Рабочая программа учебной дисциплины - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины элементы высшей математики название... 1 188.08kb.
Рабочая программа учебной дисциплины теоретические вопросы борьбы... 1 268.13kb.
Аннотация к программе учебной дисциплины 1 21.36kb.
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 1 205.21kb.
К программе учебной дисциплины основы философии Область применения... 1 38.81kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Название дисциплины 1 120.96kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» Направление подготовки... 6 758.64kb.
Рабочая программа учебной дисциплины 1 121.4kb.
Рабочая программа учебной дисциплины 1 170.1kb.
Рабочая программа учебной дисциплины 1 190.68kb.
Рабочая программа учебной дисциплины 2 281.95kb.
Старший преподаватель кафедры бухгалтерского учёта и аудита 1 199.79kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Рабочая программа учебной дисциплины - страница №1/1

Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Юридический факультет


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Землеустроительный процесс»

«Land management process»


язык обучения: русский
Трудоемкость учебной дисциплины 4 зачетных единицы

Регистрационный номер

рабочей программы:


2012 /

Санкт-Петербург

2012
Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебных занятий
1.1. Цели и результаты изучения дисциплины:

Целями изучения дисциплины являются: углубленное, с опорой на полученные в ходе изучения дисциплин бакалавриата, изучение студентами магистратуры современных теоретических и практических правовых проблем землеустройства, территориального планирования, зонирования, резервирования земель и земельных участков, кадастровой деятельности при формировании (образовании) земельного участка; тенденций развития современного законодательства Российской Федерации и судебной практики в указанной сфере и перспектив создания процедуры судебно-межевого разбирательства для разрешения земельных споров.
Результаты изучения дисциплины: студенты должны знать содержание дисциплины «Землеустроительный процесс»; иметь достаточно полное представление о правовом значении проводимых землеустроительных действий при формировании (образовании) земельных участков, при подготовке документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории; понимать тенденции развития землеустроительного и градостроительного законодательства; приобрести навыки составления письменных документов юридического содержания при проведении землеустроительных действий и согласовании градостроительной документации; приобрести навыки аргументации своей позиции при согласовании границ земельного участка в нестандартных ситуациях, при проведении различных землеустроительных действий, оформлении документов о правах на земельные участки, а также при выработке различных вариантов по защите прав заинтересованных лиц при установлении границ земельного участка.


1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)

Нет



1.3. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)
ПК-1 знает состав, структуру и тенденции развития правового регулирования отношений в соответствующей сфере;

ПК-3 знает закономерности развития юридической практики в соответствующей сфере, в том числе судебной, и ее значение в механизме (системе) правового регулирования;

ПК-4 знает состояние и развитие международно-правового регулирования и зарубежного законодательства в соответствующей сфере;

ПК-5 знает соответствующее отраслевое законодательство и (или) механизмы функционирования межотраслевых институтов;

ПК-8 умеет применять нормы права в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий, решать сложные задачи правоприменительной практики в соответствующей сфере;

ПК-9 умеет аргументировать принятые решения в соответствующей сфере, в том числе, с учетом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений;

ПК-11 умеет квалифицированно толковать правовые акты в их взаимодействии в соответствующей сфере; объяснить действие норм права их адресатам;

ПК-14 владеет навыками составления письменных документов юридического содержания в соответствующей сфере; разработки проектов нормативных и индивидуальных правовых актов;

ПК-15 владеет навыками устных выступлений по правовым вопросам, в том числе, в состязательных процедурах, аргументирования и отстаивания своей точки зрения в устной полемике; ведения дискуссии, деловых переговоров, осуществления посредничества с целью достижения компромисса участниками юридического конфликта в соответствующей сфере;
1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимися
По результатам обучения магистр должен знать

- состав, структуру и тенденции развития правового регулирования отношений в соответствующей сфере; ПК1

- закономерности развития юридической практики, в том числе судебной, и ее значение в механизме (системе) правового регулирования; ПК3

- состояние и развитие международно-правового регулирования и зарубежного законодательства в соответствующей сфере; ПК4

- соответствующее отраслевое законодательство и (или) механизмы функционирования межотраслевых институтов; ПК5
По результатам обучения магистр должен уметь

- применять нормы права в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий, решать сложные задачи правоприменительной практики;ПК8

- аргументировать принятые решения, в том числе, с учетом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений; ПК9

По результатам обучения магистр должен обладать навыками

- составления письменных документов юридического содержания в соответствующей сфере; ПК14

- устных выступлений по правовым вопросам, в том числе, в состязательных процедурах, аргументирования и отстаивания своей точки зрения в устной полемике; ПК15

- ведения дискуссии, деловых переговоров, осуществления посредничества с целью достижения компромисса участниками юридического конфликта в соответствующей сфере; ПК15


1.5. Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Для повышения качества освоения дисциплины используются следующие формы учебной работы:

классические лекционные методы - 6 часов;

активная форма аудиторной учебной работы в виде семинарских занятий – 16 часов;

интерактивных занятий – 10 часов;

самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя – 62 часа.



Общий объем активных и интерактивных занятий – 98 часов.
1.6. Организация учебных занятий

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся


Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Аудиторная учебная работа обучающихся

Самостоятельная работа

Объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Трудоёмкость

лекции

семинары

Консультации

практические
занятия

лабораторные
работы

контрольные
работы

коллоквиумы

текущий контроль

промежуточная
аттестация

под руководством
преподавателя

в присутствии
преподавателя

в т.ч. с использованием методических материалов

текущий контроль

промежуточная
аттестация

по очной форме обучения

магистерская программа «Правовое регулирование природопользования»

 С 1

6 часов

16 часов

2

часа

10

часов

часов

часов

часов

часов

2 часа

62 часов

часов

часов

часов

2

часа

98 часов

4 зачётных единиц

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

сту

ентов

студентов

студентов

студентов

студентов

ИТОГО:

6 часов

16 часов

2 часа

10 часов

часов

часов

часов

часов

2 часа

62 часов

часов

часов

часов

2

часа

98часов

4

зачётных единиц

Указываются виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по модулям и формам обучения в таблице:

Виды, формы и сроки
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Промежуточная аттестация

Текущий контроль

Виды

Сроки

Формы

Сроки

очная форма обучения

 С 1

 экзамен

 До 26 января

аттестация

 До 26 января

1.7. Структура и содержание учебной дисциплины.


Тема 1. Земельный и землеустроительный процесс: соотношение, тенденции и проблемы правового регулирования в условиях включения земли в гражданский оборот.
Направления и перспективы реформирования землеустроительных отношений. История становления и развития землеустроительного процесса в России и за рубежом.

Землеустройство в широком и узком понимании. Соотношение землеустройства и лесоустройства. Градостроительная деятельность как способ землеустройства на территории крупных мегаполисов. Соотношение градостроительных и землеустроительных правоотношений. Формирование (образование) земельного участка и землеустройство: понятие, правовое значение, соотношение. Землеотвод: понятие, правовое значение. Соотношение землеотвода и горного отвода. Виды и правое значение землеустроительных действий, проводимых при межевании земельных участков. Кадастровый учет земельного участка и землеустройство: понятие, правовое значение, соотношение.

Земельный процесс и землеустроительный процесс. Правовые и технические землеустроительные действия. Землеустроительные действия при зонировании и резервировании. Межевание стадия землеустроительного процесса. Землеустроительные действия и государственная регистрация прав на земельные участки. Практика правового регулирования регистрации земельных участков в зарубежном законодательстве.

Классические лекции: 2 часа

Дополнительная литература, рекомендуемая для подготовки к лекции по теме 1:


  1. Победоносцев К.П. Курс гражданского права в трех томах. Под ред. Томсинова. М. 2003. Т. 1 стр. 19-23, С. 96-102.

  2. Larsson Gerhard. Land registration and cadastral systems: Tools for land information and management. - London Group UK Limited, 1991.

  3. Иванова Т.Г. Правовое регулирование межевания земельных участков: история вопроса //Экологическое право России. Сборник материалов научно-практических конференций. Юбилейный выпуск. 1995-2004г.г. Под ред. А.К.Голиченкова. –М.: ТИССО, 2004, С. 673-678.



Тема 2. Объекты и субъекты землеустройства.
Особенности земельных участков, зон различных видов, границ территорий и территорий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, закрытых территориальных образований как объектов при проведении землеустроительных действий.

Проблемы определения в нормативных правовых актах статуса участников землеустроительного процесса (кадастровый инженер, заинтересованные лица, землеустроитель). Полномочия субъектов Российской Федерации по определению круга субъектов землеустроительного процесса: практика, проблемы применения.



Классические лекции: 2 часа
Дополнительная литература, рекомендуемая для подготовки к лекции по теме 2:

  1. Иванова Т.Г. Фактическое землепользование: проблемы правового регулирования и практики оформления прав на земельные участки //Юридическая практика, 2003, № 1 (32), С. 144-166.


Тема 3. Стадии землеустроительного процесса.
Подготовительная стадия. Стадия публичного обсуждения проекта землеустройства. Особенности утверждения проекта землеустройства как стадия землеустроительного процесса. Особенности стадии реализации проекта землеустройства (вынос границ объекта землеустройства на местность) с учетом включения земельных участков в гражданский оборот и законодательного закрепления принципа единства судьбы земельного участка и всех расположенных на нём объектов как недвижимого имущества. Контроль за проведением землеустроительного процесса.

Классические лекции: 2 часа
Дополнительная литература, рекомендуемая для подготовки к лекции по теме 3:

  1. Иванова Т.Г. Проблемы правового регулирования землеустройства // Сборник тезисов докладов и выступлений на научно-практической конференции М.: ИзиСП, ГУЗ, 2006, С. 162-165.


Тема 4: Проблемы правового регулирования межевания земельных участков.

Интерактивные занятия в форме дискуссии с обсуждением вопросов по теме 4: – 3 часа

Студенты делятся на группы и обосновывают позиции «за» или «против» по вопросам, выносимым на дискуссию.

Вопросы, выносимые на обсуждение.

  1. Какое правовое значение имеют документы по планировки территории (проект планировки, проект межевания) при определении размеров и установлении границ земельных участков?

  2. Имеют ли правовое значение действия, проводимые кадастровым инженером при межевании земель и земельных участков, и в чем правовое значение таких действий?

  3. Насколько четко в законодательстве закреплен механизм защиты прав заинтересованных лиц при проведении землеустроительных действий, (в частности, круг заинтересованных лиц, их процессуальные обязанности и права, требования к письменным возражениям по границам земельного участка и критерии рассмотрения таких возражений)?

  4. Можно ли признать действия кадастрового инженера при межевании земельного участка как действия в сфере бесспорной юрисдикции?

  5. Правоотношения по согласованию границ земельного участка – вид соседских правоотношений?


Список обязательной литературы по теме 4 (имеется в библиотеке).


  1. Иванова Т.Г. Особенности правоотношений по установлению границ в современных условиях // Экологическое право, 2011, № 1, С. 25-29.


Список обязательных нормативных правовых актов, рекомендуемых по теме 4:

1. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ

2. Федеральный закон «О введении в действие ЗК РФ» от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ

3. Федеральный закон «О землеустройстве» от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ



  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ.

  2. Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ

  3. Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ.


Дополнительная литература, рекомендуемая для подготовки к интерактивным занятиям по теме 4:

  1. Борсова Ж.П. Правовое регулирование вопросов согласования границ при проведении землеустройства // Вестник Федерального Арбитражного суда Московского округа № 2 (3), 2010, С. 116-123.

  2. Право собственности: актуальные проблемы. Отв. Ред. В.Н.Литовкин, Е.А.Суханов, В.В.Чубаров; Ин-т законод. и сравнит. правоведения. М.: Статут, 2008, Глава 7, С. 223-258 (Вопросы «соседского права»).

  3. Петрова В.В. Споры, возникающие из земельных правоотношений: практики применения п. 1 ст. 36 ЗК РФ. // Вестник Федерального Арбитражного суда Московского округа № 2 (3), 2010, С. 105-115.

  4. Иванова Т.Г. Правовое значение градостроительной документации // Аграрное и земельное право, 2007, № 7, С.126-132


Тема 5: Информационные ресурсы, формируемые по результатам проведения землеустроительных действий – 2 часа.
Интерактивные занятия в форме дискуссии с обсуждением вопросов по теме 5: – 2 часа

Студенты делятся на группы и обосновывают позиции «за» или «против» по вопросам, выносимым на дискуссию.

Вопросы, выносимые на обсуждение.

  1. Насколько четко реализуется закрепленный в законодательстве принцип сопоставимости Государственного фонда данных, полученных в процессе проведения землеустройства с другими информационными ресурсами, содержащими сведения о различных характеристиках земельных участков?

  2. Насколько на практике органами Россреестра соблюдается преемственность реестров и обеспечивается достоверность информации о границах земельных участках, ранее учтенных в государственном земельном кадастре (Едином государственном реестре земель), по результатам проведенного межевания в соответствии с требованиями ранее действовавшего законодательства в Государственном кадастре недвижимости?

  3. Перспективы использования Региональных геоинформационных систем как источников информации о проведенных землеустроительных действиях при сопровождении сделок с недвижимостью и при рассмотрении земельных споров (в качестве доказательств имеющих значение фактов: выполнение продавцом требований законодательства предоставлять информацию о земельном участке; наличие особых условий использования земельного участка, внесенных в РГИС и т.п.).


Список обязательной литературы по теме 5 (имеется в библиотеке):


  1. Иванова Т.Г. Особенности правоотношений по установлению границ в современных условиях // Экологическое право, 2011. № 1, С. 25-29.


Дополнительная литература, рекомендуемая для подготовки к интерактивным занятиям по теме 5:

  1. Борсова Ж.П. Правовое регулирование вопросов согласования границ при проведении землеустройства // Вестник Федерального Арбитражного суда Московского округа № 2 (3). 2010, С. 116-123.


Тема 6: Проблемы правового регулирования проведения государственного кадастрового учета земельных и лесных участков и его соотношение с землеустройством.

Интерактивные занятия в форме дискуссии с обсуждением вопросов по теме 6: – 3 часа
Студенты делятся на группы и обосновывают позиции «за» или «против» по вопросам, выносимым на дискуссию.

Вопросы, выносимые на обсуждение.

  1. Временный характер государственного кадастрового учета земельных участков обеспечивает стабильность соседских правоотношений (п.9 ст. 4, ст. 25 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»)?

  2. Возможность изменения в гос.кадастре недвижимости площади земельного участка в связи с уточнением описания местоположения его границ, в случае, если такое описание границ участка не соответствуют требованиям к описанию местоположения границ земельного участка, установленным ФЗ о государственном кадастре, может нарушить права собственника ранее учтенного земельного участка? Каковы последствия таких изменений площади и местоположения границы участка без заявления правообладателя ранее учтенного земельного участка (п. 3 ст. 25 ФЗ о государственном кадастре недвижимости)?

  3. Насколько определен механизм реализации пункта 9 статьи 38 ФЗ о государственном кадастре недвижимости (в части даты, с которой исчисляется срок давности существования границы земельного участка и лица, наделенного фиксировать такой факт)?


Дополнительная литература, рекомендуемая для подготовки к интерактивным занятиям по теме 6:

  1. Иванова Т.Г. Правовое регулирование земельно-кадастровых правоотношений после принятия нового закона "О государственном кадастре недвижимости" // Закон, 2008, октябрь, стр. 140 -143.

  2. Иванова Т.Г. Споры о кадастровом учете объектов недвижимости и земельные отношения // Комментарий судебно-арбитражной практики. Выпуск 12, 2005. С. 198 – 204.



Тема 7: Межевые споры. Пограничные споры. Судебно-межевое разбирательство. – 2 час.
Интерактивное занятие в форме дискуссии с обсуждением вопросов по теме 7: – 2 часа

Студенты делятся на группы и обосновывают позиции «за» или «против» по вопросам, выносимым на дискуссию.

Вопросы, выносимые на обсуждение.

  1. Граница земельного участка – правоотношение между правообладателями смежных земельных участков? Споры по границам – споры, вытекающие из соседских правоотношений, являются спорами о праве?

  2. Перспективы введения в России судебно-межевого разбирательства: за и против.


Дополнительная литература, рекомендуемая для подготовки к интерактивным занятиям по теме 7:

  1. Петрова В.В. Споры, возникающие из земельных правоотношений: практики применения п. 1 ст. 36 ЗК РФ. // Вестник Федерального Арбитражного суда Московского округа № 2 (3), 2010 ,С. 105-115.

  2. Иванова Т.Г. Проблемы защиты прав заинтересованных лиц при межевании земельного участка на территории населенного пункта // Вестник Федерального Арбитражного суда Московского округа № 2 (3), 2010, С.93-103.


Самостоятельная работа студентов – 62 час.

Подготовка обзора судебной практики по выбору студента по двум из пяти указанных далее видам споров. Виды споров, связанные с: а) установлением на местности границ земельного участка и согласованием местоположения границ земельного участка (межевые споры), б) обжалованием землеустроительной документации, в) получением сведений из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, г) получением сведений из государственного кадастра недвижимости; д) отказом в проведении государственного кадастрового учета земельного участка.

Обзор составляется по материалам не менее 15 судебных решений по делам (судов общей юрисдикции или арбитражных судов) по каждому из выбранных двух видов споров за период 2007-2012. Обзор, должен содержать подход судебной практики (по возможности сформулировать правовую позицию) по выявленным проблемам правоприменения и по возможности предложения по устранению несовершенства правового регулирования в сфере водопользования.

Обзор, содержащий выявленные проблемы правоприменения и предложения по устранению несовершенства правового регулирования в сфере землеустройства, кадастрового учета земельных участков с приложением судебных актов размещается на сайте Мониторинг правоприменения.


Семинарские занятия – 16 часов.

Семинарские занятия в форме деловой игры – 13 часов.

Семинарские занятия в форме тренинга – 3 часа.
Содержание игровых ситуаций изложены в Сборнике задач по курсу магистратуры «Землеустроительный процесс», утвержденному на заседании Методической комиссии Юридического факультета СПбГУ, протокол № 10 от 14.01.2011 г.

Деловая игра по курсу «Землеустроительный процесс» состоит из трех этапов:

1 этап - взаимодействие участников деловой игры, на котором каждый студент готовит обоснование своей позиции в соответствии с ролью и условиями игровой ситуации и в установленный преподавателем срок обменивается с другими участниками игры.

2 этап – выступление участников деловой игры в соответствии очередностью, установленной преподавателем и обсуждение совместного заключения по игровой ситуации.

3 этап подведение итогов деловой игры, на котором преподаватель оценивает выступление каждого участника и совместное заключение по игровой ситуации.
Требования к составлению письменных документов юридического содержания для участников деловой игры указаны в Сборнике задач по курсу магистратуры «Землеустроительный процесс», утвержденному на заседании Методической комиссии Юридического факультета СПбГУ, протокол № 10 от 14.01.2011 г., а также в Методике подготовки и проведения деловой игры для магистров по кафедре правовой охраны окружающей среды утверждена на заседании Методической комиссии Юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, протокол № 10 от 14 января 2011 года.


Игровая ситуация № 1 изложена в Теме 1 Сборника задач по курсу «Землеустроительный процесс»: Землеустроительные действия при оформлении документов о правах на фактически используемые земельные участки с учетом утвержденных градостроительных документов.
Участники игры:

Представитель ООО «Сфера» - от 1 - 2 студентов

Представитель ООО «Визит» - от 1 - 2 студентов

Представитель ООО «Кино» - от 1 - 2 студентов

Представитель ООО «Ритм» от 1 - 2 студентов

Представитель администрации района – от 1 - 2 студентов

Кадастровый инженер – от 1 - 2 студентов

Землеустроители – от 1 - 3 студентов



Игровая ситуация № 2 изложена в Теме 2 Сборника задач по курсу «Землеустроительный процесс»: «Землеустроительные действия при оформлении документов о правах на земельные участки, используемые для ведения садоводства»

Представитель Светлова - от 1 - 2 студентов

Представитель Богачева - от 1 - 2 студентов

Представитель Устинова - от 1 - 2 студентов

Представитель садоводства от 1 - 2 студентов

Кадастровый инженер – от 1 - 2 студентов

Представитель администрации района – от 1 - 2 студентов

Землеустроители – от 1 - 3 студентов



Игровая ситуация № 3 изложена в Теме 3 Сборника задач по курсу «Землеустроительный процесс»: «Землеустроительные действия при оформлении документов оправах на земельные участки гражданам»

Представитель Степаненко - от 1 - 2 студентов

Представитель Петренко - от 1 - 2 студентов

Представитель Ефимова - от 1 -2 студентов

Представитель садоводства от 1 - 2 студентов

Кадастровый инженер – от 1 - 2 студентов

Представитель администрации района – от 1 - 2 студентов

Землеустроители – от 1 - 3 студентов



Список обязательной литературы, необходимой для подготовки и проведения семинаров в форме деловой игры (имеется в библиотеке).


  1. Иванова Т.Г. «Сборник задач по курсу магистратуры «Землеустроительный процесс» / СПб, 2011 направление 030500 «Юриспруденция»;

  2. Иванова Т.Г. «Методика подготовки и проведения деловой игры для магистров по кафедре правовой охраны окружающей среды», СПб. 2011.


Дополнительная литература, рекомендуемая для подготовки к семинарам в форме деловой игры:
Рекомендуемые региональные нормативные правовые акты и материалы судебной практики по заданию преподавателя.


  1. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 25 декабря 2003 года № 31-рп «О Порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при межевании земельных участков и утверждении границ фактически используемых земельных участков».

  2. Приказ Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 11 февраля 2009 года № 35 «О порядке подготовки документов для вынесения вопросов на заседание Комиссии по вопросам утверждения границ земельного участка».

  3. Распоряжение Администрации Санкт-Петербурга от 31 декабря 2002 г. № 732-ра «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при оформлении документов по передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в их пользовании»

  4. Материалы судебной практики (дополнительно) по указанию преподавателя.


Задачи для практических занятий в форме тренинга – 3 час.
Задача 1 для тренинга
Гражданка Бурова купила жилой дом площадью 96 кв.м. с хозяйственными постройками площадью 95 кв.м. в деревне Луковниково. Земельный участок расположен в сельском населенном пункте относится к землям сельскохозяйственного назначения и предназначен для ведения личного подсобного хозяйства. Документы о правах на земельный участок площадью 3200 кв.м. у продавца оформлены не были. Кроме того, гражданка Бурова является наследницей земельной доли в размере 9,5 га, доставшейся ей от бабушки. Гражданка решила переехать в деревню и обустроиться там с семьей.

Гражданка решила выделить земельный участок в счет земельной доли для организации ведения личного подсобного хозяйства. При этом гражданка желала выделить в счет земельной доли непосредственно прилегающий земельный участок к участку, на котором расположен приобретенный ею дом. При выделении земельного участка площадью 9,5 га сформированный земельный участок гражданки Буровой оказывался на берегу реки Тьма. Часть берега использовалась для выпаса скота, принадлежащего колхозу и жителям деревни Луковниково, берег реки – для водопоя скота. Гражданка Бурова не возражала против выгула и водопоя скота на территории водохранной зоны река Тьма с установлением платного сервитута на её земельный участок, так как полагала, что граница участка будет совпадать с береговой линией. Гражданка планировала укрепить берег, очистить дно (глубина реки Тьма на участке деревни Луковникова составляла от 0,5 м до 1,25 м) и соорудить скамейки на берегу реки. Ограждение участка планировала установить по границе водоохраной зоны реки для обеспечения свободного прохода к реке жителям деревни Луковниково.

Гражданка обратилась в юридическую консультацию для того, чтобы ей составили план действий по оформлению документов о правах на земельные участки для определения возможности реализации её намерений, сроков и размера затрат. При этом, гражданка выразила желание уточнить относительно возможности выдела ей земельного участка таким образом, чтобы создать поместье, имеющее выход на реку. В поместье гражданка планировала вести личное подсобное хозяйство и разводить птиц (гусей, уток, перепелов, кур и т.п).

Задание: Разъясните письменно гражданке Буровой последовательность действий по оформлению документов о правах на земельные участки, указав, какие землеустроительные действия должны быть проведены и кем при оформлении документов о правах на земельный участок под домом и при выделе земельного участка в счет земельной доли? Обоснуйте свои выводы.

Рекомендации для студента по составлению письменного разъяснения для овладения навыками консультирования граждан. Необходимо составить План действий для клиента, в котором указываются последовательно рекомендуемые действия с указанием: 1) информация относительно чего требуется от клиента (например, свидетельство о праве собственности на земельную долю; документ (свидетельство) о праве собственности на дом продавца и т.п.), 2) кто, что именно делает для реализации намерений клиента (например, какие документы предоставляются и получаются, в каком органе, в какие сроки и т.п.), 3) по каким правилам и кем определяется размер и границы земельных участков под домом и при выделе в счет земельной доли; 4) вывода - возможно ли реализация всех намерений гражданки Буровой с обоснованием.

Раздел 2. Раздел 2. Обеспечение учебных занятий
2.1. Методическое обеспечение
2.1.1. Методическое обеспечение аудиторной работы
Методическое обеспечение аудиторной работы включает Рабочую программу учебной дисциплины.


      1. Методическое обеспечение самостоятельной работы

Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется:

Проверка подготовленных тезисов (позиций) студентов по игровым ситуациям, выносимым на деловую игру – 62 час.


      1. Методика для проведения текущего контроля успеваемости и критерии оценивания (с образцом задания)

Методика письменного экзамена (с образцом задания)

1. Экзамен проводится в письменной форме и содержит следующие задания:

- задача.

- задание по практической проблеме.

2. Экзамен проводится в течение 2 академических часов.


  1. Ответы должны быть даны на все вопросы, обозначенные в задании, точно и четко. Не допускаются сокращения, кроме общепринятых аббревиатур. Изложение ответа должно быть связным текстом, исключающим неоднозначное толкование.

  1. Во время экзамена допускается пользование электронными правовыми базами без комментариев.

Критерии и правила оценки:

правильный и полный ответ на:

- задачу - 45 баллов.

- задание по практической проблеме - 55 баллов



  1. На оценку «отлично» необходимо набрать 81 балла и выше

– на оценку «хорошо» необходимо набрать 66 - 80 балла

– на оценку «удовлетворительно» необходимо набрать 51 - 65 баллов

- на оценку «неудовлетворительно» - 50 баллов и менее

7. Основаниями для снижения оценки могут быть:

- неточности в ответе – по 5 баллов за каждую неточность

- неполный ответ на Задачу – 22 балла

- неполный ответ на практическую проблему – 27 баллов

- наличие фактической и (или) иной грубой ошибки – 15 баллов за каждую ошибку.

- бессвязный текст, состоящий из недопустимых сокращений, набора отдельных слов, компиляции статей, затрудняющих понимание смысла текста или не относящихся к заданию - 5 баллов за каждый случай.

8. Основаниями для повышения оценки являются:

отражение судебной практики - 10 баллов

отражение нескольких теоретических подходов к проблеме - 10 баллов.


Образец экзаменационного задания.
Задание 1 Задача

Задача.
Постановлением Губернатора Энской области принято решение о преобразовании дачного поселка Дубочки и частичном включении его в состав городского поселения Лесной Городок. Жители дачного поселка обжаловали данное постановление Губернатора как незаконное, полагая, что изменение статуса населенного пункта (с дачного поселка на городской населенный пункт) изменяет границы муниципального образования, в состав которого входил дачный поселок Дубочки, и вопрос изменения статуса дачного поселка подлежит вынесению на публичные слушания (то есть до принятия решения необходимо провести процедуру обсуждения данного вопроса с населением дачного поселка Дубочки). Кроме того, часть земельных участков будет располагаться за границами городского населенного пункта, что не соответствует требованиям законодательства, которое запрещает при установлении границ населенного пункта делить один земельный участок таким образом, что часть участка на территории населенного пункта, а другая за его границами. По мнению администрации Энской области граница городского поселения проходит по границе земельного участка гражданина С. (совпадает с границей участка), который не относится к дачному поселку Дубочки.

Обоснуйте выводы по следующим вопросам:

  1. Какие землеустроительные действия проводятся в данном случае? Кто будет участвовать в их проведении? Назовите объект землеустроительных действий.

  2. В каком документе содержится информация о границах городского поселения Лесной Городок?

  3. Подготовьте проект жалобы от имени жителей дачного поселка? (Укажите, какие обстоятельства имеют значение и должны быть доказаны, какими документами, назовите орган и информационный ресурс).


2 – Задание по практической проблеме.
Задание

Граждане Петров, Степанов, Южанов, Васильев получили в равных долях в собственность по наследству земельный участок от своего деда. Земельный участок площадью 5260 кв.м. располагался на землях населенных пунктов в зоне малоэтажной застройки, для которой Градостроительным регламентом установлен минимальный размер земельного участка 1200 кв.м. Граждане Петров, Степанов, Южанов, Васильев решили разделить земельный участок и сформировать примерно равные по размеру земельные участки. Заказчиком кадастровых работ выступил Южанов. На земельном участке располагался пруд, два кирпичных дома, три гаража, два сарая, две деревянные беседки. Южанов полагал. Что необходимо образовать четыре новых участка. Однако, выяснилось, что участок, на котором располагался пруд, с учетом конфигурации всего земельного участка, может быть сформирован в размере большем, чем остальные. Южанов предложил образовать земельный участок с прудом площадью 1900 кв.м., остальные три участка площадью по 1200 кв.м. (1900 +1200+1200+1200= 5500 кв.м.). Увеличение площади, по мнению Южанова, должно произойти за счет уменьшения внутриквартального проезда, уточнения описания границ ранее учтенного земельного участка с западной стороны и неоформленного участка с южной стороны.

Правообладатели двух соседних земельных участков (с восточной и западной границы) имеют документы о правах и их участки прошли кадастровый учет до 2008 года, правообладатель участка с южной стороны документы о правах на земельный участок не оформил, но является собственником зданий, расположенных на таком участке, с северной стороны участка находится внутриквартальный проезд.

По мнению Южанова, так как сведения о границах земельного участка с южной стороны и границах ранее учтенного земельного участка с западной стороны отсутствуют в кадастре недвижимости, раздел земельного участка может быть произведен после уточнения описания границ земельного участка деда и увеличения площади до 5500 кв.м. (в пределах 10%).



Правообладатель земельного участка с западной стороны представил копии каталога координат поворотных точек (в настоящее время – карточка характерных точек границ земельного участка), акта согласования границ земельного участка и описания местоположения границ земельного участка, а также кадастровый план земельного участка с западной стороны. В Акте согласования границ имеется подпись наследодателя граждан Петрова, Степанова, Южанова, Васильева. Однако, один межевой знак, обозначающий границу участка с южной стороны, утрачен (остался только один).

Вопросы:

  1. Какие юридические факты имеют значение для реализации намерений гражданами Петровым, Степановым, Южановым, Васильевым? Обоснуйте свой вывод.

  2. Предложите вариант раздела участка в соответствии с требованиями законодательства, указав последовательно все правовые землеустроительные действия, необходимые для проведения раздела земельного участка, какие документы и кем составляются.



2.2. Кадровое обеспечение
2.2.1. Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины
При определении преподавателей, допущенных к преподаванию учебной дисциплины «Землеустроительный процесс», требуется наличие квалификации и опыта практической работы в исполнительных органах государственной власти в сфере землеустройства и ведения земельного кадастра, опыт преподавания, равно как авторитет и признание в среде ученых, практикующих юристов, круг научных интересов должен включать земельное право, градостроительное законодательство; требуется наличие ученой степени кандидата юридических наук и ученого звания.
2.2.2. Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом
Для преподавания настоящей учебной дисциплины при проведении аудиторных занятий в интерактивных формах требуется вспомогательный персонал для обеспечения функционирования компьютерного класса с выходом в Интернет.
2.2.3. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и
качества учебного процесса

Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса включают анкетирование студентов. Анкетирование проводится сотрудниками учебного управления по единообразной (общей для факультета) методике.
2.3. Материально-техническое обеспечение
2.3.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий
В целях подготовленности аудиторий к проведению занятий по настоящей учебной дисциплине требуются стандартно оборудованные лекционные аудитории (доска, фломастеры для доски), мультимедийное оборудование, компьютерные классы с выходом в Интернет.
2.3.2. Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования
Мультимедийный софт для показа презентаций PowerPoint, программа, позволяющая работать с рисунками, разъем для использования информационного носителя (флешки), доступ к электронным информационным ресурсам через Интернет, в том числе к электронным правовым базам.
2.3.3. Требования к специализированному оборудованию
Специализированное оборудование для аудиторных занятий по настоящей учебной дисциплине не требуется.
2.3.4. Требования к специализированному программному обеспечению
Не требуется.
2.3.5. Требования к перечню и объему расходных материалов
Стандартные требования к перечню и объему расходных материалов.


    1. Информационное обеспечение


2.4.1.Список обязательной литературы ко всем темам в соответствии со структурой учебной дисциплины (имеется в библиотеке).


  1. Иванова Т.Г. «Сборник задач по курсу магистратуры «Землеустроительный процесс» / СПб. 2011.

  2. Иванова Т.Г. «Методика подготовки и проведения деловой игры для магистров по кафедре правовой охраны окружающей среды», СПб. 2011, направление 030500 «Юриспруденция».


2.4.2. Список дополнительной литературы

Дополнительная литература, рекомендуемая для подготовки к занятиям по всем темам:



  1. Мартынов Б.С. Понятие землеустройства (Опыт догматического исследования). Пт: 1917.

  2. Кассо Л.А. Русское поземельное право. М. 1906.

  3. Кавелин С.П. Земельное право и земельный процесс. Воронеж. 1925.

  4. Аксенёнок Г.А. Земельные правоотношения в СССР, М. 1958.

  5. Сахаров П.Д. Землеустроительный процесс в СССР. М. Юридическая литература. 1968.

  6. Краснов Н.И., Иконицкая И.А. Процессуальные вопросы советского земельного права. М. Наука, 1975.

  7. Крассов О.И., Петрова Т.В., Тарло Е.Г. Толковый словарь земельного права. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004.

  8. Трутнев Э.К., Бандорин Л.Е. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации. - "Проспект", 2010 г. Система ГАРАНТ.

  9. Боголюбов С.А., Галиновская Е.А., Минина Е.Л., Устюкова В.В. Все о земельных отношениях: учебно-практическое пособие. - "Проспект", 2010 г. Система ГАРАНТ/

  10. Иванова Т.Г. Правовое значение резервирования земель и земельных участков // Правоведение, 2007, № 4, С. 65-72.

  11. Иванова Т.Г. Особенности правоотношений по установлению границ в современных условиях // Экологическое право, 2011, № 1, С. 25-29

  12. Ялбулганов А.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону о землеустройстве. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО Юстицинформ. 2005.

  13. Комментарий к Федеральному закону «О государственном земельном кадастре» (постатейный) / под ред. Е.А.Галиновской. – 4-е изд., переаб. и доп. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.

Дополнительная литература по темам указана в соответствии со структурой учебной дисциплины.


2.4.3. Перечень иных информационных источников
Иные информационные источники в сети Интернет:

Официальный сайт Земельного портала Санкт-Петербурга - http://www.kzr.spb.ru/

Официальный сайт Правительства Ленинградской области - http://www.lenobl.ru/

Официальный сайт Геоинформационной системы Санкт-Петербурга - http://rgis.spb.ru/

Официальный сайт Комитета по градостроительству и архитектуре - http://www.kgainfo.spb.ru/news/news

Раздел 3. Процедура разработки и утверждения рабочей программы
Разработчики рабочей программы учебной дисциплины

Фамилия, имя, отчество

Ученая степень

Ученое звание

Должность

Контактная информация (служебный адрес электронной почты, служебный телефон)

Иванова Татьяна Геннадьевна

К.ю.н.




Доцент кафедры правовой охраны окружающей среды

329-28-33

В соответствии с порядком организации внутренней и внешней экспертизы образовательных программ, установленных приказом первого проректора по учебной работе от 18.02.2009 № 195/1, проведена двухуровневая экспертиза:




Первый уровень

(оценка качества содержания программы и применяемых педагогических технологий)



Наименование кафедры

Дата заседания

№ протокола

Кафедра правовой охраны окружающей среды

13 октября 2011 года

39










Второй уровень

(соответствие целям подготовки и учебному плану образовательной программы)



Экспертиза второго уровня выполнена в порядке, установленном приказом

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа










Иные документы об оценке качества рабочей программы учебной дисциплины



Документ об оценке качества

Дата документа

№ документа





































Утверждение рабочей программы учебной дисциплины



Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа










Внесение изменений в рабочую программу учебной дисциплины



Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа