Рабочая программа дисциплины психотехнологии мотивации персонала специальность - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины психотехнологии переговорной деятельности 2 488.71kb.
Рабочая программа дисциплины «наименование дисциплины по учебному... 2 310.74kb.
Рабочая программа дисциплины 1 102.53kb.
Рабочая программа дисциплины деловой иностранный язык 4 441.54kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) наименование: Металлургия меди... 1 291.01kb.
Рабочая программа дисциплины математика (наименование дисциплины) 4 615.01kb.
Рабочая программа дисциплины «Методика обучения математике»/ сост. 5 603.41kb.
Рабочая учебная программа дисциплины 1 448.53kb.
Рабочая программа дисциплины «история экономических учений» Направление... 1 276.32kb.
Рабочая программа наименование дисциплины 2 404.77kb.
Ровнейко Вера Владимировна Ижевск 2012 Структура учебно методического... 5 962.19kb.
Располагается в юго-восточной части страны в 70 километрах от города... 1 65.17kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Рабочая программа дисциплины психотехнологии мотивации персонала специальность - страница №1/1

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия»

(Академия ВЭГУ)


Кафедра психологии





УТВЕРЖДАЮ

Ректор Академии ВЭГУ


________________ Е.К. Миннибаев

«31» августа 2013г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОТЕХНОЛОГИИ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА


Специальность: 030301.65 «Психология»

Специализация: организационная психология, психология менеджмента

Квалификация: Психолог. Преподаватель психологии.

Составитель: к.пед.н., доцент Фаррахова А.Ю.

Уфа


2013

1. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «Психотехнологии мотивации персонала» является дисциплиной специализации по подготовке специалистов 030301.65 «Психология».

Мотивация как функция управления – это процесс, с помощью которого руководство организации побуждает работников действовать так, как было ранее запланировано и организовано, поскольку успех организации в определенной мере зависит от того, насколько эффективно действуют участники производственного процесса.

Построение системы мотивации в организации представляет собой как экономическую проблему, потому что эффективная система мотивации позволяет повысить экономические показатели деятельности организации, удовлетворять экономические потребности ее членов, так и психологическую проблему, поскольку при ее построении должны учитываться идеалы, стремления, потребности в достижении и самовыражении ее участников.

Усвоение материала курса позволит применить на практике более широкий арсенал методов и средств воздействия на мотивацию работников.

Цель освоения дисциплины «Психотехнологии мотивации персонала» - овладение студентами теоретическими знаниями и практическими умениями построения системы мотивации персонала с применением психологических технологий.

Задачи курса «Психотехнологии мотивации персонала»:

- раскрыть мотивы и потребности людей в организациях;

- рассмотреть содержательные теории мотивации;

- рассмотреть процессуальные теории мотивации;

- раскрыть программы и методы стимулирования эффективной деятельности работников;

- определить возможности управления по целям;

- раскрыть причины демотивации персонала и определить способы ее преодоления.

- раскрыть стратегии формирования и изменения трудовой мотивации в условиях организаций.



2. Требования к уровню освоения дисциплины
Курс «Психотехнологии мотивации персонала» базируется на знаниях основ общей психологии, психологии труда. Более глубокое изучение курса предусмотрено в дисциплинах: психологические аспекты управления персоналом, основы тьютерства и коучинга, психотехнологии руководства организацией, психотехнологии бизнес-консультирования, тренинговые технологии в работе с кадрами, тренинг проектирования и развития организации и др.

В результате изучения дисциплины специалист - психолог должен: иметь представление об эффективной программе мотивации персонала посредством использования различных методов на основе организационно-административных, экономических, социально-психологических ресурсов управления.



Знать:

- основные теории мотивации;

- методы стимулирования персонала;

- принципы построения системы мотивации персонала.



Уметь:

- оценивать существующие концепции трудовой мотивации с точки зрения их возможностей в оценке, прогнозировании и изменении поведения персонала;

- диагностировать текущий уровень мотивации работников и выявлять организационные факторы, влияющие на их мотивацию, удовлетворенность и продуктивность;

Владеть:

- современными методами управления мотивацией работников.

Программой дисциплины предусмотрены следующий вид аттестации: промежуточная аттестация в форме зачета.

3. Тематический план курса


п/п


Наименование разделов и тем

Аудиторные занятия (час.)

Самост.

работа студентов



ЛК

П/З

з/о

з/о

з/о

Раздел 1. Теоретические основы мотивации персонала

1

Сущность мотивации как функции управления в организации

2

-

12

2

Теории мотивации

4

2

12

3

Факторы мотивации

2

-

12

Раздел 2. Диагностика мотивационного состояния организации

4

Методы исследования мотивационного фона организации

2

2

12

Раздел 3. Построение системы мотивации персонала

5

Демотивация персонала

2

-

12

6

Программы и методы стимулирования деятельности персонала

2

2

14

7

Мотивационный тренинг

4

4

14

Итого 116

18

10

88

Форма контроля

зачет

4. Содержание курса
Раздел 1. Теоретические основы мотивации персонала
Тема 1. Сущность мотивации как функции управления в организации

Понятие «мотивация, «потребности», «мотив».

Мотивы и потребности людей в организациях (потребности в безопасности, потребности в аффилиации, потребности в уважении, потребности в независимости и самостоятельности, потребности достижения, потребности во власти). Полимотивированность трудового поведения. Иерархическая организация мотивов. Компенсаторные отношения между мотивами. Принцип справедливости. Принцип подкрепления.
Тема 2. Теории мотивации

Традиционная модель: научное управление. Модель «школы человеческих отношений». Модель «школы человеческих ресурсов».

Содержательные теории мотивации. Теория мотивации А. Маслоу. Теория мотивации К. Альдерфера. Теория X – Y Д. МакГрегора. Двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга. Потребность в достижении. Теории Дж. Аткинсона и Д. МакКлелланда.

Процессуальные теории мотивации. Теория справедливости Дж. Адамса. Теория ожиданий В. Врума. Комплексная теория мотивации Портера-Лоулера. Теория постановки целей Э. Локка. Модификация поведения (Ф. Латенс и Р. Крейтнер). Теория подкреплений.


Тема 3. Факторы мотивации

Темперамент сотрудника и мотиваторы. Мотивирование холерика, сангвиника, меланхолика и флегматика. Мотивационные типы сотрудников: люмпенизированный тип, инструментальный тип, профессиональный тип, патриотический тип, хозяйский тип. Соответствие мотивационных типов и форм стимулирования.

Возраст как фактор мотивации. Пол как фактор мотивации.

Организационная культура как фактор мотивации. Мотивация персонала различных организационных культур. Мотивация лояльности персонала. Удовлетворенность работой и производительность.


Раздел 2. Диагностика мотивационного состояния организации
Тема 4. Методы исследования мотивационного фона организации

Диагностика мотивационной среды компании.

Интервью как метод выявления потребностей сотрудников.

Проведение анкетирования с целью выявления мотивационного профиля сотрудников. Анкета «Оценка мотивационной среды в компании». Анкетирование с целью разработки эффективной системы мотивации

Диагностическое интервью. Карта мотиваторов, ее анализ (С.В. Иванова).

Психодиагностические методики, определяющие мотивацию персонала. Тесты на выявление преобладающих потребностей: во власти, признании, достижениях. Мотивационный тест Ф. Херцберга. Методика «Потребность в общении», методика «Потребность в достижении» (Ю.М. Орлов). Методика «Оценка потребности в одобрении» (Д. Краун и Д.Марлоу в модификации Ю.Л. Ханина). Методика «Мотивация аффилиации» (А. Мехрабиан в модификации М. Ш. Магомед-Эминова). Методика «Мотивация к успеху» (Т. Элерс). Методика «Мотивация к избеганию неудач» (Т. Элерс). Опросник «MAC» (определение стремления (мотивацию) человека к достижению цели, стремления к соперничеству (азартности) и стремления к социальному престижу) (М. Кубышкина). Методика «Диагностика мотивационной структуры личности» (В.Э. Мильман), Методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф.Потемкина). Удовлетворенность трудом (В.А.Розанова).


Раздел 3. Построение системы мотивации персонала
Тема 5. Демотивация персонала

Демотивация персонала. Источники демотивации. Этапы демотивации: недоумение и растерянность, раздражение и надежды, разочарование и минимизация трудовых усилий, отчуждение и разрыв. Профилактика демотивации.


Тема 6. Программы и методы стимулирования деятельности персонала

Система стимулирования труда. Сущность стимулирования и классификация стимулов. Материальное стимулирование. Нематериальное стимулирование.

Программы материального стимулирования (надбавки (за усердие, квалификацию, стаж работы и т. д.), индивидуальный бонус (премия) за выполненную работу, индивидуальная сдельная оплата труда, групповой бонус за работу, выполненную группой в целом). Система Скэнлона (распределение прибыли организации среди работников). Система Раккера (определение индекса стоимости чистой продукции фирмы).

Управление по целям. Основные элементы: постановка цели, планирование мероприятий, самоконтроль, регулярный пересмотр. Основные шаги: формулировка долгосрочных целей и стратегических планов, постановка конкретных задач всей организации, определение задач подразделений, определение задач каждого работника, разработка плана мероприятий, внедрение и осуществление корректирующих воздействий, оценка степени достижения целей, оценка общей результативности, подкрепление поведения и усиление мотивации с помощью: обучения и развития менеджеров, вознаграждения, планирования служебного роста.

Перепроектирование заданий и функций работников. «Расширение» труда. Ротация кадров. «Обогащение» труда. Этапы перепроектирования деятельности.

Партисипативность (вовлечение работников).

Принципы мотивации персонала. Этапы создания системы мотивации персонала (определение характера мотивационной среды организации, построение мотивирующей системы; мониторинг и коррекция системы мотивации).
Тема 7. Мотивационный тренинг

Мотивационный тренинг, разработанный Сидоренко Е.В. Концепция мотивационного тренинга. Структура мотивационного тренинга. Техники, применяемые в тренинге (ролевые игры, командная работа, деловая игра, индивидуальные упражнения и домашние задания).

Тренинг внутренней мотивации, разработанный Климчуком В.А. Общая структура программы. Методы и техники, используемые в программе (каузометрия, репертуарные и ранговые решетки Дж. Келли, терапия фиксированных ролей Дж. Келли, многомерный анализ оценочных решеток). Программа развития внутренней мотивации. Основные этапы.

5. План практических и семинарских занятий
Раздел 1. Теоретические основы мотивации персонала

Тема 1. Сущность мотивации как функции управления в организации

Вопросы к семинару:

1. Основные понятия мотивации труда и поведения в организации.

2. Подходы к мотивации персонала в организации.

3. Виды стимулирования персонала в организации.

4. Упражнения.
Тема 2. Теории мотивации

Вопросы к семинару:

1. Процессуальные теории мотивации.

2. Содержательные теории мотивации.

3. Упражнения, анализ ситуаций (с использованием обучающей консультационной программы «Мотивация: от теории к практике»).


Тема 3. Факторы мотивации

Вопросы к семинару:

1.Соответствие мотивационных типов и форм стимулирования.

2. Возраст как фактор мотивации.

3. Пол как фактор мотивации.

4. Организационная культура как фактор мотивации.

5. Удовлетворенность работой и производительность.


Раздел 2. Диагностика мотивационного состояния организации
Тема 4. Методы исследования мотивационного фона организации

Вопросы к практическому занятию:

1. Интервью как метод выявления потребностей сотрудников.

2. Техника формулирования вопросов и проведения собеседования по оценке мотивации труда. Упражнения.

3. Карта мотиваторов, ее анализ.

4.Диагностика мотивационной среды компании.
Раздел 3. Построение системы мотивации персонала
Тема 5. Демотивация персонала

Вопросы к семинару:

1. Причины демотивации.

2. Этапы демотивации.

3. Профилактика демотивации.



Тема 6. Программы и методы стимулирования деятельности персонала

Вопросы к практическому занятию:

1. Мотивирование сотрудников удовлетворением их потребностей. Упражнения. Анализ ситуаций.

2. Мотивирование персонала с помощью подкрепленного научения. Упражнения. Анализ ситуаций.

3. Мотивирование персонала с помощью постановки целей. Упражнения. Анализ ситуаций.

4. Мотивирование с помощью организационной справедливости. Упражнения. Анализ ситуаций.

5. Мотивирование сотрудников с помощью изменения их ожиданий. Упражнения. Анализ ситуаций.

6. Демотивация персонала и способы ее преодоления. Упражнения. Анализ ситуаций.

7.Схема планирования коррекции карты мотиваторов. Упражнения. Анализ ситуаций.


Тема 7. Мотивационный тренинг

Вопросы к практическому занятию:

1. Проведение мотивационного тренинга, разработанного Сидоренко Е.В.

2. Проведение тренинга внутренней мотивации, разработанного Климчуком В.А.

3. Анализ эффективности тренинговых программ мотивации персонала.



6. Задания для самостоятельной работы студентов

Разделы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

1

2

Раздел 1. Теоретические основы мотивации персонала.

1. Решение ситуационных задач по заданию преподавателя.

2.Авторские резюме:

Гадецкая О. Система вознаграждений // Управление персоналом. –2010. – №4. – Режим доступа: top-personal.ru

– Гаффорова Е., Меркушова Н., Миланич И. Повышение качества труда через систему мотивации // Кадровик. Кадровый менеджмент. – №4, 2008.

– Кибанов А. Концепции мотивации и стимулирования трудовой деятельности // Кадровик. Кадровый менеджмент. - №5, 2008.

– Прошкин Б. О двух формах организации стимулирования // Управление персоналом. –2008. – №6. – Режим доступа: top-personal.ru

– Сытник Н. Мотивационный подход к оценке карьеры // Управление персоналом. –2008. – №6. – Режим доступа: top-personal.ru

3. Доклады по темам:

- Теоретические подходы к изучению мотивации труда;

- Сущность содержательных и процессуальных теорий мотивации.

4. Коллоквиум по темам раздела.


Раздел 2. Диагностика мотивационного состояния организации.

1. Решение ситуационных задач по заданию преподавателя.

2.Авторские резюме:

– Расулова Н. Как провести аудит мотивации работников // Кадровое дело – 2010. – № 6

3. Доклады:

- Диагностика мотивации трудовой деятельности персонала организации.

4. Самодиагностика

- «Определение направленности личности (Ориентационная анкета);

- Диагностика групповой мотивации (И.Д. Ладанов);

- Диагностика мотивационных ориентации в межличностных коммуникациях (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева);

- Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф.Потемкина).

5. Коллоквиум по темам раздела.


Раздел 3. Построение системы мотивации персонала.

1. Решение ситуационных задач по заданию преподавателя.

2.Авторские резюме:

– Авдеенко А. Мотивация и системный фактор // Управление персоналом. –2011. – №10. – Режим доступа: top-personal.ru

– Варданян И. С. Предложение по совершенствованию системы нематериального стимулирования // Управление персоналом, 2005. – №4. – Режим доступа: http://www.top-personal.ru

– Васильева М. Мотивация персонала в условиях внедрения инноваций // Управление персоналом. –2009. – №10. – Режим доступа: top-personal.ru

– Власова Е., Копачевская Т. Система мотивации как привлечь и удержать // Управление персоналом. –2010. – №8. – Режим доступа: top-personal.ru

– Горностаев С. Нематериальные факторы, влияющие на уровень лояльности персонала организации // Управление персоналом. – 2005. – №4. – Режим доступа: http://www.top-personal.ru

– Ефремов А. О Человеке нужно говорить, или Значение нематериального стимулирования работников в условиях кризиса // Управление персоналом. –2009. – №12. – Режим доступа: top-personal.ru

– Жданкин Н. А. Восемь правил эффективной мотивации, или как правильно мотивировать персонал // Управление персоналом. – 2008 – №3. – Режим доступа: http://www.top-personal.ru

– Митрофанова Е. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности// Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2006. – №8.

– Прошкин Б., Моргунов Е., Базарова Г. О некоторых методологических принципах мотивации трудовой деятельности персонала // Управление персоналом. –2009. – №23. – Режим доступа: top-personal.ru

3. Доклады:

- Классификация методов и стратегии повышения трудовой мотивации персонала;

- Управление мотивацией персонала;

- Формирование системы мотивации персонала;

- Мотивация и оплата труда персонала организации;

- Современные подходы к проблеме стимулирования деятельности персонала;

- Особенности системы трудовой мотивации банковского персонала;

- Комплексная модель совершенствования креативной системы управления и оценки ее эффективности;

- Сущность, теория и содержание мотивации персонала;

- Мотивация, наказания и поощрения в управлении персоналом;

- Мотивация персонала в современной организации: проблемы и цели;

- Мотивация результатов труда и поведения персонала организации;

- Теоретические основы управления мотивацией персонала;

- Мотивация как социальная основа в управлении персоналом.

4. Коллоквиум по темам раздела.



7. аттестационные вопросы
1. Основные понятия мотивации труда и поведения в организации.

2. Мотивы и потребности людей в организациях

3. Подходы к мотивации персонала в организации.

4. Виды стимулирования персонала в организации.

5. Вознаграждение персонала.

6. Теория мотивации А. Маслоу.

7. Теория мотивации К. Альдерфера.

8. Теория X-Y Д. МакГрегора.

9. Двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга.

10. Теория Дж.Аткинсона.

11. Теория Д.МакКлелланда.

12.Теория подкрепления мотивов (поведенческих подход).

13. Теория ожидания.

14. Целевая теория мотивации Э.Локе.

15. Модификация поведения (Ф. Латенс и Р. Крейтнер).

16. Темперамент сотрудника и мотиваторы.

17. Мотивационные типы сотрудников.

18. Соответствие мотивационных типов и форм стимулирования.

19. Возраст как фактор мотивации.

20. Пол как фактор мотивации.

21. Организационная культура как фактор мотивации.

22. Мотивация лояльности персонала.

23. Удовлетворенность работой и производительность.

24. Карта мотиваторов, ее анализ.

25. Демотивация персонала: причины, коррекция.

26. Технологии и методы оценки мотивации персонала.

27. Интервью как метод выявления потребностей сотрудников.

28. Техника формулирования вопросов и проведения собеседования по оценке мотивации труда.

29. Карта мотиваторов, ее анализ.

30. Проведение анкетирования с целью выявления мотивационного профиля сотрудников.

31. Диагностика мотивации личности сотрудника.

32. Диагностика мотивационной среды компании.

33. Мотивация и индивидуально-психологические особенности персонала.

34. Создание системы мотивации персонала в организации.

35. Методы и способы коррекции мотивационного потенциала персонала.

36. Принципы мотивации персонала.

37. Этапы создания системы мотивации персонала.

38. Программы и методы стимулирования деятельности работников.

39. Программы материального стимулирования.

40. Система мотивации Скэнлона.

41. Система мотивации Раккера.

42. Управление по целям.

43. Перепроектирование заданий и функций работников.

44. «Расширение» труда.

45. Ротация кадров.

46. «Обогащение» труда.

47. Этапы перепроектирования деятельности.

48. Партисипативность (вовлечение работников).

49. Способы повышения мотивации персонала.

50. Концепция мотивационного тренинга (Сидоренко Е.В.).

51. Структура мотивационного тренинга (Сидоренко Е.В.).

52. Техники, применяемые в тренинге (Сидоренко Е.В.).

53. Тренинг внутренней мотивации, разработанный Климчуком В.А.

54. Методы и техники, используемые в тренинговой программе (Климчук В.А.).

55. Этапы программы развития внутренней мотивации (Климчук В.А.).

56. Мотивирование сотрудников удовлетворением их потребностей.

57. Мотивирование персонала с помощью подкрепленного научения.

58. Мотивирование персонала с помощью постановки целей.

59. Мотивирование с помощью организационной справедливости.

60. Мотивирование сотрудников с помощью изменения их ожиданий.



8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература

  1. Бакирова Г.Х. Психология развития и мотивации персонала: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

  2. Занковский А.Н. Организационная психология : учебное пособие. – М.: Форум, 2009.

  3. Истратова О. Н.   Справочник психолога-консультанта организации / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - 2-е изд. - Ростов н /Д : Феникс, 2010.

  4. Петрова, Ю.А. Лучшие способы мотивации персонала [Электронный ресурс] / Петрова Ю. А. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2010. // IPRbooks.


Дополнительная литература

1. Адаир Д. Эффективная мотивация. – М.: ЭКСМО, 2003.

2. Аширов Д.О. Трудовая мотивация: учеб.пособие. М.: ТК Велби, Проспект, 2005.

3. Иванова С. Мотивация на 100 %. А где у него кнопка? – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Спб.: Питер, 2002.

5. Климчук В.А. Тренинг внутренней мотивации. – СПб.: Речь, 2005.

6. Коул Дж. Управление персоналом в современных организациях / Джеральд Коул; [Пер. с англ. Н.Г.Владимирова]. – М.: ООО «Вершина», 2004.

7. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Апенько С.Н., Мерко А.И. Мотивация персонала: учебное пособие. Практические задания (практикум). – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2010.

8. Психология менеджмента / Под ред. Г.С.Никифорова. – СПб, 2004.

9. Самоукина, Н. В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах/ Н. Самоукина. – М. : Вершина, 2006.

10. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. – М.: Речь, 2005.

11. Соломандина Т.О., Соломандин В.Г. Управление мотивацией персонала (в таблицах, схемах, тестах, кейсах). – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2005.

12. Стаут Л.У. Управление персоналом. Настольная книга менеджера / Стаул Л.У., пер. с англ. – М.: ООО Издательство «Добрая книга», 2006.

13. Технологии мотивирования персонала в организации: Учебно-методический комплекс. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.

14. Травин В. В., Магура М.И., Курбатова М.Б. Мотивационный менеджмент: Учебно-практическое пособие. 3-е изд. – М.: Дело, 2007.

15. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. 2-е изд. – СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003.

16. Шаховой В.А., Шапиро С.А. Мотивация трудовой деятельности. Учеб.пособие. – М.: Вершина, 2003.
Программное обеспечение

1. Обучающая консультационная программа «Мотивация: от теории к практике» (www.nd.ru).

2. Журнал «Персонал-микс» http://www.personal-mix.ru/

3. Журнал «Управление персоналом» http://www.top-personal.ru/

4. Журнал «Кадровое дело» http://www.kdelo.ru/

5. Электронный журнал «Работа с персоналом» www.hr-journal.ru/

6. Журнал «Справочник по управлению персоналом» http://sup.kad-rovik.ru/

9. Методические рекомендации по изучению дисциплины

9.1. Методические рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя

Дисциплина «Психотехнологии мотивации персонала» решает следующие задачи:

- ознакомление студентов с основными понятиями, теориями мотивации персонала;

- формирование у студентов умений определять основные потребности, мотивы в процессе выполнения трудовой деятельности;

- развитие у студентов умений и навыков применения психотехнологий управления мотивацией персонала.

Освоение дисциплины Психотехнологии мотивации персонала предполагает следующие формы работы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов.

Отбор материала для лекционных занятий, его организацию рекомендуется производить в соответствии со следующими принципами:

– принцип целеполагания (отбираемый материал отвечает поставленной преподавателем цели лекции и позволяет достичь ее);

– принцип научности;

– принцип системности;

– принцип единства теоретического и эмпирического знания;

– принцип доступности;

– ориентация на последующие практические занятия и самостоятельную работу студентов с литературой.

На практических занятиях рекомендуется использовать следующие виды работы:

- семинар-дискуссия;

- семинар-практикум;

- анализ ситуаций;

- деловая игра, моделирующая профессиональные задачи;

- тренинг мотивации персонала.

Рекомендуется использовать следующие виды самостоятельной работы студентов:

- самостоятельное изучение отдельных тем;

- подготовка и написание рефератов, докладов на заданные темы;

- составление краткого конспекта текста;

- самодиагностика мотивационного профиля личности;

- составление тематического тезауруса.

Для освоения дисциплины рекомендуется использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный метод, частично-поисковый, интерактивные; средства обучения: наглядные пособия (таблицы, схемы, рисунки), технические средства (аудио- и видеоаппаратура, компьютер), печатные методические пособия.


9.2. Методические рекомендации по освоению дисциплины для студента

В рамках дисциплины предполагается изучение следующих разделов:

- Теоретические основы мотивации персонала

- Диагностика мотивационного состояния организации

- Построение системы мотивации персонала.

Ключевыми понятиями раздела 1. Теоретические основы мотивации персонала являются: мотивация, потребности, мотив, стимулирование. Изучая раздел 1, студент познакомится мотивами и потребностями людей в организациях, с содержательными и процессуальными теориями мотивации. Также будут рассмотрены основные понятия: организационная культура, лояльность персонала, удовлетворенность трудом. Будут рассмотрены темперамент сотрудника и мотиваторы, мотивационные типы сотрудников, возраст и пол как факторы мотивации

Ключевыми понятиями раздела 2 Диагностика мотивационного состояния организации являются: карта мотиваторов, интервью, опрос, анкета, методики. Изучая раздел 2, студент познакомится с техникой формулирования вопросов и проведения собеседования по оценке мотивации труда, с анализом карты мотиваторов, с психодиагностическими методиками, определяющими мотивацию персонала.

Ключевыми понятиями раздела 3. Построение системы мотивации персонала являются: управление мотивацией персонала, программы стимулирования, тренинг. Изучая раздел 3, студент познакомится с принципами мотивации, этапами создания системы мотивации персонала, с программами и методами стимулирования деятельности работников, с особенности построения и проведения мотивационного тренинга.

При подготовке к семинарским и практическим занятиям следует иметь в виду, что при конспектировании литературных источников необходимо: отбирать существенную информацию, отделять ее от второстепенной; формулировать отдельные мысли текста в другой стилистической и синтаксической формах; составлять словарь понятий по теме семинара; схематизировать и структурировать прочитанный материал; формулировать выводы по прочитанному материалу.

При выступлении с докладом необходимо: соблюдать временной регламент, выражать собственное мнение, делать выводы по рассмотренному вопросу.

Во избежание ошибок при выполнении реферативной учебной работы студенту необходимо:

- осуществлять самостоятельный поиск информации по выбранной теме;

- отбирать существенную информацию;

- логично и последовательно раскрывать тему;

- обобщать психологические знания по проблеме и формулировать выводы на основе обзора литературы;

- стилистически правильно оформлять мысли реферативного текста.

По каждому разделу предусмотрено выполнение студентами различных видов самостоятельной работы.

По итогам освоения дисциплины предусмотрена текущая, рубежная, промежуточная аттестация. В рамках текущей аттестации предполагается использование следующих форм оценочных средств: выступление студента с докладом, подготовка рефератов, составление краткого конспекта текста.

Рубежная аттестация предусмотрена после изучения каждого раздела в форме тестирования. Промежуточная аттестация предусмотрена в форме тестирования.

Для подготовки к аттестации рекомендуется чтение учебных пособий, первоисточников и конспектов; повторение теоретических знаний, усвоенных в рамках аудиторной и самостоятельной.



Глоссарий
Внешнее вознаграждение – это тип поощрения, предоставляемый организацией, а не самим процессом труда (стимулирование труда).

Внутреннее вознаграждение – вознаграждение, предоставляемое самим процессом труда (чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения, общение с коллегами, возникающее в процессе работы).

Внутренняя мотивация – это выполнение определенной ра­боты из-за интереса к ней, субъективного ощущения ее ценности.

Вознаграждение – это все, что человек считает ценным для себя, служащее для побуждения людей к эффективной деятельности.

Демотивация – это процесс осознаваемого или бессознательного внутреннего отчуждения работника от процесса и результатов своего труда.

Материальное стимулирование – это внешнее побуждение работников к труду посредством выплат им вознаграждения в денежной и / или натуральной формах.

Меланхолик – тип темперамента человека со слабой нервной системой, обладающий повышенной раздражительностью даже к слабым раздражителям, повышенной ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям.

Мотив – это побуждение к деятельности, направленной на материальный или идеальный объект и связанной с удовлетворением какой либо потребности индивида.

Мотивационная среда – совокупность мотивирующих и стимулирующих условий в конкретной организации.

Мотивационный менеджмент – система действий по активизации прежде всего внутренних, индивидуальных мотивов работника.

Мотивация – 1) Весь комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека; 2) Система мотивов определенного человека; 3) Система действий по активизации мотивов другого человека (мотивационный менеджмент).

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

Мотивация труда – это стремление работника удовлетворить потребности (то есть получить определенные блага) посредством трудовой деятельности.

Мотивирование персонала – создание обогащенной возможностями и стимулами среды, в которой человек имеет возможность активизировать свои мотивы.

Ожидание – оценка человеком вероятности наступления какого-либо события.

Ощущения потока – ощущение полной (умственной и физической) включенности в де­ятельность; полная концентрация внимания, мыслей, чувств на занятии, ко­торая исключает из сознания посторонние мысли и чувства; четкое знание того, что следует делать в определенный момент времени, ясное осознание цели деятельности, полное покоре­ние требованиям, которые идут от самой деятельности»; четкое осознание того, насколько удачно выполняется работа, четкая и определенная обратная связь; отсутствие тревоги по поводу возможной неудачи, ошибки; ощущение субъективной остановки времени; потеря обычного ощущения четкого осознания себя и своего окружения, «растворение» в деле.

Партисипативное управление – программы вознаграждения за труд, стремящиеся усилить внутреннюю мотивацию и заинтересованность работников в трудовом процессе путем расширения их полномочий в деятельности фирмы. Включают в себя: участие работников в прибылях и собственности; участие работников в доходах; участие работников в управлении.

Патернализм – система дополнительных льгот и выплат, иных поощрений сотружников за счет организации..

Побуждение – это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность.

Потребность – внутреннее состояние индивида, созданное испытываемым им нуждой в чем-либо, необходимым для его существования и развития.

Процессуальные теории мотивации – теории, основывающиеся на поведении людей с учетом их восприятия и познания и посвященные процессу мотивации, описанию и предсказанию результатов мотивационного процесса.

Система мотивации персонала – это совокупность программ и практик изучения потребностей, внешних и внутренних вознаграждений, предпочитаемых сотрудниками, разработка и реализация индивидуального комплекса целенаправленных поощрений сотрудников.

Содержательные теории мотивации – теории, старающиеся определить потребности людей, побуждающие их к действию, и основное внимание уделяющие анализу факторов, лежащих в основе мотивации.

Стимул – это некоторое воздействие на человека извне, целью которого является направить его деятельность, скорректировать поведение в организации.

Стимулирование труда – внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда с целью побуждения его к эффективной трудовой деятельности.

Стимулировать – пробуждать, усиливать или ускорять мысли, чувства и действия.

Темперамент – индивидуально своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики - интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.


izumzum.ru