Рабочая программа для студентов специальности 080508. 65 «Информационный менеджмент» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «Благотворительность: история и современность»... 1 235.58kb.
Рабочая программа для студентов направления 080500. 62 «Менеджмент»... 3 711.93kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности... 1 238.37kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности... 1 184.85kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности... 1 267.79kb.
Рабочая программа для студентов специальности 090105. 65 «Комплексное... 1 216.78kb.
Учебно-методический комплекс Рабочая программа для студентов специальности... 1 379.45kb.
Программа дисциплины Тайм-менеджмент  для направления 080200. 1 191.25kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... 2 619.15kb.
Рабочая программа по дисциплине: «История и культура удмуртского... 1 189.75kb.
Учебно-методический комплекс Рабочая программа для студентов специальности 1 165.99kb.
Рабочая программа курса Код курса : сдм. 19 Тип курса : дисциплины... 3 223.56kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Рабочая программа для студентов специальности 080508. 65 «Информационный менеджмент» - страница №1/1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Финансово-экономический институт

Кафедра менеджмента, маркетинга и логистики

РОМАШКИНА Г.Ф., ТАРАСОВА А.Н.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ

В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальности 080508.65 «Информационный менеджмент», очная форма обучения


Тюменский государственный университет

2013
Ромашкина Г.Ф., Тарасова А.Н. Управление проектами в области информационных систем. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 080508.65 «Информационный менеджмент», очная форма обучения. Тюмень, 2013, 37 стр.

Рабочая программа курса «Управление проектами в области информационных систем» соответствует Государственному образовательному стандарту высшего и профессионального образования по циклу специальных дисциплин, содержит цели и задачи курса, тематический план, вопросы к экзамену, примерные темы контрольных работ, рекомендуемую литературу.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Управление проектами в области информационных систем [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой менеджмента, маркетинга и логистики. Одобрено Учебно-методической комиссией Финансово-экономического института Тюменского государственного университета.

Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Воронин А.В., заведующий кафедрой менеджмента, маркетинга и логистики, д-р экономических наук, профессор

© Тюменский государственный университет, 2013.

© Ромашкина Г.Ф., Тарасова А.Н., 2013.

ОГЛАВЛЕНИЕ





  1. Введение


Целью курса «Управление проектами в области информационных систем» расширение знаний и навыков студентов по управлению изменениями, которые осуществляются в форме разного рода проектов: технических, экономических, социальных, организационных.

В курсе освещены основные элементы управления проектами, представленные в трех частях: знакомство со спецификой управления проектами; разработка проекта; функции и подсистемы управления проектами.

В курсе ставятся следующие задачи:

• познакомить студентов с особенностями развития, с фундаментальными работами в области управления проектами;

• познакомить студентов с основными направлениями и тенденциями развития управления проектами;

• формировать прикладные знания и навыки, позволяющие применять методы управления проектами различной степени сложности в условиях рыночной экономики;

• обучить студентов умению управлять проектами в производственной сфере, инвестиционных проектах и программах любого назначения, а также в кредитно-финансовой сфере.

Планы практических занятий включают: обсуждение методов разработки проектов на реальных примерах как в российской, так и зарубежной практике; традиционный опрос; доклады студентов и их обсуждение. Текущий контроль осуществляется посредством выполнения домашних заданий, тестов. Итоговые формы контроля: контрольная работа, сдача экзамена.


  1. Тематический план.

Дисциплина читается в 9 семестре, 24 часа лекций, 24 часа практических занятий, 92 часа отводится на самостоятельную работу. Итоговый контроль – контрольная работа и экзамен.

Таблица 1.

Тематический план



Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час

Итого часов по теме

В том числе в интерактивной форме

Итого количество баллов

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Модуль 1

1.

Основы управления проектами

1

2

2

7

11

2

0-6

2.

Эволюция систем управления проектом

2

2

2

7

11

2

0-6

3.

Разработка концепции проекта

3

2

2

7

11

2

0-9

4.

Разработка проектной документации

4

2

2

7

11

2

0-7

5.

Сетевые методы в управлении проектами

5

2

2

8

12

2

0-7

6

Управление ресурсами проекта

6

2

2

8

12

2

0-10




Всего




12

12

44

68

12

0-45




Модуль 2

7.

Управление временем выполнения проекта

7

2

2

8

12

2

0-9

8.

Организационные структуры управления проектами

8

2

2

8

12

2

0-7

9.

Управление командой проекта

9

2

2

8

12

2

0-6

10.

Финансирование проектов

10

2

2

8

12

2

0-7

11.

Управление проектными рисками

11

2

2

8

12

2

0-14

12.

Организация контроля при реализации проекта

12

2

2

8

12

2

0-12




Всего




12

12

48

72

12

0- 55




Итого (часов, баллов):




24

24

92

140

24

0 – 100

Из них в интерактивной форме:
















24







  1. Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов по дисциплине

В соответствии с положением о рейтинговой системе, установлен перечень обязательных видов работы студента по дисциплине и определено количество баллов по каждому виду работ.

Посещение лекции (с обязательным наличием конспекта) – 1 балл. Посещаемость семинарского занятия оценивается в 1 балл.

Выполнение даваемых индивидуальных практических заданий на семинарском занятии оцениваются до 3 баллов. Самостоятельные и контрольные работы до 5 баллов. Рефераты и доклады – 5 баллов.

Всего студенты набирают 100 баллов: 12 баллов за посещение и работу на лекциях, 34 за активную работу на семинарских занятиях, 27 баллов за выполнение индивидуальных заданий, 12 баллов за работу в группах и 10 баллов за контрольные работы.

Положение о рейтинговой системе предусматривает деление семестровой дисциплины на два модуля, которые выделены в соответствии с графиком контрольных недель. Оценка работы студентов в рейтинговых баллах по формам текущего контроля представлена в таблице ниже.

Данная система оценки студентов предусматривает начисление премиальных и штрафных баллов.

Премиальные баллы начисляются за выступление на научной конференции (10 баллов), подготовку публикации в сборник статей (10 баллов), выступление с оригинальным докладом (1-5 баллов дополнительно), выполнение оригинальной исследовательской работы (дополнительно 1-5 баллов), активную работу на семинарах (до 5 баллов за семестр).

«Штрафные» баллы: начисляются за пропуски занятий без уважительной причины – 1 балл; за несоблюдение сроков сдачи различных видов работ (контрольных, письменных заданий и т.д.) – до 5 баллов за каждый вид работы.

Итоговой аттестацией по курсу «Управление проектами в области информационных систем» для специальности «Информационный менеджмент» является экзамен. Шкала перевода баллов в оценки:

- от 0 до 60 баллов – «неудовлетворительно»,

- от 61 до 75 баллов – «удовлетворительно»,

- от 76 до 90 баллов – «хорошо»,

- от 91 до 100 баллов – «отлично».



Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля




Посещаемость занятий

Устные ответы на семинаре

Участие в дискуссиях

Выполнение индивидуальных практических заданий

Работа в группах

Контрольная работа

Реферат, доклады

Итого количество баллов

1 модуль

1. Основы управления проектами

0-2




0-2




0-2







0-6

2. Эволюция систем управления проектом

0-2




0-2




0-2







0-6

3. Разработка концепции проекта

0-2




0-2

0-3

0-2







0-9

4. Разработка проектной документации

0-2

0-2




0-3










0-7

5. Сетевые методы в управлении проектами

0-2

0-2




0-3










0-7

6. Управление ресурсами проекта

0-2







0-3




0-5




0-10

Всего

0-12

0-4

0-6

0-12

0-6

0-5




0-45

2 модуль

7. Управление временем выполнения проекта

0-2




0-2

0-3

0-2







0-9

8. Организационные структуры управления проектами

0-2

0-2




0-3










0-7

9. Управление командой проекта

0-2




0-2




0-2







0-6

10. Финансирование проектов

0-2

0-2




0-3










0-7

11. Управление проектными рисками

0-2




0-2

0-3

0-2




0-5

0-14

12. Организация контроля при реализации проекта

0-2

0-2




0-3




0-5




0-12

Всего

0-12

0-6

0-6

0-15

0-6

0-5

0-5

0-55

Итого

0-24

0-10

0-12

0-27

0-12

0-10

0-5

0-100

Таблица 3.


Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1

1

Основы управления проектами

Выполнение практического задания, изучение литературы по теме, решение ситуационного задания

Подбор и изучение дополнительных литературных источников, индивидуальные задания

1

7

0-6

2

Эволюция систем управления проектом

Выполнение практического задания, изучение литературы по теме, решение ситуационного задания

Подбор и изучение дополнительных литературных источников, индивидуальные задания

2

7

0-6

3

Разработка концепции проекта

Выполнение практического задания, изучение литературы по теме, решение ситуационных заданий

Подбор и изучение дополнительных литературных источников, индивидуальные задания

3

7

0-9

4

Разработка проектной документации

Выполнение практического задания, изучение литературы по теме, решение ситуационных заданий

Подбор и изучение дополнительных литературных источников, индивидуальные задания

4

7

0-7

5

Сетевые методы в управлении проектами

Выполнение практического задания, изучение литературы по теме, решение ситуационных заданий

Подбор и изучение дополнительных литературных источников, индивидуальные задания

5

8

0-7

6

Управление ресурсами проекта

Выполнение практического задания, изучение литературы по теме, подготовка к контрольной работе

Подбор и изучение дополнительных литературных источников, индивидуальные задания

6

8

0-10




Всего по модулю 1:




44

0-45

Модуль 2

7

Управление временем выполнения проекта

Выполнение практического задания, изучение литературы по теме

Подбор и изучение дополнительных литературных источников, индивидуальные задания. Подготовка презентации

7

8

0-9

8

Организационные структуры управления проектами

Выполнение практического задания, изучение литературы по теме, решение ситуационных заданий

Подбор и изучение дополнительных литературных источников, индивидуальные задания

8

8

0-7

9

Управление командой проекта

Выполнение практического задания, изучение литературы по теме

Подбор и изучение дополнительных литературных источников, индивидуальные задания

9

8

0-7

10

Финансирование проектов

Выполнение практического задания, изучение литературы по теме, решение ситуационных заданий

Подбор и изучение дополнительных литературных источников, индивидуальные задания

10

8

0-14

11

Управление проектными рисками

Выполнение практического задания, изучение литературы по теме, решение ситуационных заданий

Подбор и изучение дополнительных литературных источников, индивидуальные задания

11

8

0-12

12

Организация контроля при реализации проекта

Выполнение практического задания, изучение литературы по теме, подготовка к контрольной работе

Подбор и изучение дополнительных литературных источников, индивидуальные задания

12

8







Всего по модулю 2:

48

0-55




ИТОГО:

92

0-100



  1. Содержание дисциплины.


Тема 1. Основы управления проектами

Понятие проекта. Определение проекта. Признаки проекта. Типы и виды проектов. Особенности различных видов проектов. Окружение проекта. Цели проекта. Участники проекта. Структура проекта. Жизненный цикл и фазы проекта.
Тема 2. Эволюция систем управления проектом

Развитие управления проектами за рубежом. Основные этапы развития управления проектами в России. Управление проектами в современной России. Современные концепции управления проектами. Системный подход к УП. Системно-ориентировочная модель УП. Роль и место информационных систем в УП.
Тема 3. Разработка концепции проекта

Формирование инвестиционного замысла (идеи) проекта. Предварительная проработка целей и задач проекта. Предварительный анализ осуществимости проекта. Начальная (прединвестиционная) фаза проекта. Проектный анализ. Оценка жизнеспособности и финансовой реализуемости проекта. Технико-экономическое обоснование. Бизнес-план. Интеграция проектов и стратегии организации.
Тема 4. Разработка проектной документации

Общая схема проекта. Разработка технического задания. Расстановка приоритетов. Структурирование работ по этапам. Разработка матрицы распределения ответственности за выполнение работ в организационной структуре. Функции менеджера проекта. Подсчет затрат и разработка смет. Экспертиза проектно-сметной документации. Торги и контракты. Автоматизация проектных работ.
Тема 5. Сетевые методы в управлении проектами

Сущность сетевого планирования. Сетевой график как основной инструмент сетевого планирования. Преимущества использования сетевого графика при управлении проектом. Алгоритм построения и применения сетевого графика. Виды сетевых графиков. Основные правила разработки сетевого графика. Основные методы построения сетевых графиков. Методы оптимизации сетевых моделей проекта.
Тема 6. Управление ресурсами проекта

Типы ограничений проекта, ограничения на количество ресурсов. Виды ограничений на количество ресурсов: люди, материалы, оборудование, текущие активы. Проблемы календарного планирования ресурсов. Методы распределения ресурсов. Построение схемы и графика загрузки ресурсов.
Тема 7. Управление временем выполнения проекта

Причины, определяющие необходимость сокращения времени выполнения проекта. Построение графика стоимости времени выполнения проекта. Определение операций для сокращения времени их выполнения. Процедура сокращения времени проекта. Возможности и ограничения сокращения времени. Основные проблемы, возникающие при сокращении времени выполнения проекта. Принципы эффективного управления временем. Состав и анализ факторов потерь времени.
Тема 8. Организационные структуры управления проектами

Общие принципы построения организационных структур управления проектами. Типы оргструктур управления проектами, их преимущества и недостатки. Общая последовательность разработки и создания организационных структур управления проектами. Современные методы и средства организационного моделирования проектов.
Тема 9. Управление командой проекта

Организация эффективной деятельности команды. Управление персоналом команды. Модели развития команды проекта. Процесс создания высокоэффективных проектных команд. Управление коммуникациями проекта. Психологические аспекты управления персоналом. Основные проблемы (трудности) управления проектными командами. Особенности управления виртуальными проектными командами.
Тема 10. Финансирование проектов

Источники и организационные формы финансирования проектов. Организация проектного финансирования. Разработка бюджета проекта. Управление финансами проекта. Формирование портфельных бюджетов. Управление стоимостью проекта. Контроль и регулирование проекта.
Тема 11. Управление проектными рисками

Основные понятия. Выявление и оценка рисков в проекте. Анализ проектных рисков. Методы анализа и оценки рисков. Управление рисками. Создание резервов. Методы снижения рисков. Организация работ по управлению рисками.
Тема 12. Организация контроля при реализации проекта

Процесс контроля: разработка основного плана, измерение хода работы, сравнение плана и фактических результатов, принятие мер. Основные составляющие контроля. Контроль времени выполнения работ. Контроль стоимости проекта. Контроль качества. Инструменты контроля. Подготовка отчета о статусе проекта. Анализ отклонений. Завершение проекта, оценка работы.
5. Планы семинарских занятий по курсу «Управление проектами в области информационных систем»
Тема 1. Основы управления проектами

  1. Понятие и признаки проекта

  2. Классификация и особенности различных типов бизнес-проектов

  3. Жизненный цикл и фазы проекта

Работа в группах проанализировать следующие проекты:

1. Вводится в действие новый компьютерный центр: к 1 января 2014 г.; затраты не должны превышать 26 миллионов евро.

2. Вносятся изменения в систему оплаты работ по контрактам в рамках Европейского сообщества: к концу 2008 г.; затраты не должны превышать 200 миллионов евро.

3. Организация подготовки материалов для юбилейной книги в честь Роланда Гутча: к 21 апреля 2006 г.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

Можно ли применить к данным действиям понятие «проект»? Почему? Какие признаки «проекта» вы можете выделить? Каков тип данных проектов? Указать цели, задачи и возможных участников проектов. Указать основные законы УП. Что делает управляющий проектом? Кто и что делает в проектном процессе?

Вопрос для обсуждения в группе:

К какому виду проектов Вы бы отнесли:

A. Проект перестройки системы высшего образования в России;

B. Проект финансовой стабилизации России;

C. Запуск межпланетной станции для высадки человека на Марсе;

D. Постройка дачного дома.

Почему? Обоснуйте свое мнение. Какие фазы можно выделить в данных проектах?
Тема 2. Эволюция систем управления проектом

  1. Развитие управления проектами за рубежом.

  2. Развитие управления проектами в России.

  3. Современные концепции управления проектами.

Работа в группах:

Разобрать кейс «Перез-продукты», ответить на вопросы:

1. Как Вы оцениваете развитие компании «Перез-продукты» в течение всего периода ее развития, описанного в кейсе: а) оцените управленческий подход; б) функциональную структуру компании.

2. Рассмотрите отношения между членами семьи и их влияние на компанию до смерти и после смерти Джейми старшего?

3. Какие ошибки, повлекшие последующий кризис совершил Джейми- старший, и как можно было бы их избежать?

4. Составить проект изменения ситуации в компании.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Проанализировать проекты реформирования компании «Перез-продукты». Дать общую характеристику проекта. Указать цели, участников, окружение проекта, структуру проекта.

2. Ответить на вопрос, на какой фазе жизненного цикла находится компания «Перез-продукты»? Указать фазы жизненного цикла процесса решения проблемы.

3. Перечислите управляемые параметры проекта.

4. В чем состоит суть структуризации (декомпозиции) проекта?

5. Чем отличаются фазы жизненного цикла и этапы реализации проекта?
Тема 3. Разработка концепции проекта

  1. Идея проекта, источники идей.

  2. Концепция проектного предложения. Отбор предложений.

  3. Технико-экономическое обоснование проекта. Отбор проектов.

  4. Бизнес-план проекта. Принятие решения о реализации проекта.

Работа в группах:

Разобрать Кейс «Боржоми», ответить на вопросы:

  1. Что нужно GGMW для того, чтобы успешно работать?

  2. Какой капитал необходим компании на следующий год? На последующие 3 года?

  3. Стали бы вы вкладывать дополнительные инвестиции на месте ING? На каких условиях?

  4. Стали бы вы инвестировать компанию будучи на месте IFC? На каких условиях?

  5. Составьте проект изменения для компании «Боржоми». С какими предложениями Вы бы вышли на месте Жака Флери?

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Что понимается под «концепцией проекта»?

2. Каковы основные характеристики задач, формулируемых на стадии формирования концепции проекта?

3. Что составляет суть предварительного анализа осуществимости проекта?

4. Что входит в понятие предынвестиционных исследований?

5. Какова цель подготовки обоснования инвестиций? В какой момент инвестор принимает предварительное инвестиционное решение?

6. Назовите основные технико-экономические показатели, рассчитываемые в ходе составления ТЭО.

7. Рассмотрите следующие проекты и выделите те их аспекты, которые необходимо детально проработать:

- Строительство нефтепровода; 

- Организация инновационного производства; 

- Организация производства косметической продукции на базе ООО «Металлист», специализирующегося на производстве металлочерепицы; 

- Реконструкция Большого театра; 

- Строительство детской площадки во дворе многоквартирного элитного дома.

Индивидуальное практическое задание: разработать концепцию своего собственного проектного предложения.
Тема 4. Разработка проектной документации

  1. Разработка технического задания.

  2. Расстановка приоритетов.

  3. Структурирование работ по этапам.

  4. Разработка матрицы распределения ответственности за выполнение работ в организационной структуре.

  5. Подсчет затрат и разработка смет.

Контрольные вопросы:

1. Какая информация включается в счет издержек?

2. Какая информация включается в «набор работ»?

3. Что такое смета, распределенная по времени, по набору работ?

4. Что означает термин «сворачивание набора» и в чем его важность для управляющего проектом?

Индивидуальное практическое задание:

1. Разработайте техническое задание на проект внедрения новой информационной системы в организацию.

2. Определите для данного проекта основные виды работ (наборы работ) и структурируйте их по этапам.

3. Разработайте матрицу СРРПЭ, в которой определите все промежуточные результаты и ответственные подразделения (или ответственных людей).


Тема 5. Сетевые методы в управлении проектами

  1. Виды сетевых графиков.

  2. Алгоритм построения сетевого графика.

  3. Оптимизация сетевых моделей проекта.

Контрольные вопросы:

1. Чем отличается структура распределения работ от сетевого графика проекта?

2. Как связаны структура распределения работ и сетевой график проекта?

3. Зачем надо разрабатывать структуру распределения работ? Почему бы не перейти сразу же к построению сетевого графика, минуя структуру распределения работ?

4. Почему знание резервов времени имеет значение для менеджера проекта?

5. Почему при построении сетевых графиков иногда пользуются отношениями задержки?

6. Что такое подвесная операция и когда она используется?

Практические задания:

1. Постройте сетевой график на основании следующих данных:


Операция

Предшествующая операция

А

нет

В

нет

С

А

D

А

Е

В

F

В

G

С, D, Е ,F

2. Постройте сетевой график на основании следующих данных:



Операция

Предшествующая операция

А

нет

В

нет

С

А, В

D

А, В

Е

А,В

F

C,D

G

Е

Н

F

I

F,G

3. На основании следующей информации постройте сетевой график типа ОУ. Выполните его прямой и обратный анализ, рассчитайте резервы времени операций и определите критический путь.



Операция

Продолжительность

Предшествующая

A

5

Нет

В

10

Нет

С

15

А

D

10

А

Е

5

В

F

20

С

G

20

Е

H

5

D, Е, F

1

15

G

4. Разработайте сетевой график проекта; рассчитайте раннее, позднее время начала и окончания операций, резервы времени их выполнения, определите плановую продолжительность проекта и критический путь.



ID

Описание

Предшествующая операция

Время

А

Внешняя спецификация

Нет

8

В

Проверка проектных характеристик

А

2

С

Новые характеристики документа

А

3

D

Написание программы

А

60

Е

Программирование и испытание

В

60

F

Отредактируйте, опубликуйте замечания

С

2

G

Проверьте инструкцию

D

2

Н

Первый вариант

Е, F

20

1

Напечатайте инструкцию

G

10

J

Второй вариант

Н,1

10

К

Производство

J

12

L

Выпустите из печати и отправьте

К

3


Тема 6. Управление ресурсами проекта

  1. Виды ограничений на количество ресурсов.

  2. Методы распределения ресурсов.

  3. Построение схемы и графика загрузки ресурсов.

Контрольные вопросы:

1. Как связаны календарное планирование ресурсов и приоритет проекта?

2. Каким образом календарное планирование ресурсов снижает гибкость в управлении проектом?

3. Назовите 6 причин, по которым календарное планирование ресурсов является важной задачей.

4. Как можно использовать аутсорсинг, чтобы смягчить 3 наиболее общих проблемы, связанных с календарным планированием ресурсов нескольких проектов?

5. Объясните риски, связанные с выравниванием ресурсов, сокращением или срочным выполнением проектов и установлением сроков продолжительности проекта или с необходимостью идти по графику при выполнении проекта.

Практические задания:

Проанализируйте полученный от преподавателя сетевой план (раздается каждому индивидуально). Рассчитайте раннее, позднее время начала и окончания операций, а также их резерв. Какова общая продолжительность выполнения проекта? Используя любой метод, разработайте график использования ресурса А и ресурса В. Предположите, что имеется только один из ресурсов. Имея график ресурсов, рассчитайте раннее, позднее время начала и окончания операций, а также их резерв. Какие операции теперь являются критическими? Какова теперь продолжительность проекта? Может что-либо подобное произойти в действительности?


Тема 7. Управление временем выполнения проекта

  1. Построение графика стоимости времени выполнения проекта.

  2. Определение операций для сокращения времени их выполнения.

  3. Принципы эффективного управления временем.

  4. Факторы потерь времени.

Работа в группах:

Работа над кейсом «Всемирная парусная регата Whitbread». На основе всей полученной информации, на основе предоставленной оценки стоимости для каждой операции и соответствующей стоимости срочных операций постройте сетевой график проекта, график стоимости и времени выполнения проекта.

Руководитель проекта анализирует материалы и хочет знать, смогут ли они уложиться в бюджет $ 3,2 миллиона и в срок 45 недель. Что вы посоветуете им в этой ситуации?

Вопросы для обсуждения:

1. Как руководитель проекта может использовать график стоимости проекта для управления временем? Объясните.

2. Определите 5 косвенных издержек для достаточно сложного проекта. Почему эти издержки классифицируются как косвенные? Как косвенные издержки влияют на стоимость проекта во времени?

3. При сокращении продолжительности проекта вы должны избегать общих фондов. Почему?

4. Сокращение продолжительности проекта повышает риск опоздания. Объясните.

5. Возможно ли сократить критический путь и сэкономить деньги? Объясните, как.

6. Почему важно учитывать косвенные издержки при анализе потенциальных альтернатив проекта?

7. Чувствительные и нечувствительные сети должны рассматриваться по-разному в решении вопроса о сокращении проекта. Дайте подробное объяснение рисков, связанных с изменением каждого типа сети проекта.



Практические задания:

Выдается индивидуальное задание, в котором необходимо применить пошаговую процедуру для выполнения расчетов и определения оптимального времени и стоимости проекта, т.е. сокращается одна единица времени за один шаг, используя метод наименьших издержек.



Пример задания:

Предположим, вы имеете сеть и данные, приведенные ниже. Рассчитайте общие прямые издержки для каждой продолжительности проекта. Если косвенные издержки для каждой продолжительности проекта — $400 (18 единиц времени), $350 (17), $300 (16), $250 (15), $200(14), $ 150(13), рассчитайте общую стоимость проекта для каждой продолжительности. Нанесите общие прямые, косвенные и издержки проекта для каждой продолжительности на график стоимости времени. Какая продолжительность представляет наименьшую общую стоимость проекта? Какова эта стоимость?



Операция

Наклон

Максимально предельное время

Прямые издержки

Минимальные

Срочные

Время

Стоимость

Время

Стоимость

А







2

$50

1

$70

В







4

80

2

160

С







8

70

4

110

D







6

60

5

80

Е







7

100

6

130

F







4

40

3

100

G







5

100

4

150

image8
Тема 8. Организационные структуры управления проектами

  1. Организация проектов в рамках функциональной оргструктуры.

  2. Организация проектов по принципу независимых команд (проектно-дивизиональные структуры).

  3. Реализация проектов в матричной организации.

  4. Последовательность разработки и создания организационных структур управления проектами.

Контрольные вопросы:

  1. Каковы относительные преимущества и недостатки функциональных и матричных структур и системы независимых команд для управления проектами?

  2. В чем отличие функциональной матрицы от проектной?

  3. При каких условиях целесообразнее использовать проектную матрицу по сравнению с системой независимых проектных команд?

  4. Почему до принятия решения о том, какую именно структуру управления проектом выбрать, необходимо оценить культуру организации?

  5. Что, по вашему мнению, более важно для успешной разработки проекта – формальная управленческая структура или культура основной организации?

Практические задания:

  1. Вы работаете в компании ХХ, производящей высокоточные оптические прицелы для охотничьих ружей. В течение последних 20 лет компания является лидером на этом рынке, и поэтому она приняла решение о диверсификации производства посредством использования своих технологий в изготовлении биноклей высшего качества. Какой тип структуры управления проектом вы порекомендуете для этого проекта? Какая информация вам нужна, для того чтобы дать рекомендацию, и почему?

  2. Учеба в университете в чем-то аналогична работе в организации с матричной структурой, т.к. студенты одновременно изучают более одного предмета, и им необходимо распределять свое время между различными занятиями. Какие проблемы это создает для вас? Как это влияет на качество вашей учебы? Как лучше управлять такой системой, чтобы облегчить вашу жизнь и одновременно сделать ее более продуктивной?


Тема 9. Управление командой проекта

  1. Формирование команды проекта. Распределение ролей в команде.

  2. Развитие команды проекта.

  3. Специфика управления проектными командами.

  4. Виртуальные проектные команды.

Выполнение теста на определение групповой роли в команде.

Работа в группах:

Вспомните, как осуществлялась ваша предыдущая работа в группах.

А) Проанализируйте развитие команды, применив пятиступенчатую модель и модель прерывистого равновесия. Какая из них лучше описывает развитие группы?

Б) Проанализируйте группу в свете основных ситуационных факторов, влияющих на развитие команды. Какие факторы положительно влияют на развитие группы? Как группа старалась преодолеть негативные факторы? Что бы вы сейчас сделали по-другому, чтобы преодолеть негативные факторы?

С) Проанализируйте, насколько эффективно группа справилась с заданием? Что группе удалось? Что не удалось? Что бы вы порекомендовали группе?

Вопросы для обсуждения:

  1. Каковы уникальные проблемы и задачи управления виртуальной проектной командой?

  2. Что может сделать руководитель проекта, чтобы избежать проблем, характерных для виртуальных проектных команд?


Тема 10. Финансирование проектов

  1. Источники финансирования проектов.

  2. Основные формы финансирования проектов.

  3. Бюджет проекта и смета проекта.

  4. Формирование портфельных бюджетов.

Контрольные вопросы:

1. Что такое проектное финансирование? 

2. Какие существуют способы проектного финансирования? 

3. Какие существуют источники финансирования? Приведите любую классификацию. 

4. Что понимается под организационными формами проектного финансирования? 

5. Перечислите основные черты западного проектного финансирования. 

6. Назовите основные формы проектного финансирования. 

Практическое задание:

Разработайте примерную смету затрат на проект по внедрению новой информационной системы в организацию (предварительно дайте общую характеристику проекта). Является ли данный проект инвестиционным? Почему? Объясните свою точку зрения. Определите, каковы могут быть источники финансирования данного проекта.
Тема 11. Управление проектными рисками

  1. Типология рисков.

  2. Методы анализа и оценки рисков.

  3. Способы реагирования на риск.

Вопросы для обсуждения:

1. Если проект тщательно спланирован, проектные риски можно/ нельзя устранить. Объясните.

2. Возможность рисков и соответственный им рост затрат меняются на протяжении жизненного цикла проекта. Каково значение этого явления для управляющего проектом?

3. Объясните, в чем разница между сметными резервами и резервами управления.

4. Как связаны между собой структура распределения работы по этапам проекта и контроль над изменениями?

5. Каковы возможные последствия неприменения процесса контроля над изменениями? Почему?



Работа в группах с кейсами:

1. Изучив все предоставленные данные о проекте (кейс предоставляется преподавателем), определите потенциальные риски, связанные с данным проектом. Попробуйте выявить не менее 5 рисков.

2. Для анализа выявления рисков используйте матрицу оценки риска:

Событие

Вероятность

Степень серьезности

Трудность обнаружения

Время возникновения риска

1













2













3. Для описания выхода из каждого конкретного риска разработайте матрицу реагирования на риск:

Риск

Принять, снизить, участвовать, переадресовать

План на случай непредвиденных обстоятельств

Импульс к применению

1










2











Практическое задание:

Выявите и оцените большие и малые риски, присущие проекту по внедрению новой информационной системы в организацию (предварительно дайте общую характеристику проекта). Решите, как вы будете на них реагировать. Разработайте план на случай непредвиденных обстоятельств для 2—4 выявленных рисков. Оцените затраты. Выделите резервы на случай непредвиденных обстоятельств. Какое количество резервов вы выделили бы на весь проект? Обоснуйте свой выбор и расчеты.


Тема 12. Организация контроля при реализации проекта

  1. Контроль времени выполнения работ. Инструменты контроля.

  2. Контроль стоимости проекта. Инструменты контроля.

  3. Контроль качества. Инструменты контроля.

Контрольные вопросы:

    1. Каким образом приведенная стоимость дает более четкую картину статуса графика и стоимости проекта по сравнению с простым планом против фактической системы?

    2. Каким образом опорный план способствует интеграции планирования и контроля проектов?

    3. Почему для руководителей проектами важно противостоять изменениям в опорном плане проекта? При каких условиях руководитель проекта мог бы внести изменения в опорный план?

    4. Как сворачивание проекта помогает выявлять проблемы стоимости и графика проекта?

    5. Затраты можно собрать в одно целое или разъединить по горизонтали и вертикали. В чем преимущества этой системы?

Практическое задание:

Каким образом автоматизированные информационные системы способны помочь при реализации проекта. Выполнение каких функций должно обеспечиваться данными системами?

Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы и наиболее распространенные ошибки при построении автоматизированной системы управления проектами?
6. Примерная тематика контрольных работ

1. История развития управления проектами за рубежом.

2. История развития управления проектами в России.

3. Управление качеством. На примере…

4. Управление временем. На примере…

5. Управление стоимостью. На примере…

6. Управление риском. На примере…

7. Управление персоналом. На примере…

8. Управление запасами. На примере…

9. Управление ресурсами проекта. На примере…

10. Управление маркетинговым проектом. На примере…

11. Управление проектом рекламной компании. На примере…

12. Управление контрактами и обеспечение проекта. На примере…

13. Сетевые методы в управлении проектами.

14. Программные средства управления проектами.

15. Интегрированные системы в управлении проектами.

16. История развития автоматизированных систем управления технологическими процессами. 

17. Обзор автоматизированных систем управления технологическими процессами.

18. Планирование и конструирование проекта.

19. Методы автоматизации планирования и конструирования проекта.

20. Общая теория процессного подхода в управлении проектами. 

21. Методы и средства концептуального проектирования в управлении проектами.

22. Взаимосвязь между корпоративной стратегией и Управлением проектами.

23. Культурный аспект управления проектами. 

24. Управление и корпоративная культура. 

25. Методы разработки моделей управления проектами. 

26. Применение количественных методов управления проектами, Диаграмма Гранта. Сетевые диаграммы. На примере… 
27. Метод критического пути в управлении проектом на примере… 

28. Методы оптимизации в управлении проектами. На примере… 

29. Методы распределения финансовых ресурсов по времени в процессе выполнения проекта. 

30. Экспертные системы и базы знаний в управлении проектами. 

31. Обзор и сравнительный анализ развития технологий в управлении проектами. 

32. Бизнес-план проекта. На примере… 

33. Управление проектом внедрения информационной системы управления проектами? 

34. Разработка и управление венчурным проектом. 

35. Управление инновациями на производстве. 

36. Пример разработки ТЭО строительного проекта. 



37. Пример подготовки и оценки инвестиционного проекта.
7. Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу «Управление проектами в области информационных систем»

  1. Понятие и признаки проекта, жизненный цикл проекта и участники проекта.

  2. Классификация и особенности различных типов проектов.

  3. Сущность управления проектами. Эволюция систем управления проектами компании.

  4. Интеграция стратегии организации и проектов.

  5. Оценка эффективности инвестиционных проектов

  6. Характеристика этапов разработки схемы проекта.

  7. Методы сетевого планирования проекта. Основные правила разработки сетевого графика.

  8. Методы оптимизации сетевой модели проекта по времени, по ресурсам, по времени и стоимости.

  9. Типы ограничений проекта. Календарное планирование ресурсов. Методы планирования (распределения) ресурсов в проекте.

  10. Планирование стоимости проекта

  11. Сущность проектных рисков. Выявление и оценка риска в проекте. Управление рисками проекта.

  12. Количественный и качественный анализ и методы снижения проектных рисков

  13. Разработка оргструктуры проекта. Характеристика основных форм структурной организации проекта.

  14. Разработка бюджета проекта

  15. Формирование и управление проектной командой

  16. Организационный инструментарий управления проектом

  17. Построение системы оценки и контроля проекта. Виды контроля.

  18. Инструменты контроля за временем выполнения работ.

  19. Инструменты контроля за стоимостью проекта.

  20. Управление завершением проекта. Процесс проверки проекта.

  21. Организация послепроектного обслуживания

  22. Проблемы реализации инвестиционных мультипроектов

  23. Управление портфелем проектов

2 вопрос билета – практическое задание.
8. Список литературы по курсу
8.1. Основная литература

  1. Болотина Г. К. Управление качеством технологических проектов: учеб. пособие/ Г. К. Болотина. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011.

  2. Менеджмент: учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. "Менеджмент организации" / ред. М. Л. Разу. - 3-е изд., стереотип. - Москва: КноРус, 2011.

  3. Управление инновационными проектами: учеб. пособие/ ред. В. Л. Попов. - Москва: Инфра-М, 2011.

  4. Фунтов В. Н. Основы управления проектами в компании: учеб. пособие по спец. "Менеджмент организации"/ В. Н. Фунтов. - 3-е изд., доп. - Санкт-Петербург: Питер, 2011.


8.2. Дополнительная литература

  1. Балдин К. В. Управление рисками в инновационно-инвестиционной деятельности предприятия: учеб. пособие/ К.В. Балдин, И.И. Передеряев, Р.С. Голов. - Москва: Дашков и К, 2010.

  2. Беркун С. Откуда берутся гениальные идеи? = The Myths of Innovation: 10 мифов об инновации: пер. с англ./ С. Беркун. - Санкт-Петербург: Питер, 2011.

  3. Вайсблат Б. И. Управление рисками бизнес-плана инвестиционного проекта/ Б.И. Вайсблат, М.А. Пистонов // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 2. С. 25-29.

  4. Грекул В. И. Управление внедрением информационных систем: учебник для студентов вузов направления подготовки "Бизнес-информатика"/ В.И. Грекул, Г.Н. Денищенко, Н.Л. Коровкина. - Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2012.

  5. Гущин А.Н. Методы управления проектами: инфографика. М.: Директ-Медиа, 2011.

  6. Дмитриева Е. А. Управление рисками проектов в рамках государственно-частного партнерства / Е.А. Дмитриева // Деньги и кредит. 2012. № 2. С. 51-55.

  7. Ильина О. Н. Методология управления проектами: становление, современное состояние и развитие : монография/ О. Н. Ильина. - Москва: ИНФРА-М,2011.

  8. Ильина О. Управление проектами: ориентация на устойчивое развитие // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 1. С. 106-112.

  9. Колесников М. А. Управление инвестиционным проектом в условиях неопределенности // Журнал экономической теории. 2012. № 1. С. 115-118.

  10. Лузина Т. В. Управление проектами: учеб. пособие/ Т. В. Лузина, Т.Б. Толстихина; Тюм. гос. ун-т. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011.

  11. Лукасевич И. Я. Инвестиции: учеб. для студентов вузов, обуч. по напр. "Экономика" и спец. "Финансы и кредит" и "Бух. учет, анализ и аудит. - Москва: Вузовский учебник: Инфра-М, 2011.

  12. Неизвестный С. Проектный менеджмент: человеко-ориентированный подход // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 3. С. 95-102.

  13. Протасов М. Ошибки управления e-learning-проектами // Справочник по управлению персоналом. 2012. № 3 (март). С. 24-29.

  14. Румянцева Е. Е. Самоучитель по разработке бизнес-проектов: учеб. пособие/ Е.Е. Румянцева. - Москва: ИНФРА-М, 2010.

  15. Светлов Н. М. Информационные технологии управления проектами: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080502 "Экономика и управление на предприятии АПК"/ Н. М. Светлов, Г. Н. Светлова. - Москва: ИНФРА-М, 2012.

  16. Селюк А. В. Управление проектной командой: учебное пособие/ А.В. Селюк, С.С. Денисова; Тюм. гос. ун-т. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2013.

  17. Смирнов А. Л. Анализ инвестиционных проектов в банке // Банковское дело. 2012.  № 2. С. 47-51.

  18. Троцкий М., Груча Б., Огонек К. Управление проектами. М.: Финансы и статистика, 2011.

  19. Управление инновациями в модернизируемой экономике: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по напр. 080507.68 "Менеджмент"/ Л. Л. Тонышева [и др.]; Тюм. гос. нефтегаз. ун-т. - Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2011.

  20. Управление проектом: основы проектного управления: учеб. для студентов вузов, обуч. по спец. "Менеджмент организации", "Государственное и муниципальное управление", "Маркетинг", "Управление персоналом", "Управление инновациями", "Национальная экономика"/ ред. М. Л. Разу. - 4-е изд., стереотип. - Москва: КноРус, 2012.

  21. Черников Б. В. Управление качеством информационных систем в экономике: учеб. пособие по дисц. спец. "Менеджмент организации"/ Б. В. Черников, В. В. Ильин. - Москва: ФОРУМ, 2010.


8.3. Периодика

      1. Журнал «Экономический анализ: теория и практика».

      2. Журнал «Эксперт».

      3. Журнал «Консультант».

      4. Журнал «КомпьютерПресс»

      5. Журнал «Менеджмент сегодня». - М.: ЗАО «Издательский дом «Гребенникова».

      6. Журнал «Менеджмент: горизонты ИСО».

      7. Российский экономический журнал

      8. Журнал «Вопросы экономики»


8.4. Интернет-ресурсы

  1. Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/wps/portal)

  2. Европейская экономическая комиссия ООН (http://www.unece.org/stats/stats_r.htm)

  3. ГМЦ Росстата (http://www.gmcgks.ru/poleznye_ssylki.htm)

  4. World Tourism Organization (http://www.world-tourism.org/ruso/index.htm)

  5. Министерство экономического развития и торговли РФ (http://www.economy.gov.ru/wps/portal)

  6. EEGweb (http://www.eeg.ru/)

  7. Институт Экономики Переходного Периода (http://www.iet.ru/)

  8. "АКДИ Экономика и жизнь" (http://www.akdi.ru/)

  9. Статистическая база данных по российской экономике (Государственный Университет - Высшая Школа Экономики) (http://stat.hse.ru/)



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ ВОЛОСНИКОВА Л.М.

«_____» ________________ 2013 г.


Управление проектами в области информационных систем
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 080508.65 «Информационный менеджмент»,

очная форма обучения


«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы:

___________________ Ромашкина Г.Ф., Тарасова А.Н.

«___» ______________ 2013 г.
Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и логистики
«____» _________ 2013 г., протокол №___. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.


«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 37 стр.

Зав. кафедрой ______________ ВОРОНИН А.В.

«___» __________ 2013 г.
Рассмотрено на заседании УМК Финансово-экономического института
«____» _________ 2013 г., протокол № ____.


Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________ КОРЧЕМКИНА Е.С.

«_____» _____________ 2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

И.о. директора Информационно-библиотечного центра __________ УЛЬЯНОВА Е.А..

«_____» _____________ 2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________ ФАРАФОНОВА И.Ю.

«_____» _____________ 2013 г.


izumzum.ru