Рабочая программа по истории для основной школы предназначена для учащихся 5-9 классов. Программа включает четыре раздела: «Поясните - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 3 375.89kb.
Бабынина Татьяна Ивановна, первая квалификационная категория 2012-2013... 1 386.35kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по истории для 10-12 классов... 9 2136.19kb.
Рабочая программа учебного предмета (курса) «Английский язык» (базовый... 3 559.66kb.
Рабочая программа по социально бытовой ориентировке для 5 9 классов... 9 1178.86kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по православной культуре... 2 329.74kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основании... 1 323.3kb.
Рабочая программа учебного курса «физическая культура» 6 1837.71kb.
Примерная программа по учебному предмету по. 02. Уп. 02. Слушание... 1 453kb.
Рабочая программа по физической культуре для 1-4 классов 10 1506.38kb.
Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) 4 567.12kb.
Обвинительное заключение 17 9458.86kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Рабочая программа по истории для основной школы предназначена для учащихся 5-9 классов. - страница №1/2

f:\на сайт раб программы\титул лист раб программа\истор.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории для основной школы предназначена для учащихся 5-9 классов. Программа включает четыре раздела:



  • «Пояснительная записка», где представлены общая характеристика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «История»; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; результаты изучения учебного предмета на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном; описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

  • «Содержание учебного предмета, курса», где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки.

  • «Календарно-тематическое планирование», в котором дан перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

  • «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса», где дается характеристика необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания истории в современной школе.

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального образования.

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:



  1. Закон РФ «Об образовании»;

  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2004 года по предмету «История»;

  3. Концепция и психолого-педагогические принципы развивающей Образовательной системы «Школа 2100». Данная программа преемственна по отношению к программам «Всеобщая история» и «История государства и народов России» для 5–9-х классов, работавшим в системе «Школа 2100» в 1999–2006 годах и созданных на основе «Обязательного минимума содержания образования...» 1998 года.

  4. Планируемые результаты основного общего образования;

  5. Примерные программы основного общего образования по учебным предметам «Истории» 5-9 класс;

  6. Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  7. Авторская программа по истории: Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. Учебник для 5-го класса.- М.: Баласс,2011.-288с.; Всеобщая история. Учебник для 6-го класса. – М.: Баласс, 2011.-288 с.

  8. Программа общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. «История Древнего мира». 5 кл. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая.- М.: Просвещение, 2008г.

  9. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010г. №986 г. Москва)

  10. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и общеобразовательным учреждениям» ( утвержденные Постановлением Главного государственного врача РФ 29.12.2010г. №189)

  11. Основная программа основного общего образования ГБОУ СОШ «Образовательный центр» п.г.т. Рощинский

Календарно - тематический план ориентирован на использование учебника, принадлежащего (системе учебников, линии учебников, УМК) линии учебников по истории для 5-9 классов авторов А.А. Вигасина – О.С. Сорко-Цюпы – Н. Шевченко, А. Вигасин, Г. Годер – М.: Просвещение, 2011 рекомендованный МОН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год и, содержание которых соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования:

Учебники: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. Искендерова.- М.: Просвещение, 2012г.

Рабочие тетради:

Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч./ Г.И. Годер. –М.: Просвещение, 2011-2012 гг.



Дидактический материал: Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие.- М.: Творческий центр «Сфера», 2003г. Бренд М.Ю. Тесты. История древнего мира.5 класс.- М.: Дрофа,2005г.

Методическая литература: Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина и др.- М.: ВАКО,2008г.

Общая характеристика учебного предмета, курса.

История является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе исторического опыта. Без нее невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся обществе. Однако спорность и противоречивость анализа исторического процесса, порождает острые мировоззренческие споры. Этот процесс заметно осложняет преподавание истории в школе. Массовая школа не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся. Зачастую овладение историческим материалом у большинства учащихся ограничивается запоминанием набора фактов (часто бессистемно), не поднимаясь до уровня умений строить причинно-следственные объяснения, проводить анализ, давать самостоятельные аргументированные нравственные и гражданские оценки событий прошлого. Изучение теории не подкрепляется практикой.



Первой отличительной особенностью учебного предмета «История» является итеративность курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Цель изучения всеобщей истории – это формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях. При этом, учитывая небольшой объем времени, выделяемый на всеобщую историю, необходимо опускать многие второстепенные детали и делать акцент на определяющих явлениях, помогающих понять и объяснить современный мир. Цель изучения отечественной истории – детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Соответственно, изучение зарубежной истории помогает нам понять место России в общем потоке истории человечества, увидеть наши особенности и то, что нас сближает с другими.

Интегрированность проявляется и в хронологическом членении курса истории. Хронологические границы этапов всеобщей и отечественной синхронизированы между собой и привязаны к годам обучения Для этого в качестве рубежей выбраны крупные исторические процессы всемирной истории, охватывающие максимально широкий круг народов, государств и цивилизаций, и аналогичные процессы отечественной истории. Между 5-м и 6-м классами (рубеж Древнего мира и Средних веков) – это великое переселение народов в середине I тысячелетия. Между 6-м и 7-м классом (рубеж Средневековья и Нового времени) – это начало Великих географических открытий. С этим рубежом связано завершение образования Российского государства. Между 7-м и 8-м классами (рубеж раннего и Нового времени) – это Великая Французская революция, наполеоновские войны. В российской истории – начало переоценки российской элитой процессов европеизации России. Между 8-м и 9-м классами (рубеж Нового и Новейшего времени) – это, естественно, Первая мировая война. Она же рассматривается и как рубеж для российской истории, война перетекает в революцию 1917г.

Программа построена на системе понятий, обеспечивающих теоретическое осмысление школьниками исторических фактов и процессов. В основе – сочетание различных подходов к изучению истории(цивилизационно-локального, цивилизационно-стадиального, модернизационного, формационного).

Суть подхода к изучению такова – в 5-9 классах собрать основные понятия в непротиворечивую учебную схему и с ее помощью учить школьников осмысливать ход истории. С 8-9 классов постепенно знакомить с тем, что существует несколько разных теорий объясняющих исторический процесс. В 10-11 классах – учить объяснять одни и те же исторические процессы с разных теоретических позиций .



Второй отличительной особенностью структуры программы является ее деление не только на темы, но и на модули – группы тем, связанных дидактическим единством и системой изучения материала: определение целей в начале модуля, обобщение и контроль – в конце. Таким образом, в 5-м классе ученикам предложены четыре модуля по всеобщей истории; в 6–8-м классах каждый учебный год представлен двумя модулями по всеобщей истории и двумя модулями по истории России; в 9-м классе – один модуль по всеобщей истории и три – по истории России. Каждая тема, как правило, представляет собой самостоятельный модуль, внутри которого материал связан дидактическим единством и системой изучения: определение целей и задач в начале модуля, обобщение и контроль- в конце. Таким образом, в каждом классе ученики знакомятся с целостной исторической картиной, но каждый раз на новом уровне, соответствующем уровню их восприятия, познавательных возможностей и интересов.

Третьей отличительной особенностью данной программы является использование учебно-методологической системы понятий, с помощью которой происходит осмысление исторического процесса. В основу этой системы понятий авторы положили сочетание разных подходов к изучению истории (цивилизационно-локального, цивилизационно-стадиального, модернизационного, формационного).

В 5-9 классах собрать основные понятия в непротиворечивую учебную схему и с ее помощью учить школьников осмысливать ход истории. С 8-9-го классов – постепенно знакомить учащихся с тем, что существует несколько разных теорий объясняющих исторический процесс. В 10-11-м классах – учить объяснять одни и те же исторические процессы с разных теоретических позиций.

Основой системы понятий в 5–6-м классах являются: «первобытное общество» и «цивилизация» (в двух значениях – «ступень развития» и «культурная общность»). В 7–9-м классах система достраивается с помощью понятий, «аграрное (традиционное) общество», «модернизация», «индустриальное общество», «информационное общество». Для описания социально-экономических процессов активно используются категории «феодальные отношения», «капиталистические отношения», «социализм» и т.п.

Таким образом, мы реально учим делать выводы, переходить от частного к общему, развиваем абстрактное мышление, логику, умение видеть общее в разном.



Четвертая особенностькультурологический и гражданско-толерантные подходы – «как история помогает человеку стать гражданином?»

Проявляется в ключевых проблемах каждого учебника, которые ставятся во введении и осмысливаются на повторительно-обобщающих уроках, помогая выстраивать современному школьнику его историческую картину мира, объясняя современный мир через знание истории.

Для учебника «История Древнего мира» эта проблема звучит так: «Какое наследство оставили нам древние?». Для учебника «История Средних веков» «Почему мир разделен на разные культуры? (христианская, исламская и т.д.) Аналогичные ключевые проблемы ставятся и в учебниках по истории России. Однако здесь помимо культурологической они имеют и очень важную гражданскую направленность. История России представлена как история всех народов и государств, существовавших на просторах нашей Родины. Как историю, в которой постоянно боролись противоречивые тенденции, возможности, варианты развития и общественные силы. Соответственно, для понимания всех этих процессов важно изучать не только ту альтернативу, которая в конечном счете, была реализована на том, или ином этапе, но и те, которые ей противостояли или были реализованы на последующих этапах истории нашей страны.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»



А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого подхода от деятельности учебной к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

В соответствии с Образовательной программой «Школа 2100» предмет «История» должна способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Указанные в стандарте 2004 года цели изучения истории сформулированы в данной программе в виде линий развития личности. Под линией развития понимается группа взаимосвязанных умений по работе с содержанием, позволяющим человеку решать определенный ряд жизненно-практических задач. Иными словами – это наш вариант ответа на вопрос, который часто задают дети в школе: «Зачем изучать этот предмет (в нашем случае историю)? Как он мне может пригодиться?». Таким образом, обозначая цели изучения истории через линии развития, мы облекаем требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы по истории в более доступную ученику структуру .

Требования к результатам изучения истории во ФГОС содержат пять пунктов. Все линии деятельностные и практико-ориентированные



Цели обучения, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета «История»

Соответствие линий развития авторской программы целям Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории

1-2.Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.

• освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности

• овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации



3.Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

• освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности

• овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации



4.Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.

• формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

5.Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

• формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

• воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;



• применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии, для толерантного отношения к представителям других народов и стран.

В соответствии с формой Государственного образовательного стандарта и принципом минимакса «Школы 2100» уровень предъявления в программе больше, чем уровень требований, иными словами: даем возможность ученикам взять материал по максимуму, а спрашиваем и контролируем по необходимому минимуму.

Программа по всеобщей истории реализует три основные функции:

  • Информационно-ориентировочную, обеспечивающую понимание и масштабность образовательного поля предмета, его место в учебном плане и системе исторического образования, а также специфику мировоззренческой значимости конкретного курса всеобщей истории;

  • Организационно- методическую функцию, которая позволяет с учетом целей, особенности фундаментального ядра содержания курса спроектировать образовательную деятельность и обеспечить достижение качества освоения учебного содержания; решать задачи социализации учащихся средствами учебного предмета «История»;

  • Социализирующую функцию, которая предполагает обеспечение учащихся знанием основных явлений, процессов и социальных закономерностей, происходящих на протяжении всей всеобщей истории человечества. Это знание подготавливает школьника к восприятию, пониманию и осмыслению сегодняшней социокультурной реальности, в той или иной степени транслирующей элементы прошлого опыта человечества и созидающей новый опыт на основе прежнего.

Главная цель изучения истории в современной школе образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи изучения истории в основной школе:

  • Формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • Овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • Воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • Развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • Формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Цель изучения курса «История Древнего мира»:

- освоение значимости периода древности, античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.

Общие задачи изучения предмета «История Древнего мира»:


  • Формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;

  • Овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;

  • Воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;

  • Формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

  • Развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

  • Формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве общества Древней Греции и Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур. Программа предполагает изучение культуры с позиции культурного многообразия на основе христианского мировоззрения и исламской культуры.

Посредством программы реализуются три основные функции истории:

  • Познавательная, развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражения всех явлений и процессов истории человечества;

  • Практическо-политическая функция, состоящая в том, что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;

  • Мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знания исторических фактов, процессов и явлений.

Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать свое многообразие. Образовательный стандарт по истории предусматривает знакомство со всеобщей историей в контексте духовного и культурного многообразия и тесного, разностороннего взаимодействия.

Кроме того, в тексте программы указаны наиболее важные научные и учебные проблемы, обсуждение и поиск решения которых предлагается ученикам на каждом уроке изучения нового материала в соответствии с принятой в Образовательной системе «Школа 2100» технологией проблемно-диалогического обучения.



Результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить:

  1. формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся,  личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

  2. понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;

  3. владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;

  4. осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;

  5. приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

  6. При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.

Предметные результаты изучения «ИСТОРИИ РОССИИ. ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ должны отражать:

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в  поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

Содержание программы

5-й класс

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (68 ч)

Цели обучения: развивать умения по применению исторических знаний в жизни.

1-я и 2-я линии развития. Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия первобытной и древней истории: происхождение человеческого общества, народов и государств; разделение обществ на первобытные и цивилизованные, на западные и восточные.

3-я линия развития. Рассматривать в развитии процессы перехода первобытных обществ на ступень цивилизации, выделять истоки современных общественных явлений, ценностей, которые зародились в Первобытном и Древнем мире.

4-я линия развития. Видеть истоки современных нравственных ценностей в традициях и религиях древних обществ.

5-я линия развития. Отмечать вклад каждой древней цивилизации в общечеловеческую культуру.

Содержание.

Здесь и далее в тексте программы подчеркнуты понятия, обязательные для изучения в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Курсивом выделены темы, обязательные для изучения, но не для контроля. Все содержание, кроме выделенного курсивом, предназначено и для изучения, и для контроля.



Вводная тема (1 час)

Что изучает история – проблема предназначения исторической науки. Источники знаний о прошлом (виды, проблема датировок и понимания). Счет лет в истории: понятие об эре как точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени. Деление всемирной истории на периоды (Первобытный мир, Древний мир и т.д.). История Отечества – часть всемирной истории. Исторические факты, научные реконструкции и оценки исторических знаний.
Модуль 1. Жизнь первобытных людей (7 ч.)

Тема 1. Первобытные охотники и собиратели(3 ч.)

Научный и религиозный взгляд на происхождение человека. Появление вида «человек умелый» (более 2 млн. л.) и его развитие к современному виду людей – «человек разумный ». Расселение древнейшего человека (прародина, направление расселения и образование рас). Историческая карта как источник исторических сведений (чтение карты и извлечение информации). Приспособление людей к изменению климата в Ледниковую эпоху.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы(2 ч.)

Родоплеменные отношения: взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени. Значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Развитие орудий труда и занятий первобытного человека: от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству (ок. 10 тыс. л.), зарождение ремесла (гончарное, ткачество, металлообработка) и торговли. Переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. л.н.): образование соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности.

Тема 3. Счет лет в истории (1ч)

Представление о счете времени по годам в древних государствах. Христианская эра. Особенности обозначения дат до н.э.(«обратный» счет лет). Понятия «год», «век»(столетие), «тысячелетие».



Повторение (1 час)
Модуль 2. Древний Восток (20 ч.)

Тема 4. Древний Египет (8 ч.)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Образование Древнеегипетского государства около 3000 г. до н.э. Власть и положение фараона. Слои древнеегипетского общества, различие их занятий, прав, быта. Особенности древней религии Египта (боги и люди в зеркале мифов и легенд, роль жрецов, представление о загробном мире). Культурное наследие Древнего Египта: иероглифическая письменность, пирамида Хеопса, научные знания, календарь. Бронзовый век в Египте, расцвет могущества Древнеегипетского государства.



Тема5 . Западная Азия в древности (7 ч.)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Отличительные особенности Междуречья и второе значение понятия «цивилизация» (культурная общность). Законы Хаммурапи. Образование древних народов и государств Западной Азии (Передней Азии). Начало «железного века» в Западной Азии около X в. до н.э. и проблема нравственных ценностей. Завоевания Ассирии. Значение Персидской державы. Культурное наследие Западной Азии и зарождение древних религий: научные знания жрецов Междуречья ), алфавит, Библия и религия древних евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), архитектурные памятники Вавилона.



Тема 6. Индия и Китай (4 ч.)

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индии, занятия жителей, возникновение государства. Особенности цивилизации Древней Индии (варны, представление о перерождении души, отношения государства и общины). Культурное наследие Древней Индии: Будда и буддизм (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), боги и люди в зеркале мифов и поэм, десятичная система счета.

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая, занятия жителей и зарождение государства. Особенности их цивилизации (роль орошаемого земледелия и государства). Культурное наследие Древнего Китая: Конфуций и конфуцианство (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), Великая Китайская стена, иероглифическая письменность, бумага и др. Общие черты цивилизаций Древнего Востока.

Обобщение и контроль (1 ч.)
Модуль 3. Древняя Греция (21 ч.)

Тема 7. Древнейшая Греция (5ч.)

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции: Крит и Микены, предание о троянской войне, «темные века», возникновение полисов – городов-государств, отличительные особенности их общественного устройства и управления. Отличия демократических Афин и аристократической Спарты. Формирование народа греков-эллинов. Греческие колонии (причины образования и культурная роль).



Культурное наследие Древней Греции: поэмы Гомера, легенды о людях и богах, отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), значение Олимпийских игр (с 776 г.до н.э.), древнегреческий алфавит, система образования и воспитания.

Тема 8 . Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч.)

Греко-персидские войны: причины, основные события (Марафон-ская битва 490 г.до н.э., Ферпопильская и Саламинская битвы 480 г. до н.э.), качества проявленные греками-эллинами, итоги войн.

Роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйстве и общественной жизни классической Греции.



Тема 9. Возвышение Афин и расцвет демократии в Vв. до н.э.(5 ч.) Роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйстве и общественной жизни классической Греции. Расцвет афинской демократии во времена Перикла.

Культурное наследие Древней Греции: особенности древнегреческого искусства (храм Парфенон), возникновение и роль театра, достижения науки, главные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля.

Принципиальные отличия цивилизации Древней Греции от цивилизаций Древнего Востока



Тема 10 . Македонские завоевания в IVвеке до н.э (3 ч.)

Подчинение Греции Македонии (причины и последствия). Личность Александра Македонского (черты характера, устремления) и его завоевательные походы: причины, основные события. Распад империи Александра Македонского на эллинистические монархии. Создание эллинистической цивилизации, объединившей народы Востока и Запада.Обобщение1ч
Модуль 4. Древний Рим. (17 ч.)

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч.)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республику (власть Сената, народное собрание, выборные должности)



Тема 12. Рим сильнейшая держава Средиземноморья. (3 ч.)

Воинственные легенды и верования. Римские завоевания: Италия, Карфаген, Средиземноморье (причины превращения Рима в мировую державу). Культурное наследие Древнего Рима: латинский алфавит, римские цифры, римские законы.

Тема 13. Гражданские войны в Риме (4)

Кризис римской республики, восстания рабов (Спартак), гражданские войны. Личность и диктатура Ю. Цезаря, падение республики.



Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. (5 ч.)

Римская империя: роль Октавиана Августа, расширение территории, общественное устройство, роль рабовладельческих хозяйств. Соседи Римской империи (германцы, предки славян и другие). Культурное наследие античной цивилизации: распространение единой античной культуры, латинского языка среди жителей Средиземноморья.

Возникновение христианства в I веке: евангельский рассказ об Иисусе Христе, отличительные особенности христианства (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе).
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. (2ч.)

Внутренний кризис Римской империи и усиление императорской власти при Диоклетиане. Распространение христианства: причины, гонения властей, поддержка Константином (313 г.) и объявление официальной религией, оформление христианской церкви и Нового Завета. Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Великое переселение народов и падение Западной Римской империи (410 и 476 годы).

Итоговое повторение (2ч.)

Требования к уровню подготовки учащихся в конце 5-го класса

1-я и 2-я линии развития. Умение объяснять разнообразие современного мира.

  • Определять и объяснять временные границы первобытной и древней истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных древних государств и цивилизаций.

  • Определять и доказывать, какое человеческое общество находится на ступени первобытности, а какое – взошло на ступень цивилизации.

  • Различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившиеся в эпоху Древнего мира.

  • Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни – орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство, философия.

3-я линия развития. Умение рассматривать общественные процессы в развитии.

  • Определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации.

  • Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.

4-я линия развития. Нравственное самоопределение.

  • Выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, иудаизма, христианства.

  • При оценке таких явлений как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности.

5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.

  • Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (греко-персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, Римской республики и Римской империи).

  • Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д). Предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.

Межпредметные связи в рамках Образовательной системы «Школа 2100»

Окружающий мир, 3–4-й классы: умения определять по году век, место события в прошлом, общий образ истории России и всего человечества как смены нескольких эпох, начальные представления о понятиях «общество», «государство», «культура», «демократия», умение читать карту (в том числе историческую) по легенде.

Литература, 5-й класс: общая с историей ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры, освоение приемов понимания текста, его интерпретации (переносятся с чтения художественных текстов на чтение научно-популярных).

Естествознание, 5-й класс: номенклатура географических названий, представление о географических открытиях древних, закономерностях развития жизни и появления человека на Земле.
следующая страница >>


izumzum.ru