Рабочая программа предмет: литература Класс: 6 Образовательная область: филология Учебный год: 2013-2014 - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа предмет: обществознание Учебный год: 2013-2014... 2 415.29kb.
Рабочая программа по литературе 8 класс 2013 2014 учебный год 1 129.23kb.
Рабочая программа по музыке 1 класс на 2013-2014 учебный год Учитель... 1 231.96kb.
Рабочая программа образовательная область «Технология» Учебный предмет... 6 1040.51kb.
Барковский Сергей Федорович 2013 2014 учебный год пояснительная записка... 8 878.53kb.
Барковский Сергей Федорович 2013 2014 учебный год пояснительная записка... 4 998.12kb.
Рабочая программа по алгебре и началам анализа 10 класс 2014 2015... 3 482.99kb.
Рабочая учебная программа по алгебре в 8 классе 2013-2014 учебный год 1 217.26kb.
Рабочая программа по химии 8- 9 классы 2013 2014 учебный год Пономарева Е. 2 577.23kb.
Рабочая программа по истории для 5 класса на 2013-2014 учебный год 4 684.95kb.
План работы на 2013 2014 учебный год 3 711.18kb.
Анализ видов работ по подготовке про ектной документации на объекты... 1 245.38kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Рабочая программа предмет: литература Класс: 6 Образовательная область: филология - страница №1/1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 38

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет: литература

Класс: 6

Образовательная область: филология

Учебный год: 2013-2014

Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 14-е издание, М. Просвещение 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.



Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.



Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:


  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.



Программа первого концентра рассчитана на 3 часа в неделю (103,5 ч. в год).

Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

Введение. Художественная литература – особая форма познания действительности.

1

Устное народное творчество

4

Из древнерусской литературы.

1

Из литературы XIX века.

46

Из литературы XX века.

33

Из зарубежной литературы.

18,5

ИТОГО

103,5



Раздел IV. Контроль реализации программы.


№ п/п

Тема

Количество часов

Форма

Примерная дата

1.

Введение. Художественная литература – особая форма познания действительности.

1

Тест




2.

Устное народное творчество

1

Д/С




3.

Из литературы XIX века.

1

Д/С




4.




1

Д/С




5.




1

Д/С




6.




1

К/Р




7.




1

К/С




8.




1

Д/С




9.




1

К/Р




10.




1

Д/С




11.




1

К/С




12.




1

Д/С




13.




1

К/С




14.




1

Тест




15.




1

Д/С




16.

Из зарубежной литературы.

1

К/С






Содержание тем учебного курса.

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольк­лора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольк­лора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устно­го народного" творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афо­ристичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (началь­ные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).



Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.



Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зим­няя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествова­ния: три выстрела и три рассказа о них, переданные разными лицами и в разном освещении. Эпилог повести (из двух повестей изучается одна по выбору учителя и учащихся).

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубров­ский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровско­го против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, незави­симости личности. Романтическая история любви Владими­ра и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности инто­нации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) раз­меры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечат­левающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображе­нии природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление су­деб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.



Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завеси­ла...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрас­ного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный харак­тер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообра­зом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэти­ческой речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.



Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жиз­ни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабрис­та в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.



«Железная дорога». Картины подневольного труда. На­род — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Свое­образие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотво­рении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закре­пление понятия). Диалог. Строфа (начальные представле­ния).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писа­теле.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его унижен­ности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чинов­никами. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представле­ния).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмот­ри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.



Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отно­шение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотно­шений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смолен­щины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Са­мойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.



Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности ис­пользования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие поня­тий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.



Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нра­вах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловеч­ный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.



Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой при­роды. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалисти­ческое воплощение.



Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утвер­ждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представ­ления).

Произведения для заучивания наизусть.
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.

Произведения для самостоятельного чтения.
Мифы, сказания, легенды народов мира.

Гомер. «Илиада». «Одиссея».

Русские народные сказки. Сказки народов мира.

Из русской литературы XVIII века

Г. Р. Державин. «Лебедь».



Из русской литературы XIX века

К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».

Д. В. Давыдов. «Партизан».

Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва».

А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».

К. Ф. Рылеев. «Державин».

Е. А. Баратынский. «Родина».

Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».

Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».

А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».

М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Мор­ская царевна».

А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сено­кос». «Емшан».

И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».

Н. А. Некрасов. «Влас».

Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».

Н. С. Лесков. «Человек на часах».

Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».

А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».



Из русской литературы XX века

К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».

В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешествен­ник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».

А. А. Лиханов. «Последние холода».

В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».

М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».

В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».

Из зарубежной литературы

Э. По. «Овальный портрет».

М. Твен. «История с привидением».

О. Генри. «Вождь краснокожих».

А. Конан Дойл. «Горбун».

Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».


Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;



Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения.


Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Полухина В.П. и др. Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях. М. Просвещение. 2011.

Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы 6 класс. М. Просвещение. 2011.

  1. Полухина В.П. Литература. 6 класс. Методические советы. М. Просвещение. 2008.

2. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.

Фонохрестоматия к учебнику «ЛИТЕРАТУРА. 6 класс


Контрольные работы

1 Тест

Вариант 1

А1. Что такое стих?

1. то же, что стихотворение

2. одно четверостишие

3. одна стихотворная строка

4. одна стихотворная строфа

А2. Кто является автором фольклорных произведений?

1. народ


2. поэт

3. сказочник

4. царь

А3.Какое произведение написал И.С.Тургенев?



1. «Бородино»

2. «Муму»

3. «Заколдованное место»

4. «Кавказский пленник»

А4.Герой какого произведения заблудился в тайге?

1. «Никита» А.П.Платонова

2. «Васюткино озеро» В.П.Астафьева

3. «Игорь-Робинзон» Саши Черного

4. «Сказание о Кише» Дж.Лондона

В1.Кто автор романа «Приключения Тома Сойера»? Запишите.

В2.Как называется этот литературный прием: ветры буйные, ясны очи, конь ретивый? Запишите.

С1.Назовите свою любимую сказку А.С.Пушкина. Напишите, почему она вам нравится.

Вариант 2

А1. Как называется созвучие концов стихотворных строк?

1. ритм

2. рифма


3. размер

4. строфа

А2. Какой жанр не относится к фольклору?

1. скороговорка

2. загадка

3. пословица

4. повесть

А3.Укажите литературную сказку.

1. «Царевна-лягушка»

2. «Черная курица, или Подземные жители»

3. «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

4. «Журавль и цапля»

А4.Герой какого произведения обидел коня, после чего началась сильная метель и наступил небывалый мороз?

1. «Теплый хлеб» К.Г.Паустовского

2. «В дурном обществе» В.Г.Короленко

3. «Золотое кольцо» А.П.Платонова

4. «Снежная королева» Х.К.Андерсена

В1.Кто автор романа «Робинзон Крузо»? Запишите.

В2.Как называется данная часть сказки? Запишите.

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

С1.Напишите, кто ваш любимый литературный герой и почему.


КЛЮЧ К ТЕСТУ:

Вариант 1.

Вариант 2.

А1 - 3

А2 - 1


А3 - 2

А4 - 2


В1 - М.Твен

В2 - эпитет



А1 - 2

А2 - 4


А3 - 2

А4 - 1


В1 - Д.Дефо

В2 - концовка



2 Контрольная работа по теме «Творчество А.С.Пушкина. Повесть «Дубровский»

1.По жанру это…

а)роман;


б)повесть;

в)рассказ;

2. События происходили…

а)в Москве;

б)в Петербурге;

в) в губернии;

3) Кого из героев нет в произведении?

а)Саша;


б)Степан;

в)Иван


4.Кому принадлежала Кистеневка?

а) А.Г.Дубровскому;

б) К.П.Троекурову;

в) А.П.Спицыну

5.Кто это?

«…принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями»

а) А.Г.Дубровский;

б) К.П.Троекуров;

в) А.П.Спицын

6. Причиной ссоры А.Г.Дубровского и К.П.Троекурова стала

а) обида;

б) Дубровский захватил имение Троекурова;

в) отказ Дубровского от участия в охоте

7. Кто, живя в Петербурге «позволял себе роскошные прихоти»?

а) А.Г.Дубровский;

б) В.А.Дубровский;

в) К.П.Троекуров

8.Кто произносит эти слова?

«Три часа сряду будешь говорить с самим Дубровским, а не догадаешься, с кем бог тебя свел»

а)Троекуров;

б)Глобова;

в)Спицын


9.С какой целью Дубровский стал Дефоржем?

а) Чтобы быть ближе к Марье Кириловне.

б) Чтобы проникнуть в стан врага.

в) Вынашивает план мести.

10. Почему Дубровский покинул своих крестьян?

а) они ему надоели;

б)нужно было спасаться самому;

в)жизнь без Маши потеряла смысл


3 Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, .

I вариант. Лирика М. Ю. Лермонтова.

1. Какие факты из биографии Лермонтова верны?

а) Поэт прожил долгую жизнь.

б) В детстве он любил рисовать, увлекался лепкой фигур из раскрашенного воска, много читал.

в) Мать Лермонтова рано умерла.

г) Мальчик рос с отцом.

д) Лермонтов был офицером и служил на Кавказе.

2. Мотив этого стихотворения Лермонтова – одиночество.

а) «Утес» б) «Парус» в) «Три пальмы» г) «На севере диком …»

3. Вспомните стихотворение «Парус» и укажите верные утверждения.

а) Поэт рисует в стихотворении меняющуюся картину.

б) Парус ищет счастья.

в) Поэт использовал в стихотворении обратный порядок слов – инверсию.

г) Поэт задает в стихотворении вопросы, но ответов на них не дает.

4. Поэт использовал антитезу - противопоставление во многих стихотворениях. Из какого стихотворения эти строки с антитезой?

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

а) «Парус» б) «Ночевала тучка золотая…» в) «Тучи» г) «Три пальмы»

5. В каком стихотворении поэт использовал антитезу умчалась, «весело играя» - «тихонько плачет»?

а) «Парус» б) «Ночевала тучка золотая…» в) «Тучи» г) «Три пальмы»
II вариант. Лирика Федора Тютчева и Афанасия Фета

14. В стихотворении «Неохотно и несмело солнце смотрит…» описано явление природы. Какое?

а) метель б) рассвет в) гроза г) снегопад

15. В строчке Принахмурилась земля выделенное слово является:

а) антитезой б) эпитетом в) олицетворением г) сравнением

16. В стихотворении «Листья» Ф. И. Тютчева в строчках

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,

В снега и метели

Закутавшись, спят… поэт использует:

а) антитезу б) эпитет в) олицетворение г) сравнение

17. О каком времени говорится в стихотворении А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»?

а) зима б) весна в) лето г) осень

18. Какое чувство возникло у одинокого человека в лесу? (стихотворение А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»)?

а) страх заблудиться б) восторг при виде леса в) тоска по родине

19. О чем говорит поэт в строке «Сладостен зов мне глашатая медного!»?

а) о гудке парохода б) о звуке охотничьего рога в) о звене колокольчика

20. В строчках стихотворения «Учись у них – у дуба, у березы»

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты! поэт использует:

а) антитезу б) олицетворение в) сравнение

21. Выберите верные утверждения:

а) В стихотворениях Ф. Тютчева и А. Фета природа - живая. Она наделена качествами и способностями человека.

б) Природа может научить человека терпению (стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы»).

в) В стихотворении «Листья» Ф. Тютчева одно настроение – печальное, трагическое.

г) Стихотворение ««Учись у них – у дуба, у березы» поэт говорит о природе и человеке.

Ш вариант.

1. Что висело на голубеньком поясе пестрой ситцевой рубахи с жёлтой каемкой.

(гребешок)

2. Клички собак, которые вдруг с лаем ринулись прочь от огня…. (Серый, Жучка)

3. Кто был назван трусишкой? (Костя)

4. Отчего раскашлялся домовой? (от сырости)

5. Как звали слободского плотника? (Гаврила)

6. Зачем (с какой целью) пошёл раз Гаврила в лес? (по орехи)

7. Как звали брата Илюши, с которым ему пришлось в рольне заночевать? (Авдюшкой)

8. Кто лучше других знал сельские поверья? (Илюша)

9. Где было также видать предвиденье небесное? (в Шаламове)

10. Лукавый, удивительный человек? (Тришка)

11. Почему не кричит леший? (он немой)

12. Кто пошел к реке водицы зачерпнуть? /»водицы захотелось испить» (Павел)

13. Сколько времени протекло с тех пор, как охотник присоединился к мальчикам? (более трех часов)

4 Контрольная работа по творчеству Н.С.Лескова, А.П.Чехова,



М.М. Пришвина, В.Г.Распутина, В.П.Астафьева

«Сказ Н.С.Лескова «Левша».

1. Что обличает автор в сказе?

1. безответственное, преступное отношение к народу,

2. поразительные способности русского народа,

3. человеческие пороки.


2. Почему у главного героя нет имени?

1. он является собирательным образом русого народа,

2. он сирота, без роду без племени,

3. Левша – его фамилия.


«Рассказ А.П.Чехова «Лошадиная фамилия».

4. Что такое юмор?

1. едкая, язвительная насмешка,

2. высмеивание пороков человека,

3. изображение смешного как естественной стороны жизни.
5. Что такое сатира?

1. художественное преувеличение,

2. разоблачение отрицательных сторон жизни,

3. преуменьшение достоинств человека.


6. Что высмеивает автор в рассказе «Лошадиная фамилия»?

1. суеверие,

2. плохую память,

3. страх перед лечением.


7. Каким можно назвать чеховский смех в рассказе?

1. добродушным,

2. уничтожающим,

3. обличительным.


«Сказка-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

8. Чем произведение напоминает сказку?

1. наличием сказочных персонажей,

2. волшебными превращениями,

3. одушевлением природы.
9. Когда происходит действие сказки-были?

1. в годы первой мировой войны,

2. в годы гражданской войны,

3. в годы Великой Отечественной войны.


10. Какая сцена является кульминацией сказки-были?

1. ссора детей,

2. Настя на палестинке,

3. спасение Митраши.


«Рассказ В.Астафьева «Конь с розовой гривой»

11. Как оценивает главный герой свои поступки?

1. гордится своей смелостью,

2. не задумывается,

3. ему становится стыдно.
12. С какой целью автор вводит в повествование диалектные слова – увал, бадога,

туесок?


1. воссоздать атмосферу сибирской деревни,

2. для создания комического эффекта,

3. создать впечатление исторического прошлого.
«Рассказ В.Распутина «Уроки французского»

13. Почему занятия Лидии Михайловны запомнились главному герою на всю жизнь?

1. смог хорошо выучить французский язык,

2. ему понравилась игра в «пристенок»,

3. он ощутил силу доброты.
14. Какой художественный прием использует автор в портретных описаниях

мальчика и учительницы?

1. сравнение,

2. антитеза,

3. уподобление.
15. Какой поступок главного героя убеждает нас в том, что он человек с чувством

собственного достоинства?

1. не рассказывает матери о своих бедствиях,

2. отказывается от посылки и угощения,

3. вопреки угрозам ребят, снова приходит играть.

Литература для учащихся:


  1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.

  2. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.


Для учителя:


  1. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

  2. Мультимедийные пособия:

- Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс.

- Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.


Дополнительная литература:

1) Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. Н.В. Егорова.

Москва «ВАКО» 2006

К учебникам – хрестоматиям: В.П. Полухиной (М.: Просвещение); Т.Ф.Курдюмовой (М.:Дрофа)

2) Конспекты уроков для учителя литературы. 6 – 10 классы. Авторы: В.Ю.Антышева, Н.А.Айрапетова, И.Ф.Бородина, И.А.Виноградов и др.

М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002

3) В.П.Полухина Литература. 6 класс. Методические советы. 5-е издание

Москва «Просвещение» 2003

4) Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 6 класс. Сборник упражнений.

Москва «Просвещение» 2004

5) В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 5 класс.

Москва «Просвещение» 2002

6) Ю.В.Лебедев. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историко-литературные очерки.

Москва «Классик Стиль» 2005

7) И.И.Аркин Уроки литературы в 5 – 6 классах. Практическая методика. Книга для учителя

Москва «Просвещение», «Учебная литература» 1996

8) Н.Е.Смирнова, Н.Н. Ципенко Литература. Русские и зарубежные произведения. Игровые уроки. 5 – 6 классы

Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2002



Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе
1.Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1.знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

2.умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

3.понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

4.знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

5.умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

6.уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка 5: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка 4: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка 3: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка 2: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.


2.Оценка сочинений.

Сочинение основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

1.соответствие работы ученика теме и основной мысли;

2.полнота раскрытия темы;

3.правильность фактического материала;

4.последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

1.разнообразие словаря и грамматического строя речи;

2.стилевое единство и выразительность речи;

3.число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок орфографических, пунктуационных и грамматических.

"5"


1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

"4"

1.Содержание работы полностью соответствует теме.



2.Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

`3`


1.В работе допущены существенные отклонения от темы.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

`2`


1.Работа не соответствует теме.

2.Допущено много фактических неточностей.

3.Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4.Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5.Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.



Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.


izumzum.ru