«программирование базовой структуры ветвления в школе» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Влияние степени неоднородности электрического поля на развитие стримера... 1 19.92kb.
Задача о назначениях. Комбинаторное программирование. Метод ветвей... 1 21.78kb.
Линейное программирование 1 1201.82kb.
Темы, рассмотренные в курсе «Программирование» для гр 1 23.95kb.
Оператор ветвления 1 38.11kb.
Руководство по эксплуатации (РЭ) подсистемы базовой автоматической... 14 1989.55kb.
Программа по дисциплине визуальное программирование маслянкин В. 1 56.07kb.
Это модульная установка для тех, кто при небольших затратах не хочет... 1 29.19kb.
Методические указания и задания для лабораторной работы по теме:... 1 303.96kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Функциональное и логическое... 4 432.76kb.
В. П. Грибанов Лабораторный практикум по дисциплине "Информатика... 1 184kb.
Белоусова Л. И. Сборник задач по курсу информатики 1 52.92kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

«программирование базовой структуры ветвления в школе» - страница №1/1


Сборник докладов 12-го Всероссийского интернет-педсовета



«ПРОГРАММИРОВАНИЕ БАЗОВОЙ СТРУКТУРЫ ВЕТВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ»


Власова Ольга Александровна, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» ЕМР РТ, учитель информатики и ИКТ, Республика Татарстан

Аннотация


Основная цель занятий по разделу ветвления – познакомить учащихся со структурой полного и неполного условия, условия выбора. Научить решать задачи на ПК, выработать практические навыки работы с системой программирования PascalABC.NET, научиться создавать, вводить в компьютер, выполнять и исправлять простейшие программы на языке Паскаль в режиме диалога, познакомиться с диагностическими сообщениями компилятора об ошибках при выполнении программ, реализующих алгоритмы.

В современной школе в предмете информатики, как ни в каком другом школьном предмете, сосуществует такое многообразие учебных программ, программного обеспечения (порой не лицензионного), учительских концепций, методик преподавания, что выбрать среди них учителю довольно сложно. Большую роль в таком выборе играет личное мнение каждого преподавателя о том, какие необходимо изучать темы, на основе каких программных продуктов строить преподавание, какой глубины должен достигать изучаемый материал. Кроме этого, важное значение приобретают такие факторы, как, с какого класса ведется преподавание информатики, делится ли класс на две группы (только если в классе не менее 25 учащихся), оснащение компьютерных классов, профессиональные знания учителя в тех или иных разделах и темах информатики.

На передний план в школьной информатике, по моему мнению, должен выступить раздел программирования, основополагающие компоненты которого не подвержены высокому темпу развития, как техники, так и программного обеспечения. Кроме всего прочего, с этим разделом связаны такие стержневые понятия, как детализация, формализация, математическая модель, алгоритм. Научить детей ими оперировать, развить с их помощью логическое мышление, внимание, умение использовать свои знания в смежных науках – вот главные задачи раздела программирования. Другими словами, обучение программированию должно быть, в конечном итоге, не самоцелью в преподавании информатики, а неотъемлемой частью общей педагогической цели полноценного развития человеческой личности.

Изучение алгоритмизации и программирования неисчерпаемы с точки зрения развития аналитического ума школьника, способствует развитию творческих способностей, дает тот культурный уровень, который позволит учащимся продолжить образование в высшей школе по техническому и физико-математическому профилю. Небольшое число часов, отводимое на изучение предмета, вынуждает меня остановить свой выбор на PascalABC.NET , как на лучшей системе программирования для изучения, она также отлично работает в Windows 7. Система изначально разрабатывалась для начального обучения программированию школьников и студентов. Бесплатная, простая и мощная среда разработки, ориентированная на обучение программированию.

В языке Паскаль условиями ветвления являются арифметические отношения, хорошо знакомые учащимся. Особых затруднений при освоении операторов условий не возникает. Большую роль играет система упражнений, которую использует преподаватель.

Основная цель занятий по разделу ветвления – познакомить учащихся со структурой полного и неполного условия, условия выбора, научить решать задачи на ПК, выработать практические навыки работы с системой PascalABC.NET. Научиться создавать, вводить в компьютер, выполнять и исправлять простейшие программы на языке Паскаль в режиме диалога, познакомиться с диагностическими сообщениями компилятора об ошибках при выполнении программ, реализующих алгоритмы. Формирование логического и алгоритмического мышления, развитие познавательного интереса к предмету информатика. Воспитание необходимости связывать изучение новой темы с уже известными фактами; воспитание ответственности за выполненную работу.

Достижение поставленных целей организуется на уроках через демонстрацию образцов решения специально подобранных задач в сочетании с самостоятельной работой над задачами таких же классов. Демонстрационные задачи решают на каждом ученическом месте. Учитель имеет необходимый раздаточный материал, и каждый ученик видит предлагаемый образец программы в действии.

Раздел уроков по ветвлению входит в тему “Базовые алгоритмические структуры». На предыдущих уроках было введено понятие алгоритма, рассмотрена базовая алгоритмическая структура линейный алгоритм.



Средства обучения.

Дидактические материалы: карточки-задания.

Технические и программные средства: персональные компьютеры, система программирования PascalABC.NET, презентации по темам уроков, проектор, интерактивная доска.

Изучение базовой алгоритмической структуры Ветвления может строиться по следующей схеме:

- простой условный оператор (виды: полное и неполное ветвление);

- решение и программирование задач по теме условный оператор;

- самостоятельная работа;

- последовательные и вложенные ветвления;

- решение и программирование задач;

- самостоятельная работа;

- выбор;

- решение и программирование задач;

- практикум по решению задач по теме Ветвления;

- контрольная работа.

При изучении простого условного оператора учащиеся повторяют:

- основную базовую структуру - линейный алгоритм. (можно дать самостоятельную работу, каждому ученику по отдельной задаче);



Задача. Найти сумму двух чисел. Написать блок-схему, программу.

- технологию решения задачи на ЭВМ.

Этапы: Постановка задачи. Математическая формализация. Построение алгоритма. Составление программы на языке программирования. Отладка и тестирование программы. Проведение расчетов и анализ полученных результатов.

I. Неполное ветвление. (IF B THEN S1) в виде демонстрации.



Пример 1. Написать программу, блок-схему выбора большего из двух.

II. Полное ветвление. (IF B THEN S1 ELSE S2) в виде демонстрации.



Пример 2. Написать программу, блок-схему, проверяющую, принадлежит ли число, введенное с клавиатуры интервалу [0,5]).

Последовательное и вложенное ветвление можно рассмотреть на примере нахождения БИТ в сравнении.



Пример 3. Найти наибольшее значение среди трех величин А, В, С.

Вводится понятие оператора варианта. Учащиеся по сети получают готовую программу, открывают, находят ошибки и тестируют ее.



Пример 4. По номеру дня недели вывести соответствующее ему название.

Присутствует обязательное тестирование для проверки программ.

Даются задания для исправления синтаксических ошибок.
В практикуме решения задач по всей теме даются отдельные задания:

Пример 1. Длины сторон треугольника равны a, b, c. Определите, является ли этот треугольник равносторонним, равнобедренным или разносторонним.

По завершению изучения темы Ветвления проводится контрольная работа по вариантам и анализ контрольной работы. Задания по уровню сложности.

При освоении операторов выбора полезно предложить школьникам запрограммировать алгоритм, содержащий многоветвящуюся структуру, как с помощью комбинации условных операторов, так и с помощью оператора выбора.

Задача. В целочисленную переменную N вводится возраст человека в годах. Напечатать фразу “Мне K лет”, заменяя слово «лет» на «год» или года в зависимости от числа K.

Итак, выбирая стратегию преподавания темы “Программирование ветвления”, необходимо учитывать, что задача общеобразовательного курса — это в большой степени выработка определенного стиля мышления, формирование наиболее общих навыков, умений и представлений, нежели освоение тех или иных конкретных языков и технических средств программирования. В то же время, такой курс должен служить базой для последующего профессионального изучения программирования в высшей школе или старших классах средней школы (в рамках профессионального обучения).




ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ


Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ/сост.Э.Д. Днепров, А Г. Аркадьев.-2-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2008.-103, [9]с.

2. Касаткин В. Н. Информация, алгоритмы, ЭВМ: Пособие для учителя.- М.:Просвещение, 1991.-192с.

3. Е.В. Андреева, И.Н. Фалина. Энциклопедия учителя. Выпуск 5, 2007 г.

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/PascalABC.NET






izumzum.ru