Рабочая программа составлена на основе региональной программы. Программа рассчитана на второй год изучения краеведения, на 34 часа. - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного... 1 346.55kb.
Рабочей программы учебной дисциплины основной образовательной программы 1 199.82kb.
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса алгебры для... 3 638.45kb.
2. Рабочая программа по технологии составлена на основе соответствующей... 1 324.72kb.
Всеобщая история искусства учебная программа для специальности 1 312.33kb.
Рабочая программа «Всеобщая история» 3 661.21kb.
Рабочая программа по литературному чтению для базового уровня изучения... 1 220.42kb.
Рабочая программа дополнительного образования «Рукоделие» Программа... 1 160.04kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе... 3 807.38kb.
Рабочая программа кружка «Бурятия-территория культуры» 1 112.41kb.
Бабынина Татьяна Ивановна, первая квалификационная категория 2012-2013... 1 386.35kb.
Список участников мероприятия 1 64.11kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Рабочая программа составлена на основе региональной программы. Программа рассчитана - страница №1/1

Рабочая программа

по учебному предмету

«ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

в 8 «А»,«Б» классах

Программа разработана учителем Тенихин А.И.

Рабочая программа разработана на основе региональной программы по предмету Историко-культурное краеведение, автор М.И.Баранникова , Воронеж, ВГПУ-2012 г.

Количество часов в неделю 1, всего в год 35 ч



Пояснительная записка

.

Рабочая программа составлена на основе региональной программы. Программа рассчитана на второй год изучения краеведения, на 34 часа. Основные разделы и темы рабочей программы соответствуют базовой программы. Курс призван сформировать гражданственность, патриотизм. Он дает возможность развивать творческий потенциал ученика в соответствии с личностно-ориентированным и деятельностным подходами.



Программа реализует принципы:

1. Научности:

- содержание курса изложено в грудах воронежских ученых-краеведов;

2. Дифференциации и индивидуализации:



  • процесс знакомства с историей и культурой края позволяет формировать аналитическую культуру учащихся в соответствии с общим уровнем его подготовки. Вопросы и задания, указанные в поурочном планировании, можно дифференцировать по степени сложности; дополнительную информацию и исторические источники адресовать учащимся с учетом уровня их умений и навыков; методикой преподавания курса предусмотрена фронтальная, групповая, парная, индивидуальная деятельность.


Образовательные задачи курса - формирование знаний:

  • об уникальности истории края, его связи с отечественным и мировым культурным наследием на примере конкретных объектов;

  • об этапах развития историко-культурного наследия на примере конкретных объектов;

  • о жизнедеятельности жителей края и о знаменитых земляках;

  • о проблемах и перспективах развития края;

  • о перспективах собственного существования в этом крае.

Ценностные ориентиры, формируемые курсом:

  • гражданственность;

  • патриотизм;

  • толерантность;

  • интеллектуальная и творческая активность;

- уважение общечеловеческих, национальных, региональных ценностей.

В конечном итоге - формирование духовной культуры личности, стержнем которой являются нравственно ориентированные воля и разум человека.



Основная концептуальная идея курса - использование знаниевого компонента для реализации компонента компетентностного.
В конце добавлен один резервный урок.

Содержание рабочей программы
Введение (1 ч.).

Краеведение - совокупность знаний о крае, изучение его природы, истории, экономики, духовной культуры, быта и т.п.

Направления краеведения: научное и школьное. Научное краеведение осуществляется научными обществами, университетами академиями, архивными комиссиями. Краеведческую работу в школе ведут учителя, ученики, родители. Цели краеведческого образования.

Объекты краеведения: природа, население, экономика, история, искусство.

Источники краеведения: краеведческая библиография, статистические, картографические, архивные, устные источники, памятники истории и культуры.

Роль краеведения в формировании гражданственности и патриотизма, в профилактической работе против ксенофобии и экстремизма, в воспитании толерантности, уважительного отношен к деятельности предшествующих поколений и современников своих земляков. «Краеведение - объединяющее начало всех наук (Д.С. Лихачев).


Раздел I. Историческое краеведение (14 ч.)

2. Древние культуры на территории Воронежского края. (1 ч.)

Роль археологии в изучении древних культур. Типы археологических памятников - поселения и погребения. Природы климатические условия. Общинный характер социальной организации жизни людей. Орудия труда. Занятия людей в период каменного, железного веков. Археологические памятники позднего палеолита, железного века. Роль археологической экспедиции С.Н. Замятина.

Сарматы, аланы, славяне. Понятие археологической культуры; Борщевская культура VIII-X веков в бассейне среднего и верхнего течения реки Дон. Славянские городища: Кузнецовское, Белгородскское, Животинное.

Первое упоминание о Воронеже в летописи. Научные подходы к происхождению слова «Воронеж» (В.П. Загоровский A.M. Аббасов, Е.А. Пульвер, Ю.Е. Пульвер, А.В. Кожемякин и др.



3.Воронежский край в период раздробленности и развития централизованного государства. (1 ч.)

Содержание понятия «раздробленность», причины этого исторического явления и последствия для Воронежского края. Разорение монголо-татарами Рязанского княжества, опустошение воронежских земель.

Постановление боярской Думы 1585 г. об образовании города-в крепости Воронеж и ее строительство в 1586 и 1594 годах. Роль - Воронежской крепости на южных рубежах страны. Другие города-крепости Белгородской черты. Заселение края украинцами в XVII веке (Острогожск).
4. Воронежский край в XVIII веке. (1 ч.)

Борьба России с Турцией и Крымским ханством за выход к южным морям. Цели Азовских походов Петра I 1695, 1696 гг. Роль Воронежа в Азовских походах. Влияние кораблестроения на развитие города. Воронеж в составе Азовской губернии. Переименование Азовской губернии в Воронежскую в 1725 г. Административное устройство губернии по указу 1799 г. Пожары и новая планировка города.


5.Города Воронежской области: Бобров, Богучар, Борисоглебск. (1 ч.)

Бобров. Заселение Бобровской слободы в XVII веке. «Государев двор». Бобров - город с 1799 г. Герб города. Храмы: Покров-кий и Николая Чудотворца, Успенский. Благотворительная деятельность купца А.И. Медведева. Активное строительство в 70-е годы XIX века. Открытие сельскохозяйственного музея в 1911 г. провозглашение Советской власти 17 ноября 1917 г. В центре боевых действий Гражданской войны. Прифронтовой город в годы Великой Отечественной войны. Богучар. Основание казаками слободы Богучар в 1704 г. Поучение статуса города в 1799 г. В составе Слободско-Украинской Губернии в 1797-1802 гг. Пожары XIX века и кирпичное строительство в 60-е годы XIX века. Комплекс уездных земских учреждений. Установление Советской власти 25 февраля 1918 г. Фронтовой город в годы Гражданской войны. Немецкая оккупация июль - декабрь 1942 г.)

Борисоглебск. Основание крепости Ново-Павловской указом 1етра I в 1698 г. Строительство соборной церкви св. Бориса и Глеба в 1703 г. Переименование в город Борисоглебск. Уездный город Тамбовской губернии с 1799 г. Герб города. Успенская церковь первое каменное сооружение (на месте церкви Бориса и Глеба. Застройка города по новому плану Александра I. Строительств железной дороги. Церковь Казанской иконы Божией Матери, церковь Сретения Господня. Архитектурные памятники города. Установление Советской власти в январе 1918 г. Боевой город в Гражданской войне. Вхождение в Воронежскую область в 1928 г. Открытие драмтеатра в 1930 г.

6. Города Воронежской области: Бутурлиновка, Калач, Новохоперск. (1 ч.)

Бутурлиновка. Бутурлиновская слобода - центр имений графа А.Б. Бутурлина и его семьи. Второе название - Петровское. Развитие в XVIII-XIX вв. перерабатывающей промышленности и акта ной торговли. Каменное строительство (Преображенская церковь, Успенская церковь). Второй по численности населения город. Железнодорожное строительство в конце XIX века. Промышленное производство (винное, кирпичное, клееварное, маслобойное и др. Город с 1917 г. Установление Советской власти в ноябре 1917 Фронтовой город в годы Гражданской войны. Прифронтовой город в годы Великой Отечественной войны.

Калач. Основан украинским поселенцами в начале XVIII века. Острогожский полк войсковых казаков. Первый каменный храм Успенская церковь (1750), церковь Вознесения Господня (1776 церковь Воскресения Господня (1818). Усадьба Комова - архита турный памятник. Железнодорожное строительство в конце X века. Установление Советской власти в ноябре 1917 г. Город 1945 г.

Новохоперск. Хоперская крепость построена в 1716 г. Корабельная верфь в 1768 г. Собор Воздвижения креста (1774). Статус уездного города с 1799 г. Герб города. 1802 г. - возвращение в Воронежскую губернию. Церковь Святой Троицы (1835). Собор Воскресения Христова (1865). Богоявленская ярмарка. Железнодорожное строительство. Установление Советской власти в ноябре; 1917 г. Фронтовой город в годы Гражданской войны. Памятник В.И. Ленину (1924). Город - музей провинциальной архитектуры.


7. Города Воронежской области: Острогожск, Павловск. (1 ч.)
Острогожск. Закладка крепости в 1652 г. при царе Алексея Михайловиче. Каменное строительство с 1700-х гг. (Богоявленская церковь в Лушниковке и Троицкий собор на городской площади Церковь Преображения Господня, церковь Михаила Архангела в слободе Пески - памятник архитектуры федерального значения). С 1779 г. - центр уезда. Герб города. Специализация слобод. В 1916 г. Острогожск - второй город губернии по численности населения, развитию торговли и промышленности. Советская власть установилась в октябре 1917 г. Прифронтовой город в Гражданскую войну, был занят белыми. Немецкая оккупация 1942 г.

Павловск. Основание крепости в 1709 г. по распоряжению Петра I. Перенос Адмиралтейства из Таврова в Павловск. Упадок крепости после смерти Петра I. С 1779 г. - уездный город. Герб города. Развитие кустарно-промышленного производства в XIX в. (маслобойное, мыловаренное, салотопленное) и торговли (Московско-Черкасский тракт). Духовное училище. Женская гимназия. Реальное училище - памятник архитектуры. Комплекс земской больницы. Советская власть установилась в феврале 1918 г. Фронтовой город в Гражданской войне, прифронтовой - в Великой Отечественной.


8. Города Воронежской области: Россошь, Землянск, Калитва. (1 ч.)

Россошь. Основание слободы по указу в 1702 г. Первое документальное упоминание в 1721 г. Завод породистых лошадей помещика Черткова. Открытие в 1834 г. Кретовоздвиженской церкви. Строительство колокольни Александра Невского. Городской парк культуры и летний театр, фонтан. Железнодорожное строительство. Заводы: чугунолитейный, кирпичный. Храм Ильи Пророка. С 1923 г. - статус города. Немецкая оккупация в 1942 г., концлагерь на территории города.

Землянск. Челобитная украинских переселенцев во главе с И. Дашкевичем в 1661 г. царю с просьбой о строительстве города. Рубленый город с 8 башнями и подземным ходом возводился под руководством воеводы Г. Островского. Преображенская церковь, Воскресенский собор. Уездный город с 1799 г. Герб города. Кирпичное гражданское строительство с 1825 г. Больничный комплекс. Советская власть с 1918 г. Ликвидация Землянского уезда в 1923 г., Землянск переименован в село.

Село Калитва. Заселение края украинцами. Возведение крепости по указу Петра I (1722). С 1799 г. - уездный город. Герб города. Упразднение статуса города в 1865 г., перевод жителей в разряд государственных крестьян.

9. Города (села) Воронежской области: Коротояк, Костенки, Орлов. (1 ч.)

Коротояк. Крепость построена в 1647 г. Данила Яковлев - воевода - руководил строительством крепости. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Слободы: Стрелецкая, Казачья, Пушкарская. До конца XVIII века - база для заготовления провианта для донских казаков. Активизация экономической жизни во второй половине XIX века. Строительство учебных заведений. Советская власть установилась в феврале 1918 г. С 1923 г. Коротояк - село.

Костенки. Город-крепость возведена в 1642 г. Богдан Конинский - руководитель строительства, городской голова. Церковь Иоанна Предтечи, церковь Василия Великого. Потеря значения после упразднения Белгородской черты. Со второй половины - волостной центр. Село - государственный археологический музей-заповедник.

Орлове Рождение крепости в 1646 г. Форпост Белгородской оборонительной черты. Церковь Троицкая, церковь Богоявленская (1702). Потеря статуса города в 1799 г.


10. Города Воронежской области: Нижнедевицк, Тавров. (1 ч.)

|
Нижнедевицк. Преобразование села Нижняя Девица в уездный город (1779). Слободы: Гореловка, Гусевка, Чибисовская.
Земледелие - основное занятие.

Каменное строительство с 30-х годов XIX века, кирпичное строительство с последней четверти XIX века.

Высшее реальное училище. Установление Советской власти в январе 1918 г. Ожесточенные бои во время Гражданской
войны. Фронтовой город в годы Великой Отечественной войны.

Таврово. Распоряжение Петра I о строительстве крепости Тавров в связи с кораблестроением. Суконная промышленность. Пожар 1744 г. Неудачная попытка возобновления строительства кораблей при Екатерине II.


11. Воронеж до и после Великой Отечественной войны. (1 ч.)
Установление Советской власти в г. Воронеже 30 октября

1917 г. Гражданская война: борьба с Красновым и Деникиным. Освобождение от белых армией С.М. Буденного.

Воронеж - административный центр Центрально-Черноземной области (1928-1934).

Воронеж в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками 1942-1943 гг. 25 января 1943 г. — день освобождения города. Восстановление Воронежа завершилось к концу 50-х годов.

Создание водохранилища (1972). Награждение орденом Отечественной войны I степени (1975). Почетное звание «Город воинской славы» (2008).

Воронежская губерния начала XX века - сельскохозяйственный район. Социалистическая модернизация в крае, (индустриализация и коллективизация). Сталинские репрессии в Воронежском крае.

Награждение области орденом Ленина (1935). Быстрое промышленное развитие. Награждение области вторым орденом Ленина (1956).

Нововоронежская АЭС (1964). Создание межхозяйственных сельхозпредприятий в 70-е годы XX века.

Политические и экономические перемены 90годов XX века.
12. Повторительно-обобщающий урок по разделу. Систематизация знаний. (1 ч.)

13. Урок-презентация ученических сообщений. (1 ч.)


14-15. Уроки-экскурсии. (2 ч.)

Раздел П. Народное просвещение в Воронежском крае. Наука и высшая школа (8 ч.)
16. Становление и развитие школьного образования в Воронежской области. (1 ч.)

Роль епископа Митрофана и церкви в развитии школьного дела. Документальные свидетельства о первых школах края (с. Ендовище, Острогожск, Коротояк, Черкасская слобода). Содержание школьного образования в XVII - начале XVIII века.

Причины актуализации просвещения в начале XVIII века. Открытие в 1703 г. в Воронеже адмиралтейской «русской школы», структура школы. Попытка Петра I создать сеть государственных общеобразовательных начальных школ (цифирных, гарнизонных), архиерейская школа - профессиональное духовное учебное заведение. Воронежская духовная семинария.

17. Система просвещения в Воронеже и городах губернии во второй половине XVIII - первой половине ХIХ в. (1 ч.)

Цели Екатерины II в проведении реформы образования. «Устав народным училищам в Российской империи» о системе образования: главные народные училища, малые народные училища, частные школы (пансионы). Открытие 22 сентября 1786 г. Воронежского главного народного училища (многопредметная программа, новые учебники, пособия, профессиональные кадры), С.Н. Маркин — выпускник училища. Открытие малых народных училищ в Острогожске (1788), Боброве и Павловске (1799). Популярность домашнего обучения.

Реформа образования в начале XIX века (централизация управления образованием; приходские училища, уездные училища, гимназии, университеты). Открытие гимназии в Воронеже (17 января 1809 г.). Знаменитые выпускники гимназии (Н.И. Костомаров, Л.Ф. Змеев, А.Н. Афанасьев, М.Ф. де Пуле и др.).

Приезд великого князя, будущего императора Александра Николаевича, в Воронеж (июль 1837 г.).

Открытие уездного училища в Острогожске (1808), Н.В. Станкевич, И. Крамской - выпускники училища. Открытие Воронежского уездного училища (1809). А. Кольцов, Н.В. Ники-тенко - выпускники.

Открытие приходских училищ с 1806 г. в Павловском, Бобровском и других уездах. К 1828 г. в губернии 7 приходских училищ.

Новый школьный устав 1928 г. (3-ступенчатая школа). Создание начальных школ другими ведомствами и частными лицами без участия

Министерства народного просвещения: волостные училища ведомств, приходские училища МВД, Министерства государственных имуществ, крестьянские школы.


18. Роль воронежского земства в развитии просвещения Образование в начале XX века. (1 ч.)

Буржуазный характер реформ Александра II. Земская реформа 1864 г. Строительство, ремонт, содержание школьного персонала, подготовка педкадров. В 1898 г. в губернии 560 земских школ.

Открытие церковно-приходских школ наряду с земскими Проблема развития образования в губернии. Рост заинтересованности в образовании среди различных слоев населения. Земский проект всеобщего начального образования в Воронежской губернии. Влияние исторических событий начала XX века на развитие образования. Развитие женского образования в крае (училища, гимназия, прогимназия). К 1 января 1916 г. в губернии 20 женских учебных заведений. Воронежский Михайловский кадетский корпус (с 1845 г.) и его знаменитые выпускники: СИ. Мосин, А.Н. Лодыгин, Г.В. Плеханов, А.С Суворин и др.

Открытие реальных гимназий с 1864 г. (с 1871 г. - реальные училища). Открытие коммерческих училищ (с 1907 г., к 1916 - 4).


19. Становление советской школы. (1 ч.)

Попытки Временного правительства демократизировать народное образование, трудности реализации реформы.

Государственные мероприятия по реформированию образования после октября 1917 г., создание новой системы управления образованием. Проблемы развития школы в период 1917-1920 гг.

Борьба с детской беспризорностью, детские дома, детские комиссии. Фабрично-заводские ученичества и семилетки. Школы крестьянской молодежи с 1924 г.

Система образовательных учреждений с 1934 г.: школы начальные, неполные, средние. Всеобуч с 1929 г. Школы по ликвидации неграмотности среди взрослого населения (к концу 1921 г. в губернии 846 школ ликбеза).
20. Система образования Воронежской области в 1940-1970 гг. (1 ч.)

Приостановление развития школы и сокращение образовательной сети в связи с началом Великой Отечественной войны, частичной немецкой оккупацией города и области. Активное участие учителей и школьников в борьбе с захватчиками (партизанские группы, истребительные отряды). Открытие Суворовского военного училища в 1943 г. Раздельное обучение мальчиков и девочек.

Обязательное восьмилетнее образование с 1962/63 учебного года. Переход ко всеобщему среднему образованию с 1972 г.
21. Развитие высшей школы и науки. (1 ч.)

Предпосылки развития высшей школы и науки в Воронежском крае. Открытие в 1913 г. сельскохозяйственного института (ректор - ученый-почвовед К.Д. Глинка) имени Петра Великого. Открытие в 1930 г. вузов: медицинского, лесотехнического, химико-технологического, инженерно-строительного. ВГУ — одно и старейших заведений города, основанный на базе Дерптского (Юрьевского) университета, созданного в 1802 г. Открытие педагогического института (1931), вечернего машиностроительной института (1956), который в 1962 году реорганизован в политехнический.

Воронежский государственный институт искусств (1971). Воронежский филиал Московского государственного института физической культуры и другие филиалы московских вузов.

Научно-исследовательские заведения при ВГУ. Научно-исследовательский институт сельского хозяйства ЦЧО им, В.В. Докучаева (Таловский район). Всесоюзный институт свеклы и сахара (Рамонь). Проблемная лаборатория геологии и минерального сырья. Вклад воронежских ученых в развитие науки.




  1. Урок - презентация. (1 ч.)




  1. Урок систематизации знаний с элементами диспута. (1 ч.)


Раздел Ш. Рукам работа - душе радость (11 ч.)

(Художественные ремесла и промыслы Воронежской области)


24. Художественные ремесла и промыслы как часть национальной культуры. (1 ч.)

Крестьянский образ жизни, мир русской деревни - истоки развития художественных ремесел и промыслов. Уважение традиций народа - признак высокого уровня духовности человека.

Сущность понятий «ремесло», «промысел».

Развитие дворянских имений в XVIII веке - стимул для активизации ремесел и промыслов. Торговля - фактор, способствующий процветанию ремесленного труда. Ярмарки - обмен товарами из разных регионов страны.

Замедление ремесла и промыслов в конце XIX - начале XX века. Возрождение интереса к «мелкой промышленности» в 20-е годы, роль краеведческих организаций, этнографических экспедиций, публикаций. Участие губернского музея в Московской сельскохозяйственной выставке 1923 г. (экспозиция «Крестьянский быт»).

Деятельность Н.В. Валукинского, этнографа, археолога, художника. Промысловые кооперативы Государственная программа возрождения декоративно-прикладного искусства конца 60-х - начала 70-х годов XX века. Областная программа возрождения культуры села (90-е годы XX века).

Ремесленные технологии в работе предприятий мелкого и среднего бизнеса по пошиву народных костюмов, росписи по дереву, художественной ковке, литью колоколов. Общественные объединения мастеров ремесла.

Научно-популярные издания как результат исследования развития в крае ремесел и промыслов (П.Д. Пономарев, Е.Н. Губанова и др.). Музей народного творчества и ремесел в Воронежской библиотеке.




  1. Промыслы: ковровый, шерстовязальный, вышивание, бисеронизание. Ремесла: узорное ткачество, изготовление народного костюма. (1 ч.)

Наличие сырьевой базы для развития ремесел и промыслов. Технология ткачества и оборудование. И.А. Ефимов - мастер прялки (Нижнедевицкий уезд). Мастера набойного ремесла Бутурлиновского и Таловского районов. Первые суконные мастерские Таврова. Фабричное суконное производство XVIII в. 84% сукна России производили в первой половине ХГХ века фабрики Воронежа (владельцы Горденины, Елисеевы, Постоваловы, Тулиновы и ДР.).

Расцвет коврового промысла на рубеже XIX - XX веков (Нижнедевицкий, Острогожский, Богучарский уезды). Семейное производство ковров (килимов). Характерные особенности воронежского ковра: безворсовый, яркий растительный рисунок по черному или вишневому полю. Мастерские и фабрики по производству ковров Щербакова, Лосева, Струкова и др. Открытие в 1909 г. в Острогожске крестьянской учебно-ткацкой мастерской для обучения мастерству ткачества, в 1911 г. в с. Урыв ковровой школы. Работы Н.В. Гладневой из с. Горожанка на Всемирной выставке в Париже (1913). Артели машинного ткачества (п. Елань-Колено, п. Таловая), ковровые фабрики. Воронежское художественное училище.

Районы активного шерстовязального промысла: чулочного -Тавров, Бобяково, Песчанка и др.; пуховые платки - Поворино, Грибановка, Новохоперск Центры ручного вышивания: слобода Воронцовка и Александровка Павловского уезда, села Бобровского, Богучарского, Землянского уездов. Клуб вышивальщиц «Марья». Мастер золотошвейка Л. Танеева (г. Лиски).

«Этнографический альбом» — золотая медаль Российско географического общества (1859) (СП. Павлов). «Этнографический альбом». Вып. 2 - серебряная медаль Дашковского музея.

Вклад современных предприятий в сохранение традиций пошива народного костюма (Хохольский дом ремесел, фирма «Узорочье» г. Воронежа и др.).


26. Промыслы: кожевенно-обувной, пошив меховых изделий, валяльный, художественная обработка древесины, плетение из растительных материалов. (1 ч.)

Центры кожевенного производства: Бобровский, Бирюческий, Бутурлиновский уезды. Промышленное производство с 20-х годов XX века. Мастера - овчинники, тулупники, шапочники Новой Ольшанки, Новой Сотни, Острогожского, Коротоякского уездов. Центры валяльного промысла: Нижнедевицкий, Новохоперский уезды. Современный мастер И.Н. Шальмэ.

Художественная обработка древесины (резьба, токарная выточка, выжигание, роспись). Изготовление посуды, бочек, мебели, экипажей, ларцов, подсвечников, прялок, игрушек, музыкальных инструментов. Мастер-мебельщик А.А. Чикунов (г. Вороне начало XX в.) Современный мастер-резчик В.Н. Мамонов, заслуженный работник культуры РСФСР, мастер художественной ро писи СГ. Матвеева (автор образа «Воронежская матрешка», обладатель бронзовой медали ВДНХ 1978 г.)

Центры лозоплетения - Бобров, Богучар, Нижнедевицк, Россошь и др. Первый межрегиональный фестиваль лозоплетения «Золотая лоза» (2004).


27-28. Развитие гончарного дела, изразцового искусств художественной обработки металла, стеклоделания. Воронежская игрушка. (2 ч.)

Мастера изразцового искусства - братья Кудряшовы, братья Поповы. Кафельный завод Дорохина в Воронеже (1873), фабрика Поповых (1880). Участие воронежских мастеров всероссийской кустарно-промышленной выставке в Петербур (1902).

Промартель «Керамика» (Воронеж, 1947). Открытие Воронежского керамического завода в 1954 г. Премии и награды. Рамонская фабрика художественной керамики, мастера Суворковы и Муравьевы. Рамонский музей керамики (2007).

Художественная обработка металла - самый древний промысел. Активное развитие кузнечного дела с эпохи Петра I. Чугуноплавильные и колокололитейные заводы Самофаловых и Веретенниковых в Воронеже (XVIII в.).

Современные мастера и предприятия (колокололитейная фабрика «Вера», создатель В.Н. Анисимов).

Развитие стеклоделания. Современная фирма «Игрушка», лауреат конкурса «Сто лучших товаров России» (2001). Художники-витражисты В. Михеев и В. Щеглов.

Воронежские мастера-игрушечники: В.И. Лямзин, Г.Г. Поплавская, Г.И. Арефьева, В.Я. Горбанева и др.
29. Нетрадиционные ремесла Воронежского края. Музей-1ые экспозиции, выставки, праздники. (1 ч.)

Ювелирные украшения из кожи; выжигание по ткани; экстравагантные модели одежды из веточек, корней, стеблей; мелкая шастика из теста; цветочные композиции; лаковая миниатюра; плетение из соломки; сувениры-обереги из щепы; берестяные сувениры.

Воронежский областной краеведческий музей. Музей «Мастеркa» (Хохол). Музей «Русская изба» (школа №2 г. Семилуки). Музей народной культуры и этнографии ВГУ. «Уголки старины» в борисоглебском государственном педагогическом институте и областном училище культуры.

Выставки «Мир стоит на мастерах», «Живое дерево ремесел». Праздник «Русь песенная, Русь мастеровая» (с. Воробьевка).


30-31. Урок - экскурсия (музей, выставка) (2 ч.)
32. Рождение города и его «архитектурная эволюция». (1 ч.)

Источники изучения развития архитектуры. 1585 г. - рождение города-крепости. Руководители строительства - воевод! С. Сабуров, И. Судаков, В. Биркин. Литовские и ногайские нашествия на город. Крепость 1690 г. Монастыри XVII в.: Покровский Успенский, Пятницкий, Воскресенский, Спасо-Преображенский Возникновение новых городов в период строительства Петром, военного флота: Таврова, Павловска, Новохоперска и др. Измене ние внешнего вида Воронежа в связи с кораблестроением. Открытие школы (1703), цифирной школы (1714). Каменные храмы Воронежа: Благовещенский собор, колокольня Акатова монастыря (1674), Успенская Адмиралтейская (1699-1703), Никольот (1720).

Парковое и усадебное строительство в XVIII в. Пожаре 70-х гг. XVIII века.

Развитие промышленности. «Гарденинский архитектурно строительный комплекс XVIII в.».

Генеральный план застройки города Н.Н. Невского (1740| 1797) и И.Е. Старова. Регулярные планы застроек уездных городов. Стиль классицизма (дом губернатора И.А. Потапова, Казенна палата). Строительство народных училищ. Типография (1787) роль Е.А. Болховитинова, первого воронежского историка.

Использование Н.Н. Невским опыта других городов при за стройке Воронежа. Архитектор Д. Кваренги (Архиерейская семинария, Митрофаньевский монастырь).


33. Архитектурный облик Воронежа в XIX веке. (1 ч.)
Строительство дворянских, купеческих домов, присутственных зданий и гражданских сооружений. Каменный мост (1825) булыжные мостовые, свечные фонари, Петровский сквер.

Дворянское собрание. Книжный магазин И. Никитина. Рощи фруктовые сады - украшение города.

В.Н. Шебалин - губернский архитектор (середина XIX века) Духовная семинария, мужская гимназия, Чернавский мост (1865) гостиницы Шванича.

А.А. Кюи - губернский архитектор (1824-1909): закончено строительство Духовной академии, надстройка Александрийского прита в 1878-1879 гг., прокладка водопровода, строительство казарм, Петровская площадь, перестройка Благовещенского собора и Митрофаньевского монастыря, Владимирский собор, автор рисунка бюста поэта А.В. Кольцова, по которому скульптор Трескони изваял его из мрамора. Общественная деятельность А.А. Кюи.

Строительство клубных купеческих заведений, Народных домов. Появление в начале XX века зданий в стиле модерн. Архитектор М.Н. Замятин (1877-1929): здание музучилища, дом самого эректора, сохранившийся до сих пор (ул. Алексеевского, д. 12). Архитектор В.И. Гайн: Народный дом, механико-техническое училище, реставрация дома И.А. Потапова под губернский музей, дом-музей И.С. Никитина. Общественная деятельность В.И. Гайна.

Новые черты в архитектуре начала XX века (плотная застройка, более красочные фасады, неоштукатуренные стены - «под кирпич»).

Благоустройство мест городского отдыха. Городской (ныне Первомайский сад), парк Семейного собрания (возле Дома офицеров), который позже стали называть Художественным. Любимые скверы воронежцев: Кольцовский и Петровский. Ботанический сад (Помологический рассадник). Яхт-клуб.
34. Воронеж в начале XX - 40-х годах XX века. (1 ч.)

Открытие кинотеатров (иллюзионов, синематографов, электротеатров): в 1907 г. театр «Биограф», электротеатр «Модерн» (на месте современного «Юность»), электротеатр «Тауматограф» (современное здание филармонии), кинозал «Увечный воин» (на месте современного к/т «Пролетарий»), кинотеатр «Ампир» (современный «Спартак»).

Уничтожение зданий храмов, помещичьих усадеб при Советской власти. С 30-х годов XX века стиль «сталинский неоклассицизм». Дом книги (арх. А.В. Миронов), Дом связи (арх. А.С. Гинцберг), Управление ЮВЖД (арх. Н.В. Троицкий), «Утюжок» (арх. А.И. Попов-Шаман).

Второй генеральный план города (1939), руководитель I П.Н. Косцов, архитектор А.И. Попов-Шаман, А.В. Миронов). Великая Отечественная война. Восстановление города Воронежа, городов области.

Н.В. Троицкий - главный архитектор города (1900-1984). 1 руководитель осуществления генерального плана восстановлен» Воронежа Л.В. Руднев.
35. Резервный урок (1 ч.)
Требования к уровню подготовки учащихся по предмету «Историческое краеведение»

Учащиеся должны знать:



- роль краеведения в изучении предмета и общества, фамилии ученых краеведов

-исторические события, происходившие в развитии края, даты этих событий;



  • знаменитые персоналии истории и культуры;

-содержание жанров искусства и их значение для развития культуры;

-алгоритм работы с различными типами заданий.


Учащиеся должны уметь:

-объяснять понятия, определять основание для логического ряда понятий;

-характеризовать события, процессы, явления;

-осуществлять отбор информации по теме, проблеме; преобразовывать информацию;



  • осуществлять сравнение;

  • аргументировать свою позицию;

-отличать факт и оценку; осуществлять ценностно-ориентированную деятельность;

-видеть необъективность суждения и демонстрировать правильное суждение;



  • работать с картой, иллюстрацией, текстом;

  • осуществлять наблюдение;

  • применять знания в конкретной ситуации жизни;

  • определять цели и мотивы своей деятельности;

  • вести конструктивный диалог;

  • осуществлять презентацию творческой работы;

  • представлять результаты самостоятельной работы, осуществлять рефлексию.

Календарно-тематическое планирование


№ урока

Содержание

Кол-во часов

Дата

1

Вводный урок. Краеведение как вспомогательная историческая дисциплина

1




2

Древние культуры на территории Воронежского края

1




3

Воронежский край в период раздробленности и развития централизованного государства

1




4

Воронежский край в XVIII веке

1




5

Города Воронежской области: Бобров, Богучар, Борисоглебск

1




6

Города Воронежской области: Бу-турлиновка, Калач. Новохоперск

1




7

Города Воронежской области: Острогожск, Павловск

1




8

Города Воронежской области: Россошь, Землянск, Калитва

1




9

Города Воронежской области: Коротояк, Костенск, Ольшанск, Орлов

1




10

Города Воронежской области: Нижнедевицк, Тавров

1




11

Воронеж до и после Великой Отечественной войны

1




12

Урок систематизации знаний по разделу

1




13

Урок-презентация

1




14-15

Уроки - экскурсии в краеведческий музей

2




16

Становление и развитие в Воронеже школьного образования

1




17

Система просвещения В Воронеже и городах губернии во вт.пол.18 века и пер. пол.19 в.

1




18

Роль воронежского земства в развитии просвещения. Образование в начале XX века

1




19

Становление советской школы

1




20

Система образования Воронежской области в 1940-1970-е гг.

1




21

Развитие высшей школы и науки

1




22

Урок - презентация

1




23

Урок систематизации знаний учащихся с элементами дискуссии и творческой работы

1




24

Художественные ремесла и промыслы как часть национальной культуры

1




25

Домашнее узорное ткачество. Ковровый промысел. Шерстовязальный промысел. Ручное вышивание. Ремесло изготовления народного костюма. Бисеронизание

1




26

Промыслы: кожевенно-обувной; пошив меховых изделий, валяльный; художественная обработка древесины; плетение из растительных материалов

1




27-28.

Развитие гончарного дела, изразцового искусства, художественной обработки металла, стеклоде-лания. Воронежская игрушка


2




29.

Нетрадиционные ремесла современного Воронежского края. Музейные экспозиции и выставки, праздники

1




30-31.

Урок-экскурсия (музей, выставка) или урок-мастерская

2




32


Рождение города и его «архитектурная эволюция» (XVI-XVIII вв.)

1




33


Архитектурный облик Воронежа в XIX веке

1




34.


Воронеж в начале XX века - 40-х гг. XX века

1




35

Резерв.

1





Перечень учебно-методического обеспечения
УМК для учащихся В. И. Панова «История Воронежского края»

УМК для учителя М. И. Баранникова «Историко-Культурное краеведение»



Рабочая программа

по учебному предмету

«Историческое краеведение»

в 9 «Б, В» классе

Программа разработана учителем Тенихиным А.И.

Рабочая программа разработана на основе региональной программы по предмету «Историко-культурное краеведение», автор М.И.Баранникова, Воронеж.-2012 г.

Количество часов в неделю 1, всего в год 34 ч



Пояснительная записка

.

Регионализация образования является актуальным направлением развития системы образования в РФ и предполагает усиление внимания к изучению истории и культуры малой родины, которые являются составляющей национальной культуры. Курс призван формировать гражданственность, патриотизм. Он дает возможность развивать творческий потенциал ученика в соответствии с личностно ориентированным и деятельностным подходами.



Программа реализует принципы:

1. Научности:

- содержание курса изложено в грудах воронежских ученых-краеведов;

2. Дифференциации и индивидуализации:



  • процесс знакомства с историей и культурой края позволяет формировать аналитическую культуру учащихся в соответствии с общим уровнем его подготовки. Вопросы и задания, указанные в поурочном планировании, можно дифференцировать по степени сложности; дополнительную информацию и исторические источники адресовать учащимся с учетом уровня их умений и навыков;

методикой преподавания курса предусмотрена фронтальная, групповая, парная, индивидуальная деятельность.
Образовательные задачи курса - формирование знаний:

  • об уникальности истории края, его связи с отечественным и мировым культурным наследием на примере конкретных объектов;

  • об этапах развития историко-культурного наследия на примере конкретных объектов;

  • о жизнедеятельности жителей края и о знаменитых земляках;

  • о проблемах и перспективах развития края;

  • о перспективах собственного существования в этом крае.

Ценностные ориентиры, формируемые курсом:

  • гражданственность;

  • патриотизм;

  • толерантность;

  • интеллектуальная и творческая активность;

- уважение общечеловеческих, национальных, региональных ценностей.

В конечном итоге - формирование духовной культуры личности, стержнем которой являются нравственно ориентированные воля и разум человека.



Основная концептуальная идея курса - использование знаниевого компонента для реализации компонента компетентностного.

В конце курса отводится 1 час резервного времени.



Содержание рабочей программы


  1. Введение (1 ч.).

Краеведение - совокупность знаний о крае, изучение его природы, истории, экономики, духовной культуры, быта и т.п.

Направления краеведения: научное и школьное. Научное краеведение осуществляется научными обществами, университетами академиями, архивными комиссиями. Краеведческую работу в школе ведут учителя, ученики, родители. Цели краеведческого образования.

Объекты краеведения: природа, население, экономика, история, искусство.

Источники краеведения: краеведческая библиография, статистические, картографические, архивные, устные источники, памятники истории и культуры.

Роль краеведения в формировании гражданственности и патриотизма, в профилактической работе против ксенофобии и экстремизма, в воспитании толерантности, уважительного отношения к деятельности предшествующих поколений и современников своих земляков.

Раздел I. Изобразительное искусство (10 ч.)

2. У истоков воронежской живописи. (1 ч.)

,Храмовое изобразительное искусство. Иконописец Павел Родионов( город Острогожск). Появление светского начала в художественной культуре 18 веке .. Воронежские художники 30-х гг. 19 века ( Ф.Ф. Чурнесов ,П.Н. Орлов. Е.Ф. Шевцов, С.П. Павлов. М.Б. Тулинов). Этнографические альбомы С.П. Павлова и их высокая оценка Академии художеств. Воронежские художники выпускники Академии художеств в Петербурге ( П.В. Васильев, В.А. Корнеев и др.) Выставка работ учащихся Воронежских учебных заведений 18871-1872 гг. Выставки работ художников-передвижников( 1874-1899 гг.): И.Н.Крамского, Н.Н.Ге, Г.Г.Мясоедова, В..Д.Поленова, И.Е. Репина, И.И. Левитана и др. Творчество острогожского художника Л.Г.Соловьева (иконопись, светская живопись ,иллюстрация, книг, мемуары.). Рисовальная школа М.И. Пономарева. Мастера исторической живописи: Н.Н. Ге, А. И. Рябущкин, И.Н. Машков, И.А. Евсеев.



3. Эпоха знаменитостей. (1 ч.)

Картинная галерея 1907 г., О.Н.Куликовская – сестра Николая 2, меценат Е.М. Ольденбургская. А.Е. Шварц, А.А.Кою, Н.П. Гаврилов - восстановили памятник Петру 1 в 1956г. Скульптор А.Трискорни, П.И. Бондаренко – бюст А.В. Кольцову. И.А. Шуклин, А.. Мещерякова, Б.С. Шамарин – восстановили памятник Е.С. Никитину


4. Развитие музейного дела в нач. 20 века. (1 ч.)

Открытие Воронежского губернского музея 1894 год. Вклад Митрофанова монастыря, кадетского корпуса, губернской земской управы в развитии музея. Музей –организатор выставок. Создание художественного музея и роль Л.Г. Соловьева. Художественные выставки 1917-18 гг.


5-6. Становление советского изобразительного искусства в крае. (2 ч.)

Открытие свободных художественных мастерских 1919 и их деятельность по оформлению клубов, библиотек. Высшие художественно-технические мастерские. Поиск новых путей в искусстве( Пролеткульт).В.Ф. Рындин знаковая фигура в мировой сценографии. Школа художника А.А. Бучкури. Выставка 1925г. АМАХРР. Офортная мастерская в г.Воронеже.



7. Изобразительное искусство в Воронежском крае в 30-90-е гг. 20 века. (1 ч.)

Создание товарищества « Художник». В 1932- возникла Воронежская региональное отделение Союза Художников России. Открытие первой областной художественной выставки 1933 г.

Выставка работ А.А. Бучкури 1936 гг. Вклад в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Военная художественная выставка 1944 г.( А.П. Васильев, О.А. Турбин, Х.В. Топорков, А.Г. Хазарова). Творчество М.И. Лихачева, Г.А. Гончарова, К.Н. Успенской , В.П. Криворучко. В.Ф. Буринов, Д.А. Колосов – воронежские скульпторы. Открытие детской художественной школы 1967 г. под рук. Е.М. Романовской. Художники- театралы .
8. Урок систематизации знаний с элементами самостоятельной работы. (1 ч.)

Презентация сообщений учащихся.


9-10. Уроки экскурсии в музей. (2 ч.)
11. Урок –творческая мастерская. (1 ч.)

Выполнение рисунков на тему «Мой город» Составление синквейнов.


Раздел 2. Сокровища музыкальной шкатулки (12 ч.)
1 2. Истоки музыкальной традиции в Воронежском крае. (1 ч.)

Развитие светской музыки в воронежском крае в Петровскую эпоху. Петр 1 и Ф. Балатри. Е. Болховитинов исследователь русской музыки. Певческая школа в слободе . Алексеевке, принадлежащей Шереметьевым. Значение открытия в 1787 г. театра в Воронеже для развития музыкального искусства в крае.



13-14. Воронежский театр- центр музыкальной культуры в 19 веке. (2 ч.)

Роль А.А. Алябьева в муз.жизни Воронежа в конце пер. чет. 19 века. Воронежский театр –центр музыкального развития (водевиль, романс, концерты-дивертисменты, опера).С..Н.Шатилова –популяризатор творчества Алябьева. И.В. Романус –композитор, дирижер, музыкальный критик.Благотворительная деятельность Е.Л.Бедрягги. Знаменитые артисты на сцене Воронежского театра ( П.Бантышев, Ю.ГГербер, Н.Афаннасьев ,. М.Щепкин. В.И.Живокини. А.Корбари . Росси, С.Гулаг-Артемовский и др.) Открытие воронежского отделения императорского Русского музыкального общества в 1868 г. и его деятельность. Музыкальное училище 1911,вклад братьев Сомовых в его развитие.


15-16. Музыкальная жизнь дореволюционного Воронежа. (2 ч.)
Гастроли Симфонического оркестра из Полтавы под рук. Д.Ахшарумова. Ансамбли народных инструментов в Первой мужской гимназии, Народном доме, в имении князей Барятинских в Анне. М.Е.Пятницкий – великий песенник Воронежского края..Легкий музыкальный жанр. Д.А.Кашкин – основатель музыкального издательства. Музыкальные магазины Кастнера и Фукса. Авторы первых музыкальных пособий ( М, Гамбург, В.Г. Ростропович, Г.И. Шухмин, П.И. Лучкин, М.А. Стахович). Воронежские композиторы, писатели-музыковеды, педагоги. Гастроли знаменитых людей в Воронежском крае. О.Ф. Тидебель-просветитель музыки. Методическая деятельность А.Н. Буховцева.
17. Воронежский симфонический оркестр: Рождение и развитие (1 ч.)

Развитие музыкального искусства в условиях победы Советской власти Создание симфонического оркестра (дирижер В.С. Терентьев) Воронежское отделение Русского музыкального общества. Воронежская государственная консерватория и ее преобразование в музыкальный техникум (1922 г.) Трудности гражданской войны. Свободный советский театр и Высшие театральные мастерские при нем. Мастера Мариинского театра на воронежской сцене. Балетная школа. Театральный техникум. Воронежские музыканты в тисках репрессий. Нововведения симфонического оркестра (конференции слушателей.. концерты по заявкам ,декады музыки и т.д.)


18. Музыкальная культура в 30-е годы 20 века. (1 ч.)

( Открытие театра музыкальной комедии. И его репертуар. Создание в Воронеже.Ассоциации композиторов и музыковедов ЦЧО и Центрально-Черноземного отделения Союза Советских композиторов СССР(председатель Г.А.Сметанин,,секретарь Масалитинов). Областной конкурс исполнителей 1937 г. Подготовка кадров музыкально-хореографического профиля(школа музыкальных воспитанников ,руководитель П.М. Сергеев), Областное хореографическое училище (рук. В.И. Пресняков).Открытие областной филармонии 1937 г. и ее филиалов в районах области. Первая научно -практическая конференция по музыкальному образованию 1941 г.


19-20 Музыка служит победе. (2 ч.)

Трудные военные годы. Декада смотра искусств Воронежа симфонического оркестра. Парад 7 ноября 1941 г. Конкурс песен военной тематики. Сборник песен «Фронтовые пески Юго—Западного фронта» Эвакуация театра музкомедии и его послевоенная деятельность. Создание воронежского народного хора 1943 г..художественый руководитель К.И. Массалитинов, директор Г.Б. Рогинская. Победа во Всесоюзном смотре в Москве и выступления по Центральному радио. Воронежские композиторы: В.А. Овчинников, М.И. Носырев, Д.Б. Выросткова, М.А. Зайчикова и др.


21. Современная профессиональная и любительская музыка (1 ч.)
Открытие музыкального театра 1961 г. Статус «Государственного театра» 1968г. Народные заслуженные артисты театра. Воронежские гастрольно-концертное объединение «Филармония». Воронежское региональное отделение Российского музыкального общества «Клуб при свечах» Дома актеров. «Клуб любителей романсов. Воронежский музей старинных музыкальных инструментов. Мастерская «Акко».
22-23. Урок-экскурсия или посещение театра, филармонии. (2 ч.)
Посещение музея им.. Пятницкого или посещение театра ,филармонии с последующей беседой и выполнением творческой работы «Рядом с музой».
Раздел 3. Театральное искусство в Воронежской области (10 ч)
24. Начало театрального пути Воронежа. (1 ч.)

Рождение Воронежского домашнего театра. Школа для подготовки актеров. Репертуар театра. Переезд театра во Владимирскую губернию. Профессиональный Ворон ежский театр. Роль А.Элина, Б.Бобровского , Л.С. Кологривова. Кризис театра1813г.


25-26. Воронежский театр в 19 веке. (2 ч.)

Антрепризы О.И. Калиновского и П.Д. Соколова. Покровительство театру губернских властей. Популярность театральных постановок у воронежцев в 20-е гг. и падение интереса к театру. В 30—е гг. Великие актеры М.С.Щепкин и П.С. Мочалов на сцене Воронежского театра. Эпоха «Островского в воронежском театре. 50-60 гг. Популярность летних антреприз в 70-е гг. Театр-цирк В.А. Костырева. «Звездные гастроли «последней четверти 19 века.


27. Театр в первой половине 20 века (1 ч.)

Новые формы театрализованных представлений. «Компраздник» 7 ноября 1917 года. Театры: Большой советский, Малый театр. Выступление В.В. Маяковского на сцене театра 1926 г. Театр кукол 1925.Актеры: А.В. Полянов, Г.М. Васильев. Лениниана на сцене Воронежского театра (пьеса Н.Ф. Погодина «Человек с ружьем»). Открытие театра музыкальной комедии 1931 г. Открытие 1982 г молодого театра (театра им. Ленинского Комсомола,) а в 1940 г театра Юного зрителя. Воссоздание театра кукол 1944г. Переименование драматического театра в «государственный».


28. Воронежский театр во второй половине 20 века. (1 ч.)

Декада искусства Воронежской обл. в Москве 1958 год и успех спектакля по пьесе В.А. Кораблинова «Песня о Кольцове» (режиссер Шишигин). Присвоение театру имени Кольцова А.В в 1959 г. и в 1978 г. звания «академического». Первая премьера на сцене нового театра «Вишневый сад». А.П. Чехова 2002 г. Открытие в 1961 г. музыкального тетра (опера» Евгений Онегин» П.И. Чайковского).

Возобновление деятельности ТЮЗа в 1963 г. Камерный театр 1994 г. Театр антреприза худ. рук. Кравцова.
29-30. Театры городов Воронежской области. Летописцы театра. (2 ч.)

Борисоглебский театр им. Н.Г.Чернышшевского,1914. Муниципальный театр в Россоши 2001г. Народные театральные коллективы. Фестиваль театрального искусства в с. Никольское, детский фестиваль «Синяя птица» 1993г.


31-32. Посещение театра (2 ч.)

Просмотр спектакля.


33. Урок творческая мастерская. (1 ч.)

Обсуждение спектакля и написание эссе.


34. Резерв (1 ч.)

Требования к уровню подготовки учащихся по предмету Краеведение

Результат обучения. Учащиеся должны знать:



- роль краеведения в изучении предмета и общества, фамилии ученых краеведов

  • исторические события, происходившие в развитии края, даты этих событий;

  • знаменитые персоналии истории и культуры;

  • содержание жанров искусства и их значение для развития культуры;

- алгоритм работы с различными типами заданий.
Учащиеся должны уметь:

- объяснять понятия, определять основание для логического ряда понятий;

- характеризовать события, процессы, явления;

- осуществлять отбор информации по теме, проблеме; преобразовывать информацию;



  • осуществлять сравнение;

  • аргументировать свою позицию;

- отличать факт и оценку; осуществлять ценностно-ориентированную деятельность;

- видеть необъективность суждения и демонстрировать правильное суждение;



  • работать с картой, иллюстрацией, текстом;

  • осуществлять наблюдение;

  • применять знания в конкретной ситуации жизни;

  • определять цели и мотивы своей деятельности;

  • вести конструктивный диалог;

  • осуществлять презентацию творческой работы;

  • представлять результаты самостоятельной работы, осуществлять рефлексию.


Календарно-тематическое планирование



№ урока (по историческому краеведению)

Содержание



Кол-во часов

Дата

1

Вводный урок. Воронеж в 20 веке

1




2

У истоков Воронежской живописи

1




3

Эпоха знаменитостей.

1




4

Развитие музыкального дела в нач.20 века

1




5-6

Становление Советского изобразительного искусства в крае.

2




7

Изобразительное искусство в Воронежском крае в 30-е 90-е гг. 20 века.

1




8

Урок систематизации знаний с элементами самостоятельной работы.

1




9-10

Урок-экскурсия в музей или выставочный зал.

2




11

Урок -творческая мастерская.

1




12

Истоки музыкальной традиции в Воронежском крае

1




13-14

Воронежский театр –центр музыкальной культуры в 19 веке.

2




15-16

Музыкальная жизнь дореволюционного Воронежа.

2




17

Воронежский симфонический оркестр рождение и развитие.

1




18

Музыкальная культура в 30-е гг.20 века.

1




19-20

Музыка служит победе.

2




21

Современная профессиональная и любительская культура.

1




22-23

Урок—экскурсия или посещение театра, филармонии.

2




24

,Начало театрального пути Воронежа.

1




25-26

Воронежский театр в 19 веке.

2




27

Театр в перв. пол. 20 века.

1




28

Воронежский театр во вт. пол 20 века

1




29-30

Театры городов Воронежской области. Летописцы театра.

2




31-32

Посещение театра.

2




33

Урок- творческая мастерская.

1




34

Резерв

1





Перечень учебно-методического обеспечения
УМК для учащихся В. И. Панова «История Воронежского края». Воронеж
УМК для учителя М. И. Баранникова «Историко-Культурное краеведение». Воронеж

Рабочая программа

по учебному предмету
«КРАЕВЕДЕНИЕ»

в 11 «Б» классе

Программа разработана учителем 1кк Веснянцевой Е.В.


Рабочая программа разработана на основе региональной программы по предмету «Историко-культурное краеведение», автор М.И.Баранникова, Воронеж.-2012 г.

Количество часов в неделю 1, всего в год 34 ч



Пояснительная записка к программе предмета «Краеведение»

.

Рабочая программа составлена на основе региональной программы. Программа рассчитана на второй год изучения краеведения, на 34 часа. Основные разделы и темы рабочей программы соответствуют базовой программы. Курс ориентирован на изучение культуры Воронежской области. Курс призван формировать гражданственность, патриотизм. Он дает возможность развивать творческий потенциал ученика в соответствии с личностно- ориентированным и деятельностным подходами.



Программа реализует принципы:

1. Научности:

2. Дифференциации и индивидуализации:


  • процесс знакомства с историей и культурой края позволяет формировать аналитическую культуру учащихся в соответствии с общим уровнем его подготовки. Методикой преподавания курса предусмотрена фронтальная, групповая, парная, индивидуальная деятельность.

Образовательные задачи курса - формирование знаний:

  • об уникальности истории края, его связи с отечественным и мировым культурным наследием на примере конкретных объектов;

  • об этапах развития историко-культурного наследия на примере конкретных объектов;




  • о жизнедеятельности жителей края и о знаменитых земляках;

  • о проблемах и перспективах развития края;




  • о перспективах собственного существования в этом крае.

  • Ценностные ориентиры, формируемые курсом:

  • гражданственность;

  • патриотизм;

  • толерантность;

  • интеллектуальная и творческая активность;

- уважение общечеловеческих, национальных, региональных ценностей.

В конечном итоге - формирование духовной культуры личности, стержнем которой являются нравственно ориентированные воля и разум человека.

.

В конце курса отводится 1 час на резервный урок с целью посещение исторических мест г. Воронежа.


Содержание рабочей программы
Введение (1 ч.).

Краеведение - совокупность знаний о крае, изучение его природы, истории, экономики, духовной культуры, быта и т.п.

Направления краеведения: научное и школьное. Научное краевведение осуществляется научными обществами, университетами академиями, архивными комиссиями. Краеведческую работу i школе ведут учителя, ученики, родители. Цели краеведческого образования.

Объекты краеведения: природа, население, экономика, история, искусство.

Источники краеведения: краеведческая библиография, статистические, картографические, архивные, устные источники, памятники истории и культуры.

Роль краеведения в формировании гражданственности и патриотизма, в профилактической работе против ксенофобии и экстремизма, в воспитании толерантности, уважительного отношения к деятельности предшествующих поколений и современников своих земляков.



Раздел I. Изобразительное искусство 10 (ч)

1.. У истоков воронежской живописи.

,Храмовое изобразительное искусство. Иконописец Павел Родионов( город Острогожск). Появление светского начала в художественной культуре 18 веке .. Воронежские художники 30-х гг. 19 века ( Ф.Ф.Чурнесов ,П.Н. Орлов. Е.Ф. Шевцов, С.П. Павлов. М.Б. Тулинов). Этнографические альбомы С.П. Павлова и их высокая оценка Академии художеств. Воронежские художники выпускники Академии художеств в Петербурге ( П.В. Васильев, В.А. Корнеев и др.) Выставка работ учащихся Воронежских учебных заведений 18871-1872 гг. Выставки работ художников-передвижников( 1874-1899 гг.): И.Н.Крамского, Н.Н.Ге, Г.Г.Мясоедова, В..Д.Поленова, И.Е. Репина, И.И. Левитана и др. Творчество острогожского художника Л.Г.Соловьева (иконопись, светская живопись ,иллюстрация, книг, мемуары.). Рисовальная школа М.И. Пономарева. Мастера исторической живописи : Н.Н. Ге, А. И. Рябущкин, И.Н. Машков, И.А. Евсеев.



, 2. Эпоха знаменитостей.

1936 г.картинной галереи 1907г.,О.Н.Куликовская – сестра Николая 2, меценат Е.М. Ольденбургская. А.Е. Шварц, А.А.Кою, Н.П. Гаврилов - восстановили памятник Петру 1 в 1956г. Скульптор А.Трискорни, П.И. Бондаренко –бюст А.В. Кольцову. И.А. Шуклин, А.. Мещерякова, Б.С. Шамарин –восстановили памятник Е.С. Никитину


3. Развитие музейного дела в нач. 20 века..

Открытие Воронежского губернского музея 1894 год. Вклад Митрофанова монастыря, кадетского корпуса, губернской земской управы в развитии музея. Музей –организатор выставок. Создание художественного музея и роль Л.Г. Соловьева. Художественные выставки 1917-18 гг.


4-5. Становление советского изобразительного искусства в крае.

Открытие свободных художественных мастерских 1919 и их деятельность по оформлению клубов ,библиотек. Высшие художественно-технические мастерские. Поиск новых путей в искусстве( Пролеткульт).В.Ф. Рындин знаковая фигура в мировой сценографии. Школа художника А.А. Бучкури. Выставка 1925г. АМАХРР. Офортная мастерская в г.Воронеже.



6. Изобразительное искусство в Воронежском крае в 309-90-е гг.20 века.

Создание товарищества « Художник» . В 1932- возникла Воронежская региональное отделение Союза Художников России. Открытие первой областной художественной выставки 1933 г.

Выставка работ А.А. Бучкури 1936 гг. Вклад в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Военная художественная выставка 1944 г.( А.П. Васильев, О.А. Турбин, Х.В. Топорков, А.Г. Хазарова). Творчество М.И. Лихачева, Г.А. Гончарова, К.Н. Успенской , В.П. Криворучко. В.Ф. Буринов, Д.А. Колосов –воронежские скульпторы. Открытие детской художественной школы 1967 г. под рук. Е.М. Романовской. Художники- театралы .


7. Урок систематизации знаний с элементами самостоятельной работы.

Презентация сообщений учащихся.



8-9. Уроки экскурсии в музей.
10. Урок –творческая мастерская.

Выполнение рисунков на тему «Мой город» Составление синквейнов.


Раздел 2. Сокровища музыкальной шкатулки(12ч)
1. Истоки музыкальной традиции в Воронежском крае.

Развитие светской музыки в воронежском крае в Петровскую эпоху. Петр 1 и Ф. Балатри. Е. Болховитинов исследователь русской музыки. Певческая школа в слободе . Алексеевке, принадлежащей Шереметьевым. Значение открытия в 1787 г. театра в Воронеже для развития музыкального искусства в крае.



2-3. Воронежский театр- центр музыкальной культуры в 19 веке.

Роль А.А. Алябьева в муз.жизни Воронежа в конце пер. чет. 19 века. Воронежский театр –центр музыкального развития (водевиль, романс, концерты-дивертисменты, опера).С..Н.Шатилова –популизатор творчества Алябьева. И.В. Романус –композитор, дирижер, музыкальный критик.Благотворительная деятельность Е.Л.Бедрягги. Знаменитые артисты на сцене Воронежского театра ( П.Бантышев, Ю.ГГербер, Н.Афаннасьев ,. М.Щепкин. В.И.Живокини. А.Корбари . Росси, С.Гулаг-Артемовский и др.) Открытие воронежского отделения императорского Русского музыкального общества в 1868 г. и его деятельность. Музыкальное училище 1911,вклад братьев Сомовых в его развитие.


4-5. Музыкальная жизнь дореволюционного Воронежа.
Гастроли Симфонического оркестра из Полтавы под рук. Д.Ахшарумова. Ансамбли народных инструментов в Первой мужской гимназии, Народном доме, в имении князей Барятинских в Анне. М.Е.Пятницкий –великий песенник Воронежского края..Легкий музыкальный жанр. Д.А.Кашкин –основатель музыкального издательства. Музыкальные магазины Кастнера и Фукса. Авторы первых музыкальных пособий ( М, Гамбург, В.Г. Ростропович, Г.И. Шухмин, П.И. Лучкин, М.А. Стахович..). Воронежские композиторы, писатели-музыковеды, педагоги. Гастроли знаменитых людей в Воронежском крае. О.Ф. Тидебель-просветитель музыки. Методическая деятельность А.Н. Буховцева.
6. Воронежский симфонический оркестр : Рождение и развитие

Развитие музыкального искусства в условиях победы Советской власти Создание симфонического оркестра (дирижер В.С. Терентьев) Воронежское отделение Русского музыкального общества. Воронежская государственная консерватория и ее преобразование в музыкальный техникум (1922 г.) Трудности гражданской войны. Свободный советский театр и Высшие театральные мастерские при нем. Мастера мариинского театра на воронежской сцене. Балетная школа. Театральный техникум. Воронежские музыканты в тисках репрессий. Нововведения симфонического оркестра (конференции слушателей.. концерты по заявкам ,декады музыки и т.д.)


7. Музыкальная культура в 30-е годы 20 века

( Открытие театра музыкальной комедии. И его репертуар. Создание в Воронеже .Ассоциации композиторов и музыковедов ЦЧО и Центрально-Черноземного отделения Союза Советских композиторов СССР(председатель Г.А.Сметанин,,секретарь Масалитинов). Областной конкурс исполнителей 1937 г. Подготовка кадров музыкально-хореографического профиля(школа музыкальных воспитанников ,руководитель П.М. Сергеев), Областное хореографическое училище (рук. В.И. Пресняков).Открытие областной филармонии 1937 г. и ее филиалов в районах области. Первая научно -практическая конференция по музыкальному образованию 1941 г.
8-9 Музыка служит победе.

Трудные военные годы. Декада смотра искусств Воронежа симфонического оркестра. Парад 7 ноября 1941 г. Конкурс песен военной тематики. Сборник песен «Фронтовые пески Юго—Западного фронта» Эвакуация театра музыкомедии и его послевоенная деятельность. Создание воронежского народного хора 1943 г..художественый руководитель К.И. Массалитинов, директор Г.б.Рогинская. Победа во Всесоюзном смотре в Москве и выступления по Центральному радио. Воронежские композиторы: В.А. Овчинников, М.И. Носырев, Д.Б. Выросткова, М.А. Зайчикова и др.


10. Современная профессиональная и любительская музыка
Открытие музыкального театра 1961 г. Статус «Государственного театра» 1968г. Народные заслуженные артисты театра. Воронежские гастрольно-концертное объединение «Филармония». Воронежское региональное отделение Российского музыкального общества «Клуб при свечах» Дома актеров. «Клуб любителей романсов. Воронежский музей старинных музыкальных инструментов. Мастерская «Акко».
11-12. Урок-экскурсия или посещение театра, филармонии.
Посещение музея им.. Пятницкого или посещение театра ,филармонии с последующей беседой и выполнением творческой работы «Рядом с музой».
Раздел 3. Театральное искусство в Воронежской области(10 ч)
1. Начало театрального пути Воронежа.

Рождение Воронежского домашнего театра. Школа для подготовки актеров. Репертуар театра. Переезд театра во Владимирскую губернию. Профессиональный Ворон ежский театр. Роль А.Элина ,Б.Бобровского , Л.С. Кологривова. Кризис театра1813г.


2-3. Воронежский театр в 19 веке.

Антрепризы О.И. Калиновского и П.Д. Соколова. Покровительство театру губернских властей. Популярность театральных постановок у воронежцев в 20-е гг. и падение интереса к театру. В 30—е гг. Великие актеры М.С.Щепкин и П.С. Мочалов на сцене Воронежского театра. Эпоха «Островского в воронежском театре. 50-60 гг. Популярность летних антреприз в 70-е гг. Театр-цирк В.А. Костырева. «Звездные гастроли «последней четверти 19 века.


4. Театр в первой половине 20 века

Новые формы театрализованных предствлений. «Компраздник» 7 ноября 1917 года. Театры: Большой советский, Малый театр. Выступление В.В. Маяковского на сцене театра 1926 г. Театр кукол 1925.Актеры: А.В. Полянов, Г.М. Васильев. Лениниана на сцене Воронежского театра (пьеса Н.ФФ. Погодина «Человек с ружьем»). Открытие театра музыкальной комедии 1931 г. Открытие 1982 г молодого театра (театра им. Ленинского Комсомола,) а в 1940 г театра Юного зрителя. Воссоздание театра кукол 1944г. Переименование драматического театра в «государственный».


5.. Воронежский театр во второй половине 20 века.

Декада искусства Воронежской обл. в Москве - 1958 год и успех спектакля по пьесе В.А. Кораблинова «Песня о Кольцове» (режиссер Шишигин). Присвоение театру имени Кольцова А.В в 1959 г. и в 1978 г. звания «академического». Первая премьера на сцене нового театра «Вишневый сад». А.П. Чехова 2002 г. Открытие в 1961 г. музыкального тетра (опера» Евгений Онегин» П.И. Чайковского).

Возобновление деятельности ТЮЗа в 1963 г. Камерный театр 1994 г. Театр антреприза худ. рук. Кравцова.
6-7. Театры городов Воронежской области .Летописцы театра.

Борисоглебский театр им. Н.Г.Чернышшевского,1914. Муниципальный театр в Россоши 2001г. Народные театральные коллективы. Фестиваль театрального искусства в с. Никольское, детский фестиваль «Синяя птица» 1993г.


8-9. Посещение театра

Просмотр спектакля.


10. Урок творческая мастерская.

Обсуждение спектакля и написание эссе.
Резервный урок 1 ч.
Требования к уровню подготовки учащихся

Результат обучения. Учащиеся должны: знать:



- роль краеведения в изучении предмета и общества, фамилии ученых краеведов

  • исторические события, происходившие в развитии края, даты этих событий;

  • знаменитые персоналии истории и культуры;

  • содержание жанров искусства и их значение для развития культуры;

- алгоритм работы с различными типами заданий.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять понятия, определять основание для логического ряда понятий;

- характеризовать события, процессы, явления;

- осуществлять отбор информации по теме, проблеме; преобразовывать информацию;



  • осуществлять сравнение;

  • аргументировать свою позицию;

- отличать факт и оценку; осуществлять ценностно-ориентированную деятельность;

- видеть необъективность суждения и демонстрировать правильное суждение;



  • работать с картой, иллюстрацией, текстом;

  • осуществлять наблюдение;

  • применять знания в конкретной ситуации жизни;

  • определять цели и мотивы своей деятельности;

  • вести конструктивный диалог;

  • осуществлять презентацию творческой работы;

  • представлять результаты самостоятельной работы, осуществлять рефлексию.


Календарно-тематическое планирование

№ урока (по историческому краеведению)

Содержание



Кол-во часов

Дата

1

Вводный урок. Воронеж в 20 веке

1







Раздел 1. . Изобразительное искусство


10 ч




2

У истоков Воронежской живописи

1




3

Эпоха знаменитостей.

1




4

Развитие музыкального дела в нач.20 века

1




5-6

Становление Советского изобразительного искусства в крае.

2




7

Изобразительное искусство в Воронежском крае в 30-е 90-е гг. 20 века.

1




8

Урок систематизации знаний с элементами самостоятельной работы.

1




9-10

Урок-экскурсия в музей или выставочный зал.

2




11

Урок -творческая мастерская.

1







Раздел 2. Сокровища музыкальной шкатулки

12 ч




12

Истоки музыкальной традиции в Воронежском крае

1




13-14

Воронежский театр –центр музыкальной культуры в 19 веке.

2




15-16

Музыкальная жизнь дореволюционного Воронежа.

2




17

Воронежский симфонический оркестр рождение и развитие.

1




18

Музыкальная культура в 30-е гг.20 века.

1




19-20

Музыка служит победе.

2




21

Современная профессиональная и любительская культура.

1




22-23

Урок—экскурсия или посещение театра, филармонии.

2







Раздел 3. Театральное искусство в Воронежской области.

10 ч




24

,Начало театрального пути Воронежа.

1




25-26

Воронежский театр в 19 веке.

2




27

Театр в перв. пол. 20 века.

1




28

Воронежский театр во вт. пол 20 века

1




29-30

Театры городов Воронежской области. Летописцы театра.

2




31-32

Посещение театра.

2




33

Урок- творческая мастерская.

1




34

Резерв

1





Перечень учебно-методического обеспечения
УМК для учащихся В. И. Панова «История Воронежского края», «Историко- культурное краеведение Воронежской области». Воронеж-2012 год.

УМК для учителя М. И. Баранникова «Историко-Культурное краеведение», В. И. Панова «История Воронежского края», «Историко- культурное краеведение Воронежской области». Воронеж-2012 год.






izumzum.ru