Пугачёвский краеведческий музей - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Газимуро-заводский краеведческий музей им. Ф. Н. Резанова в 1962... 1 52.76kb.
Краеведческий музей 1 16.4kb.
Осташковский краеведческий музей усадьба «покровское» 1 113.12kb.
2 беломорский районный краеведческий музей «беломорские петроглифы» 1 73.8kb.
Экскурсионно-массовая работа в Муниципальном учреждении культуры... 1 44.68kb.
Программа летнего профильного лагеря 1 151.56kb.
Расширять и уточнять знания детей о живой и неживой природе 1 63.01kb.
Краевое государственное бюджетное учреждение «Красноярский краевой... 1 89.71kb.
М. Л. директор нм рк «сохранит на будущее время…» Карельскому государственному... 1 119.8kb.
Отчет о работе за 2011-2012 учебный год 1 107.71kb.
Реферат Музей космонавтики летчика – космонавта СССР андрияна Григорьевича... 1 108.7kb.
Методы активного запоминания Метод ключевых слов 1 72.07kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Пугачёвский краеведческий музей - страница №1/1

1.Роль музеев в культурной жизни города

1.1История и развитие краеведческого музея

Пугачёв – один из старейших городов Саратовской области. Расположен он в северной части Саратовского Заволжья на правом берегу Большого Иргиза. Большую роль в культурной жизни города играют два его музея.

Пугачёвский краеведческий музей – один из старейших в Саратовском Заволжье. Основан в 1919 году. Организатором его и первым собиратилем экспонатов был Константин Иванович Журавлёв.

Восемнадцатилетним пареньком Костя Журавлёв работал библиотекарем при штабе 4-й армии Восточного фронта, который размещался тогда в Николаевске в здании сегодняшней средней школы № 1. В штабе познакомился с двумя москвичами – Пеньковым и Кореневским,- которые оказались большими знатоками музейного дела. Вместе с ними стал собирать экспонаты для будущего музея, а когда они уехали, продолжал полюбившееся дело один. В декабре 1921 года Журавлёва назначают заведующим музеем местного края, так он тогда назывался. В первое время трудностей оказалось много: не было у музея постоянного помещения, не хватало навыков к работе. Но всё постепенно налаживалось. Накапливались экспонаты. Здесь было всё - от приказов и воззваний прошедшей революции и гражданской войны до уникальной коллекции насекомых и растений заволжских степей.

Константин Иванович о собранном писал в местную газету, которая с удовольствием публиковала своего внештатного автора. Так им был напечатан составленный по документам и свидетельствам очевидцев дневник революционных событий и гражданской войны в Пугачёвском районе, который послужил хорошим ориентиром при написании одной из глав этой книги.

На поиски экспонатов Журавлёв отправился во все уголки огромного уезда. Молодому энтузиасту стали помогать местные жители. Однажды в музей зашёл крестьянин села Мосты и сообщил о том ,что на откосе одного обвалившегося оврага он видел большие кости какого-то

животного. Это оказался череп мамонта. После произведённых раскопок молодой директор музея всерьёз заинтересовался палеофаунистекой - изучением остатков ископаемых животных. Находки шли чередой. Но самой значительной из них оказался скелет плезиозавра. Дотошный краевед выкопал его из сланцерудника возле посёлка Горный в 1933 году. Остатки древнего ящера были перевезены в музей, отпрепарированы и смантированы в полный рост ископаемого. Его длина оказалась равна девяти метрам.

Экспонат Журавлёва привлёк внимание к Пугачёвскому краеведческому музею Академии наук СССР. И вскоре скелет плезиозавра переехал в палеонтологический музей академии. Находка оказалась редкостной - единственной в нашей стране и второй в мире.

Музей сейчас размещается в самом старинном двух этажном здании города, построенным в 1836 году. Оно было одно из первых, сложенных из кирпича. До революции на его первом этаже находилось городское полицейское управление, на втором – казначейство. Предполагают, что между этим зданием, которое стоит на ул. Топорковской, и церковным собором имеется подземный переход.

Музей занимает второй этаж дома. Здесь представлена одна из лучших в Поволжье коллекция послетретичных млекопитающих животных: остатки мамонта, носорога, оленя; животных юрского периода – аммонитов, белемнитов, плезиозавра, ихтиозавра.

В его экспозиции три отдела: природы, дореволюционного и советского периодов. Всего в музее 20 тыс. экспонатов. Сотрудники музея организуют встречи с ветеранами ВОВ, выезжают в школы с лекциями.

Одно из интереснейших частей собрания музея можно считать коллекцию художественных тканей. Она насчитывает 105 единиц хранения. Около 90 предметов – церковного назначения и облачения священнослужителей.

Основная часть коллекции сформировалась в 1919 и 1925 годах за счёт поступлений из ризниц Иргизских монастырей:Спасо – Преображенского,

Средне – Никольского и Нижне – Вознесенского. В ризницах Иргизских монастырей хранились богатые церковные одежды. Ткани церковного обихода до сих пор поражают людей своим богатством и разнообразием.

В фондах нашего музея много фелоней ( риз), сшитых из китайского шелка, хранятся из французского штофа. Наиболее ценной в то время считалась парчовая ткань. В описях церковной утвари ризницы Средне – Никольского монастыря облачения из парчовой ткани записаны на первом плане,как наиболее ценные и примечательные:» риза из порчи на золоте, около борта оплечья и оподолья обложены двувершковым золотым гасом. Крест и звезда из вершкового гаса, подкладка розового цвета, коленкоровая.»

Гордостью нашего музея является риза, вышитая и подаренная в Средне – Никольский монастырь Екатериной второй. В описях церковной утвари этого монастыря эта риза значится под №1» риза парчовая на золоте с голубыми бархатными оплечьями, с вензелем»БГБ», по оплечью и подолью обложены полуторовершковым золотым гасом с крестом из такого же гаса и звездою золотого битья, с розовой коленкоровой подкладкой». Эта риза показывает искусство золотошвейниц. Мастерицы умело использовали золотые и серебряные нити разного качества: прядение ,скание, канитель, трунцал,бить, Оплечье фелони укршено золотым шитьём 18века. Весь фон расшит блёстками ,оподолье расшито шелком.

В экспозиции нашего музея находятся: фелонь, поручи, епитрахиль воздуха, вышитые серебряными нитями.

Красив воздух из красного бархата крест, копие и трость, шитые золотом, весь воздух вышит серебряными нитями , обложен серебряным глазетом, с золотой бахромой и 4-мя золотыми кистями, подкладка из зелёной тафты. Историческую ценность представляют и другие воздуха.

Прекрасно изготовлены две палицы вышитые серебряными нитями и тканью, узоры по середине отделаны светлой бахромой.

Головным убором высшего духовенства является митра.

Достойное место она занимает в коллекции нашего музея.

Сшита мирта из белой парчи, украшена вышивкой из серебряных нитей.

Иргизские монахини использовали при шитье и жемчуг. Особого великолепия достигало жемчужное шитьё на обличениях духовенства и иконах. Примером может служить оклад к иконе Казанской Божьей Матери, хранящейся в фондах нашего музея.

Описанная коллекция является произведением искусства, показывает безупречный художественный вкус иргизских мастериц. Имена мастериц нам , к сожалению не известны.

Данная коллекция требует не только бережного и внимательного отношения,но и умение определить стиль вещей, выяснить особенности технических приёмов.

1.2.Особая достопримечательность Мемориальный Дом-музей В.И. Чапаева.

Особой достопримечательностью, имеющей всенародное значение, является в Пугачёве дом за № 229 на ул. Карла Маркса, в котором с января по ноябрь 1918 года жил Василий

боями, когда фронт оказывался Иванович со своей многодетной семьёй. Жил – сказано несколько неточно применительно к легендарному начдиву, точнее будет сказать так: сюда Чапаев, в перерывах между близко от города, приезжал навестить свою жену и детей. Здесь нередко останавливались на ночёвку приехавшие с фронта раненые бойцы, собирались командиры подразделений на военный совет. Вот почему 23 февраля 1939 года в этом доме по праву был открыт мемориальный Дом – музей Василия Ивановича Чапаева. Сейчас в нём хранятся многочисленные документы, рассказывающие о гражданской войне, о легендарном пути 25-й Чапаевской дивизии в годы гражданской и Отечественной войн, о революционной деятельности Чапаева и его соратников.

Приехавшему в город Пугачёв этот музей найти очень легко. От железнодорожного вокзала вы с площади выходите на улицу Топорковскую , названную так по имени одного из боевых друзей Чапаева, доходите до последней улицы города – имени К.Маркса (дальше река Большой Иргиз) и сворачиваете чуть – чуть влево. Второй дом от угла на противоположной стороне – музей. У его входа вас встретит бюст бывшего хозяина дома – Василия Ивановича, установленный на высоком постаменте. Дом деревянный, одноэтажный. Построен он был в 1902 году. Сначала в нём жил приказчик, а потом размещалось какое – то учреждение. Именно такой дом понравился Чапаеву. В своём письме Николаевскому уездному исполнительному комитету он писал:

«Настоящим прошу выдать мандат на занятие под квартиру дома Волковойновых, находящегося на улице Казанской рядом с её же угловым

домом, причём от оплаты меня прошу освободить ввиду того , что я, находясь всё время в рядах Красной Армии и защищая революцию, потерял трудоспособность (не владею правой рукой) и жить мне было трудно, так как средств у меня нет, ибо всё полученное в настоящее время содержание трачу на сиротскую семью, находящуюся на моём попечении. А раньше все средства расходовал на раненых и больных красноармейцев и никаких сбережений не сделал. Если исполком найдёт возможным исполнить мою просьбу, я могу взамен этой квартиры передать в пользование Корнеевского Совета принадлежащей мне в селе Корнеевке новый одноэтажный дом, купленный мной у Волковойновой.

О последующем прошу срочно меня уведомить.

К сему подписуюсь начдив ЧАПАЕВ»

Это заявление хранится в Доме- музее. Оно написано от руки на бланке с грифом в верхнем левом углу: «РСФСР. Начальник Николаевской пехотной дивизии. 2 ноября 1918г., № 32. Д. Армия».

Вот краткое описание Дома- музея. В нём 6 небольших комнат, 5 из которых заняты под экспозицию, а 6-ая – кухня – является служебным помещением. Самая большая комната – зал. Сейчас в центре его установлена модель памятника В.И.Чапаеву, сооружённого в городе Куйбышеве на площади перед драматическим театром. Модель выполнена из гипса скульптором М .Г .Манизером. Памятник изображает легендарного начдива, скачущего на коне с шашкой наголо впереди наступающих красноармейцев.

На месте макета при жизни Василия Ивановича в зале стоял круглый стол, покрытый зелёной суконной скатертью, на котором лежала карта боевых действий. Напротив в промежутках между окнами - трюмо. Вот и всё убранство этого помещения.

Из зала дверь открывалась в спальню. Комната не большая, в ней кровать, стол и два стула. Ко дню открытия музея жена Чапаева

Пелагея Ефимовна передала скатерть, подзор, наволочки для подушек. В спальне кроме этих, есть ещё длинные вещи хозяина дома – папаха,

бурка, олений рог, телефон. На ковре у кровати подвешена шашка – муляж. Подлинное оружие Василия Ивановича экспонируется в музее Вооружённых Сил СССР в Москве.

Из коридора можно пройти в комнаты детей. В спальне для девочек жили две приёмные дочери Чапаева – Вера и Олимпиада (их сейчас уже нет в живых) и его собственная дочь от первой жены – Клавдия (она живёт в Москве). В комнате стояли 2-е кровати и тумбочка. В спальне у мальчиков – Александра и Аркадия – одна кровать и тумбочка. Теперь в этих комнатах экспонаты. Судьба сыновей Чапаева такова. Аркадий был лётчиком. В 1939 году он разбился на самолёте под Борисоглебском , там и захоронен. Александр служил офицером Советской Армии. Во время войны командовал артподразделением. Умер в Москве 7 марта 1985 года в звании генерал – майора.

Пятая комната – столовая. В ней стояли обеденный стол и стулья. К стене подвешена полка для посуды. На кухне ,как положено, русская печь( сейчас её нет) ,рядом стол и стулья.

Кроме вышеназванных, в музее имеются ещё подлинные вещи семьи Чапаевых – супница, зеркало, вязаная скатерть, подстаканники.

Экспозиция имеет разделы. Первый – о детстве В.И.Чапаева. Здесь представлена метрическая выписка о дне рождения В.И.Чапаева (28 января) 9 февраля по н. с 1887 года, фотография его родителей – отца Ивана Григорьевича и матери Екатерины Семёновны. Под стеклом – небольшой макет дома в деревне Будайки Чебоксарского уезда ,в котором родился Василий , рядом с ним рисунок художника М. Александрова и картина художника Спиридонова «Деревня Будайки».

Инициатором и организатором музея был местный энтузиаст, краевед К.И. Журавлёв, при непосредственном участии которого Дом – музей был открыт 23 февраля 1939 года.

За полувековой период его посетило более 800 тысяч экскурсантов ,отдавших долг первопроходцам социалистической революции и их незабываемым делам. И это не случайно, ибо экспозиция музея действительно представляет огромный интерес.

2. Уникальный человек Аркадий Константинович Журавлёв.

В начале своей работы я уже упоминал об организаторе Краеведческого музея и Дома-музея В.И.Чапаева. К.И.Журавлёве ,а сейчас я хочу рассказать о его сыне продолжателе дела отца.

Аркадий Константинович Журавлёв был незаурядной личностью. Он свободно владел тремя европейскими языками, знал латынь и эсперанто, хорошо играл на рояле, был цветоводом, огородником, рыбаком, снимал фильмы, занимался фотоделом, увлекался восточной медициной. Аркадий Константинович снисходительно относился к своим талантам .Серьёзным и значительным он считал только дело своего отца.

Константин Иванович Журавлёв занимался краеведением. Первый палеонтолог области, он мог стать большим учёным, но личной карьере предпочёл служение общественному благу, то есть Гражданам Пугачёва. Это был пример бескорыстия и высоких жизненных устремлений. Сейчас не встретишь людей с такими качествами. Константин Иванович создал интеллектуальное наследие, которое бесконечно долго будет обогащать нашу жизнь.

Аркадий Константинович по отцовским архивам написал очерки по истории Пугачёва. В разное время и в разных обьёмах они были опубликованы в местной газете. Выпустить книгу в то время было невозможно. В рукописях остались написанные в Пугачёве военные записки полковника Пивнева , интересная пьеса Сапожникова, золотые стихи Чиликина, проза Притугина.

Потом всё изменилось. Проблем с издательством больше не было, но возникли другии ,непреодолимые, на этот раз рождённые доморощенной серостью.

Работа в местной газете была для Аркадия Константиновича Основным ремеслом, но не единственным. Он возглавлял краеведческий и музей В.И.Чапаева. Как отец, Аркадий Константинович по крупицам собирал наше прошлое в единое целое.

Оно было разным. Главный пугачёвский большевик Вениамин Ермощенко завидовал Славе Чапаева. Представился случай, и партийный секретарь сформировал полк « Красная Звезда» из молодых необученных бойцов. Полк бесславно и бессмысленно погиб под Рахмановкой. Военного начальника из В .Ермощенко не получилось.

О героике « Красных походов» было всё известно. Изучать тему не представляло никакого интереса. Журавлёв, как всякий исследователь, стал касаться «белого» движения. Это очень не понравилось начальству. На этом директорство А.К.Журавлёва закончилось.

- Это был человек – энциклопедия ,- вспоминает директор краеведческого музея Н.Сулейманова. Мы обращались к Журавлёву по самым разным вопросам. Он всегда давал глубокие ответы и знал ситуацию лучше нас.

В газете Аркадий Константинович работал легко. Неожиданно Аркадий Константинович заболел .Случился Сильнейший инсульт. Журавлёв не раскис, не сломался, не подчинился болезни. Он показал завидную волю к жизни и буквально вырвал себя из нетуга. Увлёкся восточной медециной, сконструировал аппарат, который позволял влиять на нервные стволы направленным потоком электронов.

Аркадий Константинович вёл активный образ жизни. Он много работал с отцовскими архивами, публиковал в газете материалы по нашей истории, водил машину, играл на скрипке. Летом возился с внуками. Казалось, солнечному мигу не будет конца . Но на свете нет ничего вечного. Аркадия Константиновича не стало.

Но начатое его дело живёт. Его продолжают директор краеведческого музея Сулейманова Н.И. , главный хранитель фондов Дюкарева Л.С. и директор музея Дома- музея В.И.Чапаева Трапезникова Т.И.и многие други

Заключение.

Приложение 1.2

chap2.jpg

img_2940.jpg

photo2b.gifimg_0122.jpgchap1_001.jpg