Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по истории для основной школы предназначена для... 2 599.89kb.
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 3 375.89kb.
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» 5 446.71kb.
Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) 4 567.12kb.
Рабочая программа учебного предмета (курса) «Английский язык» (базовый... 3 559.66kb.
Рабочая программа курса Код курса : сдм. 19 Тип курса : дисциплины... 3 223.56kb.
Учебная программа Вид Программы: рабочая программа учебного курса... 4 354.04kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) наименование: Металлургия меди... 1 291.01kb.
Рабочая программа учебного предмета 2 626.75kb.
Рабочая программа по социально бытовой ориентировке для 5 9 классов... 9 1178.86kb.
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 2 770.06kb.
Е. Н. Платонова, Н. С. Буслова 1 108.32kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины - страница №1/1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Дерезовская средняя общеобразовательная школа Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»


Рассмотрена и СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

рекомендована к Заместитель директора Директор школы

утверждению по УВР __________________

методическим ___________________ Торшин В.В.

объединением Таранова О.В. Приказ №75

гуманитарных дисциплин от «26» августа 2013 г.

Протокол №1

от « 20 » августа 2013г.

Руководитель МО

___________________

Торшина Л. П.

Рабочая программа

учебного курса, предмета, дисциплины

(модуля) по краеведению для 9 класса

на 2013-2014 учебный год


Разработана учителем истории и

обществознания II КК

Каширской Н.В.


Дерезовка 2013



Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе:

- Приказа №760 Департамента образования, науки и молодёжной политики от 27 июля 2012 года «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего образования, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- Примерной региональной программы «Краеведение: программа курса в 5-11 классах образовательных учреждений Воронежской области» (Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008);

- Учебного плана МКОУ «Дерезовская СОШ Верхнемамонского муниципального района Воронежской области» на 2013-2014 учебный год, утвержденный директором школы. Приказ № 75 от 26 .08.13 г.


Общая характеристика программы курса «Историческое краеведение»

Содержание программы курса «Историческое краеведение» построено на основе проблемно-хронологического принципа. Программа включает изучение истории Воронежского края с древности до наших дней и нацелена на использование цивилизационно-гуманитарного и многофакторного подходов. Логика построения курса позволяет осуществить постепенное и целенаправленное введение учащихся в его изучение, где действует принцип накопления и интеграции знаний с учетом решения воспитательных, обучающих и развивающих задач.


Изучение курса «Историческое краеведение» в 8-9 класса в объеме 70 часов (по 1часу в неделю) предусмотрено в региональном компоненте базисного учебного плана для образовательных учреждений Воронежской области. В 9 классе изучается история Воронежского края со второй половины XIX в – XX в. Преподавание курса целесообразно вести синхронно-параллельно с историей России. В предлагаемом тематическом планировании представлен примерный вариант распределения учебного материала по темам и урокам.
Однако, с учетом авторских подходов учителя, возможны другие варианты распределения часов. В программе предусмотрено право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем. При этом должны учитываться особенности конкретного района, сложившиеся традиции. Вместе с тем, любой выбор и методическое решение учителя должны соотноситься с предполагаемым образовательным эффектом, не разрушать общей логики программы.
Практико-ориентированная составляющая содержания программы может быть реализована через тематические экскурсии по Воронежскому краю, посещения архивов и музеев. Программа ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисково-исследовательских, проектных методах во взаимосвязи со словесными и вещественными методами изучения исторического краеведения
Место и роль учебного курса.

Областной (региональный) базисный учебный план отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Краеведение» на этапе основного общего образования в 9 классе из расчёта 1 ч. в неделю.

Данный курс «Краеведение» относится к дисциплинам гуманитарного цикла, является историческим предметом, но носит локальный характер.
В 9 классе изучается история Воронежского края со второй половины XIX в. до современности; Курс даёт возможность проследить огромную роль исторического наследия Воронежской области в складывании основ современного воронежца, уделяя внимание тем феноменам истории края, которые, так или иначе, вошли в современную цивилизацию. Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему, формирования гражданских понятий и навыков.
Цель курса:

воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.


Задачи курса:

  • развивать способность к саморазвитию, к осмысленному присвоению положительных навыков социального поведения, воспитывать целостную личность, осознающую себя частью единого и многообразного мира;

  • интегрировать учебный и воспитательный процесс;

  • воспитывать гражданскую позицию, бережное отношение к памятникам истории, культуры края;

  • развитие творческих способностей, научно – исследовательских умений средствами региональной культуры;

  • выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о культурном прошлом нашего края;

  • развитие у старшеклассников способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставления и обобщения фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

  • формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе осмысления опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав и интересов людей;

  • изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине;

  • формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;

  • ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Воронежской области как опорного края России;

  • развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности; изучение проблем развития края (населенного пункта).


Формы организации учебного процесса.

• индивидуальные;

• индивидуально-групповые;

• фронтальные

Единицей учебного процесса является урок.
Формы и методы ведения уроков:

Лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты, конференции и дискуссии, работа с картами, исследовательские работы, анкетирование, интервьюирование, работа в музее, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин.



Результаты обучения и усвоения содержания курса «Краеведение»

Личностные результаты:


  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважения к культуре своего народа и других народов, толерантность.


Метапредметные результаты:


  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.


Предметные результаты:


  • овладение целостными представлениями об историческом пути Воронежа и области как необходимой основы для миропонимания и познания истории собственной страны;

  • способность применять понятийный аппарат краеведческого знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе истории страны;

  • способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историко-культурную карту Воронежской области и ориентироваться в ней;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и жителей в истории области;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей области и страны в целом.


Требования к знаниям и умениям учащихся.
В результате изучения истории края ученик должен:
знать (понимать):

  • основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;

  • изученные виды исторических источников;

уметь:

  • соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы края, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать

описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края;

объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.



  • искать информацию в архивах, библиотеках, музеях, Интернете, брать интервью;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов, проектов.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

КЛАСС 9 (34 ч)
Тема 1. Воронежская губерния во второй половине XIX в. (5 ч)

Воронежская губерния в пореформенный период.

Реформа 1861 г. в губернии: особенности ее проведения и последствия. Развитие капитализма и изменение структуры населения губернии. Народническое движение в крае. Деятельность народников в крае. Г. В. Плеханов, А. И. Желябов, А. Д. Михайлов и др. «Наши», «Земля и воля», «Черный передел». Социально-экономические условия жизни рабочих. Выступления и стачки в крае. Первые марксистские кружки. Начало рабочего движения и зарождение первых социал- демократических организаций.

Развитие образования в крае. Деятельность С. И. Мосина, М. А. Веневитинова. Деятели культуры - уроженцы Воронежского края. Художники И. Н. Крамской, Н. Н. Ге.


Тема 2. События начала XX в. в истории Воронежского края. (3 ч)

Социально-экономическое развитие губернии. Положение рабочих, крестьян. Социал-демократические организации накануне первой русской революции. Революция 1905-1907 гг. в Воронеже и Воронежской губернии: Февральская стачка, восстание солдат дисциплинарного батальона, декабрьская политическая стачка, крестьянские выступления зимой - весной 1906 г. Зарождение представительной демократии в крае.

Повседневная и общественно-культурная жизнь губернии. Изменение внешнего облика Воронежа: открытие памятников, строительство новых зданий. Новые учебные заведения.
Тема 3. Военно-политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917 г. (5 ч)

События Февраля 1917 г. в Воронеже и губернии. Установление двоевластия. Деятельность различных партий в период двоевластия. Провозглашение советской власти осенью 1917 г. в крае. Претворение в жизнь декретов новой власти. Борьба политических сил в Советах на местах. Гражданская война в губернии. Начало вооруженной борьбы на Дону. Военные действия летом 1918 - зимой 1919 гг., летом - осенью 1919 г.

Окончание граяеданской войны в крае в 1922 г. Народное хозяйство Воронежской губернии в условиях гражданской войны (1918-1920 гг.).
Тема 4. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг. (6 ч)

Восстановление хозяйства и реконструкция промышленности. Развитие кооперации в деревне. Образование Центрально-Черноземной области (1928 г.) и преобразование в 1934 г. в Воронежскую область. Индустриализация в Воронежской области. Интенсивный рост промышленного производства в крае, трудовой энтузиазм в годы индустриализации. Коллективизация в Черноземье. Развитие кооперации. Образование колхозов. Драматизм проведения коллективизации в Черноземье. Сталинские репрессии в Воронежском крае. Массовые репрессии партийно-государственных работников, интеллигенции, крестьян, рабочих, церковнослужителей.

Культурная жизнь в Воронежской губернии и изменения в культурном строительстве. Переход ко всеобщему среднему образованию. Развитие высшего и среднего образования. Преображение г. Воронежа.
Тема 5. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенного строительства. (8 ч)

Воронежская область в начале войны. Начало мобилизации в армию и формирование Воронежского добровольческого полка. Перестройка промышленных предприятий на военный лад, эвакуация части воронежских заводов. Начало массированных налетов фашистской авиации на город.

Военные действия на территории Воронежской области. Наступление на Воронежском направлении (лето 1942 г.). Образование Воронежского фронта (командующий генерал Н. Ф. Ватутин). 212 дней боев за Воронеж. Героизм защитников города. Острогожско-Россошанская и Воронежско-Касторненская наступательные операции и их значение.

Злодеяния гитлеровцев на воронежской земле. Боевые и трудовые подвиги наших земляков в годы войны. Героизм, запечатленный в мемориалах, памятниках, музеях, названиях улиц.

Народное хозяйство области в восстановительный период (1945— 1950 гг.). Восстановление промышленности. Возрождение промышленности. Возрождение деревни. Восстановление городов Воронежской области. Возрождение культурных ценностей.
Тема 6. Хозяйственное и культурное развитие области в 1950- 1990-е гг. (3 ч)

Воронежская область в период «оттепели». Воронеж в 70-80-е гг.

Рост промышленного производства, строительство новых предприятий (Воронежский шинный завод, завод тяжелых механических прессов, завод радиодеталей, Острогожский консервный завод, Нововоронежская атомная электростанция и др.), реконструкция ранее построенных.

Развитие сельского хозяйства области. Концентрация и специализация сельскохозяйственного производства. Социальные проблемы деревни. Массовое жилищное и социально-бытовое строительство в Воронеже и области.

Достижения наших земляков в области культуры. Развитие образования на территории области. Воронежские ученые с мировым именем. Воронежские писатели.
Тема 7. Современный этап развития Воронежа и области. (4 ч)

Крупные предприятия края. Экономика края на современном этапе развития: ее особенности. Перспективы развития области. Система управления областью и органы местного самоуправления: их функции, взаимодействие, эффективность.

Развитие образования и культуры в Воронежской области. Современная архитектура и строительство. Новые памятники в Воронеже и области. Современная театральная жизнь.

Проблемы и трудности современного этапа развития края и пути их решения. Современное состояние экономики. Крупные промышленные предприятия области. Особенности развития сельскохозяйственного производства.



Календарно тематическое планирование


№ урока

Название раздела, темы, урока

Кол-во часов

Обязательный минимум содержания образования

Дата

Примечание

План

Факт


Тема 1: Воронежская губерния во второй половине XIX (6 ч)


1-2

Понятие краеведения. Значение краеведения.

2

Что такое краеведение. Значение краеведения.

6.09.13г

13.09.13г









3


Памятники истории, их виды. Законодательство РФ об охране памятников истории


1


Виды памятников истории. Законодательство РФ об охране памятников истории



20.09.13г






4

Реформа 1861 г. в губернии

1

Реформа 1861г. Особенности ее проведения и последствия.


27.09.13г







5

Развитие капитализма в Воронежской губернии.

1

Развитие капитализма в губернии. Изменение структуры населения, крестьянские выступления. Работа по документам

4.10.13г







6

Народническое движение в Воронежском крае.

1

Организации «Наши», «Земля и воля», «Чёрный передел». Деятельность народников в крае. Г.В.Плеханов, А.И.Желябов, А.Д.Михайлов и др.


11.10.13г








Тема 2: События начала XX в. в истории Воронежского края. (3 ч)


7

Социально-экономическое развитие губернии.

1

Развитие промышленности. Положение рабочих и крестьян в губернии.

18.10.13г







8

Революция 1905-1907 гг. в Воронеже и Воронежской губернии.

1

Февральская стачка, восстание солдат дисциплинарного батальона, декабрьская политическая стачка, крестьянские выступления зимой - весной 1906 г. Зарождение представительной демократии в крае


25.10.13г







9

Общественно-культурная жизнь губернии.

1

Изменение внешнего облика Воронежа: открытие памятников, строительство новых зданий Новые учебные заведения


1.11.13г








Тема 3: Военно-политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917 г. (4 ч)


10

События февраля 1917 г. В Воронеже и губернии.

1

Установление двоевластия. Деятельность различных партий в период двоевластия.


15.11.13г








11

Провозглашение советской власти осенью 1917 г. В крае.

1

Претворение в жизнь декретов новой власти. Борьба политических сил в Советах на местах


22.11.13г








12

Гражданская война в губернии.

1

Начало вооруженной борьбы на Дону. Военные действия летом 1918 - зимой 1919 гг., летом - осенью 1919 г.

Окончание гражданской войны в крае в 1922 г. Народное хозяйство Воронежской губернии в условиях гражданской войны (1918-1920 г.).


29.11.13г








13

Повторительно-обобщающий урок по теме «Военно-политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917 г».

1




6.12.13г









Тема 4: Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг. (6 ч)


14

Восстановление хозяйства и реконструкция промышленности.

1

Развитие кооперации в деревне. Образование Центрально-Черноземной области (1928 г.) и преобразование в 1934 г. в Воронежскую область

13.12.13г







15

Индустриализация в Воронежской области.

1

Интенсивный рост промышленного производства в крае, трудовой энтузиазм в годы индустриализации


20.01.14г







16

Коллективизация в Черноземном крае.

1

Развитие кооперации. Образование колхозов. Драматизм проведения коллективизации в Черноземье


27.12.13г








17

Сталинские репрессии в Воронежском крае.

1

Массовые репрессии партийно-государственных работников, интеллигенции, крестьян, рабочих, церковнослужителей.


17.01.14г







18

Культурная жизнь в Воронежской губернии и изменений в культурном строительстве.

1

Переход ко всеобщему среднему образованию. Развитие высшего и среднего образования. Преображение г. Воронежа


24.01.14г







19

Повторительно-обобщающий урок по теме «Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг.»

1




31.01.14г








Тема 5: Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенное строительство (8 ч)


20

Воронежская область в начале войны.

1

Начало мобилизации в армию и формирование Воронежского добровольческого полка. Перестройка промышленных предприятий на военный лад, эвакуация части воронежских заводов. Начало массированных налетов фашистской авиации на город

7.02.14г







21

Военные действия на территории Воронежской области

1

Наступление на Воронежском направлении (лето 1942 г.). Образование Воронежского фронта (командующий генерал Н. Ф. Ватутин). 212 дней боев за Воронеж. Героизм защитников города. Острогожско- Россошанская и Воронежско-Касторненская наступательные операции и их значение. Злодеяния гитлеровцев на воронежской земле


14.02.14г







22-23

Боевые и трудовые подвиги наших земляков в годы войны.

2

Героизм, запечатленный в мемориалах, памятниках, музеях, названиях улиц.


21.02.14г

28.02.14г









24

Заочная экскурсия по местам боевой славы.

1

Посещение музея «Арсенал»

7.03.14г







25

Очная экскурсия по местам боевой славы с. Дерезовка.

1

Посещение памятников в с.Дерезовка.


14.03.14г







26

Восстановление народного хозяйства.

1

Народное хозяйство области в восстановительный период (1945-1950 гг.). Восстановление промышленности. Возрождение промышленности. Возрождение деревни. Восстановление городов Воронежской области. Возрождение культурных ценностей


21.03.14г








27

Повторительно-обобщающий урок по теме

«Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенное строительство».



1




4.04.14г








Тема 6: хозяйственное и культурное развитие области в 1950-1990 гг. (3 ч)


28-29

Воронежская область в период «оттепели». Воронеж в 70-80-е гг.

2

Рост промышленного производства, строительство новых предприятий (Воронежский шинный завод, завод тяжелых механических прессов, завод радиодеталей, Острогожский консервный завод, Нововоронежская атомная электростанция и др.), реконструкция ранее построенных.

Развитие сельского хозяйства области. Концентрация и специализация сельскохозяйственного производства. Социальные проблемы деревни. Массовое жилищное и социально-бытовое строительство в Воронеже и области

11.04.14г

18.04.14г










30

Достижения наших земляков в области культуры.

1

Развитие образования на территории области. Воронежские ученые с мировым именем. Воронежские писатели

25.04.14г








Тема 7: Современный этап развития Воронежа и области . (4 ч)


31-32

Экономика края на современном этапе развития: ее особенности.

2

Крупные предприятия края. Перспективы развития области. Система управления областью и органы местного самоуправления: их функции, взаимодействие, эффективность


2.05.14г

16.05.14г









33

Развитие образования и культуры в Воронежской области.

1

Современная архитектура и строительство. Новые памятники в Воронеже и области. Современная

театральная жизнь

23.05.14г







34

Проблемы и трудности современного этапа развития края и пути их решения.

1

Современное состояние экономики. Крупные промышленные предприятия области. Особенности развития сельскохозяйственного производства

Резерв







Учебно-методическое обеспечение учебного курса «Краеведение»


Учебная программа




Учебники, учебные пособия

Методические пособия





Материалы для контроля






















Примерная региональная программа «Краеведение: программа курса в 5-11 классах образовательных учреждений Воронежской области» (Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008);
А.В.Ершова, М.Л.Воронова «Историческое краеведение. 8-9 классы». ВОИПКиПРО. Воронеж, 2012




Историческое краеведение Воронежской области.Учебное пособие/ Коллектив авторов, науч.ред. Б.Я.Табачников. – Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2012. – 112с.
Электронный учебник по краеведению. Сайт учителя географии Блаженова Владимира Александровича. (страница «Краеведение») Подборки по темам.

blazhenov-vladimir.narod2.ru

Д.Ф.Шеншин. Малая родина. Учебное пособие по краеведению для школ Верхнемамонского района на уроках географии, истории, литературы. Воронеж: 2006.

Д.Ф.Шеншин. Верхнемамонский район. Страницы истории. Коммуна: 2006

Н.И.Сыроватский «Отчий край» Воронеж: 1996.



В.И.Панова, История Воронежского края. Учебно-методическое пособие. Воронеж: Родная речь, 2010.

http://www.nlr.ru/res/inv/kray/ - Российская национальная библиотека. Путеводитель по краеведческим ресурсам на библиотечных сайтах Интернет.

http://www.museum.ru/ - Интернет портал «Музеи России».

http://www.roskraeved.ru/index.php - сайт Отделения краеведения и историко-культурного туризма Историко-архивного института Российского Государственного гуманитарного университета и Союза краеведов России.










zanimatika.narod.ru›



Интернет-сайты

  1. museum.ru›M651Воронеж

  2. kramskoi.vzh.ru

  3. divnogor.ru

  4. kostenki-museum.ru

  5. esenin-museum.narod.ru

  6. kldsp.ru›

  7. http://museumobr.my1.ru

  8. do.gendocs.ru›docs/index-298483.html

  9. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F1%F2%EE%F0%E8%FF_%C2%EE%F0%EE%ED%E5%E6%F1%EA%EE%E3%EE_%EA%F0%E0%FF_(%EA%ED%E8%E3%E0)

  10. gorod-voronezh2010.narod.ru›feod_otnosh.html

  11. istorya.ru›referat/7279/1.

  12. http://www.nlr.ru/res/inv/kray/ - Российская национальная библиотека. Путеводитель по краеведческим ресурсам на библиотечных сайтах Интернет.

  13. http://www.museum.ru/ - Интернет портал «Музеи России».

  14. http://www.roskraeved.ru/index.php - сайт Отделения краеведения и историко-культурного туризма Историко-архивного института Российского Государственного гуманитарного университета и Союза краеведов России.


Периодика:

  1. Подборка газет «Донская новь».


Интернет – сайты:

  1. v-mamon.com Портал Верхнего Мамона

  2. vermamon.ru Администрация Верхнемамонского района



izumzum.ru