Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» - страница №2/3


Параллельно с работой по совершенствованию техники чтения проводится работа по усилению выразительности чтения, повышению культуры речи.

Выразительность чтения достигается



  • при умении владеть тоном, тембром, силой голоса, его оттенками (весело, жалобно, ласково, сердито, вкрадчиво и т. д.);

  • при соблюдении знаков препинания, логических пауз и ударений;

  • при умении читать по ролям басни, диалоги, драматические произведения.

Культура речи предполагает следующие умения:

  1. обращать свою речь к слушателям, говорить громко, четко, внятно;

  2. произносить слова с соблюдением норм ударения и орфоэпии;

  3. точно отвечать на поставленный вопрос;

  4. слушать говорящего товарища, не перебивать его и выражать свое отношение к высказанному мнению;

  5. избегать повторов и искажений, употребления слов-паразитов и нецензурных слов.

Техника чтения не самоцель, а средство решения основной задачи — понимания прочитанного, так как на основе сознательного восприятия текста можно, работая над художественным словом, художественным образом, получать эстетическое наслаждение от чтения.

Работа над пониманием текста предполагает решение следующих задач:



  1. глубокое проникновение в содержание и понимание смысла произведения;

  2. умение погружаться в чтение и откликаться на все происходящие в произведении события;

  3. умение понимать позицию автора и его образный язык.

Для решения этих задач необходимо, чтобы ученики 3 класса

  • умели находить в произведениях слова и выражения, с помощью которых автор описывает поступки героев, и определять мотивы их поведения; научились оценивать поступки героев,

  • понимали замысел автора,

  • могли определять главную мысль произведения,

  • умели озаглавливать отдельные части произведения,

  • различали случаи многозначности слов,

  • умели находить в тексте такие средства художественной выразительности, как метафора, аллитерация, олицетворение,

  • умели составлять подробный план произведения,

  • научились работать с толковым словарем;

Результаты обучения

В конце 4 класса обучающиесядолжны знать:

• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).



Обучающиесядолжны уметь:

• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

• передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;

• использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);

• составлять план к прочитанному;

• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

• определять тему и главную мысль произведения;

• озаглавливать иллюстрации и тексты;

• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

• выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

• ставить вопросы к прочитанному;

• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;

• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

Учащиесядолжны

• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);

• принимать участие в конкурсах чтецов;

• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;

• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.

Календарно – тематическое планирование



урока \№ урока в разделе


Дата

Тема урока, тип урока

Элементы содержания урока (ключевые термины, понятия)

Требования к уровню подготовки учащихся


Контроль

Знать

Уметь

Раздел 1. Художник ОСЕНЬ (18 часов)

1/1




М. Бородицкая. Первое сентября.

К. Ушинский. Осень (отрывок)

А. Алексин. Первый день.


Художественный текст: изобразительная природа художественного текста. Смена картин. Изображение чувств.


Название произведения, фамилия автора, характер произведения.

Эмоционально воспринимать и понимать художественное слово, читать выразительно, выбирая адекватный темп и мелодику. Отвечать на вопросы по содержанию, отражать главную мысль.

С. 9,

Сочинение «Лес осенью»



2/2




О. Высотская. Весёлая грамматика.

С. Васильев. Люблю тебя, моя Россия…,

Н. Забила. Наша Родина.


Тема текста. Читательское представление об авторе. Отношение автора к героям.

Поэзия.


Способность поэзии выражать самые важные переживания. Художник слова.

Выявление позиции автора, «вычитывание» авторской оценки изображаемого.



Фамилию автора произведения, название произведения; жанр произведения.

Характеризовать особенности художественного произведения, раскрывать последовательность развития сюжета, эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении,

Читать продуктивными способами, соблюдая интонацию, адекватную содержанию.

Уметь находить точное и выразительное слово.

Выразительно читать стихи. Узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка: сравнение, олицетворение.



С. 14, задание №2

Стихотворение С. Васильева наизусть



3-4/3-4





Ю. Сотник. Гадюка

Читательское представление об авторе. Отношение автора к героям.

Нравственная коллизия, определяющая смысл произведения.



Жанровые особенности рассказа: жизненность изображаемых событий,

актуальность рассматриваемых нравственных проблем.



Предполагать текст по заголовку, определять тему и главную мысль произведения, высказывать оценочные суждения, характеризовать героев произведения и их поступки.

С. 20-33, вопрос №3, составить план пересказа

5/5





Ф. Тютчев. Есть в осени первоначальной … Эпитет в художественном произведении.

Урок-театрализация с использованием мультимедийной презентации, аудиозаписи произведения П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь»

Поэзия.

Способность поэзии выражать самые важные переживания. Художник слова – поэт. Нравственное представление о любви к природе Выявление позиции автора, «вычитывание» авторской оценки изображаемого. Роль эпитетов.



Название произведения, фамилия автора, характер произведения.

Узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка: сравнение, олицетворение.

Находить рифму



С. 34, стихотворение наизусть.

6\6





Проверка техники чтения на входе.

Осознанное чтение незнакомого текста в темпе 75-80 слов в минуту, сжатый пересказ, определение темы текста и главной мысли.

7\7





К. Паустовский. Кишата.

К. Паустовский. Вода из реки Лимпопо.



Анализ смысла названия произведения, поступков героев, портретов, речи. Нравственное представлениео сердечности.


Автора произведения, жанр, рассказ написан от лица автора, но мир увиден глазами ребёнка.

Строить свободное высказывание в устной форме на поставленный вопрос. Уметь, эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении, соблюдать интонационные и эмоциональные особенности при чтении.

С. 36-42,

Задание №5 (сочинение на тему «Мой первый школьный день»).



8\8




Н. Рубцов. Летят журавли высоко…,

С. Аксаков. Осень

А. Твардовский. Осень.

В. Семёнов. Грустит берёза под горой.



Урок-экскурсия в парк.

Осень в жизни природы и человека. Читательское представление об авторе. Отношение автора к красоте осенней природы. Ёмкое художественное слово.

Поэзия.

Знать, что поэтическое мировосприятие индивидуально.



Уметь находить точное и выразительное слово.

Выразительно читать стихи. Узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка: сравнение, олицетворение. Сравнивать картины осени в произведении.



С. 50-61, читать выразительно, стихотворение «Осень» наизусть, с.60, вопрос 5

9\9





Садко (былинный сказ)

Урок с использованием мультимедийной презентации.

Былина – русская народная эпическая песня о богатырях в которой повествование ведётся от лица сказителя. Использование композиционных особенностей народной сказки.


Постоянная композиция, традиционные герои, постоянные эпитеты для характеристики героев, событий, природы.

Кочующие сюжеты. Нравственные уроки.



Дальнейшее развитие навыков слушания на основе целенаправленного восприятия литературного произведения.

Делить текст на смысловые части, озаглавливать их и пересказывать.

Оценивать поступки героев произведений.


С. 62-75, пересказ любой части,

вопросы 2,3.



10\10


6.10

А. Пушкин. Песнь о вещем Олеге.

Выявление позиции автора, «вычитывание» авторской оценки изображаемого.

Знать, что поэты, пользуясь особыми приёмами, создают картину мира по-своему.

Оценивать поступки героев произведения.

Выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении.

Находить рифму.


С. 76-83,

Читать выразительно.



11\11


7.10

И. Крылов. Свинья под дубом (басня).

Дж. Родари. Сколько всего детей на свете?



Урок-театрализация.

Роль названия и композиции рассказа в выражении его смысла

Авторская басня. Мораль басни.

Представление о нормах поведения и взаимоотношениях людей.

Отличие сказки и рассказа, басни и рассказа.

Способность поэзии выражать самые важные переживания.


Жанровые особенности басни: актуальность рассматриваемых нравственных проблем.

Опора на знание произведений

И. Крылова.

Знать, что автор выражает своё отношение к героям через их поступки и речь.



Выразительно читать и строить устное высказывание на основе эмоциональной передачи художественных особенностей текста.

Оценивать поступки героев произведений.

Соблюдать паузы, владеть мелодикой голоса, безошибочно и выразительно читать. Находить рифму.


С.84-86, наизусть

С. 87-89, читать выразительно, вопрос 4.



12\12




С. Маршак. Урок родного языка.

И. Туричин. Настоящие друзья.

Г. Скребицкий. Тропинка дружбы.


Анализ смысла названия произведения, поступков героев, портретов, речи.

Тема текста. Читательское представление об авторе. Отношение автора к героям.



Фамилию автора произведения, название произведения; жанр произведения.

Раскрывать последовательность развития сюжета, эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении,

отвечать на вопросы, обращаясь к тексту, строить связное высказывание



С. 90-105, пересказ по выбору.

13-15\13-15





А. Гайдар. Чук и Гек (в сокращении)

Выявление позиции автора, «вычитывание» авторской оценки изображаемого. НРАВСТВЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о смелости и коллективизме.

Характер

произведения, его персонажей, личная характеристика героев.



Определять тему произведения, основную мысль. Строить свободное высказывание в устной форме на поставленный вопрос. Подтверждать ответы словами текста.

С. 106-132, вопрос 4, пересказ любой части по выбору.

16\16





Урок-обобщение по теме «Художник Осень»

Урок-викторина.

Урок с использованием мультимедийной презентации.




Авторов изученных произведений, жанры, тематика произведений раздела, содержание, главные мысли произведений.

Ориентироваться в учебнике и текстах, читать выборочно, строить высказывания. Оценивать поступки героев произведений.

Выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении.




Викторина

17\17




Проверка техники чтения за 1 четверть




Темп чтения

75-85 слов в минуту.

Соблюдение пауз, владение мелодикой голоса,


Безошибочное чтение целыми словами, понимание прочитанного, определение темы текста, пересказ главного

Проверка техники чтения

18\18

29.10

Проверочная работа за 1 четверть

Персонажи, герои, поступки, тема и главная мысль, отношение к поступкам героев автора.

Фамилию автора произведения, название произведения; жанр произведения

Делить текст на смысловые части, озаглавливать их.

Оценивать поступки героев произведений. Ориентироваться в тексте.



Проверочная работа

Раздел 2. Художник Зима (18 часов)

19\1





Первый снег. (По Г. Скребицкому).

А. Пушкин. Вот север, тучи нагоняя…

Картина В. Васнецова «Снегурочка»

И. Бунин. Первый снег.



Художественный текст: изобразительная природа художественного текста. Смена картин. Изображение чувств.

Практическое сравнение произведений литературы, живописи.

Пейзаж.

Нравственное представление о любви к природе.



Название, содержание произведения, прочитанного в классе, фамилию автора.


Определять тему произведения. Строить свободное высказывание в устной форме на поставленный вопрос. Подтверждать ответ словами текста

С. 134-136,

Стихотворение наизусть.



20\2





С. Аксаков. Снег.

В. Степанов. Новогодняя ночь.

Е. Благинина. Ёлка.

А. Блок. Ёлка.



С. 137-145, читать выразительно, с. 143,

задание 3



21\3





В. Бианки. Любитель холодных ванн.

Н. Рубцов. Январское.

А. Прокофьев. Мороз-Красный нос (шутка).


Человек в мире природы.

Способность писателя понять тех, кто не умеет говорить.

Применение выразительных средств языка при передаче отношения к природе.

Настроение произведения.



Автор, жанр, тема, главная мысль, персонажи.

Юмор в художественном произведении.




Определять тему произведения. Находить ответы на вопросы по содержанию в тексте (выборочное чтение), пересказывать небольшие отрывки близко к тексту, используя слова автора. Находить рифму в стихотворном произведении.

С. 146-150,

вопрос 2


22\4





М. Пришвин. Деревья в лесу.

В. Бианки. Лес зимой.

С. Есенин. Пороша.

В Тушнова. В сумерках вернулся я из школы.



С. 151-156,

Сочинение «Зимний лес»

стихотворение «Пороша» наизусть.


23-24\5-6




Ю. Бондарев. Поздним вечером.

Диалог. Авторская речь.



Анализ смысла названия произведения, поступков героев, портретов, речи. Диалог. Авторская речь.

Нравственное представление о любви к близким, о совести.



Название, содержание произведения, прочитанного в классе, фамилию автора.


Определять тему произведения, делить на части, озаглавливать

Выразительно читать художественные тексты, передавать слушателям своё внутреннее видение и эмоциональное состояние.



С. 157-168, выразительно читать, написать отзыв о произведении.

25\7




С. Маршак. Вьюга.

Л. Воронкова. Птицы говорят «спасибо».

К. Бальмонт. Снежинка.

Г. Скребицкий. Лесной прадедушка.

Пословицы.


Анализ смысла названия произведения, поступков героев, портретов, речи. Поэтическое восприятие мира. Выразительность языка произведения.

Нравственное представление о любви к природе, о сострадании.



Название, содержание произведения, прочитанного в классе, фамилию автора. Средства художественной выразительности: сравнение, метафора, олицетворение, эпитеты.

Определять тему произведения.

Выразительно читать художественные тексты, передавать слушателям своё внутреннее видение и эмоциональное состояние.



С.169-175, выразительно читать, задание на с. 172.

26-27/8-9





Г. Скребицкий. Лесной прадедушка.

Пословицы.



Человек в мире природы.

Применение выразительных средств языка при передаче отношения к природе.

Словесное рисование.

Настроение произведения.



Автор, жанр, тема, главная мысль, персонажи.


Определять тему произведения. Находить ответы на вопросы по содержанию в тексте (выборочное чтение), пересказывать небольшие отрывки близко к тексту, используя слова автора.

С.176-182, вопрос 4, выбрать пословицы к рассказу.

28\10


9.12

А. Барто. Не одна.

Г. Снегирёв. Белёк.М. Гумилевская. В краю оленеводов.

Загадки.


Знакомство с основами теории литературы:понятие юмора, сравнения.

Читательское представление об авторе. Отношение автора к животным, к изображаемым событиям



Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий.


Узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка: сравнение, олицетворение, юмор.

Определять тему и главную мысль произведения. Строить связные высказывания, подтверждать ответы отрывками из текста произведения.




С.183-191, читать выразительно.

29\11





И. Крылов. Волк на псарне.

Сатира, сатирические произведения. Пословицы. Хороший совет (эфиопская сказка)



Урок-театрализация.

Анализ смысла названия произведения, поступков героев, портретов, речи.

Сатира, сатирические произведения.



Название, автора, содержание произведения, история создания произведения.


Определять тему произведения.

Выразительно читать художественные тексты, передавать слушателям своё внутреннее видение и эмоциональное состояние. Формулировать вопросы, связные высказывания, вступать в диалог и полилог.



С.192-196, выбрать подходящие пословицы к басне.

30-31\12-13





Ю. Казаков. Жадный Чик и кот Васька.

Представление о нормах поведения и взаимоотношениях людей посредством анализа поступков героев сказки. Нравственное представление о совести.


Название, содержание произведения, прочитанного в классе, фамилию автора.


Определять тему произведения. Оценивать поступки героев произведения.

Строить свободное высказывание в устной форме на поставленный вопрос. Выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении.



С.197-207, разделить на части, озаглавить. Пересказать по выбору.

Вопрос 3


32\14





Административная проверка техники чтения за первое полугодие четверть

Осознанное, безошибочное, выразительное чтение продуктивными способами в темпе 80-85 слов в минуту, ответы на вопросы по содержанию.

Проверка техники чтения

33\15





Проверочная работа «Сформированность умений работы с художественным произведением»

Персонажи, герои, поступки, тема и главная мысль, отношение к поступкам героев автора.

Фамилию автора произведения, название произведения; жанр произведения

Делить текст на смысловые части, озаглавливать их.

Оценивать поступки героев произведений.

Ориентироваться в тексте.


Проверочная работа

34\16




Работа над ошибками.

35\17




И. Хабаров. Заснеженные русские пространства. Ю.Нагибин. Зимний дуб.

Л. Дьяконов. Февральская сказка.



Урок-путешествие.

Выявление позиции автора, «вычитывание» авторской оценки изображаемого. Нравственное представление о любви к природе. Применение выразительных средств языка при передаче отношения к природе. Словесное рисование.

Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий, нравственная коллизия, определяющая смысл произведения.


Определять тему и главную мысль произведения. Уметь охарактеризовать героя с использованием отрывков из текста.

Находить средства художественной выразительности в стихотворном и прозаическом произведении.



С.207-220, разделить на смысловые части, озаглавить, сжатый пересказ по выбору любой части, вопрос

36/18




Обобщение по разделу Художник Зима.

Урок-викторина с мультимедийной презентацией

Систематизация изученного материала

Авторы, названия произведений, тема, главная мысль

Выразительно читать, устно описывать внешность героя, человека и животного, словесно рисовать картину природы;

вести беседу по прочитанному тексту на тему, предложенную учителем; формулировать позицию автора, высказывать свои суждения по поводу прочитанного



Викторина
<< предыдущая страница   следующая страница >>



izumzum.ru