Рабочая программа предмет: обществознание Учебный год: 2013-2014 Класс: 9 - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Зацепиной Татьяны Григорьевны класс -7 предмет обществознание 2012/2013... 1 112.65kb.
Рабочая программа предмет: литература Класс: 6 Образовательная область... 1 313.97kb.
Рабочая программа по музыке 1 класс на 2013-2014 учебный год Учитель... 1 231.96kb.
Кройтор Евгений Константинович 2013-2014 учебный год пояснительная... 1 587.46kb.
Барковский Сергей Федорович 2013 2014 учебный год пояснительная записка... 8 878.53kb.
Барковский Сергей Федорович 2013 2014 учебный год пояснительная записка... 4 998.12kb.
Рабочая программа по алгебре и началам анализа 10 класс 2014 2015... 3 482.99kb.
Рабочая программа по литературе 8 класс 2013 2014 учебный год 1 129.23kb.
Рабочая учебная программа по алгебре в 8 классе 2013-2014 учебный год 1 217.26kb.
Рабочая программа по истории для 5 класса на 2013-2014 учебный год 4 684.95kb.
Рабочая программа по химии 8- 9 классы 2013 2014 учебный год Пономарева Е. 2 577.23kb.
Сопутствующие аксессуары для кухонных гарнитуров 5 301.11kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Рабочая программа предмет: обществознание Учебный год: 2013-2014 Класс: 9 - страница №1/2

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Малоарешевская общеобразовательная средняя школа

Рассмотрено на заседании ШМО учителей «Экватор»

Тантанова У. Я

№ протокола ______

«___»____________ 2013г.






СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР



Медунова Л. В. Ф.И.О.

«___» ________________ 2013г.






УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ



Кудряшова А. А. Ф.И.О.

«___»______________ 2013г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет: обществознание

Учебный год: 2013-2014

Класс: 9

Количество часов в год: 34

Количество часов в неделю: 1

Учитель: Шапиева П. Н.

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по обществознанию для 9 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе:

1. Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России

2. Программа по обществознанию для получения основного общего образования (письмо Департамента государственной политики и образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. № 03-1263);

3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год»;

4. Учебного плана МКОУ «Малоарешевская СОШ», утвержденного 1 сентября директором школы Кудряшовой А.А. и согласованного 1.09. 13г. ШМО.



5. Программы, выбранные общеобразовательным учреждением. (А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. Учебник - Обществознание. 9 класс. – М.: Русское слово, 2009г).

Распределение учебного времени в течение учебного года

Четверть

Количество недель в четверти

Количество часов в неделю

Количество часов в четверти

Количество контрольных работ

Контрольные мероприятия

тесты

диктанты

сочинения

работа с картой

и т. д.

I четверть

9

1

9

1

1













II четверть

8

1

8

1

1













III четверть

10

1

10

1

1













IV четверть

7

1

7

1

1













Итого в год

34

4

34

4

4













Электронные образовательные ресурсы1

№ п/п

Название электронного образовательного ресурса

Вид электронного образовательного ресурса

Издательство (для электронных образовательных ресурсов на твердых носителях)

Ресурсы сети Интернет

1

Обучающий видеокурс по обществознанию

Дмитрия Суслина. Интенсивная подготовка ЕГЭ



Диск




Социальная сеть работников
образования
 nsportal.ru

http://www.proshkolu.ru/

http://festival.1september.ru/

http://interneturok.ru/ru




Учебно-методический комплекс

Программа, автор

Класс

Учебник, издательство, год издания, уровень

Пособие для учителя, издательство, год издания

Пособие для учащихся, издательство, год издания

Контрольно-измерительные материалы, издательство, год издания

  1. Программа по обществознанию Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. –М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2007

9

    1. Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: «Русское слово», 2009.




    1. Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: «Русское слово», 2009.




Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: «Русское слово», 2009.






Цели и задачи курса:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самопознанию и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной и практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданской общественной деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся

знать / понимать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

уметь:

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;

  • человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснить взаимосвязи изученных социальных объектов;

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.

Система контроля: входной мониторинг; проверочные письменные и тестовые работы по темам, игровые викторины, КВН, театрализованные представления, проектная деятельность, тестовая итоговая работа.

Универсальные учебные действия:

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  1. формирование основ гражданской идентичности личности;

  2. формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека;

  3. развитие «Я-концепции» и самооценки личности;

  4. развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

  5. формирование мотивов достижения и социального признания;

  6. формирование границ собственного знания и «незнания»;

  7. знание основных моральных норм;

  8. ориентация на выполнение моральных норм;

  9. способность к решению моральных проблем на основе децентрации;

  10. оценка своих поступков.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

  1. осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  2. использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

  3. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  4. ориентировка на разнообразие способов решения задач;

  5. структурирование знаний;

  6. основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов;

  7. уметь выделять существенную информация из текстов разных видов;

  8. умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  9. умение осуществлять синтез как составление целого из частей;

  10. умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

  11. умение устанавливать причинно-следственные связи;

  12. умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  13. доказательство;

  14. выдвижение гипотез и их обоснование;

  15. формулирование проблемы;

  16. самостоятельное создание способов решения.


РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

  1. принимать и сохранять учебную задачу;

  2. планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  3. учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

  4. осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату;

  5. адекватно воспринимать оценку учителя;

  6. различать способ и результат действия;

  7. уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

  8. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

  9. выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

  1. понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  2. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  3. уметь формулировать собственное мнение и позицию;

  4. уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  5. уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

  6. уметь задавать вопросы;

  7. уметь контролировать действия партнера;

  8. уметь использовать речь для регуляции своего действия;

  9. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  10. строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


Межпредметные связи на уроках обществознания:

Курс «Обществознание» в 8-9 классах опирается на обществоведческие знания, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 8-9 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.


Педагогические технологии:

1.Технология интенсификации обучения на основе схемных и знакомых моделей

учебного материала.

2.Технология коммуникативного обучения

3.Применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Контрольно - измерительные материалы

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.


В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на 3 темы. В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или контрольных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.

Литература

Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. –М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2007



Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: «Русское слово», 2009.

Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» для 9 класса. -М.: ООО « ТИД « Русское слово- РС», 2008.
П о с о б и я д л я у ч а щ и х с я:

Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: «Русское слово», 2009.

И.С.Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию. 9 класс. - М.: Русское слово, 2009.



ИКТ:

  1. Интернет-сайты: www.wikipedia.ru, Решу ЕГЭ, видео уроки Дмитрия Суслина, Интернет уроки и тд.

Изучение обществознания в 9 классе направлено на достижение следующей цели и задач:
Цель курса – воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России.

Задачи:

1 - формирование правовой культуры и гражданской грамотности через изучение норм общественной жизни, законов, ее регулирующих;


2 - развитие у подростков социальной активности, желания участвовать в преобразованиях окружающей жизни;
3 - профилактика девиантного поведения подростка посредством формирования твердого убеждения, что прав не существует без обязанностей;
4 - формирование активной гражданской позиции и сознание приоритета прав личности.
Характеристика особенностей  программы:

Рабочая программа соответствует Государственному образовательному стандарту по обществознанию, разработанному Министерством образования РФ.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Структура программы соответствует структуре учебника «А. И. Кравченко, Е. А. Певцова Обществознание» (издательство «Русское слово» М, 2008 г.)»

Курс «Обществознание» для 9 класса органически входит в предмет, изучаемый с 6 по 11 класс. Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знаниях прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.

Его содержание обеспечивает преемственность между основной и средней школой. Целый ряд теоретических положений изучается в нем на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые нередко, заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.

Для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности и интересы подростка, вступающего в возраст выбора перспективы в области профессиональной деятельности.

Программа, раскрывающая цели, задачи, содержание и формы работы в 9 классе по обществознанию, ориентирована на реализацию Стандарта основного общего образования по предмету.


Формы организации деятельности учащихся:

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения обществознания на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги; личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.



Преобладающие формы текущего контроля УУД и промежуточной аттестации учащихся:

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная, проверочная работа, тестирование, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих работ, моделирование жизненных ситуаций, задания на выявление операционных жизненных ситуаций; понятийные диктанты.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы.

Программа:

Кравченко А.И. Программа курса «Обществознание». 8-9 классы. М.: Русское слово, 2008

Примерная программа основного общего образования по обществознанию 5-9 классы

Учебно-методический комплекс для обучаещегося:

1.Кравченко А.И. Обществознание. 9 класс. М.: Русское слово, 2008

2. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко. «Обществознание 9 класс»

3. Кравченко А.И Задачник по обществознанию 8-9 классы: Русское слово, 2009.



Методическая литература: Кравченко А.И. Поурочное планирование по обществознанию для 8-9 классов.

Дополнительная литература:

1. Обществознание: сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. М.: Просвещение, 2007.

2. Кишенкова О.В. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Обществознание. Основная школа – М.: «Интеллект - центр», 2006.

3.Певцова Е.А. Обществознание 8-9 классы: Книга для учителя М.: Русское слово, 2009.

4.Кравченко А.И. Тесты по обществознанию для 8-9 классы. Русское слово, 2008.

Формы промежуточной, итоговой аттестации: тестирование, эссе, контрольные работы, обобщающий урок.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ



В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.


Уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).



Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:



  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.



Содержание тем учебного курса и требования к уровню подготовки обучающихся


раздела


Раздел учебного курса

Содержание тем раздела учебного курса

Количество часов (на изучение раздела)

Требования к уровню подготовки учащихся (либо компетенции)

1.

Глава 1. Политическая сфера.


Власть. Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.

Основные понятия темы: сила, авторитет, власть, иерархия власти.

 Государство.

Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета.  Внешние и внутренние функции государства. Причины  и условия появления государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные.

Основные понятия темы: государство, суверенитет, суверенность, функции государства, государственная монополия.

 Национально-государственное устройство.  Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно-и многонациональные государства.

Основные понятия темы: национально-государственное устройство, сепаратизм,  централизованное государство, империя.

 Формы правления. Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики.  Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная.

Основные понятия темы: монархия, аристократия, демократия, тирания, олигархия, республика, импичмент.

Политические режимы.

            Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.

Основные понятия темы: авторитаризм, тоталитаризм, парламент.

 Гражданское общество и правовое государство. Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве, история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного режима.

Основные понятия темы: гражданское общество, гражданство, правовое государство, тоталитаризм.

 Голосование, выборы, референдум.

Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.

Основные понятия темы: активное избирательное право, пассивное избирательное право, электорат, референдум.

 Политические партии.

Определение и признаки политических партий. Понятие о программа политической партии. Одно-и многопартийная система, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политических партий. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе.

Основные понятия темы: политическая партия, многопартийность, политическая программа.




10

Знать/понимать

- знать термины раздела «Политическая сфера»;

- роль политики в жизни общества;

- понятия правовое государство и гражданское общество

Уметь

- сравнивать формы правления, национально-государственного устройства, политические режимы;



- объяснять роль политики в жизни общества;

- характеризовать правовое государство и гражданское общество;

-приводить примеры участия граждан в политической жизни;

- называть основные политические партии;

Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:

- применять теоретические знания для анализа конкретной ситуации;

- уметь работать с текстом.


2.

Глава 2. Человек и его права.


Право. Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов. Основные понятия темы: социальные нормы, право, правовая культура, норма права, отрасль права.  Власть и закон. Равенство перед законом. Структура федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России.  Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов. Основные понятия темы: Федеральное собрание, правительство, Президент, Конституционный суд, правоохранительные органы, адвокатура. Конституция России. Конституция как основной закон страны, её структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита. Основные понятия темы: Конституция, правовой статус человека, гражданство, конституционные обязанности. Право и имущественные отношения. Участники имущественных отношений. Виды договоров. Изменение имущественных прав граждан. Право собственности. Арбитражный суд. Основные понятия темы: имущественные отношения, право собственности, сделка, договор, иск. Потребитель и его права. Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права. Основные понятия темы: потребитель, исполнитель, изготовитель. Труд и право. Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс законов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора, расторжение контракта. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда. Основные понятия темы: трудовое право, ТК РФ, детский труд. Право, семья, ребенок . Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка. Основные понятия темы: брачный контракт, правоспособность, дееспособность.

 Преступление. Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применение взысканий. Разнообразие мер воздействия.  Представление о гражданском правонарушении. Нарушение трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.







15



Знать/понимать

- основы конституционного строя РФ;

- основные права человека,

- основные полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти,

- деятельности органов местного самоуправления;

- основные отрасли права;

Уметь

- характеризовать основы конституционного строя РФ;



- называть основные права человека,

- характеризовать основные полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти,

- приводить примеры деятельности органов местного самоуправления;

- называть основные отрасли права;

- сравнивать уголовные и административные правонарушения;

- приводить примеры юридической ответственности несовершеннолетних;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- работы с текстом законов;



- давать оценку действиям людей с точки зрения закона


3.

Глава 3. Духовная сфера.


Что такое культура. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура.  Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие России, проблемы его сохранения. Основные понятия темы: культура,  культурный комплекс, этикет, культурное наследие, культурные универсалии. Культурные нормы. Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд, его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм. Основные понятия темы: культурные нормы, манеры, обычаи, традиции, привычки, мода, нравы, мораль, обычное право, санкции. Формы культуры. Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, её появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность. Основные понятия темы: элитарная культура, народная культура, массовая культура, субкультура, контркультура.   Религия . Различные определения религии, её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм, анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие о библейском и церковном каноне. Основные понятия темы: религия, архаичные религии, мировые религии, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ. Искусство. Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства». Основные понятия темы: искусство, художественная культура, фольклор, «свободное искусство». Образование. Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения учебных знаний. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Основные понятия темы: система образования, школа, гимназия, ученик. Наука. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функции в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам наук. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидность академий. Основные понятия темы: наука, университет, академия, РАН.





7



Знать/понимать

- основные элементы системы образования, основные религии;

- нормы морали и права;

- характеризовать духовную жизнь человека и общества;

Уметь

- приводить примеры искусства;



-давать оценку поведения в ситуации морального выбора

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- извлечения социальной информации из разнообразных источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

- решения познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

- формулирования собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций.

следующая страница >>


izumzum.ru