Рабочая программа по литературе 8 класс 2013 2014 учебный год - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа предмет: обществознание Учебный год: 2013-2014... 2 415.29kb.
Барковский Сергей Федорович 2013 2014 учебный год пояснительная записка... 4 998.12kb.
Барковский Сергей Федорович 2013 2014 учебный год пояснительная записка... 8 878.53kb.
Рабочая программа по алгебре и началам анализа 10 класс 2014 2015... 3 482.99kb.
Рабочая учебная программа по алгебре в 8 классе 2013-2014 учебный год 1 217.26kb.
Рабочая программа по истории для 5 класса на 2013-2014 учебный год 4 684.95kb.
Рабочая программа по химии 8- 9 классы 2013 2014 учебный год Пономарева Е. 2 577.23kb.
Рабочая программа предмет: литература Класс: 6 Образовательная область... 1 313.97kb.
План работы на 2013 2014 учебный год 3 711.18kb.
Сапрыкиной Светланы Ивановны (высшая квалификационная категория) 1 366.22kb.
Программа по чтению и развитию речи специальной (коррекционной) 1 397.69kb.
Актуальность темы обусловливается необходимостью в нынешних условиях... 6 596.39kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Рабочая программа по литературе 8 класс 2013 2014 учебный год - страница №1/1

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Уляхинская основная общеобразовательная школа

Гусь – Хрустального района Владимирской области


Рабочая программа

по литературе
8 класс

2013 – 2014 учебный год.



Пояснительная записка

Настоящая учебная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература . 5-11 классы» под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого, входящей в УМК по литературе вместе с учебником - хрестоматией «Литература. 8 класс. В двух частях.» под ред. Г.И.Беленького.

В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений (на уроках и дома) – выразительному (вслух) и «тихому» (про себя). Именно чтение и связанная с ним работа по интерпретации художественных произведений – основа изучения литературы в школе, в том числе и в 8 классе.

Программа для 8 класса – в преддверии курса на историко-литературной основе – построена по хронологическому принципу. Обучающиеся обобщают свои наблюдения над спецификой литературы (её образностью, отличиями от других видов искусства).

Ко времени обучения в 8 классе школьники достигают такого уровня начитанности, который позволяет делать первые серьезные обобщения литературного характера. В предыдущих классах ученики познакомились с понятиями: литературный герой, литературный характер, сюжет и построение произведения, изобразительно-выразительные средства языка, пейзаж, портрет, интерьер, роды и жанры литературы , художественное пространство и время. В 8 классе все эти понятия уточняются, углубляются, дополняются важнейшими теоретическим понятием художественного образа. Художественное произведение рассматривается как целостный объект, элементы которого составляют неразрывное единство и связаны идейно-тематической основой и авторским отношением к жизни и искусству.

Целью преподавания литературы в 8 классе является формирование обобщенного представления о литературе как искусстве слова. Для достижения этой цели проводятся наблюдения над языком и структурой художественного произведения: взаимосвязями персонажей, сюжетом, стихотворной формой, диалогом и т.д.

Цели определяют задачи рабочей учебной программы:



  • формировать представление о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

  • развивать способность формулировать и аргументировано отстаивать личную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;

  • развивать художественно-творческих способности, воображение, эстетическое чувство школьников;

  • воспитывать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при восприятии художественных произведений, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.

Содержание курса.

Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства.

Устное народное творчество.

Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).

Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражения в них «горя или радости сердца». Художественное своеобразие песен. Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы.

Собиратель песен как герой рассказа К.Г.Паустовского «Колотый сахар».



Русская старина.

Житийный жанр в древнерусской литературе.

«Житие преподобного Сергия Радонежского» (фрагменты). Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты). Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убеждённость, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка.

Из сатирической литературы XVII в.: «Суд Шемякин».



«Повесть о Петре и Февронии» - одно из произведений агиографического жанра.

Литература XIX века.

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции. Гринёв, его роль в произведении, формирование характера и взглядов. Маша Миронова, её душевная стойкость, нравственная красота. Пушкинский Пугачёв. Отношение автора и рассказчика к Пугачёву и народному восстанию. «Повести Белкина» (обзор). «Метель». Роль случайности и предопределённости в жизни человека.

М.Ю.Лермонтов. Мотивы вольной кавказской природы, символические образы тюрьмы и узничества в лирике. «Мцыри». Роль вступления, лирического монолога, пейзажа в поэме. Особенности построения поэмы.

Н.В.Гоголь. «Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Общечеловеческое значение характеров комедии. Хлестаков и хлестаковщина. Высказывания героев, ставшие афоризмами. «Ревизор» в театре и кино.

И.С.Тургенев. «Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обретённого на одиночество. Приёмы психологической характеристики героев. «Андрей Колосов» - рассказ об искренности в любви. Сюжет и герои рассказов «Три встречи», «Часы».

Л.Н.Толстой. «После бала». Антитеза как приём, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора об ответственности человека за всё происходящее вокруг. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.

Литература конца XIX - начала XX века.

В.Г.Короленко. «Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. «Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.

И.А.Бунин. Россия в лирических произведениях писателя. «Сверчок» Трагедия и самоотверженность «Маленького человека» в рассказе. Сюжет и герои рассказов «Крик», «Птицы небесные».

Максим Горький – убеждённый защитник идеи активного отношения к жизни. Символико-аллегорический смысл «Песни о Соколе». Её композиция, ритмика, интонационные особенности. Два характера в рассказе М.Горького «Челкаш». «Ма-аленькая!» Смысл названия рассказа. «Заветы отца» и другие «Сказки об Италии».
Литература XXвека.
Н.А.Заболоцкий. Одухотворённость природы, единство в ней человека в стихотворениях поэта. Философская глубина, афористичность лирических произведений.

К.Г.Паустовский. Проблема истинной человечности в рассказе «Телеграмма». Композиция произведения. Ёмкость художественного слова. Роль изображения в художественном творчестве.

А.Т.Твардовский. «Василий Тёркин» (отдельные главы поэмы). История создания произведения. Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека. Тема «большой» и «малой» родины. Юмор в поэме. Широкая популярность произведения во время Великой Отечественной войны и в наше время.
М.А.Шолохов. «Судьба человека». Гуманистическое осуждение войны, фашизма. Роль композиции в рассказе. Смысл названия рассказа.

В.М.Шукшин. Тематика рассказов писателя. «Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя? «Микроскоп». «Человек с чудинкой» (Чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.

Н.М.Рубцов. Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном».

Из зарубежной литературы.

М. де Сервантес. «Дон Кихот» (главы из романа). Душевное величие и наивная простота героя. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.

П. Мериме. Легенда «Черногорцы» в сравнении с текстом стихотворения А.С.Пушкина «Бонапарт и черногорцы». «Конь Фомы II» в сопоставлении со стихотворением А.С.Пушкина «Конь».

Художественная литература, её особенности и значение (обобщение изученного).

Роды и виды литературы. Основные средства эпического изображения. Изобразительно-выразительные средства художественной речи. Стихотворная речь.



Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 8 класса

В результате изучения литературы ученик должен знать:



  • основные биографические сведения об авторах изученных произведений;

  • роль важнейших эпизодов изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении характеров героев;

  • основные признаки понятий художественного образа, темы, идеи, сюжета, композиции художественного произведения;

  • некоторые особенности выражения авторского сознания(лирическое «я», рассказчик, роль «обрамления»);

  • средства изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика); изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;

  • родо-жанровые особенности эпических, драматических и лирических произведений (рассказ, повесть, поэма, комедия, трагедия, лирическое стихотворение).

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  • использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

  • определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки, классификации объектов;

  • проводить поиск необходимой информации по заданной теме в источниках разного типа; отделять основную информацию от второстепенной;

  • развернуто обосновывать суждения, давать определения;

  • выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью;

  • владеть навыками редактирования текста, создания собственного текста;

  • характеризовать главных героев произведения, выявляя в каждом общее и индивидуальное, объяснять связь героев и событий в произведении;

  • выявлять авторское отношение к изображаемому;

  • пересказывать устно и письменно эпические и драматические произведения или их фрагменты;

  • писать сочинения-рассуждения на доступную тему, работать над отзывом о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям.

Календарно-тематическое планирование 8 класс

№ п/п


Тема

Дата

Факт

1

Введение. Образное отражение в искусстве.







2

Исторические песни.







3

Лирические песни.







4

Внеклассное чтение.







5

Житие Сергия Радонежского.







6

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное.







7

Народность, сила и красочность языка.







8

Внеклассное чтение.







9

А.С.Пушкин. "Капитанская дочка"







10

Гринёв, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов.







11

Маша Миронова, её душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в её характере.







12

Отношение автора и рассказчика к Пугачёву и народному восстанию.







13

Историческая правда и художественный вымысел в повести.







14

Мотивы народной поэзии в повести.Роль и характер эпиграфов.







15

Р.Р. Сочинение о герое произведения.







16

Внеклассное чтение.







17

Певец Родины и свободы. Лирика.







18

Символический образ тюрьмы и узничества в лирике.







19

"Мцыри"







20

Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме.







21

Р.Р. Ответ на проблемный вопрос.







22

Внеклассное чтение.







23

Сатира в творчестве Н.В. Гоголя. "Ревизор"







24

Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок.







25

Общечеловеческое значение характеров в комедии.







26

Высказывания героев, ставшие афоризмами.







27

"Ревизор" в театре и кино.







28

Обучающее сочинение-характеристика героя.







29

Внеклассное чтение. "Женитьба"







30

И.С. Тургенев. Психологическая глубина прозы писателя. "Ася"







31

Драма рассказчика, обречённого на одиночество.







32

Приёмы психологической характеристики героев. Поэтическая атмосфера повести.







33

Внеклассное чтение. "Андрей Колосов", "Три встречи", "Часы".







34

Л.Н.Толстой. Писатель как поборник суровой правды жизни. "После бала"







35

Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.







36

Р.Р. Контрольное сочинение-характеристика героя.







37

Внеклассное чтение. "Хаджи-Мурат".







38

В.Г.Короленко. Гуманизм писателя. "Парадокс".







39

"Огоньки" - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.







40

Внеклассное чтение. "Мгновение".







41

М.Горький "Песня о Соколе".







42

М.Горький "Челкаш".







43

Р.Р. Сопоставление героев на основе анализа текста.







44

Внеклассное чтение "Ма-аленькая!", "Дед Архип и Лёнька" .







45

Н.Н.Заболоцкий. Сведения о жизни поэта. Лирика.







46

Глубина, философичность, афористичность лучших стихотворений поэта. Юмор.







47

Внеклассное чтение. Стихотворения по выбору учащихся.







48

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. "Василий Тёркин".







49

Народно-поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме.







50

Внеклассное чтение. А.Т.Твардовский. Стихотворения по выбору учащихся.







51

М.А.Шолохов. Сведения о жизни писателя. "Судьба человека"







52

Гуманистическое осуждение войны, фашизма.







53

К.Г.Паустовский. Лиризм прозы писателя. "Телеграмма".







54

Ёмкость художественного слова.







55

Внеклассное чтение. "Снег", "Бриз", "Белая радуга".







56

В.М.Шукшин. Сведения о жизни писателя. "Микроскоп".







57

В.М. Шукшин"Дядя Ермолай".







58

В.М.Шукшин"Солнце, старик и девушка".







59

Внеклассное чтение. Рассказы по выбору учащихся.







60

Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Патриотический характер лирики поэта.







61

Р.Р.Анализ лирического стихотворения.







62

Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов(по выбору учащихся)







63

М.Сервантес. Слово о писателе.. "Дон Кихот".







64

Дон Кихот и Санчо Панса.







65

Проспер Мериме. Легенда "Черногорцы".







66

Внеклассное чтение. Новеллы Мериме "Маттео Фальконе", "Таманго".







67-68

Подведение итогов года. Рекомендации на летнее чтение.









izumzum.ru