Рабочая учебная программа по дисциплине «История эстетических учений» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая учебная программа по дисциплине «история франции» для специальности... 1 122.52kb.
Примерный перечень зачетных вопросов по дисциплине «История политических... 1 33.38kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «история зарубежной литературы... 1 155.1kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине История экономических... 4 492.11kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине 1 167.07kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине 4 640.88kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине 1 188.33kb.
Рабочая учебная программа по алгебре в 8 классе 2013-2014 учебный год 1 217.26kb.
Рабочая программа по дисциплине Экономический анализ 1 490.95kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Гидродинамическая устойчивость... 1 228.83kb.
Рабочая программа дисциплины «история экономических учений» Направление... 1 276.32kb.
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Международное сотрудничество... 1 24.65kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Рабочая учебная программа по дисциплине «История эстетических учений» - страница №1/1



Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации

Кафедра культурологии


Рабочая учебная программа

по дисциплине «История эстетических учений»

по специальности «050403.65- Культурология»

по циклу ДПП.В.4дисциплины предметной подготовки,

дисциплины по выбору


Очная форма обучения

Курс – 5


Семестр – 10

Объем в часах всего – 50 ч.

В т.ч. лекции – 16 ч.

практические занятия – 8 ч.

лабораторные занятия – 0

самостоятельная работа – 26 ч.

Зачет – 10 семестр


Екатеринбург – 2012

Рабочая учебная программа по дисциплине «История эстетических учений».


ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2012. 19 с.
Составитель: Смольникова Н.С., канд.филос.наук, доцент кафедры культурологии УрГПУ
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры культурологии УрГПУ (протокол № 1 от 27 августа 2012 г.)
Зав. кафедрой __________И.Я. Мурзина
Руководитель учебного подразделения

(директор ИФК и МК) __________Н.И. Коновалова



I. Пояснительная записка

Цель курса: рассмотреть эстетических учения в хронологической последовательности, раскрывая основные теоретические проблемы в исторической перспективе.

Задачи курса:

  • раскрыть этапы становления и развития эстетики как философской науки;

  • выявить закономерности каждого этапа становления и развития эстетики;

  • показать связь эстетико-теоретических представлений с развитием художественной культуры;

  • познакомить с основными персоналиями.


Специфика содержания программы

Курс «История эстетических учений» является составным элементом профессиональной подготовки студентов, обучающихся по специальности «050403.65 – Культурология». Он предусматривает формирование целостного представления об эстетике как философской науке. Курс находится в тесной связи с дисциплинами «История культуры», «Теория культуры», «Теория и история искусства», «Теория и история литературы», «Семиотика», а также дисциплинами, обращающимися к современным социально-культурным практикам.

В программе курса реализуются межпредметные связи с различными науками: философией, историей, социологией, социальной психологией, этикой, этнологией и др.

Курс предусматривает формирование целостного представления об эстетике как философской науке. В связи с этим акцент делается на основных этапах развития эстетических учений как основы восприятия действительности определенной эпохи.

Курс является философско-теоретической основой практической деятельности по эстетическому воспитанию школьников.
Формы и методы реализации практического
компонента дисциплины

Практические занятия, проводимые в форме семинарских, предназначены для углубления знаний по изучаемой дисциплине и контроля самостоятельной работы студентов. Практические занятия направлены на формирование навыков самостоятельного анализа классических трудов эстетиков.

Практический компонент дисциплины реализуется в ходе практических занятий (семинаров). Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения семинарских занятий и контрольного тестирования, а итоговый – в ходе проведения зачета.

Семинары нацелены не только на глубокое усвоение обсуждаемой темы, но и закрепление навыков научной деятельности, умение участвовать в дискуссии (имеется в виду последовательность, ясность, четкость изложения своих мыслей, аргументированная позиция, соблюдение требований этики научного диалога).

На семинаре также отшлифовываются навыки умения слушать и оценивать выступления товарищей, делать замечания, уточнения, обобщения, выступать с сообщениями, докладами в учебной группе. Подготовка к семинарскому занятию предполагает внимательное ознакомление с планом, изучение основной и дополнительной, в том числе и справочной (соответствующие статьи энциклопедических изданий и словарей) литературой.

Рекомендуется составлять конспекты наиболее важных источников и краткие тезисные ответы по каждому вопросу.



Рекомендации по формам контроля и организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с разделами дисциплины по рекомендованным педагогом материалам с целью углубления знаний, полученных на лекционных занятиях.

С целью оптимизации методов обучения предлагается внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, активное использование информационных технологий, позволяющих студенту в удобное для него время осваивать учебный материал (обращение студента к ресурсам Интернет и мультимедиа-библиотекам).
II. Учебно-тематический планирование
2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения


№ п/п

Наименование темы.


Всего

Трудоемкость



Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Всего

Лекции

Практические

лабораторные

1.

Тема 1. Предмет эстетики. 

4

2

2







2

2

Тема 2. Методы эстетики.

12

4

2

2




8

3.

Тема 3. Персоналии

18



12

10

2




6


4.

Тема 4. Искусство как катарсис (от античности к современности).

8

2

2

-




6

5.

Тема 5. Постмодернизм в зеркале философской теории

8

2




2




6




ИТОГО

50

24

16

8

-

26



III. Содержание дисциплины



Тема 1. Предмет эстетики. 

Исторический разрыв между возникновением термина “эстетика”, понятием о ее предмете (Г. Баумгартен, сер. XVIII века, Германия) и возникновением и развитием эстетических идей в древности, в средние века, эпоху Возрождения, эпоху классицизма и барокко.



Ретреспектива  развития эстетики в добаумгартеновский период:

а) метафизика прекрасного и искусства; б) поэтика; в) риторика; г) общие теории искусства; д) художественная критика; е) художественно - практические рекомендации, канонические предписания (как на Востоке, так и на Западе); ж) трактаты о вкусе (XVII - XVIII вв. в Европе).



Формирование и развитие эстетики в системе философского знания. Как науки о чувственном восприятии (Г.Баумгартен). Эстетика как аналитика прекрасного и возвышенного, как критика способности суждения (И. Кант), как философия прекрасного, искусства, художественного творчества (Шеллинг, Гегель).

Немецкая классическая эстетика: обогащение и систематизация категориального аппарата под влиянием философии, глубина прозрений в сфере эстетического познания, художественного творчества, суждения вкуса. Однако узкий круг предметов искусства (изящные, шедевры), стремление подчинить эстетику философским концепциям. Прорыв философов  - романтиков к восточному искусству, к народному творчеству.



Кризис эстетики после столетия (сер. XVIII- сер.XIX) академических и художественно - критических успехов. “Эстетика снизу” как противовес “эстетике сверху”. Эстетическое чувство и восприятие как предмет научного наблюдения и эксперимента. Фехнер. Особая роль психологической эстетики, сохраняющей свой относительно самостоятельный статус по сегодняшний день.

Расширение предмета искусства в эстетике. Первобытное, африканское, примитивы, прикладное, ориентация не только на шедевры, интерес к промежуточным формам. Успехи этнологии, этнографии.

В XX веке - освоение художественной культуры латиноамериканской, африканской, малоазиатских и среднеазиатских народов и т.п. Процесс освобождения эстетики от европоцентризма. Кинематограф, художественная фотография, телевидение как искусство, магнитофонная и видеозапись, компьютерное искусство, кинетическая пластика как феномен культуры, неумолимо расширяющие и видоизменяющие предмет эстетики и искусствознания, в XX в.



Сближение со специальными науками: лингвистикой, семиотикой, теорией информации, “искусствометрией”. Вспомогательные и смежные с другими областями знания научные дисциплины, с которыми контактирует эстетика и науки об искусстве сегодня: музыкальная акустика, статистическое стиховедение, визуально - оптические, рентгеноскопические, компьютерно - математические исследования, создание “частотных” словарей и т.п.

Эстетика и философские течения XX века (феноменологическая, экзистенциалистская, неотомистская, структуралистская, персонализм, интуитивизм, поструктуралистическая и т.п.).

Осознанная в теории ХХ века роль эстетики творцов искусства! Леонардо да Винчи, Дюрер, Пуссен, Пушкин, Флобер, Бодлер, Толстой, Эйзенштейн, Мейерхольд, Пикассо, Дали, Бергман, Борхес и т.п. Эстетика манифестов творческих групп.



Понятие эксплицитной и имплицитной эстетики, введенные Вл. Татаркевичем. Первая формулируется в понятиях, логических конструкциях, адекватных теоретическому знанию. Вторая выражена неявно (implicitе) в произведениях искусства, в памятниках духовной и материальной культуры, в эстетических вкусах и предпочтениях, которые имеют преимущественно эмоционально - оценочную форму выражения, а не логико - понятийную и тем более не выстроенную в систему аргументов. Подвижность границы между эксплицитной и имплицитной эстетикой, особенно в творчестве художников.

Тенденция к интеграции метафизической, “философской эстетики сверху” и эмпирической “эстетики снизу”, обозначившаяся уже в начале ХХ века и ставшая доминирующей в конце ХХв.

Существование подобной тенденции в истории знания об искусстве. Тесная связь эстетики, философии и теории отдельных видов искусства, а также прикладных, практических правил творчества, в античности (классической и эллинистической), в восточных культурах (Индия, Китай), в эпохи Возрождения и Просвещения, в русской мысли об искусстве XIX - нач. ХХ вв., в современной западно - европейской науке об искусстве. “Поэтика” Аристотеля, “Диалоги” Платона, комментарии на “Натьяшастру” Абхинавагупты, даже “Философия искусства” Шеллинга, “Лекции по эстетике” Гегеля. Тем более теоретические исследования П.Флоренского, А. Белого, Вяч. Иванова - подтверждение этой органической взаимосвязи.

Трудность разграничения фундаментальных, эмпирических и прикладных сфер знания в науках об искусстве: текстологии в филологии (отрасль, занимающаяся изучением и изданием текстов, поисками “канонического” текста и его вариантов), гармонии в музыкознании (наука о связях, движении и следовании друг за другом аккордов); полифонии, как учения о музыкальном многоголосии, создающем единство.

В ситуации изучения текста и контекста (ХХв.), казалось бы узкая, практическая, прикладная текстология - источник фундаментальных идей, обогащающих сферу общей теории культуры, философии и эстетики. “Полифония” как эстетико - культурологическая теория особого художественного мышления - фундаментальная идея М. Бахтина. Выход прикладной реставрации в пластических искусствах в сферу фундаментальных идей, особенно в ситуации экологического кризиса.

Художественная критика как философское, теоретическое размышление и совокупность фактов искусства, описанных эмпирически.

Формирование в некоторых теоретических сферах знания об искусстве особой, специализированной эстетики (наряду со всеобщей, систематической): эстетики архитектуры, эстетики словесного творчества, музыкальной эстетики.

Итак, эстетика - раздел философии о совершенном чувственном восприятии (Баумгартен), критика способности суждения (Кант), философия искусства, художественного творчества (Гегель, Шеллинг), критика, как “движущаяся эстетика” (Белинский), наука о художественном творчестве и восприятии (к. ХIX - нач.XX в.), философия бытия как эстетического (русская религиозная эстетика), наука о выразительных формах (Б.Кроче, Лосев), наука об эстетических нормах, функциях и ценностях (Я. Мукаржовский).

 

Тема 2. Методы эстетики.

 Традиция метафизического и онтологического толкования прекрасного. искусства и художника, идущая из глубины веков (Платон, Аристотель, Плотин, Фома Аквинский).

Диалектический метод Гегеля.

Эмпирический метод наблюдения и эксперимента (вторая пол. XIX века)

Психологические методы в эстетике. Психология текста (Л. Выготский), психология творчества и восприятия: гештальтпсихология, фрейдизм, юнгианство, рецептивная эстетика. Р. Архельм, А.Моль

Социологические исследования: И. Тэн, Культурно - историческая школа А.Пыпина и Н. Тихонравова. Русская социология искусства 10 - 20х гг. ХХ века: В.Фриче, В.Преверзев. Социологическая поэтика: Ф. Шмит, П. Сакулин, М. Бахтин. Б. Виппер.

Фрейбургская социологическая школа: Т. Адорно, Г. Маркузе. Конкретно - социологические исследования предпочтений публики и социологическая теория Современный институционализм.



Культурологические методы - широкий комплекс подходов к искусству. Сравнительно - исторический метод (А. Веселовский. В. Жирмунский). По традиции так называемые формальные методы: А. Ригль, А. Гульдебранд, Г. Вельфин в искусствознании - художественная воля и видение в культуре. Жизнь форм А. Фосийона. Историческая поэтика Б.Виппера. Закономерности эволюции, “смещений”, канонизации младшей линии в искусстве в контексте культуры в концепции ОПОЯЗа: В.Шкловский, Б.Эйхенбаум, В.Жирмунский, Ю.Тынянов, Б.Томашевский. Иконология как теория духовно - смыслового анализа, обнаружение культурно - духовных сущностей эпохи в памятниках искусства: Э. Панофский, Э. Гомбрих. Системные подходы в эстетике. Эстетическая культурология Ю.Лотмана. Психология культуры М.Бахтина.

Герменевтика как понимание исторических памятников, произведений искусства в гуманитарных науках и в эстетике. Альтернатива понимания и объяснения в концепции В. Дильтея. Онтологическая герменевтика М. Хайдеггера. Антрополого - онтологическая герменевтика М. Бахтина. Соотношение “горизонтов” прошлого. традиции и современности у Г. Гадамера.

Онтологические подходы в эстетике. Онтологическая рефлексия о всеохватности, понятие эстетического в бытии объекта природного, социального, духовного. Поиски онтологической эстетики - поэтики.

Феноменологические методы. Основатель Гуссерль. Применение в эстетике: Р. Ингарден, Ф. Дюфрен, исходящие из неразрывности; однако несводимости друг к другу сознания и предмета. Интенция как способ направленности освобожденного от причинных и функциональных связей сознания на предмет конструирования поля его значений. Р. Ингарлен о физической и интенциональной предметности произведения искусства: постройка и архитектурное произведение; полотно - изображение и картина; партитура, звуковая основа и музыкальное произведение; конкретизация и эстетическая ценность.

Структурализм и структурно - семиотический метод. Разграничение в искусстве языка и речи, нормы и отступления от нее, истории (диахронии) и системы (синхронии), выявление устойчивых связей между элементами. Оппозиции. Синтаксис, семантика и прагматика искусства. Леви Стросс, Я. Мукаржевский, тартуско - московская школа, лидерство Ю. Лотмана.

Поструктуралистский метод. Р. Барт, Делез, Бодрийар, Лиотар. Деконструкция Ж.Деррида. Вместо оппозиции структурализма - дифференцированные различания. Периферия текста, а не центр. Интертекст. Использование методов неофрейдизма.

Условность разграничения методов. Связь феноменологии с герменевтикой, феноменологии с онтологией, проникновение герменевтики в структурализм, в историко - генетические исследования и т. п. Поструктурализм как решение нерешенных проблем структурализма и как отклик на постмодернистскую ситуации в культуре, науке, искусстве. Метод А. Лосева - диалектико - феноменологический; Дюфрена - феноменолого - социологический.

Русский ОПОЯЗ прошел три этапа развития: поэтико - феноменологический и психолого - культурологический; эволюционно - функциональный; социо - культурологический. Ю. Лотман - структалист - семиотик, эстетик - культуролог, феноменолог.

Возможность диалога между различными теориями, методами исследования, направлениями при наличии серьезных школ и стоящих за ними традиций. “Ни одно научное направление (не шарлатанское) не тотально” (Бахтин). Границы, возможности каждого из них, не подмена одного другим, не смешение, а диалог на основе понимания - согласия и несогласия, недогматического (Бахтин).

 

Тема 3. Персоналии

1. Эстетика Платона.

Учение об идеях. Лестница красоты, по которой ведет Эрос: а) прекрасное тело, б) обобщение признаков красоты в некоторой норме, в) постижение духовной красоты человека, г) красота нравов и законов, д) красота самой идеи (“Пир”).

Учение об идеях и концепция анамнезиса (припоминания).

Учение об идеях и подражание ремесленника (делание вещи), художника (подражание подражанию посредством видимости).

Множество значений подражания и противоречивое отношение к “подражательным искусствам”. Критика иллюзионизма и фантастических вымыслов в искусстве. Сократовский принцип пользы и пифагорейская мера.

Концепция поэтического вдохновения (“Апология Сократа”, “Ион”), аналогичного прорицателям и предсказателям. Относительная мудрость поэта. Истинная мудрость философа - правителя. Приоритет искусства “тэхне” (земледельца, врача, аптекаря, столяра и т. д.) перед искусством подражательным.

Удовольствие (“Горгий”, “Фимб”, “Тимей”), 1) сопровождающие действия полезные, 2) безвредные, направленные на чистые формы, 3) связанные с моральными чертами характера (в музыке, например), 4) удовольствие, нарушающее меру, возбуждающее, подавляющее разумную часть души (копии в искусстве, комедия, трагедия).

2. Эстетика Канта.

 Английские предшественники Канта. Шефстбери: любовь к Богу, добродетели и красоте - вид внимания ради самого объекта, бескорыстного и сосредоточенного на объекте, не связанного с желанием обладать им.

Кант: эстетическое суждение, а) незаинтересованное в реальном существовании предмета, представление о предмете воображаемом и созерцание его. Рефлексия. б) Всеобщность эстетического чувства, притязание на значимость для каждого. Гармония познавательных способностей. в) Суждение о целесообразности по форме. Красота свободная. привходящая (прикладная), красота нормы и идеала. г) Предмет необходимого удовлетворения, основанного на всеобщем чувстве. Антиномия вкуса и ее разрешение. Концепция искусства и гения. Искусство и природа. Гений как специфическая природная одаренность, проявляющаяся, в художественном творчестве. Эстетическая идея, ее отличие от понятия. Оригинальность, а не следование правилам. Гений и суждение вкуса.

Идеи Канта в дальнейшем развитии эстетики. Предмет нравится ради самого себя (Гегель).

Эстетическое удовлетворение и материальный интерес к предмету (Чернышевский).

М. Бахтин об эстетической любви, противоположной равнодушию, беспамятству, слиянию, самосохранению, сексуальности. “Любовное утверждение человека” в архитектоническом целом. Замедленное внимание.

Эстетика Канта как философское осмысление художественной культуры XVIII века. Полемика вокруг кантовской незаинтересованности в ХХ в., начиная с Г.В. Плеханова. Современная ситуация с коллекционированием в свете идей Канта.

 

3.Эстетика Гегеля.

Идеал как чувственное воплощение идеи, как прекрасное.

В природе, по Гегелю, лишь намек на прекрасное. Даже свет, в отличие от неоплатоников, христианских мыслителей, не обладая целостностью и дифференцированностью, по Гегелю, не может претендовать на приближение к прекрасному, в природе - абстрактное единство правильности, тождества.  прерываемого различиями, эллипса, параболы, яйцевидной линии. Гармония - соотношение качественных различий, взятых в совокупности и вытекающих из сущности вещи (переход к целостности, но нет еще идеальности, духовности).

Человек выше природы, но в нем - скудость природы, душа не просвечивает, несовершенство в общественной жизни. в царстве несвободы. Зависимость от среды, от прозаического миропорядка, от необходимости биологической и общественной. Истинная сфера свободы - искусство, как сфера идеала.

Полемика Чернышевского с Гегелем в трактате “Эстетические отношения искусства к действительности”. В чем актуальность аргументов Чернышевского?

Учение о трех этапах воплощения идеи в развитии искусства. Символический: неопределенная, абстрактная идея и определенные формы природы и человеческой жизни. Противоречие, зафиксированное в символе, двусмысленном, неопределенном. символ и знак. Архитектура символическая, не служащая утилитарным целям. Восточные искусства. Египет.

Классический этап: конкретная идея и ее воплощение в человеческом облике. в котором слито телесное и духовное. Гармония содержания и формы, воплощенная в скульптуре. Единство эмпирического и всеобщего. Адекватное воплощение идеала.

Романтический этап: распад идеи и облика, устремленность к понятию. Расширение предмета: большое и малое, высокое и ничтожное, нравственное и безнравственное. Хронологически - с римского искусства. Нарастание субъективного начала, интереса к форме, незначительные предметы - в ранг значительных (живопись малых голландцев). Принципы романтического искусства в живописи, музыке, поэзии. Классический эпос и роман как прозаическая буржуазная эпопея. Героический и прозаический миропорядок. Драма как высочайшая ступень поэзии.

Предмет и материал в различных видах искусства. Отношения материалов в архитектуре и поэзии.

Поэзия и “свободное искусство - новое гармоническое соотношение содержания и формы. роль художника в создании целостности, которой лишена разорванная прозаическая действительность. Понятие пафоса как слияния объективного и субъективного, общезначимого и личностного.

Внешнее и внутреннее созерцание в различных видах искусства.

 

4. Герменевтика и эстетика.

Постижение душевной жизни и памятника культуры, обладающих смысловой индивидуальностью и целостностью - по Шлейермахеру.

Разведение объяснения и понимания В. Дильтеем. Человечность объекта и субъекта в гуманитарном знании. Переживание чужой жизни гуманитарием было бы невозможно, если бы проявления жизни были целиком чужими, было бы не нужно, если бы не было ничего чужого. Роль архивов в постижении жизни личности и памятника культуры. Планы, эскизы, наброски, письма - ритм часов, эволюции, сотрудничество с поколением.

Герменевтика М. Хайдеггера. От историко - экзистенциальной концепции понимания бытия через соотнесенность с намерениями человека к онтологическому возвещению бытия человеку. Открытие - сокрытие молчаливой тайны бытия посредством искусства.

Гадамер о невозможности полного проникновения в психическую жизнь иного времени. Неизбежность дистанции и ее роль: освобождение от случайного, отмирание актуальных связей. понятие образования и здравого смысла. История не только в конце, мы сами в ней находимся. Роль предмнения, предрассудка в позитивном смысле, как носителя авторитета и традиции. Сознание исследователя опосредовано голосами прошлого и современности. Смещение горизонтов прошлого в процессе исследования, подвижность горизонта настоящего.

Фиксирование “инаковости”. Мыслить собственную историчность. Структура переживания и способ бытия эстетического.

Герменевтика М.Бахтина (см. соответствующий раздел о Бахтине).

 5. Эстетика М.Бахтина

 “Философия поступка” - противовес рационалистической философии и эстетике. Онтолого - антропологическая позиция, при которой ценностной тяжестью обладает течение жизни смертного человека даже в соотнесении с вечностью, безграничностью, пространством и временем. “Событие бытия”, при появлении свидетеля и судьи - “надбытие”.

Эстетическое в различных сферах природного и культурного миропорядка. Эстетическое “самоутешение”, эстетическое “опровержение”, “эстетическая любовь”.

Взаимодополнительное отношение вживания и созерцания. Критика теории “вчувствования” (ср. с Л. Выготским).

Автор (в широком смысле) и герой (актуализированный и потенциальный) в эстетической деятельности. Кругозор и окружение. Смерть и ценностно - эстетическое завершение личности в памяти. Увидеть другого со стороны, себя как другого. Прстранственное, временное, смысловое целое героя. Ритм как “послесловие” пережитого, тона реквиема в ритме.

Взаимная ответственность и вина жизни и искусства. Роль личности художника. Поиски “неспецифичной специфики”, “автономной причастности” в отличие от концепции специфики как таковой в ее безусловной автономности, развиваемой ранним ОПОЯЗом. Историческая поэтика на культурно - социологической основе. Жанры художественные и общеречевые. Хронотоп. Пародия и стилизация.

Авторитетное и авторитарное слово, внутреннее убедительное слово. Многоголосие и многоязычие романа. Монологический и полифонический его типы. Монологический текст, обретающий в процессе развития культуры диалогический контекст. Монологизация диалогических систем. Полемика с Ю. Лотманом о “Евгении Онегине”.

Риторика и диалог. Взаимосвязь и антогонизм (ср. с Г.Гадамером).

Автор несотворенный, а творящий, изменяющийся вместе с сотворяемым им текстом.

Каковы взаимоотношения между принципом “вненаходимости”, разрабатываемым в работе “Автор и герой в эстетической деятельности”, и принципом полифонии, лежащим в основе книг о Достоевском?

Идея “далеких контекстов”, большого времени культуры. Специфика гуманитарных наук.

О трагическом и смеховой культуре у Бахтина - в соответствующих разделах.
Тема 4. Искусство как катарсис (от античности к современности).

 Античные авторы о катарсисе посредством музыки. Катарсис трагедии (толкование Аристотеля). Дополнительный характер различных концепций катарсиса по отношению друг к другу (толкования Аристотеля).

Отрицание трагического катарсиса Платоном, Августином, Сент - Эвремоном.

Концепция катарсиса у Шиллера. Толкование катарсиса Аристотеля Лессингом.

Полемика вокруг проблемы катарсиса в к. XIX - н. XX в.: о трагической ошибке, о катарсисе героя и катарсисе зрителя, о катарсисе развития действия и композиции. Катарсис в аполлоновском и дионисийском искусстве (Ницше и художественная культура).

Катарсис и механизм воображения. Катарсис как противочувствие (Л.Выготский). Современное искусство: а) отсутствие катарсиса содержания,перенос воздействия на форму; б) парадоксы катарсиса; в) ирония как катарсическое преодоление безысходности, переход текста в интертекст.

 

Тема 5. Постмодернизм в зеркале философской теории

 

После “современности”. Споры о понятии современность: Новое время, Просвещение, Авангард 10 - 20 годов. Распространение термина в к. 60 -х гг. Соотнесенное со стилевыми изменениями в архитектуре. Лиотар, закрепивший понятие в 80 -х гг.



Выражение протеста против насильственного, самоуверенного перевода реальности из “неразумного” состояния в “разумное”. Против жестких, системных представлений о миропорядке, последний опережает теорию (Бодрийар), против оперирования привычными целостностями (типа Запад - Восток, мужское - женское начало). Наступление на классического субъекта: философия без субъекта, текст при “смерти автора” (Р.Барт), письмо как таковое, которое ведет субъекта (Деррида)

Деконструкция Ж. Деррида: против классической “метафизики присутствия”, полноценного, целостного смысла, трансцендентального означаемого. Вместо этого - проблема отсутствия истины бытия, игра означаемых не столько в центре, сколько на периферии текста. “Событийность” и “телесность” сами по себе, как таковые.

Деконструкция как разборка целого на части для “транспортировки” в другое место. Общность с структурализмом - обнаружение структуры, но далее ее разложение. Выявление скрытого (часто с помощью неофрейдизма), “непредставимого”, непредставленного, в том числе “следа” художественных ценностей прошлого. Недискурсивный “танец пера”.

“Шлейф термина “деконструкция”: письмо, след, различание, приложение, фармакон. Проблема интертекста (ср. у Бахтина - “свое -чужое” слово)

Стирание граней между “высоким искусством” и кичем. Технические средства воспроизведения - подрыв классических и модернистских форм бытия искусства. Цитаты - результат “окультуривания” любого материала, с которым имеет дело искусство. Ирония, игра, как выражение разочарования в идеалах и ценностях и как производное письма.

Замещение “мимесиса” моделированием действительности путем экспериментирования. Соцарт, концептуальное искусство на отечественной почве как проявление постмодернизма. Профанация классики и модернизма. Кризис оригинальности ( ср. роль оригинальности в эстетике Канта). Антилогоцентризм, интерес к маргинальному, локальному, периферийному.


Перечень практических занятий (семинаров)

  • Предмет эстетики.

  • Методы эстетики.

  • Эстетика Платона.

  • Эстетика Канта.

  • Эстетика Гегеля.

  • Герменевтика и эстетика.

  • Эстетика М.Бахтина

  • Искусство как катарсис (от античности к современности).

  • Постмодернизм в зеркале философской теории

IV. Самостоятельная работа

и организация контрольно-оценочной деятельности


Темы, вынесенные на самостоятельное изучение:

  • Исторический разрыв между возникновением термина “эстетика”, понятием о ее предмете

  • Формирование и развитие эстетики в системе философского знания. 

  • Кризис эстетики после столетия (сер. XVIII- сер.XIX) академических и художественно-критических успехов.

  • Расширение предмета искусства в эстетике.

  • Сближение со специальными науками.

  • Эстетика и философские течения XX века.

  • Осознанная в теории ХХ века роль эстетики творцов искусства.

  • Понятие эксплицитной и имплицитной эстетики.

  • Тенденция к интеграции метафизической, “философской эстетики сверху”

  • Традиция метафизического и онтологического толкования прекрасного искусства и художника, идущая из глубины веков (Платон, Аристотель, Плотин, Фома Аквинский).

  • Диалектический метод Гегеля.

  • Эмпирический метод наблюдения и эксперимента (вторая пол. XIX века)

  • Психологические методы в эстетике.

  • Фрейбургская социологическая школа.

  • Культурологические методы.

  • Герменевтика как понимание исторических памятников, произведений искусства в гуманитарных науках и в эстетике.

  • Онтологические подходы в эстетике.

  • Феноменологические методы.

  • Структурализм и структурно - семиотический метод. 

  • Поструктуралистский метод. 

  • Концепция поэтического вдохновения.

  • Английские предшественники Канта.

  • Эстетика Канта как философское осмысление художественной культуры XVIII века.

  • Идеал как чувственное воплощение идеи, как прекрасное.

  • Гармония - соотношение качественных различий, взятых в совокупности и вытекающих из сущности вещи (переход к целостности, но нет еще идеальности, духовности).

  • Классический этап: конкретная идея и ее воплощение в человеческом облике. в котором слито телесное и духовное.

  • Романтический этап: распад идеи и облика, устремленность к понятию.

  • Предмет и материал в различных видах искусства. Отношения материалов в архитектуре и поэзии.

  • Разведение объяснения и понимания В. Дильтеем.

  • Герменевтика М. Хайдеггера.

  • Гадамер о невозможности полного проникновения в психическую жизнь иного времени.

  • Герменевтика М.Бахтина (см. соответствующий раздел о Бахтине).

  • “Философия поступка” - противовес рационалистической философии и эстетике.

  • Специфика гуманитарных наук.

  • Полемика вокруг проблемы катарсиса в к. XIX - н. XX в.

  • Деконструкция Ж. Деррида

Темы контрольных работ

  1. Эстетика античности.

  2. Эстетика Средневековья.

  3. Эстетика Возрождения.

  4. Эстетика Просвещения.

  5. Классификация искусств в эстетике Просвещения

  6. Немецкая классическая эстетика.

  7. Развитие эстетических идей в отечественной мысли XIX века.

  8. Современная западная эстетика.

  9. Теоретическое наследие представителей отечественной эстетической мысли XIX века

  10. М. М. Бахтин о диалоге в творчестве Ф. М. Достоевского.

  11. Основные положения работы Л. Н. Толстого «Что такое искусство»: современный взгляд.

  12. Психология искусства (по Л. Выготскому).

  13. Специфика существования искусства в информационном поле современной цивилизации.

Вопросы для зачета

  1. Эстетика как философская дисциплина, её предмет и задачи.

  2. Учение Сократа о прекрасном как идее. Прекрасное, художественное творчество и вдохновение в Диалогах Платона.

  3. Обобщение художественной практики и эстетической мысли в «Поэтике» Аристотеля (калокагатия, мимесис , катарсис).

  4. Эстетическое наследие Древнего Рима. Гораций о правилах создания поэтического произведения.

  5. Эстетическая мысль западно-европейского Средневековья в трудах Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

  6. Эстетика Византии. Универсум как прекрасное творение Бога; всеобъемлющий символизм искусства.

  7. Эстетическая мысль Возрождения как обобщение художественной практики в трудах Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрера.

  8. Эстетика классицизма. «Поэтическое искусство» Н. Буало как первая теория художественного метода.

  9. Проблема эстетического вкуса и назначения искусства в наследии французских просветителей

  10. .Эстетика как самостоятельная научная дисциплина в теории Баумгартена.

  11. Эстетические идеи Канта (эстетический вкус, эстетическое наслаждение, художественный гений).

  12. Эстетика Гегеля как вершина европейской классической эстетики.

  13. Эстетическая мысль Древней и Средневековой Руси.

  14. Русская эстетика в трудах славянофилов, В.Г.Белинского, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского.


V. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины «История эстетических учений» студент должен

знать:

  • об этапах развития эстетической мысли;

  • о становлении проблемного поля науки;

  • об основных персоналиях;

  • о связи эстетико-теоретических представлений с развитием художественной культуры;

  • о ценности эстетического в культуре и жизни человека;

уметь

  • самостоятельно работать с учебной и научной литературой по философско-эстетической проблематике;

  • творчески анализировать современные художественные практики;

уметь:

  • использовать на практике методы гуманитарных наук при анализе художественных практик;

  • в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики переосмыслять накопленный опыт;

  • самостоятельно анализировать философскую и искусствоведческую литературу;

  • использовать современные информационные технологии для получения доступа к источникам информации, хранения и обработки полученной информации по религиоведческим проблемам;

  • применять навыки использования компьютерных технологий в практической профессиональной деятельности;

  • оценивать и прогнозировать последствия своей социальной и профессиональной деятельности;


VI. Учебно-методическое и информационное

обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

Основная литература:

Бычков В. М. Эстетика: Учебник для вузов.м– М.: Академический Проект, 2009. (25 экз.)

Никитина И. П. Эстетика : учеб. пособие / И. П. Никитина. – М.: Высш. шк., 2008. (5 экз.)

Смольникова Н. С. Эстетика: учеб.- метод. пособие для студентов вузов по спец. "050403 - Культурология" / Н. С. Смольникова ; Урал. гос. пед. ун-т, каф. культурологии. – Екатеринбург , 2010. (1 экз.)

Эстетика: вчера. Сегодня. Завтра / отв. ред. В. В. Бычков. – М.: ИФРАН Вып. 3 . – 2008. (2 экз.)
Дополнительная литература:

Артемьев Е. С., Чинаева О. П. Эстетика на пороге XXI века: материалы круглого стола // Свободная мысль. 1997. № 9.

Афасижев М. Н. Западные концепции художественного творчества. – М., 1990.

Ашмарин И. И. Зачем человеку музыкальность // Человек. 1998. № 2.

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1972.

Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1965.

Бергсон А. Смех. — М., 1995.

Бердяев Н. Н. Смысл творчества. — М.,1989.

Борев Ю. Б. Эстетика. В 2-х т. – Смоленск, 1997.

Волкова Е. В. Произведение искусства в мире художественной культуры. — М.,1988.

Волкова Е. В. Эстетика М. М. Бахтина. — М.,1990.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1987.

Выготский Л. С. Психология искусства. — М.,1985.

Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного // Знание. Серия «Эстетика». – М.,1991. № 12.

Голомшток И. Тоталитарное искусство. – М., 1994.

Гулыга А. В. Принципы эстетики. — М., 1987.

Ильин И. А. Александр Пушкин как путеводная звезда русской культуры. Собр. соч. в 10 томах. Т.VI., кн. 3. — М., 1997.

Ильин И. А. О национальном воспитании II В кн. Путь духовном обновления. Собр. соч. в 10 томах. Т. I. — М., 1997.

Ильин И. А. О русском восприятии искусства и художественного совершенства // Собр. соч. в 10 томах. Т. I. — М., 1997.

Каган М. С. Морфология искусства. — Л., 1972.

Каган М. С. Социальные функции искусств — Л., 1993.

Каган М. С. Эстетика как философская наука. – СПб, 1997.

Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. – Прага, 1988.

Кожинов В. В. Бахтин и его читатели // Москва. 1993. № 7.

Кожинов В. В. Размышления о литературе, искусстве, истории. – М., 2001.

Комарова Т. С.Коллективное творчество дошкольников: Учеб.пособие к Программе воспитания и обучения в дет.саду под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – М., 2005.

Кривцун О. А. Эстетика. Уч. пособ. для студентов вузов. – М.,1998.

Крутоус В. П. Категория прекрасного и эстетический идеал. — М.,1985.

Лекции по истории эстетики // Под ред. С. С. Кагана. – Л.. 1973—1980.

Липский В. Н. Эстетическая культура и личность. — М.,1987.

Лифшиц М. А. Поэтическая справедливость. Идея эстетического воспитания в истории общественной мысли. — М.,1993.

Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. — М.,1991.

Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. — М.,1995

Лосский Н. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. — М.,1998.

Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. — М.,1977.

Матонис В. Музыкально-эстетическое воспитание личности. — М., 1981

Махлина С. Т. Язык искусства. — Л.,1990

Мигунов АС. Художественный образ. Эстетический анализ. — М., 1980.

Минервин Г. Б., Мунипов В. Н. О красоте машин и вещей. – М.. 1981.

Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. – М., 1994.

Неменская Н. А. Эстетический характер самосознания // Сов. педагогика.­1991. № 9.

Неменский Б. М. Искусство – культура — образование. — М., 1993.

Нестеренко О. И. Краткая энциклопедия дизайна. – М., 1996.

Ницше Ф. Рождение трагического из духа музыки. Соч. Т.1. — М., 1990.

Оргета — и — Гассет. Эстетика. Философия культуры. — М., 1991

Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов // Под ред. В. А. Сластенина и др. — М., 1998.

Петров Л. В. Мода как общественное мнение. Л., 1976

Разумный В. А. Методика воспитания эстетической культуры личности. – М.,1985.

Свиридов Г. В. Музыка как судьба. – М., 2002.

Современные проблемы реализма и модернизма. — СПб. 1994.

Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина. — М.,1994.

Телевидение: вчера, сегодня, завтра. – М., 1981. вчера, сегодня, завтра. — М.. 1981

Толстой Л. Н. Что такое искусство. Собр. соч. в 30 тт. Т. 15. – М., 1955.

Флоренский П. Избранные труды по искусству. – М., 1996.

Шестаков В. П. Мифология ХХ века. — М.,1991.

Эстетика. Уч. пособ. для вузов / Под ред. А. А. Радугина. – М., 1998.

Эстетическое воспитание студентов. – М., 1980.

Юдина Е. Н., Екшурская Т. Н., Белова И. Л. Модное платье. – СПб., 1992.

Яковлев В. Г. Эстетическое как совершенное // Избр. работы. – М.,1995.

Яковлев Е. Г. Проблема систематизации категорий в эстетике. — М.,1983.


6.2 Информационное обеспечение дисциплины

  • Ресурсы сети Интернет:

Эстетика сегодня: состояние, перспективы: http://anthropology.ru/ru/texts/gathered/aestt/index.html
Портал «Культура России»

Просто и интересно о эпохах, великих людях и гениальных творениях. А также коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи и икон. Рассказы и очерки о русской культуре. Поиск по персоналиям, периодам, видам искусства. Рус. Англ.



Каталог Российского общеобразовательного портала

Поиск и просмотр произведений мировой и русской культуры: музыка (звуковые файлы), изобразительное искусство и архитектура. Множество вариантов поиска: по автору, по периоду, по направлениям, видам искусства, жанрам, странам. Античность, средние века, Новое время и современность. Иллюстрации и тексты. Рус.



Antiqua –энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии

Интересные и необходимые материалы по античной культуре. Персонажи мифологии, истории, литературы. В «Галерее изображений» – репродукции картин и др. изображений по персонажам с указание художников. В «Библиотеке» – мифы, литературные тексты, научные труды, учебники по истории античности. Античные сюжеты в мировом искусстве и литературе. Поиск по сайту. Рус.



WEB Gallery of Art

Web-галерея искусств – это виртуальный музей и поисковая система по европейской живописи и скульптуре от XII до середины XIX вв. Прекрасные изображения, удобный поиск. Англ.



ART-каталог

Энциклопедия и электронное собрание живописи и графики. Галереи художников, как русских, так и зарубежных. Полное и целостное представление о творчестве, стиле, направлении, любимых темах и жизненном пути. Поиск по сайту, а также CD и книги о художниках. Рус.



ArtHistory. Resources for the study of art history

Каталог ресурсов по всемирной истории искусства. По всем эпохам, направлениям, странам и континентам. Англ.



"From Russia With Art"

Крупнейший российский банк данных по современному изобразительному искусству. Содержит: 1421 авторов, 8029 изображений и 286 организаций. Множество ссылок на сайты, коллекции и галереи по истории искусства (репродукции). Рус. Англ.



CGFA

Крупнейшая виртуальная галерея картин выдающихся художников. Поиск художника по фамилии, национальности или времени жизни. Комментарии. Онлайн галерея мировой живописи. Полотна живописцев Западной Европы, США, России, Японии. Каталог классифицирован по художникам, по странам и хронологии. Биографии художников. Англ.



Digital Archive of Art Online Images from Boston College

Цифровой архив изображений живописи (18-19 век), скульптуры и архитектуры (от Стонхенджа до небоскребов). Англ.



Археология и искусство в фотографии

Арабский Восток и Античность в современной фотографии. Города, исторические и археологические памятники Иордании, Израиля, Ирана, Сирии, Албании, Франции, Италии и др. стран. Англ. Итал.



Nicholas Roerich Museum

Сайт Нью-Йоркского музея Николая Рериха. Репродукции, биография (фото), произведения. Англ.



World Art

Литература и живопись на сайте «Мир Искусства». Репродукции, краткие сведения об авторах. Произведения и биографические сведения о поэтах и писателях России и зарубежных стран. Рус.



Старатель

Литература. Живопись. Философия. Галерея качественных репродукций русских и зарубежных художников, биографические сведения. Тексты литературные и философские. Возможность поиска по сайту. Рус.



Российский архитектурный портал

Сайт для профессионалов и интересующихся. Основные разделы: новости, история архитектуры, современная архитектура, ссылки, индивидуальные (авторские) проекты

Каталоги, фотогалереи (много фотографий прекрасного качества), публикации. Словарь терминов. Форум по теме «Охрана и реставрация памятников». Статьи из журнала «Проект классика», новые публикации и архив: современная архитектура и прошлое. Открыт раздел «Тексты», в котором опубликованы книги Г. Ревзина «Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века» (М., 1992) и «Очерки по философии архитектурной формы» (М., 2002). Рус.

Храмы России

Специализированный исторический сайт «Храмы России» собирает материалы для единой сетевой энциклопедии российских храмов. Сайт посвящен православным и старообрядческим монастырям, церквам, часовням и молитвенным домам, существующим ныне или существовавшим к 1917 году на территории нынешней Российской Федерации. Содержит фотоальбом, базу данных (каталог) храмов, библиотеку и коллекцию ссылок. Рус.



Народный каталог православной архитектуры

Описания и фотографии православных церквей, храмов и монастырей. Задача проекта – собрать по возможности наиболее полное описание и современные фотографии всех православных церквей, монастырей, храмов, соборов, часовен и других православных сооружений России. Рус.



Византийская держава: история и культура государства ромеев

Основное содержание сайта – ссылки, в том числе на учебные и научно-популярные работы по истории культуры, на изобразительные материалы. География, правители, внутреннее устройство, быт и нравы, религия, иконопись. Россия и Византия. Также на сайте научные исторические и художественные тексты. Рус.



Искусство. Всеобщая история искусств

В основе сайта лежит энциклопедия «Всеобщая история искусств», подготовленная Институтом теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР с участием ученых – историков искусства других научных учреждений и музеев. В данный момент на сайте Вы сможете найти следующую информацию по искусству Древнего мира: первобытное искусство, искусство Передней Азии, Древнего Египта, эгейское искусство, искусство Древней Греции, эллинистическое искусство, искусство Древнего Рима, Северного Причерноморья, Закавказья, Ирана, Древней Средней Азии, древнейшее искусство Индии и Китая. Черно-белые иллюстрации из оригинального издания. Рус.



Виртуальный музей русского примитива

История русской примитивной живописи: от лубка до примитивизма XX века. Экскурсии с рассказами о жанрах и направлениях. Рус.



Галерея МАСТЕР

Великие мастера изобразительного искусства всех времен, направлений и стран. От популярных до малоизвестных. Статьи и изображения (прилагается архивная версия). Словарь по терминам искусства. Рус.



Галерея Неоклассика

Виртуальная версия московской галереи «Неоклаcсика». В собрании –произведения мастеров XX – XXI вв., представляющих художественную культуру постсоветского пространства: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Крыма, Крайнего Севера, Урала. Основа собрания – живопись и графика эпохи соцреализма, в чьем широком русле нашлось место традициям реалистического искусства, академического течения, романтизма, импрессионизма. Рус.


VII. Материально-техническое и дидактическое обеспечение дисциплины:

При изучении данной дисциплины рекомендуется использовать:



  • Видеоматериалы о творчестве художников В. Васнецова, М. Нестерова; о шедеврах архитектуры и скульптуры; об основных направлениях модернизма.

  • Аудиовизуальные материалы. Записи музыкальных произведений или их фрагментов композиторов: П. И. Чайковского, Г. В. Свиридова и др.

  • Комплекты открыток и иллюстраций произведений отечественных и зарубежных художников (о творчестве Андрея Рублева, художников-передвижников, В. Кандинского и К. Малевича, Сальвадора Дали и т. д.).

  • Посещение музеев, концертных залов, спектаклей, выставок.



VIII. Сведения об авторе программы

Смольникова Н.С., канд. филос. наук, доцент кафедры культурологии УрГПУ.

Р.тел.: 235-76-42


Рабочая учебная программа

по дисциплине «История эстетических учений»

по специальности «050403.65 - Культурология»

по циклу СД.В.04(2)

Подписано в печать__________ Формат 60х84/16

Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л.

Тираж_______экз. Заказ______

Уральский государственный педагогический университет

620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26