Рассказ «механик салерно» Урок литературы в 5 классе по программе Р. Н. Бунеева - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Р. Н. Бунеева и Е. Бунеевой по творчеству А. С. Пушкина в 5 классе... 1 106.91kb.
Урока литературы в 10 классе «Любовная лирика Н. А. Некрасова» 1 101.06kb.
Человек! Останься человеком! По произведениям Джека Лондона «Любовь... 1 27.94kb.
Интегрированный урок географии и литературы в 11 классе Орловская... 1 127.36kb.
Урок литературы в 8 классе по теме «И. А. Бунин. Жизнь и творчество. 1 72.83kb.
Урок литературы в 8 классе «Тема и идея поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». 1 53.78kb.
Урок литературы в 11 классе 1 206.73kb.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по программе «Тропинки»... 1 38.12kb.
Урок литературного чтения в 4 классе по программе «Гармония». 1 27.24kb.
Урок размышление Урок литературы в 5 классе. Тема: И. А. Крылов «Ворона... 1 24.24kb.
Урок литературы в 11 классе «Живите так, как Вас ведёт звезда » 1 103.26kb.
Занимательные и сказочные задачи задачи с тремя цифрами 1 21.84kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Рассказ «механик салерно» Урок литературы в 5 классе по программе Р. Н. Бунеева - страница №1/1

«ОСТАВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ ПРИ ЛЮБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ»

(Б. ЖИТКОВ И ЕГО РАССКАЗ «МЕХАНИК САЛЕРНО»)

Урок литературы в 5 классе по программе Р.Н. Бунеева.

Урок подготовила и провела

Учителей русского языка

и литературы

Люевой Ольги Николаевны,

Учителя I квалификационной категории

МКОУ «СОШ№6»

г. Благодарный

5 декабря 2007г.

ТЕМА УРОКА: « ОСТАВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ ПРИ ЛЮБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ»

(Б.ЖИТКОВ И ЕГО РАССКАЗ «МЕХАНИК САЛЕРНО»)

ЦЕЛИ УРОКА:1 Воспитывать в детях чувство ответственности за свои поступки.

2. Развивать умение анализировать литературное произведение.

3. Обучать грамотному, вдумчивому чтению, развивая творческий

потенциал учащихся; расширить представление о писателе Б.Житкове.

ХОД УРОКА

I ОРГМОМЕНТ (приветствие, постановка целей и задач)

Слово учителя

Добрый день, ребята! Я очень рада нашей сегодняшней встрече, спешу познакомиться с вами. Я, Люева Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы, участница школьного этапа конкурса «Учитель года-2007». Сегодня у меня очень непростой день, и я надеюсь на вашу поддержку и сотрудничество.

Как это просто - мы сказали друг другу «Здравствуйте», назвали свои имена, и уже знакомы. А иногда с людьми можно знакомиться заочно, т.е. не встречаясь с ними лично. Помощниками в этом бывают книги, и сегодня такой случай. Известный детский писатель С.Я.Маршак рассказывает нам в своём известном стихотворении «Почта» о замечательном писателе- Борисе Степановиче Житкове, а точнее, об одной черте характера этого человека.

(Проецируется стихотворение, учитель читает его)

Итак, судя по пути следования письма, ясно одно - Житков неутомимый путешественник.

II ПЕРЕХОД К ТЕМЕ УРОКА

Слово учителя

Море и жизнь моряков - одна из излюбленных тем Б.Житкова. Сестра писателя вспоминала, что больше всего он любил писать о море. В его морских рассказах основное-это, правда. Он писал о том, что видел, слышал, сам переживал. Его герои- живые люди; не портреты, конечно, и рассказы его не протоколы, но выросли они из истинных происшествий, из были.

Море Житкову было родным, близким; он знал его и злым, и мирным, любил. Рассказы о море писал моряк Житков, а моряк- это не только профессия, это- состояние души.

Рассказ «Механик Салерно» впервые был опубликован под названием «Было давно» в журнале «Знание-сила» в 1932 году. Во всех последующих изданиях назван «Механик Салерно». Этот рассказ вошёл во все издания «Морских историй».

III ПЕРЕХОД К АНАЛИЗУ ТЕКСТА

Слово учителя

Рассказ «Механик Салерно» вы прочитали дома. Понравился он вам?

-как вы думаете, о чём этот рассказ?

(ответы детей)

Слово учителя

Известно, что писатель Виктор Шкловский отзывался о рассказе так: « Есть у Житкова рассказ о команде на пароходе, в трюме которого горит бертолетова соль. Описание в рассказе посвящено не столько пожару - таких описаний в мировой литературе много,- сколько анализу подвига команды, которая сохраняет пассажиров от гибели и страха». Работая с текстом, мы попытаемся доказать справедливость высказывания Шкловского и разобраться, что же значит оставаться человеком при любых обстоятельствах.

Иногда люди попадают в очень трудное положение, связанное с риском для жизни. Такая ситуация называется экстремальной.

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ- СИТУАЦИЯ, СВЯЗАННАЯ С РИСКОМ ДЛЯ ЖИЗНИ (ПРОЕЦИРУЕТСЯ НА ЭКРАН)

Слово учителя

Перед нами проходят образы многих людей, о некоторых Житков говорит лишь несколько слов, поведение других открывает их сущность, ведь обычно в экстремальной ситуации человек становится самим собой, таким, какой он есть на самом деле.

Обратимся к некоторым главам рассказа (работа по рядам)

1-й ряд анализирует поведение капитана (гл.7)

2-й ряд находят в тексте отрывки, иллюстрирующие поведение Гропани и Матео ( гл.10-11)

3-й ряд попытайтесь разобраться, почему случился бунт на корабле (гл.12)

(вопросы и задания проецируются на экран)

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Слово учителя

Представьте себе, что вы плывёте на белоснежном теплоходе, вода под вами чистая-чистая, всё морское дно как на ладони. Встаньте и повторяйте за мной:

Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде.

То согнутся, разогнутся,

То зароются в песке.

(физпауза проецируется на экран)

Слово учителя

Ребята, предлагаю вам проанализировать 13 главу, но прежде, чем вы услышите отрывок, представьте, что сейчас вы в толпе бунтующих матросов. Капитан- главный человек на судне. От его поведения, настроения зависит многое, если ни всё. (Учитель читает отрывок о поведении капитана)

-Могли предположить пассажиры, что на судне беда?

Капитан- человек чести, готовый рисковать собственной жизнью, ради спасения вверенных ему людей, защищая честь своих сослуживцев.

Слово учителя

Если бы в рассказе речь шла только о подвиге команды, он не был бы назван «Механик Салерно». Автор пошёл даже на то, чтобы изменить название.

- Какую роль в повествовании играет механик Салерно?

- Каким вы представляете себе этого героя?

-Обратимся к главе14 (чтение по ролям)

ВОПРОСЫ НА ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА

-Вспомните, как ведёт себя Салерно во время пожара?

-Почему он признаётся в своём поступке капитану?

-Почему капитан ударил его по лицу?

-Как вёл себя Салерно после признания?

IV ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

-Перечитаем заключительные строки произведения.

-Почему автор заканчивает рассказ внезапным исчезновением Салерно? Подготовил ли нас автор к такому финалу? (Ответы детей)

Я очень надеюсь, ребята, что после нашего урока вы поняли, что это значит -оставаться человеком в любой ситуации. Спасибо за сотрудничество, до свидания!

V Домашнее задание:

1. Ответить на вопросы стр. 15

2.Задание № 5 стр.16 (рабочая тетрадь)



3.Прочитать рассказ Б.Житкова (по выбору) и пересказать его в классе