Промышленная политика стран африки и международное сотрудничество участие среднего бизнеса формирование, развитие и поддержка промыш - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Круглый стол «Возможности для развития двустороннего сотрудничества... 1 25.41kb.
Семинара на тему: «Государственная поддержка предприятий малого и... 1 284.74kb.
Международное сотрудничество университета в 2008 г 1 104.83kb.
Международное сотрудничество Бразилии в космической области 1 99.52kb.
Статья 65. Международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность 1 23.53kb.
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Международное сотрудничество... 1 24.65kb.
«высшая школа экономики» 5 1364.68kb.
8 Международное сотрудничество с международными и региональными организациями 1 164.85kb.
Программа круглого стола «Перспективы создания бассейнового совета... 1 48.03kb.
I. Экономическое развитие 1 76.78kb.
Диссертация Яковлева Романа Марковича на тему «Социально политические... 1 12.48kb.
Первая. История начинается. Интриги, которые я так ненавижу… Ка,... 3 600.46kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Промышленная политика стран африки и международное сотрудничество участие среднего - страница №1/3










ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН АФРИКИ

И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
УЧАСТИЕ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

ФОРМИРОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА

ПРОМЫШЛЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И ПАРТНЁРСТВА

В ЮЖНОАФРИКАНСКОМ РЕГИОНЕ
Краткое изложение


Подготовлено
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ МОСТ




Некоммерческая организация для содействия развитию промышленного сотрудничества

между российскими и южноафриканскими предприятиями


22 февраля 2012

Москва России

СОДЕРЖАНИЕ стр.
I. МЕСТО СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ СТРАН 1

2. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРОМЫШЛЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО 2

3. ФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 3

4. КРАТКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЮЖНОАФРИКАНСКОГО РЕГИОНА 4

5. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ 5

6. ПОДДЕРЖКА СОВМЕСТНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРОЕКТОВ 6

7. ЧАСТНО - ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЁРСТВО В РЕГИОНЕ 7

8. РОССИЙСКОЕ УЧАСТИЕ В ПРОМЫШЛЕННОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ 9

9. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВМЕСТНЫХ ПРОЕКТОВ 11

10. МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ МОСТ (РУСАДК) 12

11. РЕЗЮМЕ 14

12. REFFERENCE LIST 15


EXECUTVE SECRETARY

CONTACT POINT IN MOSCOW:

Tel/Fax: 938-03-61

E-mail: capricorn@proc.ru

Skype: igor.kulkov

SECRETARY COMPANY

CONTACT POINT IN CAPE TOWN:

53 FIRST AVENUE , BELLEVILLE,7530

Tel: (021) 945 19 61, Fax: (021) 945 41 60

E-mail: theresa@papz.co.za


ISB CONTACT POINTS

I. МЕСТО СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ СТРАН

Средний бизнес является одной из опор в экономике каждой страны мира, обеспечивая вместе с большим бизнесом и государственным сектором социально-экономическую устойчивость общества. Это третья опора устойчивости экономики.

В странах Африки традиционно с колониальных времён сложилась экономическая структура с доминирующим влиянием международных сырьевых компаний при возрастающей роли государства после приобретения политической независимости.

Ведущей экономической задачей государственного сектора стран Африки является развитие национального среднего бизнеса в первую очередь в промышленной сфере для ослабления зависимости от сырьевой экономики, повышения рыночной конкурентоспособности, повышения благосостояния страны.

Программы развития африканского региона предусматривают активное участие среднего бизнеса в осуществлении промышленной политики государственного сектора и оказание среднему бизнесу всесторонней, организационной и финансовой помощи в реализации производственных проектов.

=======


Пример стран наиболее интегрированного Экономического сообщества развития Юга Африки представляет широкий спектр организационно-финансовой помощи государства среднему бизнесу в рамках национальных систем поддержки промышленного развития на основе долгосрочных планов промышленной политики.

Мировой опыт показывает, что выход на национальной рынок новых игроков среднего бизнеса не вызывает противостояния с большим частным бизнесом доминирующих компаний, а дополняет возможности промышленных отраслей за счёт создания новых ниш для нового круга потребителей.

(Так, например, 60% прокатной продукции и 26 % стали производится в мире на 1000 Мини заводах по переработке металлолома предприятиями среднего бизнеса в то время как крупные металлургические компании сфокусированы на производстве высококачественных сталей из руды. В США продукция Мини заводов по переработке металлолома обеспечивает около 10.0 млрд. ам. дол. экспорта в год.)

=======


Для африканских стран развитие среднего бизнеса в промышленной сфере позволяет выполнить ключевые задачи государственных программ развития, включая сокращение импорта за счёт собственного производства и создание экспортного потенциала.

Новые игроки среднего бизнеса создают более здоровую конкурентную обстановку на внутреннем рынке и повышают международную конкурентоспособность страны.

Наряду с этим новые предприятия решают социально – экономические задачи, создавая рабочие места и обеспечивая подготовку местных специалистов, а также дополнительные возможности для развития сопутствующего малого бизнеса,

Политическим лозунгом правящих партий стран Африки и стратегической социальной задачей создания среднего и малого бизнеса является развитие среднего класса - богатого и зажиточного слоя населения страны, участвующего в обеспечении богатства страны, социально – экономической устойчивости общества и его культурно-духовного развития.



2. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРОМЫШЛЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Несомненно, ядром реальной экономики является промышленный сектор, обеспечивающий развитие жизненно важных для каждой страны отраслей: сырьевую, энергетику, инфраструктуру, агропроизводство, социальный и потребительский сектора.

Реализация национальных программ промышленного развития африканских стран требует внедрения технологий и технологического оборудования для модернизации экономики и строительства новых экономических объектов.

В течение длительного времени развитие экономики на африканском континенте осуществлялось односторонне за счёт использования природных ресурсов, что сдерживало развитие всех остальных отраслей промышленности, образования и науки, являющихся стержнем экономики современного общества.


Накопленный научный, технический и инженерный потенциал современного мирового сообщества XXI века позволяет ставить текущие и долгосрочные задачи международного экономического сотрудничества, направленного на содействие развитию национальной и региональной экономики стран Африки на базе современных мировых достижений науки и технологий.
Реализация современных планов промышленного развития требует не только собственных усилий стран Африки, но и активизации международного промышленного сотрудничества для выполнения целей программ в приоритетных отраслях экономики и обеспечения современным оборудованием, технологиями, ноу-хау и специалистами.
=======
Большой бизнес является самодостаточным для реализации крупных промышленных проектов, в которых зарубежные партнёры предпочитают занимать стратегическое положение в виде монопольных или мажоритарных бенефициаров, владеющих контрольными пакетами создаваемых предприятий, в основном в сырьевом секторе и производстве полупродуктов.

С другой стороны, национальные планы развития стран Африки в своей экономической и промышленной политике предусматривают выполнение среднесрочных проектов в различных отраслях промышленности, основанных на развитии среднего бизнеса для реализации проектов в рамках частно - государственного партнёрства, включая международное сотрудничество

Таким образом, реализация программ развития в странах африканского континента создаёт новые промышленные рынки развития с участием среднего бизнеса на основе международного технологического партнёрства, активно дополняющего возможности прямых инвестиций большого бизнеса и постепенно заменяющие традиционные торговые формы сотрудничества «купи-продай» в промышленной сфере на поставки в рамках совместных проектов.

=======


3. ФОРМЫ ПРОМЫШЛЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

При наличии взаимного интереса совместные международные проекты промышленного развития стран Африки можно реализовать тремя основными формами международного сотрудничества:


1.Прямой договор купли-продажи, в котором одним принимающим решение является Покупатель, включая поставки по закупочным тендерам государственного сектора;

2. Прямая иностранная инвестиция в которой одним принимающим решение является зарубежный Инвестор на правах монопольного владельца или стратегического партнёра;

3.Партнёрство, в котором принимающим решение является африканский партнёр, как главный бенефициар в промышленных проектах развития, на основе партнёрского сотрудничества с международным технологическим партнёром и наиболее эффективно при поддержке в рамках частно - государственного партнёрства.

=======


Промышленные проекты частно - государственного партнёрства имеют преимущество по сравнению с проектами прямых иностранных инвестиций, что было отражено на Африканском деловом Форуме (Лондон 8 июля 2008) в выступлении Министра торговли и промышленности Намибии Х. Гейнгоб:
«Инициативы по развитию инвестиций не оправдывают ожиданий в связи с тем, что Африка получает крошечную долю от прямых иностранных инвестиций (FDI), которые направляются, в основном, на использование ресурсов и преимущественно на добывающие промышленные отрасли, включая нефть, алмазы, золото, уран и платину. Создание благоприятных условий инвестиций является новой задачей частно - государственного партнёрства, направленной на улучшение условий инвестирования на африканском континенте».
В бюджетном обращении Министра торговли и промышленности ЮАР Р. Дэвиса 30 июня 2009 отмечалось негативное влияние в кризисный период политики защиты большим бизнесом интересов своих головных компаний в ущерб филиалам, расположенным в развивающихся странах, таких как Южная Африка:
« Кризис, начавшийся в финансовом секторе развитого мира, становится, глубоким кризисом реальной экономики, что серьёзно угрожает, как развитому, так и развивающемуся миру. Мы видим, что крупные промышленные страны обеспечивают значительную финансовую поддержку корпорациям своих стран, пострадавшим от кризиса, при этом риск от принятия решений по закрытию заводов и сокращению рабочих мест перемещается в развивающиеся экономики стран, как Южная Африка».

=======

Уроки глобального кризиса по защите национальных экономических интересов стран Африки отражены в новых долгосрочных планах с учётом необходимости диверсификации экономики, включая новые форм международного сотрудничества..


Дополнительно к традиционным формам торгового сотрудничества в частном секторе, государственным тендерным закупкам и прямым иностранным инвестициям (FDI) всё более востребованными становятся партнёрские отношения с зарубежными технологическими партнёрами в рамках частно - государственного партнёрства для выполнения целей промышленной политики.

Партнерские отношения позволяют привлечь к промышленному сотрудничеству новых игроков из числа среднего бизнеса региона, способных улучшить конкурентные условия на различных отраслевых рынках стран САДК, находящихся в настоящее время под влиянием доминирующих зарубежных и местных компаний.

4. КРАТКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЮЖНОАФРИКАНСКОГО РЕГИОНА

Во всем многообразии международного экономического сообщества африканский континент выступает во многих вопросах единым целым, и его интеграция отражается в решениях Африканского Союза и региональных объединений, среди которых наиболее сложившимся, устойчивым и экономически динамичным является региональное объединение «Содружество развития Юга Африки».

Рекомендации Африканского Союза по развитию, направлениям сотрудничества и инвестирования отражены в документах региональных экономических сообществ::


  • SADC – Содружество развития Юга Африки (САДК)

  • COMESA – Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА)

  • ECOWAS – Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС)

  • ECCAS – Экономическое сообщество центральноафриканских государств (ЭККАС)

  • ЕАС -- Сообщество развития Восточной Африки (ЕАК)

  • SAD – Сообщество развития стран Сахары (САД)

  • AMU -- Арабский союз Магриба (североафриканские страны) (АМУ)

На саммите САДК в августе 2005 было отмечено, что региональные экономические сообщества африканских стран к Югу от Сахары (Sub Sahara),такие как САДК, КОМЕСА и ЭКОВАС являются ключевыми опорами (pillars) экономической политики в регионе и основой континентальной и глобальной интеграции африканского континента.

=======


Сообщество развития Юга Африки признано одним из наиболее экономически интегрированных сообществ в мире и ведущим экономическим сообществом 54 стран Африканского Союза. САДК создано в 1980, объединяет 15 стран южноафриканского региона с населением 257, 7 млн. чел., объемом валового внутреннего продукта 471,1 млрд. us $.(www.sadc.int). В рамках САДК развиваются:

  • Свободная экономическая зона ( с 2008)

  • Единый таможенный Союз (в 2011 -12 членов )

  • Общий рынок (создание планируется к 2015)

  • Валютный Союз (создание планируется к 2016)

  • Единая валюта «афро» (введение планируется к 2018)

Поиск результативных мер и эффективных форм сотрудничества в приоритетных направлениях экономического развития региона требует перспективных, системных решений, что отражается в отраслевых промышленных программах стран САДК

Основные направления экономического развития региона определены Протоколами САДК по ключевым отраслям экономики, в том числе: Протокол по водным ресурсам (1995), Протокол по транспорту (1996), Протокол по энергетике (1996), Протокол по горнодобывающей промышленности (1997), подписанными главами государств. На Саммите САДК в 2001принят Стратегический план регионального развития на 15 лет,

Страны САДК объединены в Южноафриканский энергетический пул (www.sapp.co.zw) .Для реализации развития энергетической отрасли региона создается единая энергетическая комиссия САДК с оперативными центрами координации.

Функционирует и развивается региональная система Транспортных коридоров, которая предусматривает модернизация подвижного состава и создание транспортной инфраструктуры, в развитие которой заложен принцип ,используемый САДК «Сильная экономика является следствием хороших дорог», в отличие от принципа «Плохие дороги являются следствием слабой экономики». (www.sararail.org)

=======

В феврале 2011 экономический лидер Содружества САДК – Республика Южная Африка - стал членом межконтинентального союза БРИКС, суммарная экономика которого, по мнению специалистов, к 2050 году превысит суммарный размер экономик самых богатых стран мира (Большой семёрки). В 2013 Саммит БРИКС будет проходить в ЮАР.



Высоким потенциалом развития региона объясняется активное присутствие на промышленных рынках стран САДК новых деловых игроков из Китая, Индии, Бразилии.

Положительный опыт ЮАР и региона отражает определённый алгоритм подхода к решению задач развития устойчивой экономики широкого круга стран, за счёт которых во многом будет обеспечиваться будущий рост региональной экономики



Экономика ЮАР составляет 1/3 экономики стран Африки к югу от Сахары, и проводимая промышленная политика ЮАР может также служить для определения алгоритма основных направлений практической деятельности в африканском регионе,
5. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ЮАР

Наиболее полно с учётом национальных интересов, регионального развития, опыта противостояния глобальному кризису, с учётом современных перспективных тенденций экономического развития разработаны в 2010/11 долгосрочные планы ЮАР, например:



  • Промышленная политика ЮАР и План действий (IPAP) –представлена Министром торговли и промышленности Р. Дэвисом

Предусмотрено 12 приоритетных отраслей трёх ключевых групп развития, активное участие среднего бизнеса, дальнейшее укрепление системы государственной поддержки промышленного развития, активизация международного промышленного сотрудничества

  • Интегрированные энергетические ресурсы ЮАР до 2030 – представлена Министром энергетики Д. Петерс

Предусмотрено удвоение и диверсификация энергетических мощностей, создание системы частных энергопроизводителей в малой энергетике (15 %) и привлечение новых технологий производства энергии

  • Новые направления развития ЮАР – представлена Министром экономического развития Э. Пател

Предусмотрено как ключевое направление - реиндустриализация страны путем модернизации существующей экономической структуры и создания новых экономических объектов, а также развитии среднего класса за счёт укрепления системной поддержки государством среднего и малого бизнеса

  • Среднесрочная финансовая политика ЮАР – представлена Министром финансов П. Гордан

Предусмотрена финансовая поддержка среднесрочных партнёрских промышленных проектов с участием среднего бизнеса для участия в реализации планов развития.

  • Национальная программа ЮАР «Зелёная экономика» - разрабатывается Кабинетом министров с участием отраслевых министерств; предполагается, это будет первая в мире национальная экологическая программа

Весь комплекс планов и программ развития ЮАР разработан на период до 2030 года.

6. ПОДДЕРЖКА СОВМЕСТНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРОЕКТОВ

В этой связи особое внимание заслуживает опыт ЮАР в поддержке частного, и в первую очередь среднего, бизнеса в доступе к национальным и международным технологиям для участия в программах промышленного развития. В настоящее время в рамках частно – государственного партнёрства среднему бизнесу оказывают содействие 14 национальных организаций, фондов и банков экономического развития ЮАР.


Среди них лидером является Корпорация промышленного развития, созданная в 1940 году, как финансовый инструмент национального развития для обеспечения роста экономики и развития промышленности, и целью которой в настоящее время является финансовая поддержка реализации промышленных проектов частного сектора, включая долевое участие Корпорации в рамках частно - государственного партнёрства.
Банк развития Юга Африки помимо содействия реализации проектов, оказывает финансовую поддержку проектных работ, а также созданию пилотных и демонстрационных проектов с привлечением средств международных фондов и европейских государственных грантов.
Вновь организованное в 2010 Технологическое инновационное агентство ЮАР рассматривает вопросы поддержки внедрения новых технологий на стадии научных разработок (НИОКР). Вновь создаваемым предприятиям «афробизнеса» (BEE,PDI) оказывает поддержку специализированный фонд NEF.
Министерство промышленности и торговли ЮАР (DTI) располагает средствами поддержки промышленных инициатив частного сектора (incentives), включая компенсации по организации производства, а также осуществляет поддержку маркетинговых работ по установлению и развитию торгового и промышленного сотрудничества. Средствами поддержки располагают и другие министерства.
Помимо национальных финансовых инструментов активную роль играют провинциальные Корпорации развития ЮАР, Муниципалитеты и Зоны промышленного развития (IDZ) для эффективного использования местных ресурсов в целях создания промышленного производства. С 20 января 2012 IDZ реорганизуются в Специальные экономические зоны (SEZ) и наделяются собственными средствами для ускорения финансовой поддержки предприятиям «в одно окно».
На примере ЮАР и других стран САДК можно продемонстрировать происходящие процессы углубления экономической интеграции в южноафриканском регионе и возрастающую роль регионального экономического сообщества для интеграции африканского континента. В этих целях в регионе успешно используются практические экономические и организационные документы и инструменты,как, например:
- Национальные общеэкономические долгосрочные программы ( «Namibia Vision 2030»,IPAP,IPR – RSA)

- Национальные долгосрочные отраслевые программы («Build Together» South Africa, Namibia)

- Региональные транспортно промышленные коридоры (Walvis Bay, TransKalahari Corridors ,Namibia)

- Региональные экономические, промышленные коридоры (Mtwara Corridor,Tanzania-Mozambique-Zambia)

- Региональные отраслевые программы (SADC Protocols on Transport, Water, Forestry)

- Региональные отраслевые объединения (SAPP-South African Power Pool, SADCSTAN–SADC Standards)

- Локальные промышленные экспортные зоны (EPZ -Namibia, EPZD – Mauritius, IDZ South Africa )

- Научно-технологические парки (Capricorn Technology Park-Cape Town,Technology Park-Stellenbosch, SA)

- Организации содействия научно-техническому сотрудничеству (CITI,CSIR,SATTBA.TIA – South Africa)

- Государственная поддержка малого и среднего бизнеса (BEEE –South Africa, BEE & PDI Namibia)

- Государственные корпорации развития (IDC, ECDC, etc.-South Africa, NDC - Tanzania, BEDIA-Botswana)

-- Национальные и региональные банки развития (DBSA – South Africa, DBN-Namibia, ADB-Africa)

- Коммерческие банки региона c промышленными кредитными средствами и лизинговыми прораммами
Эти практические организации и программы направлены на создание реального промышленного сектора, как в отдельных странах САДК, так и в южноафриканском регионе и служат выполнению стратегических задач, комплексно определённых в долгосрочных планах развития.
7. ЧАСТНО - ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЁРСТВО

Можно отметить, что Промышленная политика ЮАР в пуле с Комплексным энергетическим планом и другими программами, принятыми в 2010 – 2011, позволяют ЮАР активно и эффективно привлекать к реализации госпрограмм средний бизнес в рамках частно- государственного партнёрства за счёт, например:




  • законодательной поддержки среднего бизнеса, в том числе в новом Акте о Компаниях, в ЮАР от 1 мая 2011 и в Законе о специальных экономических зонах от 20 января 2012

  • укрепление системы работающей государственной финансовой поддержки частных предприятий в разработке промышленных проектов на всех стадиях их реализации от концепции и предпроектных работ до проекта, строительства под ключ и производства,

  • участие государственных финансовых инструментов не только в заёмном финансировании промышленных проектов, но и долевое участие в рамках частно -государственного партнёрства

  • создание независимых, частных производителей и предприятий, расширяющих возможности государственного сектора в энергетике (15%) и на транспорте

  • поощрение планирования и реализации среднесрочных проектов малой энергетики в рамках частно - государственного партнёрства,

  • создание системы поддержки НИОКР, пилотных и демонстрационных проектов

  • упрощённого доступа к грантам на предпроектной и проектной стадиях

  • для поддержки вновь создаваемого «афробизнеса»(BEE),являющегося частью среднего и малого бизнеса ЮАР, введены законодательные меры, обязывающие включение BEE

компаний в совместные предприятия ( до 26 %) и в тендерные субподрядные договора,
Следует отметить, что расширяется практика проведение традиционных тендеров на условиях долевого партнёрства: национальная Корпорация Танзании - металлургический комплекс, Транспортная Корпорация Намибии – завод по производству ж.д. шпал.

Созданная в регионе система поддержки частного бизнеса направлена на укрепление реального промышленного сектора и служит выполнению стратегических задач развития национальных экономик стран САДК при активном участии зарубежных технологических партнёров в международном промышленном сотрудничестве и партнёрстве.

Привлекаются также средства зарубежных стран и международных организаций,например;


  • Конкурс грантов Правительств Финляндии и Австрии для Южной и Восточной Африки через Банк DBSA на экологичкские энеоргетические технологии (16 января 2012)

  • Конкурс грантов Министерства энергетики ЮАР и Глобального энергетического фонда (GEF) через Банк DBSA на технологии возобновляемой энергетики (30 января 2012)

  • Грант Британского фонда поддержки промышленного сотрудничества (2 февраля 2012)

Перспективы международного промышленного партнёрства в южноафриканском регионе отражены в концептуальных документах ведущих организаций DTI , DBSA, IDC:

  • Доклад Банка развития Юга Африки - Перспективы будущего Южной Африки (январь 2012)

  • Меморандум Минпромторга ЮАР о специальных экономических зонах ( 20 января 2012)

  • Экономический обзор Корпорации промышленного развития ЮАР (12 февраля 2012)

Основой стабильности региона является постоянная, практическая, системная поддержка реального сектора экономики Правительством ЮАР и других стран САДК в целях наиболее эффективного промышленного развития. Динамика региона вызывает стабильно возрастающий интерес для международного промышленного партнёрства.

В настоящее время в странах южноафриканского региона складывается структура реального сектора экономики на основе промышленного сектора, обеспечивающего реиндустриализацию экономики за счёт модернизации действующей промышленности и строительства новых промышленных мощностей на основе инновационных проектов с использованием мировых современных технологий и научно-технических достижений:

следующая страница >>


izumzum.ru