Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» - страница №1/3

g:\2014-01-15\изображение.jpg

Пояснительная записка

Литературное чтение — один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004г., на основе примерной программы по предмету «Литературное чтение» 2004г. и на основе авторской программы З.И. Романовской (2004 г.). Авторская программа модифицирована в соответствии с обновлённым содержанием учебников.

Авторская программа З.И. Романовской учебного предмета «Литературное чтение» для четырёхлетней начальной школы разработана в контексте дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова, нацеленной на общее развитие учащихся, развитие «ума, чувств и воли», т.е. развитие познавательных способностей эмоционально-волевых и нравственных качеств личности ученика.

В наш стремительный XXI век, век развития информационных систем и снижения духовности общества, очень важно удержать книгу в руках детей, воспитать у них постоянную потребность в чтении как источнике и знания, и эстетического наслаждения. Трудно преувеличить значение чтения как источника нравственного развития подрастающего поколения, обогащения его высокой моралью. Активное развитие компьютерной техники не должно снижать роли чтения, которое обладает рядом преимуществ перед компьютерной техникой. Чтение дает возможность многократно возвращаться к прочитанному и распоряжаться текстом в любых условиях места и времени; всесторонне — с точки зрения воспитательной, образовательной, психологической — воздействовать на личность. Чтение можно использовать как важнейшее условие и средство развития теоретического мышления, освоения накопленных человечеством знаний. Все эти преимущества чтения книг созвучны с принципами обучения в системе Л. В. Занкова.



Цели обучения

Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;

воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;

В примерной программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности даетперечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевойдеятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.



Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: З.И. Романовская, учебник в двух частях для 4-го класса, изд. АСТ-Астрель, 2010г. Учебники имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации»

Основу учебника «Живое слово» составляют, наряду с произведениями устного народного творчества, произведения, являющиеся гордостью русской литературы XIX и XX веков. Это сочинения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, И. А. Крылова, Н. А. Некрасова, А. Н. Майкова, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, А. П. Чехова, С. А. Есенина. А также вошедшие в золотой фонд детской литературы произведения К. И. Чуковского, А. Л. Барто, В. П. Астафьева, К. Г. Паустовского, Ю. П. Казакова.

Представленные в учебнике произведения дают юным читателям богатую, разнообразную пищу для развития ума и воспитания чувств, способствуют формированию высоконравственной личности.

Стержнем материала для чтения в книгах «Живое слово» являются следующие тематические направления:

Родина:

Героическое прошлое, подвиги ее защитников, героев войны и труда, традиции, родная природа во все времена года.

Семья и дети:

Окружающий мир глазами ребенка, его жизнь в семье, в школе, дружба со сверстниками; жизнь детей в других странах.

Человек и природа:

Открытие ребенком удивительного мира природы, взаимоотношения человека и природы, родственное, бережное отношение человека к живому миру.

Эти направления являются основой для тематического содержания «Живого слова», но не композиционного расположения материала, так как в одном произведении затрагиваются многие аспекты жизни человека и природы.

Программа 4 класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), в том числе на проверочные работы 7 часов.

Содержание программы

Основные содержательные линии

В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Г. Скребицкий, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П. С. Т. Аксаков,. Н. Мамин-Сибиряк, С. Маршак, А. Гайдар, Ю.Нагибин, Л.Дьяконов, К. Бальмонт, С.Есенин, Н. Рубцов, И. Крылов и др.

Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).

Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.

Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.

Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Художник ОСЕНЬ», «Художник ЗИМА», «Художник ВЕСНА», «Художник ЛЕТО»

Требования к уровню подготовки обучающихся

Техника чтения

Ежегодно техника чтения совершенствуется, происходит интенсивное развитие двух видов чтения — вслух и про себя — с большей скоростью и более осмысленно.

Технику чтения, как считал К. Д. Ушинский, можно успешно развивать лишь на основе интереса учащегося к читаемому тексту. В соответствии с этим в «Живом слове» помещены специально подобранные тексты.

Далее приводятся приблизительные нормы чтения в 4 классе к концу года обучения. Такие нормы чтения позволяют добиться понимания учащимися читаемого текста.

Предполагаемые результаты по технике чтения.


4 класс

Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение с соответствующей интонацией, с соблюдением темпа, логического ударения, орфоэпических норм, пауз внутри сложного предложения, между предложениями и частями текста.

Темп чтения

1 полугодие

80-90 слов в минуту

2 полугодие

90-100 слов в минуту

следующая страница >>


izumzum.ru