Программапсиходиагностического исследования особенностей компонентов развития - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В последнее время особую актуальность и значимость приобретают исследования... 1 185.38kb.
3 Глава I. Суд присяжных как объект психологического исследования 1 31.92kb.
В. Э. Гордин, профессор, д э. н 1 153.08kb.
Теоретическое исследования исполнительного механизма гранулятора-измельчителя 1 54.04kb.
Лабораторная работа Использование стандартных компонентов в C++ Builder 1 87.04kb.
«Разработка инструментария для проведения социологического исследования... 1 332.67kb.
«турецкие сми: вестернизация и сохранение национальных особенностей» 1 19.42kb.
Программа курса «качественные исследования в социологии» 1 47.06kb.
Диагностики особенностей психического развития учащегося с проблемами... 6 839.75kb.
E особенностей достоверности и обобщаемости тестов по 2 491.64kb.
Актуальность темы исследования. Экономическая безопасность и стабильное... 1 194.19kb.
Вы можете получить экстренную, скорую медицинскую помощь в государственной... 1 9.38kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Программапсиходиагностического исследования особенностей компонентов развития - страница №1/3



ПРОГРАММАПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КОМПОНЕНТОВ РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА (ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ, МОТИВАЦИОННЫЙ, КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТЫ, КОМПОНЕНТ ПРОИЗВОЛЬНОЙ СФЕРЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ)

Автор: Гулина Александра Викторовна,

педагог-психолог МОУ «Средняя школа №16» г.Кимры Тверской области

Цель программы: изучить особенности психологических компонентов развития первоклассника



Задачи программы:

  1. Изучить особенности протекания психических процессов ученика;

  2. Исследовать особенности психомоторных функций;

  3. Изучить эмоциональный, мотивационный и коммуникативный компоненты развития первоклассника;

  4. А также изучить компоненты произвольной сферы учащихся и дополнительных компонентов.


Система диагностических методик исследования особенностей развития первоклассника

Компонент исследования

Диагностируемые параметры

Методика

Особенности психических процессов







Внимание

Произвольность внимания и темп психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания

Методика "Корректурная проба Ландольта" (приложение 1)




Объем внимания

Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант) (приложение 2)




Переключение внимания

Методика «Красно-черная таблица (приложение 3 )




Концентрация и устойчивость внимания

Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера) (приложение 4)

Память

Зрительная память

Методика Векслера (приложение 5)




Образная память

Методика «Память на образы» (приложение 6)




Слуховая память

Арифметический тест Векслера (приложение 7)




Логическая память

Тест «Воспроизведение текста» (приложение 8)




Произвольность запоминания

Тест «Запоминание 10 слов» (автор А.Р. Лурия) (приложение 9)

Мышление

Способность к анализу ситуации, установлению причинно-следственых и пространственно-временных связей, пониманию скрытого и переносного смысла

Методика «Рассказ по серии сюжетных картинок» (приложение 10)




Уровень развития вербального мышления

Методика И.Шванцара (приложение 11)




Общий уровень развития мышления

«Методика «Времена года» (приложение 12)




Наглядно-действенное мышление

Тест «Вырежи фигуру» (приложение 13)




Словесно-логическое мышление

Методика «Последовательные картинки» (приложение 14)

Речь

Уровень развития речи

Методика «Слон» (приложение 15)




Фонематический слух

Методика «Найди звук» (автор Н.И. Гуткина) (приложение 16)


Восприятие

Уровень развития действий восприятия, умения выделять информативные точки и по ним воспроизводить образ предмета

Тест «Разрезные картинки (приложение 17)




Элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира

Тест «Нелепицы» (приложение 18)

Особенности психомоторных функций










Уровень развития тонкой моторики и умения работать по образцу (дополнительно - умственное развитие, умение выполнять учебную задачу, навыки изобразительной деятельности)

Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека




Зрительно-моторная координация

Тест «Зрительно-моторная координация» (автор Бендер) (приложение 20)




Динамика, темп работоспособности, уровень развития тонкой моторики, координации движений

Методика «Функциональные пробы руки» (приложение 21)

Эмоциональный компонент










Эмоциональное отношение к школе

Тест «Эмоциональное отношение к школе» (приложение 22)

Коммуникативный компонент













Тест –игра «Коммуникативные умения детей 4-7 лет» (приложение 23)

Компонент произвольной сферы










Уровень произвольной сферы

Методики "Вежливость", «Домик» (автор Н.И. Гуткина) (приложение 24 )

Мотивационный компонент










Внутренняя позиция к школе

Тест «Мотивационная готовность к школьному обучению» (автор Л.А. Венгер) (приложение 25 )

Дополнительные компоненты










Уровень самооценки ребенка

Тест «Лесенка» (приложение 26)




Степень психосоциальной зрелости

Тестовая беседа на степень психосоциальной зрелости (автор С.Л. Банков) (приложение 27)



Приложение 1

Диагностика внимания на готовность к школе. "корректурная проба Ландольта"

Корректурные таблицы (кольца Ландольта) применяются для исследования произвольного внимания и для оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания.

Обследование проводится с помощью специальных бланков, содержащих случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции кольца. Результаты пробы оценивают по количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, а также по времени выполнения заданного количества строк.

Ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.

Работа проводится в течении 5 минут. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово "черта", в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда.

После того, как 5 минут истекли, экспериментатор произносит слово "стоп". По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.

При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.

Уровень концентрации внимания может быть выражен с помощью индекса точности:



В процессе обработки результатов вычисляются пять поминутных показателей S, относящихся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.

По полученным результатам строится график работы ребенка над заданием.

Оценка распределения внимания.

Инструкция, которую в этой методике получают дети, аналогична той, которая им давалась при проведении предыдущей методики с кольцами Ландольта. Тот же самый стимульный материал используется и в этом опыте. Однако в этом случае детям предлагается находить и по-разному зачеркивать одновременно два типа колец, имеющих разрывы в различных местах, например, сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать одним способом, а второе другим.

Процедура количественной обработки и способ графического представления результатов такие же, как и в предыдущей методике, но результаты интерпретируются как данные, свидетельствующие о распределении внимания.

Замечание. Если говорить строго, то эти данные указывают не только на распределение внимания в чистом виде, но также на его продуктивность и устойчивость. Разделить и независимо друг от друга оценить эти свойства внимания не представляется возможным.

Определение объема внимания.

Эта методика используется в том виде, в котором она была представлена ранее. То же самое относится к школьникам более старшего возраста - подросткам и юношам.

Оценивается объем внимания ребенка по десятибалльной шкале. Мы располагаем данными о том, что средний объем внимания взрослого человека составляет от 3 до 7 единиц. Для детей старшего дошкольного и младшего возрастов нижняя его граница - 3 единицы, вероятно, остается такой же, как и для взрослых людей. Что же касается верхней границы, то она определенно зависит от возраста, т. к. внимание в детстве, в том числе и его объем, развивается. Для старших школьников и младших школьников верхняя граница нормы внимания приблизительно равна возрасту детей, если она не превосходит средний объем внимания взрослого человека. Так, средний объем внимания 3-4-летних детей приблизительно составляет 3-4 единицы, а средний объем внимания 4-5-летних - 4-5 единиц, соответственно 5-6-летних - 5-6 единиц. Примерно на последних из указанных уровней средний объем остается у детей, обучающихся в двух первых классах школы, а затем несколько повышается, достигая к 3-4 классам примерно той величины, которая характерна для взрослых людей.

В соответствии с этим устанавливается следующая шкала перевода экспериментальных показателей объема внимания детей в принятую десятибалльную шкалу:

10 баллов - объем внимания, равный 6 единицам и выше.

8-9 баллов - объем внимания, составляющий 4-5 единиц.

4-7 баллов - объем внимания, равный 2-3 единицам.

0-3 балла - объем внимания меньше 2 единиц.

Дети, получившие 10 баллов, считаются не только полностью готовыми к школе по уровню развития внимания, но и превосходящими в этом отношении многих своих сверстников.

Дети, получившие 8-9 баллов, также считаются вполне готовыми к началу обучения в школе. Однако, если такую оценку получают дети, уже обучающиеся в 3-4 классах, то она рассматривается как находящаяся ниже нормы.Для детей, поступающих в школу, показатели объема внимания на уровне 4-7 баллов считаются допустимыми, а для детей, уже обучающихся в школе, слишком низкими.Наконец, если ребенок получает 0-3 балла, то независимо от того, поступает ли он в школу или уже учится в ней, его объем внимания рассматривается как недостаточно высокий. В отношении таких детей делается вывод о том, что они по степени развития своего внимания еще не готовы обучаться в школе.



Приложение 2

Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант).

Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.

Норма объема внимания для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее.

Время работы - 5 минут.

Инструкция: "На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы - 5 минут".

Пример:

развитие внимания у детей, диагностика

развитие внимания у детей, диагностика
Приложение 3

Методика "Красно-черная таблица".

Методика предназначена для оценки переключения внимания. Обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные и черные числа от 1 до 12 в случайной комбинации, исключающей логическое запоминание. Ребенку предлагают показать на таблице черные числа от 1 до 12 в возрастающем порядке (время выполнения Т(1) фиксируется). Затем нужно показать красные числа в убывающем порядке от 12 до 1 (время выполнения Т(2) фиксируется). Затем ученика просят показывать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа - в убывающем (время выполнения Т(3) фиксируется). Показателем переключения внимания является разница между временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях: Т(3) - (Т(1)+Т(2)).



Стимульный материал

1

5

11

8

2

10

7

4

1

9

12

8




2

4

3

11

6

9

5

6

7

3

12

10




Приложение 4

Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера).

Инструкция: "Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу".



развитие внимания у детей, диагностика

Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.
Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.
Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.
Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М.П.Кононовой).

развитие внимания у детей, диагностика

Приложение 5

Диагностика зрительной памяти дошкольников по методике Векслера

Использование методики Д. Векслера (1945) позволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста.

Ребенку предлагается 4 рисунка:

На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.

Результаты опыта:

1. Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл;

правильно расположенные флажки — 1 балл;

правильный угол пересечения линий — 1 балл;

максимальная оценка этого задания — 3 балла.

2. Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями — 1 балл;

четыре маленьких квадрата в большом .— 1 балл;

две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата — 1 балл;

четыре точки в квадратах — 1 балл;

точность в пропорциях — 1 балл;

максимальная оценка этого задания — 5 баллов.

3. Большой прямоугольник с маленьким в нем — 1 балл;

все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл;

маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл.) Максимальная оценка — 3 балла.

4. Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1 балл;

центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно — 1 балл;

фигура правильная за исключением одного неправильно воспроиз­веденного угла — 1 балл.

Максимальная оценка — 3 балла.

Максимальный результат — 14 баллов.

О хорошей зрительной памяти свидетельствует результат — 10 и выше баллов,

о средней – 9 – 6 баллов

о низкой – 5 – 0 баллов.




Приложение 6

Диагностика образной памяти ребенка

Данная методика предназначена для изучения образной памяти. Сущность методики заключается в том, что испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.

Задача испытуемого — после того как убрали таблицу, нарисовать или выразить словесно те образы, которые он запомнил.

Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма — 6 (и более) правильных ответов. Методику можно использовать как при индивидуальной работе, так и в группе.



Приложение 7

Тест на исследование слуховой памяти детей. "Арифметический тест Векслер"

Ребенку предлагается повторить несколько цифр так, как услышал (прямой порядок).

Например:

13; 48 3; 574 9; 1648 6; 24639 4; 947256 2.

Рекомендуем читать цифры медленно, не спеша, хорошо проговаривая.

■ Предупредить ребенка о том, чтобы он внимательно слушал и старался запомнить цифры.

Затем задание усложняется. Ребенок должен повторить цифры в обратном порядке.

Например: 8 3, ребенок повторяет: 3 8.

Цифровой ряд: 6 2; 1 7 3; 5 2 6 1; 8 2 5 1 9; 37615 8; 468372 5.

Результат

Ребенок покажет хороший уровень развития памяти, если назовет

■ 5-6 цифр при прямом повторении,

■ 4-5 цифр при обратном повторении.



Приложение 8

Тест на логическую память детей 5 - 16 лет. "Воспроизведение текста"

Воспроизведение текста (варианты для детей от 5 до 10 лет).

Методика предназначена для изучения особенностей смысловой (логической) памяти детей от 4 лет. При этом выявляются способности к пониманию и запоминанию текстов и особенности устной речи. Стимульный материал - отпечатанные короткие, доступные по содержанию рассказы, в которых для качественной и количественной оценки заранее выделены смысловые единицы. Могут использоваться рассказы для детей Л.Н. Толстого.

Тексты для детей 5 - 6 лет:

"Спала/ кошка/ на крыше/, сжала/ лапки/. Села/ возле кошки/ птичка/. Не сиди/ близко/, птичка/, кошки/ хитры/". "Жили/ были/ детки/. Принесли им/ деревянную /лошадку/. Стали/ детки/ на лошадке/ кататься/. Хорошо/ катались/, весело/. Вдруг/ лошадка/ перестала/ катать/. Смотрят/ детки/, а у нее ножка/ сломана/. Позвали они/ дядю/ Ваню/, и он починил/ ножку/".

Рассказы с подтекстом для детей 6-7 лет:

Плохой сторож.

У одной/ хозяйки/ мыши/ съели/ в погребе/ сало/. Тогда она/ заперла/ в погреб/ кошку/. А кошка/ съела/ и сало/, и мясо/, еще и выпила/ молоко/".

Оценка результатов:

4 балла - ребенок воспроизвел по памяти 80 % информации и больше.

3 балла - ребенок воспроизвел по памяти 55-80 % информации

2 балла - ребенок воспроизвел по памяти 30-55 % информации

1 балл - ребенок воспроизвел по памяти 0-30 % информации, или не вступил в контакт, не понял инструкцию, не принял задание, не смог себя организовать.



Приложение 9

Тест на память детей 6 - 7 лет. "Запоминание 10 слов А.Р. Лурия

Методика предназначена для изучения процесса произвольного запоминания у детей от 6-7 лет. Сам ход заучивания дает представление об устойчивости и концентрации внимания, о работоспособности, о способности ребенка к достаточно скучной целенаправленной деятельности. Проводится в тишине. Стимульный материал - 10 простых слов, не связанных друг с другом по смыслу.

Например:1) год, слон, мяч, мыло, соль, шум, река, пол, весна, сын или: 2)гора, пила, роза, мыло, нога, перо, очки, река, диван, хлеб

Желательно иметь несколько таких наборов.

Инструкция: "Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить тебе слова, а ты слушай их внимательно и постарайся запомнить. Так как все слова никто с первого раза не запоминает, я прочитаю их тебе несколько раз. После каждого раза ты будешь повторять все слова, какие ты запомнил, в любом порядке". Инструкция при 2-м предъявлении: "Сейчас я повторю слова еще раз, а ты запоминай и повтори за мной все, какие запомнил, в том числе и те, которые говорил в прошлый раз". При 3 и 4 предъявлении достаточно сказать "Слушай еще раз", при 5 - "Сейчас я прочитаю слова в ПОСЛЕДНИЙ раз, а ты постараешься повторить побольше". В тех случаях, когда ребенок воспроизводит слова очень медленно и неуверенно, можно стимулировать его словами "Ещё! Постарайся вспомнить ещё!". После заучивания ребенок занимается другими заданиями, а в конце исследования необходимо проверить, сколько слов осталось у него в памяти (отсроченное воспроизведение).

В норме при первом предъявлении воспроизводится 3-5 слов, при пятом - 8-10. Отсроченное воспроизведение - 7 - 9 слов.

Оценка результатов:

4 балла - Высокий уровень - запомнил 9 - 10 слов после 5-го предъявления, 8-9 слов при отсроченном воспроизведении.

3 балла - Средний уровень - запомнил 6 - 8 слов после 5-го предъявления, 5 - 7 слов при отсроченном воспроизведении.

2 балла - Ниже среднего - запомнил 3 - 5 слов после 5-го предъявления, 3 - 4 слова при отсроченном воспроизведении.

1 балл - Низкий уровень - запомнил 0 - 2 слова после 5-го предъявления, 0 - 2 слов при отсроченном воспроизведении, или в возрасте 6-7 лет не вступает в контакт, или не может себя организовать для выполнения данной деятельности.



Приложение 10

Диагностика способности к анализу ситуации детей 5 - 10 лет. "Рассказ по серии сюжетных картинок" . Методика направлена на исследование способности к анализу ситуации, установлению причинно-следственых и пространственно-временных связей, пониманию скрытого и переносного смысла.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением последовательных событий.

Методика направлена на исследование мыслительных процессов, сообразительности, умения проанализировать изображенные на картинке (картинках) события, выделить существенные моменты, смысл ситуации, сделать выводы, установить пространственно-временные и причинно-следственные отношения.Обращается внимание на умение ребенка построить связный и логически последовательный рассказ, отмечается эмоциональное отношение к картинке (картинкам). Кроме того, учитываются виды помощи, оказываемой ребенку во время выполнения заданий.

Процедура выполнения: Перед ребенком раскладывают картинки в случайном порядке и предлагают разложить их так, чтобы получился рассказ.

Инструкция: "Разложи картинки по порядку и составь по ним рассказ".

В том случае, если ребенок разложил серию неправильно, следует попытаться, задавая наводящие вопросы, довести до его понимания предложенный сюжет. Если такая помощь не привела к успеху, можно попробовать начать рассказывать, иногда в процессе рассказа испытуемый находит и исправляет ошибки.

Если ребенок не может разобраться в последовательности картинок, следует предложить ему серию картинок, уже разложенных в нужной последовательности.

Если ребенок обнаруживает полное непонимание сюжета, после оказания ему помощи следует прекратить выполнение задания.

Анализ результатов выполнения:

4 балла - дети способны правильно установить последовательность событий, выявить причинно-следственные связи и составить рассказ;

3 балла - дети испытывают затруднения при составлении рассказа по самостоятельно правильно разложенной серии последовательных картинок, предпочитая вопросно-ответную форму. Иногда нуждаются в помощи и при раскладывании картинок в правильной последовательности;

2 балла - дети передают содержание отдельной сюжетной картинки. Чаще воспринимают ее фрагментарно, просто перечисляя изображенные предметы и не связывая их единым сюжетом. Понимание скрытого смысла сюжетных картинок затруднено. Оказание помощи не эффективно;

1 балл - ребенок не понял смысла задания.


следующая страница >>


izumzum.ru