Разработка урока по информатике в 6 классе по теме «Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Разработка урока по информатике в 6 классе по теме «Перевод двоичных чисел в десятичную - страница №1/1

Методическая разработка урока

по информатике в 6 классе

по теме
«Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления»

Работу выполнила:

Подзорова Оксана Викторовна,

1972 года рождения,

высшее образование,

учитель информатики

МОУ СОШ №6 Центрального района г.Волгограда

первая квалификационная категория, стаж педагогической работы 9 лет.

Тема урока:
«Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления»


Цели урока:
Обучающая

Повторить способ перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления, показать способы перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления, расширить представления учащихся о возможностях приложения Калькулятор.



Развивающая

Продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно делать выводы, обосновывать и высказывать свое мнение.
Воспитывающая

Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, умение слушать выступающего.

Задачи:

Повторить способ перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления, показать способы перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления, научить переводить двоичные числа в десятичную систему счисления.


Оборудование:

Презентация к данному уроку

Рабочие тетради
Тип урока:

Комбинированный урок




Основные понятия:

двоичная система счисления, двоичное кодирование.



Знания и навыки учащихся:

Уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно.




Ход урока


  1. Организационный момент.

В организационный момент включается проверка домашнего задания. Учитель выясняет, какие задания вызывали затруднения, какие вопросы возникли у учеников.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

Переведите числа 214, 223, 254 в двоичную систему счисления. После того, как учащиеся перевели числа им, предлагается проверить их результаты с повторным объяснением решения. (решение и ответы ребята видят на экране)

Проверьте: 21410=110101102 , 22310=110111112 , 25410=111111102




214

107

53

26

13

6

3

1

0

1

1

0

1

0

1

1




223

111

55

27

13

6

3

1

1

1

1

1

1

0

1

1




254

127

63

31

15

7

3

1

0

1

1

1

1

1

1

1

  1. Изучение нового материала.

Мы с вами повторили, как переводятся десятичные числа в двоичную систему счисления. А сегодня на уроке рассмотрим способы обратного перевода.

Тема нашего урока: «Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления»

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Учитель обращает внимание учащихся на экран, на котором записана тема урока и цели урока.




  1. Рассмотрим способы перевода целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную.

Способ №1. Вспомним числовой ряд: 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512, 1024, 2048…

Пусть имеется число 1111012 . Представим его так:

1111012 =1·1 + 0 ·2+1 ·4+1 ·8+1 ·16+1 ·32=6110


Ответ: 1111012=6110


Все цифры данного числа взятые справа налево перемножаются на числа ряда - 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512… взятые в порядке возрастания и полученные произведения складываются.
Способ №2 . Возьмем тоже число 1111012

Переведём единицу 6-го разряда (первая слева в записи числа) в единицы 5-го разряда: для этого 1 умножим на 2, к полученным 2 единицам 5-го разряда прибавим имеющуюся единицу 5-го разряда.

Переведём эти 3 единицы 5-го разряда в 4-й разряд и прибавим имеющуюся единицу 4-го разряда : 3·2+1=7

Переведём 7 единиц 4-го разряда в 3-й разряд и прибавим имеющуюся единицу 3-го разряда: 7·2+1=15

Переведём 15 единиц 3-го разряда во 2-й разряд 15·2=30 В исходном числе во 2-ом разряде единиц нет.

Переведём 30 единиц 2-го разряда в 1-й разряд и прибавим имеющуюся там единицу: 30·2+1=61

Письменные вычисления удобно записывать так:

((((1 ·2+1) ·2+1) ·2+1) ·2+0) ·2+1=61

Ребята слушают объяснения учителя, видят всё на экране и записывают в свою тетрадь способы перевода чисел.



Способ №3. Переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления и обратно можно с помощью приложения Калькулятор.

Запускаем приложение Калькулятор и выполняем команду (Вид- инженерный). Обратите внимание на группу переключателей, определяющих систему счисления:



·Hex ·Dec · Oct · Bin

Десятичная система счисления


Двоичная система счисления


Убедимся, что Калькулятор настроен на работу в десятичной системе счисления. С помощью клавиатуры или мыши вводим в поле ввода произвольное число. Активизируем переключатель Bin и в поле ввода видим новое число в двоичной системе счисления.

Настроим Калькулятор на работу в двоичной системе счисления. Обратите внимание, какие кнопки и цифровые клавиши нам доступны. Вводим двоичное число и с помощью переключателя Dec переводим его в десятичную систему счисления.


  1. Закрепление изученного материала. Практическая часть.

Поработаем в рабочей тетради:

22 стр.16

В классе 1111002 % девочек и 11002 мальчиков. Сколько учеников в классе?

Переведем числа из двоичной системы счисления в десятичную. Каждый из учащихся может выбрать себе способ, который ему покажется наиболее удобным и простым (из 1и 2 способа).

Например, выберем 1 способ.

1111002=0·1+0 ·2+1 ·4+1 ·8+1 ·16+1 ·32= 6010

В классе 60% девочек

1100=1 ·4+1 ·8=12 следовательно -12 мальчиков

Так как 60% девочек, значит мальчиков 40%.

12:40 ·100=30 учеников

Ответ: 30 учеников в классе.

Ребята скажите, кто выбрал 2 способ для перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную? Почему вы сделали такой выбор?

РТ №23 стр. 16

У меня 100 братьев. Младшему 1000 лет, а старшему 1111 лет. Старший учится в 1001 классе. Может ли такое быть?



Решение: Переведем числа 100, 1000, 1111, 1001 в десятичную систему счисления.

100=0 ·1+0 ·2+1 ·4=4 (4 брата) (перевели 1 способом)

1000=((1 ·2+0) ·2+0) ·2+0=8 (лет) младшему (перевели 2 способом)

1111=1 ·1+1 ·2+1 · 4+1 ·8=15 (лет) старшему

1001=1 ·1+1 ·8=9 , старший учится в 9 классе

Ответ:

Такое может быть, если считать, что все данные приведены в двоичной системе.



РТ № 20 стр.13 Работаем по группам. Учащиеся сидящие на первом ряду переводят числа 1столбца таблицы, сидящие на 2 ряду – 2 столбец таблицы, на 3 ряду – 3 столбец таблицы. Потом полученные результаты запишем в новую таблицу. Переводить числа можете любым способом (первым или вторым). Выбирайте способ тот, который вам показался более простым и понятным.
1
0111=1 ·1+1 ·2+1 ·4=7

0100=0 ·1+0 ·2+1 ·4=4

1001=1 ·1+0 ·2+0 ·4+1 ·8=9

0010=0 ·1+1 ·2=2



000=0 ·1+0 ·2+0 ·4+1 ·8=8

0001= 1 ·1=1

0110=0 ·1+1 ·2+1 ·4=6

0011=1 ·1+1 ·2=3

0101=1 ·1+0 ·2+1 ·4=5


8

1

6

3

5

7

4

9

2





1000

0001

0110

0011

0101

0111

0100

1001

0010

V. Задание на дом:

§1.3 (стр.20-21)

РТ № 21 стр.14

VI. Итог урока.

Что нового узнали на уроке? (В виде беседы с классом.)

Как по двоичному коду восстановить соответствующее десятичное число?

Приведите пример.

Данный урок сопровождается презентацией. С помощью мультимедийного проектора на экране учащиеся 6 класса наглядно видят весь теоретический и практический материал данного урока, что повышает результативность и усвояемость данного материала.
Слайд №1.




Слайд №2.

Слайд №3.



Слайд №4.



Слайд №5.



Слайд №6.


Слайд №7.



Слайд №8.



Слайд №9.



Ожидаемые результаты:
По окончании урока все учащиеся должны узнать 3 способа перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления. Каждый учащийся, как правило, выберет для себя тот способ, который ему покажется более простым и понятным.

Подбор заданий в рабочей тетради поможет учителю достичь результатов на практике. И все учащиеся попробуют применить новые полученные знания, умения и навыки на практике не только на данном уроке, но и потом при выполнении домашнего задания.

Закрепить навыки самостоятельной работы (в начале урока при повторе предыдущей темы: перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления) и навыки работы по группам.

Данная методическая разработка урока предназначена в помощь учителю, работающему по новому учебно-методическому комплекту по информатике для 5-6 классов (автор Босова Л.Л., издательство «Бином. Лаборатория знаний»), имеющему гриф «Допущено» Министерства образования РФ.


Учебное пособие:

1. Информатика: Учебник для 6 класса /Л.Л. Босова. – 4-е изд., испр. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.



  1. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса/ Л.Л. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.



Используемая методическая литература:

  1. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2004.

  2. Занимательные задачи по информатике

/ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова, Ю.Г. Коломенская. – 2-е изд., испр. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.



izumzum.ru