Ребенок в школе: Полезное одиночество и ситуация "один дома" - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Дома представляют конкретные обстоятельства жизни человека, как внутренней... 13 5396.58kb.
Почему ребенок уходит из дома? 1 26.11kb.
Большую часть дня ваш ребенок проводит в школе. Питание в школе это... 1 35.75kb.
В возрасте семи лет ребенок переживает кризис развития, связанный... 1 48.89kb.
30 июля случилось вот что. Из нашего мира одновременно шагнули два... 1 67.67kb.
Здоровье, сосиски и дежурное блюдо 1 24.35kb.
Ингрид Бауэр Жизнь без подгузника! Нежная мудрость естественной гигиены... 27 3168.31kb.
Причины возникновения компьютерной зависимости 1 333.54kb.
Отчужденность Онегина от поместного дворянства, жизненный кругозор... 1 50.01kb.
Младший воспитатель 1 60.21kb.
Психотерапия неуспеваемости Правило первое 1 25.2kb.
Диагностическая работа психолога 1 87.83kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Ребенок в школе: Полезное одиночество и ситуация "один дома" - страница №1/1

Ребенок в школе: Полезное одиночество и ситуация "один дома"
Ученик проводит в школе 6-7 часов ежедневно. В течение всего этого времени каждый ребенок находится на виду у всех остальных. В школе негде уединиться: ни в классе, ни в столовой, ни на перемене в коридоре. Даже в туалете кабинки без дверок. От такой усиленной публичности некоторые школьники устают; одни из них становятся чересчур беспокойными, суетливыми, при малейшем поводе обижаются, плачут или пускают в ход кулаки; другие - могут уснуть прямо на уроке. Придя домой, такие дети испытывают острую потребность в уединении.

Сашу К., ученицу второго класса, учителя характеризовали как беспокойную, неусидчивую девочку, которая часто ссорится с одноклассниками и бывает вспыльчивой и агрессивной. В разговоре с психологом Саша рассказала о своей мечте - иметь игрушечный дом, как у ее подружки Марины. Маринин папа соорудил для своей дочки кукольный домик прямо в кладовке, маленькой комнатке без окон. Там все было сделано как в настоящей квартире: кухня, комната, мебель, ванна, туалет и даже раздельное освещение. Саша была в гостях у своей подружки, и ее потрясла такая роскошь. На вопрос психолога: "Зачем тебе такой домик?" - девочка произнесла: "Я бы включала свет и сидела там в тишине".

Дома дети обычно сами выискивают потайные уголки. Если у ребенка нет своей комнаты, где он может побыть наедине с собой, то он может (как в более раннем возрасте) устраивать "домики" под столом, "штабы" в шкафах, "убежища" под одеялом. Так уставший от публичности ребенок восстанавливает свои психические силы и в то же время осваивает новый для себя опыт - общения с собой, расширяя и углубляя тем самым свой внутренний мир, развивая способность к рефлексии и внутреннему плану действия. Родители, идущие навстречу своим детям в их желаниях уединиться, спрятаться, способствуют развитию личности ребенка и укреплению его психического здоровья.

Но если ребенок оказывается в ситуации, когда ему нужно находиться дома после школы (после окончания уроков или после "продленки"), его одиночество вынужденное. Конечно, родители стараются не оставлять детей одних, особенно первоклассников. Однако бывает и так, что уже со второй четверти первого класса ребенок самостоятельно проводит время до возвращения родителей из школы.

Как помочь ему не чувствовать страха, быть организованным, самостоятельно выполнять домашние задания? Попробуем дать несколько рекомендаций, которые сделают одиночество не таким удручающим, а со временем помогут развить в ребенке способность самому распоряжаться временем, которое он проводит дома один.

1. Составьте вместе с ребенком список дел, которые ему предстоит выполнить до прихода мамы и папы. Первый список может представлять собой табличку, в которой ребенок будет проставлять галочки, когда выполнит очередной пункт. Для самых маленьких школьников список может быть подробным ("1. Проверь, хорошо ли заперта дверь. 2. Переоденься, повесь одежду на плечики. 3. Вымой руки с мылом. 4. Возьми в холодильнике еду и разогрей в микроволновке". И т. д.). Что касается времени, то иногда и во втором классе дети путаются в стрелках механических часов. А потому режимные моменты можно сопровождать рисунками часов со стрелками, обозначающими определенное время, либо купить электронные часы.

2. Каждый вечер можно договариваться с ребенком, чем он будет заниматься во время, обозначенное в списке как "свободное". Возможно, он по вашему заданию выпишет из книги понравившийся рецепт или прочитает, как лучше ухаживать за аквариумными рыбками. Кого-то больше привлекает чтение книги, а кого-то - возможность конструировать модели кораблей. Главное, чтобы ребенку было чем поделиться вечером, а вам - быть спокойными относительно того, что у сына или дочки есть какое-то интересное дело.

Если страшно быть дома после школы... Если ребенок боится оставаться дома один, найдите возможность избавить его от одиночества. Опасно, разрушительно для психики ребенка постоянно преодолевать этот страх. Борьба со страхом отнимает все силы, ему незачем учиться, радоваться, жить. Если к этому прибавляется недовольство родителей: насмешка над трусостью, резкость в оценке ситуации, психика ребенка переживает двойную нагрузку: страх и отчаяние, безвыходность, незащищенность. При этом невротическое развитие неизбежно.

3. Проговаривать правила безопасности (относительно нахождения дома, разных непредвиденных ситуаций, транспортных вопросов и т. п.) нужно не один раз перед первым самостоятельным возвращением из школы, а регулярно, но не запугивая ребенка, а по возможности обыгрывая ситуацию ("Как бы ты поступил, если бы тебя попросила открыть дверь соседка тетя Шура?").

4. Договоритесь о времени, когда вы будете созваниваться друг с другом. Пусть таких контактов будет несколько. Обязательно находитесь на связи в то время, которое было оговорено (или вообще в любое время, тем более что мобильная связь это позволяет), иначе ребенок может нафантазировать непонятно что. Если же все звонки происходят вовремя, у сына или дочки складывается представление о том, что мама и папа всегда в пределах досягаемости и могут в случае чего примчаться на помощь.

5. Обсуждая события за день, следуйте принципу "обсуждать - но не критиковать". Возлагать надежду на то, что ребенок выполнит все пункты по списку времяпрепровождения, не стоит. Во всяком случае, на это может потребоваться несколько месяцев, а то и весь период младшей школы. К выполнению более сложной домашней работы следует переходить после того, как усвоены самые основные моменты (ребенок без труда поддерживает в порядке свою школьную форму, может самостоятельно разогреть обед, не забывает выключить плиту и воду, выполнить уроки и др.).

6. Особо оговаривается время просмотра телевизора и компьютерных игр. Если ребенок и без того испытывает в одиночестве чувство страха, то телевидение может напугать его еще больше. Даже если, просмотрев программу телепередач, вы убедитесь в том, что детективов и "ужастиков" в дневной период нет, вы не получите гарантии того, что ребенок не увидит что-то, от чего его с головы до ног охватит чувство страха. Поэтому если без голубого экрана не обойтись, лучше воспользоваться видеомагнитофоном, заранее выбрав с ребенком те кассеты, которые можно будет посмотреть (на выбор). То же касается и компьютерных игр.



7. Накануне вечером и утром перед уроками старайтесь создать дома спокойную обстановку, убеждайте ребенка в том, что он смелый и самостоятельный. Будьте сами уверенны и доброжелательны. Тогда, скорее всего, и ребенок сможет поверить в то, что проблема "один дома" не такая уж страшная, как казалась вначале.