Рабочая программа для студентов направления 020500. 62География и картография очной формы обучения «подготовлено к изданию» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология (магистры) 1 177.23kb.
Рабочая программа для студентов 030200. 62 Политология очной формы... 6 1167.64kb.
Рабочая программа для студентов направления подготовки 031900. 1 230.73kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... 1 344.64kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... 1 301.25kb.
Рабочая программа для студентов направления 080500. 62 «Менеджмент»... 3 711.93kb.
Кафедра программного обеспечения 1 236.43kb.
Рабочая программа для студентов направления 030600. 62 "История"... 1 377.34kb.
Рабочая программа для студентов направления 030100. 62 "Философия"... 2 378.5kb.
Предназначена для студентов очной формы обучения, обучающихся по... 1 424.75kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной... 2 266.95kb.
Тематическое планирование по курсу «Биология. Животные» 1 339.59kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Рабочая программа для студентов направления 020500. 62География и картография очной - страница №1/1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_________ /Л.М. Волосникова/

«___»________________2011 г.

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ



Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020500.62География и картография

очной формы обучения


«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы_________/В.А.Боев/

«______»___________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры геоэкологии

«___»__________2011 г.

Протокол №___

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»

Объем ___ стр.

И.о. зав.кафедрой _________/С.И. Ларин/

«___»__________2011 г.




Рассмотрено на заседании УМК ИМЕНИТ, отделение географии, экологии,

природопользования и туризма

«___»__________2011 г., протокол № ___



Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы

«СОГЛАСОВАНО»

Председатель УМК _________/О.А. Столярова/

«___»_________2011 г.



«СОГЛАСОВАНО»

Зав. методическим отделом УМУ _________/С.А. Федорова/

«___»__________2011 г.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики, естественных наук и информационных технологий

Кафедра геоэкологии

Виктор Александрович Боев

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020500.62 География и картография

очной формы обучения

Тюменский государственный университет

2011
Боев В.А Общая биология с основами экологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для направления 020500.62 География и картография, очной формы обучения. Тюмень, 2011, 20 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилям подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Геоэкология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой геоэкологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: к.г.н., доцент С.И. Ларин.

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Боев В.А., 2011.



  1. Пояснительная записка




  1. Цель и задачи дисциплины:

1.1. Цели и задачи дисциплины

Цель - ознакомить с основными законами и понятиями биологии и экологическими проблемами.

Задачи курса:

- дать определение основных понятий биологии и экологии;

- раскрыть взаимосвязи живых организмов с биотическими и абиотическими факторами внешней среды.

- ознакомить с основами природоохранной деятельности;

-дать понятия о строении биосферы и роли живого вещества в биосфере, основных средах жизни, адаптации организмов, экологии популяций, сообществ и экосистем.

Определить концепцию ноосферы, антропогенное воздействие на природу, пути решения экологических проблем, экологическая регламентация хозяйственной деятельности.

- дать представление о многообразии живой природы;

- сформировать навыки работы с литературными источниками по биологии.

В результате изучения курса студенты должны знать:

- ключевые термины и понятия, основные законы биологии;

- основные тенденции развития биологической науки;

- знать основные проблемы природоохранной деятельности.



  1. Тематический план

Дисциплина входит в федеральный компонент блока общепрофессиональных дисциплин, изучается в 1 и 2 семестре. Форма итогового контроля – зачет (1 сем.), экзамен (2 сем.).

1. Тематический план дисциплины

Таблица 1



Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Итого количество баллов

Лекции*

Лабораторные работы

Интерактивные формы

Самостоятельная работа*

1

2

3

4

5




7

8

9

1 семестр

1 Основные свойства и особенности функционирования живых систем.

1.1

Общая характеристика жизненных процессов.




2

1

1

2

10

2

1.2

Строение и функционирование клеток и тканей




4

4




3

10

4

1.3

Основные физиологические процессы и их
особенности в разных группах живых организмов




4

4




3

9

4




Всего




10

10

1

8

29

10

2. Систематика физиологические особенности живых организмов.

2.1

Разнообразие живых организмов: генетическое, таксономическое, экологическое.




6

4




2

10

5

2.2

Растительный уровень жизни.




4

4




4

10

5

2.3

Животные как особый уровень жизни.




2

3

1

4

15

10




Всего




12

12

1

10

35

20

2 семестр

3. Основы эволюционного учения

3.1

Происхождение видов. Борьба за существование и естественный отбор.




4

4




2

12

5

3.2

Концепция вида. Видообразование. Макроэволюция.




2

4




4

12

5

3.3

Микроэволюция. Понятие о популяциях. Динамика популяций.




6

3

1

4

10

10




Всего




12

12




10

34

20

4 Происхождение и эволюция человека

4.1

Положение человека в системе живой природы.




2

2




3

7

2

4.2

Ископаемые гоминиды и их систематические положение.




2

2




3

7

4

4.3

Центры происхождения и пути расселения, расы современного человека.




2

2




3

7

4




Всего




6

6




9

21

10

5 Основы экологии

5.1

Экология особей.




2

2




3

7

2

5.2

Экология популяций.




2

2




3

7

4

5.3

Экология сообществ и экосистем. Учение о биосфере.





2

2




3

7

4




Всего




6

6




9

21

10

6 Охрана биологических объектов и рациональное природопользование

6.1

Глобальный уровень охраны биологического разнообразия.




2

2




3

7

8

6.2

Региональный уровень охраны биологического разнообразия.




2

2




3

7

8

6.3

Локальный уровень охраны биологического разнообразия. Биоэтика




2

1




3

7

14




Всего




6

5

1

9

21

30




Итого (часов, баллов):




52

49

3

46

150

0 – 100




Из них в интерактивных формах 20% от аудиторной нагрузки

-

-

-

3

-

-

0 – 100

2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

Таблица 2.

№ темы

устный опрос

письменные работы

Итого количество баллов

Сдача лабораторной работы

Собеседование

контрольная работа

тест

реферат

Модуль 1. Основные свойства и особенности функционирования живых систем.

1.1

0-2

0-1

-

-

-

0-2

1.2

0-3

0-1

-

-

-

0-4

1.3

0-2

0-1

0-1

-

-

0-4

Всего

0-4

0-4

0-2

-

-

10

Модуль 2. Систематика физиологические особенности живых организмов.

2.1

0-3

0-2

-

-

-

0-5

2.2

0-3

0-2

-

-

-

0-5

2.3

0-4

0-4

0-2

-

-

0-10

Всего

0-5

0-5

0-10

-

-

20

Модуль 3. Основы эволюционного учения

3.1

0-3

0-2

-

-

-

0-5

3.2

0-3

0-2

-

-

-

0-5

3.3

0-4

0-2

-

-

0-4

0-10

Всего










-




20

Модуль 4 Происхождение и эволюция человека

4.1

0-1

0-1

-

-

-

0-2

4.2

0-2

0-2

-

-

-

0-4

4.3

0-2

0-2

-

-

-

0-4

Всего
















10

Модуль 5 Основы экологии

5.1

0-1

0-1

-

-

-

0-2

5.2

0-2

0-2

-

-

-

0-4

5.3

0-2

0-2

-

-

-

0-4

Всего
















10

Модуль 6 Охрана биологических объектов и

рациональное природопользование




6.1

0-4

0-2

0-2

-

-

0-8

6.2

0-4

0-2

0-2

-

-

0-8

6.3

0-4

0-2

0-2

-

0-7

0-14

Всего
















30

Итого
















100

3. Содержание дисциплины
1. Основные свойства и особенности функционирования живых систем.
Общая характеристика жизненных процессов. Строение и свойства биологических макромолекул: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. Ферменты. Обмен веществ и поток энергии в живом организме: гликолиз, дыхание, фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез- белка.
Строение и функционирование клеток и тканей
Строение клетки, клеточная теория. Ядро и цитоплазма, клеточные мембраны, рибосомы, митохондрии, пластиды и другие органеллы клетки. Деление клеток и механизмы передачи наследственной информации. Митоз и мейоз. Различия строения клеток прокариот, растений и животных.
Основные ткани у животных: соединительная, мышечная, нервная. Строение и деятельность пищеварительной, дыхательной, выделительной систем, нервная и гуморальная регуляция, кровь и кровообращение.
Ткани высших растений: покровные, проводящая система, фо-тосинтезирующие.
Генетический код. Законы Менделя, мутации, проявление признака в фенотипе.
Основные физиологические процессы и их
особенности в разных группах живых организмов
Питание, дыхание, работа органов выделения, движение, строение и организация органов чувств. Нервная система и головной мозг. Выс-шая нервная деятельность, работы И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Эмбриональное развитие животных.

2. Систематика физиологические особенности живых организмов.


Разнообразие живых организмов: генетическое, таксономическое, экологическое. Принципы биологической номенклатуры, работы К.Линнея. Взаимоотношения основных царств живой природы: вирусы, прокариоты, протисты, растения, грибы, животные.
Общая характеристика вирусов, их строение и механизм размно-жения, основные вирусные заболевания. Учение Е.Н.Павловского о природной очаговости болезней.
Прокариоты, возможные пути их происхождения. Строение прока-риотической клетки, система прокариот (бактерии, архибактерии, сине-зеленые водоросли), размножение и передача наследственной информации у прокариот.
Роль микроорганизмов в биогенном круговороте веществ на Земле: микроорганизмы почвы, их роль в круговороте азота,- углерода, серы.
Микроорганизмы возбудители болезней человека, животных, растений и грибов. Основные направления прикладной микробиологии: производство пищевых продуктов, лекарств, биогаза, микробиальное выщелачивание металлов. Краткая история развития микробиологии: работы А. Левенгука, Л.Пастера, Р.Коха, И.И. Мечникова, С.И. Виноградского.
Протисты как особый уровень организации. Система одноклеточных организмов. Роль протистов в создании кислородной атмосферы на Земле. Переходные формы между одноклеточными и многоклеточными организмами. Система и основные группы водорослей, роль водорослей в экологических процессах. Происхождение наземных растений.
Грибы, их характеристика, отличия от растений, систематика, роль в природе, возможные пути происхождения, использование человеком.
Лишайники, их характеристика, роль в природе и экологических процессах.
Растительный уровень жизни. Возникновение сосудистых растений. Высшие и низшие растения, жизненные циклы растений разных классов. Характеристика основных групп сосудистых растений.
Мхи, их характеристика, классификация, роль в природе.
Споровые высшие растения - плауны, хвощи, папоротники, их характеристика, чередование поколений.
Семенные растения. Голосеменные растения. Образование семени. Характеристика основных групп.
Покрытосеменные, или цветковые растения. Образование семени- и плодов, строение цветка. Многообразие цветковых растений, основные группы.
Возникновение растениеводства. Культурные растения и их происхождение. Работы Н.И.Вавилова о центрах происхождения растений, характеристика основных центров.
Животные как особый уровень жизни. Происхождение животных. Система животного царства.
Простейшие, их многообразие и система, значение простейших для человека. Болезни, вызываемые простейшими.
Многоклеточные животные и проблема их происхождения. Основные уровни организации животных. Колониальность - путь к многокле-точности. Организация губок. Кишечнополостные и гребневики. Кораллы, основные черты их строения и жизнедеятельности.
Первичноротые животные: основные группы червей (плоские, круглые, немертины, кольчатые), моллюски, членистоногие и их группы (ракообразные, многоножки, хелицеровые, насекомые). Паразитические животные, вредящие здоровью человека.
Вторичноротые животные и их многообразие, общие особенности типа организации. Олигомерные животные, иглокожие, полухордовые. Беспозвоночные животные в биостратиграфии.
Основные группы низших хордовых и их эволюция. Характеристика ланцетника, круглоротых, рыб. Основные группы рыб, промысловые рыбы, рыборазведение и марикультура. Выход позвоночных на сушу.
Высшие хордовые. Характеристика амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих. Геологическая история каждой из этих групп, их эволюция и расселение по поверхности Земли. Домашние животные, их происхождение и значение для человека.

3 Основы эволюционного учения.

Происхождение видов. Ч.Дарвин и Ж.-Б.Ламарк о механизмах эво-люции. Борьба за существование и естественный отбор, формы естественного отбора (движущий, стабилизирующий).
Концепция вида, - критерии вида, причины дискретности видов, ре-продуктивная изоляция. Аллопатическое (географическое) и симпатрическое видообразование. Учение А.Н.Северцова о биологическом прогрессе и его формах. Дивергенция, конвергенция и параллелизмы в эволюции организмов. Необратимость эволюции. Макроэволюция.
Микроэволюция. Понятие о популяциях, популяционная структура видов высших организмов и ее биологическое значение. Возрастно-половая структура разных групп организмов и механизмы ее поддержания. Динамика популяций. Генетико-автоматические процессы в популяциях и дрейф генов. Ценопопуляции растений
4 Происхождение и эволюция человека .

Положение человека в системе живой природы. Место современного человека в системе млекопитающих, отряда приматов, семейства гоминид. Ископаемые гоминиды и их систематические положение.


Центры происхождения и пути расселения, расы современного человека. Биологическое и социальное в историческом развитии человека.
5 Основы экологии.
Экология особей. Экология популяций. Экология сообществ и экосистем. Учение о биосфере.
6 Охрана биологических объектов и
рациональное природопользование.

Глобальный, региональный, локальный уровни охраны биологического разнообразия. Биоэтика.



4.Планы лабораторных занятий

1.Биология как наука о жизни. Уровни организации и основные свойства живых систем.

1. Предмет биологии, цели, задачи. Классификация биологических дисциплин.

2. Основные методы биологических исследований.

3. Сущность и субстрат жизни.

4. Свойства живых систем.



2. Клеточная теория. Химический состав клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

1. Основные положения клеточной теории.

2. Строение и свойства прокариотических и эукариотических клеток

3. Химический состав клеток: органические и неорганические вещества клеток.

4. Метаболизм. Катаболизм и анаболизм.

5. Хемосинтез и фотосинтез.



4. Эволюционное учение. Происхождение и эволюция жизни.

1. История развития взглядов на эволюцию органического мира

2. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.

3. Эволюционная теория Дарвина-Уоллеса.

4. Основные теории происхождения жизни на Земле.

5. Теория Опарина.

6. Основные этапы развития жизни на Земле

5.Царство вирусы, царство бактерии, царство грибы.

1. Вирусы – внеклеточная форма жизни. Свойства вирусов. Строение вирусов.

2. Происхождение вирусов. Типы вирусных инфекций.

3. Бактерии – прокариотические организмы.

4. Основные черты царства грибы

6.Царство Растения.

1. Царство растения. Многообразие и классификация

2. Основные отличительные признаки растений.

3. Значение растений в природе и жизни человека.



Царство Животные.

1. Царство животные. Многообразие и классификация.

2. Основные отличительные признаки.

3. Значение животных в природе и жизни человека.



7.Понятие об экологии как науке. Понятие об экологических факторах и экологических средах. Основные законы экологии.

1. Цели и задачи экологии.

2. Классификация экологических факторов и адаптации к ним организмов.

3. Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная, почва, живой организм.

4. Экологическая классификация организмов.

5. Основные законы и правила экологии.



8Природные ресурсы и их использование.

1. Глобальные, региональные и локальные экологические проблемы состояния атмосферного воздуха

2. Водные ресурсы, их использование.

3. Экологические проблемы, возникающие при добыче полезных ископаемых

4. Экологические проблемы использования биологических ресурсов.

9Международное сотрудничество в области экологии. Концепция сохранения биоразнообразия. Концепция устойчивого развития.

1. Международное сотрудничество в области экологии.

2. Концепция сохранения биоразнообразия.

3. Концепция устойчивого развития.



7.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)

Контрольная работа

Контрольная работа предназначена для углубления и расширения знаний по изучаемой дисциплине. Выполненная работа должна быть защищена студентом. Студенты, не выполнившие контрольную работу, к сдаче экзамена не допускаются. Работа должна быть аккуратно оформлена в рукописном или печатном виде, удобна для проверки и хранения.



Темы контрольных работ

1. Основные задачи биологии как науки. Классификация биологических дисциплин.

2. Уровни организации живой материи.

3. Основные свойства живых организмов.

4. Основные положения клеточной теории. Прокариоты, эукариоты.

5. Неорганические и органические вещества клеток.

6. Строение и функции клетки.

7. Клеточный цикл. Способы деления клеток.

8.Гаметогенез.

9. Типы размножения организмов.

10. Онтогенез.

11. Виды превращения энергии в живых организмах. Понятие метаболизма.

12. Типы питания живых организмов.

13. Учение Г. Менделя.

14. Генетический код. Основные свойства генетического кода.

15. Наследственность.

16. Генотип и фенотип.

17. Изменчивость.

18. Мутации. Типы мутаций.

19. Основные теории эволюции.

20. Биологический вид. Критерии вида.

21. Борьба за существование.

22. Естественный отбор. Эффективность и формы.

23. Микроэволюция. Типы видообразования.

24. Макроэволюция. Филогенез.

25. Основные закономерности биологической эволюции.



Темы рефератов

1. Царство растения. Разнообразие растений. Роль в экосистемах.

2. Царство животные. Разнообразие животных. Роль в экосистемах.

3. Клетка – структурная единица живого.

4. Систематика живых организмов.

5. Царство грибы. Разнообразие грибов.

6. Царство прокариоты. Разнообразие бактерий.

7. Онтогенез различных организмов, его типы и периоды.

8. Теории происхождения жизни на Земле.

9. Биологическое разнообразие живых организмов: генетическое, таксономическое, экологическое.

10. Микроорганизмы — возбудители болезней человека. История микробиологии

11. Принципы биологической номенклатуры. Работы К. Линнея.

12. Происхождение и эволюционное развитие человека.

13. Биологическое разнообразие живых организмов: генетическое, таксономическое, экологическое.

14. . Механизмы передачи наследственной информации.

15. Кровь. Группы крови.

16. Биологическое разнообразие живых организмов: генетическое, таксономическое, экологическое.

17. Мутации. Роль мутаций в эволюционном процессе.

18. Нуклеиновые кислоты. Свойства, функции. Роль в организме.

19. Высшая нервная деятельность. Работы И. М. Сеченова и И. П. Павлова.

20. Углеводы. Свойства, функции. Роль углеводов в жизнедеятельности организмов.

21. Белки. Свойства, функции. Роль белков в жизнедеятельности организма.

22. Биосинтез белков.

23. Фотосинтез.

24. Гуморальная регуляция жизненных процессов.

25. Нервная регуляция организма.



8.Образовательные технологии

В учебном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий: доклады с презентацией, анализ презентации совместно со студентами, защита авторских проектов, тренинги, решение ситуационных задач, разбор конкретных ситуаций по темам.



9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература:

1. Вахненко Д.В., Гарнизоненко Т.С. Колесников С.И. Биология с основами экологии. Ростов н/Дону, «Феникс», 2003. 512 с.

2. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлов Т.А. Биология. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 576 с.

3. Степановских А.С. Прикладная экология: охрана окружающей среды. М. ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 70 с.



9.2.Дополнительная литература

1. Зенгбуш П. Молекулярная и клеточная биология //В 3 т. М., Мир, 1982. - 1150 с.

2. Основы общей биологии / Под ред. Э.Либберта/ М.: Мир, 1982. -437 с.

3. Догель В.А. Зоология беспозвоночных // М., Высшая школа, 1981. - 606 с.

4. Наумов Н.П. Зоология позвоночных //М.,Просвещение,1982. -464 с.

5. Одум Ю. Экология: в 2-х т. М.: Мир, 1996.

6. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д., Биология в 3 т. М., Мир, 1996.- 1069 с.

10. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

11.Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Для поведения лекционных занятий необходима аудитория, оборудованная мультимедийными средствами для работы в программе PowerPoint. Для выполнения практических занятий третьего модуля необходим компьютерный класс.



Научные и научно-популярные фильмы

1. Эволюция жизни. – BBC, 2005.

2. Жизнь в морозильнике. – BBC, 1993.

3. Голубая планета. – BBC,2001.

4. Человек разумный. – France 3, 2004.

5.Биология. – Кварт, 2001.

5. Жизнь растений. – BBC, 1995.

6. Многообразие животного мира. – Студия Кварт, 2002.

7. Природные сообщества - Студия Кварт,2003.

8. Общая биология – Современный гуманитарный университет -2003.



9. Экологические системы. – Леннаучфильм, 2000.

10. Насекомые, птицы. Студия Кварт,2002.