страница 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Рабочая программа для студентов направления подготовки 031900. 68 «Международные - страница №1/1
![]() РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Волосникова Л.М./ __________ _____________ 2011 г. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЫ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 031900.68 «Международные отношения», очной формы обучения Магистерская программа «Мировая политика» «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы ________________________/Кондратьев С.В./ «1» апреля 2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры (кафедра новой истории и международных отношений, дата, номер протокола) Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем _________стр. Зав. кафедрой _______________________ /Баязитова Г.И./ «______»___________ 201__ г. Рассмотрено на заседании УМК (название института/факультета, дата, номер протокола) Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Тумакова Е.В./ «______»_____________201__ г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./ «______»_____________201__ г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт Гуманитарных НаукКафедра новой истории и международных отношенийКондратьев С.В. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЫ
для студентов направления подготовки 031900.68 «Международные отношения» очной формы обучения Магистерская программа «Мировая политика» Тюменский государственный университет 2011
Кондратьев С.В. Политические проблемы международной системы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 031900.68 «Международные отношения» очной формы обучения. Магистерская программа «Мировая политика». Тюмень, 2011, 11 стр.Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Политические проблемы международной системы [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой новой истории и международных отношений. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Баязитова Г.И., к.и.н., доцент© Тюменский государственный университет, 2011 © Кондратьев С.В., 2011
Цикл М2 (базовая часть). Курс «Политические проблемы международной системы» создает у магистрантов основу для рефлексии над собственными теоретико-методологическими и идеологическими суждениями по поводу тех или иных аспектов международных отношений. По сути, он связан со всеми последующими преподаваемыми курсами, особенно с курсами «Практикум анализа международных проблем», «Глобальная безопасность», «Процессы трансформации в Центральной и Восточной Европе».
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: умение отбирать из общего объема знаний и навыков магистра-международника компетенций, востребованных профилем конкретного вида деятельности (ПК-1), знание и активное владение иностранных языком (ПК-2), готовность практически использовать знание правовых аспектов обеспечения работы международника в сфере деятельности государственных структур, бизнеса, третьего сектора (ПК-3), умение применять компьютерные технологии на уровне пользователя для решения профессиональных задач (ПК-4), владение профессиональной терминологией и понятийным аппаратом сферы международной деятельности на русском и иностранныом языках (ПК-6), владение современной оргтехникой, средствами связи, умение самостоятельно работать на компьютере (ПК-7), свободная ориентация в пространстве сети Интернет и использование его возможностей для профессиональных целей (ПК-8). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: основные подходы к пониманию политических проблем современной глобальной системы; Уметь: писать и вести дискуссию в отечественной или зарубежной аудитории и переговоры на профессиональные темы (в т.ч. на иностранном языке), имеющие отношение к глобальным политическим вопросам; Использовать: методы прикладного и теоретического характера для выработки заключений и рекомендаций о состоянии международной среды.
Таблица 2. Планирование самостоятельной работы студентов
Тема 1: Международная система как результат взаимодействия политико-идеологических дискурсов Современная эпоха деструкции единой «истины», в т.ч. о международном порядке. Дискурсы как средство понимания и преобразования окружающей действительности. Поливариантность социальных взаимодействий в рамках международной системы. Современная гегемоническая артикуляция (либерализм с элементами консерватизма, постмодерна, геополитики) и маргинальные дискурсы (неомарксизм, феминизм, коммунитаризм).
Современный либерализм на примере Ф. Закария. Принципы его версии либерализма: основа современной западной модели – не демократия, а конституционный либерализм, охраняющий права собственности; возможность демократии для всех обществ при условии достижения определенного уровня доходов; возникновение пост-американского мира, основанного на американских ценностях; приоритетность модели «открытого общества»; преувеличенность угроз международного терроризма, способности Китая на построение собственной «авторитарной модели»; позиции США в будущем как «честного маклера»; глобальное управление за счет сети международных институтов (элитизм vs. демократизм при сохранении легитимности). Либерализм по версии Р. Купера. Позиции Купера в европейском политическом истеблишменте. Модель западноцентричного мира. Деление ойкументы на премодерн, модерн и постмодерн. Обоснование необходимости вмешательства (в т.ч. вооруженного) мира постмодерна в дела нестабильного мира премодерна и вовлечения модернистских государств (Россия, КНР и т.д.). Игра по принципам современности (жесткая сила, проблема двойных стандартов). Современный либерализм в трактовке Ф. Фукуямы. «Реалистическое вильсонианство». Глобализация, десуверенизация. Проблема дезинтеграции failed states как основной вызов безопасности Запада. Возможность управления глобальными проблемами (бедность, терроризм, failed states) в рамках сети международных институтов. Необходимость более существенной институционализации между нациями. Важность распространения демократии и экспорта «good governance». Тема 3: Этатизм: ретерриториализация политического пространства Метафизика государства как общий принцип этатизма (государствоцентризма). Государство у Гоббса и Шмитта – средство преодоления беспорядка. Исключительная позиция Суверена. Слабость демократического порядка и «воли народа». Неореалистская версия этатизма: Г. Киссинджер. Глобализация как вызов для национального суверенитета (военно-политическая слабость Объединенной Европы, неукоренность модели национального государства во многих регионах). Приоритет для мировой политики – сохранение стабильности через стратегический диалог великих держав (США, КНР, РФ и др.) по поводу ключевых проблем (Иран, Северная Корея и т.д.). Грузинская война 2008 г. – временное отклонение от нормального, результат «miscalculations». Заинтересованность России в партнерстве вследствие внутренних проблем, наличие силового баланса России в СНГ. Консерватизм по П. Бьюкенену. Политическая деятельность Бьюкенена. Приоритетность сохранения западной модели nation-state. Угрозы для нее: депопуляция, массовая иммиграция «чужаков», фрагментация социального пространства Запада; доминирование антизападной культуры на самом Западе (феминизм, марксизм, поп-культура, культ денег). Позиция «бедных соседей» (Мексика). Международно-политический изоляционизм Бьюкенена. Консерватизм Р. Кейгана. Раскол мира на авторитарный и демократический лагерь. Авторитаризм как идея и модель. Возможность открытого противостояния. «Конец конца истории». Важность фактора national power. Иллюзорность противостояния внутри Запада и совместимость стратегических культур ЕС и США. Тема 4. Постмодернизм/постструктурализм: состояние культуры и международной системы Постмодерн как состояние культуры. Преобладание партикулярности над универсальностью. Концепции смены эпистем (М. Фуко) и языковых игр (Ж. Лиотар). Ризоматическая история Ж. Делеза. Признание субъекта результатом интерпелляции (субъектная позиция). Постструктурализм Э. Лаклау. Общество как пространство борьбы за гегемонию между различными дискурсами. Множественность возникающих пустых означающих (демократия, свобода, национальный интерес и т.д.). Отсутствие «истинного дискурса». Гегемоническая артикуляция на основе властного и смыслового потенциала. Проблема общества – антагонизм между партикуляризмами. Решение – преобразование антагонизма в агонизм, построение цепочки эквивалентности для конструирования общих смыслов. Необходимость радикальной эмансипаторной демократической политики как политической борьбы любых акторов (геи, феминистки, экологи и др.) за право участия в процессе принятия решения.
Академическая школа критической геополитики. Использование конструктивизма для понимания геополитических стратегий государств. Д. Эгнью, О. Тьютейл. Тема 6: Маргинальные дискурсы: коммунитаризм История коммунитарной идеи. Современный «мягкий» коммунитаризм А. Этциони. Взгляд на феномен империи Запада. Ее противоречия. Необходимость становления подлинно мирового правительства с максимально широким представительством со стороны как Запада, так и Востока. Главный предмет их деятельности и инструмент сближения – глобальная безопасность. Поиск общих ценностей (нормативный синтез). Дефицит общности (социального капитала) на Западе. «Авторитарный» коммунитаризм Востока. Баланс между автономией личности и общественным порядком. Приоритет обеспечения легитимности. Глобальное гражданское общество. Сдерживание капитализма. Нормативный синтез как средство решения проблемы фундаментального ислама. Усиление нравственной поддержки гуманитарных интервенций. Наращивание миротворческой активности. Стимулирование государств Востока к открытию обществ. Опасность внедрения демократии в переходных обществах. Глобальная антитеррористическая коалиция. Формирование Глобального агентства безопасности. Тема 7: Маргинальные дискурсы: нео/постмарксизм Современный неомарксизм: Славой Жижек. Либеральная утопия о «конце истории», постполитика. Восприятие С. Жижеком современного левого движения. Базовые антагонизмы (классовая борьба, экологические угрозы, биополитика). Взгляд на феномен постмодерна. Критика общества с помощью триады Воображаемое-Символическое-Реальное (психоанализ Ж. Лакана). Антигуманистичность капитализма. Реполитизация в рамках антисистемного проекта. Концепт класса, пролетариата. Взгляд на ошибки СССР. Проблема революционного субъекта. Фигура лидера, опирающегося на политизированные массы. Симпатии к Чавесу, гаитянской партии Lavales, революционному террору. Параллель с Ф. Ницше. Предел теории С. Жижека. М. Хардт и А. Негри. Распад национальных суверенитетов и появление империи Капитала. Протестное движение «множества». Политический маргинализм радикальных Левых. Тема 8: Маргинальные дискурсы: феминизм Феминистская трактовка современной проблематики международных отношений. Различные версии феминизма. Научный и политический феминизм. Либеральный феминизм. Андроцентризм. Э. Тикнер и Дж. Батлер. Дж. Батлер: проблема перевода в отношениях между различными партикулярными идентичностями в эпоху постмодерна.
1) Собеседование на каждой паре по поводу результатов самостоятельной работы. 2) Эссе, проблематизирующее тематику диссертационного исследования магистранта в контексте курса. Тематика диссертационного исследования определяется магистрантом совместно с научным руководителем. 3) Итоговый тест. Примеры тестовых заданий: Проблематика терроризма в работах Ф. Закария: а) ставится на первое место среди глобальных проблем, б) объясняется как результат деятельности «горстки неудачников глобального мира», в) определяется как предмет деятельности исключительно ООН, г) все вышеперечисленное. Нападение 11 сентября 2001 г. на США и мировой финансовый кризис С. Жижек считает: а) вторжением Реального, б) активизацией Символического, в) развитием Воображаемого, г) все вышеперечисленное.
а) попытку найти компромисс «восточных» и «западных» ценностей, б) обеспечение господства «западных» ценностей над «восточными», в) разделение миров с разными ценностями, г) все вышеперечисленное.
5) Примерная тематика исследовательских работ
Курс построен на максимально широком анализе конкретных ситуаций. По возможности совершенно необходимо приглашение на отдельные темы экспертов и специалистов. Интерактивные виды работы предусматривают проведение круглых столов на тему: «Ключевые проблемы мировой безопасности в контексте ведущих исследовательских школ».
8.1. Основная литература: Учебники Алексеева Т. Современные политические теории. М.: МГИМО, 2001. Литература:
Курс предполагает использование: 1. Компьютер и компьютерный мультимедийный проектор 2. Интернет для поиска информации по современным проблемам мировой политики и международных отношений. |