Рабочая программа для студентов направления 080500. 62 «Менеджмент» очной и заочной форм обучения - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
История экономики 5 831.82kb.
Рабочая программа дисциплины «Методика обучения математике»/ сост. 5 603.41kb.
Программа дисциплины «Благотворительность: история и современность»... 1 235.58kb.
Рабочая программа для студентов направления 020500. 62География и... 1 286.62kb.
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология (магистры) 1 177.23kb.
Рабочая программа для студентов направления подготовки 031900. 1 230.73kb.
Программа рассчитана на студентов очной и заочной форм обучения 1 384.32kb.
Программа дисциплины «Аутсорсинг в логистике» для направления 080500. 1 199.7kb.
Методические указания для студентов 3-6 курсов очной и заочной форм... 1 202.36kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов всех... 2 649.62kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности... 1 267.79kb.
Исследование С. Глаголева. Харьков. 1900г. Полукож переплет того... 1 217.58kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Рабочая программа для студентов направления 080500. 62 «Менеджмент» очной и заочной - страница №3/3

Тема 6. Философия Нового времени


  1. Эмпиризм Нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк).

  2. Философия Дж. Беркли и Д. Юма как закат наивного рационализма.

  3. Особенности и характерные черты философии Просвещения.

  4. Социально-политическая тематика и просвещенческий утопизм.

Тема 7. Немецкая классическая философия

  1. Предпосылки возникновения немецкой классической философии.

  2. Учение И. Канта о границах познавательных возможностей человека.

  3. Наукоучение И. Фихте: "феноменологическое" представление о человеке и "его" мире.

  4. Учения Й. Шеллинга и Г. Гегеля: абсолютный дух и абсолютная идея в качестве источника развития – сущность альтернативы.

Тема 8. Русская философия

  1. Проблема определения начала русской философии и специфика отечественной философской мысли.

  2. Основной вопрос русской философии – проблема судьбы России.

  3. Философия В. Соловьева: учение о Софии.

  4. Религиозно-философский ренессанс и философия Серебряного века.

Тема 9. Диалектический и исторический материализм


  1. Возникновение философского учения марксизма и его общественные и философские предпосылки.

  2. Социальная антропология К. Маркса, его учение о истории и природе.

  3. Современный западный марксизм.

  4. Марксизм-ленинизм: его особенности и этапы развития.

Тема 10. Современная философия

  1. Основные черты современной философии. Отрицание классического философского подхода.

  2. Позитивизм и эмпириокритицизм как проявления крайнего сциентизма. Неокантианство и прагматизм.

  3. Основные направления философии ХХ века: аналитическая философия, философия психоанализа, феноменология, экзистенциализм, герменевтика, структурализм, синергетика.

  4. Постмодернизм и его генетическая связь с концепциями А. Камю и Ж. - П. Сартра.


Тема 11. Основы гносеологии

  1. Развитие представлений о познании в истории философии.

  2. Познание как взаимоотношение субъекта и объекта. Источники познания и их сравнительная роль.

  3. Понятие о сogito Р. Декарта. Трансцендентальный субъект и его гносеологическое значение. Учение И. Канта об априорных формах чистого разума.

  4. Факт и интерпретации. Действительность и восприятие действительности. Современные концепции истины.

Тема 12. Философия и методология науки

  1. Специфика научного знания и виды рациональности. Научные революции и смены типов рациональности.

  2. Критерии научности.

  3. Структура научного познания, его методы и формы. Уровни организации реальности и классификация наук.

  4. Философские методы в науке. Научные картина мира и проблема их синтеза.

Тема 13. Основы онтологии

  1. Учение о бытии. Основные концептуальные подходы к трактовке бытия.

  2. Материя как субстрат и субстанция. Пространство и время. Движение и развитие.

  3. Феномен человеческого сознания. Проблема существования души и ее значение.

  4. Универсалии: их онтологический и гносеологический статус.

Тема 14. Философские основания современного естествознания

  1. Кризис естествознания в конце XIX – начале XX века и формирование современных представлений о природе.

  2. Изменение представлений о причинности. Концепция самоорганизации.

  3. Современная математика и неклассические логики. Концепция "возможных миров".

  4. Концептуальные парадигмы современных естественных наук.

Тема 15. Бытие человека в мире и обществе

  1. Человек как особый род сущего.

  2. Социальное, биологическое и духовное в человеке. Человек как микрокосм и часть макрокосма.

  3. Человек как экзистенциальное существо. Экзистенциальные характеристики человеческого бытия.

  4. "Я" и "Другой": экзистенциальный диалог или экзистенциальный конфликт. Проблема идентичности.

Тема 16. Основы аксиологии

  1. Понятие о должном. Мораль и нравственность Этика как наука о должном.

  2. Нравственные ценности. Моральные идеалы, нормы и добродетели. Моральные императивы. Понятие о моральной личности.

  3. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

  4. Религиозные ценности и свобода совести.

Тема 17. Философия культуры

  1. Понятие культуры. Культура и природа. Место ценностей в культуре.

  2. Структура и функции культуры. Роль мифа в системе культуры.

  3. Понятие общества. Сферы жизни человека в обществе.

  4. Понимание культуры в рамках теории "локальных культур". Взаимодействие между культурами. Современные тенденции развития мировых культур.

Тема 18. Философия истории

  1. Человек и исторический процесс. Проблема закономерности исторического процесса.

  2. Представление о смысле истории. Проблема направленности исторического развития.

  3. Современное состояние общества и его генезис.

  4. Будущее человечества. Историческая судьба России.

4.2. Заочная форма обучения

Тема 1. История философии

  1. Происхождение китайской философии. Конфуцианство и даосизм.

  2. Классические (санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта) и неклассические школы (джайнизм, буддизм) индийской философии.

  3. Основные черты античной философии и ее периоды.

  4. Основные проблемы средневековой философии.

  5. Основные характерные черты философии Возрождения.

  6. Особенности философии Нового времени и их культурно исторические основания.

  7. Особенности и характерные черты философии Просвещения.

  8. Учение И. Канта о границах познавательных возможностей человека.

  9. Основной вопрос русской философии – проблема судьбы России.

  10. Позитивизм и эмпириокритицизм как проявления крайнего сциентизма. Неокантианство и прагматизм.

  11. Основные направления философии ХХ века: аналитическая философия, философия психоанализа, феноменология, экзистенциализм, герменевтика, структурализм, синергетика.

Тема 2. Теоретическая философия

  1. Познание как взаимоотношение субъекта и объекта. Источники познания и их сравнительная роль.

  2. Учение о бытии. Основные концептуальные подходы к трактовке бытия.

  3. Феномен человеческого сознания. Проблема существования души и ее значение.

  4. Человек как особый род сущего.

  5. Социальное, биологическое и духовное в человеке. Человек как микрокосм и часть макрокосма.

  6. Понятие о должном. Мораль и нравственность Этика как наука о должном.

  7. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

  8. Понятие культуры. Культура и природа. Место ценностей в культуре.

  9. Понятие общества. Сферы жизни человека в обществе.

  10. Понимание культуры в рамках теории "локальных культур". Взаимодействие между культурами. Современные тенденции развития мировых культур.

5. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (для очной формы обучения)

  1. Философия и наука

  2. Философия и искусство

  3. Философия и религия

  4. Философия и миф

  5. Философия Конфуция

  6. Философия даосизма

  7. Классические философской системы Индии (шесть школ)

  8. Буддийская философия

  9. Философия софистов

  10. Философия Платона

  11. Философия Аристотеля

  12. Философия эллинизма

  13. Философия Августина

  14. Философия Дионисия Ареопагита

  15. Философия Пьера Абеляра

  16. Философия Фомы Аквинского

  17. Философия Никколо Макиавелли

  18. Философия итальянских гуманистов

  19. Философия эмпиризма XVII в. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк)

  20. Философия рационализма XVII в. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц)

  21. Философия Д. Беркли

  22. Философия Д. Юма

  23. Философия французских материалистов XVIII в. (Д. Дидро, К. Гельвеций, Ж. Ламетри, П. Гольбах)

  24. Философия Вольтера

  25. Философия И. Канта

  26. Философия Г. Фихте

  27. Философия Й. Шеллинга

  28. Философия Г. Гегеля

  29. Философия славянофильства

  30. Философия западничества

  31. Философия Н. Я. Данилевского

  32. Философия Н. А. Бердяева

  33. Философия природы К. Маркса и Ф. Энгельса

  34. Философия общества К. Маркса и Ф. Энгельса

  35. Вклад В. И. Ленина в развитие марксистской философии

  36. Европейский марксизм

  37. Философия Ф. Ницше

  38. Философия концепция З. Фрейда

  39. Философия структурализма

  40. Философия экзистенциализма

  41. Концепции истины в истории философии

  42. Субъект и объект познания

  43. Герменевтика и феноменология о познании

  44. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности

  45. Критерии научности

  46. Роль и место науки в общества

  47. Диалектика

  48. Классификация наук

  49. Онтологические концепции в философии (вопрос о первичности)

  50. Категория материи

  51. Пространство и время

  52. Феномен человеческого сознания

  53. Кризис естествознания в конце XIX – начале XX вв.

  54. Современное понимание причинности

  55. Синергетика

  56. Концептуальные парадигмы современных наук

  57. Человек как особый род сущего

  58. Концепции антропогенеза

  59. Смысл человеческой жизни

  60. Феномен пола в философии

  61. Мораль и нравственность

  62. Нравственные ценности и моральные нормы

  63. Проблема обоснования морали

  64. Эстетические ценности

  65. Проблема происхождения культуры

  66. Понятие общества

  67. Философская концепция О. Шпенглера

  68. Философская концепция А. Тойнби

  69. Проблема закономерности исторического процесса

  70. Формационная и цивилизационная модели истории

  71. Культурологическая концепция С. Хантингтона

  72. Историческая судьба России

6. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (для заочной формы обучения)

Контрольная работа № 1

1. Предмет философии. 2. Герменевтика. 3. Философское учение о бытии. 4. Проблема оптимизма и пессимизма в гносеологии. 5. Трудности решения проблемы сознания. 6. Бренность и бессмертие человека. 7. Понятие «общество». 8. Информационно-техническое общество: проблемы и перспективы. 9. Интеллектуальная интуиция — это… 10. Культура — это…

Контрольная работа № 2

1. Место и роль философии в культуре. 2. Психоаналитическая философия. 3. Современные представления об уровнях организации материи. 4. Предмет гносеологии. 5. Смысл проблемы сознания. 6. Насилие и ненасилие в истории культуры. 7. Общество как совокупность отношений. 8. Понятие «глобальная проблема», классификация глобальных проблем. 9. Антропосоциогенез — это… 10. Натурализм — это…

Контрольная работа № 3

1. Становление философии. 2. А. Шопенгауэр и Ф. Ницше и восточная философия. 3. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. 4. Соотношение чувственного и рационального в познании. 5. Структура сознания. 6. Проблема антропогенеза. 7. Единство и многообразие в развитии общества. 8. Глобальные проблемы в системе «человек–общество». 9. Бессознательное — это… 10. Гуманизм — это…

Контрольная работа № 4

1. Основной вопрос философии. 2. Экзистенциализм. 3. Диалектика и ее альтернативы. 4. Проблема истины и заблуждения. 5. Источники сознания. 6. Человек в «пограничных ситуациях». 7. Человек и природа: проблема взаимодействия. 8. Обозримое будущее человечества. 9. Личность — это… 10. Эмпиризм — это…

Контрольная работа № 5

1. Функции философии. 2. Философия ХХ века об особенностях информационного общества. 3. Понятие материального и идеального. 4. Проблема критериев истины. 5. Сознание и самосознание. 6. Ненасилие и самосовершенствование человека. 7. Традиции и новаторство в развитии общества. 8. Сущность экологического кризиса. 9. Ноосфера — это… 10. Схоластика — это…

Контрольная работа № 6

1. Плюрализм философских учений. 2. Современная философия науки. 3. Многослойность бытия, его универсальные характеристики. 4. Эмпирический уровень познания. 5. Самосознание и личность. 6. Проблема общения как признание раздробленности и непонимания в современном обществе. 7. Многообразие подходов к изучению общества. 8. Пути преодоления экологического кризиса. 9. Субстанция — это… 10. Универсалии — это…

Контрольная работа № 7

1. Структура философского знания. 2. Общая характеристика западной философии ХХ века. 3. Проблема бытия в античной философии. 4. Теоретический уровень познания. 5. Проблема существования надындивидуального сознания: многообразие подходов. 6. Свобода и ответственность: правовой, нравственный и экзистенциальный аспект. 7. Факторы, определяющие развитие общества. 8. Техногенное воздействие на окружающую среду. 9. Метафизика — это… 10. Гностицизм — это…

Контрольная работа № 8

1. Мировоззрение и его структура. 2. Общая характеристика русской философии. 3. Проблема бытия в философии средних веков. 4. Современная философия науки. 5. Сознание и мозг. 6. Регулятивные функции морали и права. Справедливость как идеал. 7. Гражданское общество и государство. 8. Проблема единства человечества. 9. Материя — это… 10. Телеологизм — это…

Контрольная работа № 9

1. Философия и мировоззрение. 2. Общая характеристика немецкой классической философии. 3. Проблема бытия в Новое время. 4. Познание и практика. 5. Опыт самосознания в христианской традиции. 6. Роль страха в жизни человека. 7. Человек в системе социальных связей. 8. Человечество перед лицом глобальных проблем. 9. Движение — это… 10. Сенсуализм — это…

Контрольная работа № 10

1. Типы мировоззрения. 2. Общая характеристика философии эпохи Просвещения. 3. Проблема бытия в философии ХХ века. 4. Познание и творчество. 5. Сознание и бессознательное. 6. Ценности, идеалы и святыни человека. 7. Отличие человеческого общества от сообществ животных и насекомых. 8. Духовно-исторические предпосылки экологического кризиса. 9. Человек — это… 10. Позитивизм — это…

Контрольная работа № 11

1. Предназначение и цель философии. 2. Поиски метода науки: рационализм и эмпиризм. 3. Эволюция взглядов на пространство и время. 4. Вера и знание. 5. Мышление и его формы. 6. Нравственные ценности. 7. Многообразие человеческого опыта социальной жизни. 8. «Римский клуб» об экологическом кризисе и путях его преодоления. 9. Принцип верификации — это… 10. Интуиция — это…

Контрольная работа № 12

1. Специфика философии. 2. Общая характеристика философии Нового времени. 3. Виртуальное бытие, его смысл. 4. Понимание и объяснение. 5. Соотношение материи и сознания. 6. Представление о совершенном человеке в различных культурах. 7. Соотношение понятий социально-экономическая формация, культура, цивилизация. 8. Лоренц: восемь смертных грехов цивилизации. 9. Общество — это… 10. Разум — это…

Контрольная работа № 13

1. Проблема индивидуального в философии. 2. Натурфилософия Н. Коперника, Д. Бруно и Г. Галилея. 3. Движение, развитие, диалектика. 4. Особенности научного познания. 5. Диалектико-материалистическая трактовка сознания. 6. Неоднозначность понятия человек. 7. Общество как развивающаяся система. 8. Проблема соотношения природного и технологического мира. 9. Стратификация — это… 10. Феноменология — это…

Контрольная работа № 14

1. Философия и наука. 2. Общая характеристика философии эпохи Возрождения. 3. Детерминизм и индетерминизм. 4. Специфика познания социальных явлений. 5. Мышление и язык. 6. Эстетические ценности и их роль в жизни человека. 7. Формационная и цивилизационная концепция общественного развития. 8. Человек в информационно-техническом обществе. 9. Социализация — это… 10. Боготворчество — это…

Контрольная работа № 15

1. Философия и искусство. 2. Спор о природе общих понятий. Реализм и номинализм. 3. Динамические и статистические закономерности. 4. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. 5. Сознание: определение и сущность. 6. Религиозные ценности. Проблема свободы совести. 7. Личность и массы в историческом процессе. 8. Проблема духовного кризиса современного человечества. 9. Конформизм — это… 10. Атомизм — это…

Контрольная работа № 16

1. Философия и искусство. 2. Общая характеристика средневековой философии. 3. Научная картина мира. 4. Научное и ненаучное знание. 5. Проблема сознания в античной философии. 6. Индивид, индивидуальность, личность. 7. Исторический процесс: свобода и необходимость. 8. Противоречия технического прогресса. 9. Цивилизация — это… 10. Метафизика — это…

Контрольная работа № 17

1. Философия и мифология. 2. Древнеримская (эллинистическая) философия. 3. Философская картина мира. 4. Структура научного познания. 5. Сознание и познание. 6. «Положительная» и «отрицательная» свобода. 7. Социальная деятельность как основа общественной жизни. 8. Проблема выживания человечества. 9. Скептицизм — это… 10. Моделирование — это…

Контрольная работа № 18

1. Философия и религия. 2. Философия Платона и Аристотеля. 3. Религиозная картина мира. 4. Познавательные способности человека. 5. Наука и техника. 6. Величие и трагедия человеческой свободы. 7. Материальная и духовная сферы общества. 8. Интерсоциальные глобальные проблемы. 9. Гипотеза — это… 10. Эйдос — это…

Контрольная работа № 19

1. Язык и стиль философского мышления. 2. Философия софистов и Сократа. 3. Диалектика и синергетика. 4. Методы и формы научного познания. 5. Проблема искусственного интеллекта. 6. Соотношение биологического и социального в человеке. 7. Взаимодействие в системе «человек-общество». 8. Человек и виртуальная реальность. 9. Познание — это… 10. Агностицизм — это…

Контрольная работа № 20



1. Мировоззрение: сущность и смысл. 2. Древнегреческая натурфилософия. 3. Проблема единства мира. 4. Проблема научной рациональности. 5. Идеальное и сознание. 6. Структура личного универсума. 7. Статика и динамика общественной жизни. 8. Взаимодействие цивилизаций. 9. Идеология — это… 10. Иррационализм — это…

7. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Мировоззрение и его виды.

  2. Место философии в процессе общественного развития.

  3. Социокультурный контекст формирования философии Древнего Китая. Базовые категории китайского менталитета. Конфуцианство и даосизм.

  4. Классические (санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта) и неклассические школы (джайнизм, буддизм) индийской философии.

  5. Философия ранней классики: дискурс о первоначалах и развитии.

  6. Философия зрелой классики: дискурс о человеке и рождение концептуальных философских парадигм античности.

  7. Философия эллинизма: дискурс о смысле жизни и предназначении человека.

  8. Основные черты средневековой философии и ее периоды.

  9. Основные проблемы средневековой философии.

  10. Основные характерные черты философии Возрождения. Становление науки и научного метода.

  11. Рационализм Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

  12. Эмпиризм Нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк).

  13. Философия Дж. Беркли и Д. Юма как закат наивного рационализма.

  14. Особенности и характерные черты философии Просвещения.

  15. Учение И. Канта о границах познавательных возможностей человека.

  16. Наукоучение И. Фихте.

  17. Учения Й. Шеллинга и Г. Гегеля.

  18. Основной вопрос русской философии – проблема судьбы России.

  19. Религиозно-философский ренессанс и философия Серебряного века.

  20. Социальная антропология К. Маркса, его учение о истории и природе. Эволюция марксизма в России и Европе.

  21. Позитивизм и эмпириокритицизм как проявления крайнего сциентизма. Неокантианство и прагматизм.

  22. Основные направления философии ХХ века: аналитическая философия, философия психоанализа, феноменология, экзистенциализм, герменевтика, структурализм, синергетика.

  23. Постмодернизм и его генетическая связь с концепциями А. Камю и Ж. - П. Сартра.

  24. Познание как взаимоотношение субъекта и объекта. Источники познания и их сравнительная роль.

  25. Понятие о сogito Р. Декарта. Трансцендентальный субъект и его гносеологическое значение. Учение И. Канта об априорных формах чистого разума.

  26. Факт и интерпретации. Действительность и восприятие действительности. Современные концепции истины.

  27. Специфика научного знания и виды рациональности. Научные революции и смены типов рациональности. Критерии научности.

  28. Структура научного познания, его методы и формы. Уровни организации реальности и классификация наук.

  29. Материя как субстрат и субстанция. Пространство и время. Движение и развитие.

  30. Феномен человеческого сознания. Проблема существования души и ее значение.

  31. Кризис естествознания в конце XIX – начале XX века и формирование современных представлений о природе. Концептуальные парадигмы современных естественных наук.

  32. Изменение представлений о причинности. Концепция самоорганизации.

  33. Социальное, биологическое и духовное в человеке. Человек как микрокосм и часть макрокосма.

  34. Человек как экзистенциальное существо. "Я" и "Другой": экзистенциальный диалог или экзистенциальный конфликт.

  35. Понятие о должном. Мораль и нравственность. Этика как наука о должном.

  36. Нравственные ценности. Моральные идеалы, нормы и добродетели. Моральные императивы. Понятие о моральной личности.

  37. Культура и природа. Структура и функции культуры. Современные тенденции развития мировых культур.

  38. Понятие общества. Сферы жизни человека в обществе.

  39. Человек и исторический процесс. Проблема закономерности исторического процесса.

  40. Представление о смысле истории. Проблема направленности исторического развития.

8. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

  1. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник для вузов / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов [и др.].. – М.: Инфра-М, 2008. – 519с.


Дополнительная литература:

  1. Хрусталев Ю. М. Философия. – М.: Академия, 2008. – 352с.

  2. Философия /Под. ред. М. Н. Щербинина. – Курган: Зауралье, 2008. – 432с.

9. ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

    1. Главный принцип античного философского мировоззрения — это…

а) антропоцентризм; б) космоцентризм; в) теоцентризм.

    1. Кто из перечисленных философов полагал в качестве первоосновы всего беспредельное начало (апейрон)?

а) Анаксимен. б) Фалес. в) Анаксимандр.

    1. Учение о логосе развивал в античной философии

а) Гераклит; б) Сократ; в) Аристотель.

    1. Какой философ утверждал, что все течет и изменяется?

а) Гераклит. б) Парменид. в) Платон. г) Фалес.

    1. Воззрение, согласно которому Божественное начало растворено в природе, называется

а) теизм; б) деизм; в) пантеизм.

    1. Кто из античных философов является создателем первой философской системы объективного идеализма?

а) Гераклит. б) Платон. в) Аристотель.

    1. Какая из философских школ вывела античную мысль к идее бытия, но не смогла объединить бытие и движение?

а) Милетская школа. б) Элейская школа. в) Пифагорейская школа.

    1. Эпикур утверждал, что цель жизни

а) в единении с Единым; б) в познании Логоса; в) в наслаждении; г) в исполнении долга.

    1. Неоплатоники учили, что цель человеческой жизни заключается

а) в единении с Единым; б) в познании Логоса; в) в наслаждении; г) в исполнении долга.

    1. Как называется период в развитии средневековой философской мысли, характеризующийся принципиальным подчинением философии примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике?

а) Патристика. б) Схоластика. в) Мистика.

    1. Ренессансная концепция человека содержала идею

а) Богочеловека; б) сверхчеловека; в) человекобожества.

    1. Тезис "Бесконечность заставляет нас полностью преодолевать всякую противоположность" принадлежит

а) Н. Копернику; б) Н. Кузанскому; в) Дж. Бруно.

    1. Философское мышление эпохи Возрождения

а) теоцентрично; б) космоцентрично; в) антропоцентрично.

    1. Какая из следующих категорий связана с именем Ф. Бэкона?

а) Эйдос. б) Монада. в) Идолы рынка.

    1. Какая из следующих категорий связана с именем И. Канта?

а) Материя как объективная реальность. б) Вещь-в-себе. в) Субстанция.

    1. Этика Канта — это…

а) этика счастья; б) этика любви; в) этика долга.

    1. Какая из следующих категорий связана с именем Г. Гегеля?

а) Всеединство. б) Абсолютная идея. в) Идолы пещеры.

    1. Диалектический и исторический материализм — это основные разделы …

а) философии Гегеля; б) марксистской философии; в) философии Фейербаха.

    1. Тезис "Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений" принадлежит

а) И. Канту; б) Дж. Локку; в) К. Марксу.

    1. Тесная связь с жизнью, несистемность, панморализм, антропоцентризм, цельность духа — это особенности…

а) немецкой классической философии; б) русской философии; в) марксистской философии.

    1. Одно из направлений в философии любви, идущее от П. Флоренского, возрождало и переосмысливало христианское понимание любви как…

а) эроса; б) мании; в) caritas (сострадание, милосердие, жалость).

    1. Воля к власти — это критерий значимости любого из явлений жизни, по мнению

а) И. Канта; б) Ф. Ницше; в) К. Маркса.

    1. Учение, предпочитающее пользу общественную пользе личной, называл "философией жертвенного животного"

а) З. Фрейд; б) Г. Гегель; в) Ф. Ницше.

    1. С точки зрения родоначальника "философии жизни", сверхчеловек — это...

а) грядущий тип человека; б) настоящий тип человека;

в) прошлый тип человека.



    1. Первым сделал проблему бессознательного предметом научного исследования

а) Г. Лейбниц; б) Г. Гегель; в) З. Фрейд.

    1. Психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу

а) реальности; б) удовольствия; в) идеала.

    1. Какая из трех психических инстанций, по Фрейду, представляет собой "кипящий котел инстинктов"?

а) Сверх-Я; б) Я; в) Оно.

    1. Сужение предмета философии до логики науки, исключение из философии всей мировоззренческой проблематики характерно для

а) фрейдизма; б) неопозитивизма; в) экзистенциализма.

    1. Проблема существования человека и его сущности — одна из важнейших проблем, которую исследовали

а) неотомисты; б) неопозитивисты; в) экзистенциалисты.

    1. Что утверждает закон единства и борьбы противоположностей?

а) Причиной саморазвития вещи является ее внутренняя противоречивость.

б) Развитие осуществляется путем накопления количественных изменений, нарушения меры и качественного скачка.

в) Форма развития спиралеобразна.


    1. Какое из следующих утверждений является материалистическим?

а) Мир является продуктом действия духовных причин.

б) Мир материален.

в) Мир — продукт совместного действия духовных и материальных причин.


    1. Что обозначается категорией движения?

а) Любое изменение. б) Пространственное перемещение. в) Развитие.

    1. Какое явление относится к базису в структуре общественно-экономической формации?

а) Семья. б) Культура. в) Государство. г) Экономика.

    1. Что обозначается категорией прогресса?

а) Любое изменение.

б) Переход от простого к сложному, от низшего к высшему.

в) Развитие.

г) Эволюция.



    1. Как называется учение о ценностях?

а) Аксиология. б) Андрагогика. в) Антропология. г) Гносеология.

    1. Как называется раздел философии, в котором изучается проблема человека?

а) Аксиология. б) Онтология. в) Философская антропология. г)Этика.<< предыдущая страница