Рабочая программа для студентов очной формы обучения специальностей 031201. 65 «Теория и методика преподавания иностранных языков и - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины опд. В. 03. 2 «Интерпретация текста» 1 57.4kb.
По дисциплине «использование интернет-технологий в преподавании математических... 1 99.06kb.
Рабочая программа для студентов направления 020500. 62География и... 1 286.62kb.
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология (магистры) 1 177.23kb.
Рабочая программа для студентов направления подготовки 031900. 1 230.73kb.
Рабочая программа дисциплины «Методика обучения математике»/ сост. 5 603.41kb.
Рабочая программа дисциплины 1 102.53kb.
Рабочая программа дисциплины деловой иностранный язык 4 441.54kb.
Рабочая программа дисциплины «история экономических учений» Направление... 1 276.32kb.
Параллельные вычисления 1 415.89kb.
Предназначена для студентов очной формы обучения, обучающихся по... 1 424.75kb.
Статья Основные понятия 1 70.05kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Рабочая программа для студентов очной формы обучения специальностей 031201. 65 «Теория - страница №1/2

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Л.М. Волосникова/

__________ _____________ 2010 г.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов очной формы обучения

специальностей 031201.65 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», 031202.65 «Перевод и переводоведение», 031203.65 «Теория и практика межкультурной коммуникации».
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Авторы работы ____________________ / Аверьянова Е.В. /

«______»___________2010 г.

Рассмотрено на заседании кафедры французской филологии, «07» октября 2010, протокол № 2 Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем __ стр.

Зав. кафедрой ____________________ / Лыкова Н.Н./

«______»___________ 2010 г.

Рассмотрено на заседании УМК ИФиЖ «__» _________ 2010, протокол № _

Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Рацен Т.Н./

«______»_____________2010 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./

«______»_____________2010 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ

КАФЕДРА ФРАНЦУЗСКОЙ ФИЛОЛОГИИ

Е.В. Аверьянова

Культурология

Учебно-методический комплекс

Рабочая учебная программа для студентов

Направление 031200 - «Лингвистика и межкультурная коммуникация»

Специальности 031202.65 – «Перевод и переводоведение»,

031203.65 – «Теория и практика межкультурной коммуникации»,

031201.65 – «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»

Тюменский государственный университет

2009
Рабочая учебная программа по дисциплине ГСЭ.Ф.04

Культурология”
Составители: профессор кафедры французской филологии, к.ф.н. Е.В. Аверьянова
1.Пояснительная записка

1.1.Требования к уровню освоения содержания дисциплины


Требования ГОС:

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в современном мировом процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социализация.

Пояснительная записка


На факультете романо-германской филологии курс разделен на два больших цикла: в первом семестре читается морфология культуры, во втором семестре: типология культуры. Лекции читаются для всего потока на русском языке, семинарские занятия проводятся по отделениям на английском, немецком и французском языках, где основной задачей является овладение необходимой терминологией для ведения межкультурной коммуникации.

1.2.Цель и задачи дисциплины

Цель: Сформировать у студентов представление о культуре, как об основном компоненте антропосферы, определяющим взаимодействие информационных процессов в рамках биосферы, ноосферы, семиосферы и этносфер.

-Задачи:



  • сформировать у студентов знания о культурной обусловленности функционирования языка;

  • сформировать у студентов представления об этнокультурном своеобразии языковых сообществ;

  • сформировать у студентов представления о культурной и этнической толерантности.

  • овладеть необходимым терминологическим аппаратом для ведения межкультурной коммуникации, как на русском, так и на иностранных языках.

-Студент должен уметь:

  • владеть понятийным и терминологическим аппаратом культурологии;

  • выделять основные отличительные особенности этносов;

  • знать суть наиболее известных концепций о культуре;

  • обобщать и делать выводы.

1.3.Трудоемкость дисциплины


Виды учебной работы

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость дисциплины

192

III-IV

Лекции

74

III- 38 ч.; IV – 36 ч.

Семинары

36

IV

Самостоятельная работа студентов

40

III- 22 ч.; IV – 18 ч.


Вид итогового контроля

Экзамен

Зачет


IV

III



2.Тематический план изучения дисциплины




Темы лекций

Кол-во часов

СРС

1.

3 семестр. МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ: Становление культурологии как науки

6

4

2.

Функции культуры

2

4

3.

Культурогенез

6

6

4.

Теория В.П. Алексеева об антропогенезе и генезисе языка

2

4

5.

Семиотика культуры: виды смыслов: знания, ценности, регулятивы

2

4

6.

Знаковые системы в культуре

4

4

7.

Место и функции языка в культуре

2

4

8.

ПРИРОДА И КУЛЬТУРА: Теория В.И.Вернадского о Биосфере и Ноосфере

2

4

9.

Генезис и морфология культуры как игры. Концепция Й. Хейзинги

2

4

10.

Теория Л.Н.Гумилева об эногенезе

2

6

11.

Теория культуры детства M. Мид

3

6




4 СЕМЕСТР: ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР







12.

Культурная картина мира

2

4

13.

Межкультурные коммуникации

2

4

14.

Способы культурной идентификации

2

4

15.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры

2

5

16.

Восток как тип культуры

2

6

17.

Запад как тип культуры

2

6

18.

Европейцы

2

4

19.

Американцы

2

4

20.

Россия как тип культуры

2

6

21.

Культура и глобальные проблемы современности

2

4

22.

Инкультурация и социализация

2

4


Планирование самостоятельной работы студентов


№№

темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные







Модуль 1













1

1.

составление конспектов; подготовка докладов; подготовка к текущим контрольным работам

1-2

6

0-5

2.

3-4

6

0-5

3.

4.


5-6

6

0-15




Всего по модулю 1:

18

25

Модуль 2













2

1.

составление конспектов; подготовка эдокладов; подготовка к текущим контрольным работам

7-8

6

0-5

2.

9-10

6

0-5

3.

4.


11-12

6

0-15




Всего по модулю 2:

18

25

Модуль 3













3

1.

составление конспектов; подготовка докладов; подготовка к текущим контрольным работам;

13-14

6

0-5

2.

3.


15-16

6

0-5


3.Содержание программы курса по темам

Лекция 1.

1.Предмет и задачи культурологии.

2.Становление культурологии как науки.

3.Место культурологии среди других гуманитарных наук.

4.Становление понятия “культура”.

5.Основные понятия культурологии: цивилизация, морфология культуры.

6.Методы культурологических исследований.


Лекция 2. Функции культуры

1.Информационная функция.

2.Адаптивная функция.

3.Коммуникативная функция.

4.Функция социализации.
Лекция 3. Культурогенез

1.Культура нижнего палеолита.

2.Культуры верхнего палеолита.

3.Культура мезолита и неолита.


Лекция 4. Теория В.П. Алексеева об антропогенезе и генезисе языка

1.Происхождение и история семейства гоминид (антропогенез).

2.Происхождение и начальный этап развития языка.

3.Основные этапы развития речи и языка.


Лекция 5.Семиотика культуры: виды смыслов: знания, ценности, регулятивы

1.Смыслы.

2.Виды смыслов: знания, ценности, регулятивы.
Лекция 6.Знаковые системы в культуре

1.Культура как мир знаков.

2.Типология знаковых систем культуры.
Лекция 7. Место и функции языка в культуре

1.Когнитивные функции языка.

2.Коммуникативные функции языка.

3.Гипотеза языковой относительности Сепира-Уорфа.


Лекция 8.Теория В.И. Вернадского о Биосфере и Ноосфере

1.Биосфера.

2.Пределы жизни.

3.Ноосфера.

4.История научной мысли.
Лекция 9. Генезис и морфология культуры как игры. Концепция Й. Хейзинги

1.Признаки игры.

2.Игра и состязание как культуросозидающая функция.

3.Игра и правосудие.

4.Игра и ратное дело.

5.Игровые формы искусства.

6.Игровой элемент современной культуры.
Лекция 10.Теория Л.Н. Гумилева об этногенезе

1.Ключевые определения.

2.Пассионарность, или этногенный признак.

3.Образы пассионариев.

4.Пассионарная индукция.

5.Способы утраты пассионарности.

6.Субпассионарии.

7.Рождение этноса.


Лекция 11. Теория культуры детства M. Мид

I.Взросление на Самоа

1.Воспитание самоанского ребенка.

2.Девочка и ее возрастная группа.

3.Наши педагогические проблемы в свете самоанских антитез.
II.Как растут на Новой Гвинее

1.Воспитание в раннем детстве.

2.Семейная жизнь.

3.Мир ребенка.

4.Воспитание и личность.
Лекция 12. Культурная картина мира

1.Понятие культурной картины мира.

2.Знаки и символы в культуре.

3.Смысл и значение в культуре.

4.Культурные коды.
Лекция 13. Межкультурные коммуникации

1.Основные проблемы межкультурных коммуникаций.

2.Межкультурное общение в современном мире.

3.Культура и поведение.

4.Сущность культурных ценностей и их место в МКК.

5.Культурные нормы и их роль в культуре.


Лекция 14. Способы культурной идентификации

1.Культурная идентичность и культурная идентификация.

2.Культурная идентификация как процесс.
Лекция 15. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры

1.Народ, этнос, нация.

2.Этническая и национальная культура.

3.Элитарная и массовая культура.


Лекция 16. Восток как тип культуры

1.Типологическая целостность Востока.

2.Индия: периодизация истории культуры, социально-политическая структура, религиозно-мифологические представления, мир повседневности, искусство, модернизация.

3.Китай: периодизация истории культуры, социально-политическая структура, религиозно-мифологические представления, мир повседневности, искусство, модернизация.

4.Япония: периодизация истории культуры, социально-политическая структура, религиозно-мифологические представления, мир повседневности, искусство, модернизация.
Лекция 17. Запад как тип культуры

1.Типологическая целостность Запада.

2.Историческое единство античной культуры: основные черты античной культуры, периодизация, античный полис как феномен культуры.

3.Культура итальянского Возрождения.

4.Возрожденческая культурная парадигма и становление современной культуры: гуманизм Возрождения и его оборотная сторона, обновленный идеал человека (классицизм и Просвещение), современная культура.
Лекция 18.Европейцы

1.Этнокультурные стереотипы.

2.Европейцы:

а)Характеры европейских народов по Канту;

б)Мадариага о трех европейских нациях.
Лекция 19.Американцы
Лекция 20.Россия как тип культуры

1.Российская культура в парадигме “Восток-Запад”.

2.Специфика России в мировой культуре.

3.Этапы и основные тенденции развития российской культуры.

4.Просветительская революция и большевистская контрреволюция.
Лекция 21. Культура и глобальные проблемы современности

1.Постмодерн в культуре XX века.

2.Глобальные проблемы XX века.
Лекция 22.Инкультурация и социализация

1.Влияние окружающей среды на инкультурацию.

2.Некоторые психологические механизмы инкультурации.
4. Темы семинаров

Семинарские занятия не предусмотрены.


5. Лабораторный практикум

Лабораторный практикум не предусмотрен.


6.Темы рефератов и других видов самостоятельной работы студентов:
Самостоятельная работа: предполагает изучение литературы и реферативное изложение прочитанного

Рефераты и доклады по темам курса:

1.Становление понятия «культура».

2.Функция социализации.

3.Культура мезолита и неолита.

4.Основные этапы речи и языка.

5.Регулятивы.

6.Типология знаковых систем культуры.

7.Гипотеза языковой относительности Сепира-Уорфа.

8.История научной мысли.

9.Игровые формы искусства.

10.Рождение этноса.

11.Наши педагогические проблемы в свете самоанских антитез.

12.Воспитание и личность на Новой Гвинее.

13.Культурные нормы и их роль в культуре.

14.Культурная идентификация как процесс.

15.Элитарная и массовая культура.

16.Типологическая целостность Востока.

17.Типологическая целостность Запада.

18.Характеры европейских народов по Канту.

19.Мадариага о трех европейских нациях.

20.Просветительская революция и большевистская контрреволюция.

21.Постмодерн в культуре XX века.

22.Некоторые психологические проблемы инкультурации.


7.Темы для курсовых работ

Курсовые работы не предусмотрены.


8. Итоговый контроль

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ:

Зачет предусмотрен в конце 3 семестра. По окончании курса, в конце 4 семестра, предусмотрен экзамен. Он состоит из двух теоретических вопросов.

Морфология культуры:

1.Происхождение и развитие понятия и термина культура.

2. Аксиологическая и антропологическая трактовка культуры.

3. Методы культурологических исследований.

4.Информационная функция культуры.

5.Адаптивная функция культуры.

6.Коммуникативная функция культуры.

7.Культура нижнего палеолита.

8.Культуры верхнего палеолита.

9.Культура мезолита и неолита.

10.Теория В.П. Алексеева об антропогенезе и генезисе языка.

11. Виды смыслов: знания, ценности, регулятивы.

12.Культура как мир знаков.

13.Типология знаковых систем культуры.

14.Функции культуры.

15.Гипотеза языковой относительности Сепира-Уорфа.

16.Теория В.И. Вернадского о Биосфере.

17.Теория В.И. Вернадского о Ноосфере.

18.Генезис культуры как игры и морфология игры. Концепция Й. Хейзинги.

19.Теория Л.Н. Гумилева об этногенезе.

20.Наши педагогические проблемы в свете самоанских антитез в соответствии с теорией M. Мид.

21.Воспитание и личность на Новой Гвинее в соответствии с теорией M. Мид.


4 семестр: ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

1.Национальные культуры. Понятия народ, этнос, нация.

2.Этническая и национальная культура.

3.Культурная картина мира.

4.Культурные коды.

5.Межкультурное общение в современном мире.

6.Культура и поведение в свете межкультурной коммуникации.

7.Сущность культурных ценностей и их место в межкультурной коммуникации.

8.Культурные нормы и их роль в культуре в свете межкультурной коммуникации.

9.Культурная идентичность и культурная идентификация.

10.Культурная идентификация как процесс.

11.Народ, этнос, нация.

12.Этническая и национальная культура.

13.Элитарная и массовая культура.

14.Типологическая целостность Востока.

15.Индия: периодизация истории культуры, социально-политическая структура, религиозно-мифологические представления, мир повседневности, искусство, модернизация.

16.Китай: периодизация истории культуры, социально-политическая структура, религиозно-мифологические представления, мир повседневности, искусство, модернизация.

17.Япония: периодизация истории культуры, социально-политическая структура, религиозно-мифологические представления, мир повседневности, искусство, модернизация.

18.Типологическая целостность Запада.

19.Историческое единство античной культуры: основные черты античной культуры, периодизация, античный полис как феномен культуры.

20.Культура итальянского Возрождения.

21.Возрожденческая культурная парадигма и становление современной культуры: гуманизм Возрождения и его оборотная сторона, обновленный идеал человека (классицизм и Просвещение), современная культура.

22.Характеры европейских народов по Канту.

23.Мадариага о трех европейских нациях.

24.Американцы.

25.Специфика России в мировой культуре.

26.Этапы и основные тенденции развития российской культуры.

27.Просветительская революция и большевистская контрреволюция.

28.Глобальные проблемы XX века.

29.Инкультурация и социализация

30.Влияние окружающей среды на инкультурацию. Некоторые психологические механизмы инкультурации.

Культурология

Дополнения (изменения) в рабочую учебную программу обсуждены и утверждены на заседании кафедры французской филологии 07 октября 2010 г., протокол №2.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Культурология: учеб. пособие для студ. вузов/ ред. Г. В. Драч. Москва: Альфа-М: Инфра-М, 2009. 413 с.



2. Золкин А. Л.. Культурология: учеб. для студентов вузов/ А. Л. Золкин. 2-е изд., перераб. и доп.. Москва: ЮНИТИ, 2009. 583 с.

3. Никитич Л. А. Культурология: учеб. пособие для студентов вузов/ Л. А. Никитич. Москва: ЮНИТИ, 2009. 351 с.
Дополнительная литература

Аверьянова Е.В. Культурология. Учебно-методический комплекс по культурологии. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2009. URL: http://www.umk.utmn.ru

Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс, 1994. – 616 с.

Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. - М.: Мысль, 1990. -240 с.

Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. - М.: Айрис-пресс, 2003. –576 с.

Вико Дж. Основания новой науки об общей природе нации.- М.: REFL-book, 1994. - 656 с.

Гумилев Л. И. Этногенез и биосфера земли. - М.: АСТ, 2003. – 560 с.

Лотман Ю. М. Избранные статьи // Статьи по семиотике и типологии культуры. - Таллин: Александра, 1992. - Т.1. – 480 с.

Потебня А.А. Теоретическая поэтика. - М.: Высшая школа, 1990. - 342 с.

следующая страница >>


izumzum.ru