Рабочая программа для детей 5 7 лет в группах адаптации к условиям школьной жизни - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Цели деятельности школьной библиотеки 1 19.23kb.
Программа школьной оздоровительной площадки Программа рассчитана... 1 215.02kb.
Программа подготовки дошкольника к школе с учетом формирования компонентов... 1 67.28kb.
Процесс адаптации и дезадаптации подростков в учебных учреждениях... 4 744.67kb.
Заместитель директора по увр, учитель математики мбоу старокулаткинская... 1 272.86kb.
Для детей до 3 лет положены бесплатные лекарства 1 27.48kb.
«музыкальное наследие армении» 1 341.77kb.
Оптимальный возраст начала школьного обучения не ранее 7 лет. 1 54.61kb.
Программа по социальной адаптации выпускников для детей-сирот и детей... 1 61.94kb.
Приема детей 7-го года жизни является достижение к 1сентября учебного... 1 38.71kb.
Советы родителям пятиклассника 1 36.03kb.
Задачи Задание 1 1 64.99kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Рабочая программа для детей 5 7 лет в группах адаптации к условиям школьной жизни - страница №1/3

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Управление образования Администрации г.Нижнего Тагила

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества Ленинского района

Развитие речи и ознакомление с художественной литературой

(рабочая программа для детей 5 – 7 лет в группах адаптации к условиям школьной жизни)

Составитель программы:

Балтаевская Т.Р.

педагог дополнительного

образования

первой категории

Нижний Тагил

2013


Пояснительная записка

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. ( Концепция дошкольного воспитания. - М., 1989)

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в дошкольном, школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С. Выгодский пришёл к следующему выводу. «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». (Выготский Л.С. Умственное развитие в процессе обучения. - М; Л., 1935.) Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребёнка, а перестраивает всю его психику.

Средством осуществления всех задач развития речи ребёнка и усвоения языка в его эстетической функции является ознакомление с художественной литературой. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания, является источником и средством обогащения речи детей. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах - музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках - меткость, выразительность.

Из книги ребёнок узнаёт много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать своё отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчётливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом - силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать возможности литературы в области развития речи, её воспитательные возможности, необходимо основываться на возрастных особенностях речи детей и психологических особенностях восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

Известно, что, начиная уже с младшего дошкольного возраста, ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений. Только такое развитие ведёт к подлинному овладению всеми богатствами родного языка. Однако при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня. Поэтому необходимо специальное обучение, главной целью которого является следующее:

- вызвать у детей интерес к языку и обеспечить творческий характер речи, тенденцию к её саморазвитию; формировать будущего талантливого читателя.



Задачи программы:

1. Формировать звуковую культуру речи:



  • добиваться чистого произношения звуков родного языка;

  • совершенствовать исполнительские умения: дикцию, темп речи, громкость речи, правильное использование интонационной выразительности.

2. В словарной работе (лексические задачи):

  • обогатить и активизировать словарь ребёнка;

  • знакомить детей с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений, углублять знания о них;

  • учить распознавать смысловые оттенки слова.

3. Формировать грамматический строй речи:

  • обучать согласованию слов в роде, числе и падеже;

  • учить осознавать грамматические формы и правильно их использовать при составлении рассказа.

4. Развивать связную речь:

■ развивать связную монологическую и диалогическую речь;



  • работать над усвоением различных типов связи (между словами, предложениями, между частями высказывания);

  • обучать построению разнообразных синтаксических конструкций;

  • обучать пересказу литературных произведений;

  • обучать самостоятельному рассказыванию на тему из личного опыта, по картине, на заданную тему;

  • вырабатывать умение анализировать содержание высказывания сверстника, оценивать словесное оформление этого высказывания.

5. Задачи ознакомления детей с художественной литературой:

  • воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведении разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

  • формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции: о простейших элементах образности в языке;

  • добиваться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти,

  • учить детей читать стихи выразительно;

  • воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов, развивать поэтический слух.

6. Воспитывать культуру речевого общения:

  • воспитывать нравственные качества личности через проникновение в нравственные аспекты произведения, формировать этические представления, нравственные чувства и нравственное поведение;

  • формировать взаимоотношения, необходимые для выполнения совместной деятельности: умение договариваться между собой, помогать друг другу, уступать товарищу;

  • воспитывать вежливость, доброту, формировать навыки правильного поведения, положительные взаимоотношения между детьми.




Развитие речи дошкольников осуществляется во всех видах деятельности, однако центральным, доминирующим является обучение родному языку на специальных языковых занятиях. Программа рассчитана на два года обучения. Первый год обучения - 72 часа (два раза в неделю); второй год обучения - 72 часа (два раза в неделю).

Структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащения и активизации словаря, работы над смысловой стороной слова, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, развития элементарного осознания языковых явлений и др. При этом главной задачей на занятии является развитие связной монологической речи. Именно взаимосвязь разных речевых задач создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.

В основе лежит комплексный подход, при котором на одном занятии и чаще всего на одном содержании решаются разные речевые задачи, поэтому «Теория» и «Практика» интегрированы. Следует особо подчеркнуть мысль о едином содержании, поскольку в современной практике считается, что сочетание задач необходимо, а единое содержание совсем необязательно.

Важность принципа единого содержания состоит в том, что внимание детей не отвлекается на новые персонажи и пособия, и грамматические, лексические, фонетические упражнения с ними проводят на уже знакомых им словах и понятиях. Поэтому переход к построению связного высказывания становится для ребёнка естественным и нетрудным.

Работа с детьми на занятиях включает в себя все аспекты развития речи. При этом основная часть занятия, на которую отводится большая часть времени, посвящена развитию связной речи. Вместе с тем развитие связной речи осуществляется в сочетании с грамматической и словарной работой, с воспитанием звуковой культуры речи, с ознакомлением с художественной литературой. Необходимо, учитывая условия воспитания и уровень развития детей, постоянно помнить о воспитательных задачах и решать их во взаимосвязи с другими (речевыми, умственными, эстетическими) задачами. В зависимости от уровня речевого развития детей педагог может изменять удельный вес тех или иных заданий и упражнений.

Каждое занятие решает и воспитательные задачи. У детей развиваются культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные качества личности. При этом большое положительное воздействие оказывает прежде всего содержание литературных произведений, картин.
Последнее занятие каждого полугодия включает все аспекты речевой работы и может выступать в качестве контрольного, показывающего достижения детей. В конце учебного года педагог выявляет эти достижения на заключительном занятии. Особое место занимают литературные праздники, праздники читательских удовольствий. Они как бы закрепляют и обобщают многообразные художественные впечатления, знания и умения детей, литературные праздники включают в себя разные виды детской деятельности (чтение и рассказывание, слушание, просмотры и инсценировки).

Специальные занятия являются лишь частью работы по развитию речи и ознакомлению с детской литературой. Речевая работа ведётся также на занятиях по обучению грамоте, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, природой, а также на занятиях всех других видов. Значительную роль играет и осуществляемая в разных формах работа по развитию речи вне занятий. Программа имеет преемственные связи с программой по русскому языку в начальных классах, так как у детей формируются такие качества устной речи, которые получают дальнейшее развитие в первом классе школы. Богатый словарь, умения ясно и точно выражать свои мысли, избирательно и сознательно пользоваться языковыми средствами, являются предпосылками успешного обучения русскому языку и овладения всеми учебными предметами.

.

Специфика задач развития речи и выбор методов и приёмов определяется возрастными особенностями детей.



У ребёнка старшего дошкольного возраста речь достигает довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка. В общении со сверстниками и взрослыми ребёнок может регулировать силу голоса (говорить по мере необходимости громче и тише), темп речи, способен интонационно правильно передавать свои чувства (радость, печаль, удивление и др.), но при пересказе художественных произведений речь детей недостаточно выразительна.

У некоторых детей наблюдаются недостатки звукопроизношения (чаше всего - свистящих и шипящих звуков, л, р).

В старшем дошкольном возрасте накоплен достаточный запас слов, поэтому как ведущая выступает задача уточнения и активизации словарного запаса. Задача педагога состоит в том, чтобы при систематическом пополнении словаря детей точными и выразительными средствами создавать условия для перевода их из пассивного словаря в активный.

На шестом году в основном завершается важнейший этап речевого развития - усвоение ребёнком грамматической системы языка. Дети усваивают систему склонения и спряжения слов родного языка, основные способы словообразования, способы построения синтаксических конструкций разных типов. Постепенно на первый план начинают выдвигаться задачи усвоения ребёнком нормативных «неправильных» форм изменения слов, уже вошедших в его активный словарь, выработки критического отношения к грамматическим ошибкам в своей и чужой речи, умения контролировать самого себя в процессе высказывания. Повышается удельный вес специальных речевых упражнений, с помощью которых детей учат пользоваться грамматическими средствами, воспитывают у ребёнка интерес и внимание к языковым явлениям.

В диалогической речи дети пользуются в зависимости от контекста краткой или развёрнутой формой высказывания. Они уже не ограничиваются простым называнием предмета или явления, а, как правило, выделяют характерные признаки и свойства, дают достаточно развёрнутый и полный их анализ. Развивается умение подбирать нужное содержание и находить целесообразную форму его выражения в связном повествовании.

У детей этого возраста сформировано умение последовательно и чётко строить описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. Вместе с тем способность передавать своё отношение к описываемым предметам и явлениям, давать оценки и делать выводы развита ещё недостаточно.

В этом возрасте дети уже осваивают основные типы монологической речи - пересказ и рассказ.

С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. В этот период в какой-то мере утрачивается ярко выраженная внешне эмоциональность и возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей, к постижению его внутреннего смысла.

К старшему дошкольному возрасту у ребёнка накапливается довольно обширный жизненный опыт, помогающий ему осмысливать более сложные литературные факты. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.

Усложняется и понимание литературного героя. Хотя внимание ребёнка всё еще главным образом привлекают действия и поступки, он начинает проникать и в переживания, чувства, мысли.

Таким образом, происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, т.е. ребёнок успешно формируется как читатель.

Система критериев результативности (диагностический блок). Об уровне развития речи можно судить по словарному запасу и владению связной речью (первое занятие и в конце каждого полугодия).

1. Для исследования словарного запаса используются приёмы, тестовые


задания, позволяющие выяснить наличие или отсутствие у ребёнка
определённых слов, например:

  • названия предметов, относящихся к различным логическим группам;

  • нахождение обобщающих слов;

  • подбор признаков к предмету, действий;

  • подбор синонимов, антонимов, сравнений.

2. Под связной речью подразумеваются высказывания, которые позволяют
ребёнку чётко и последовательно излагать свои мысли. Приёмы:

  • рассказ по картинке;

  • рассказ на основе собственного опыта;

о

  • творческий рассказ на предложенную тему;

  • ответы на поставленные вопросы.

Уровень развития речи выявляется путём анализа составленного ребёнком рассказа по следующим параметрам:

  • способ говорения;

  • строение предложений.

1 уровень (высокий). (По З.В. Дощициной).

Речь содержательна, выразительна, грамматически правильна.



  1. уровень. Ребёнок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна.

  2. уровень. Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок (нарушение согласования, неправильный порядок слов, незаконченность предложений).

В конце года достижения ребёнка по предмету можно отметить по следующим показателям развития речи, речевого общения и эстетического развития: (Если данный способ или умение сформированы у ребёнка, педагог ставит галочку. Если данные неопределённые - вопросительный знак. Если, несмотря на специально предпринятые меры в течение года, результат оказывается ниже возрастных возможностей - ставится флажок. Его следует рассматривать как сигнал неблагополучия в этой области.
Показатели развития речи и речевого общения:


  • Правильно произносит все звуки родного языка.

  • Умеет выделять звуки в слове.

  • Высказывается простыми, распространёнными предложениями.

  • Грамматически правильно строит сложные предложения.

  • Может пересказать короткий рассказ.

  • Строит связный рассказ по сюжетной картинке.

  • В диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь внимание своими высказываниями

  • Использует обобщающие слова, синонимы, антонимы, сравнения.



Показатели эстетического развития

  • Знаком с литературными произведениями (может назвать несколько сказок, стихотворений, рассказов).

  • Может рассказать выбранную им самим сказку.

  • Проявляет интерес к игре с рифмой и словом.

Предлагаемая программа является составительской. Основой для составления данной программы послужила «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» Ушаковой О.С. – М.: ТЦ Сфера, 2006.



Цель программы (5-6 лет): развитие связной речи.

Задачи:

1. В звуковой культуре речи - учиться правильному произношению звуков:



  • учиться правильному произношению звуков, как в изолированном виде, так и в составе слов в связной речи,

  • познакомить дошкольников с интонационными средствами выразительности, учить правильно пользоваться ими (читать стихотворение весело, грустно или торжественно в зависимости от его содержания);

  • учить детей говорить с разной громкостью, в разном темпе речи в зависимости от условий речевого общения (расстояние до слушателя, содержание высказывания):

  • развивать речевое дыхание.

2. В словарной работе (лексические задачи) - обогащать и качественно
совершенствовать детскую лексику:

  • учиться выражать в точном назывании (обозначении) приобретённые детьми знания и представления о предметах и явлениях, их качествах;

  • расширять запас слов с противоположным значением (антонимы) и с близким значением (синонимы);

  • формировать умение выбирать наиболее уместные для того или иного высказывания слова;

  • активизировать в речи детей прилагательные и глаголы;

  • учить сравнивать предметы, сопоставлять различные и сходные признаки, формировать процесс обобщения.

3. Формировать грамматический строй речи:

■ обучать словоизменению и словообразованию;

■ формировать синтаксическую сторону речи.

4. Развивать связную речь:

■ учить пересказывать литературное произведение;

■ учить составлять описательный рассказ по картине или


игрушке;

  • учить детей самостоятельно рассказывать на темы из личного опыта;

  • учить детей распространённым ответам и использованию характеристик, которые в них содержаться, в самостоятельном высказывании;

  • добиваться самостоятельности в изложении, целенаправленности и вариативности.

5. Задачи по формированию эстетического восприятия и понимания
произведений художественной литературы:

  • формировать у детей интерес к книге;

  • учить внимательно слушать и слышать литературные произведения;

  • помогать соотносить личный опыт с фактами, описанными в литературном произведении;

  • помогать устанавливать простые причинные связи между событиями, видеть поступки персонажей и правильно их оценивать;

  • развивать воссоздающее воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения;

  • поддерживать внимание и интерес детей к слову в литературном произведении;

  • поддерживать сопереживание детей героям произведения, личностное отношение к прочитанному.

6. Воспитывать культуру речевого общения:

  • воспитывать ответственность при коллективной деятельности;

  • формировать взаимоотношения, необходимые для выполнения совместной деятельности: умение договариваться между собой, помогать друг другу, уступать товарищу;

  • способствовать овладению детьми этическими знаниями и умением их применять в своей жизни и общении с окружающими.


Содержание курса (5-6 лет)

Тема 1, Введение в мир детской книги «Наш друг - книга».

Знакомство с кабинетом, с уголком книг. Встреча и знакомство с книгой (автор, название, обложка, иллюстрации, взрослые и детские книги).

Диагностическое задание: викторина, с целью выяснения уровня знаний детей в области детской литературы; рассказ о любимой книге.

Тема 2. Детский фольклор. Песенки-потешки.

Знакомство с потешками, их содержанием и назначением; необходимо вызвать соответствующее эмоциональное отношение к персонажам; доставить детям радость, позабавить.

Грамматика: учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Звуковая культура речи: воспитание умения слушать, воспроизводить слова из текста, интонацию.

Практическая работа: роспись матрёшки.

Тема 3. Колыбельная песня.

Знакомство со спецификой такого жанра детского фольклора, как колыбельная песня.

Грамматика: образование близких по смыслу однокоренных слов.

Словарь: объяснение значения слов, встречающихся в колыбельных песнях.

Звуковая культура речи: выразительное чтение колыбельной песни наизусть, с использованием ласковой интонации.

Тема 4. Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

Знакомство: с жанровыми особенностями русских народных сказок о животных.

Словарь и грамматика: подбор сравнений и определений, рифмы к словам, обозначающим названия животных.

Звуковая культура речи: выразительная передача интонации голоса сказочных персонажей.

Инсценирование сказки с помощью фанерного театра.

Тема 5. Пересказ сказки «Лиса и рак».

Повторение жанровых особенностей русских народных сказок о животных.

Связная речь: связное, последовательное и выразительное рассказывание сказки без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса».

Грамматика: образование близких по смыслу однокоренных слов.
Словарь: использование в речи слов с противоположным значением (большой - маленький, сильный - слабый, быстро - медленно).

Звуковая культура речи: развитие голосового аппарата (произнесение чистоговорок громко, тихо, шёпотом).

Тема 6. Инсценирование сказки «Лиса и журавль».

Доведение до сознания детей замысла сказки; воспитание интереса к произведениям устного народного творчества.



Грамматика и словарь: подбор точных слов при оценивании личностных качеств персонажей; помочь запомнить отдельные слова и образные выражения из текста сказки.

Звуковая культура речи: передача с помощью интонации характеристики персонажей.

Инсценирование сказки с использованием масок героев и атрибутов сказки.

Тема 7. Викторина «Русские народные сказки о животных». Обобщение знаний о жанровых особенностях.

Связная речь: связный, последовательный и выразительный рассказ сказки (на выбор) без помощи педагога.

Иллюстрирование любимой русской народной сказки о животных.

Тема 8. Праздник читательских удовольствий «Моя осень».

Соотнесение настроения лирических стихотворных строк об осени с иветовой гаммой и настроением музыкального произведения. Обобщение знаний детей о приметах осени и выяснение отношения детей к этому времени года.



Связная речь: составление короткого связного рассказа о впечатлениях из личного опыта, включая в повествование личное отношение к описанному.

Грамматика: активизация употребления в речи детей однокоренных слов.

Звуковая культура речи: выразительное чтение лирических стихотворений наизусть, используя соответствующую интонацию.

Изображение в цвете настроения, созданного поэтическими и музыкальными произведениями об осени.

Тема 9. Рассказывание по картине «Кошка с котятами».

Связная речь: составление небольшого сюжетного рассказа по картине (рассказ о событиях, предшествовавших изображённым на картине, придумывание концовки).

Словарь: отмечаем и называем различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбираем точные слова для характеристики действий (активизация глаголов).

Грамматика: самостоятельное образование кличек животных.

Звуковая культура речи: уточнение и закрепление правильного произношения звуков с и з; дифференцирование этих звуков на слух; произношение их протяжно и с разной силой голоса, закрепление умения самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его, вслушиваться в его звучание.

Тема 10. Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки».

Связная речь: описание внешнего вида игрушки, рассказывание о том, как с нею можно играть, какие игрушки есть дома.

Грамматика и словарь: закрепление умения образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчинёнными предложениями.

Звуковая культура речи: воспитание умения произносить слова со звуками с и з отчётливо и внятно, выделять эти звуки из слов, слова с этими звуками из фраз; регулировать силу голоса (произнесение фразы и отдельных слов громко, тихо и шёпотом), произносить фразы на одном выдохе, а звуки с и з в словах протяжно, различать на слух звуки в словах и слова с заданным звуком, находящимся в любой позиции.

Тема 11. Придумывание продолжения сказки. С. Макеев «Рыцарь Жёлудь».

Связная речь: формирование умения придумывать продолжение сказки на заданную тему, передавая специфику сказочного жанра; придумывание сказки, используя приём «оживления» предметов.

Словарь: подбор определений к словам (активизация прилагательных).

Грамматика: правильное построение предложений.

Тема 12. Музыкальная сказка «Дракончик Пыхалка» Д. Емец. Связная речь: учить детей составлять рассказ на тему сказки. Словарь: подбор синонимов и антонимов к словам.

Звуковая культура речи: различение на слух шипящих звуков, чёткое произнесение слов с этими звуками.

Тема 13. Рассказывание по скороговорке.

Знакомство со скороговоркой.

Связная речь: воспитание навыка связной речи.

Звуковая культура речи: уточнение и закрепление правильного произношения звуков с и ц; дифференциация этих звуков на слух и в собственной речи, отчётливое произношение слов и фраз с этими звуками; произношение фраз в различном темпе (умеренно, быстро, медленно), с разной силой голоса (громко, тихо, шёпотом).

Тема 14. Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?». Связная речь: выразительный пересказ текста.

Словарь: активизация в речи детей глаголов, подбор по смыслу глаголов к существительным.

Грамматика: образование форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детёнышей животных; формирование представлений о том, что не все детёныши имеют своё название.

Тема 15. Стихотворения о животных.

Связная речь: составление рассказа-описания о животном. Словарь: активизация в речи детей определений, сравнений. Грамматика: образование форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия животных.

Звуковая культура речи: выразительное чтение стихотворений наизусть. Изображение животного по его описанию.

Тема 16. Рассказывание по картине «Строим дом».

Связная речь: составление сюжетного рассказа по картине; придумывание продолжения сюжета, названия картины.

Словарь: подбор глаголов и прилагательных для характеристики действий персонажей.

Звуковая культура речи: уточнение и закрепление правильного произношения звуков ш, ж, дифференциация этих звуков, отчётливое и внятное произнесение слов с этими звуками, деление двусложных слов на части и произнесение каждой части слова, последовательность звучания слогов в слове.

Тема 17. Составление рассказов на темы стихотворений.

Связная речь: связное и живое рассказывание, не отступая от заданной темы.

Грамматика: образование названий детёнышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; закрепление представления о том, что не все детёныши имеют специальное название, активизация в речи детей сложноподчинённых предложений.

Звуковая культура речи: выделение из предложений слов со звуками ш и ж, чёткое произнесение фраз (чисто- и скороговорки), насыщенных данными звуками; произнесение фраз с различной громкостью, громко, тихо, шёпотом; деление трёхсложных слов на части, произнесение каждой части слова, определение порядка слогов в слове.

Тема 18. Рассказывание на заданную тему.

Связная речь: составление короткого рассказа на заданную тему.

Грамматика: закрепление у детей умения образовывать названия детёнышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; активизация в речи детей сложноподчинённых предложений.

Звуковая культура речи: подбор слов, сходных по звучанию.

Тема 19. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята».

Связная речь: выразительный пересказ литературного текста без помощи вопросов педагога.

Словарь: придумывание загадок; подбор по смыслу названий качеств (прилагательных) и действий (глаголов).

Грамматика: согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Звуковая культура речи: использование восклицательной интонации.

Тема 20. Рассказывание по картине «Ежи».

Связная речь: составление рассказа по картине, используя имеющиеся у детей знания о жизни диких животных (ежей).

Грамматика: активизация в речи детей сложноподчинённых предложений.

Словарь: воспитание умения понимать смысл образных выражений в загадках.

Звуковая культура речи: уточнение и закрепление правильного произношения звуков ч и щ; умения различать эти звуки, отчётливо и внятно произносить слова с ч и щ, выделять эти звуки в словах.

Тема 21. Рассказывание на тему из личного опыта - «Наш живой уголок».

Связная речь: рассказывание о своих личных впечатлениях; воспитание умения отбирать для рассказа интересное содержание.

Грамматика: употребление трудных форм родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек); воспитание умения задавать друг другу вопросы.

Звуковая культура речи: выделение во фразах слов со звуками ч и щ; произнесение слов громко и тихо.

Тема 22. Рассказывание на тему стихотворения С. Капутикян «Маша обедает».

Связная речь: составление короткого рассказа по стихотворению и описательного рассказа о предметах посуды.

Словарь: сравнение различных предметов по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизация употребления слов противоположного значения (антонимов) (глубокая - мелкая, большой - маленький, высокий - низкий); закрепление умения классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный).

Грамматика: образование по аналогии названий предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница).

Тема 23. Знакомство с писателем К.И. Чуковским.

Знакомство с творчеством и эпизодами из жизни К.И. Чуковского. Прослушивание произведений в исполнении автора.

Грамматика и словарь: закрепление умения образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчинёнными предложениями.

Звуковая культура речи: выразительное чтение отрывков из сказок К. Чуковского наизусть.

Тема 24. Литературный праздник «Сказки К.И. Чуковского».

Обобщение знаний детей о жизни и творчестве К.И. Чуковского. Викторина «Путаница» (из каких сказок потерялись предметы и вещи).

Инсценирование эпизодов из сказок писателя.

Связная речь: составление короткого рассказа по наиболее понравившемуся произведению автора, опираясь на личные впечатления от прочитанного произведения.

Иллюстрирование понравившейся сказки.

Тема 25. «Доброе слово, что ясный день».

Обобщение знаний и представлений детей о вежливости и доброте в общении с людьми, о культуре поведения.

Грамматика и словарь: образование и употребление в речи вежливых слов, составление предложений с этими словами.

Связная речь: проигрование ситуаций из жизни, используя знания правил вежливости.

Звуковая культура речи: интонационная выразительность в повседневном общении.

Тема 26. Вежливость в сказках. «Гуси-лебеди».

Знакомство с русской народной сказкой «Гуси-лебеди», доведение до сознания детей замысла сказки.

Связная речь: мотивированная оценка персонажей сказки; пересказ эпизодов из сказок, в которых вежливость и доброта помогала героям в трудную минуту.

Грамматика и словарь: обращение внимания детей на яркость и образность повествования, объяснение значения неизвестных слов.

Тема 27. Праздник читательских удовольствий «К нам пришла зима».

Обобщение знаний детей о приметах зимы и выяснение отношения детей к этому времени года.

Связная речь: составление короткого связного рассказа о впечатлениях из личного опыта, включая в повествование личное отношение к описанному.

Грамматика: активизация употребления в речи детей однокоренных слов, сравнений.

Звуковая культура речи: выразительное чтение лирических стихотворений наизусть, используя соответствующую интонацию.

Изображение в цвете своих представлений об этом времени года.
Тема 28. Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».

Связная речь: связный, последовательный, выразительный пересказ литературного текста, без помощи вопросов педагога.

Словарь: подбор подходящих по смыслу определений (активизация прилагательных).

Грамматика: закрепление умения употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек); формы изменения глагола хотеть.

Звуковая культура речи: привлечения внимания детей к громкости и чёткости произнесения слов.

Тема 29. Рассказывание по картине «Речка замёрзла».

Связная речь: составление рассказа по картине, при описании событий у называние места и времени действия.

Словарь: воспитание умения понимать оттенки значения слова.

Грамматика: согласование в роде глагола прошедшего времени с существительным.

Звуковая культура речи: закрепление правильного произношения звуков с и ш; умения различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе, отчётливо и внятно произносить слова с с и ш; закрепление умения делить слова на части - слоги.

следующая страница >>