Рабочая программа по природоведению - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по природоведению, 5 класс Варик Людмилы Сергеевны... 2 324.38kb.
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих... 2 543.4kb.
Пояснительная записка. Цели курса 4 286.54kb.
Рабочая учебная программа дисциплины 1 448.53kb.
Рабочая программа составлена в криминалистики 1 148.24kb.
Рабочая программа «Всеобщая история» 3 661.21kb.
Рабочая программа курс: Политическая эпистемология Для специальности... 1 61.57kb.
Рабочая программа По дисциплине «Введение в полиграфию» По специальности... 1 258.15kb.
Рабочая программа по курсу: Межбанковские расчеты и международные... 6 395.79kb.
Рабочая программа по географии в 10-11 классах 2 515.56kb.
Ровнейко Вера Владимировна Ижевск 2012 Структура учебно методического... 5 962.19kb.
Жил-был на свете кот Васька. И любил он гулять по крыше. Вот раз... 1 8.47kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Рабочая программа по природоведению - страница №1/1

Управление образования Администрации Обоянского района Курской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чекмаревская основная общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДЕНО:


решение педсовета,
протокол №1 от 29.08.2012 года
Председатель педсовета:
___________Н.Г. Картамышева


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

Класс: 5


Количество часов: 68 часов Уровень: базовый

Учитель: Слепухова Татьяна Ивановна

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, программы основного общего образования по природоведению для 5 класса авторов В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова. Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа неживая и живая, 5 класс»,-М., Дрофа, 2010г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению для 5 класса. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению 2 часа в неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника


В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс», М.,»Дрофа» 2010г.
Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе.
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

В 5 классе обучающиеся получают достаточную естественно-научную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета
в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.

Обучающиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.


Изложенный в программе материал соответствует трём основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределён по соответствующим темам.
Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т.д.
В тематическом планировании конкретизируется содержание предметных разделов с распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических лабораторных работ.

В рамках преподавания курса природоведения могут быть эффективно использованы и освоены современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне).


Необходимо уделить особое внимание новому разделу
«Здоровье человека и безопасность жизни».

Приоритетной является практическая деятельность обучающихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учёту природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ



п/п

Тема

Кол-во
часов

В том числе

Демонстрации

Экскурсии

Лабораторные
работы

1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.
13.

14.

15.


Введение.
Вселенная.
Строение и свойства вещества.
Воздух.
Вода.
Горные породы.
Почва.
Организмы.
Растения.
Грибы.
Животные.
Ваши любимые растения и животные.
Природа едина.
Человек, его здоровье и безопасность жизни.
Обобщающий урок по курсу «Природоведение».
Итоговый урок по курсу «Природоведение».

2
6
11

7
4
3


4
6
8
2
6
2

2
3

1

1


1

1



3
3
4

3
5
2


1
1
1



2
1


2

2


3
1
1
1

2






Итого:



68

25

3

15


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(68 часов, 2 часа в неделю)

ВВЕДЕНИЕ (2 часа)
Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают

природу.


1. Вселенная (6 часов)

Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры

звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

Солнце – раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.

Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна – спутник Земли.

Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.

Лабораторные работы

№1. Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определением на них

экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария.

№2. Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков.


2. Строение и свойства веществ (11 часов)

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких

и газообразных тел.

Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.

Вещества чистые и смеси, простые и сложные.

Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.

Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.

Лабораторная работа

№3. Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных тел.


3. Воздух (7 часов)

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.

Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.

Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе.

Погода. Типичные признаки погоды. Предсказывание погоды. Влияние погоды на организм человека.

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха

Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера).
Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях.
Лабораторная работа

№4. Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой).

№5. Описание погоды за месяц и сезон.
4. Вода (4 часа)

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.

Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в

природе.


Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.

5. Горные породы (3 часа)

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий,

галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород.

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.


Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.
Лабораторные работы

№6. Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств.


№7. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.
6. Почва (4 часа)

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.

Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.

Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.
Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы.
Экскурсия

Результаты работы текущих вод и ветра.


7. Организмы (6 часов)

Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.

Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличите6льными приборами.

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов.

Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.

Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.

Экскурсия

Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды.


8. Растения (8 часов)

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.


Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.

Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.

Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.

Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.



Лабораторные работы

№8. Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах.

№9. Определение названий растений с помощью атласа-определителя.

№10. Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений.



Экскурсия

Распознавание различных видов растений своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых).


9. Грибы (2 часа)

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.



Лабораторная работа

№11.Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов.


10. Животные (6 часов)

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них.

Животные дикие и домашние.

Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.

Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных.

Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.

Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.

Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания.



Лабораторная работа
№12. Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.
11. Ваши любимые растения и животные (2 часа)

Растения и животные – ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними.

Демонстрация комнатных растений, домашних животных

Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях.



Лабораторная работа

№13.Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животным.


12. Природа едина (2 часа)

Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети.

Природа – наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.
13. Человек, его здоровье и безопасность жизни (3 часа)

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы,

ливней, под градом и др.)

Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки.


Лабораторные работы

№14. Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах.

№15. Измерение роста, температуры, массы тела; сравнение показателей своего развития

с возрастными нормами.


Обобщающий урок по курсу «Природоведение» (1ч.)


Итоговый урок по курсу «Природоведение» (1ч.)

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
№1 «Работа с картой, звёздной картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария».
№2 «Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков».
№3 «Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных тел».
№4 «Определение местонахождения гор со снежными вершинами».
№5 «Описание погоды за месяц и сезон».
№6 «Описание минералов и горных пород и их физическими свойствами».
№7 «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами».
№8 «Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах».
№9 «Определение названий растений с помощью атласа-определителя».
№10 « Постановка опытов на прорастание семян культурных растений».
№11«Узнавание наиболее распространённых в своей местности съедобных и ядовитых грибов».
№12 «Узнавание различных видов животных своей местности» с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.
№13 «Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными».
№14 «Измерение роста, температуры, массы тела, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами».
№15 «Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах».
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Урок контроля по теме «Строение и свойства вещества».
Урок контроля по темам «Воздух», «Вода».
Урок контроля по темам «Почва», «Организмы».
Урок контроля по темам «Грибы», «Животные».
ПЕРЕЧЕНЬ ЭКСКУРСИЙ
Экскурсия в природу №1 «Результаты работы текущих вод и ветра».
Экскурсия в природу №2 «Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды».
Экскурсия в природу №3 «Распознавание различных видов растений своей местности».


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО КУРСА «ПРИРОДА НЕЖИВАЯ И ЖИВАЯ» 5 КЛАСС


Номер урока

Содержание
(разделы, темы)


Кол-во
часов


Дата

Примечание

1/1

2/2


3/1

4/2


5/3

6/4
7/5

8/6

9/1


10/2

11/3


12/4

13/5


14/6

15/7


16/8

17/9


18/10

19/11


20/1

21/2


22/3

23/4


24/5

25/6


26/7

27/1


28/2

29/3
30/4

31/1

32/2


33/3

34/1


35/1

36/1


37/1

38/1


39/2

40/3


41/4

42/5


43/6

44/1


45/2

46/3


47/4

48/5


49/6

50/7


51/8

52/1


53/2

54/1
55/2

56/3

57/4


58/5

59/6


60/1

61/2


62/1

63/2


64/1

65/2


66/3

67/1


68/2


Введение

Природа живая и неживая. Человек и природа.

Человек и природа. Зачем и как изучают природу.
1. Вселенная

Вселенная. Звёзды на небе.

Солнце. Солнечная система.

Планета Земля.


Лабораторная работа №1
«Работа с картой, звёздной картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария».

Сферы Земли.

Луна – естественный спутник Земли.

Обобщающий урок по теме «Вселенная».



Лабораторная работа №2

«Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков».



2. Строение и свойства вещества

Тела и вещества.

Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов.

Лабораторная работа №3
«Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных тел».

Вещества чистые и смеси.

Молекулы.

Диффузия. Взаимодействие молекул.

Простые и сложные вещества.

Явления природы: физические и химические.

Горение.

Окисление.

Обобщающий урок по теме

«Строение и свойства вещества».



Урок контроля по теме

«Строение и свойства вещества».



3. Воздух

Состав воздуха. Значение воздуха в природе и для живых организмов. Охрана воздуха.

Физические и химические свойства воздуха.

Атмосферное давление.

Барометры. Нагревание воздуха от поверхности земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники.

Лабораторная работа №4

«Определение местонахождения гор со снежными вершинами».

Осадки и их виды.

Движение ветра в горизонтальном направлении. Ветер. Работа ветра в природе.

Погода. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Влияние погоды организм человека.

Лабораторная работа №5
«Описание погоды за месяц и сезон».

4. Вода

Три состояния воды. Состав воды.

Физические свойства воды. Изменение объема воды при нагревании. Температура плавления льда и кипения воды.

Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе. Работа воды в природе. Значение воды в природе и жизни человека. Охрана воды.



Урок контроля по темам «Воздух», «Вода».

5. Горные породы

Горные породы. Разнообразие горных пород.



Лабораторная работа №6

«Описание минералов и горных пород и их физическими свойствами».


Обломочные горные породы. Использование человеком обломочных пород.

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.


Лабораторная работа №7

«Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами».



6. Почва

Почва, её образование. Разнообразие почв. Структура почвы.


Состав и свойства почвы.

Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.



Экскурсия в природу №1
«Результаты работы текущих вод и ветра».
Эрозия почв, её виды. Охрана почв.

7. Организмы

Организм. Свойства живых организмов.

Условия жизни организмов. Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.

Знакомство с увеличительными приборами.

Клеточное строение организмов.

Экскурсия в природу №2
«Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды».

Урок контроля по темам «Почва», «Организмы».

8. Растения

Характерные признаки растений.



Лабораторная работа №8

«Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах».

Растения цветковые и нецветковые.
Лабораторная работа №9

«Определение названий растений с помощью атласа-определителя».

Цветковые растения, их органы.

Дикорастущие растения. Лекарственные растения.

Охрана растений, растения Красной книги.

Многообразие культурных растений.


Лабораторная работа №10

« Постановка опытов на прорастание семян культурных растений».

Обобщение знаний по теме «Растения».

Экскурсия в природу №3
«Распознавание различных видов растений своей местности».

9. Грибы

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

Шляпочные грибы. Правила сбора грибов.

Лабораторная работа №11

«Узнавание наиболее


распространённых в своей местности съедобных и ядовитых грибов».

10. Животные

Характерные признаки животных.

Условия жизни и многообразие диких животных.

Значение животных в природе и жизни человека. Охрана животных.

Домашние животные, многообразие и условия их жизни.

Обобщение знаний по темам «Грибы», «Животные».



Лабораторная работа №12
«Узнавание различных видов животных своей местности» с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.

Урок контроля по темам «Грибы», «Животные».

11. Ваши любимые растения и животные

Растения в вашем доме.

Животные в вашем доме.

Лабораторная работа №13

«Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными».



12. Природа едина

Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети.

Природа – наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.

13. Человек, его здоровье и безопасность

Общий обзор строения человека.


Лабораторная работа №14

«Измерение роста, температуры, массы тела, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами».

Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика.

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях. Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.



Лабораторная работа №15

«Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах».

Обобщающий урок по курсу

«Природоведение».

Итоговый урок по курсу

«Природоведение».




2

1

1



6

1

1



1

1

1



1

11

1

1



1

1

1



1

1

1



1

1

1



7

1

1



1

1

1



1

1

4

1

1

1



1

3

1

1



1

4

1

1



1

1

6

1

1

1



1

1

1



8

1

1



1

1

1



1

1

1



2

1

1



6

1

1



1

1

1



1

2

1

1



2

1

1



3

1

1



1

1

1










Критерии оценивания

Оценка устного  ответа обучающихся

Отметка «5» ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка «4»:

1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «2»:

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

 Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка «5» ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта.


2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка «4» ставится, если ученик:

1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка «3» ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

 Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.


2.Допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если ученик:



1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3».
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.






ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения природоведения ученик должен

знать/понимать

  • о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.


ЛИТЕРАТУРА:

    1. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая (Учебник). - М.: Дрофа, 2010г.

    2. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая (Рабочая тетрадь). - М.: Дрофа, 2010г.

    3. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая.

5 класс, М.: Дрофа, 2010г. (рабочая тетрадь для учителя);

    1. Л.Д. Парфилова. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой
      «Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во «Экзамен», 2010г.



izumzum.ru