Рабочая программа образовательная область «Технология» Учебный предмет «Технология» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного... 1 346.55kb.
Пояснительная записка к курсу учебный предмет «Технология» 1 235.25kb.
Рабочая программа предмет: литература Класс: 6 Образовательная область... 1 313.97kb.
Использование здоровьесберегающих технологий в доу, их классификация... 1 131.49kb.
Рабочая программа на 2013/2014 учебный год учебного курса «Технология»... 1 173.65kb.
Образовательная область и предмет изучения 1 42.34kb.
Рабочая программа По дисциплине «Введение в полиграфию» По специальности... 1 258.15kb.
Рабочая программа «технология» 2 750.39kb.
Рабочая программа на 2013 2014 учебный год учебного курса «Технология»... 2 564.6kb.
Рабочая программа к ооп от № дисциплины 4 354kb.
Конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) 1 134.02kb.
Учебно-методическое пособие для тренеров и спортсменов 8 2709.86kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Рабочая программа образовательная область «Технология» Учебный предмет «Технология» - страница №1/6




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ № 82




Рассмотрено на заседании

кафедры НИТ

зав. кафедрой ___________Л.С.Назарова

Протокол №1 от 03.09.2013 г.



СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

__________Т.Л. Богатенкова

сентября 2013 г.




УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ лицея №82

_____________Л.В. Слотина

сентября 2013 г.

(Пр. № от сентября 2013)



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Образовательная область «Технология»

Учебный предмет «Технология»

10 – 11 класс

(базовый уровень)



Автор-составитель:

Назарова Л.С., зав. кафедрой НИТ,

учитель информатики и ИКТ высшей квалификационной категории

Челябинск, 2013





СОДЕРЖАНИЕ


1.

Пояснительная записка




2.

Содержание программы учебного курса




3.

Учебно-тематический план




4.

Календарно-тематическое планирование




5.

Требования к уровню подготовки выпускников




6.

Характеристика контрольно-измерительных материалов




7.

Учебно-методическое и дидактическое обеспечение предмета





1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по предмету «Технология»

для учащихся 10-11 классов (базовый уровень)
Данная рабочая программа составлена для организации образовательного процесса в 10 – 11 классах средней общеобразовательной школы по учебному предмету «Технология» в МАОУ лицее №82 г. Челябинска.

По решению коллегии Министерства образования и науки Челябинской области от 25 марта 2008г. №2/1 «Об организации трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации учащихся» и на основании областного базисного учебного плана (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011г. №04-997) на изучение предмета «Технология» в 10 и 11 классах отводится 1 час в неделю за счет регионального компонента.

Практическая часть предмета «Технология» в 10-11 классах реализуется в кабинетах, укомплектованных компьютерной и мультимедийной техникой, локальной сетью и выходом каждого рабочего места в Интернет. Практические работы используются для создания различных проектов, презентаций в соответствии с учебником автора Симоненко В.Д. «Технология» 10 – 11 классы. Кроме того, учащиеся создают различные рисунки, схемы, технологические карты по изготовлению изделий, используя различные графические, текстовые редакторы, а также рефераты, доклады, сообщения с использованием инновационных технологий и поиска информации в сети Интернет. При проведении практических работ осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 25 и более человек.

При планировании учебно-методической работы, составлении рабочей программы и календарно-тематических планов, использовались следующие нормативно-правовые и инструктивно-методические документы


  • федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03- 1263);

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. № 1067 г. Москва Зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013 г. Регистрационный № 26755 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год».

- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» и «Информатика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013- 2014 учебном году» от 24.07.2013г. №03-02/5639.

- требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования по информатике и информационным технологиям (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3945/);

- Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г. № 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»;

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 апреля 2007 г. №22 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.2198-07 «Изменение №1 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03»;

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. №48 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.2620-10 «Изменение №2 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03»;

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03 сентября 2010 г. №116 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.2732-10 «Изменение №3 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03».

- Об особенностях повышения квалификации в условиях введения ФГОС общего образования / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области №24/5868 от 08.08.2012 г.

- О приоритетных направлениях повышения квалификации в 2013г. / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области №24/ 424 от 24.01. 2013г.

- примерные программы по «Информатике и ИКТ» (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы : методическое пособие / составитель М.Н. Бородин.- 2-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 584 с. : ил. – (Программы и планирование);

- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 5 – 7 классы: методическое пособие / Л.Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 464с.:ил.

- требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по информатике и ИКТ. (Кабинет информатики: методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 136 с)

- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» и «Информатика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013- 2014 учебном году» от 24.07.2013г. №03-02/5639.

- Устав МАОУ лицея №82 г.Челябинска.

- Школьный учебный план.

- Годовой календарный график МАОУ лицея № 82 на 2013-2014 учебный год.

- Образовательная программа лицея.

- Положение о рабочей программе учебного предмета.

Рабочая программа составлена на основе федерального компо­нента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Федеральный компонент государственного образовательного стандарта и примерная программа по технологии опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart), а также в печатных сборниках: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

В рабочей программе конкретизируется содержание предметных тем образова­тельного стандарта, в ней дается распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, воз­растных особенностей учащихся и национальных традиций.

Основным предназначением предмета «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Изучение технологии предоставляет учащимся возможность применить на практике знания основ наук.

Кроме того, назначение комплекта практических работ состоит в выполнении социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни. Таким образом, одной из сильнейших сторон предмета «Технология» является ее интегративный характер. Используя идеологию системного подхода, можно изучать объекты и процессы из разных предметных областей, применяя для этого современные компьютерные средства и методы. Следует отметить продуктивный характер подобной деятельности, в основе которой лежит ориентация на исследование и творчество. При этом помимо развития системного мышления может быть достигнута не менее важная цель — формирование компетенций, полученных учеником при изучении других школьных предметов.

При разработке программы учитывались потребности учащихся и их родителей, материально техническая база лицея, а также программа предполагает преемственность и развитие у школьников знаний и трудовых умений, навыков, заложенных на предыдущих этапах обучения.

Рабочая программа разработана для обучения школьников с 10 по 11 класс с учетом использования времени регионального компонента ОБУП и рассчитана на 70 часов (по 1 часу в неделю).

Содержание программы направлено на изучение процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды, т.е. знакомство учащихся с различными видами профессиональной деятельности человека.

Ожидаемый результат – профессиональное самоопределение учащихся, выбор дальнейшего профессионального образования.

Учебный план МАОУ лицея №82 призван обеспечить реализацию целей и задач образовательного процесса МАОУ - создание оптимальных условий для получения качественного доступного образования обучающимися, что позволит повысить конкурентоспособность школы на рынке образовательных услуг района и города через повышение качества образовательных услуг.


Общая характеристика учебного предмета «Технология»

Содержание обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.

На территории Челябинской области в общеобразовательных учреждениях с 2010 года реализуется переход на операционную систему Linux. В связи с этим практикум для ОС Linux имеется только в УМК Угриновича Н.Д. Кроме того, учитель может пользоваться информацией с сайта ПСПО для учреждений России по ссылке http://linux.armd.ru/ru/documentation/metod/#2 и скачивать учебные пособия, оформленные как практические руководства по ОС Linux и ее прикладным программам.

Учитель может использовать дидактические и методические материалы, разработанные участниками Всероссийского конкурса «Код свободы», который проводился в период перехода на Linux. В большом количестве участники конкурса представили тематические планы с использованием Linux, методические пособия по работе с программным обеспечением. Все материалы можно найти по ссылкам: http://linux.armd.ru/ru/documentation/freecode/ - адаптированные материалы учителей работающих в Linux, http://freecode.linux.armd.ru/ - библиотека работ учителей по Linux.

Технология практикоориентированный курс, примерно 70% отводится на практические работы. При изучении предмета «Технология» с использованием компьютерной техники предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.2/2.4.2732-10), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума – практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Соответственно почти на каждом уроке отводится время на теоретическую и небольшую практическую часть.

Содержание практических работ разработано с учетом методического пособия (автор Матяш Н.В. Технология : 10-11 классы: базовый уровень: Методические рекомендации) и учебника для 10-11кл., соответствующего Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2080).

Практические работы используются для создания учащимися различных проектов, презентаций в соответствии с учебником, рисунков, схем, технологических карт по изготовлению изделий, используя различные графические, текстовые редакторы, а также выполняют рефераты, доклады, сообщения с использованием инновационных технологий и поиска информации в сети Интернет. Кроме изучения технологии на базовом уровне, учащиеся развивают навык знания и умения пользователя персонального компьютера. В конце 11 класса учащиеся приобретают практический опыт создания резюме, автобиографии, самопрезентации и т.д.

Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.

Национально-региональные особенности содержания представлены в программе знакомством с окружающим производством с современными технологиями, учебными заведениями г.Челябинска, региональным рынком труда.
Цели и задачи рабочей программы по технологии:

Изучение технологии на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:



  • освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности. Проектрования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

  • развитие технического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;

  • воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой, ответственного отношения к труду и результатам труда;

  • формирования готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Реализация практической части с точки зрения информационно-коммуникационных технологий направлена на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ);

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении предмета «Технология»;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Задачи рабочей программы:

  1. дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении технологии на базовом уровне, то есть определить совокупность знаний и умений, которыми должен овладеть обучающийся в результате изучения данного курса;

  2. конкретно определить содержание учебного материала, распределение объема учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов технологии с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса лицея, возрастных особенностей учащихся, минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, практических работ, выполняемых учащимися.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. В учебно-годовой план занятий включено выполнение проектных работ (см. Банк проектов).

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности являются:



  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

  • творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

  • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

  • умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

  • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач.
Обоснование выбора количества часов по годам обучения и разделам (темам) программы.

На изучение предмета «Технология» в 10 и 11 классах отводится по одному часу в неделю. Программа и материалы УМК рассчитаны на 35 часов.



Основными результатами освоения учащимися предмета «Технология» являются:

  • овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда.

  • овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда; в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

  • умения ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

  • формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;

  • развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Занятия по предмету «Технология» проводятся на базе компьютерных кабинетов, оснащенных компьютерной и мультимедийной техникой, интерактивной доской, локальной сетью и выходом в Интернет каждого рабочего места. При проведении уроков большое внимание уделяется вопросам здоровьесбережения, санитарно-гигиеническим требованиям, безопасным приемам работы, содержанию эколого - валеологической составляющей уроков, что способствует воспитанию у школьников заботливого отношения к себе, природе, здоровью окружающих.

Современные информационные технологии (использование цифровых обучающих программ, фильмов, Интернет-ресурсов) способствуют улучшению качества обучения, повышают эффективность усвоения учебного материала школьниками. Техническое оснащение компьютерных кабинетов помогает организовать дифференцированный подход к обучению предмета. Проекция репродукций картин, справочных и дидактических материалов, презентации тем урока не только экономят время, но и дают возможность учителю планировать групповые и индивидуальные задания для учащихся с различной учебной мотивацией.



Для достижения целей по предмету в программу включены следующие разделы:

  1. Производство, труд и технологии

  2. Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг.

  3. Профессиональное самоопределение и карьера

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

- культура и эстетика труда;

-современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы;

- производство и окружающая среда;

-получение, обработка, хранение и использование информации;

-основы черчение, графики, дизайна;

-творческая, проектная деятельность;

-знакомство с миром профессии, выбор жизненных, профессиональных планов:

-влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

- перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.



Формы организации учебной деятельности учащихся:

- коллективная;

- групповая;

- работа в парах

- индивидуальная

Большое внимание на уроках технологии уделяется охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. Инструктаж по технике безопасности проводится ежедневно.

Учебно-дидактический и методический материал, рекомендованный для применения при обучении по данной программе, используется в полном объеме. Это позволяет оптимально организовать изучение программного материала, сохранить интерес у учащегося к предмету, обеспечить усвоение стандартов основного общего образования.
Реализация национально-регионального компонента (НРК)

В тематическом планировании 10% учебного времени отводится на национально-региональный компонент. Он обеспечивает изучение национальных традиций нашего региона, традиционных видов декоративно-прикладного творчества, народных промыслов, обычаев и традиций народов Урала и России, деятельности предприятий города и области, влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека, профессий востребованных в нашем регионе.


Реализация национально-регионального компонента в 10 классе




урока

следующая страница >>


izumzum.ru