковку, любые вложения. Ничего не выбрасывать.

6. Не позволять знакомиться с содержанием письма (записки) другим лицам.

7. Запомнить обстоятельства получения или обнаружения письма (записки и т.д.).

8. На анонимных материалах не делать надписи, подчеркивать, обводить отдельные места в тексте, писать резолюции и указания. Запрещается их сгибать, мять, сшивать, склеивать.

9. Анонимные материалы направлять в правоохранительные органы с сопроводительным письмом, в котором указать конкретные признаки анонимных материалов (вид, количество, каким способом и на чем исполнены, с каких слов начинается и каким заканчивается текст, наличие подписи и т.д.), а также обстоятельства, связанные с их обнаружением или получением.



Д. Действия при захвате заложников

1. О сложившейся ситуации незамедлительно сообщить в правоохранительные органы.

2. По своей инициативе не вступать в переговоры с террористами.

3. Принять меры к беспрепятственному проходу (проезду) на объект сотрудников правоохранительных органов, автомашин скорой медицинской помощи, МЧС России.

4. Оказать помощь сотрудникам МВД, ФСБ в получении интересующей их информации.

5. При необходимости, выполнять требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей. Не противоречить преступникам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной.

6. Не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам.
В последние годы во всех странах повышенное внимание уделяется совершенствованию средств индивидуальной защиты.

Говоря о них, необходимо остановиться на том, что для защиты населения в условиях возможных террористических актов с применением опасных химических веществ кроме средств, принятых на снабжение, наиболее реальным и эффективным является использование средств индивидуальной защиты одноразового использования.

Научно-исследовательскими учреждениями и промышленностью в последние годы освоен выпуск различных средств индивидуальной защиты одноразового использования как фильтрующего, так и изолирующего типа. Основное предназначение таких средств – экстренная защита органов дыхания и зрения, а также лица при ЧС, в том числе и при террористических актах с применением АХОВ.

К фильтрующим средствам защиты одноразового использования относятся респираторы типа “Алина” (“Алина-В”, “Алина-АВ”, “Алина-ХК-А” и др. – изготовитель ЗАО “Севзаппромэнерго” г. Санкт-Петербург), защитный капюшон “Феникс” (изготовитель ООО “Эпицентр маркет”, г. Москва), газодымозащитный комплект ГЗДК (изготовитель ОАО “Химконверс”, г. Москва), противопожарный противогаз “ЭвАК” (изготовитель НПО “Ассоциация КрилаК”) и др.

К изолирующим средствам защиты одноразового использования относятся самоспасатели промышленные изолирующие СПИ-20, СПИ-50, портативное дыхательное устройство ПДУ-3 и портативный дыхательный аппарат ПДА (изготовитель ФГУП Тамбовский научно-исследовательский химический институт), самоспасатель АДА (изготовитель ЗАО “Кампо”).

Для защиты кожи разработан облегченный защитный комбинезон изолирующего типа, который может использоваться и как накидка (изготовитель НПО “Ассоциация КрилаК”).

К преимуществам вышеперечисленных средств защиты относится небольшие габаритные размеры и вес, доступность для использования вне зависимости от возраста, пола, физиологических и антропометрических особенностей пользователя и др.

В ходе обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС больше внимания обращать на практическую отработку вопроса обнаружения и идентификации химических и биологических веществ, которые могут быть использованы при террористических актах.



Руководителям органов управления по делам ГО и ЧС, преподавателям УМЦ ГОЧС и курсов ГО подчеркивать значение заблаговременной разработки, уточнения и постоянного наращивания базы данных, содержащую свойства возможных химических и биологических агентов, характерные признаки поражения, вызываемые ими, простейшие способы защиты и правила действий, а также меры первой помощи в случае поражения. Важное значение имеет распространение (особенно в структурные подразделения специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны организаций) наиболее полных и качественно отработанных баз данных.