Производство по делам об административных и правовых нарушениях - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сергий радонежский жана айкол манас атындагы укук коргоо борбору жкч 1 68.76kb.
I. Информация о работе Комиссии по делам несовершеннолетних и защите... 1 103.96kb.
Плательщик Сумма 1 348.98kb.
Щенина Татьяна Евгеньевна 1 338.85kb.
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским... 3 365.86kb.
Закон убывающей производительности Производительность труда Суть... 1 70.41kb.
Планы семинарских занятий по дисциплине «Международное частное право» 1 56.08kb.
Кривая производственных возможностей. Альтернативные издержки Пусть... 1 38.02kb.
Государственно-церковные отношения были одним из существенных элементов... 6 1616.82kb.
Теоретическая часть 1 246.95kb.
Примерный перечень зачетных вопросов по дисциплине «История политических... 1 33.38kb.
Система интеграции новостей из сети Интернет 2 220.4kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Производство по делам об административных и правовых нарушениях - страница №1/1




Производство по делам об административных и правовых нарушениях

Владивостокский Государственный Университет Экономики и Сервиса Институт Заочного и Дистанционного Обучения КУРСОВАЯ РАБОТА По административному праву На тему: «Производство по делам об административных правонарушениях » Студент: Заяц Виталий Анатольевич Шифр: ДЮП-99-2289 Адрес: г. Владивосток, ул. Полярная 1/1, кв. 67. Владивосток 2000СодержаниеСодержание 2Введение 31. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела обадминистративных правонарушениях 42. Участники производства по делам об административных правонарушениях 53. Стадии производства по делам об административных правонарушениях 8 3. 1. Система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях 8 3. 2. Административное расследование 9 3. 3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях 12 3. 4. Обжалование, опротестование постановлений по делам об административных правонарушениях 14 3. 5. Исполнение постановлений 16Заключение 20Список литературы 23Введение Административное право – это система юридических норм, регулирующихобщественные отношения в сфере государственного управления, и отношения,управленческого характера, возникающие при осуществлении иных формгосударственной деятельности (законотворчества, правосудия), а такжеотношения, которые возникают в сфере негосударственного управления в связис осуществлением общественными объединениями некоторых функций органовгосударственного управления, исполнительной власти. Административный процесс представляет собой такую деятельность поразрешению органами управления (должностными лицами), иногда и другимикомпетентными органами, индивидуально-конкретных дел в сферегосударственного управления, которая регулируется нормами административногоправа. В нем можно выделить следующие составные части или производства: поделам об административных нарушениях, по применению мер административногопресечения и восстановления, по применению мер дисциплинарного принужденияна основе норм административного права. В структуре административного процесса производство по делам обадминистративных правонарушениях является важным элементом. Его можнорассматривать как деятельность уполномоченных субъектов по применениюадминистративных взысканий и совокупность возникающих при этом отношений,урегулированных нормами административного права. Общие нормы, регулирующие производство, содержатся в КоАП РСФСР.Особенности производства по отдельным категориям административных нарушенийустанавливаются специальными нормами (Таможенный кодекс РФ (ст. 289-286,449-454)). Особую группу составляет ряд уточняющих, конкретизирующих КоАПположений, содержащихся в подзаконных актах (инструкции различныхминистерств и ведомств). Рассматриваемое производство теснейшим образом связано с гражданскимсудопроизводством, особенно на стадии пересмотра и при исполненииимущественных взысканий. В зависимости от объема и сложности процессуальной деятельности можноразличать упрощенное (ускоренное) производство (например, когда штрафналагается прямо на месте нарушения), обычное и особое (рассмотрениесудьями дел о мелком хищении, мелком хулиганстве). Задачами производства по делам об административных правонарушенияхявляются: а) своевременное, всестороннее, полное и объективное выявлениеобстоятельств каждого дела; б) разрешение его в точном соответствии с законодательством; в) обеспечение исполнения вынесенного постановления; г) выявление причин и условий, способствующих совершениюадминистративных правонарушений; д) воспитание граждан в духе соблюдения законов. Производство представляет собой разновидность исполнительно-распорядительной деятельности, в котором действуют ее общие принципы:законности, демократизма, оперативности. Производство осуществляется на основе общих норм и принциповадминистративного права. Одновременно здесь действуют и специфические,обусловленные задачами данной деятельности, принципы: объективной истины,обеспечения права на защиту ( ст. 235, 247, 266 КоАП).1. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела обадминистративных правонарушениях Четкое определение круга органов (должностных лиц), правомочных вестипроизводство по делам об административных правонарушениях, имеет важноезначение для обеспечения его эффективности. При этом ведущая роль отводитсявполне закономерно судьям; их деятельность по рассмотрению и разрешениюадминистративных дел характеризуется в качестве существенной гарантии правпривлекаемых к административной ответственности лиц. а) Судьи (в перспективе мировой судья) районных (городских) судоврассматривают значительное число административных дел по правонарушениям,посягающим на права граждан (например, нарушения избирательных прав,законодательства о труде и его охране); на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность(например, незаконное врачевание); собственность (например, мелкоехищение); основы коммерческой деятельности (например, занятие запрещеннымивидами такой деятельности); финансы и систему налогообложения (например,воспрепятствование обследованию органом налоговой службы или налоговойполиции производственных, складских и иных помещений); порядок управления(например, неповиновение законному требованию или распоряжению сотрудникамилиции); общественный порядок и общественную безопасность (например,мелкое хулиганство). Дала об административных правонарушениях, за совершение которыхпредусматривается административное взыскание в виде административноговыдворения из пределов Российской Федерации иностранных граждан и лиц безгражданства, административного ареста либо конфискации или возмездногоизъятия предметов, являющихся орудием совершения или непосредственнымобъектом правонарушения, лишения специального права, предоставляемого лицу,рассматриваются судьей. б) Комиссии по защите прав несовершеннолетних рассматривают дела обадминистративных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а такжео неисполнении родителями или лицами, их заменяющими, обязательств посодержанию и воспитанию несовершеннолетних, о вовлечении несовершеннолетнихв употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ. в) Органы Федеральной инспекции труда при Министерстве труда исоциального развития Российской Федерации рассматривают дела о нарушенияхзаконодательства о труде и охране труда, а также о непредоставленииинформации, необходимой для проведения коллективных переговоров иосуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения. г) Органы внутренних дел (милиции) рассматривают значительноеколичество дел об административных правонарушениях. Например, это дела опотреблении наркотических средств без назначения врача, о мелком хищении, опревышении установленной скорости движения, о незаконных операциях синостранной валютой, о применении насилия в отношении должностных лицоргана, уполномоченного осуществлять административно-процессуальныедействия, о проживании граждан Российской Федерации без удостоверениягражданина (паспорта) или без регистрации, о мелком хулиганстве и т. п. д) Государственные органы, на которых возложено осуществлениеконтрольно-надзорных функций и полномочий. В настоящее время к числу такихорганов отнесено 51 подразделение государственного аппарата. Все ониосуществляют надзор за соблюдением физическими, а нередко и юридическимилицами специальных общеобязательных правил, нарушение которых влечет засобой административную ответственность. Это, например, органы санитарно-эпидемиологического надзора, государственного ветеринарного надзора,государственного экологического контроля, государственного контроля в сфереохраны и использования недр, государственной налоговой службы,государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства,государственной жилищной инспекции и т. д.2. Участники производства по делам об административных правонарушениях Производство по делам об административных правонарушениях складываетсяиз действий ряда органов и лиц. Важную роль в этой деятельности играютгосударственные и общественные органы, их должностные лица, которыеуполномочены принимать предусмотренные законом меры по выявлению ипредупреждению административных проступков, применению и исполнениювзысканий. в производстве действуют и другие участники: одни защищают своиинтересы, другие привлекаются лишь при производстве отдельныхпроцессуальных действий, содействуют производству. Всех субъектовпроизводства можно разделить на несколько групп. 1. Компетентные органы и должностные лица, наделенные правом приниматьвластные акты, составлять правовые документы, определяющие движение исудьбу дела (лидирующие субъекты). 2. Субъекты, имеющие личный интерес в деле: а) лицо, привлекаемое к ответственности; б) потерпевший – лицо, которому административным правонарушениемпричинен моральный, физический или имущественный вред; в) законные представители – граждане, которые в силу закона выступаютво всех учреждениях, в том числе судебных, в защиту личных и имущественныхправ и законных интересов недееспособных, ограниченно дееспособных либодееспособных, но в силу своего физического состояния (по старости, болезнии т. п.) не могущих лично осуществлять свои права и выполнять своиобязанности. Это родители, усыновители, опекуны, попечители; г) адвокат – юрист, оказывающий профессиональную правовую помощь лицу,привлекаемому к административной ответственности. В отличие от субъектов первой группы, никто из представителей даннойгруппы не пользуется властными полномочиями. 3. Лица и органы, содействующие осуществлению производства: а) свидетели – лица, которым могут быть известны обстоятельства,подлежащие установлению по данному делу; б) эксперты – лица, обладающие специальными знаниями и привлекаемыеорганами (должностными лицами), в производстве которых находятся дела обадминистративных правонарушениях, в случаях, когда возникает необходимостьв их знаниях; в) переводчики – лица, участвующие в судебном процессе и владеющиеязыками, необходимыми для перевода имеющихся в деле материалов,представленных в суде документов, а также данных в судебном заседаниизаявлений, показаний, объяснений; г) понятые – независимые, не заинтересованные в данном деле лица,приглашаемые в качестве свидетеля, наблюдателя при производстве осмотра,обыска, выемки корреспонденции, очной ставки и других следственныхдействиях. Участники производства по делам об административных правонарушенияхобладают различными правами и обязанностями. Так, лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправезнакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлятьдоказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоватьсяюридической помощью адвоката; выступать на родном языке и пользоватьсяуслугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведетсяпроизводство; обжаловать постановление по делу. Дело об административномправонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого кадминистративной ответственности. В отсутствие этого лица дело может бытьрассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном егоизвещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступилоходатайство об отложении рассмотрения дела. При рассмотрении дел об административных правонарушениях,предусмотренных статьями 49 (Мелкое хищение чужого имущества), 158 (Мелкоехулиганство) и др. КоАП присутствие лица, привлекаемого к административнойответственности, обязательно. В случае его уклонения без уважительныхпричин от явки, это лицо может быть органом внутренних дел (милицией)подвергнуто приводу (КоАП ст. 247). Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела, заявлятьходатайства, приносить жалобу на постановление по делу об административномправонарушении. Потерпевший может быть допрошен в качестве свидетеля (КоАП ст. 248). Адвокат, участвующий в рассмотрении дела об административномправонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела; заявлятьходатайства; по поручению лица, пригласившего его, приносить от его именижалобы на постановление по делу. Полномочия адвоката удостоверяютсяорденом, выдаваемым юридической консультацией (КоАП ст. 250). Законные представители вправе представлять интересы лица,привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего (КоАП ст.249). Свидетель обязан по вызову органа (должностного лица), в производствекоторого находится дело, явиться в указанное время, дать правдивыепоказания: сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленныевопросы (КоАП ст. 251). Эксперт обязан явиться по вызову и дать объективное заключение попоставленным перед ним вопросам. Эксперт вправе: а) знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы; б) заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительныхматериалов, необходимых для дачи заключения; в) с разрешения органа (должностного лица), в производстве которогонаходится дело об административном правонарушении, задавать лицу,привлекаемому к ответственности, потерпевшему, свидетелям вопросы,относящиеся к предмету экспертизы; г) присутствовать при рассмотрении дела (КоАП ст. 252). Переводчик обязан явиться по вызову органа (должностного лица) ивыполнить полно и точно порученный ему перевод (КоАП ст.253). Кроме того, потерпевшим, свидетелям, экспертам и переводчикамвозмещаются в установленном порядке расходы, понесенные ими в связи с явкойв орган (к должностному лицу), в производстве которого находится дело обадминистративном правонарушении. За лицами, вызываемыми в качестве потерпевших, свидетелей, экспертов ипереводчиков, сохраняется, в установленном порядке, заработок по месту ихработы за время их отсутствия в связи с явкой в орган (к должностномулицу), в производстве которого находится дело об административномправонарушении (КоАП ст. 254).3. Стадии производства по делам об административных правонарушениях3. 1. Система стадий и этапов производства по делам об административныхправонарушениях Деятельность участников административного процесса развивается вовремени как последовательный ряд связанных между собой процессуальныхдействий по реализации прав и взаимных обязанностей. Процесс проходитнесколько сменяющих друг друга фаз развития или стадий. Под стадией следует понимать такую сравнительно самостоятельную частьпроизводства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственныетолько ей задачи, документы и другие особенности. На каждой стадии совершаются определенные действия, которые являютсячастными по отношению к общей цели производства. Решение задач каждойстадии оформляется специальным процессуальным документом, который как быподводит итог деятельности. После принятия такого акта начинается новаястадия. Стадии органично связаны между собой: последующая, как правило,начинается лишь после того, как закончена предыдущая, на новой стадиипроверяется то, что было сделано раньше. Производство состоит из четырех частей (стадий): а) административное расследование; б) рассмотрение дела; в) пересмотр постановления; г) исполнение постановления. На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершенияпроступка, данные о виновном и составляется протокол. На второй -компетентный орган рассматривает дело и принимает постановление. На третьей– факультативной – стадии постановление пересматривается по жалобегражданина, протесту прокурора, она заканчивается принятием решения оботмене, изменении или оставлении постановления в силе. На четвертой –реализуется принятое постановление. На каждой стадии существуют этапы – группы взаимосвязанных действий.Схематически система стадий и этапов производства по делам обадминистративных правонарушениях может быть представлена так:1. Административное расследование: а) возбуждение дела; б) установление фактических обстоятельств; в) процессуальное оформление результатов расследования; г) направление материалов для рассмотрения по подведомственности.2. Рассмотрение дела: а) подготовка дела к рассмотрению и слушанию; б) анализ собранных материалов, обстоятельств дела; в) принятие постановления; г) доведение постановления до сведения.3. Пересмотр постановления: а) обжалование, опротестование постановления; б) проверка законности постановления; в) вынесение решения; г) реализация решения.4. Исполнение постановления: а) обращение постановления к исполнению; б) фактическое исполнение; в) окончание исполнения (дела).3. 2. Административное расследование Расследование дела, являясь начальной стадией производства по делам обадминистративных правонарушениях, представляет собой комплекспроцессуальных действий, направленных на установление обстоятельствнарушения, их фиксирование и квалификацию деликта. Основанием возбуждения административного дела и производстварасследования является совершение лицом деяния, содержащего признакиадминистративного нарушения. Началу административного расследования предшествует получениеинформации о деянии, имеющем признаки нарушения, то есть наличие повода. Поводами к возбуждению дела являются: непосредственное обнаружениеуполномоченным должностным лицом факта совершения административногоправонарушения; материалы, поступающие из правоохранительных органов, атакже от других государственных органов, органов местного самоуправления,общественных объединений; сообщения и заявления физических и юридическихлиц; сообщения в средствах массовой информации. В процессе расследования должны быть установлены фактическиеобстоятельства совершенного проступка, которые можно разделить на тригруппы. Первую составляют обстоятельства, имеющие непосредственное значениедля решения вопроса о наличии или отсутствии состава проступка. В другуюгруппу входят обстоятельства, находящиеся за рамками состава нарушения, ноимеющие значение для определения вида и размера взыскания. Одна из задачадминистративного производства заключается в выявлении причин и условий,способствующих совершению нарушений, их предупреждении (третья группа). Выяснение фактических обстоятельств дела осуществляется различнымиспособами. Основным является опрос. Для опроса и получения объяснений могутбыть вызваны любые лица, располагающие сведениями, которые имеют значениедля дела. Исследование фактических обстоятельств может осуществляться и спомощью материальных носителей информации (вещественных доказательств идокументов), получаемых в результате задержания деликвента, личногодосмотра и досмотра вещей, изъятия предметов. Основанием для возбуждения дела является наличие достаточных данных,указывающих на признаки административного правонарушения. Дело об административном правонарушении считается возбужденным смомента составления протокола о его совершении или вынесении прокуроромпостановления о возбуждении административного производства. Протокол об административном правонарушении – процессуальный документ,свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния (конечно,предположительно). Его составляют уполномоченные должностные лица –представители тех органов, которые правомочны рассматривать дела обадминистративных правонарушениях (например, должностные лица милиции,контрольно-надзорных органов и т. п.). В протоколе (постановлении) об административном правонарушенииуказываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя,отчество лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя;место, время совершения и существо административного правонарушения;нормативный акт, предусматривающий ответственность за данноеправонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются;объяснение нарушителя; иные сведения, необходимые для разрешения дел (КоАПст. 235). Протокол (постановление) подписывается лицом, его составившим и лицом,совершившим административное правонарушение; при наличии свидетелей ипотерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами. В случае отказа лица, совершившего административное правонарушение, отподписания протокола в нем делается запись об этом. Лицо, совершившееправонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения изамечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа отего подписания. При составлении протокола нарушителю разъясняются его права иобязанности (КоАП ст. 235). Протокол составляется сразу же после выявления факта административногоправонарушения. Если же требуется дополнительное выяснение обстоятельствдела, в том числе данных о личности или сведений о юридическом лице,протокол составляется в течение суток с момента выявления правонарушения. Протокол об административном правонарушении составляется не во всехслучаях. Так при совершении административных правонарушений,предусмотренных статьей 76 (Нарушение требований пожарной безопасности влесах) (если размер штрафа не превышает 1/10 МРОТ), статьей 128(Безбилетный проезд) и некоторыми другими статьями КоАП, статьями 383-386ТК РФ протокол не составляется, если лицо не оспаривает допущенноенарушение и налагаемое на него административное взыскание. Протокол несоставляется и в иных случаях, когда в соответствии с законодательствомштраф налагается и взимается, а предупреждение оформляется на местесовершения правонарушения. Протокол не составляется также в случаях, если производство по делу обадминистративном правонарушении возбуждено постановлением прокурора (КоАПст. 237). Завершающим этапом первой стадии производства по делам обадминистративных правонарушениях является направление материаловрасследования на рассмотрение. Дело, по которому проведено расследование, направляется: а) органу или должностному лицу, уполномоченному рассматриватьсоответствующую категорию административных нарушений; б) в орган внутренних дел, прокуратуру, если будут выявлены признакипреступления; в) на рассмотрение общественной организации или трудового коллектива; г) командиру воинской части, ректору ВУЗа, соответствующему органу длярешения вопроса о привлечении лица, совершившего административныйпроступок, к дисциплинарной ответственности. Законодательством в порядке исключения предусматривается упрощенноепроизводство по делам об административных нарушениях. Производство может быть ускоренным при обязательном наличии сразу трехусловий: а) если совершено оно из правонарушений, которое считаетсямалозначительным; б) если за данное деяние на виновного может быть наложено такоевзыскание, как предупреждение или штраф до 1/5 МРОТ; в) если гражданин не оспаривает налагаемое на него взыскание. 3. 3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях Рассмотрение дел об административных правонарушениях – центральнаястадия, в рамках которой проявляются важнейшие черты, свойственныеюрисдикционной административно-процессуальной деятельности. Прежде всего орган (должностное лицо), уполномоченный рассматриватьдела такого рода, осуществляет подготовку к рассмотрению. При этом должныбыть решены вопросы важного юридического значения, а именно: относится лиданное дело к компетенции данного органа (должностного лица); правильно лисоставлены протокол и другие материалы, если таковые имеются; извещены лилица, участвующие в рассмотрении дела, о месте и времени рассмотрения;имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела;достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения посуществу; имеются ли ходатайства и отводы (КоАП ст. 255). При этом учитывается, что данное дело не может рассматриваться вслучаях родственных связей между участниками производства либо наличияличной, прямой или косвенной заинтересованности в решении дела судьи илидолжностного лица, рассматривающего дело. При наличии этих обстоятельствони обязаны заявить самоотвод, а другие участники производства вправезаявить отвод этим официальным лицам (ТК РФ ст.316, 319). Дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто.Слушание начинается с объявления состава коллегиального органа илипредставления должностного лица, рассматривающего данное дело. Затемпредседательствующий коллегиального органа или должностное лицо объявляет,какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административнойответственности, разъясняет участникам производства их права и обязанности.После этого оглашается протокол об административном нарушении. На заседаниизаслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, исследуютсядоказательства и разрешаются ходатайства. Если в рассмотрении делаучаствует прокурор, заслушивается его заключение. В процессе рассмотрения дела важное значение имеют анализ и оценкафактической ситуации (деяния), выбор и анализ правовой нормы и принятиепостановления. Анализируя ситуацию, субъект административной юрисдикцииопределяет характер совершенного деяния, степень виновности деликвента,оценивает все доказательства; он обязан внимательно разобраться в существедела, принять меры для объективного разрешения вопроса. Объективная истинапо делу устанавливается на основании представленных материалов, а также всоответствии с данными, полученными в ходе слушания дела. На этом этапе необходимо установить: был ли совершен проступок,виновно ли лицо, подлежит ли оно ответственности, причинен ли имущественныйущерб, а также каковы отягчающие и смягчающие обстоятельства, причины иусловия, способствовавшие нарушению; имеются ли основания для примененияальтернатив административной ответственности. Подведение итога всей предшествующей работе – принятие постановления.В нем дается окончательная оценка поведения лица, привлеченного кадминистративной ответственности, определяется мера воздействия. Взависимости от результатов рассмотрения дела компетентный орган принимаетодин из двух вариантов постановления по делу: а) о наложении административного взыскания; б) о прекращении дела производством. Постановление по делу представляет собой юридически властный –административный акт, обязательный как для нарушителя, так и для любыхорганизаций, которые должны его исполнять. Оно должно надлежащим образомоформляться и содержать установленные законом реквизиты: наименованиеоргана (должностного лица), вынесшего постановление, дату рассмотрениядела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложениеобстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативныйакт, предусматривающий ответственность за данное административноеправонарушение; принятое по делу решение. В постановлении по делу должен быть решен вопрос об изъятых вещах идокументах Постановление по делу об административном правонарушении подписываетсядолжностным лицом, рассматривающим дело, а постановление коллегиальногооргана – председательствующим и секретарем (КоАП ст. 261). На заключительном этапе стадии рассмотрения дела чаще всегосовершаются следующие действия: постановление доводится до сведениясубъектов производства, имеющих личный интерес в деле, о принятом решениисообщается администрации или общественной организации по месту работы,жительства или учебы виновного, вносятся предложения об устранении причин иусловий нарушений. Постановление должно быть доведено до сведения лиц или организаций,которым оно адресовано. Нон объявляется немедленно по окончаниирассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней вручается иливысылается лицу, в отношении которого оно вынесено. По просьбепотерпевшего, прокурора ему тоже должна быть выдана такая копия.3. 4. Обжалование, опротестование постановлений по делам обадминистративных правонарушениях Возможен пересмотр не вступивших в законную силу постановлений поделам об административных правонарушениях на определенных основаниях. Посуществу имеется в виду обжалование или опротестование таких постановленийв рамках производства. Право на обжалование предоставляется лицу, в отношении котороговедется производство по делу, потерпевшему, законным представителямфизического и юридического лица, защитнику и уполномоченному представителю.Опротестование осуществляется прокурором. Жалобы и протест подаются: напостановление, вынесенное судьей – в вышестоящий суд; на вынесенноеколлегиальным органом – в районный суд по месту нахождения такого органа;на вынесенное должностным лицом – вышестоящему должностному лицу. Установлен следующий порядок обжалования и опротестования. Жалоба и протест направляются судье, в орган (должностному лицу),вынесшему постановление по делу, который обязан в трехдневный срок со дняих поступления направить со всеми материалами дела в соответствующий суд,вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу). Они могут быть поданыили внесены (имеется в виду протест) непосредственно в суд, вышестоящемудолжностному лицу, уполномоченному их рассматривать. Жалоба и протест напостановление судьи о наложении взыскания в виде административного арестаподлежат направлению в вышестоящий суд в день их получения. Еслирассмотрение жалобы, протеста не относится к компетенции судьи,вышестоящего должностного лица, жалоба и протест направляются поподведомственности. Жалобы государственной пошлиной не облагаются. Жалоба может быть подана в течение десяти дней со дня вручения илиполучения копии постановления. В случае пропуска этого срока он может бытьвосстановлен судьей, правомочным рассматривать жалобу, по ходатайствуавтора. Срок рассмотрения жалобы, протеста следующий: десятидневный со дня ихпоступления; сутки с момента подачи жалобы или протеста на постановление обадминистративном аресте, если лицо отбывает этот арест. Подготовка к рассмотрению жалобы, протеста судьей, вышестоящимдолжностным лицом в единоличном порядке предполагает обеспечение всехусловий, необходимых для проверки законности и обоснованности вынесенногопостановления. Рассмотрев жалобу, протест судья, вышестоящее должностное лицопринимает одно из следующих решений: а) об оставлении постановления о наложении административного взысканиябез изменения, а жалобы, протеста без удовлетворения; б) об изменении постановления, если при этом не усиливаетсяадминистративное взыскание или иным образом не ухудшается положение лица, вотношении которого вынесено постановление; в) об отмене постановления и прекращении дела при наличии хотя быодного из обстоятельств, исключающих производство, а также принедоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесенопостановление; г) об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрениесудье, в орган, должностному лицу, правомочному рассмотреть дело, в случаяхсущественного нарушения процессуальных требований, если это нарушение непозволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связис необходимостью применения закона, влекущего наложение более строгогоадминистративного взыскания (если по делу внесен протест или подана жалобапотерпевшим на мягкость примененного взыскания); д) об отмене постановления и направлении дела на рассмотрение поподведомственности, если при рассмотрении жалобы, протеста установлено, чтопостановление было вынесено неправомочным судьей, органом (должностнымлицом). Решение по жалобе, протесту принимается судьей в форме определения.Вышестоящее должностное лицо принимает по этому вопросу постановление.Определение судьи по жалобе, протесту является окончательным и может бытьопротестовано лишь в порядке пересмотра вступивших в законную силупостановлений о наложении административных взысканий. Что касаетсяопределения вышестоящего должностного лица по жалобе, протесту, то ономожет быть в десятидневный срок обжаловано или опротестовано в районномсуде. Определение судьи по жалобе, протесту оглашаются немедленно после еговынесения. Постановление по делу об административном правонарушении вступает взаконную силу: после истечении срока, установленного для его обжалования,если оно не было обжаловано или опротестовано; немедленно после вынесениясудьей определения по жалобе, протесту, если оно не отменяет постановленияо наложении административного взыскания; после истечения десятидневногосрока для обжалования определения, вынесенного вышестоящим должностнымлицом по жалобе, протесту, если оно не было обжаловано или опротестовано.3. 5. Исполнение постановлений Постановление о наложении административного взыскания обязательно дляисполнения всеми органами государственной власти, органами местногосамоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями,юридическими лицами. Оно подлежит исполнению с момента вступления его взаконную силу и приводится исполнение уполномоченными на то органами впорядке, установленном КоАП Российской Федерации, федеральнымзаконодательством и принимаемыми на их основании постановлениямиПравительства Российской Федерации. Вопросы об отсрочке, рассрочке, приостановлении или прекращенииисполнения постановлений о наложении административных взысканий, а также овзыскании административного штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, егородителей или лиц, их заменяющих, рассматриваются судьей, органом(должностным лицом), вынесшим постановление, в трехдневный срок со днявозникновения основания для разрешения соответствующего вопроса. Приразрешении вопроса об уклонении от отбывания административного арестаприсутствие лица, подвергнутого этому взысканию, обязательно. В другихслучаях оно не является таковым. Отсрочка исполнения постановления на срок до одного месяца относится ккомпетенции судьи, органа (должностного лица), вынесшего постановление, приналичии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления оналожении административного взыскания в виде административного ареста,лишения специального права или административного штрафа (кроме случаеввзыскания штрафа на месте) невозможно в установленные сроки. С учетомматериального положения лица, привлеченного к административнойответственности, уплата штрафа может быть рассрочена на срок до трехмесяцев теми же органами (лицами). Судья, орган (должностное лицо), вынесший постановление о наложенииадминистративного взыскания, прекращает исполнение постановления в случаях:издания акта амнистии, если он устраняет применение административноговзыскания; отмены закона или отдельных его положений, устанавливающихадминистративную ответственность; утраты силы законом или его положениями,устанавливающими административную ответственность, вследствие признания ихне соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным законам(аналогичное положение распространяется на законы субъектов РоссийскойФедерации); смерти лица, привлеченного к административной ответственностиили объявления его в установленном законом порядке умершим; истечениясроков давности исполнения постановления. Давность исполнения постановлений о наложении административноговзыскания определяется следующим образом: постановление не подлежитисполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение года со днявступления его в законную силу. Течение срока давности может быть прервано,если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется отего исполнения. В этом случае исчисление срока давности возобновляется содня обнаружения лица. Постановление о наложении административного взыскания, по которомувзыскание произведено полностью, с отметкой о произведенном взыскании,возвращается органом, исполнившим взыскание, судье, органу (должностномулицу), вынесшему постановление. Если по постановлению исполнение непроизводилось или оно произведено не полностью, его возвращение имеет местов случае, когда по адресу, указанному в постановлении, привлеченное кответственности физическое лицо не работает, не проживает или не учится, аюридическое лицо не находится; если у привлеченного к ответственности лицаотсутствуют имущество или доходы и меры по отысканию имущества оказалисьбезрезультатными; наконец, если истек срок давности исполненияпостановления. При этом должностное лицо, на исполнении у которогонаходится постановление, составляет акт, утверждаемый вышестоящимдолжностным лицом. Однако возвращение постановления не являетсяпрепятствием для его нового предъявления к исполнению. Лицо, привлеченное к административной ответственности, может в течениедесяти дней со дня осуществления действия по принудительному исполнениюпостановления подать жалобу судье, органу (должностному лицу), вынесшемупостановление. Жалоба подлежит рассмотрению в течение пяти дней. Вред, причиненный незаконными действиями должностных лиц попринудительному исполнению постановления, подлежит возмещению по правилам,установленным Гражданским и Гражданско-процессуальным кодексами РоссийскойФедерации. Порядок исполнения отдельных видов административных взысканийследующий: а) Постановление о наложении административного взыскания в видепредупреждения исполняется судьей, органом (должностным лицом), вынесшимпостановление. б) Постановление о наложении административного штрафа на физическоелицо исполняется следующим образом. Штраф должен быть уплачен лицом,привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати днейсо дня вступления постановления о его наложении в законную силу (или со дняистечения срока отсрочки). При отсутствии самостоятельного заработка унесовершеннолетнего сумма штрафа взыскивается сего родителей или лиц, ихзаменяющих. Сумма штрафа вносится или перечисляется в банк или иноеуполномоченное кредитное учреждение. Таков порядок добровольногоисполнения. Возможно и принудительное исполнение. При неуплате штрафафизическим лицом в установленный срок постановление о наложении штрафанаправляется судьей, органом (должностным лицом), вынесшим постановление,администрации предприятия, где привлеченное к ответственности лицо работаетлибо получает вознаграждение, пенсию или стипендию, для удержания суммыштрафа из его заработной платы или иных видов дохода. Для принудительногоудержания суммы штрафа установлен срок, не превышающий шести месяцев. Вслучае увольнения лица с работы или невозможности взыскания штрафа из егозаработной платы или иных доходов, администрация предприятия вдесятидневный срок со дня его увольнения или наступления события, влекущегоневозможность взыскания, возвращает постановление о наложении взысканиясудье, органу (должностному лицу), вынесшему постановление, с указаниемнового места работы лица, привлеченного к ответственности (если оноизвестно), причин невозможности взыскания, а также с отметкой опроизведенных взысканиях, если таковые имели место. Если физическое лицо, подвергнутое административному штрафу, неработает или взыскание штрафа из его заработной платы или иных видовдоходов невозможно, постановление направляется судьей, органом (должностнымлицом), вынесшим постановление, судебному приставу-исполнителю дляобращения взыскания на имущество этого лица. Принудительное исполнение постановления о наложении административногоштрафа на юридическое лицо осуществляется следующим образом. При неуплатештрафа в установленный срок судья, орган (должностное лицо), вынесшийпостановление, направляет его в банк или иное кредитное учреждение длявзыскания из денежных средств или доходов юридического лица. Банк обязанперечислить сумму штрафа в соответствующее учреждение Сбербанка или ЦБ РФ. При отсутствии денежных средств на счетах юридического лицапостановление о принудительном взыскании суммы штрафа направляетсясудебному приставу-исполнителю для обращения взыскания на имуществоюридического лица. Административный штраф может быть взыскан непосредственно на местесовершения административного правонарушения. В таких случаях физическомулицу выдается квитанция, являющаяся документом строгой финансовойотчетности. В случае неуплаты штрафа на месте совершения правонарушения начинаетсяпроизводство по делу на общих основаниях. в) Постановление о возмездном изъятии предмета, явившегося орудиемсовершения или непосредственным объектом правонарушения исполняетсясудебным приставом-исполнителем, а оружия и боевых припасов – органамивнутренних дел. г) Постановление о конфискации таких же предметов исполняетсяаналогично, то есть судебным приставом-исполнителем или органами внутреннихдел. Реализация конфискованных предметов осуществляется в порядке,установленном федеральным законодательством. д) Постановление о лишении специальных прав исполняется путем изъятияводительского удостоверения, удостоверения на право управления судами,удостоверения тракториста-машиниста, если водитель лишен права управлениявсеми видами транспортных средств. Исполнение постановления о лишении праваохоты производится путем изъятия охотничьего билета. Лишение права наэксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройствпроизводится путем изъятия специального разрешения на таковую эксплуатацию.Постановление о лишении права хранения и ношения оружия исполняется путемизъятия органами внутренних дел соответствующего удостоверения и оружия. Должностные лица органов внутренних дел исполняют постановления олишении права управления транспортными средствами, за исключениемтракторов, самоходных машин. В последнем случае исполнение отнесено ккомпетенции должностных лиц органов государственного надзора за техническимсостоянием самоходных машин и других видов техники. Постановление о лишенииправа управления судами исполняется должностными лицами органовгосударственного надзора за соблюдением правил пользования судами.Должностные лица органов государственного надзора за связью исполняютпостановления о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств. Течение срока лишения специального права начинается со дня вступленияв законную силу постановления о наложении такого вида административноговзыскания. В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачиудостоверения (специального разрешения), течение срока прерывается; ононачинается с момента сдачи или изъятия удостоверения или иного документа.По истечении срока лицу возвращается изъятое у него удостоверение,специальное разрешение или иные документы. е) Постановление об административном аресте исполняется органамивнутренних дел немедленно после его вынесения. Лица, подвергнутые аресту,содержатся под стражей в местах, определяемых этими органами. Арестованныйповергается личному осмотру. Срок административного задержаниязасчитывается в срок административного ареста. Если лицо, подвергнутоеадминистративному аресту, самовольно оставляет место его отбывания доистечения срока, отбытый срок может быть постановлением судьи полностью иличастично не засчитан в срок ареста. Судья при этом вновь устанавливаетначало срока отбывания ареста. Общий же срок административного ареста неможет превышать одного месяца. ж) Постановление об административном выдворении исполняется органамиФедеральной пограничной службы РФ и органами внутренних дел. Исполнениепроизводится путем передачи иностранного гражданина или лица безгражданства представителю властей иностранного государства, на территориюкоторого лицо выдворено, либо путем контролируемого самостоятельного выездавыдворяемого лица из Российской Федерации. Следует отметить, что вступившие в законную силу постановления поделам об административных правонарушениях могут быть пересмотрены.Предусмотрен исключительный порядок их пересмотра в судебном порядке попротесту Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов Федерации,Председателя Верховного Суда РФ, председателей судов субъектов РФ (ихпрезидиумами).Заключение Административный процесс представляет собой такую деятельность поразрешению органами управления (должностными лицами), иногда и другимикомпетентными органами, индивидуально-конкретных дел в сферегосударственного управления, которая регулируется нормами административногоправа. В нем можно выделить следующие составные части или производства: поделам об административных нарушениях, по применению мер административногопресечения и восстановления, по применению мер дисциплинарного принужденияна основе норм административного права. В структуре административного процесса производство по делам обадминистративных правонарушениях является важным элементом. Его можнорассматривать как деятельность уполномоченных субъектов по применениюадминистративных взысканий и совокупность возникающих при этом отношений,урегулированных нормами административного права. Общие нормы, регулирующие производство, содержатся в КоАП РСФСР.Особенности производства по отдельным категориям административных нарушенийустанавливаются специальными нормами (Таможенный кодекс РФ). Особую группу составляет ряд уточняющих, конкретизирующих КоАПположений, содержащихся в подзаконных актах (инструкции различныхминистерств и ведомств). Задачами производства по делам об административных правонарушенияхявляются: а) своевременное, всестороннее, полное и объективное выявлениеобстоятельств каждого дела; б) разрешение его в точном соответствии с законодательством; в) обеспечение исполнения вынесенного постановления; г) выявление причин и условий, способствующих совершениюадминистративных правонарушений; д) воспитание граждан в духе соблюдения законов. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела обадминистративных правонарушениях: а) судьи; б) комиссии по защите прав несовершеннолетних; в) органы Федеральной инспекции труда при Министерстве труда исоциального развития Российской Федерации; г) органы внутренних дел (милиции); д) государственные органы, на которых возложено осуществлениеконтрольно-надзорных функций и полномочий. Всех участников производства по делам об административныхправонарушениях можно разделить на несколько групп. 1. Компетентные органы и должностные лица, наделенные правом приниматьвластные акты, составлять правовые документы, определяющие движение исудьбу дела (лидирующие субъекты). 2. Субъекты, имеющие личный интерес в деле: а) лицо, привлекаемое к ответственности; б) потерпевший; в) законные представители; г) адвокат. В отличие от субъектов первой группы, никто из представителей даннойгруппы не пользуется властными полномочиями. 3. Лица и органы, содействующие осуществлению производства: а) свидетели; б) эксперты; в) переводчики; г) понятые. Участники производства по делам об административных правонарушенияхобладают различными правами и обязанностями. Производство состоит из четырех частей (стадий): а) административное расследование; б) рассмотрение дела; в) пересмотр постановления; г) исполнение постановления. На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершенияпроступка, данные о виновном и составляется протокол. На второй -компетентный орган рассматривает дело и принимает постановление. На третьей– факультативной – стадии постановление пересматривается по жалобегражданина, протесту прокурора, она заканчивается принятием решения оботмене, изменении или оставлении постановления в силе. На четвертой –реализуется принятое постановление. На каждой стадии существуют этапы – группы взаимосвязанных действий.Схематически система стадий и этапов производства по делам обадминистративных правонарушениях может быть представлена так:5. Административное расследование: а) возбуждение дела; б) установление фактических обстоятельств; в) процессуальное оформление результатов расследования; г) направление материалов для рассмотрения по подведомственности.6. Рассмотрение дела: а) подготовка дела к рассмотрению и слушанию; б) анализ собранных материалов, обстоятельств дела; в) принятие постановления; г) доведение постановления до сведения.7. Пересмотр постановления: а) обжалование, опротестование постановления; б) проверка законности постановления; в) вынесение решения; г) реализация решения.8. Исполнение постановления: а) обращение постановления к исполнению; б) фактическое исполнение; в) окончание исполнения (дела). В заключение следует отметить, что в целом административно-процессуальное законодательство у нас развито слабо. Кодекс обадминистративных правонарушениях явно устарел, общих процедур не хватает,особенно с сфере взаимоотношений органов исполнительной власти и по«вертикали», и особенно по «горизонтали». В практике управления возникает много споров и конфликтов междуцентрами и регионами, между областной (краевой) администрацией и районами,областными (краевыми) службами, между ведомствами и т. п. Настоятельнонеобходим нормативный порядок урегулирования разногласий и разрешенияспоров между различными структурами исполнительной власти. Имеется много устаревших и противоречивых норм об административныхправонарушениях, требующих пересмотра, особенно в сферах правасобственности, труда, здоровья населения, охраны природы, транспорта. Назрел вопрос о формировании административной юстиции – положения, уженазванного в ст. 118 Конституции РФ. Главное здесь – это включениенезависимого суда в рассмотрение управленческих споров.Список литературы 1. Овсянко Д. М. Административное право: Учебное пособие для студентов юридических факультетов и институтов. – М., Юристъ, 1995. – 304 с. 2. Батрах Д. Н. Административное право. Учебник для вузов. – М., Издательство БЕК, 1999. – 368 с. 3. Административное право. Учебник для вузов. Под ред.Ю.М.Козлова, Л.Л. Попова – М., Юристъ, 2000.-728 с. 4. Четвериков В.С. Административное право. Учебное пособие. – М., Новый Юрист, 1998.-286с. 5. Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях. Под редакцией И.И. Веремеенко.-3-е изд., переработанное и дополненное.-М.,Проспект,1999.-912 с. 6. Кодекс РСФСР об Административных правонарушениях. Официальный текст по состоянию на 22 марта 1999 года-М.,Филинъ,1999.-288с. 7. Таможенный Кодекс Российской Федерации. 8. Гражданский Кодекс Российской Федерации. 9. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации.


izumzum.ru