Развивающие: Способствовать развитию творческого мышления и дать возможность его реализации, создав на уроке условия для выбора твор - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Итоговой работой по каждому полугодию является выполнение творческого... 1 202.49kb.
Методика развития мышления на уроках биологии и географии 1 74.03kb.
Внеклассное мероприятие «День здоровья» 1 72.66kb.
Муниципальная образовательная организация дополнительного образования 1 112.48kb.
Особенности работы по развитию творческого потенциала детей с особыми... 1 53.83kb.
Создать условия для творческого самовыражения в области дпи 1 35.96kb.
Температура 1 58.09kb.
В последнее десятилетие в отечественной психологии необыкновенно... 1 214.93kb.
Спиридонов В. Ф. За­ко­но­мер­но­сти он­то­ге­не­ти­че­ско­го раз­ви­тия... 1 160.11kb.
Гбоу детский сад №1697 вао г 1 89.32kb.
Математическая викторина «своя игра» «О, математик» 11-й класс (геометрия) 1 43.18kb.
«Леса России». Урок путешествие 1 77.91kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Развивающие: Способствовать развитию творческого мышления и дать возможность его - страница №1/1

Пояснительная записка.
Эту тему учащиеся изучают в 6 классе на двух уроках. В ходе уроков используются возможности ИКТ, что открывает доступ учащимся к большому объему новой информации, которая в традиционном виде (на бумажной основе) практически не реализуема. Уроки направлены на то, чтобы расширить знания учащихся о народном творчестве России, об искусстве наших предков. У ребят появится возможность увидеть лучшие образцы русской народной живописи, познакомиться со сказочными персонажами народных художников, наглядно увидеть настоящие произведения искусства русских мастеров. Первый урок строится в форме беседы, которая сопровождается показом слайдов. Учащиеся знакомятся с легендарными героями и сказочными персонажами русской народной живописи второй половины 17- начала 18 века. На втором уроке просматриваются презентации приготовленные учащимися дома («Человек конь-Полкан», «Крылатый зверь – грифон»).

После изучения теоретической части учащиеся получают индивидуальные творческие задания.


Цель: познакомить учащихся с возникновения одного из видов народного искусства – росписью по дереву, его образами и мотивами.

Задачи:


Образовательные: выявить лучшие образцы живописного искусства созданных несколькими поколениями русских народных художников, а также любимые вековые образы и мотивы, сохраняющие древние предания, сформировать навыки составления декоративной композиции,


Развивающие: Способствовать развитию творческого мышления и дать возможность его реализации, создав на уроке условия для выбора творческого решения своей композиции росписи.

Воспитательные: учить понимать произведения народных художников, любить и беречь это богатство, воспитывать художественный вкус и бережное отношение к предметам народного искусства. Формировать чувство композиции, аккуратности, при выполнении работы.

Методы: беседа, демонстрирование наглядного материала, объяснение, практическая работа, анализ практической работы.
Оборудование:

для учащихся: альбомный лист, простой карандаш, резинка, цветные карандаши или акварель (гуашь), кисти, баночка с водой, палитра, салфетки.

для учителя: слайды к уроку, мультимедийный проектор, компьютер, приготовить макет сундука из картонной коробки.

Зрительный ряд: рисунки с росписью на прялках, сундуках, предметах быта, репродукции; ИКТ-презентация.

Оформление доски:

Центральная часть доски: Цитата М. Горького: "Человек по натуре своей художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту".

Левая часть доски: рисунки с росписью различных предметов

Правая часть доски: “Словарик” (Коробейка, крестьяне, традиция, коромысло, народное искусство.

Структура уроков

План первого урока

время

Пункты плана

2 минуты

1. Организационный момент.

5 минут

2. Вступительная беседа: «Что такое народное искусство?» История возникновения.

15 минут

3.Разнообразие и богатство художественных мотивов росписи с изображением сказочных птиц, диковинных зверей.







5 минуты

4.Обьяснение задания. Творческая работа учащихся. Постановка художественной задачи.

15 минут

5.Творческая самостоятельная работа учащихся. Практическое выполнение рисунка простым карандашом- выбор сюжета.





6. Индивидуальная работа учителя с классом.

3 минуты

7. Д/з. Подведение итогов урока.

План второго урока

время

Пункты плана

2 минуты

1. Организационный момент.

1о минут

2. Просмотр презентаций сделанных учащимися дома.. Игра-филворд по данной теме.

2о минут

3.Творческая самостоятельная работа . Практическое выполнение – цветовое решение.




4. Индивидуальная работа с классом.

5 минут

5.Выставка работ, сделанных учащимися.

5 минут

6.Наследие русских народных художников.

2 минуты

7. Подведение итогов.

Ход первого урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительная беседа.

Учитель: Ребята, мы с вами живем в 21 веке. Кто-то живет в квартирах многоэтажных домов, а кто-то в обычных сельских домах. Но всех нас в жизни окружают привычные предметы быта: посуда, мебель, бытовые приборы и т. д.

А как жили люди в 20 веке, в 19 , 18? Была ли у них такая же посуда, мебель, предметы быта? (ответы детей)

Давайте мысленно перенесемся лет на 300 назад, и войдем в обыкновенный крестьянский дом ( слайд №2,3).
Крестьяне – люди, живущие в селе или деревне, работающие на земле, соблюдающие традиции.

Что видим мы в доме наших предков живущих много веков назад? (ответы детей)

Да, мы видим печь, которая занимает большую часть дома, и это не удивительно, в печи готовили пищу, на печи спали, сушили одежду, дрова.

Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки, для новорожденного подвешивали к потолку нарядную колыбельку – вот, пожалуй, и все.

Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья.

Вдоль стен стояли широкие лавки. На них сидели и спади. А знаете, чем они отличались от скамьи?

Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.

Здесь же можно увидеть прялку, Это очень важный предмет в жизни русского человека. На ней пряли нитки из льняных волокон, а для теплой одежды – из овечьей шерсти.

Одежду крестьяне хранили в сундуках или лубяных коробейках (слайд № 4). Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами.
Коробейка (слайд№5) - лубяной сундучок – короб, коробка, коробья. Коробья отличается от сундука тем , что у нее скругленные углы. Делались коробьи чаще всего из липового луба, реже из осины или ясеня. Липовый луб - верхний слой дерева – снимался со ствола весной, когда начиналось движение соков.

Естественная поверхность луба была гладкая, удобная для росписи.


Каждая вещица в доме на своем месте. Каждое орудие труда, каждый предмет быта веками обточены так, что своим законченным и необходимым трудовым образом порождают вокруг себя особое, умное, трудовое пространство. Любая вещь должна быть, прежде всего, удобной. Например, топорище у топора: его замысловатые линии удобны для работы, или коромысло вырезано со смыслом – легко и весело с ним девице по воду ходить (слайд № 6).

Коромысло – это деревянное приспособление, с помощью которого носили на плече воду в ведрах из колодца или реки.

Все предметы быта удобны и красивы даже без украшений. Кажется, что они не слышно говорят о чем то добром и важном.

Но у большинства вещей, есть и другой образ, имеющий лишь одну задачу: дарить радость сердцу. Речь идет о резных украшениях и росписи по дереву (слайд № 7 ).

Мы побывали с вами в простом крестьянском доме, все предметы и вещи человек старался украсить, чтобы сделать его наряднее, внести праздничность в повседневность. Почти все предметы в доме были сделаны из дерева, и многие из них народные художники украшали росписью.

Какие предметы люди украшали росписью? И почему это искусство называлось народным?

На эти и многие другие вопросы нам предстоит ответить.

Росписью украшали: сундуки, коробейки, прялки, колыбели, деревянную посуду и т. д. (слайд № 9-16).

Народное искусство – это искусство многих поколений безымянных художников из народа. Их мастерство, передавалось от отцов к сыновьям, сохранило те характерные черты. Которые составляют его основу: особенности колорита, рисунок орнамента, композицию, сюжеты. Эта повторяемость основных элементов в искусстве и называется – традицией.


Какие сюжеты особенно полюбились русскому народу?

Сейчас мы с вами познакомимся с легендарными героями и сказочными персонажами русской народной живописи второй половины 17- начала 18 века.




  1. Разнообразие и богатство художественных мотивов росписи с изображением сказочных птиц, диковинных зверей.


«Древо жизни» (слайд № 17).

Дерево с птицами - "древо жизни" - стало одним из любимых сюжетов русского народного искусства: с ним связывалось представление о могуществе сил природы, о зависящем от нее благополучии человечества и его счастье. Дерево было символом жизни на земле и называлось «древом жизни», показывалось всегда с корнями (слайд №18). Дерево с птицами стало одним из излюбленных сюжетов русского народного искусства: с ним связывалось представление о могуществе сил природы, о зависящем от него благополучии человека, его счастье. В орнаменте широко представлены образы птиц. Птицы часто символизировали тепло, свет, предвещали урожай и богатство.



Сирин и алконост (слайд № 19).

Одно из самых важных и даже почетных мест в крестьянском искусстве занимали райские птицы. Птицы Сирин и Алконост были наиболее распространенными и любимыми образами и помещались в центре изображения.



Птица Сирин в народном искусстве  изображалась очень часто и жила дольше других легендарных персонажей. Это мифическая райская птица с лицом и телом женщины до пояса (слайд №20). Птица счастья, радости, удачи. Обладает волшебным, чарующим голосом. Ее райское пение пленяет слушающего настолько, что он забывает все существующее. У крестьянских художников, как и у небогатого городского люда, образ Сирина ассоциировался с представлением о благополучии и счастье. . Сирин всегда "возвышался" над изображением бытовых сцен в прялочных росписях - выезда на санях, в карете, - неизменно паря над всем. В древности образ Сирина выражал идею роста жизненных сил, идею жизни. Культ этой птицы продолжал существовать и в христианскую эпоху. Сирин был символом воды и неба. Его охранительная роль осталась в символике росписей, соединившись с домашним, земным пониманием счастья.

Алконост (слайд №21) - птица печали. По сказаниям, пение этих птиц поражало людей. Поскольку эти птицы подчас олицетворяли радость жизни, в народном искусстве они превращались в сказочную жар-птицу.

Народные сказания воспевали еще одну птицу – владычицу окиана. Это Стратим-птица.



Образ льва (слайд №22,23,24).






Образ льва, широко использовался в народных росписях, как символ власти и мощи, перекочевал в Россию с Востока. Часто в народных русских росписях лев более похож на собаку, чем на хищного зверя. Изображались они стоящими или лежащими в геральдической композиции по сторонам "древа" или цветов в вазоне с грозно поднятой лапой.

Единорог (слайд № 25).





Единорог - конь с рогом на лбу - также встречается в северных росписях. Как правило, он изображается стоящим на задних ногах. Самые ранние сведения о нем и его изображения относятся к XV веку. Единорог - мифическое животное, образ которого, может быть, возник под воздействием восточных культур. Носорог и конь соединились в образ одного зверя - единорога, причем, по преданию, он был наделен особой силой, способной поражать злых людей. Чаще всего единорог и лев располагаются на фасаде по сторонам вазона или дерева, иногда в позе схватки, символически воспроизводя борьбу светлых и темных сил, дня и ночи.

  1. Объяснение задания. Творческая работа учащихся. Постановка художественной задачи.

Сегодня вы попробуете нарисовать свой собственный рисунок, придумать свою собственную роспись. Простым карандашом наметьте рисунок выбранного сюжета, обдумайте композицию своего рисунка. Каждый должен постараться по-своему выполнить задание. Вы должны подумать, какого диковинного зверя или птицу выберете. Не забывайте, что персонажи всегда окружены крупными причудливыми цветами. Пожалуйста, закройте глаза и постарайтесь представить картинку. Обдумывание композиции и словесное рисование поможет вам реализовать замысел, скорректировать его, избежать ошибок в изображении.

Физкультминутка.



  1. И. п. – стоя, руки за головой. На счет «раз»-присесть, руки вперед; на счет «два»-вернуться в исходное положение. Повторить 7-8 раз.

  2. И.п. – стоя, ноги врозь, руки в замок. На счет «раз»- руки вверх с полунаклоном назад; на счет «два» - энергичный наклон вперед, руки вниз. Повторить 5-7 раз.

  1. Творческая самостоятельная работа учащихся. Практическое выполнение росписи - выбор сюжета.

Простым карандашом учащиеся намечают эскиз росписи, основные элементы узора, композицию рисунка. Затем детально прорисовывают элементы росписи, окончательно уточняется их чередование, расположение.

  1. Индивидуальная работа учителя с классом

Во время творческой работы учитель наблюдает, чтобы учащиеся располагали листы альбома и определили величину изображения на листе в зависимости от композиционного замысла и размера листа, чтобы композиция отражала содержание выбранного эпизода в логической связи между изображаемыми объектами. На этом этапе урока учитель оказывает учащимся индивидуальную помощь, поддерживает их творческие стремления, предлагает активно заполнять плоскость листа растительным узором.

  1. Д/з. Подведение итогов урока

Принести материалы: кисти, акварельные краски (гуашь). Приготовить презентации: «Крылатый зверь – грифон», «Человек конь-Полкан».

Ход второго урока.

1. Организационный момент.

2. Просмотр презентаций приготовленных учащимися дома («Человек конь-Полкан», «Крылатый зверь – грифон»).



3. Игра-филворд

Вы должны дать правильный ответ на заданный вопрос. Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться.



Филворд вывешивается на доске. Учитель сам отмечает отгаданные слова.

Вопрос №1. Какой предмет играл очень важную роль в жизни русского человека.

Ответ. Прялка.

Вопрос №2.

Из ровных кирпичиков сложена ладно,


И рядышком с ней не бывает прохладно.
Не курит, а в небо пускает колечки.
И любит сухие дрова и дощечки.

Ответ. Печка.

Вопрос №3. Где крестьяне хранили одежду?

Ответ. В сундуках, коробьях.

Вопрос №4. Деревянное приспособление для переноски воды?

Ответ. Коромысло.

Вопрос №5.Как называлось искусство многих безымянных художников из народа

Ответ. Народным

Вопрос №6. Как называлась птица радости и удачи?

Ответ. Сирин.

Вопрос №7. Как называлась птица печали?

Ответ. Алконост.

Вопрос №8. Как называлось мифическое животное с рогом во лбу?

Ответ. Единорог.

Вопрос №9. Назовите образ, который был в народной росписи символом власти и мощи?

Ответ. Лев.

Вопрос №10. Как называли дерево с птицами?

Ответ. « Древо жизни».

Вопрос №11.Из какого дерева делали лубяные сундуки?

Ответ. Из липы.

Вопрос №12. Какой предмет мебели в избе считался главным?

Ответ. Главным предметом мебели считался стол.

Вопрос №13. Как назывался крылатый зверь?

Ответ. Грифон.

Вопрос №14. Что в избе стояло вдоль стен?

Ответ. Лавки

Вопрос №15. Как называлась владычица океана?

Ответ. Стратим- птица.

п

п

е

ч

ь

к

о

р

о

м

р

с

у

н

а

л

к

о

н

ы

я

н

с

д

е

д

и

н

о

с

л

а

и

у

л

е

в

о

с

л

к

р

р

к

с

п

т

р

т

о

а

о

и

а

т

м

и

о

с

л

н

д

н

к

р

и

ц

г

т

и

о

л

а

в

а

т

а

и

о

п

е

г

р

и

ф

о

н

н

л

а

д

р

е

в

о

ж

и

з





































Физкультминутка.

  1. И. п. – стоя, руки за головой. На счет «раз»-присесть, руки вперед; на счет «два»-вернуться в исходное положение. Повторить 7-8 раз.

  2. И.п. – стоя, ноги врозь, руки в замок. На счет «раз»- руки вверх с полунаклоном назад; на счет «два»-энергичный наклон вперед, руки вниз. Повторить 5-7 раз.

3.Творческая самостоятельная работа. Практическое выполнение – цветовое решение.

Композиция декоративного рисунка окончательно уточняется и завершается в цвете. Роспись выполняется на светлом фоне. При выполнении росписи старайтесь, чтобы гуашь или акварель на кисточке была густой, чтобы краски не смешивались, а граничили между собой точно и аккуратно.



4.Индивидуальная работа с классом

Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.



5.Выставка работ, сделанных учащимися.

Выбрать наиболее удачные работы, и украсить макет сундука. Оформление выставки, просмотр выполненных работ. Отметить лучшие.



6. Наследие русских народных художников

Мы с вами познакомились с лучшими образцами живописного искусства, созданными несколькими поколениями русских народных художников. Все эти предметы с образами сказочных птиц, зверей, невиданных растений сохранились в результате бережного отношения владельцев, ценивших произведения старинных художников, и составляют гордость музейных коллекций нашей страны.



7. Подведение итогов.

Учитель. Благодарю всех участников сегодняшнего занятия. Вы все хорошо потрудились, узнали много нового о народной росписи и лучших ее образцах Произведения народных художников составляют богатство и гордость нашей страны, которыми мы гордимся.

Урок закончен.

Литература:

-С.К.Жегалова. Русская народная живопись. Москва «Просвещение» 1984.

-А. Рогов. Кладовая радости. Москва «Просвещение» 1982.

-http://ruart.syrykh.



-http://varvar.ru.

-http://www.artIy.ru


izumzum.ru