Рабочая программа 1 вида по литературе для 11 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 к - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебный год. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе... 1 469.46kb.
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе... 3 400.44kb.
Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса педагога Наумовой... 1 349.1kb.
Учебные пособия: Русская литература XIX века. 10кл: Хрестоматия для... 1 185.11kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основании... 1 323.3kb.
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса алгебры для... 3 638.45kb.
Рабочая программа по литературе 8 класс 2013 2014 учебный год 1 129.23kb.
Рабочая программа по физике для 10-11 классов составлена на основе... 2 500.3kb.
Рабочая программа разработана на основе учебной программы по литературе... 1 46.43kb.
Духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением... 1 130.81kb.
Рабочая программа по геометрии, 7 класс, 2-я ступень, уровень базовый... 1 94.78kb.
Сценарий новогоднего праздника для 5-х классов Кафе «Карнавальная... 1 90.83kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Рабочая программа 1 вида по литературе для 11 класса составлена на основе программы - страница №1/1

Пояснительная записка

Рабочая программа 1 вида по литературе для 11 класса составлена на основе программы под редакцией В.Я. Коровиной «Литература 5-11 классы (Базовый уровень) - М: «Просвещение», 2008 г. учителем русского языка и литературы Папазян Г.М. и рассчитана на 3 часа в неделю (102 часа в год).

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Задачи:

· воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

· развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

· освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

· совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

В 11 классе предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.

В программе соблюдена системная направленность. Эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д.

Программа 11 класса включает в себя произведения русской литературы, поднимающие вечные проблемы, причём она представляет собой линейный курс на историко-литературной основе.

На уроках важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое развернутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотворении, рассказе, романе, пьесе (может быть, увиденной в театре).

Одним из признаков понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом. Примерные списки стихотворных и прозаических произведений для заучивания наизусть даны в программе В.Я.Коровиной.

Также особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся, систематически проводя работу со школьниками на уроках развития речи. Для этого могут быть использованы такие виды работы: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы.





Тема


Количество часов


1.

Введение

1

2

И.А. Бунин

6

3

А.И. Куприн

2

4

М. Горький

6

5

«Серебряный век» русской литературы. Символизм

7

6

А.А. Блок

6

7

Новокрестьянская поэзия. Н.А .Клюев

1

8

С.А. Есенин

5

9

Литературный процесс 20 –х годов XX века.

4

10

В.В. Маяковский

4

11

Литература 30 – х годов XX века

1

12

М.А. Булгаков

7

13

А.П. Платонов

2

14

А.А.Ахматова

4

15

О.Э. Мандельштам

2

16

М.И. Цветаева

2

17

М.А. Шолохов

9

18

Литература во время ВОВ

1

19

Литература 50-90

3

20

А.Т. Твардовский

2

21

Б.Л. Пастернак

5

22

А.И. Солженицын

2

23

В.Т. Шаламов

1

24

Н.М. Рубцов

1

25

В.П. Астафьев

2

26

В.Г. Распутин

1

27

И.А. Бродский

1

28

Б.Ш. Окуджава

2

29

Ю.В. Трифонов

1

30

А.В. Вампилов

1

31

Из лит-ры народов мира

2

32

Литература конца 20-го – нач. 21 века

2

33

Из зарубежной литературы

5

34

Итоги

1

Итого: 102ч.

Содержание курса «Литература. 11 класс» (102 часа)

Введение (1ч )

        Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.



Литература начала XX века  

    Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.

                        Писатели-реалисты начала XX века  

Иван Алексеевич Бунин.   (6ч.)

    Жизнь и творчество (обзор).  Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество», «Последний шмель», «Песня» (возможен выбор других пяти стихотворений).  Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.

   Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (произведения обязательны для изучения только для школ с русским (родным) языком обучения), «Легкое дыхание», «Сны Чанга» (возможен выбор других рассказов). Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И.А.Бунина.

  Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Индивидуальный стиль писателя. Рассказ (углубление представлений).

 Александр Иванович Куприн. (2ч.)    Жизнь и творчество (обзор).

   Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

   Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).

 Максим Горький (6ч.)  Жизнь и творчество (обзор).

   Рассказы «Челкаш», «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».

   «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Своеобразие художественного конфликта в драме. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры вчеловека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.



Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).  

Серебряный век русской поэзии  7ч.

Символизм  (3ч.)

   «Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.    «Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.

   Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.

   Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Ас-саргадон», «Старый викинг», «Работа», «Каменщик», «Грядущие гунны»,(стихотворения по выбору учителя и учащихся). Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

   Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте.

   Стихотворения (3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь. Семицветник».

   Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнесла-вянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.

   Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте.

Стихотворения (3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Роман «Петербург» (обзорное знакомство с чтением фрагментов). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»), Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).

Акмеизм (3ч.)

   Н. Гумилев. «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма.  Западноевропейские и отечественные истоки акмеизмаОбзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.

   Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.

   Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Память», «Слово», «Заблудившийся трамвай» или  другие стихотворения ( 3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.



Футуризм (1ч.)

   Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и другие), кубофутуристы (В.Маяковский, Д.Бурлюк, В.Хлебников, Вас. Каменский),«Центрифуга» (Б.Пастернак, Н.Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями

   Игорь Северянин (И. В. Лотарев). Слово о поэте.

   Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.



Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).

  Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).



Александр Александрович Блок (6ч.)

   Жизнь и творчество (обзор).

   Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения).

   «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Когда вы стоите на моем пути...», «Скифы».(Возможен выбор 3—5 других стихотворений.)

   Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом» и в стихотворении «Скифы». Поэт и революция.

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и восприятие ее современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала.  Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.

Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

Новокрестьянская поэзия. (Обзор)                       

Николай Алексеевич Клюев (1ч.)   Слово о поэте.

  Стихотворения «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возможен выбор 3 других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, А. Майкова, Л. Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Группа «Краса» (Рерих, Ремизов, Городецкий и др.). Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-н



Сергей Александрович Есенин ((5ч.)    Жизнь и творчество (обзор).

   Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Советская» (указанные произведения обязательны для изучения).

   «Сорокоуст», «Я покинул родимый дом...», «Возвращение на родину», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен выбор 3—5 других стихотворений.)

Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.

   Есенин и имажинизм. Есенинская «теория органического образа». Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы».

Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Лирическая поэма. Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

   Литература 20-х годов XX века  (8ч)

    Обзор с монографическим изучением одного —■ двух произведений (по выбору учителя и учащихся).

Общая характеристика литературного процесса (4ч.)

   Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).

   Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Железный поток» А. Серафимовича, «Бронепоезд 14-69»Вс. Иванова, «Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева).      

   Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова).

   Русская эмигрантская сатира, ее направленность («Дюжина ножей в спину революции» А. Аверченко, «Ностальгия» Тэффи).

   Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).

 Владимир Владимирович Маяковский (4ч.)     Жизнь и творчество (обзор).

    Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся»(указанные произведения обязательны для изучения).



«Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор 3—5 других стихотворений.)

  Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха).   

    Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.

Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.



Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

 Литература 30-х годов.  (25ч)

                        Творческие поиски писателей в 30-е   годы (1ч.)

   Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.

   Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского.

Михаил Афанасьевич Булгаков (7ч.)     Жизнь и творчество (обзор).

    Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»,

  (Изучается один из романов — по выбору, в школе с родным (нерусским) языком обучения — в сокращении). История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Сатирическое изображение трусов, приспособленцев, предателей. Символическое звучание образа Города. Алексей Турбин как защитник и охранитель Дома, Отчизны. Смысл финала романа.

   История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. Проблема предательства (Иуда), тема ученичества (Левий Матвей) и тема совести (Понтий Пилат) в романе. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.



Андрей Платонович Платонов (2ч.)    Жизнь и творчество (обзор).

   Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы  

Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородство детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

Анна Андреевна Ахматова (4ч.)    Жизнь и творчество (обзор)

   Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения).



«Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор 2—3 других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии.

  Поэма «Реквием». Неразделенность, единство трагедии народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и сдержанное благородство скорбного стиха. Мощное трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Творческое наследие А. Ахматовой и русская поэзия XX — начала XXI   веков.

   Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).



Осип Эмильевич Мандельштам (2ч.)    Жизнь и творчество (обзор).

   Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения).



«Айя-София», «Silentium», «Концерт на вокзале», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор 3—4 других стихотворений.)

Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).

Марина Ивановна Цветаева (2ч.) Жизнь и творчество (обзор). 

    Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения).



«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор 2—3 других стихотворений.)

   Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога — исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Своеобразие поэтической лексики и синтаксиса. Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве.

   Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).                               

Михаил Александрович Шолохов ( 9ч.)     Жизнь. Творчество. Личность (обзор).

   «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. «Донские рассказы» как подступ к роману. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Семейная тема в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века.

  Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).

 

Литература периода   Великой Отечественной войны.    ( Обзор (1ч )

  Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского, «Россия» А. Прокофьева. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя.        

Литература 50—90-х годов XX века.  ( 3ч.)

Обзор литературы  второй половины XXвека. (1 ч.)

 Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.

«Городская» проза: Д. Гранин, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.

   «Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестяхС. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др.

Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.

 Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).

Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.

Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность,  искренность,  внимание к личности;  методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и

 Александр Трифонович Твардовский (2ч.)    Жизнь и творчество. Личность  и творчество(обзор).

   Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери»,         «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательные  для изучения).

  «В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор 3 других стихотворений.)

Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.

 Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).



Борис Леонидович Пастернак (5ч.)    Жизнь и творчество (обзор).

   Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения).

  «Марбург», «Лето», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор 3 других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия.    Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик.

   Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские Образы в романе.

   Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.

Александр Исаевич Солженицын ( 2ч.) Жизнь. Творчество. Личность (обзор)

   Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

  Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

Варлам Тихонович Шаламов (1ч.)    Жизнь и творчество (обзор).

   Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор 2—3 других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем.



Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов (1ч.)  Жизнь и творчество (обзор).

   Стихотворения «Видения на холме», «Русский огонек», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...», «Звезда полей», «В горнице». (Возможен выбор других стихотворений.)

   Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина, Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Взаимодействие романтического и реалистического начал, символики и быта как характерная черта стилевого своеобразия лирики Рубцова. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.

Виктор Петрович Астафьев (2ч.)     Жизнь и творчество (обзор).

   «Царь-рыба», «Печальный детектив». (Одно произведение по выбору.) Взаимоотношения человека и природы в «Царь-рыбе». Утрата нравственных ориентиров — главная проблема в романе «Печальный детектив».



Валентин Григорьевич Распутин (1ч.)

   Жизнь и творчество (обзор).

  «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».

Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем «Живи и помни» с традициями русской классики.                           



Иосиф Александрович Бродский (1ч.)

   Жизнь и творчество (обзор).

   Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» (Как жаль, что тем, чем стало для меня...). (Возможен выбор 3 других стихотворений.)

  Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.

  Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).

Булат Шалвович Окуджава (2ч.)     Слово о поэте.

    Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...».(Возможен выбор других стихотворений.)

   Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия оттепели и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов 

                                                     «Городская» проза в современной литературе



Юрий Валентинович Трифонов ( 1ч.) Жизнь и творчество (обзор)

  Повесть «Обмен». Городская проза и повести Трифонова. Осмысление «вечных тем» человеческого быта на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А. П. Чехова в прозе Ю. В. Трифонова.



Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия).

                                  Темы и проблемы современной драматургии



Александр Валентинович Вампилов ( 1ч.)    Слово о драматурге

   Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.)

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Из литературы народов России (2ч)

   Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга (обзор).

Стихотворения: «Подует ветер — все больше листьев...», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду...», «Птиц выпускаю».(Возможен выбор других стихотворений.)

Лирика Мустая Карима. Отражение вечного движения жизни, непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленных в песнях и сказаниях. Беспамятство — самый тяжкий грех как для отдельного человека, так и для всего человечества. Любовная лирика поэта. Глубокий психологизм лирики Мустая Карима.



Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений).

          Литература конца XX — начала XXI века (2ч)

   Общий обзор произведений последнего десятилетия.

Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.

Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.

Из зарубежной литературы (5ч)

Джордж Бернард Шоу (2ч.)    Слово о писателе                       

  «Дом, где разбиваются сердца»,  «Пигмалион».

(Обзорное изучение одной из пьес по выбору учителя и учащихся.)

«Дом, где разбиваются сердца». Влияние А. П. Чехова на драматургию Д. Б. Шоу. «Английская фантазия на русские темы». Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила.

   «Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. Сценическая история пьесы.



Теория литературы. Парадокс как художественный прием.

   Томас Стернз Элиот (1ч.)    Слово о поэте.

   Стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой мировой войной. Ирония автора. Пародийное использование мотивов из классической поэзии (Данте, Шекспира, Дж. Донна и др.)

     Эрнест Миллер Хемингуэй (1ч.)

   Слово о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!».

   Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя — старик Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести («человека можно уничтожить, но его нельзя победить»).

    Эрих Мария Ремарк (1ч.)   Слово о писателе.

«Три товарища» (обзорное изучение романа). Э. М. Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов, внутренних монологов, психологический подтекст).

Теория литературы. Внутренний монолог (закрепление понятия). 

 Повторение (1ч.)


3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

1.Программа по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной,

В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского, В. П. Полухиной. М. «Просвещение». 2008

2.Агеносов В.В. Русская литература 20 века. Методическое пособие М. «Дрофа», 2002

3.Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.

4.Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе XX века. 11 класс. I полугодие- М.: ВАКО, 2006

5.Миронова Н.А. Тесты по литературе: к учебнику «Русская литература XX века. В 2-х ч.11 кл.».- М.: Экзамен, 2008

6.Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл.-М.:А

7.Чертов В.ф. Литература 11 класс (Тесты, вопросы, задания по русской литературе

20 века). М. «Просвещение», 2002

8.Поэзия серебряного века М. «Дрофа», 1997

9.Русская литература 20 века. Учебное пособие для поступающих в вузы М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,1995
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол № _1_от 24.08.2013

заседания МО Зам. директора по УВР МОУ СОШ №85

учителей русского языка и литературы Эксузьян М.М. ____________________

__________________Папазян Г.М.. «__24___» __августа 2013 год


izumzum.ru