Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 2 класс умк «Перспективная начальная школа» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по географии 1 класс Окружающий мир 6 1235.63kb.
Программа: умк «Начальная школа ХХI века» 1 57.18kb.
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 1 389.16kb.
Программа по курсу «Окружающий мир (Введение в историю)» 3 класс... 1 290.72kb.
Рассмотрено: на заседании шмо от 2012г 2 508.42kb.
Рабочая программа по природоведению, 5 класс Варик Людмилы Сергеевны... 2 324.38kb.
Рабочая программа по химии для специальных (коррекционных) классов... 1 282.72kb.
Рабочая программа по учебному предмету Алгебра 10 класс. Учителя моу 1 104.62kb.
Умк «Начальная школа 21 века» 1 199.12kb.
Конспект урока истории в 5 классе 1 90.99kb.
Рабочая программа по литературе 8 класс 2013 2014 учебный год 1 129.23kb.
Энергетический дисбаланс камень преткновения на пути к устойчивому... 1 73.64kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 2 класс умк «Перспективная начальная - страница №1/1




МБОУ «Новолядинская СОШ»

Тамбовского района Тамбовской области




392515 п. Новая Ляда, ул. Школьная, 22

тел. 8(4752) 65-31-53

E-mail:rcschool@yandex.ru

Рабочая программа по предмету

«Окружающий мир»

2 класс

(УМК «Перспективная начальная школа»)

Автор разработки: Латышева И.Ю.

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, С.А. Трафимова образовательной системы «Перспективная начальная школа».

Рабочая программа составлена И.Ю. Латышевой, учителем начальных классов высшей квалификационной категории.

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В рабочей программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса.

Рабочая программа выполняет две функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развитии обучающихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Структура документа

Рабочая программа включает пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-методическое обеспечение.



Общая характеристика учебного предмета

Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом. Особая значимость этого интегрированного курса состоит в формировании у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.

Выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой. Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут обучающиеся. Еще одна содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка. Следующая содержательная линия курса связана с обучением обучающихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.

Основной способ познания обучения – наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на все органы чувств.

Важнейшая роль в развитии ребенка обучения предмету отводится социализации – усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности.

Цели обучения

Изучение окружающего мира во 2 классе направлено на достижение следующих целей:



  • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окру­жающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участво­вать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 учебных часов для обязательного изучения окружающего мира во 2 классе, из расчета 2 часа в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов, при этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 4 часов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения содержания курса «Окружающий мир» обучающиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.



Результаты обучения

Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки обучающихся», которые структурированы по трем компонентам: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п

Название темы, раздела

Кол-во

часов

Кол-во прове-рочных работ

1

Источники информации об окружающем нас мире

5




2

Планеты и звёзды

6

1

3

Неживая и живая природа Земли

34

2

4

Человек разумный – часть природы

6

1

5

Как уберечь себя от беды?

5




6

В родном краю

8

1

7

Резерв времени

4




Итого:

68

5


Основное содержание (68 часов)

Источники информации об окружающем нас мире (5 ч)

Книга как основной источник информации об окружающем нас мире. Учебник: Оглавление, иллюстрации, система значков-пиктограмм, шрифтовые и цветовые выделения, Словарик, Тол­ковый словарь.

Общение со старшими и сверстниками как основной источник получения новых знаний. Опыт и наблюдение.

Практические работы, экскурсии: ознакомление учащихся с двумя-тремя книгами из нового учебного комплекта по окружаю­щему миру и условными обозначениями в них. Экскурсия «Мир живой и неживой природы родного края», экскурсии на школьный учебно-опытный участок, в школьную библиотеку на тему: «Кни­ги — наши друзья».

В результате изучения темы обучающийся должен

знать / понимать:

• различие между наблюдением и опытом как разными способа­ми получение ответов на вопросы об окружающем мире;



уметь:

  • работать с оглавлением и справочниками учебника/

Использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни для:

  • нахождения самостоятельно в учебнике, справочнике и книге для дополнительного чтения сведений по определенной теме урока;

Планеты и звезды (6 ч)

Земля. Вид Земли из космоса. Глобус — уменьшенная модель Земли. Ось вращения. Вращение Земли вокруг своей оси — при­чина смены дня и ночи. Звезды. Полярная звезда. Север как на­правление на Полярную звезду. Планеты. Солнце — ближайшая к планете Земля звезда. Солнце — источник тепла и света для планеты Земля. Вращение Земли вокруг Солнца — причина сме­ны сезонов года на нашей планете. Взаимосвязь живой и нежи­вой природы (на конкретных примерах). Условия жизни на плане­те Земля: вода, воздух, свет, тепло.



В результате изучения темы обучающийся должен

знать / понимать:

  • форму Земли;

  • глобус — модель Земли, ось Земли — воображаемая линия;

  • смена дня и ночи — следствие вращения Земли вокруг своей оси;

  • смена времен года — следствие вращения Земли вокруг Солнца;

  • Солнце — ближайшая к Земле звезда;

  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

  • основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;

  • название нашей планеты;

уметь:

  • различать объекты неживой и живой природы;

  • устанавливать связи между сезонными изменениями в нежи­вой и живой природе.

Использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни для:

  • демонстрации с помощью глобуса вращения Земли вокруг своей оси;

  • демонстрации с помощью глобуса и настольной лампы обра­щения Земли вокруг Солнца;

  • установления связи между сезонными изменениями в нежи­вой и живой природе.

Неживая и живая природа Земли - 34 часов

Условия, необходимые для развития растений (вода, воздух, тепло, свет). Развитие растений из семени (фасоль или горох). Корень, стебель, лист. Дыхание и питание растений.

Разнообразие растений Земли. Цветковые и хвойные расте­ния, папоротники, мхи, водоросли. Дикорастущие и культурные растения. Размножение растений (семенами, усами, луковица­ми, корнями, клубнями). Продолжительность жизни растений: однолетние, двулетние, многолетние. Значение растений в жиз­ни человека. Сельское хозяйство родного края (на примере овощных, плодовых, бобовых, зерновых, декоративных расте­ний). Охрана растений. Растения Красной книги России. Охраня­емые растения своей местности.

Грибы. Строение, питание, место обитания, размножение шляпочного гриба. Ядовитые и несъедобные двойники шляпоч­ных грибов. Другие виды грибов (общее представление о плес­невых грибах).

Животные Земли. Разнообразие животных, особенности внешнего вида, питания, условия жизни (насекомые, рыбы, пти­цы, звери). Защитные приспособления у животных как проявле­ние тесной связи организмов с окружающей средой (иглы ежа, зеленая окраска кузнечика, предупреждающая окраска божьей коровки, сходство мухи-журчалки и пчелы). Взаимосвязи живот­ных и растений. Значение диких и домашних животных в жизни человека. Охрана животного мира. Животные Красной книги Рос­сии. Охраняемые животные своего края.

Практические работы, наблюдения, экскурсии:

Общие представления о воздухе как смеси газов. Свойства воздуха (прозрачность, бесцветность, не имеет запаха, плохо проводит тепло, хорошо пропускает солнечные лучи, способ­ность передавать звук).

Вода и ее свойства (прозрачность, бесцветность, не имеет вкуса, запаха, текучесть, вода как растворитель). Роль воды в природе и жизни человека. Необходимость бережного исполь­зования воды.

Демонстрации: вращение Земли вокруг своей оси (с помощью глобуса), движение Земли вокруг Солнца (с помощью/теллурия).

Основные правила поведения обучающихся на улице, дороге. Элементы улиц и дорог. Движение пешеходов по улицам и дорогам. Правила перехода улиц и дорог. Какой бывает транспорт: наземный, водный. Воздушный, подземный. Пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Регулирование дорожного движения. Дорожные знаки.

Практические работы: опыты по выяс­нению условий, необходимых для прорастания семян и развития растений. Опыт «передвижение воды по стеблю от корня к листьям». Изучение особенностей внешнего строения папоротников и мхов с использованием гербария. Наблюдение за комнатны­ми растениями и знакомство с правилами ухода за ними, размно­жение с помощью черенков. Знакомство с разделами Красной кни­ги России. Составление Красной книги своей местности. Выращи­вание плесневых грибов на кусочке белого хлеба. Наблюдение за домашними животными (питание, рост, повадки). Уход за животны­ми — обитателями живого уголка. Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе для младших школьников. Экскур­сия «Знакомство с сельскохозяйственными машинами», экскурсии на животноводческую ферму, в заповедник, заказник родного края.

Обнаружение и изучение свойств воз­духа (прозрачность, бесцветность, способность передавать звук). Определение свойств воды (прозрачность, отсутствие цве­та, запаха, вкуса, вода — растворитель, текучесть). Фильтрова­ние воды, изучение свойств воды из разных источников (вода из-под крана, колодец, водоем, лужа).


В результате изучения темы обучающийся должен

знать / понимать:

  • разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;

  • группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);

  • дикорастущие и культурные растения своей местности;

  • сельскохозяйственные растения своей местности;

  • названия растений Красной книги (не менее 2-3);

• группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);

  • об особенностях диких и домашних животных;

  • названия животных Красной книги России (не менее 2-3);

  • о значении природы для здоровья и жизни человека;

  • виды транспорта;

  • элементы улиц и дорог;

  • правила перехода улиц и дорог;

  • сигналы регулировщика;

  • дорожные знаки;

уметь:

  • приводить примеры разнообразных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения) и грибов своей местности;

• раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений;

  • называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2-3);

  • приводить примеры животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), не менее 2-3 представителей каждой группы;

• раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных;

• называть животных своего края, занесенных в Красную книгу России;



  • различать изученные виды транспорта;

  • применять правила перехода улиц и дорог.

Использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни для:

  • ухода за комнатными растениями;

  • ухода за домашними животными;

  • узнавания в окружающей природе изученных растений и жи­вотных;

  • выполнения изученных правил безопасного поведения, поведения в природе и участия в ее охра­не;

Человек разумный – часть природы - 6 часов

Человек разумный — часть природы. Условия, необходимые для жизни человека. Внешность человека, его индивидуальность (черты лица, цвет волос, кожи и пр.). Портрет твоего друга.

Понятие о здоровье: стойкость к болезням, жизнерадост­ность, выносливость. Режим дня школьника. Утренняя гимнасти­ка, физические упражнения, их значение для здоровья. Правила организации домашней учебной работы. Личная гигиена. Предупреждение простудных заболеваний.

Практическая работа: составление режима дня (труд, отдых, физические упражнения).

В результате изучения темы обучающийся должен

знать / понимать:


  • об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;

  • средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);

уметь:

• называть своих ближайших родственников;



Использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения.

Как уберечь себя от беды? - 5 часов

Семья ребенка (фамилии, имена, отчества членов семьи). Ро­дословная семьи. Уважение к старшим в семье или к их памяти (ветеранам Великой Отечественной войны). Обязанности ребен­ка в семье. Правила безопасного поведения дома. Безопасность маршрута в школу и домой.



Практические работы: общение с родителями и родственниками как способ получения информации для составления генеа­логического древа (родословной семьи). Составление безопас­ного маршрута из дома в школу и из школы домой.

В результате изучения темы обучающийся должен

знать / понимать:

  • фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая стар­шее поколение;

  • основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);

  • правила безопасного поведения в природе;

уметь:

  • выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде;

  • работать в группе (умение договариваться, распределять ра­боту, получать общий результат, оценивать личный вклад).

Использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения правил безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой.

В родном краю - 8 часов

Я — гражданин России. Россия — наша Родина. Государствен­ная символика России. Государственные праздники: 9 мая — День Победы; 12 декабря — памятная дата —День Конституции. Консти­туция — основной закон Российской Федерации. Москва — столи­ца России. История возникновения названия города. История Московского Кремля.

Родной город (село): название, основные достопримечатель­ности. Человек — строитель города (села, деревни). Особеннос­ти труда людей родного города (села). Влияние практической деятельности человека на природу.

Экскурсии: по родному городу (селу, поселку), посещение краеведческого музея, встреча с ветеранами труда и Великой Отечественной войны родного края.

В результате изучения темы обучающийся должен

знать / понимать:


  • названия государственных праздников, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);

  • название родной страны, ее столицы; региона, где живут уча­щиеся, родного города (села);

  • государственную символику России;

уметь:

  • описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война).

Использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни для:

  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополни­тельной информации о родном крае.


Требования к уровню подготовки ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения окружающего мира обучающийся 2 класса должен

знать/понимать:

• различие между наблюдением и опытом как разными способа­ми получение ответов на вопросы об окружающем мире;



  • название нашей планеты;

  • форму Земли;

  • глобус — модель Земли, ось Земли — воображаемая линия;

  • смена дня и ночи — следствие вращения Земли вокруг своей оси;

  • смена времен года — следствие вращения Земли вокруг Солнца;

  • Солнце — ближайшая к Земле звезда;

  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

  • основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;

  • разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;

  • группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);

  • дикорастущие и культурные растения своей местности;

  • сельскохозяйственные растения своей местности;

  • названия растений Красной книги (не менее 2-3);

• группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);

  • об особенностях диких и домашних животных;

  • названия животных Красной книги России (не менее 2-3);

  • о значении природы для здоровья и жизни человека;

  • об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;

  • средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);

  • фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая стар­шее поколение;

  • основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);

  • названия государственных праздников, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);

  • название родной страны, ее столицы; региона, где живут уча­щиеся, родного города (села);

  • государственную символику России;

  • правила безопасного поведения в природе;

уметь:

  • работать с оглавлением и справочниками учебника;

  • различать объекты неживой и живой природы;

  • устанавливать связи между сезонными изменениями в нежи­вой и живой природе;

  • приводить примеры разнообразных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения) и грибов своей местности;

• раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений;

  • называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2-3);

  • приводить примеры животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), не менее 2-3 представителей каждой группы;

• раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных;

• называть животных своего края, занесенных в Красную книгу России;

• называть своих ближайших родственников;


  • описать портрет своего друга;

  • проводить простейшие опыты;

  • выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде;

  • работать в группе (умение договариваться, распределять ра­боту, получать общий результат, оценивать личный вклад);

  • описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война).

Использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни для:

  • демонстрации с помощью глобуса вращения Земли вокруг своей оси;

  • демонстрации с помощью глобуса и настольной лампы обра­щения Земли вокруг Солнца;

  • нахождения самостоятельно в учебнике, справочнике и книге для дополнительного чтения сведений по определенной теме уро­ка;

  • ухода за комнатными растениями;

  • ухода за домашними животными;

  • соблюдения правил безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;

  • узнавания в окружающей природе изученных растений и жи­вотных;

  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

  • выполнения правил поведения в природе и участия в ее охра­не.

  • установления связи между сезонными изменениями в нежи­вой и живой природе;

  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополни­тельной информации о родном крае.


Учебно-методическое обеспечение

1. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир: учебник. 2 кл.: в 2 ч. – М., Академкнига/Учебник, 2010.

2. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир: Тетрадь для самостоятельной работы. 2 кл.: №1,2. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

3. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир: Хрестоматия. 2кл. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.



4. О.Н Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир. Методическое пособие для учителя. 2 кл. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.


izumzum.ru