Рабочая программа по дисциплине основы филологии для направления/специальности 031000 (520300)/031001 (520301) Филология - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности... 1 238.37kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Журналистика русского зарубежья... 1 188.02kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология» для специальности... 1 440.23kb.
Рабочая программа к ооп от № дисциплины б 02. 01 Информатика для... 1 126.6kb.
Рабочая программа к ооп от № дисциплины с 01 Физическая культура... 1 191.86kb.
Рабочая программа курс: Политическая эпистемология Для специальности... 1 61.57kb.
По учебной дисциплине 2 650.21kb.
Основы журналистики для направления 030200 4 805.63kb.
Методические рекомендации по государственной аттестации выпускников... 2 319.76kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «история франции» для специальности... 1 122.52kb.
Рабочая программа по дисциплине «Мировая экономика» для специальности... 2 399.52kb.
Опять простуда? Опять грипп? 1 124.06kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Рабочая программа по дисциплине основы филологии для направления/специальности 031000 - страница №1/1



Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан филологического факультета

_______________________________

"___" _______________ 2008 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине ОСНОВЫ ФИЛОЛОГИИ___________________________
Для направления/специальности 031000 (520300)/031001 (520301) - Филология_________________________________________________________

Факультет филологический__________________________________________

кафедра теории коммуникации, риторики и русского языка________________

курс 1-ый__________________________________________________________

семестр 1-ый_______________________________________________________

Лекции 18_______________ час. Экзамен в ______НЕТ________ семестре

Практические (семинарские)

занятия_____НЕТ__________час . Зачет в _______1____________семестре

Лабораторные

занятия _____НЕТ__________час.

Всего часов_______18_______час. Самостоятельная работа____18____час.

Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента) по ГОС__36_____час.

2007
Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО по направлению / специальности 031000 (520300) / 031001 (520301) – Филология и ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы филологии» (автор-составитель проф. АлтГУ А.А. Чувакин), одобренной Пленумом Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию 24-25 сентября 2003 г. (см.: Информационный бюллетень Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию. Пермь, 2004. № 7. - С. 11-14).

Индекс __________________


Составитель: А.А. Чувакин, доктор филологических наук, профессор.


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры теории коммуникации, риторики и русского языка ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет»


“25” октября 2007 г. (протокол № 3)
Заведующий кафедрой_____________________________________________________
Одобрено Ученым советом филологического факультета ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

“ ” 200 г. (протокол № )


Председатель

Ученого Совета________________________________________________


1. Цели и задачи дисциплины



Курс основ филологии, предваряющий изучение базовых филологических дисциплин, имеет своей целью дать студентам целостное представление о филологии как совокупности научных дисциплин, изучающих человека как говорящее существо, язык и созданные посредством языка тексты - как выражение культуры человечества; заложить у них мировоззренческие основы для осмысления отдельных отраслей филологии как компонентов целого. Задачи курса: 1) представить картину возникновения и основных этапов развития филологии; 2) ознакомить студентов с основными объектами современной филологии; 3) очертить проблему «филология и метод»; 4) охарактеризовать состав филологических наук и их место в современном обществе.

2. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу.


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

Общая трудоемкость дисциплины

36

+










Аудиторные занятия
















Лекции

18

+










Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа

18

+










В том числе:
















Курсовая работа
















Расчетно-графические работы
















Реферат
















и(или) другие виды самостоятельной работы
















Виды промежуточного контроля:
















Контрольная работа

+

+










Зачет

+

+










Экзамен

















3. Содержание и объем дисциплины

3.1. Разделы дисциплины и виды занятий


п/п

Раздел дисциплины

Лекции

С

ПЗ , ЛР

1.

Введение.

2







2

Из истории филологии.

6







3

Теоретические основания современной филологии: язык, Homo Hoquens, текст как объекты современной филологии.

6







4

Методы филологии. Филология как метод.

2







5

Филология в современном обществе.

2























3.2. Содержание разделов дисциплины

1. Филология как слово, область практической деятельности, наука. Современная филология как совокупность научных дисциплин, изучающих человека как говорящее существо, язык и созданные посредством языка тексты и использующих специальные методы исследования, включая наблюдение и эксперимент. Филологические науки и дисциплины.

2. Этапы развития филологии. Истоки европейской и древневосточной филологической традиции. «Донаучный» этап развития филологии. Возникновение и первоначальное развитие научной филологии. История филологии в сер. Х1Х – сер. ХХ вв. как история борьбы двух тенденций: к интеграции и дифференциации научного филологического знания. 1960-1970-ые г.г. как начало этапа новейшей, или современной, филологии. Нарастание интегративных процессов в филологических науках. Современные филологические науки и дисциплины как результат развития филологии.

3. Важнейшие объекты филологии как основа содержательного единства филологических наук. Homo Loquens как совокупность граней человека, подведомственных филологии: формально-демографических, социально-психологических, культурно-антропологических, философско-мировоззренческих, когнитивных и коммуникативных, лингвистических, ситуационно-поведенческих и др. Коммуникативно-речевой акт, его структура и осуществление. Язык как объект филологии. Естественный язык. Другие знаковые системы. Язык в действии. Текст как исходная реальность и объект филологии. «Лики» текста: текст как источник, памятник, произведение, сообщение. Функции текста. Фактура текста (Ю.В. Рождественский). Текст в процессах говорения/понимания. Мир текстов; межтекстовые отношения. Филологические науки и дисциплины, изучающие объекты филологии. Их роль в обеспечении интеграционных процессов в современной филологии.

4. Филология как метод в филологических и других науках (истории, философии, математике и др.). «Филологическое искусство» (Г.О. Винокур) чтения и комментирования текста; критика и интерпретация как инструменты, обеспечивающие понимание. Филология как «научный принцип» (С.С. Аверинцев). Значимость филологии как метода в обеспечении методологического единства филологических наук.

5. Статус филологии в современном мире. Филология – основа «всей человеческой культуры» (Д.С. Лихачев). Расширение круга задач филологии в современном обществе и повышение значимости семиотики, герменевтики, теории текста, филологической теории коммуникации, риторики в системе филологических наук. Филология как социальный институт. Специфика коммуникации в филологических науках. Филология в современном образовательном пространстве России.



4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

4.1. Основная и дополнительная литература:

а) основная литература:

1. Аверинцев С.С. Филология // Краткая литературная энциклопедия. М.,1972. Т. 7. ИЛИ: Литературный энциклопедический словарь. М., 1987; Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. – С. 544-545.

2. Винокур Г.О. Введение в изучение филологических наук. М., 2000. – 192 с.

3. Рождественский Ю.В. Общая филология. М., 1996. – 324 с.


4. Степанов Ю.С. Филология // Русский язык. Энциклопедия. М., 1997. – С. 592-596.
5. Чувакин А.А. Заметки об объекте современной филологии // Человек – Коммуникация – Текст : сб. ст. Барнаул, 1999. Вып. 3. – С. 3-10.

б) дополнительная литература:

1. Аверинцев С.С. Похвальное слово филологии // Юность. М , 1969. № 1.

2. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // М.М. Бахтин Эстетика словесного творчества. М., 1979 и след.

3. Богин Г.И. Филологическая герменевтика. Калинин, 1981.

4. Костомаров В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской

стилистики. М., 2005.

5. Лихачев Д.С. О филологии. М., 1989.

6 . Основы общей риторики. Барнаул, 2000. С.23-31.

7. Основы теории текста. Барнаул, 2003. С.21-34.

8. Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию. М., 1979.

9. Розеншток-Хюсси О. Говорят все // О. Розеншток-Хюсси. Речь и действительность. М.,1994.

10. Чувакин А.А. /О сущности филологического подхода к изучению творчества писателя/ // А.А. Чувакин Творчество В.М.Шукшина в исследованиях филологов Алтайского государственного университета (1989-1999) // Сибирский филологический журнал. 2002. № 1. - С. 11-15.

11. Щерба Л.В. К вопросу о распространении в СССР знания иностранных языков и состоянии филологического образования // Л.В.Щерба. Избр. работы по языкознанию и фонетике. Л., 1958. Т.1.

4.2. Методические рекомендации преподавателю по организации изучения дисциплины

Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, самостоятельная работа студентов. Для текущей аттестации студентов рекомендуется проведение письменных домашних / аудиторных работ (эссе) по основным (2-4) разделам дисциплины. Изучение дисциплины завершается зачетом.


4.3. Методические указания студентам
Рекомендуется активная работа на лекции, освоение основной проблематики дисциплины в межлекционный период, участие в выполнении письменных домашних / аудиторных работ. Для более продуктивной самостоятельной работы по дисциплине могут использоваться консультации преподавателя, которые проводятся еженедельно.
5. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
5.1. В результате освоения дисциплины студент должен:

  • иметь представление о филологии как отрасли гуманитарных наук, ее исторических корнях и возникновении;

  • знать основные этапы развития филологии; объекты современной филологии; ее методологические особенности; состав филологических наук и дисциплин; место филологических наук в современном обществе;

  • владеть основными понятиями филологии;

  • демонстрировать способность и готовность различать общее, междисциплинарное и специфическое в филологических науках и дисциплинах, оценивать значимость филологического труда для человечества и отдельного человека.

    5.2. Примерная тематика письменных работ по дисциплине



  • На основе изученных приведите определение современной филологии.

  • Приведите пять – семь терминов филологических наук, которые отражают возникновение и первоначальное развитие филологии.

  • В чем проявляются процессы дифференциации филологических наук на рубеже Х1Х-ХХ вв.?

  • В чем проявляются процессы интеграции филологических наук в конце ХХ в?

  • Приведите пример высказываний, образованных применением средств разных семиотических систем. Ответ аргументируйте.

  • Истолкуйте пять-семь пословиц о речевой деятельности человека с точки зрения отражения в них правил для говорящего / слушающего.

  • Предложите свою интерпретацию темы рассмотренного на лекции художественного текста. Ответ аргументируйте.

  • Какие из изучаемых вами научных дисциплин пользуются методами филологии? Приведите примеры.

  • Нужна ли современному российскому обществу (отдельному человеку) филология? Ответ аргументируйте.



    5.3. Примерный перечень вопросов для зачета



  1. Филология: слово – практическая деятельность – знание – наука.

  2. Риторика как один из исторических предшественников филологии.

  3. Античное учение о тексте как один из исторических предшественников филологии.

  4. Определение филологии, данное С.С. Аверинцевым, и его место в истории филологии.

  5. Современное понимание филологии.

  6. Возникновение донаучной филологии: библейская филология и ее значение в истории филологии.

  7. Возникновение донаучной филологии: классическая филология и ее значение в истории филологии.

  8. Понимание филологии, предложенное Ф.-А. Вольфом, и его значение в складывании научной филологии.

  9. Идеи А. Бека, Г.Германна и Ф. Шлейермахера и их роль в складывании научной филологии.

  10. Языкознание, литературоведение, фольклористика как филологические науки.

  11. «Новая филология» как комплекс наук. Возникновение германистики, романистики, славистики.

  12. Теоретические и прикладные отрасли филологии. Палеография, археография, текстология, их задачи.

  13. Интеграционные идеи в филологии первой половины ХХв. Л.В.Щерба.

  14. Интеграционные идеи в филологии первой половины ХХв. М.М.Бахтин, В.В.Виноградов (по выбору студента).

  15. Современная филология как этап развития филологии.

  16. Homo Loquens как объект филологии.

  17. Человек и язык: человек в языке, язык в человеке.

  18. Коммуникативно-речевой акт, его структура.

  19. Естественный человеческий язык как объект филологии. Значение идей В. Гумбольдта для филологии.

  20. Естественный человеческий язык как объект филологии. Значение идей Ф. Соссюра для филологии.

  21. Искусственные языки. Параязык.

  22. Классификация семиотических систем. Их отношение к языку как объекту филологии.

  23. Традиционное понимание текста, его достоинства и недостатки.

  24. Текст как объект филологии. Д.С. Лихачев о сущности текста.

  25. Функции текста (Ю.М. Лотман).

  26. Понятие научного метода. Филология и метод.

  27. Филология как искусство чтения и комментирования текста (Г.О. Винокур).

  28. Филология как «совокупность научных принципов» (С.С. Аверинцев).

  29. Статус филологии в современном мире. Филология – основа «всей человеческой культуры» (Д.С. Лихачев).

  30. Филология как социальный институт. Специфика коммуникации в филологических науках.



1. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина Общая геология относится к базовой части учебного цикла математических и естественнонаучных дисциплин. Она обеспечивает логическую взаимосвязь изучения естественнонаучных дисциплин с геологическими дисциплинами. Общая геология имеет своей целью дать студентам знания основных закономерностей развития Земли, ее строения, вещественного состава, условий формирования лика нашей планеты во времени и пространстве и направлена на приобретение основных навыков полевых геологических исследований.

Задачи дисциплины: познание основных методов геологических исследований; получение начальных сведений о вещественном составе земной коры – минералах и горных породах и их образовании; ознакомление с важнейшими закономерностями геологических процессов, с общей характеристикой главных структурных элементов Земли.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:



  • Знать: теории происхождения и особенности строения Земли; методы изучения Земли; геохронологическую шкалу; эндогенные и экзогенные геологические процессы; структурные элементы тектоносферы; основные положения теории тектоники литосферных плит; закономерности развития земной коры; виды воздействия человека на геологические процессы.

  • Уметь: различать и проводить классификацию минералов и горных пород, определять их состав, структуру и текстуру; различать важнейшие структуры земной коры

  • Демонстрировать способность и готовность различать природу геологических процессов, преобразующих лик Земли. Особенности экзогенных геологических процессов.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы.




Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

Общая трудоемкость дисциплины

150

+

+







Аудиторные занятия
















Лекции

75













Практические занятия (ПЗ)

7













Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)

8













Самостоятельная работа

60













В том числе:
















Курсовая работа

60

+










Расчетно-графические работы
















Реферат
















и(или) другие виды самостоятельной работы
















Виды промежуточного контроля:
















Контрольная работа




5

5







Зачет




+










Экзамен







+








4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплин и виды занятий


п/п

Раздел дисциплины

Лекции

С

ПЗ , ЛР

1.

Введение. Общие понятия

+







2

Земля в космическом пространстве. Форма, размеры и строение Земли.

+







3

Земная кора. Возраст земной коры и Земли. Минералы, горные породы

+




+

4

Экзогенные геологические процессы

+




+

5

Эндогенные геологические процессы.

+







6

Основные структурные элементы земной коры.

+




+

7

Теория тектоники литосферных плит

+








4.2. Содержание разделов дисциплины

Земля в космическом пространстве. Форма и размеры Земли. Земные оболочки. Земная кора. Возраст земной коры и Земли. Состав и строение Земли и земной коры. Основные структурные элементы земной коры. Развитие земной коры во времени Минералы, горные породы. Эндогенные и экзогенные геологические процессы. Геологическая деятельность человека и охрана геологической среды.



5. Лабораторный практикум

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

1.







2.







3.








6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:

1. Якушова А.Ф., Хаин В.Е., Славин В.И. Общая геология – М.: МГУ, 1988.

2. Короновский Н.В., Якушова А.Ф. Основы геологии - М., Высшая школа, 1991, 416 с.

3. Лебедева Н.Б. Пособие для практических занятий по общей геологии - 3-е изд. М.: МГУ, 1986.


б) дополнительная литература:

1. Аллисон А., Палмер Д. Геология. Наука о вечно меняющейся Земле. М.:Мир, 1984, 584 с.

2. Кеннет Дж.П. Морская геология - т.1,2. М.: Мир, 1987.

3. Макдональд Г. Вулканы - М.: Мир, 1975.

4. Зейболд Е., Бергер В. Дно океана - М.: Мир, 1984.

5. Земля. Ведение в общую геологию (Авт. Дж.Ферхуген, Ф.Теннер и др.) М.:Мир, 1974, т.I, 392 с., т.2, 847 с.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

При освоении дисциплины необходимы учебные коллекции минералов и горных пород, пространственные модели кристаллов, плакаты, иллюстрирующие строение Земли, литосферы, земной коры, геологические процессы, геохронологическую шкалу. Необходимы коллекции слайдов и видеоматериалов для демонстрации этапов развития Земли, основных структурных элементов земной коры, механизма тектоники плит.


8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, лабораторные работы, практические занятия, курсовая работа по одному из разделов дисциплины.

Для текущей и промежуточной аттестации студентов в каждом семестре выполняются по 5 контрольных работ по основным разделам дисциплины.

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 020300 Геология.