«Психофизиологические основы деятельности водителя»: Перечень теоретических вопросов для подготовки к зачету по предмету - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Перечень вопросов для подготовки к зачету по дисциплине «Дискретная... 1 13.02kb.
Перечень теоретических вопросов для подготовки к квалификационному... 1 41.88kb.
Примерный перечень вопросов для подготовки к зачёту по дисциплине... 1 33.73kb.
«Высшая школа экономики» Перечень вопросов для подготовки к экзамену... 1 32.28kb.
Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине 1 50.63kb.
Перечень вопросов к зачету по тгп 2013-2014 уч 1 28.43kb.
1 Перечень вопросов к зачету 1 47.09kb.
Перечень вопросов к зачету по дисциплине «Информационные технологии... 1 73.95kb.
Подготовить ответы на вопросы. Ответы не должны быть объёмными, т к. 1 19.2kb.
Перечень вопросов для подготовки к экзамену по органической химии... 1 95.93kb.
Вопросы для подготовки к экзамену и зачёту по предмету «Программный... 1 18.72kb.
Aude самостоятельная работа студентов Рабочая папка №1 Теории личности 1 12.1kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

«Психофизиологические основы деятельности водителя»: Перечень теоретических вопросов - страница №1/1

Материалы для проведения промежуточной и итоговой

аттестации по предмету

«Психофизиологические основы деятельности водителя»:
Перечень теоретических вопросов для подготовки к зачету по предмету «Психофизиологические основы деятельности водителя»

Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки:

- понятие о познавательных функциях (внимание, восприятие, память, мышление);

- внимание и его свойства (устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем);

- причины отвлечении внимании во время управления транспортным средством;

- способность сохранять внимание при наличии отвлекающих факторов;

- монотония;

- влияние усталости и сонливости на свойства внимания;

- способы профилактики усталости; виды информации;

- выбор необходимой информации в процессе управления транспортным средством; информационная перегрузка;

- системы восприятия и их значение в деятельности водителя;

- опасности, связанные с неправильным восприятием дорожной обстановки; зрительная система;

- поле зрения, острота зрения и зона видимости;

- периферическое и центральное зрение;

- факторы, влияющие на уменьшение поля зрения водителя;

- другие системы восприятии (слуховая система, вестибулярная система, суставно-мышечное чувство, интероцепция) и их значение в деятельности водителя;

- влияние скорости движения транспортного средства, алкоголя, медикаментов и эмоциональных состояний водителя на восприятие дорожной обстановки; память;

- виды памяти и их значение для накопления профессионального опыта;

- мышление; анализ и синтез как основные процессы мышления;

- оперативное мышление и прогнозирование;

- навыки распознавания опасных ситуаций; принятие решения в различных дорожных ситуациях;

- важность принятия правильного решения на дороге;

- формирование психомоторных навыков управления автомобилем;

- влияние возрастных и тендерных различий на формирование психомоторных навыков;

- прости и сложная сенсомоторные реакции, реакция в опасной зоне;

- факторы, влияющие на быстроту реакции.
Этические основы деятельности водителя:

- цели обучения управлению транспортным средством;

- мотивация в жизни и на дороге; мотивация достижения успеха и избегания неудач;

- склонность к рискованному поведению на дороге, формирование привычек; ценности человека, группы и водителя;

- свойства личности и темперамент;

- влияние темперамента на стиль вождения;

- негативное социальное научение;

- понятие социального давления;

- влияние рекламы, прессы и кино индустрии на поведение водителя;

- ложное чувство безопасности;

- влияние социальной роли и социального окружения на стиль вождения;

- способы нейтрализации давления в процессе управления транспортным средством;

- представление об этике и этических нормах; этические нормы водителя;

- ответственность водителя за безопасность на дороге;

- взаимоотношения водителя с другими участниками дорожного движения;

- уязвимые участники дорожного движения, требующие особого внимания (пешеходы, велосипедисты, дети, пожилые люди, инвалиды);

- причины предоставления преимущества на дороге транспортным средствам, оборудованным специальными световыми и звуковыми сигналами;

- особенности поведения водителей и пешеходов в жилых зонах и в местах парковки.
Основы эффективного общения:

- понятие общения, его функции, этапы общения;

- стороны общения, их общая характеристика (общение как обмен информацией, общение как восприятие и понимание других людей);

- характеристика вербальных и невербальных средств общения;

- основные «эффекты» в восприятии других людей; виды общения (деловое, личное);

- качества человека, важные для общения;

- стили общения;

- барьеры и межличностном общении, причины и условия их формирования;

- общение в условиях конфликта;

- особенности эффективного общения;

- правила, повышающие эффективность общения.
Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов:

- эмоции и поведение водителя;

- эмоциональные состояния (гнев, тревога, страх, эйфория, стресс, фрустрация);

- изменение восприятия дорожной ситуации и поведения в различных эмоциональных состояниях;

- управление поведением на дороге;

- экстренные меры реагирования;

- способы саморегуляции эмоциональных состояний;

- конфликтные ситуации и конфликты на дороге;

- причины агрессии и враждебности у водителей и других участников дорожного движения;

- тип мышления, приводящий к агрессивному поведению;

- изменение поведения водителя после употребления алкоголя и медикаментов;

- влияние плохого самочувствия на поведение водителя;

- профилактика конфликтов;

- правила взаимодействия с агрессивным водителем.
Практические навыки. Саморегуляция и профилактика конфликтов: приобретение практического опыта оценки собственного психического состояния и поведения, опыта саморегуляции, а также первичных навыков профилактики конфликтов; решение ситуационных задач по оценке психического состояния и поведения, профилактике конфликтов и общению в условиях конфликта . Психологический практикум.

Билеты к зачету по предмету

«Психофизиологические основы деятельности водителя транспортных средств»
БИЛЕТ №1

1.       Память - это

  1. психический процесс отражения, заключающийся в запечатлении и сохранении с последующим воспроизведением и узнаванием следов прошлого опыта, делающим возможным его повторное использование в деятельности

  2. отражения единичных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств

  3. психический процесс отражения предмета или явления в целом, в совокупности его свойств и частей

  4. познавательный психический процесс создания нового образа (представления) предмета или ситуации путем перестройки (преобразования) имеющихся у человека представлений.




    1. Перечислите виды мышления

  1. наглядно-действенное

  2. наглядно-словесное

  3. наглядно-образное

  4. словесно-логическое.


3. К познавательным функциям не относится:

1) внимание



2) логика

3) восприятие

4) память

5) мышление


БИЛЕТ №2

  1. Выберите основные методы (способы) поучения умозаключений при рассуждении:

  1. Дедукция

  2. Индукция

  3. Хронология

  4. Аналогия


2. Объемом внимания называется

1)  Качество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.



2) Количество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.
3.  Спокойный, неспешный, любящий размеренность и обстоятельность человек по типу темперамента:

1) холерик

2) флегматик

3) сангвиник

4) меланхолик

БИЛЕТ №3


  1. Характер человека - это совокупность индивидуально-психологических особенностей, проявляющаяся в:

1) задатках и способностях

2) сенсорной организации личности

3) способах типичного реагирования

4) стратегиях решения мыслительных задач


2. Выберите правильную последовательность видов мышления в процессе онтогенеза:

  1. наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

  2. наглядно-образное, наглядно-действенное и словесно-логическое.

  3. словесно-логическое, наглядно-действенное, наглядно-образное.


3. Произвольное внимание

1) возникает независимо от воли и намерения человека, а лишь благодаря воздействия раздражителей.



2) направляется на объекты под влияниям принятых решений и поставленных человеком сознательных целей.
БИЛЕТ №4

1. К нарушениям подвижности мышления относятся:

  1. Ускоренное мышление

  2. Обстоятельное мышление

  3. Вязкое мышление

  4. Замедленное мышление

5) Детализированное мышление


  1. Водителю приходится выполнить большое количество действий по управлению автомобилем. Назовите причины ошибочности некоторых действий:

    1. Дефицит времени приема информации

    2. Дефицит общения с пассажирами

    3. Дефицит времени переработки информации




  1. Преимущественная направленность личности описывается парой понятий:

1) интроверсия-экстраверсия

2) темперамент-характер

3) психоанализ-психосинтез

4) акцентуация-психопатия

5) аналитичность-синтетичность
БИЛЕТ №5


      1. Перечислите основные факторы влияющие на видимость дороги:

  1. Геометрические характеристики продольного профиля, геометрические характеристики поперечного профиля, индивидуальные свойства зрения, обзорность с места водителя, скорость движения ТС, обустройство придорожной полосы, метеорологические условия, время суток, дальность и эффективность свечения световых приборов ТС

  2. Геометрические характеристики поперечного профиля, геометрические характеристики продольного профиля, индивидуальные свойства слуха, обзорность с места водителя, скорость движения ТС, обустройство придорожной полосы, метеорологические условия, время суток, дальность и эффективность свечения световых приборов ТС

  3. Геометрические характеристики продольного профиля, геометрические характеристики поперечного профиля, индивидуальные свойства зрения, обзорность с места водителя, масса ТС, обустройство придорожной полосы, метеорологические условия, время суток, дальность и эффективность свечения световых приборов ТС




      1. Переживания отношений к предметам и явлениям - это:

1) эмоции

2) установки

3) действия


  1. комплексы

  2. акцентуации




      1. Выберите фазу агрессивного поведения, при которой человек готов к обсуждению инцидента

  1. Фаза I Активация.

  2. Фаза II Эскалация.

  3. Фаза III Кризис.

  4. Фаза IY Восстановление.

  5. Фаза Y Стабилизация.


БИЛЕТ №6

  1. Активность, связанная с достижением частных целей деятельности, называется:

1) мотивировка

2) операция

3) адаптация

4) операнд

5) действие
2. Непосредственное воздействие предмета или явления на рецепторы - обязательная черта таких познавательных процессов, как:


  1. ощущение

  2. восприятие

  3. мышление

  4. воображение

  5. внимание


3. Уровень агрессии индивида тем выше

  1. Чем ниже уровень его социализированности

  2. Чем выше уровень его социализированности


БИЛЕТ №7

1.  Наиболее тесно мышление связано со следующими психическими процессами:

  1. эмоции

  2. воображение

  3. воля

  4. речь

  5. внимание




  1. Чаще всего агрессивное поведение развивается под действием следующих факторов:

  1. Злоупотребление психоактивными веществами,

  2. Детские психические травмы и дефекты воспитания.

  3. Проблемы в личной жизни, неустроенность, социально – бытовые трудности.

  4. Накопление нервного напряжения, отсутствие полноценного отдыха.

  5. Все ответы правильные




  1. Минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение, называется:

  1. абсолютным верхним порогом ощущений

  2. абсолютно нижним порогом ощущений (порогом чувствительности)

  3. болевым порогом

  4. дифференциальным порогом ощущений

  5. оперативным порогом ощущений



БИЛЕТ №8

1. Когда человек носит жесткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он перестает их замечать. Что является причиной этого?



  1. адаптация;

  2. сенсибилизация;

  3. реминисценция;

  4. иллюзия.




  1. Выберите черты характера положительно влияющие на надежность водителя

    1. Объяснение неудач обстоятельствами

    2. Спокойствие

    3. Внимательность

    4. Эгоцентризм




  1. Объем внимания взрослого человека составляет:

  1. 5-7 простых фигур

  2. 6-9 простых фигур

  3. 9-11 простых фигур

  4. 12-13 простых фигур


БИЛЕТ №9

1. Выберите черты характера отрицательно влияющие на надежность водителя:

    1. Доброжелательность

    2. объяснение неудач своими ошибками

3склонность к риску

4)  беспечность, самоуверенность

  1. нерешительность


2. Выберите правильную очередность развития конфликта;

1) предметная ситуация, разрешение конфликта, конфликтное взаимодействие

2) предметная ситуация, конфликтное взаимодействие, разрешение конфликта

3) конфликтное взаимодействие, предметная разрешение конфликта


3. Привлечению непроизвольного внимания способствуют такие свойства объекта как:

  1. новизна

  2. привычность

  3. подвижность

  4. статичность

БИЛЕТ №10

    1. Быстрый, эмоциональный, порывистый, довольно вспыльчивый и легко возбудимый человек по типу темперамента:

1) холерик

2) флегматик

3) сангвиник

4) меланхолик


2. Эмоции - сложный психический процесс, включающий в себя три компонента:

    1. Физиологический

    2. Созидательный

    3. Поведенческий

    4. Психологический


3. Психический процесс, которой обеспечивает направленность и сосредоточенность психики на определенных предметах и явлениях внешнего мира - это:

  1. ощущение

  2. внимание

  3. восприятие

  4. мышление


БИЛЕТ №11

1. Особо выраженные эмоциональные состояния человека, сопровождающиеся существенными изменениями в поведении, называют:

  1. стрессами

  2. фрустрациями

  3. чувствами

  4. аффектами

  5. психическими травмами


2. Относительно устойчивая совокупность всех представлений человека о самом себе, связанная с самооценкой, называется:

  1. личность

  2. сознание

  3. «Я-концепция»

  4. структура самосознания


3. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета.

  1. самосознание

  2. сознание

  3. бессознательное

  4. предсознание


БИЛЕТ №12

        1. Низким уровнем психической активности, замедленностью движений, быстрой утомляемостью, высокой эмоциональной сензитивностью характеризуется:

    1. сангвиник

    2. холерик

    3. флегматик

    4. меланхолик




        1. Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется:

      1. Отрицанием

      2. Регрессией

3) Вытеснением

4) подавлением


3. Воля – это… 

      1. способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия

      2. совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, работе

      3. совокупность свойств, характеризующих динамические особенности психических процессов

      4. индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность в деятельности


БИЛЕТ №13

  1. Умение по собственной инициативе ставить цели и находить пути их решения характеризует человека как:

            1. Целеустремленного

            2. Решительного

            3. Настойчивого

            4. Самостоятельного




  1. Свойства человека, обусловленные генетическими факторами, – это:

  1. Воспитанность

  2. Авторитет

  3. Задатки

  4. Равнодушие




  1. После употребления алкоголя

1) Время реакции увеличивается

2) Время реакции уменьшается


БИЛЕТ №14

  1. Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям, присущ:

  1. холерику

  2. сангвинику

  3. флегматику

  4. меланхолику




  1. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения общительность, социальная адаптированность свойственны людям типа:

  1. интровертированного

  2. экстравертированного

  3. интропунитивного

  1. шизоидного

3. Факторы риска при вождении автомобиля



1) Употребление алкоголя

2) Курение

3) Усталость

4) Использование телефона во время движения

5) Все ответы правильные


БИЛЕТ №15

  1. Тип темперамента, отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью, характерен для:

  1. Холерика

  2. Сангвиника

  3. Флегматика

  4. Меланхолика




  1. Возникновение побуждения и постановка цели, борьба мотивов, принятие решения и исполнение относятся к фазам…

    1. волевого процесса

    2. формирования характера

    3. мыслительного процесса

    4. формирования памяти




  1. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется … памятью.

  1. Механической

  2. Логической

  3. Эмоциональной

  4. аудиальной


БИЛЕТ №16

  1. Аккуратность, бережливость, щедрость — это:

  1. черты, характеризующие отношение личности к вещам

  2. черты, проявляющиеся по отношению к другим

  3. система отношений человека к самому себе

  4. черты, проявляющие отношение к деятельности




  1. Обращенностью на окружающий мир характеризуется тип личности:

  1. Интропунитивный

  2. Интровертированный

  3. Экстравертированный

  4. Экстрапунитивный




  1. Человек как типичный носитель видов человеческой активности – это:

    1. индивид

    2. личность

    3. субъект деятельности

    4. индивидуальность


БИЛЕТ №17

  1. Формально-динамическую сторону поведения характеризует (ют):

  1. Направленность

  2. Темперамент

  3. Характер

  4. Способности




  1. Суть проекции заключается:

  1. в приписывании другим людям собственных чувств

  2. в ориентации поведения на доступную цель

  3. в отрицании реальных фактов

  4. в выборе поведения, противоположного подавленному




  1. После употребления алкоголя наблюдается повышенная самоуверенность и игнорирование запретов, невнимательность, безрассудность и недостаточный контроль из-за плохой координации и замедленного чувственного восприятия. Какова степень влияния алкогольной интоксикации?

  1. 0, 3 — 1, 0 промиилле г/литр (в крови)

  2. 2,0 – 3,0 промиилле г/литр (в крови)

  3. 1,5 – 5,0 промиилле г/литр (в крови)


БИЛЕТ №18

  1. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, — это:

  1. Темперамент

  2. Способности

  3. Характер

  4. Задатки


2. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо —это:

1) мотив


2) Потребность

3) интерес

4) склонность
3. Человека как индивида характеризует:


  1. индивидуальный стиль деятельности

  2. креативность

  3. мотивационная направленность

  4. средний рост


БИЛЕТ №19

  1. Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям, присущ:

  1. Холерику

  2. Сангвинику

  3. Флегматику

  4. меланхолику




  1. Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами – это:

  1. Инстинкты

  2. механическая память

  3. ценностные ориентации

  4. музыкальный слух




  1. Способность человека к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели проявляются как:

  1. Настойчивость

  2. Сознательность

  3. Оптимизм

  4. трудолюбие


БИЛЕТ №20

  1. Высший регулятор поведения – это:

      1. убеждения

      2. мировоззрение

      3. установка

      4. Интерес




  1. Самокритичность, скромность, гордость характеризуют:

  1. отношение личности к вещам

  2. отношение другим

  3. систему отношений человека к самому себе

  4. особенности протекания деятельности




  1. Назовите мощные стрессоры для водителя:

  1. фактор ответственности

2) фактор неожиданности

  1. фактор жизнедеятельности

  2. фактор неопределённости


БИЛЕТ №21

  1. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется

1) восприятием

2) Мышлением

3) Воображением

4) вниманием




  1.  В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется такое свойство восприятия, как …

1) целостность

2) предметность

3) константность

4) структурность




  1. Анатомо-физиологический аппарат, предназначенный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, представлен…

1) проводниковым отделом

2) Рецептором

3) Анализатором

4) рефлексом


БИЛЕТ №22

  1. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является…

1) ведущий анализатор

  1. предмет восприятия

  2. активность субъекта

  3. вид деятельности




  1. Способность к восприятию изменений раздражителя или к различению близких раздражителей называется…

1) абсолютной чувствительностью

2) дифференциальной чувствительностью

3) сенсибилизацией

4) адаптацией




  1. Понимание другого человека путем отождествления себя с ним называется….

1) эмпатией

2) идентификацией

3) социально-психологической рефлексией

4) стереотипизацией


БИЛЕТ №23

  1. Высшим видом памяти считается … память.

1) двигательная

2) образная

3) эмоциональная

4) словесно-логическая


  1. Пространственно-временные характеристики объективного мира отражают

  1. процессы

  2. познавательные

  3. мотивационные

  4. эмоциональные

  5. волевые




  1. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям известно как

1) синестезия

2) сенсибилизация



3) адаптация

4) аккомодация


БИЛЕТ №24

        1. Основанием разделения памяти на непроизвольную и произвольную является

1) ведущий анализатор

    1. предмет отражения

    2. активность субъекта

    3. вид деятельности




        1. Силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора определяется…

      1. качество ощущений

      2. интенсивность ощущений

      3. пространственная локализация раздражителей

      4. длительность ощущений



        1. К основным свойствам ощущений не относится…

  1. Качество

  2. Интенсивность

  3. Длительность

  4. объем


БИЛЕТ №25

          1. Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется

  1. долговременной

  2. эмоциональной

  3. произвольной

  4. механической




          1. Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений называются…

          1. агнозией

          2. галлюцинацией

          3. иллюзией

          4. бредом




          1. Укажите способы эмоциональной саморегуляции:

            1. расслабление мимической мускулатуры

            2. совершенствование дыхания

            3. визуализация

            4. детерминация