Программа вопросов к междисциплинарному государственному экзамену по специальности 031401- культурология - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
"Финансы и кредит" специализация "Финансовый менеджмент" 1 74.72kb.
Вопросы к итоговому государственному междисциплинарному экзамену... 1 116.8kb.
Вопросы к государственному междисциплинарному экзамену 1 39.67kb.
I. Методические и дидактические материалы по подготовке учащихся... 4 1483.14kb.
Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине 1 50.63kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 25. 1 77.58kb.
Учебная программа по дисциплине «История музеев мира» составлена... 3 738.89kb.
Перечень вопросов к вступительному экзамену в аспирантуру в 2012... 1 44.25kb.
Цель подготовки к вступительному экзамену по специальности 10. 1 95.18kb.
«Высшая школа экономики» Перечень вопросов для подготовки к экзамену... 1 32.28kb.
Примерный перечень вопросов к экзамену 1 34.68kb.
Уроки неформальной жизни 1 43.46kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Программа вопросов к междисциплинарному государственному экзамену по специальности - страница №1/7

Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Философский факультет


ПРОГРАММА ВОПРОСОВ К МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

По специальности

031401- Культурология

Специализации:

«Культура Германии»

«Культуры Запада»

«Китайская культура»

«Индийская культура»

«Медиевистика» и «Библеистика»
Составители:

д. филос. н., профессор

кафедры культурологии Е.Г. Соколов
к. филос. н., доцент кафедры

истории философии А.Б. Рукавишников


д. филол. н., профессор кафедры

философии и культурологии Востока М.Е. Кравцова


д. филос. н., профессор кафедры

философии и культурологии Востока И.Р. Тантлевский


к. филос. н., доцент кафедры

философии и культурологии Востока С.В. Пахомов


Санкт-Петербург



2011

  1. Общетеоретические вопросы для специализаций: «Китайская культура», «Индийская культура», «Медиевистика», «Библеистика», «Культура Германии», «Культуры Запада»




  1. Культурология как наука: предмет, область исследований. Место культурологии в системе гуманитарного знания: междисциплинарные связи.

Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

  1. Методы культурологии.

Исторический подход в культурологии (историко-генетический, историко-сравнительный методы). Значение структурного (структурно-функционального) подхода для исследования культуры. Семиотический подход к изучению и описанию культуры. Системный и информационный подходы к исследованию культуры. Постструктурализм, методы деконструкции культурных текстов.

  1. Теория культуры как основа культурологического знания.

Предмет теории культуры. Структура и функции культуры. Динамика культуры. Принципы типологии культуры. Культурогенез; культура и природа; культура и язык; культура и общество; социальное и индивидуальное в культуре; культура и история; культура и цивилизация; единство и многообразие культур; межкультурные коммуникации.

  1. Структура и состав современного культурологического знания.

История мировой и отечественной культуры; история культурологических учений; философия и теория культуры; социология культуры; культурная антропология; прикладная культурология.

  1. Морфология культуры.

От биологической формы бытия к антропо-социо-культурной. Одновременное и совместное формирование триединой целостности – человека, общества и культуры. Природное и сверхприродное в человеке. Функционирование культуры. Историческая динамика бытия культуры.

  1. Учения о соотношении культуры и природы.

Оппозиции: «естественное – искусственное», «натура – культура» и «природа – вторая природа». Природные и сверхприродные составляющие культуры. Материальное – психическое – духовное – культурное в человеке. «Диалог» и «конфликт» культуры с природой.

  1. Культура и общество. Социология культуры: ее предмет, понятия, проблемы.

Социология культуры в структуре культурологического знания. Идейные истоки и условия формирования различных направлений в социологии культуры. Основные принципы анализа культурных феноменов с точки зрения социологии культуры. Социологический редукционизм и вульгарный социологизм как принципы анализа культурных феноменов. Проблемы исследования социальной детерминации художественной культуры.

  1. Культура и личность.

Понятие личности и его эквиваленты в разных областях гуманитарного знания. Признаки личности и ее структура. Функции личности в социокультурной системе. Формирование личности и процесс ее инкультурации. Чувство самоидентичности и условия его формирования. Условия существования личности и формы индивидуальной активности. Система ценностных ориентаций личности. Жизненный мир и экзистенция. Проблемы самореализации.

  1. Материальная культура и ее особенности.

Определения МК и проблематичность однозначного определения. Принципы эволюционной концепции применительно к изучению материальной культуры. Достоинства и недостатки эволюционной концепции. Семиотический подход к изучению вещей. Вещь как знак. Полисемичность вещи. Производство и потребление и их роль в культуре.

  1. Духовная культура и ее составляющие.

Особенности бытования духовной культуры

Основные формы духовной культуры.

Варианты определения понятия «духовность»

Формы духовной предметности: знание, ценность, проект.



  1. Историческая типология культуры.

Культура и культуры: проблема типологии. Законы истории и социокультурные миры. Культурные эпохи (европоцентрический подход): Первобытная культура, Античная культура, Средневековая культура, Культура эпохи Возрождения, Культура Нового времени, Современная культура. Локальные социокультурные миры.

  1. Цивилизационная и региональная типология культуры.

Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Культурные ареалы буддизма, христианства, ислама. Традиционные культуры Востока. Основные периоды истории культуры России; роль Византии, Азии, Европы в формировании русской культуры. Проблемы синхронности и асинхронности социокультурного развития стран и регионов мира, типы их культурно-исторических ориентаций.

  1. Семиотический подход в изучении и описании культуры.

Понятие семиотики и история ее развития. Проблема знака и значения. Семиотическая проблематика в этнологии и истории культуры. Знаки, символы и знаковые системы в различных формах культуры. Естественные и искусственные языки. Понятие о языках культуры. Формы фиксации культурного опыта: значение письма и текста в культуре.

  1. Структурно-функциональный подход к изучению культуры.

Теоретические и методологические предпосылки создания структурно-функционального подхода. Понятие о структурном функционализме. Понятие функции, функциональности, функционирования применительно к социо-культурной системе. Основные положения функционалистских концепций Рэдклиффа-Брауна и Малиновского.

  1. Аксиологический подход к изучению культуры.

Понятие о ценностях. Ценностные представления и идеалы. Виды ценностей. Аксиологическая типология личности. Аксиология повседневности. Ценностные универсалии. Проблема общечеловеческого характера ценностей.

  1. Коммуникация и ее роль в культуре.

Определение коммуникации, основные виды социокультурной коммуникации. Формирующие и манипулирующие типы коммуникаций. Конфликт как промежуточная форма коммуникации. Реклама как манипулирующая коммуникация и ее роль в современной культуре. Характеристика феномена «масс» как основного реципиента средств массовой коммуникации.

  1. Место религии в системе культуры.

Первобытное мышление и проблема происхождения религии. Эволюция религии как критерий эволюции культуры в концепции Э.Тайлора. Функции религии в культуре. Интерпретация религии и ее роли в создании цивилизации в концепции А.Тойнби. Роль христианства в формировании европейской цивилизации. Секуляризация и проблема религиозного плюрализма. Религия как фактор формирования и сохранения идентичности.

  1. Миф как феномен культуры: происхождение, функции, типы.

Сущность и характерные черты мифа. Сравнительный подход к изучению мифов (Дж.Фрэзер). Типология мифов. Логика мифологического мышления. Миф как носитель коллективных представлений (Л.Леви-Брюль). «Филологический» подход к изучению мифов (Е.М.Мелетинский, О.М.Фрейденберг). Интерпретация мифов в структурной антропологии (К.Леви-Стросс). Современные концепции мифологии (М.Элиаде, Р.Барт).

  1. Ритуал, его функции и место в культуре.

Этнографическое и культурно-антропологическое понимание ритуала. Связь мифа и ритуала. Символический характер ритуала. Типология ритуалов. Социокультурные функции ритуала. Черты ритуала в повседневных действиях человека.

  1. Культура и процессы глобализации. Культурные универсалии и проблема национально-этнического компонента в культуре.

Глобализация: дефиниция, проблемное поле, различие в подходах. Основные проявления глобализации. Глобальные проблемы и глобализационные процессы. Глобальная информационная система. Борьба «цивилизаций» в условиях глобализации. Перспективы национальных, политических и культурных моделей в свете процесса глобальных преобразований.

  1. Динамика культуры.

Проблема развития культуры, его причин и движущих сил. Прогресс как форма развития культуры и проблематичность его критериев. Проблема однолинейности культурного развития. Множественности культур и ее интерпретация при помощи различных динамических моделей культуры. Синергетическая концепция культурной динамики. Формирование субкультур в рамках одной культуры.

  1. Концепции культуро- и антропогенеза.

Археологические данные как основа создания концепций происхождения человека и общества. Факторы антропогенеза. Междисциплинарный характер исследований антропогенеза. Палеоантропология как наука о происхождении человека как биологического вида. Трудовая теория антропогенеза и ее основания. Культурогенез в эволюционной концепции развития общества.

  1. Первобытная культура: ее место в истории культуры.

Религиозные представления людей древнего мира (феномен первобытного мышления, анимизм, фетишизм, тотемизм, культ предков, шаманизм, мифопоэтическое мышление). Мононорматика (определение, адресность мононорм: соплеменники и иноплеменники, мужчины, женщины, старшие младшие). Эволюция технических достижений палеолитических культур. Типы экономических и социальных отношений в каменном веке.

  1. Общая характеристика культуры Древних царств (архаических культур).

Основные факторы культурного своеобразия. Мифологические и религиозные представления и их специфика. Мировоззренческие модели, ментальные константы и идеологические комплексы. Формы государственного устройства и социальных институтов. Этапы становления и типы экономических и хозяйственных отношений. Специфика развития древних империй и их культурное наследие.

  1. Античная культура. Этапы развития, основные культурные категории.

Минойская и микенская культура. Период архаики (повседневная культура, письменность, социальная стратификация и формы правления). Полисная система. Афины. Спарта. Классическая Греция. Древнегреческий театр. Эстетические представления. Образование. Эллинистический период.

  1. Культура Средних веков. Ее характеристика, формы и этапы развития.

Пространственно-временные пределы, основные факторы становления и развития Средневековой культуры, идеи универсализма и универсальная монархия, примеры взаимодействия духовной и светской власти. Феод (правовая система средневековой культуры Запада, сословность, иерархичность, типы связей человека в средневековом мире). Факторы средневековой урбанизации. Науки и образование в средневековой Европе. Художественная культура Средневековья. Трубадуры и миннезингеры, куртуазность.

  1. Культура эпохи Возрождения и ее место в культурной истории Европы.

Бюргерский город как лаборатория социально-творческой жизни. Инновации в сфере художественной культуры. Освоение и использование новых энергетических ресурсов. Влияние на культуру новых технологий. Десакрализация окружающего мира. Рождение книгопечатания. Самоуправление коммун, рождение новых хозяйственных, социальных, политических и юридических институтов. Унификация денежных единиц, систем мер и весов. Секуляризация культуры.

  1. Культура Нового времени: ее генезис, своеобразие, основные этапы.

Значение Великих географических открытий. Основные изменения в европейской культуре XVII века. Скептицизм и рационализм. Реформация и контрреформация. Возвышение предпринимательских и производительных социальных групп, утверждение буржуазной идеологии и морали. Генезис капитализма. Революция в естествознании. Эволюция художественной культуры: маньеризм, барокко.

  1. Эпоха Просвещения и ее роль в европейской и мировой культуре.

Формирование просвещенческого проекта. Идеи французских просветителей и энциклопедистов. Основные идеи просветителей: прогресс культуры, историчность, универсальность, гуманность. Критические воззрения Руссо в рамках просветительского проекта. Критические оценки линейного прогрессизма. Вклад эволюционистов в становление концепции линейного развития цивилизации.

  1. Особенности русской культуры как культурно-исторического типа.

Основные подходы к характеристике русской культуры: западнический, славянофильский, евразийский. Специфика природно-демографических и геополитических условий. Многообразие этнического субстрата и богатство культурных взаимодействий. Полицентричность. Роль заимствований и культурных влияний. Языковая общность. Веротерпимость. Выраженная государственная доминанта, связанная с особенностями механизмов национально-государственной и культурной консолидации.

  1. Линейные концепции развития культуры.

Просветительская концепция прогресса. Основные идеи: прогресс культуры, историчность, универсальность, гуманность. Эволюционная концепция Г. Спенсера. Экономико-материалистическая концепция марксизма. Неоэволюционизм Л. Уайта. Достоинства и недостатки линейных концепций развития культуры.

  1. Циклические концепции развития культуры.

Циклы в учении Дж. Вико и его предшественников. Вико о проблеме повторений и разнообразия в культуре. Характеристика воззрений Дж.Вико и доминирующей в Новое время рационалистической парадигмы. Продолжение идеи Вико в концепции социокультурной динамики П. Сорокина. Крёбер о циклах и моделях в истории развития отдельных культур. Причины актуализации идеи циклического развития в современном гуманитарном знании.

  1. Цивилизационные концепции развития культуры.

Концепция культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского. Типология цивилизаций. Факторы, определяющие своеобразие культурно-исторических типов (цивилизаций). Морфология культуры О. Шпенглера. Критика идеи единой эволюции человечества. Культура и цивилизация. Цивилизационная концепция А. Тойнби. Тойнби о типологии и генезисе цивилизаций. Понятие цивилизации и принципы их классификации. Условия расцвета цивилизаций и причины их распада. Значение «творческого меньшинства».

Литература:

Культурология. Учебник. Под редакцией М.С.Кагана и Ю.Н.Солонина. М., 2011.



Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн. 1 и Кн.2. СПб, 2003 г.

Дианова В.М. Культурология: основные концепции.//Учебное пособие. СПб, 2005 г.

Культуры Запада


  1. Проблемы объяснения и понимания в методологии культурных исследований: герменевтика культуры.

История проблемы понимания. Проблема понимания в концепции немецких романтиков. Дильтей о понимании как методе «наук о духе». Понимание в концепциях М. Хайдеггера, К. Ясперса, Г.-Г. Гадамера и П. Рикера. Герменевтика как метод наук об обществе и культуре. М. Вебер и его «понимающая социология». Структура понимания. Я и Другой: основные подходы к решению проблемы. Искусство как предмет и модель понимания. Понимание в работе Розанова «О понимании».


  1. Психоаналитические концепции в культурологии.

З.Фрейд: трактовка культуры, основные понятия. Аналитическая концепция К.Г.Юнга и ее отличие от «классического психоанализа». «Коллективное бессознательное» и его роль в искусстве. Архетипы в культуре. Коллективное бессознательное: его значение в конституировании личности и культуры. Неофрейдизм Э. Фромма. Интерпретация культуры в структуралистском психоанализе Ж. Лакана.


  1. Культурно-исторический подход в изучении культуры.

Основные направления новой исторической науки и ее связь с проблемами культурологии. Ментально-психический компонент исторического процесса как объект изучения в исторической психологии. Субъекты исторического процесса классы, государство, этнос, личность. Концепции исторической психологии – «школа Анналов», А.Тойнби, Н.И.Конрад, Б.Ф.Поршнев, американская психоистория. Этнический стереотип поведения как процесс. Этническая ментальность. Социальная и этническая история.


  1. Теоретики Франкфуртской школы о реализации просветительского проекта.

Целостный анализ культуры в творчестве В.Беньямина. Анализ апорий Просвещения и феномена культуриндустрии в творчестве М. Хоркхаймера, Т.Адорно, Э.Фромма. Эволюция идей представителей «франкфуртской школы». Психоаналитический подход к культуре в работах Г. Маркузе. Анализ «Эпохи модерна» в работах Ю. Хабермаса.


  1. Постструктурализм в культурологии.

Генезис постстуктурализма в европейской научной мысли ХХ века. Основные представители постструктурализма и их идеи. Деконструктивистская концепция культуры Ж.Деррида. Потребление и символический обмен в работах Ж.Бодрийяра. «Шизоанализ» как метод анализа культуры (Ж.Делез, Ф.Гваттари). Отношение «знание – власть» и критика антропоцентризма в работах М.Фуко.


  1. Модернизм.

Стилистические особенности культуры модерна: исторические, культурфилософские предпосылки модерна, модерн и авангард, позиция художника (автора) в культуре модерна, основные художественные приемы (на примере одного из произведений искусства: живопись, литература, архитектура, дизайн). Специфика художественного сознания модернизма. История формирования сюрреалистического дискурса. Манифесты и жизненные практики сюрреалистов. Соотношение теории и политической практики футуризма.


  1. Постмодернизм.

Генеалогия понятия «постмодернизм». Истоки постмодернистских воззрений. Структуралистские и постструктуралистские составляющие постмодернизма. Трактовка знания в постмодернистскую эпоху и кризис репрезентации. Анонимный постмодернизм Ж. Делёза. «Деконструкция» Ж. Деррида. Критические воззрения Ж. Бодрийяра. Постмодернизм как выражение новой ситуации в культуре. Философский постмодернизм как методологический стержень в осмыслении постмодернистской ситуации в культуре. Искусство как модель постмодернистского феномена множественности. Национальные модели постмодернизма.


  1. Массовая и элитарная культуры.

Условия расцвета элитарной культуры. Массы и правящая элита. Обоснование появления массовой культуры. Теории массового общества и массовой культуры. Массовая культура и ее особенности. Массовое искусство и массовые коммуникации. Массовая культура и глобализация.


  1. Техника и индустриальные основы культуры.

Понимание техники в культурологической мысли. Стадии развития техники. Техника и цивилизация в концепции Л. Мэмфорда. Роль техники в становлении современной европейской цивилизации. Техника и природа. Техника как основа современного производства. Понятие о техницизме. Критика возрастающей роли техники в современном обществе.


  1. Проблема кризиса культуры: подходы к его пониманию в философии культуры.

Критика европейской культуры в работах Ф.Ницше. Х. Ортега-и-Гассет о кризисе культуры. Х. Ортега-и-Гассет как сторонник элитарной критики современной цивилизации. Г. Зиммель о конфликте в культуре и о симптомах ее кризиса. О. Шпенглер о кризисе европейской цивилизации. Кризис культуры как размывание значений, как утрата значащих ориентиров. П. Сорокин о кризисе культуры.


  1. Культура русского зарубежья и культурные ценности русской эмиграции.

Общие характеристики русской эмиграции дореволюционного времени. Культурные центры русской эмиграции. Четыре волны эмиграции советского времени, их характеристики. Общественные объединения русского зарубежья. Идеологические и политические течения в среде русских эмигрантов первой волны. Русская православная церковь за рубежом. Научные и экономические достижения русских эмигрантов. Русское искусство в изгнании.


  1. Идея толерантности в европейской культуре.

Понятие толерантности, виды толерантности, ее связь с плюрализмом и критицизмом. Толерантность как психологическая проблема и этическая категория. Коммуникативная толерантность. Характеристика толерантной и интолерантной личности. Признаки толерантности и нетерпимости в обществе. Исторические формы толерантности. Либеральная и скептическая интерпретации идеи толерантности. Толерантность как эпифеномен «открытого» европейского общества, ее связь с утилитаризмом, нигилизмом, скептицизмом, рационализмом, прагматизмом.


  1. Европейская культура эпохи Возрождения.

Ренессанс как тип культуры и культурно-историческая эпоха. Ренессанс и Средние века: вопросы разрыва и преемственности. Социально-политические, экономические и интеллектуальные предпосылки Ренессанса. Возрождение: особенности обращения к древним традициям. Итальянский Ренессанс в общеевропейском контексте. «Северное» Возрождение. Европейское Возрождение во всемирно-историческом контексте. Роль художественной культуры в возрожденческой культурной системе. Соотношение феноменов Возрождения и Гуманизма. А. Ф. Лосев и его интерпретация нравственных ценностей Возрождения. Возрождение и Реформация, Результат ренессансной культуры


  1. Проблемы культуры в «философии жизни».

«Философия жизни», ее своеобразие и основные категории. Ницше как представитель «философии жизни». Обоснование необходимости переоценки всех ценностей. Критика европейской культуры и прогнозирование культуры будущего. Идея «сверхчеловека» и «вечного возвращения». Сущность и трагедия культуры в трактовке Г. Зиммеля. Обоснование превращения философии жизни в философию культуры. Различение объективной и субъективной культуры.


  1. Субкультуры и контркультура: взаимоотношения с доминантной культурой.

Причины и условия появления субкультур. Типы и закономерности развития субкультур. Характеристики субкультур. Контркультура как проблема культурологии. Культура и контркультура: вопрос разграничения. Контркультура как способ адаптации молодежи и маргинальных групп. Специфика современной контркультуры и проблема «андерграунда».


  1. Повседневность как феномен культуры.

Изменения в повседневной культуре в процессе развития цивилизации. Основные формы повседневной культуры: жилище, пища, семья, труд. Пространства повседневности. Повседневные формы коммуникации. Дисциплинарное общество. Цивилизационный процесс и эволюция нравов. Человек в структуре мегаполиса. Повседневная культура в эпоху масс-медиа.


  1. «Здравый смысл» и повседневность.

Мир повседневной жизни в феноменологической антропологии. Концепция «жизненного мира» (Э. Гуссерль) как феноменологическая основа философской интерпретации повседневности. «Здравый смысл» как основная форма донаучного знания в работах А. Шюца. Роль «здравого смысла» в феноменологической социологии Т. Лукмана Соотношение традиции и инновации в работах Б. Вальденфельса.


  1. Культура индивида и культурная идентичность. Проблема самоидентификации: социокультурные типы личности в истории культуры.

Определение индивидом своего места в культуре как условие адекватного восприятия явлений культуры и активного участия в ее преобразованиях. Кризис культуры и кризис идентичности в произведениях персоналистов, психоаналитиков и социологов. Идентичность как совокупность частных социокультурных идентификационных форм. Коллективная идентичность. Частные модели социокультурной идентификации: этнические, конфессиональные, профессиональные, «досуговые», возрастные, гендерные и т.д. Модели идентичности. Глобальность общечеловеческих масштабов как угроза для целостности позиции индивида.


  1. Проблема свободы в истории культуры.

Представления о свободе человека в различных культурах и их обусловленность культурной картиной мира. Антропоцентризм как сущностная черта западной культуры. Основные ценности свободного общества. Критика фатализма. Свобода и одиночество человека. Неопределенность личной свободы человека. Свобода как аксиологическая проблема. Религиозное понимание свободы. Свобода совести. Свобода и ответственность. Свобода и желание (психоаналитическое понимание свободы). Свобода в художественной культуре (свобода творчества). Свобода в условиях унификации культуры (свобода и массовая культура).


  1. Литература в контексте культурологии.

Место и функции литературы в контексте культуры. Методика филологического и культурологического анализа текста литературного произведения. Эволюция литературных направлений в контексте европейской культуры. Культурологические основания смены литературных направлений: от классицизма к романтизму. Интерпретация произведений литературы в контексте миропонимания и эстетических воззрений исторических эпох.


  1. Понятие «текста», «контекста» и «интертекста» в современных культурологических исследованиях.

Текст: история понятия в лингвистике и литературоведении. Структуралистские понимания текста (Р. Барт и Ю. Лотман) и их роль в интерпретации литературы. Понятие культурного контекста (Ю. Лотман). Читатель как хранитель текста культуры. Человеческий поступок как потенциальный текст. Семиотический подход – условие рассмотрения биографии как текста культуры, понятие текста и контекст и их соотношение. Текстовые и внетекстовые семантические отношения. Бытовое поведение как семиотическая система. Проблема диалога и понятие интертекстуальности (М.Бахтин, Ю. Кристева). Обобщение понятия текста на все культурные феномены: мир как текст.


  1. Понятие «дискурса» и его роль в изучении истории культуры.

Понятие о дискурсе в постструктурализме. Знание и власть как основные категории дискурсивной концепции М. Фуко. Применение дискурсивной концепции к анализу социокультурных феноменов. Дисциплинарное пространство как способ осуществления дискурса власти.


  1. Биография как текст культуры.

Условия формирования биографии как текста культуры. Культурно-исторические формы биографического текста. Роль промежуточных жанров в культуре (дневники, мемуары, письма). От мифа к символу: теоретические основания символизма и практика жизнестроения. Соотношение «письма» и «опыта» в творчестве В.В.Розанова. «Автобиографизм»: автор и текст. Революции и крушение форм биографического. Биография как научная проблема в науке. Проблема отношений текста и внетекстовой действительности.


  1. Отражение (репрезентация) процессов культуры в постмодернистском искусстве.

Исторические предпосылки постмодернистского искусства: пародия, модернизм, авангард, поп-арт. Постмодернистское искусство как реакция на массовую культуру. Основные представители постмодернистского искусства. Художественное творчество как производство симулякров. Проблема реальности в искусстве постмодернизма. Постмодернистские концепции искусства. У. Эко как теоретик и практик постмодернистского искусства.


  1. Культура и мораль.

Проблема морали в античной культуре. Формирование субъекта на основе морали. Соотношение прогресса культуры и нравственного прогресса. Религиозная и светская мораль, вопросы приоритетности и взаимосвязи (И.Кант, Д.Юм, Н.Бердяев). Ниспровержение морали в работах Ф.Ницше. Мораль и нравственность в отечественной литературе и философии 19 века (Ф.Достоевский, Л.Толстой, Л.Шестов)


  1. Культурная антропология: ее предмет и методы.

Культурная антропология в системе гуманитарных наук, ее отношение с социологией, этнографией и этнологией. Предмет культурной антропологии: язык и символические системы, системы родства, формы семьи, неродственные объединения, механизмы трансляции культуры, возрастная и гендерная дифференциация. Включенное наблюдение: влияние личности исследователя на результат антропологического исследования.


  1. Телесность как феномен культуры.

Человеческое тело в эпоху цивилизации. Формирование тела трудом, спортом, медициной для исполнения определенных функций. Искусство как форма репрезентации человеческого тела в культуре. Модели тела в культуре. Дисциплинарное тело. Тело как источник и носитель культурных значений. Семиотизация тела в различных культурных практиках.


  1. Концепции культуры информационного общества.

Изменение представления о пространственно-временной картине мира в контексте развития информационных технологий. Переосмысление информационных процессов в работах М. Мак-Люэна. Вопросы информационной среды как одна из центральных проблем современности. Анализ информационных технологий как причины изменения способов фиксации опыта, характера деятельности, и коммуникативных возможностей человечества (Д. Белл, Э. Тоффлер, М. Кастельс, Э. Гидденс, Ю. Хабермас и др.).


  1. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Причины и условия культурной универсализации. Универсалии культуры как общечеловеческие репрезентации культурного опыта и как условия для взаимопонимания и диалога культур. Глобализация в сфере культуры и образования как условие культурной универсализации. Сферы действия и модели культурной универсализации. Культурная универсализация под влиянием культуры массового потребления. Универсалистская и партикуляристская тенденции в современной культуре. Понятие «новый» или «критический» универсализм.


  1. Маргинальные фигуры современной философии.

Понятие о маргинальной философии философских субкультурах. Альтернативность в мире философских идей. Натурфилософская линия в современной европейской философии. Философия целостности (И.В.Гете, В Буркамп). Философия смысла как философия культуры и истории (Г.Кайзерлинг, О.Шпанн). Социальная философия Э.Юнгера. Фикционализм (Л.Файхингер) – первая философско-научная программа унификации единства культуры и духовной жизни.


  1. Проблема конфликта цивилизаций.

История межцивилизационных конфликтов. Конфликт цивилизаций в работах А.Тойнби. Отличие «конфликта цивилизаций» от межгосударственных и межрелигиозных войн. Конфликт цивилизаций и общечеловеческие ценности. Цивилизационная концепция С. Хантингтона. Особенность современного мирового сообщества – и мультицивилизационность и многополюсность. Изменяющееся взаимодействие цивилизаций: вызов Западу со стороны незападных цивилизаций. Проблема неизбежности конфликта цивилизаций в условиях современности.


  1. Общая характеристика культуры ХХ – начала XXI века.

Периодизация культуры ХХ века и общие направления ее развития. Мировые войны и их влияние на развитие культуры. Проблема модернизма и постмодернизма. Формирование общества потребления. Глобализация и универсализация. Мультицивилизационность и многополюсность. Новые течения в художественной культуре. Появление и развитие массовой культуры. Характеристики ХХ века в новейших концепциях культуры. Футурологические концепции.


  1. Экология культуры.

Понятие «Экология культуры» в трудах Д.С.Лихачева. Биосфера и ноосфера, живое и неживое в концепции В.И.Вернадского и современное состояние проблемы. Развитие эволюционизма (Г. Спенсер, П. Тейяр де Шарден), формы и способы эволюции культуры. Энергетическая (Л. Уайт), организмическая (А. Уайтхед) и информационная модели культуры (Н. Луман). Концепция самоорганизации (Э. Янч), коэволюция.

III

  1. Барт Р. Мифологии.

  2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса.

  3. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости.

  4. Бодрийяр Ж. Система вещей.

  5. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. Том 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное.

  6. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.

  7. Вико Дж. Основание новой науки об общей природе наций.

  8. Гадамер Г.Г. Истина и метод.

  9. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества.

  10. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.

  11. Данилевский Н.Я. Россия и Европа.

  12. Деррида Ж. Письмо и различие.

  13. Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры.

  14. Каган М.С. Эстетика как философская наука.

  15. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна.

  16. Лотман Ю.М. Культура и взрыв.

  17. Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга.

  18. Ницше Ф. Рождение трагедии.

  19. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс.

  20. Рикер П. Конфликт интерпретаций.

  21. Сорокин П. Социальная и культурная динамика.

  22. Тойнби А. Постижение истории.

  23. Фрейд З. Тотем и табу.

  24. Фуко М. Слова и вещи.

  25. Хайдеггер М. Исток художественного творения.

  26. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций.

  27. Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика Просвещения.

  28. Шпенглер О. Закат Европы.

  29. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию.

  30. Элиаде М. Священное и мирское.

  31. Юнг К.Г. К вопросу о подсознании.

  32. Ясперс К. Смысл и назначение истории.

  33. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне.


II. Специализация «Библеистика»

1. Понятие «еврейской культуры».

Вопрос предназначен для проверки знаний студента о специфических чертах и особенностях культуры древнего Израиля, его культурной идентификации.

Ответ должен быть построен по следующей схеме и содержать следующие пункты:


  1. «Еврейская культура » и ее особенности; начальный период истории израильтян, возникновение государственности.

  2. Появление монотеистической концепции, идеи трансцендентного Бога как главной особенность религиозного мировоззрения древнего Израиля;

  3. Развитие культа со множеством ритуальных предписаний. Универсализация и рационализация религии.

  4. Особое выделение этической стороны религиозной практики и законодательства, особенности еврейского религиозного права.

  5. Проблема соотношения морали и религии в еврейской культурной практике. Моральные ценности экономики, общества, политики, права, духовной сферы.

  6. Культурная уникальность древнего Израиля как первого государства с монотеистическим религиозным мировоззрением.

Литература: Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М.: РГГУ, 2000; И.Р.Тантлевский «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма», 2-е изд. СПб.: Изд-ие СПб. ун-та, 2007. Якобсон В.А., История древнего Востока: От ранних государственных образований до древних империй / Под ред. А.В. Cедова; Редкол.: Г.М. Бонгард-Левин (пред.) и др.; Ин-т востоковедения. — М. : Вост. лит., 2004.

2. Общая характеристика иудаизма как религиозной системы.

Вопрос предназначен для проверки знаний студентов относительно особенностей иудаизма как монотеистической религии, отличий иудаизма от других религий Откровения, статусе Танаха и его роли в историческом развитии данной религии.

Ответ должен быть построен по следующей схеме и содержать следующие пункты:


  1. Иудаизм, как религия, переход к монотеизму, борьба с языческими культами, основные отличия иудаизма от других религий.

  2. Отношение текста и практик в иудаизме. Танах и экзегетическая традиция. Молитвенные практики и религиозные ритуалы.

  3. Общая характеристика раввинистической литературы, «Писаная Тора» и «Устная Тора». Движение караимов.

  4. Движение Хаскала и реформизм в иудаизме. Бааль Шем-Тов и хасидизм.

  5. Каббала и еврейская мистика.

Литература: И.Р. Тантлевский. Введение в Пятикнижие. М., 2000. И.Айзенберг.Что такое Тора? Иерусалим, 1989. Л. Шиффман.От текста к традиции. История Иудаизма в эпоху Второго Храма и период Мишны и Талмуда. М., 2000.

3. Особенности еврейской культуры как культурно-исторического типа.

Вопрос предназначен для проверки знаний студента о специфических чертах и особенностях культуры древнего Израиля, его культурной уникальности.

Ответ предполагает освещение следующих аспектов:


  1. Появление монотеистической концепции, идеи трансцендентного Бога как главной особенность религиозного мировоззрения древнего Израиля;

  2. Развитие культа со множеством ритуальных предписаний. Универсализация и рационализация религии.

  3. Особое выделение этической стороны религиозной практики и законодательства, особенности еврейского религиозного права.

  4. Проблема соотношения морали и религии в еврейской культурной практике. Моральные ценности экономики, общества, политики, права, духовной сферы.

  5. Культурная уникальность древнего Израиля как первого государства с монотеистическим религиозным мировоззрением.

Литература: Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М.: РГГУ, 2000; И.Р.Тантлевский «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма», 2-е изд. СПб.: Изд-ие СПб. ун-та, 2007. Якобсон В.А., История древнего Востока: От ранних государственных образований до древних империй / Под ред. А.В. Cедова; Редкол.: Г.М. Бонгард-Левин (пред.) и др.; Ин-т востоковедения. — М. : Вост. лит., 2004.

4. Библия как историко-культурный памятник.

5. Проблема древнеизраильского этногенеза.

Вопрос предназначен для проверки знаний студента о специфических чертах и особенностях истории народа древнего Израиля, его культурной идентификации.

Ответ предполагает освещение следующих аспектов: 1) Аморейско-сутийская гипотеза происхождения протоизраилитян (протоевреев). 2) Аморейские и библейские генеалогии. 3) Амореи-сутии и Авраам. 4) Аморейский Адаму и библейский Адам. 5) Проточеловек в книге Иезекиила, финикийской и месопотамских мифологиях. 6) Переселение Авраама из Месопотамии в Ханаан.

Литература: .Р.Тантлевский «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма», 2-е изд. СПб.: Изд-ие СПб. ун-та, 2007. Якобсон В.А., История древнего Востока: От ранних государственных образований до древних империй / Под ред. А.В. Cедова; Редкол.: Г.М. Бонгард-Левин (пред.) и др.; Ин-т востоковедения. — М. : Вост. лит., 2004.

6. История древнего Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма.

Вопрос предназначен для проверки знаний студента об историко-религиозном фоне ключевых событий еврейской истории, описанных в Библии и связанных с пребыванием евреев в Египте, Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств.

Ответ предполагает освещение следующих аспектов:


  1. Пребывание евреев в Египте;

  2. Исход евреев из Египта;

  3. От Синая до Моава;

  4. Завоевание Ханаана. Эпоха Судей.

  5. Единое Царство. Саул, Давид, Соломон,

  6. Северное и Южное Царство

Литература: И.Р.Тантлевский «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма», 2-е изд. СПб.: Изд-ие СПб. ун-та, 2007. Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М.: РГГУ, 2000.

7. Культура древнего Израиля в эпоху Первого Храма.

Вопрос предназначен для проверки знаний студента об историческом уровне развития общества и человека в древнем Израиле в эпоху Первого Храма, материальных и духовных ценностей, созданных евреями в этот период и составляющих их духовно-общественное бытие.



  1. Древнееврейский язык и древнееврейская письменность;

  2. Религиозные культы Древнего Израиля;

  3. Архитектура древнего Израиля в эпоху Первого Храма;

  4. Политическая и правовая культура древнего Израиля.

Литература: И.Р.Тантлевский «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма», 2-е изд. СПб.: Изд-ие СПб. ун-та, 2007; Якобсон В.А., История древнего Востока: От ранних государственных образований до древних империй / Под ред. А.В. Cедова; Редкол.: Г.М. Бонгард-Левин (пред.) и др.; Ин-т востоковедения. — М. : Вост. лит., 2004. «Культура Финикии и древнего Израиля», глава 6, История мировой культуры, М., 1998.

8. Литература древнего Израиля в эпоху Первого Храма.

Вопрос предназначен для проверки знаний студента о литературной традиции, существовавшей в древнем Израиле в эпоху Первого Храма.

Ответ предполагает освещение следующих аспектов: Анализ и разбор книги Осии, Амоса, часть книги Исаии («Перво-Исайя»), Михея; книги Наума, Софонии, Аввакума (относится к VII веку). Источники:

Литература: И.Р.Тантлевский «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма», 2-е изд. СПб.: Изд-ие СПб. ун-та, 2007; И. Ш. Шифман, «Ветхий Завет и его мир», изд. СПбГУ, 2007.

9. История и культура Иудеи в эпоху Второго Храма.

Данный вопрос подразумевает раскрытие студентом основных исторических и культурных событий на территории Иудеи в эпоху Второго Храма.

Ответ предполагает освещение следующих аспектов:


  1. Иудея под персидским владычеством (537—332 гг. до н. э.). Падением Нововавилонского царства (539) и возникновением персидской империи Ахеменидов.

  2. Восстановление Храма. Деятельность книжника Эзры.

  3. Иудея под греческим владычеством (332—167 гг. до н. э.) Птолемеи в Египте (320—201 г. до н. э.),Селевкиды в Сирии.

  4. Освободительные войны Хасмонеев (167—140 гг. до н. э.). Восстание Маккавеев (165—141 г. до н. э.). Хасмонейское царство (140 — 37 гг. до н. э.)

  5. Царь Ирод I и его преемники (37 г до н. э. — 6 г н. э.)

  6. Иудея под властью Рима (6—66 гг. н. э.)

  7. Война с римлянами и падение Иудеи (66—70 гг.)

Литература: И.Р.Тантлевский «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма», 2-е изд. СПб.: Изд-ие СПб. ун-та, 2007.

10. Культура древней Иудеи в эпоху Второго Храма.

Вопрос предназначен для проверки знаний студентов о развитие еврейской культуры на базе древней традиции и под влиянием эллинистического мира, для освещения вопроса о возникновение еврейской диаспоры, связанной с Иерусалимом и еврейским населением в Иудеи.

Ответ предполагает освещение следующих аспектов: 1)Культура Иудеи во время персидского владычества (537-332 гг. до н. э.) - восстановление Храма и возрождение религиозного центра в Иерусалиме. 2) Иудея под греческим владычеством (332-167 гг. до н. э.) - В эту эпоху в еврейскую среду проникает греческая культура. Высшие классы усваивают греческие нравы и обычаи, наряду с древнееврейским и арамейским распространяется также древнегреческий язык. 3) Освободительные войны Хасмонеев (167-140 гг. до н. э.) 4) Хасмонейское царство (140-37 гг. до н. э.) 5)Иудея под властью Рима (6-66 гг. н. э.): мессианские движения, деятельность Синедриона. 6) падение Иудеи(66-70); 7) возникновение синагог.

Литература: Гринберг Э. История еврейского народа: Эпоха Второго храма. Иер., 1995., материал лекции по библеистике и истории и литературе древних евреев в эпоху Первого и Второго Храма И.Р.Тантлевского.

11. Литература древней Иудеи в эпоху Второго Храма.

Вопрос предназначен для проверки знаний студента о литературной традиции, существовавшей в Иудеи в эпоху Второго Храма, о влияние эллинистической традиции на еврейскую литературу.

Ответ предполагает освещение следующих аспектов: 1)Священные книги; 2)историческая литература (деятельность еврейских историков: Деметрий, Эвполем, Ясон, Филон, Иосиф Флавий); 3)апокрифическая литература (апокрифы и псевдоэпиграфы); 4)мессианская литература

Литература: Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме / Введение и комментарии М. Штерна; русское издание подготовлено Н. В. Брагинской. Т. 1–2. М. — Иер., 1997–2000. Том 2 в 2-х частях.; материал лекции по библеистике и истории и литературе древних евреев в эпоху Первого и Второго Храма И.Р.Тантлевского.

12. Иудейская община в эллинистическом Египте. Иудейская грекоязычная литература в эллинистическом Египте

Вопрос предназначен для проверки знаний студента касающихся пребывания еврейской диаспоры в Египте в Эпоху Александра Македонского, основных отличий иудейской общины в Египте от палестинских иудеев. Основная литературная деятельность египетских Иудеев, псевдэпиграфы.

Ответ предполагает освещение следующих аспектов: 1) Возникновение иудейской диаспоры в Египте во времена А. Македонского. 2) Александрия Египетская 3)Интеграция евреев в греческое общество. 4) Особенности иудаизма в диаспоре. 5) Литературная деятельность, псевдэпиграфы.

Литература: И Флавий Иудейские древности в 2х томах, Феникс, Ростов на Дону 2000. Библейская энциклопедия Брокгауза, 1999. Эттингер (ред.) История еврейского народа М. 2001. Раппопорт От изгнания к независимости, Тель-Авив2001. Шиффман Л. От текста к традиции Москва Гешарим 2000. Элиас Дж. Бикерман Евреи в эпоху эллинизма, Гешарим, 200. Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме, Москва-Иерусалим 2002. Шифман И.Ш. Александр Македонский, СПБГУ, 2007.

13. Общая характеристика иудейских религиозно-политических движений в эпоху эллинизма и раннеримский период.

Вопрос предназначен для проверки знаний студента по важнейшим культурно-идеологическим аспектам иудаизма времен Второго Храма. Ответ предполагает использование лекционных материалов, данных в лекционном курсе «История Израиля в эпоху Второго Храма», должен быть построен по следующей схеме и содержать следующие пункты:

1) Краткая характеристика основных источников информации о фарисеях, саддукеях, ессеях и «четвертой школе»: а) Иосиф Флавий («Иудейская война», «Иудейские древности», «Жизнь»), б) Филон Александрийский («О жизни созерцательной», «О том, что каждый добродетельный свободен» и «Апология»), в) Плиний Старший («Естественная история», 5 гл.), г) Свитки Мертвого моря; д) Новый Завет, е) Равинистическая литература, ж) Свитки Мертвого моря; 2) Этимология названий «саддукеи» и «фарисеи», время возникновения сект; 3) Сравнительная характеристика религиозно-политических движений согласно сочинениям Иосифа Флавия (2 кн. «Иудейская война», 18 кн. «Иудейские древности»): а) отношение к устному закону (они принимали его), практика толкования текстов; б) отношение к идеям жизни после смерти, воскрешения, провидения, свободной воли и человеческой ответственности; в) политического влияние; г) взаимоотношения друг с другом, д) организация и образ жизни. 4) Изображение фарисеев, саддукеев, зелотов в Новом Завете: а) различие изображения фарисеев в евангелиях и Деяниях Апостолов (а)по месту влияния их, б) по цели изображения, в) по характеру отношений между фарисеями и христианами, г) по их союзникам, 4) по характеру политического влияния), б) характер отношений между ними в Новом Завете; 5) Раввинистическая литература: а) мудрецы 1 в.; б) Законы 1 в.; г) Упоминание семи видов фарисеев в Вавилонском Талмуде, д) Различие между фарисеями и саддукеями в текстах Мишны и Тосефты, в Вавилонском Талмуде; 5) Фарисеи, ессеи, саддукеи в Кумранских текстах: а) Образ жизни, идеология, история кумранской общины. Гипотеза о ессейском происхождении кумранитов (свидельства Филона Александрийского, Плиния Старшего). Б) характер взаимоотношений между религиозно-политическими движениями на ранних этапах (свиток 4QMMT) и более поздних. 6) Основные точки зрения современных ученых на фарисеев, саддукеев, ессеев, зелотов, сикариев.

Литература: Амусин И. Д. Тексты Кумрана. — М.: Наука, 1971, Тантлевский И. Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. Blenkinsopp, J. 1981. Interpretation and the Tendency to Sectarianism: An Aspect of Second Temple History. Vol. 2, pp. 1–26 in Jewish and Christian Self-Definition, ed. E. P. Sanders. Philadelphia. T.S. Beall, Josephus’ Description of the Essenes illustrated by the Dead Sea Scrolls (1988). C. Roth, in: JSS, 4 (1959), 332–55; M. Hengel, Die Zeloten (1961).

14. Особенности идеологии и религиозной практики фарисеев и саддукеев.

Вопрос предназначен для проверки знаний студента по важнейшим культурно-идеологическим аспектам иудаизма времен Второго Храма. Ответ должен быть построен по следующей схеме и содержать следующие пункты:

1) Краткая характеристика основных источников информации о фарисеях и саддукеях: а) Иосиф Флавий («Иудейская война», «Иудейские древности», «Жизнь»), б) Новый Завет, в) Равинистическая литература, г) Свитки Мертвого моря; 2) Описание фарисеев согласно сочинениям Иосифа Флавия (2 кн. «Иудейская война», 18 кн. «Иудейские древности»): а) отношение к устному закону (они принимали его), практика толкования текстов; б) принятие фарисеями идеи жизни после смерти и воскрешения, принятие ими идей провидения, свободной воли и человеческой ответственности; в) рост политического влияния фарисеев; 3) Изображение фарисеев в Новом Завете: различие изображения фарисеев в евангелиях и Деяниях Апостолов (а) по месту влияния их, б) по цели изображения, в) по характеру отношений между фарисеями и христианами, г) по их союзникам, 4) по характеру политического влияния); 4) Раввинистическая литература: а) мудрецы 1 в.; б) Законы 1 в.; г) Упоминание семи видов фарисеев в Вавилонском Талмуде; 5) Фарисеи в Кумранских текстах; 6) Основные точки зрения современных ученых на фарисеев; 7) Этимология названий «саддукеи» и «фарисеи», время возникновения сект; 8) Верования и доктрины саддукеев: а) отрицание концепции судьбы, принятие идеи свободной воли человека; б) отрицание идеи существования после смерти, идеи загробного воздаяния; 9) отношение между фарисеями и саддукеями: а) оппозиция между ними в изображении Иосифа Флавия, б) отсутствие оппозиции между этими сектами в изображении Нового Завета; 10) политическое влияние саддукеев; 11) Различие между фарисеями и саддукеями в текстах Мишны и Тосефты, в Вавилонском Талмуде; 12) Социальный статус саддукеев;

Литература: Blenkinsopp, J. 1981. Interpretation and the Tendency to Sectarianism: An Aspect of Second Temple History. Vol. 2, pp. 1–26 in Jewish and Christian Self-Definition, ed. E. P. Sanders. Philadelphia. Bowker, J. 1973. Jesus and the Pharisees. Cambridge. Guttmann, A. 1970. Rabbinic Judaism in the Making. Vol. 1. Detroit. Jeremias, J. 1977. Jerusalem in the Time of Jesus. Philadelphia.

15. Особенности идеологии и религиозной практики ессеев.

Вопрос предназначен для проверки знаний студента по важнейшим культурно-идеологическим аспектам иудаизма времен Второго Храма. Ответ предполагает использование лекционных материалов, данных в лекционном курсе «История Израиля в эпоху Второго Храма», должен быть построен по следующей схеме и содержать следующие пункты:

1) Краткая характеристика основных источников информации о фарисеях и саддукеях: а) Иосиф Флавий («Иудейская война», «Иудейские древности», «Жизнь»), б) Филон Александрийский («О жизни созерцательной», «О том, что каждый добродетельный свободен» и «Апология»), в) Плиний Старший («Естественная история», 5 гл.), г) Свитки Мертвого моря; 2) Описание ессеев согласно сочинениям Иосифа Флавия (2 кн. «Иудейская война», 18 кн. «Иудейские древности»): а)Общность имущества, коллективный образ жизни; б) принятие ессеями идеи жизни после смерти и воскрешения, принятие ими идеи провидения, посмертного воздаяния; в) местонахождение ессеев (во многих городах), г) Отношение к солнцу (различные теории, связанные с толкованием пассажа о поклонении солнцу), обряды богослужения, образ жизни, е) иерархия членов общины, ж) обряды посвящения в общину ессеев, з) справедливый суд, и) пророчество, к) отношение к целибату (два вида ессеев); 3) Изображение ессеев у Филона Александрийского: а) изображение терапевтов (объяснение этимологии названия, созерцательный образ жизни, частная собственность, идеи посмертного воздаяния, провидения, местонахождение их в Египте, богослужение, образ жизни, аскеза), б) изображение ессеев (коллективная собственность, благочестивый образ жизни (три меры: любовь к Богу, любовь к добродетели и любовь к человеку), особое внимание этики, соблюдение отеческих законов); 4) изображение ессеев у Плиния Старшего: местонахождение (к западу от Асфальтового озера), целибат, общее имущество; 4)Гипотеза о ессейском происхождении кумранитов. Кумранские тексты: организация кумранитов согласно Уставу Общины, Дамасскому документу, идеи провидения в кумранских текстах, эсхатологические идеи – краткая характеристика кумранской литературы; 2) Основные точки зрения современных ученых на ессеев; 7) Этимология названий «ессеи», время возникновения секты;

Литература: Амусин И. Д. Тексты Кумрана. — М.: Наука, 1971. Тантлевский И. Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. G. Vermes and M.D. Goodman, The Essenes According to the Classical Sources (1989); T.S. Beall, Josephus’ Description of the Essenes illustrated by the Dead Sea Scrolls (1988).

16. Особенности иудейских мессианско-эсхатологических представлений в эпоху эллинизма и раннеримский период.

Вопрос предназначен для проверки знаний студента по важнейшим культурно-идеологическим аспектам иудаизма времен Второго Храма. Ответ предполагает использование лекционных материалов, данных в лекционном курсе «Еврейские апокрифы», должен быть построен по следующей схеме и содержать следующие пункты:

1) Общая характеристика эсхатологических движений: ессеи и кумраниты. 2) Эсхатологические представления в книге Еноха: содержание книги Еноха. 2) Кумран. Свиток войны: эсхатологическая война. 3) Кумран: концепция двух мессий: Мессия от Израиля, Мессия от Аарона. 4) Новый Храм: Храмовый свиток. 5) Кумранский мессианизм и эсхатолгия в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (учение о бессмертии души и воскресения тел, «Сын Божий» в рукописях Мертвого моря). 6) Мессианские ожидания кумранитов во второй половине первого века до н.э. – первый век н.э.

Литература: И. Р. Тантлевский. Книги Еноха. Сефер Йецира. Книга Созидания. Спб, 2002. Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. Тантлевский И.Р. Мелхиседек и Метатрон в иудейской мистико-апокалиптической традиции. Спб., 2007.

17. История и идеология Кумранской общины.

Вопрос предназначен для проверки знаний студента по важнейшим культурно-идеологическим традициям и феноменам одной из групп иудейского религиозно-политического движения в эпоху эллинизма и раннеримский период.

Ответ предполагает освещение следующих аспектов: 1) История открытий кумранских рукописей. 2) К отожествлению кумранской общины: кумранская община и ессеи (свидетельства о ессеях Иосифа Флавия, Филона Александрийского, Плиния Старшего). 3) Библиотека кумранской общины: ветхозаветные тексты, апокрифические сочинения (кн. Еноха, кн. Юбилеев, Завещание 12 патриархов), произведения, созданные в кумранской общине (Устав общины, Дамасский документ, Храмовый свиток, Свиток войны, Медный свиток). 4) Хозяйственные занятия и социальные отношения. 5) Организация и внутренняя жизнь общины (состав общины, порядок приема новых членов, дисциплинарный устав, ритуальные омовения, общинные трапезы, семья и брак). 6) Идеологические воззрения кумранитов: эсхатологические и мессианские идеи. 7) Роль Учителя праведности и Нечестивого священника в идеологии Кумранской общины.

Литература: Амусин И. Д. Тексты Кумрана. Вып. 1. М., 1971; Амусин И. Д. Кумранская община, М., 1983; Тантлевский И. Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994; Старкова К. Б., Газов-Гинзберг, Елизарова М. М. Тексты Кумрана.СПб., 1996.

18. Литература Кумранской общины.

Вопрос предназначен для проверки знаний студента по важнейшим культурно-идеологическим традициям и феноменам одной из групп иудейского религиозно-политического движения в эпоху эллинизма и раннеримский период.

Ответ предполагает освещение следующих аспектов: 1) История открытий кумранских рукописей. 2) К отожествлению кумранской общины: кумранская община и ессеи (свидетельства о ессеях Иосифа Флавия, Филона Александрийского, Плиния Старшего). 3) Библиотека кумранской общины: ветхозаветные тексты, апокрифические сочинения (кн. Еноха, кн. Юбилеев, Завещание 12 патриархов), произведения, созданные в кумранской общине (Устав общины, Дамасский документ, Храмовый свиток, Свиток войны, Медный свиток).

Литература: Амусин И. Д. Тексты Кумрана. Вып. 1. М., 1971; Амусин И. Д. Кумранская община, М., 1983; Тантлевский И. Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994; Старкова К. Б., Газов-Гинзберг, Елизарова М. М. Тексты Кумрана.СПб., 1996.

19. Мессианско-эсхатологические представления Кумранской общины.

Вопрос предназначен для проверки знаний студента по важнейшим культурно-идеологическим традициям и феноменам одной из групп иудейского религиозно-политического движения в эпоху эллинизма и раннеримский период.

Ответ предполагает освещение следующих аспектов: 1) Учитель праведности и вопросы истории кумранской общины. 2) Кумранский мессианский дуализм 3) Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины. 4) Кумранский мессианизм и эсхатолгия в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (учение о бессмертии души и воскресения тел, «Cst Божий» в рукописях Мертвого моря). 5) Мессианские ожидания кумранитов во второй половине первого века до н.э. – первый век н.э.

Литература: Амусин И. Д. Тексты Кумрана. Вып. 1. М., 1971; Амусин И. Д. Кумранская община, М., 1983; Тантлевский И. Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994; Старкова К. Б., Газов-Гинзберг, Елизарова М. М. Тексты Кумрана.СПб., 1996.

20. Еврейские апокрифы и псевдэпиграфы

Вопрос предназначен для проверки знаний студента по важнейшим культурно-идеологическим аспектам иудаизма.

Ответ предполагает освещение следующих аспектов: 1) Этимология термина «апокриф». 2) Жанры и тематика апокрифических текстов. 3) Содержание и основные особенности следующих апокрифов: Премудрость Соломона, Кн. Товита, 1 и 2 Маккавейские книги, Премудрость Иисуса, сына Сирахова и 1) Этимология термина «всевдоэпиграф». 2) Жанры и тематика псевдоэпиграфов. 3) Содержание и основные особенности следующих текство: кн. Юбилеев, кн. Еноха, история Рехавитов, Завещание 12 патриархов, книга Адама и Евы.

21. Литература и мировоззрение мудрецов Талмуда

Вопрос предназначен для оценивания знакомства студента с корпусом талмудической литературы, представлении об ее особенностях, основных жанрах и идейном содержании.

Ответ предполагает освещение следующих аспектов: 1) Общее описание корпуса талмудической литературы, основные жанры (мидраш, агада). 2) Торы в мировоззрении мудрецов Талмуда (письменная, устная). Взгляды мудрецов Талмуда на сущность Торы, ее язык и способы ее толкования. 3) Теологические воззрения. Вера в единого Бога. 4) Концепция Божественного присутствия в мире (Шехина). Чудеса и магия. Небесное воинство. Сотворение мира (маасе берешит). Концепция посмертного существования (олам ха-ба).

Литература: Л. Шиффман. От текста к традиции: история иудаизма в эпоху Второго Храма и период Мишны и Талмуда. М.: Мосты культуры, 2000. А. Штейнзальц. Введение в Талмуд. Москва-Иерусалим, 1993. А. Ковельман. Толпа и мудрецы Талмуда. Москва-Иерусалим, 1996.

М. Гиршман. Еврейская и христианская интерпретации Библии в поздней античности. М.: Мосты культуры, 2002. Р. Кипервассер. «К истории исследования аггады» // Вестник Еврейского Университета 7 (25), 2002, стр. 201-232



22. Особенности еврейского искусства.

Вопрос предназначен для проверки знаний студента по важнейшим этапам развития еврейского искусства со времени строительства Ι Храма и до Нового времени и понимания культурных особенностей еврейского искусства, его теснейшей связи с религией и традицией.

Ответ предполагает освещение следующих аспектов: Особенности архитектуры и внутреннего убранства Ι храма. Особенности архитектуры и внутреннего убранства ΙΙ храма. Первые синагоги – особенности расположения, строения и функционирования, наиболее известные древние синагоги. Внутреннее убранство синагог - виды украшательств. Синагоги ΙV- VΙвв. - наиболее характерные черты, наиболее известные синагоги этого времени, появление идеи сакрализации синагоги. Мозаики и росписи ранних синагог; иллюстрации сборников служебных текстов. Реформирование образа синагог - изменение архитектурных стандартов и моделей украшения. Синагоги ΧVΙ-ΧVΙΙ вв. - идея подражания устройству Храма; появление деревянных синагог Еврейские надгробия - особенности оформления, наиболее часто встречающиеся образы.

23. История и культура евреев в средние века.

Вопрос предназначен для проверки знаний студента о культурно-историческом фоне ключевых событий еврейской истории, произошедших в Средние века.

Ответ предполагает освещение следующих аспектов:


  1. Раннее средневековье (VI—IX вв.) (В Палестине, на Востоке до конца эпохи гаонов (500—1040 гг.), в Византии, в Европе до крестовых походов (500—1096 гг.)).

  2. Позднее средневековье (X—XV вв.) (В исламском мире, в христианской Европе, в Польше и Руси (XII—XV вв.))

  3. Еврейская мысль в Средние века.

  4. Культура и искусство евреев в Средние века (в христианском и исламском мире).

Литература: Гилберт М. Атлас по истории еврейского народа. - Иерусалим (И.) – 1990; Грец Г. История евреев от древнейших времен до настоящего времени. - Одесса, т.1-12; Дубнов С.М. Всемирная история еврейского народа от древнейших времен и до настоящего. - Рига, 1924-1938, т.1-10; Еврейская энциклопедия (изд. Брокгауз и Эфрон). - Спб., 1908-1013, т.1-16; История еврейского народа от талмудической эпохи и до эпохи эмансипации. - И., 1922.

24. История и культура евреев в новое время.

Вопрос предназначен для проверки знаний студента по важнейшим событиям, движениям, тенденциям, идеологическим направлениям и культурным особенностям еврейской среды Нового Времени

Ответ предполагает освещение следующих аспектов: Общая характеристика еврейского общества в Новое время (основные отличия от облика еврейского общества в Средние века). Основные общественные события, процессы и личности, подтолкнувшие еврейское общество к радикальным реформациям: саббатианство, движение Якова Франка, различные раввинистические учения – все это привело к кризису доверия в еврейском обществе. Переломный момент: сефардско - португальская община Амстердама – отмирание традиционной модели общинного устройства. Проявление процессов самоидентификации, раскрепощения и свободомыслия в деятельности конкретных людей: Барух Спиноза, Менаше-бен-Израэль и др. Появление Ηofjuden, как признака приближающейся эпохи, подрывающего традиционные общинные устои. Зарождение и развитие хасидизма; видные деятели хасидизма: Бешт, Маггид и др. Хасидский Цадик, его двор и полномочия. Движение Митнагдим. Предпосылки возникновения идеологии Хаскала, ее видные деятели: Моше Мендельсон, Нафтали Весели и др. европейский национализм и просвещенные элиты как два основных толчка к появлению и развитию идей национальной эмансипации и обретения государства. Теодор Герцль как родоначальник сионизма. Развитие сионизма и социального сионизма.

25. Библейский креационизм.

Вопрос предназначен для проверки знаний студента о специфических чертах и особенностях культуры и религии древнего Израиля, его культурной уникальности.

Ответ предполагает освещение следующих аспектов:

1) Две версии описания творения в кн. Бытия. 2) Истолкование начальных стихов Библии в свете возможных релевантных месопатамских параллелей. 3) Разбор этапов творения по дням 4) Библейская концепция creation ex nihilio.



Литература: Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М.: РГГУ, 2000; И.Р.Тантлевский «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма», 2-е изд. СПб.: Изд-ие СПб. ун-та, 2007. Якобсон В.А., История древнего Востока: От ранних государственных образований до древних империй / Под ред. А.В. Cедова; Редкол.: Г.М. Бонгард-Левин (пред.) и др.; Ин-т востоковедения. — М. : Вост. лит., 2004.

26. Библейские и ханаанские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии.

Вопрос предназначен для проверки знаний студента о специфических чертах и особенностях культуры и религии древнего Израиля, его религиозной уникальности.

Ответ предполагает освещение следующих аспектов: 1) Библейские представления о Шеоле. Идея загробного воздаяния в книгах Последних Пророков и Писаниях. 2) «Дух» и «душа» человека. 3) Библейский монотеизм и полемика с культом предков. Библейские и ханаанейско-аморейские представления о душе в потустороннем мире (запрет на поклонение духам предков, рефаимы).

Литература: Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М.: РГГУ, 2000; И.Р.Тантлевский «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма», 2-е изд. СПб.: Изд-ие СПб. ун-та, 2007.

27. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире.

Вопрос предназначен для проверки знаний студента о специфических чертах и особенностях культуры и религии древнего Израиля, его религиозной уникальности.

Ответ предполагает освещение следующих аспектов: 1. Антропогенез в Священном кодексе; 2. Антропогенез в версии Яхвиста; 3. Каин и Авель. Доброе и злое начала в мире.

Литература: Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М.: РГГУ, 2000; И.Р.Тантлевский «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма», 2-е изд. СПб.: Изд-ие СПб. ун-та, 2007.

28. Формирование библейского канона.

Вопрос предназначен для проверки знаний студента по важнейшим теоретическим вопросам составления и канонизации библейских книг, по практике наименования книг, по древнейшим рукописям и переводам Пятикнижия.

Ответ предполагает освещение следующих аспектов: 1) наименование книг ; 2) этапы канонизации Пятикнижия : а) деятельность Езры и Неемии ок.444 г.до н.э.; б) деятельность Синедриона в г.Явнэ ок.90-100 гг.н.э.; в) деятельность масоретов 6-10 вв.н.э.; 3) а) арамейские таргумы; б)самаритянский таргум; в)греческие таргумы

Литература: Тантлевский И. Р. Введение в Пятикнижие Москва, 2000; Тищенко С.В. Кто написал Тору? К литературной истории Пятикнижия.Библия.Литературные и лингвистические исследования. Москва, 1998.

29. Средневековая еврейская философия.

Вопрос предназначен для проверки знаний студента об истории возникновения средневековой еврейской философии, ее основных школах и направлениях, взаимном влиянии евреской философии и христианской мысли.

Ответ предполагает освещение следующих аспектов:


  1. Эволюция средневековой арабо-мусульманской философии: ее теоретические источники и основные представители.

  2. Ибн Сина (Авиценна). Его жизнь и творчество. Физика и метафизика Ибн Сины.

  3. Ибн Рушд (Аверроэс). Его жизнь и сочинения. Ибн Рушд как комментатор Аристотеля.

  4. Эволюция средневековой еврейской философии и ее основные представители.

  5. Ибн Гебироль (Авицеброн), его жизнь и творчество.

  6. Моше бен Маймон (Маймонид). Его жизнь и творчество. Проблема Бога и его атрибутов в «Путеводителе растерянных». Моше бен Маймон о творении мира и божественном провидении. Трактовка вопроса о пророчестве.

Литература: Ибн Сина. Указания и наставления // Он же. Избранные философские произведения. М.: «Наука», 1980. С. 293 – 351; Ибн Сина. Книга о душе // Там же. С. 384 – 394; Ибн Рушд. Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией // Сагадеев А.В. Ибн-Рушд (Аверроэс). М.: «Мысль», 1973. С. 169 – 199; Ибн Гебироль. Источник жизни // Знание за пределами науки. М.: «Республика», 1996. С. 336 – 391; Моше бен Маймон (Маймонид). Путеводитель растерянных. Иерусалим; Москва: «Мосты культуры», 2003. С. 249 – 318.

30. Еврейская философия нового времени

Вопрос предназначен для проверки знаний студента об истории возникновения еврейской философии нового времени, ее основных школах и направлениях, взаимном влиянии евреской философии и европейской философской мысли.

Ответ предполагает освещение следующих аспектов: 1) Еврейская мысль и европейская культура Нового времени: проблемы взаимоотношений (общность источников, основные идеи философии Нового Времени т отношение к ним еврейской ымсли). 2) Спиноза и Новое время (Спиноза как герой европейской и еврейской ымсли). 3) Кантианство и философия Маймона (Жизнь и учение М., М. и философия 19-го и 20-го века). 4) Философия хасидизма и реакция на нее (возникновение х., место х. в интеллектуальной истории, социальное учение х., учение рабби Нахмана из Брацлава). 5)Неокантианство и еврейская философия Германа Когена (учение К. о бытии, система К., понятие человека в философии К., Я, Ты, Оно. Иудаизм и религия разума). 6) Розенцвейг, Бубер (диалогоческая философия у Р., Философия диалога Б.). 7) Хайдеггер и неокантианство, трансформация Х. учения Германа Когена. 8) Философия Левинаса (философия Другого, философия иудаизма у Левинаса).

Литература: Пинхас Полонский. Введение в философию иудаизма; Спиноза. Богословско-политический трактат; Маймон. Опыты трансцедентальной философии; Коген. Логика чистого познания, Религия разума в источниках иудаизма; Бубер. Я и Ты.

31. Баал Шем Тов и хасидизм

Вопрос предназначен для проверки знаний студента об истории возникновения еврейской философии нового времени, ее основных школах и направлениях, взаимном влиянии евреской философии и европейской философской мысли.

Ответ предполагает освещение следующих аспектов: Биография Исраэль – бен-Элиэзера-Баал-Шем-Това. Многочисленные хасидские рассказы о Беште и его деятельности. Труды Бешта: сказки, предания, рассказы. Центральные положения учения Бешта: личность Цадика и состояние двекута. Наследие Бешта: хасидские династии его учеников; Р. Дов Бэр из Межирича и другие.

Литература: «Шивхей Бааль Шем Тов» («Прославление Бааль Шем Това»),1815. Кесер Шем Тов Учения Бааль Шем Това. "Завещание рабби Исроэля Бааль Шем Това" Учения Бааль Шем Това. Исраэль Баал Шем Тов Эли Визель, "Рассыпанные искры". Биографии учителей хасидизма.

32. Ранняя еврейская мистика.

Вопрос предназначен для проверки знаний студента по важнейшим культурно-идеологическим аспектам иудаизма времен Второго Храма.

Ответ предполагает освещение следующих аспектов: 1) Литература Мудрости (книга Премудрости Соломона, славянская книга Еноха: Мудрость как эманация от Божественной Славы, последующее отождествление Мудрости с Торой, влияние греческого Логоса), 2) Характеристика эфиопской книги Еноха. 3) Характерика третьей книги Еноха (Гейхалот)(5-6 в.): содержание; 4) Характеристика Книги Созидания (Книга Авраама): а) время написания (3-6 в.), место написания (Палестина), лингвистические особенности (мишнаитский иврит), версии (до нас дошла в краткой версии), б) Универсализм (объяснение названия «Книга Авраама»), в) Изображение процесса творения мироздания Господом «тридцатью двумя путями мудрости», которые суть десять чисел без ничего и двадцать две буквы основания. Первоэлементы, первопринципы мироздания, г) положение человека в мироздании, способность человека вернуться к своему Создателю через постижение тайн мироздания, д) внешнее влияние на Сефер – Йецира (неоплатоников, неопифагорийцев, «Проповедей» Псевдо-Клемента и т.д.), более поздние комментарии на книгу (Саади Гаона, Исаака Слепого и т.д.)

Литература: И. Р. Тантлевский. Книга Авраама, называемая книгой Созидания. СПб, 2007. И. Р. Тантлевский. Книги Еноха. Сефер Йецира. Книга Созидания. Спб, 2002. Charles R. H., The Ethiophic Version of the Book of Enoch. Oxford, 1906.

33. Культура самаритян.

Вопрос предназначен для проверки знаний студентов о литературе и истории самаритян, происхождению самаритян согласно библейским источникам, их религиозным практикам и культу, Храму самаритян на горе Геризим, Священных книгах самаритян и их особенностях.



Ответ должен быть построен по следующей схеме и содержать следующие пункты:

  1. Происхождение самаритян, согласно библейским источникам. Отношения иудеев и самаритян. Книга Ездры.

  2. Религиозные практики самаритян, Храм на горе Геризим, разрушение Храма.

  3. Литература Самаритян. Пятикнижие Самаритян и его отличие от масоретского текста Пятикнижия. Самаритяне и их отношение к пророческой и раввинистической литературе.

Литература: R.J.Coggins.Samaritans and Jews:The Origin of Samaritianism Reconsidered. Atlanta.1975

III. Литературные источники (общетеоретические и специальные) для специализации «Библеистика»

  1. Пятикнижие.

  2. Второзаконие. Понятие «девтерономической истории».

  3. Ранние пророки.

  4. Поздние Пророки.

  5. Исайя, Иеремия, Иезекиил.

  6. Малые пророки.

  7. Писания.

  8. Псалмы и Иов.

  9. Притчи и Екклесиаст.

  10. Еврейские апокрифы и псевдэпигграфы (общая характеристика)

  11. Премудрость Соломона. Премудрость Иисуса, сына Сирахова. Товит.

  12. Енох. Книга Юбилеев и Завещание 12 патриархов.

  13. Рукописи Мертвого моря (общая характеристика).

  14. Устав общины. Дамасский документ.

  15. Религиозно-этическое учение Когена.

  16. Барт Р. Мифологии.

  17. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса.

  18. Вико Дж. Основание новой науки об общей природе наций.

  19. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.

  20. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества.

  21. Данилевский Н.Я. Россия и Европа.

  22. Ильин И.А. Основы христианской культуры.

  23. Лотман Ю.М. Культура и взрыв

  24. Ницше Ф. Рождение трагедии.

  25. Сорокин П. Социальная и культурная динамика.

  26. Трубецкой Н.С. Европа и человечество.

  27. Хейзинга И. Homo ludens.

  28. Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры.

  29. Шпенглер О. Закат Европы.

  30. Элиаде М. Аспекты мифа.

  31. Фрейд З. Тотем и табу.

  32. Юнг К.Г. К вопросу о подсознании.

  33. Ясперс К. Смысл и назначение истории.
следующая страница >>


izumzum.ru