Рассказа «После бала» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Кратко изложите историю создания и публикации рассказа «Левша» (0... 1 230.04kb.
Сценарий короткометражного художественного фильма по мотивам рассказа И. 1 55.05kb.
Урок литературы в 8 классе по теме «И. А. Бунин. Жизнь и творчество. 1 72.83kb.
Прочитайте отрывок из рассказа А. П. Чехова "Красавицы" и сделайте... 1 102.83kb.
Әлия-саптан ұмтылып, Жүгіріп шықты аптығып 1 59.72kb.
В вестибюле Дворца и в колонном зале прогуливаются приглашенные на... 1 115.9kb.
Схема написания сочинения 1 78.27kb.
Рассказа В. П. Астафьева «Мальчик в белой рубахе» 1 75.96kb.
Об одном возможном источнике рассказа Л. Н. Толстого «Три смерти»... 1 23.99kb.
Д/О №44 «Тұлпар» Сценарий выпускного бала подготовительной группы... 1 105.53kb.
Анализ рассказа А. П. Чехова 1 33.27kb.
И. С.] "Подготовительные материалы к роману «Дым»." Публикация и... 2 219.29kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Рассказа «После бала» - страница №1/1

Министерство образования и науки Республики Марий Эл

МОУ «Зеленогорская средняя (полная) общеобразовательная школа»



Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала».

Моральная ответственность

человека за происходящее.


/урок литературы в 8 классе/.

Составила: Гранатова Нина Валентиновна,

учитель русского языка и литературы.

п.Зеленогорск

14.02.2013

Цели:

образовательная - выявить проблематику рассказа;

развивающая – развивать навыки анализа текста художественного произведения, характеристики героев;

воспитательная – воспитание юного читателя (сориентировать на ответственность каждого человека за свои поступки).

Методические приёмы: беседы, элементы диспута, тест, рефлексия.

Оборудование: компьютер, проектор, иллюстрации к рассказу.



Ход урока.

  1. Повторение пройденного материала.

  1. О ком идёт речь?

  1. «…девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели.»

(Марья Ивановна Миронова, А.С.Пушкин, «Капитанская дочка».)

  1. «Молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький; несколько приглуповат…»

(Хлестаков, Н.В.Гоголь, «Ревизор».)

  1. «Как серна гор, пуглив и дик

И слаб, и гибок, как тростник».

(Мцыри, М.Ю.Лермонтов, «Мцыри»)

2. Это эпиграф к какому произведению?

1) Береги честь смолоду.



(Пословица, «Капитанская дочка».)

2) На зеркало неча пенять, коли рожа крива.



(Народная пословица, «Ревизор».)

3)Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю.

(«Я попробовал немного мёду, и вот я умираю». Интерпретация: немного радостей пришлось испытать герою, и вот он должен умереть.)

(Слова из Библии, «Мцыри».)



  1. Беседа с элементами диспута.

Многие исследователи основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу изображён в маске, а после бала – в истинном свете, без маски. Так ли это? Постараемся выяснить. Выскажите свои мнения по следующим вопросам.

?1. На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивает его поведение по отношению к дочери? (В сцене бала полковник не только кажется красивым, милым, добрым – он на самом деле мил, красив и добр, конечно, по отношению к людям определённого круга. Полковник искренне любит дочь и заботится о ней. По замечанию и предположению Ивана Васильевича, полковник носит домодельные, а не модные сапоги, чтобы одевать и выводить Вареньку в высший свет. И Варенька платит отцу любовью и даже гордится им.)

?2. Искренен ли он с ней и другими? (Полковник искренен и на балу, когда радостный, счастливый танцует с дочерью или подводит её к влюблённому в неё молодому человеку, и после бала, как ревностный николаевский служака, по давно, тщательно продуманному порядку прогоняет сквозь строй провинившегося солдата.)

?3.Какие качества характера полковника проявляются в сцене на плацу? (Полковник убеждён, что делать «надо всё по закону»: перед танцем натянуть замшевую перчатку на правую руку, вынуть «шпагу из портупей», отдать «её услужливому молодому человеку …» А если придёт случай, ударить этой рукой провинившегося солдата.)

?4. Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее? (Герой растерялся, не мог поверить в происходящее, предполагал, что полковник «что-то знает такое», чего он не знает. Он был настолько ошеломлён, что не мог отдать себе отчёта в том, что произошло: «… мне было до такой степени стыдно, что, не зная куда смотреть, как будто я был уличён в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой»)

?5. Почему полковник «поспешно» отвернулся от Ивана Васильевича? (Может быть, где-то в глубине души у полковника есть чувство жалости к несчастному, униженному человеку. Он, вероятно, стыдясь, делает вид, что не узнаёт Ивана Валисьевича и отворачивается. Но это не снимает с него вины, а лишь объясняет мотивы его поступков. Он, как офицер, верит в необходимость жестокой расправы с теми солдатами, кто посмел ослушаться.



Другое мнение, полковник просто не считает солдат за людей, поэтому не жалеет их. Отвернулся он потому, что поклонник его дочери вторгся в дела его службы, увидев расправу над солдатом.)

?6. В чём корень противоречий, по мнению автора? Согласны ли вы с писателем? (Иван Васильевич не находит ответы и где-то в глубине души смутно догадывается, что в иных жизненных ситуациях, заставляющих человека быть то одним, то другим, повинно общество. Дойти до истины Ивану Васильевичу так и не удалось. До самой смерти он не мог понять принципы нелепо устроенного общества и сохранил веру в то, что поведение человека зависит от случая. Но в глубине души он уверен, что дело не в случае, не в одном офицере, а в каких-то более основательных социальных причинах.)

?7. Как вы считаете, почему любовь героя к Вареньке «сошла на нет»?

?8. Почему Иван Васильевич нигде не служил?

?9.Изменится ли среда, если люди будут стремиться к самосовершенствованию? Как этого добиться?


  1. Сопоставление редакций рассказа.

Сопоставим одну из первых и последнюю редакции концовки рассказа.

-Почему Толстой изменил концовку рассказа?



Черновой вариант

Окончательный вариант

«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу, и старался выработать в себе такое сознание долга,- я так называл это,- как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».

«Что ж вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», - думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался – и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился».

  1. Работа с иллюстрациями.

- Рассмотрите иллюстрации к рассказу. К каким эпизодам они относятся?

- Удалось ли художникам передать настроение рассказа?



V. Вывод по беседе. В завершение нашего разговора попробуем сформулировать проблемы, которые ставит в своём рассказе Л.Н.Толстой.
Социально – нравственные проблемы рассказа «После бала» (запишите):
 Проблема добра и зла: писатель не только показывает сочетание добрых и злых порывов в душе полковника, но и разоблачает социальные условия, искажающие натуру человека.
 Проблема нравственного выбора человека.
 Проблема ответственности каждого человека за всё происходящее в обществе.


VI. Итог урока. Рефлексия. Слово учителя. На рубеже двух веков Лев Николаевич Толстой создаёт целый ряд произведений, разных по тематике, жанру и стилю. Они объединяются «вечными» нравственными проблемами гражданской ответственности, социальной справедливости, человеческого счастья, совести,добра.
Дополните слова Л.Н.Толстого о смысле жизни.
« Смысл жизни в служении_______(себе, людям). Жить для одного себя_____ (можно, нельзя). Это духовная _____(жизнь, смерть). Верю в то, что смысл жизни каждого человека в увеличении в себе _____ (любви, ненависти,добра,зла)».
Главная идея рассказа Л.Н.Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека.

Картина истязания солдата вызывает чувство острой жалости, отвращения к издевательствам, к бесчеловечности. Ключевое слово рассказа – стыд. Толстой главный вред видел «в душевном состоянии тех людей, которые устанавливают, разрешают, предписывают это беззаконие, тех, которые пользуются им как угрозой, и всех тех, которые живут в убеждении, что такое нарушение всякой справедливости и человечности необходимо для хорошей, правильной жизни.



  1. Домашнее задание.

  1. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по теме «Случай, изменивший мою жизнь».

  2. Подготовиться к тестированию по рассказу «После бала».

Тест (на листочках).

Тест

по рассказу Л.Н.Толстого «После бала».

1. Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа «После бала»?

а) последовательность излагаемых событий; в) антитеза;

б) цикличность излагаемых событий; г) ретроспектива.

2. Каков тип композиции рассказа?

а) рассказ в рассказе;

б) повествование от первого лица;

в) последовательность авторского изложения событий.

3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?

а) отчуждения; в) восторг;

б) возмущения; г) пренебрежение.

4.Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?

а) важность судьбы героя после бала;

б) особое значение сцены расправы с солдатом;

в) важность утра, следующего за балом.

5.С помощью каких языковых средств автор противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнее)?

а) антитеза; д) звукопись;

б) подбор эпитетов; е) описание одного героя;

в) прямая авторская оценка; ж) внутренний монолог.

г) цветопись;

6.Определите основную идею рассказа.

а) судьба человека зависит от случая;

б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость;

в) идея личной ответственности человека;

г) осуждение деспотизма.

7.С помощью какой художественной детали Л.Н.Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?

а) замшевая перчатка; в) блестящие глаза и радостная улыбка;

б) белые усы и бакенбарды; г) «домодельные сапоги».

8. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

а) утверждает идею Л.Н.Толстого «непротивлении злу насилием»;

б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей;

в) идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека».



9. Отметить импонирующее вам утверждение:

а) автор протестует против николаевской действительности;

б) автор заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее;

в) автор призывает бороться с произволом.



Ключ к тесту: 1-в,2-а, 3-в, 4-б, 5-в, ж, 6-в, 7-г, 8-б, 9-б.


izumzum.ru