Программа внеурочной деятельности - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пипия Елена Ивановна П. Ивня 2012г программа внеурочной деятельности... 1 87.34kb.
Рабочая программа внеурочной деятельности 2 468.61kb.
Программа курса внеурочной деятельности 1 4 класс 1 239.3kb.
Примерные программы внеурочной деятельности 2 497.94kb.
Рабочая программа по организации внеурочной деятельности обще-интеллектуальной... 2 530.02kb.
Программа по внеурочной деятельности в начальной школе «Юный программист» 1 65.75kb.
Программа по внеурочной деятельности 1 187.51kb.
Программа внеурочной деятельности «Уроки нравственности» составлена... 2 352.34kb.
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Информатика» 1 123.49kb.
Программа по внеурочной деятельности в кружке «Весёлые нотки» для... 1 227.62kb.
Данная программа представляет собой программу организации внеурочной... 2 693.47kb.
Профессиональная переподготовка кадров программа «менеджмент образования» 1 164.79kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Программа внеурочной деятельности - страница №1/1

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 15 города Новокуйбышевска городского округа

Новокуйбышевск Самарской области


С О Г Л А С О В А Н О










У Т В Е Р Ж Д Е Н О

на заседании методического совета

Протокол №___от____________

зам. директора по УВР

_______Л. В Исакова











приказом директора ГБОУ ООШ № 15

г.Новокуйбышевска

№_____от__________________Ю.А. Ивашова


ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Волейбол»

(модифицированная, спортивно-оздоровительное направление)




Возраст обучающихся - 11-14 лет
Срок реализации программы – 3 года
Учитель физической культуры

Симоненко Мария Вячеславовна

г.Новокуйбышевск

2013 г.

Пояснительная записка
Волейбол – один из игровых видов спорта в программе физического воспитания обучающихся общеобразовательного учреждения.

Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и перифирического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.



Цель программы - содействие освоению школьниками норм ведения здорового образа жизни, норм сохранения и поддержания физического и психического здоровья, форм организации активного досуга.

Основными задачами учебно-тренировочного процесса в программе внеурочной деятельности «Волейбол» являются:



  • пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоро­вья, содействие гармоническому физическому развитию зани­мающихся;

  • популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха;

  • формирование у обучающихся устойчивого интереса к за­нятиям волейболом;

  • обучение технике и тактике игры в волейбол;

  • развитие физических способностей обучающихся (силовых, скорост­ных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);

  • формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;

  • воспитание моральных и волевых качеств обучающихся.

Программа ориентирована на подростков и имеет общий объем – 204 часа, 68 часов в каждом учебном году.

Рекомендуемая наполняемость группы – 15 человек. Группа формируется по половозрастному признаку.



Режим занятий – 1 раз в неделю по 2 часа в спортивном зале.

К занятиям по программе допускаются обучающиеся, по состоянию здоровья отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам, что подтверждается справкой из лечебного учреждения, обслуживающего ребенка. Форма одежды – футболка/майка и спортивные шорты, обувь – кроссовки, надетые поверх сменных носков.

Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе отдельно взятого класса, так и в смешанных группах, состоящих из обучающихся нескольких классов одной параллели.

Ожидаемые результаты реализации программы внеурочной деятельности «Волейбол». Реализация программы в основной школе призвана обеспечить следующие личностные результаты:

- формирование норм здорового образа жизни;

- приобретение опыта организации игры в волейбол как вида спорта и активного отдыха;

- понимание значения волейбола в развитии физических способно­стей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся; названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники; наиболее типичных ошибок при выполнении техниче­ских приёмов и тактических действий; основного содержания правил соревнований по волей­болу; жестов волейбольного судьи;

- формирование представлений о контрольных упражнениях (двигательных тестах) для оценки физической и технической подготовленности и тре­бований к технике и правилам их выполнения;

- освоение правил безопасного поведения во время занятий волей­болом; игровых упражнений, подвижных игр и эстафет с элементами волейбола; технических приёмов и тактических дей­ствий при игре в волейбол;

- выполнение упражнений для развития физических способностей обучающихся (силовых, скорост­ных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);

- формирование умений контролировать своё самочувствие (функциональное со­стояние организма) на занятиях волейболом.



Метапредметные результаты:

- способность выделять ценность здорового образа жизни при организации активного отдыха;

- умение соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях волейболом;

- формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.

Результаты освоения программы «Волейбол» внеурочной деятельности обучающихся распределяются по трем уровням:


  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний о волейболе в развитии физических способностей обучающихся; о технике безопасности при занятиях волейболом; об ответственности за поступки, слова и мысли; об упражнениях для развития физических способностях обучающихся.

  2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре.

  3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта организации досуга сверстников, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.


Тематический план

Таблица 1.



Распределение учебного материала по волейболу во внеурочной деятельности обучающихся 5 – 7 классов


№ п/п

Учебный материал

Классы





5

6

7

Перемещения

1

Стойка игрока (исходные положения)

Р

З

С

2

Перемещения в стойке при­ставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд

Р

З

С

3

Сочетание способов переме­щений (бег, остановки, по­вороты, прыжки вверх)

+

+

+

Передачи мяча

1

Передача мяча сверху дву­мя руками вперёд-вверх (в опорном положении)

Р

З

З

Подачи мяча

1

Нижняя прямая

Р

З

З

Приём мяча

1

Приём мяча снизу двумя ру­ками

Р

З

З

2

Приём мяча сверху двумя руками

Р

З

З

Тактика игры

1

Индивидуальные тактиче­ские действия в нападении и защите

Р

Р

З

2

Двусторонняя учебная игра

+

+

+

Подвижные игры и эстафеты

1

Игры и эстафеты на закре­пление и совершенствование технических приёмов и так­тических действий

+

+

+

2

Игры, развивающие физи­ческие способности

+

+

+

Физическая подготовка

1

Развитие скоростных, скоростно-силовых, координа­ционных способностей, вы­носливости, гибкости

+

+

+

Условные обозначения: Р — разучивание двигательного дей­ствия; З — закрепление двигательного действия; С — совершенство­вание двигательного действия; (+) — указывает на использование данного материала на занятии.



Таблица 2.

Тематическое планирование. 5 класс


№ п/п

Название раздела


Количество часов на изучение раздела

Общее кол-во часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных активных занятий

1.

Вводное занятие.

1

1

0

2.

Техника, приемы и тактика игры.

28

2

26

2.1.

Правила перемещения при игре в волейбол.

4

0

4

2.2.

Техника передачи мяча.

4

0

4

2.3.

Техника подачи мяча.

4

0

4

2.4.

Техника приема мяча.

4

0

4

2.5.

Тактика игры.

12

2

10

3.

Подвижные игры и эстафеты.

16

0

16

4.

Физическая подготовка.

10

0

10

5.

История игры: проект «Игровые виды спорта – «Волейбол».

5

5

0

6.

Пропаганда игры: проект «Малые спортивные игры - «Волейбол».

8

1

7

ВСЕГО:

68

9

59


Содержание занятий
Раздел 1. Вводное занятие (1 час).

Правила техники безопасности. Основные правила игры.


Раздел 2. Техника, приемы и тактика игры (28 часов).

2.1. Правила перемещения при игре в волейбол (4 часа). Стойка игрока (исходные положения). Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед. Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). Эстафеты с перемещениями различными способами, с выполнением различных заданий.

2.2. Техника передачи мяча (4 часа). Передача мяча сверху двумя руками вперед-вверх (в опорном положении): имитация, передача мяча над собой и партнеру, передачи мяча в парах.

2.3. Техника подачи мяча (4 часа). Нижняя прямая подача мяча.

2.4. Техника приема мяча (4 часа). Прием мяча снизу двумя руками. Прием мяча сверху двумя руками.

2.5. Тактика игры (12 часов). Индивидуальные тактические действия в нападении: перемещение; выбор места для второй передачи, нападающего удара, подачи; выполнение подачи, второй передачи и нападающих ударов. Индивидуальный тактические действия в защите: определение действия соперника, прием подачи. Двусторонняя учебная игра.


Раздел 3. Подвижные игры и эстафеты (16 часов).

Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий («Спиной к финишу», «Челночный бег с переносом кубиков», «Эстафета у стены», «Мяч над головой», «Передачи в движении», «Не урони мяч», «Мяч над сеткой», «Вызов номеров», «Снайперы»). Игры, развивающие физические способности.


Раздел 4. Физическая подготовка (10 часов).

Упражнения и подвижные игры на развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости.


Раздел 5. История игры: проект «Игровые виды спорта – Волейбол» (5 часов).

Сбор обучающимися 5 классов информации об истории возникновения игры волейбол, о достижениях сборных команд Российской Федерации, подготовка презентационных материалов и проведение информационных часов для сверстников.


Раздел 6. Пропаганда игры: проект «Малые спортивные игры – Волейбол» (8 часов).

Формирование и подготовка силами школьников команд сверстников в параллели. Организация и проведение силами обучающихся «Малых спортивных игр – Волейбол».


Методическое обеспечение программы

Формы организации внеурочных занятий по волейболу

Каждое занятие по волейболу состоит из трёх взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных частей: а) под­готовительной (разминка); б) основной; в) заключительной.



Подготовительная часть (разминка) обеспечивает опти­мальную эластичность связок, сухожилий, мышц, подвиж­ность звеньев двигательного аппарата и функциональное вырабатывание систем организма.

Примерное содержание подготовительной части занятия:

1. Ходьба в колонне по одному:


  • обычная в сочетании с выполнением упражнений для рук (круговые движения руками в плечевых суставах с боль­шой амплитудой, сжимание и разжимание пальцев рук, сги­бание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями);

  • на носках; на внешней и внутренней стороне стоп;

  • в полуприседе; приседе.

  1. Медленный бег в колонне по одному (1,5—2 мин): ли­цом вперёд; приставными шагами левым и правым боком вперёд; спиной вперёд; «змейкой».

  2. Ходьба в сочетании с выполнением упражнений на вос­становление дыхания.

  3. Общеразвивающие и специальные подготовительные упражнения.

  4. Прыжковые упражнения: прыжки вверх со взмахом рук, прыжки вверх из упора присев; прыжки на одной и на обеих ногах от одной лицевой линии волейбольной площадки до другой лицом вперёд, боком и спиной вперёд; с поворотом на 180°.

Методическое указание. Координационная структура некото­рых упражнений, выполняемых в подготовительной части занятия, должна быть сходной с двигательными действиями, включёнными в основную часть занятия.

В основной части занятия решаются следующие основ­ные задачи:

  • обучение технике и тактике игры, их закрепление и со­вершенствование;

  • формирование умений применять технико-тактические действия в двусторонней игре;

  • развитие физических способностей.

В начале основной части занятия изучается новый учеб­ный материал. Закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий осуществляется в середине и в конце основной части занятия.

Чтобы хорошо и быстро освоить новое, особенно слож­ные движения, и избежать появления ошибок, рекомендуется в техническую подготовку включать подготовительные и подводящие упражнения. Эти упражнения надо выполнять перед началом освоения новых движений.

Упражнения на совершенствование технических приёмов следует выполнять в парах, во встречных колоннах, с пере­мещением в противоположную колонну.

Целенаправленное развитие физических способностей осуществляется на уроках в следующей последовательности: вначале скоростные, скоростно-силовые, координационные упражнения, затем силовые упражнения и упражнения на выносливость.



В связи с тем, что учащиеся не всегда с удовольствием выполняют некоторые учебные задания, связанные с много­кратным повторением однообразных двигательных действий, целесообразно организовать их выполнение в игровой и со­ревновательной форме (подвижные игры, эстафеты, игровые задания, соревнования — кто лучше, точнее, быстрее).

Занятие рекомендуется заканчивать двусторонней учебно-тренировочной игрой.

Перед двусторонней игрой учитель распределяет учащихся на команды в зависимости от уровня их подготовленности. При необходимости следует останавливать игру, да­вать соответствующие корректировочные указания, задания по тактике игры, по использованию технических приёмов, разучиваемых на уроке, обращать внимание на допускаемые учащимися ошибки.

В заключительной части занятия подводят итоги, отме­чают положительные моменты и допущенные недочёты, дают задание для самостоятельной работы.

Для лучшего и более быстрого усвоения материала зани­мающимся целесообразно давать домашние индивидуальные задания:



  • по физической подготовке (упражнения для развития силовых, скоростных и скоростно-силовых способностей);

  • по технической подготовке (упражнения в передачах, подаче, нападающем ударе);

  • по тактической подготовке (изучение тактики по игро­вым функциям, решение тактических задач).

По направлен­ности занятия по волейболу подразделяются на однонаправленные, комбини­рованные, целостно-игровые, контрольные.



Однонаправленные занятия посвящены только одному из компонентов подготовки волейболиста: технической, так­тической или физической.

Комбинированные занятия включают два-три компонен­та в различных сочетаниях: техническая и физическая под­готовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, тактическая и физическая подготовка.

Целостно-игровые занятия построены на учебной дву­сторонней игре в волейбол по упрощённым правилам, с со­блюдением основных правил.

Контрольные занятия посвящены приёму нор­мативов у учащихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уров­не технико-тактической и физической подготовленности за­нимающихся.

Примерные контрольные упражнения по технической подготовке:

  • точность второй передачи (из зоны 3 в зону 4; из зо­ны 2 в зону 4);

  • точность передачи мяча через сетку в прыжке;

  • точность подач в зоны (рис. 4) или гимнастические об­ручи;

  • точность нападающих ударов со второй передачи из зон 4 и 2 в зоны 5, 6, 1 (квадраты 3x3 м от лицевой линии внутрь площадки);

  • точность первой передачи (приём подачи);

  • блокирование.

Примерные контрольные упражнения по физической подготовке:

  • бег 15—30 м с высокого старта и «с хода» (стартовая скорость). Разница времени бега между двумя измеренны­ми показателями является критерием быстроты стартового разгона;

  • челночный бег 5x6 м;

  • челночный бег по разметке волейбольной площадки: 9-3-6-3-9 м;

Методическое указание. Выполняется один из вариантов чел­ночного бега:

  1. с заступом ногой за линии разметки, поворотом на 180° и продолжением бега в противоположном направлении;

  2. с обеганием поворотных стоек последовательно с правой и левой стороны.

  3. с обеганием поворотных стоек (с левой или правой стороны), расставленных в один ряд по прямой линии;

• бег с изменением направления — к шести точкам на боковых линиях волейбольной площадки («ёлочка»);

Методическое указание. На волейбольной площадке расставля­ют 7 набивных мячей (1 кг): по три на противоположных боковых линиях на расстоянии 3 м друг от друга и один на середине лицевой линии. Занимающийся располагается на лицевой линии рядом с на­бивным мячом. По сигналу он начинает бег, касаясь мячей поочерёд­но (№ 1, 2, 3, 4, 5, б), каждый раз возвращаясь и касаясь мяча на лицевой линии. Время фиксируется секундомером.

• прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами с взмахом руками и касанием вертикальной разметки с точностью до 1 см на баскетбольном щите или на стене спор­тивного зала;

• прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с взмахом руками и касанием вертикальной планки с разметкой после спрыгивания с возвышения;

Методическое указание. Необходимо выполнить максималь­ный прыжок вверх. Оценивается высота прыжка.


  • выпрыгивание вверх толчком двумя ногами с места и определение высоты прыжка посредством лентопротяжного устройства конструкции В.М. Абалакова;

  • броски набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками с места на дальность;

  • броски набивного мяча массой 1 кг в прыжке с места на дальность.


Причины и предупреждение травматизма на занятиях по волейболу

Травма (спортивная) — нарушение целостности и функ­ционального состояния тканей или органов в ходе выполне­ния физических упражнений.

Травмы во время игры в волейбол можно получить при приёме сильно поданного мяча, падениях, прыжках и блоки­ровании мяча. Неопытность и отсутствие быстрой реакции у одних и сильные удары по мячу у других могут стать причи­ной повреждений кистей рук, лица, головы и туловища.

Наиболее типичные травмы: вывихи фаланг пальцев, растяжение связочного аппарата лучезапястного сустава, вы­вихи в плечевом суставе, растяжение связок коленного и голеностопного суставов, ушибы (при столкновении игроков и неудачном падении).

Для предотвращения травматизма на занятиях по волей­болу необходимо знать причины возникновения травм, со­блюдать правила организации занятий, а также использовать соответствующие средства и методы обучения.



Причины травматизма:

  1. Нарушение правил организации занятий (например, неправильное размещение или слишком большое количество занимающихся в зале, на спортивной площадке, встречное движение).

  2. Невнимание занимающихся, нарушение дисциплины и установленных правил во время занятий.

  3. Плохая подготовка организма занимающихся к пред­стоящей деятельности (недостаточная разминка перед заня­тием, игрой).

  4. Неправильная методика проведения занятий, несоблю­дение принципов последовательности и постепенности в уве­личении нагрузок и сложности упражнений, недостаточный учёт возрастных и половых особенностей занимающихся, не­соблюдение принципа индивидуализации.

При проведении занятий по волейболу, чтобы избежать травматизма, необходимо строго соблюдать следующие меры безопасности:

  • провести инструктаж учащихся по технике безопасности и правилам игры;

  • занятия проводить на сухой площадке с ровным по­крытием (в зале — на сухом полу) стандартных размеров под руководством учителя физической культуры или тренера;

  • занимающиеся должны быть в спортивной форме, пред­усмотренной правилами игры. При температуре ниже +10 °С занятия проводятся в спортивных костюмах. Обувь должна быть лёгкой и гибкой, без каблуков; шнурки должны быть крепко завязаны;

  • перед занятием необходимо снять кольца, часы, серёжки и цепочки;

  • обязательно выполнить разминку и специальные упраж­нения для мышц и связок рук, пальцев, коленного и голено­стопного суставов;

  • в процессе выполнения заданий следить, чтобы посто­ронний мяч не попал под ноги игрокам;

  • перед отработкой защитных действий необходимо на­учиться технике всех способов падения и приземления;

  • во время игры пользоваться защитными приспособле­ниями (наколенниками, налокотниками и др.); необходимо фиксировать (бинтовать) ранее повреждённые суставы.

Запрещается:

  • во время отработки приёмов игры использовать мячи нестандартных размеров и массы;

  • выполнять нападающий удар или подачу в игрока, сто­ящего спиной к сетке (не видящего мяча);

  • подавать мяч ногой;

  • играть на неровных и скользких поверхностях;

  • жевать жевательную резинку на занятиях.


Обучение учащихся технике и тактике игры в волейбол во второй половине дня

Техника игры — совокупность приёмов игры для осу­ществления игровой и соревновательной деятельности с це­лью достижения выигрыша, победы.

Приём игры — обусловленное правилами двигательное действие (технический приём) для ведения игровой и сорев­новательной деятельности.

Техника игры в волейбол включает следующую группу приёмов:



  • для игры в нападении — подача; передача двумя рука­ми сверху и снизу; нападающий удар; стойки и перемеще­ния;

  • для игры в защите — приём двумя руками снизу и сверху; блокирование; стойки и перемещения.

По мере овладения техническими приёмами занимающих­ся необходимо обучать тактике игры.

Тактика игры (в волейболе) — это целесообразное при­менение индивидуальных, групповых и командных действий с целью достижения успеха в соревновательном противоборстве с соперником.

Индивидуальными называют самостоятельные действия игроков, осуществляемые без партнёров.

Групповыми действиями называют взаимодействия двух- трёх-четырёх-пяти игроков.

Командными действиями называют взаимодействия всех игроков волейбольной команды.

Тактические действия в волейболе направлены на то, что­бы для игроков команды соперников создать затруднительные условия и ситуации, приводящие к их ошибкам и нарушени­ям правил игры.


Техника и обучение техническим приемам игры
Стойки и перемещения

Стойка волейболиста — поза готовности к перемещению и вы­ходу в исходное положение для выполнения технического приёма.

Техника выполнения. Ноги расставлены на ширине плеч и со­гнуты в коленных суставах. Одна нога впереди другой или ступни расположены параллельно. Туловище наклонено вперёд. Чем ниже стойка, тем больше наклон туловища вперёд. Руки со­гнуты в локтевых суставах, кисти на уровне пояса.

Применение: при подготовке к приёму подачи, при при­ёме и передачах мяча, перед блокированием, при приёме на­падающих ударов и страховке.

Перемещения — это действие игрока при выборе места на площадке.

В зависимости от характера технического приёма и игро­вой ситуации в волейболе используются различные способы перемещения: приставной шаг, двойной шаг, бег (рывок к мячу), прыжки.



Обучение

1. В стойке волейболиста:



  • выпад вправо, влево, шаг вперёд, назад;

  • приставные шаги вправо, влево от одной боковой линии площадки до другой;

  • двойной шаг вперёд, назад.

Методическое указание. Руки перед грудью согнуты в локтях и готовы выполнять действия с мячом.

  1. Скачок вперёд одним шагом в стойку.

  2. Подпрыгнуть, вернуться в стойку волейболиста и вы­полнить шаг или выпад: а) вперёд; б) в сторону.

  3. По сигналу (в беге) остановка в стойку и прыжок вверх толчком двух ног.

  4. В стойке перемещения по сигналу в стороны, вперёд, назад.

  5. Эстафеты с перемещениями различными способами, с выполнением различных заданий.


Передача мяча сверху двумя руками вверх – вперед (в опорном положении)

Техника выполнения. В исходном положении туловище вертикально, ноги согнуты в коленях (степень сгибания ног зависит от высоты траектории полёта мяча), стопы параллель­ны или одна (разноимённая сильнейшей руке) несколько впе­реди. Руки согнуты в локтях, локти слегка разведены. Кисти вынесены перед лицом так, чтобы большие пальцы находились на уровне бровей и были отведены в сторону. Указательные и большие пальцы обеих рук образуют треугольник. Пальцы напряжены и слегка согнуты. Встреча рук с мячом осуществляется вверху над лицом. При передаче руки и ноги выпрямляются, и мячу (мягким ударом кистями) придаётся нужное направление. Руки сопровождают полёт мяча и после передачи почти полностью выпрямляются.

Применение: при приёме по­дач, передачах для нападающего удара и перебивании мяча через сетку.

Обучение

  1. Имитация перехода из стой­ки волейболиста в исходное поло­жение для приёма и передачи мяча.

  2. Имитация передачи мяча двумя руками сверху на месте и после перемещения.

  3. Освоение расположения ки­стей и пальцев рук на мяче, мяч на полу. Кисти рук распола­гаются таким образом, чтобы большие пальцы были направле­ны друг к другу, указатель­ные — под углом друг к другу, а все остальные обхватывали мяч сбоку - сверху. Мяч поднимается с пола в исходное положение над лицом.

  4. В стойке волейболиста под­бросить мяч одной рукой над со­бой, поймать обеими руками и одновременно начать разгибание рук и ног, имитируя передачу.

  5. В парах. Один из партнёров набрасывает мяч в удоб­ное для выполнения передачи положение, второй ловит мяч в стойке и имитирует передачу, разгибая ноги и руки.

  6. В парах. Один из партнёров набрасывает мяч другому, который передаёт мяч сверху двумя руками.

Методическое указание. После 5-7 передач занимающиеся меняются ролями.

  1. Передачи мяча над собой на месте, в движении (при­ставными шагами, лицом вперёд, спиной вперёд), с измене­нием высоты полёта мяча.

  2. Две-три передачи мяча над собой и передача парт­нёру.

9. Передачи мяча в парах с варьированием расстояния и траектории.

10. В тройках. Игроки второй позиции выполняют верхнюю передачу мяча над собой, затем делают шаг в сторону и заходят за спину игроков третьей позиции. Игроки третьей позиции выполняют передачи мяча игрокам первой позиции. Игроки первой позиции верхней передачей возвращают мяч игрокам, находящимся на противоположной боковой линии.



Методическое указание. Упражнения 10-12 можно проводить в форме соревнования: какая из троек выполнит больше передач, не допустив при этом потери мяча.

  1. Передачи мяча в тройках. Расположение игроков в треугольнике: зоны 6—3—4, 6—2—3, 6—2—4; 5—3—4, 5—2—3, 5-2-4; 1-3-2, 1-4-3, 1-4-2.

  2. Передача в парах, передвигаясь приставными шагами по длине игровой площадки.

  1. В парах. Передача мяча через сетку.

  1. Передачи мяча на точность: в мишени, расположен­ные на стене, на игровой площадке (гимнастические обручи и др.).

  2. Подвижные игры с верхней передачей мяча: «Эста­фета у стены», «Мяч в воздухе», «Мяч над сеткой», «Вызов номеров» и др.

Ошибки:

  • большие пальцы направлены вперёд;

  • локти слишком широко разведены или наоборот;

  • кисти рук встречают мяч при почти выпрямленных в локтевых суставах руках.


Нижняя прямая подача мяча

Техника выполнения. Стоя лицом к сетке (за лицевой линией площадки), ноги согнуты в коленях, одна нога впе­реди (для правшей — левая, и наоборот), другая сзади, ту­ловище наклонено вперёд. Мяч на ладони согнутой левой руки на уровне пояса или чуть ниже. Правая рука отводится для замаха назад, а левой рукой под­брасывается мяч вверх на 30—50 см (не выше уровня головы).

Мяч ударяется напряжённой ла­донью (полукулаком, кулаком) на уровне пояса. После удара правая нога делает шаг впе­рёд.



Применение: при введении мяча в игру.

Обучение

1. Имитация подачи мяча.



2. Подача в стену с расстояния 6-9 м.

  1. Подачи в парах (игроки на боковых линиях).

  2. Подачи через сетку с расстояния 3, 6, 9 м от сетки.

  3. Подача через сетку из-за лицевой линии.

  4. Подачи в правую и левую половины площадки.

  5. Подачи в ближнюю и дальнюю части площадки.

  6. Подачи на точность:

  • последовательно в зоны 1, 6, 5, 4, 2;

  • на партнёра, располагающегося в различных точках пло­щадки;

  • между двух партнёров, стоящих рядом на расстоянии от 2 до 1 м друг от друга.

  1. Соревнования: на большее количество подач подряд без ошибок (в заданный участок), на заданное число попыток (учёт ошибок).

Ошибки:

  • ноги не согнуты в коленях;

  • туловище не наклонено вперёд;

  • подброс мяча выше уровня головы;

  • подброс мяча близко к туловищу;

  • недостаточная амплитуда замаха;

  • удар по мячу выше пояса и ненапряжённой кистью.


Прием мяча снизу двумя руками

Техника выполнения. В ис­ходном положении ноги согнуты в коленных суставах, туловище незначительно наклонено вперёд, руки в локтевых и лучезапястных суставах выпрямлены, кисти соединены «в замок» и распола­гаются перпендикулярно траектории полёта мяча. Приём мяча осуществляется на нижнюю часть предплечий или кисти с одновременным разгибанием ног и туловища вперёд-вверх. Прямые руки поднимаются до уровня груди.

Применение: при приёме мяча от подачи и атакующего удара; при приёме мяча, отражённого сеткой; при передачах для нападающих ударов и перебивания мяча через сетку.

Обучение

  1. Имитация приёма мяча в исходном положении.

  2. Имитация приёма мяча после перемещения (вперёд, назад, в стороны).

  3. В парах. Один давит на мяч, лежащий на предплечьях другого игрока (стоящего в исходном положении), и тот ими­тирует приём.

  4. Стойка волейболиста, держа на выпрямленных руках лежащий на запястьях мяч:

а) покачивание руками вверх-вниз и в стороны;

б) разгибание и сгибание ног, имитируя приём и передачу


мяча.

  1. Подбрасывание мяча невысоко над собой и приём его на запястья выпрямленных рук.

  2. Подбивание волейбольного мяча снизу двумя руками на месте. Движение рук выполняется за счёт разгибания ног.

  3. Подбивание волейбольного мяча снизу двумя руками с продвижением: лицом вперёд; боком приставными шагами.

  4. Приём мяча, наброшенного партнёром. Расстояние 2—3 м, затем постепенно увеличивается до 9—12 м.

  5. В парах. Приём мяча снизу и передача партнёру сверху двумя руками.

  6. Приём мяча после отскока от пола (в парах или у стены).

  7. Приём мяча в зоне 6, мяч через сетку набрасывает партнёр.

Ошибки:

  • в момент приёма руки согнуты в локтевых суставах;

  • руки почти параллельны полу;

  • резкое встречное движение рук к мячу;

  • приём мяча на «кулаки».



Обучение индивидуальным техническим действиям в нападении

Индивидуальные действия игрока в нападении вклю­чают:



  • перемещения, выбор места для второй передачи, на­падающего удара, подачи;

  • выполнение подач, вторых передач и нападающих ударов.

Обучение тактическим действиям при выполнении подачи

Методическое указание. Основная задача - научить занимаю­щихся выбирать способ подачи и направление с учётом конкретной игровой обстановки, чтобы выиграть очко или затруднить приём мяча, затруднить команде соперника реализацию её тактического плана.

Упражнения

  1. Подача в 3-метровые коридоры площадки.

  2. Подача в зоны 1 и 5 в углы площадки.

  3. Подача к боковым и лицевым линиям.

  4. Подача между игроками (расположение игроков моде­лируется).

  5. Подача на игрока, вступившего в игру после замены (смоделировать ситуацию).

  6. Подача на игрока, слабо владеющего навыком приёма подачи.

  7. Чередование подач с различной траекторией и скоро­стью полёта мяча.

Обучение тактическим действиям при выполнении передачи мяча

Упражнения

1. Передача мяча в разные зоны площадки соперника:



  • после подачи принимающий мяч игрок защищающейся команды передаёт его своему партнёру, находящемуся воз­ле сетки (зона 3), а тот передаёт мяч на правый или левый фланг (зоны 4 и 2), где получивший от него игрок передаёт мяч в ту зону площадки соперника, которая оказывается ме­нее защищенной; после подачи принимающий мяч игрок защищающейся команды передаёт его своему партнёру, находящемуся возле сетки (зона 3), а тот передаёт мяч в зону 1, 5 или 6. Игрок, за которым остаётся третье касание мяча, направляет его через сетку, стараясь попасть в наименее защищенные места пло­щадки соперника.

Методическое указание. На начальном этапе обучения зани­мающиеся направляют мяч ближе к лицевой линии площадки, за спины сдвинувшихся вперёд игроков.

2. Неожиданные передачи мяча через сетку на площадку соперника: после подачи принимающий мяч игрок защищающейся команды передаёт его своему партнёру, находящемуся возле сетки (зона 3), а тот быстрой передачей неожиданно перево­дит его на площадку соперника. Хитрость этого тактического действия заключается в том, что игроки команды соперника готовятся к тому, что после приёма игрок передаст мяч свое­му партнёру, и не ожидают перевода мяча на свою сторону площадки.



Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите

Индивидуальные действия игрока в защите сводятся к умению определять действия соперника и своевременно вы­бирать место при приёме подачи, нападающего удара, при блокировании, на страховке.


Обучение тактическим действиям при приеме подач

Упражнения

  1. Челночное передвижение обучающихся приставными шагами от одной боковой линии до другой — по сигналу имитация приёма.

  2. Челночный бег от лицевой линии до линии нападения (лицом вперёд) и обратно (спиной вперёд) — по сигналу ими­тация приёма мяча.

  3. Приём мяча, переброшенного через сетку из зоны 6 в различные зоны и на разной высоте.

  4. Приём подач, выполненных из зоны 6 и из-за лицевой линии в различные зоны и с различной траекторией полёта мяча.

Методическое указание. При приёме сильных подач волей­болистам располагаться дальше от сетки, а при приёме слабых по­дач - ближе к ней.

В зависимости от траектории и силы подачи игрок определяет способ приёма (сверху или снизу) мяча и целесообразное направле­ние первой передачи, исходя из месторасположения игроков своей команды.
Основы физической подготовки

Физическая подготовка в волейболе направлена на раз­витие физических способностей и повышение функциональ­ных возможностей систем организма, несущих основную на­грузку в игре.

Физическая подготовка является важным условием успеш­ного освоения технических приёмов и тактических действий, а также надёжности игровых действий волейболистов в про­цессе соревновательной деятельности. Она является как бы фундаментом, основной базой, на которой формируется ма­стерство волейболиста.

Эффективность физической подготовки зависит от пра­вильного выбора средств (общеразвивающих и специально-подготовительных упражнений), которые характеризуются определённым тренировочным эффектом и позволяют целе­направленно воздействовать на развитие физических способ­ностей, специфических для волейбола (прыгучесть, быстрота двигательной реакции, скорость одиночного движения, прыж­ковая выносливость и др.), а также от умелого применения методов выполнения физических упражнений.

Приобретаемый в процессе физической подготовки уро­вень развития физических способностей называется физиче­ской подготовленностью.


Скоростные способности

Скоростные способности — возможности человека, обеспечивающие выполнение им двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени.

В волейболе к числу основных скоростных способностей относятся: 1) быстрота двигательной реакции на движущийся объект; 2) быстрота одиночного движения; 3) быстрота пере­мещения.

Основными средствами развития скоростных способно­стей являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью, т. е. скоростные упражнения.

Двигательная реакция — это умение быстро и точно реагировать в различных условиях двигательной деятельности.

Реакция на движущийся объект — это реагирование на движущийся объект (мяч, перемещение игроков своей коман­ды и команды соперника и т. д.).

Волейболист должен увидеть мяч, посланный соперником или игроком своей команды, оценить направление и скорость его полёта, выбрать план действий и начать незамедлитель­но и эффективно действовать. Особенно ярко эти требования проявляются в игре у сетки и приёме подачи.



Упражнения

  1. В парах. Встречные неточные передачи мяча с пере­мещением игроков вправо, влево, вперёд, назад.

  2. Четыре-пять занимающихся становятся по кругу диаме­тром 4—5 м примерно на равном расстоянии друг от друга. Перемещаясь по кругу бегом, каждый из школьников пооче­рёдно выполняет передачу мяча над собой и делает ускорение вперёд; следующий за ним партнёр занимает его место и осуществляет приём и передачу мяча над собой и т. д.

3. Подвижные игры с быстрым реагированием на дви­жущийся объект или предмет: «Салки», «Подвижная цель», «Охотники и утки», «Перехвати мяч», «В одно касание» и др.

Методическое указание. При выполнении упражнений следует постепенно увеличивать скорость полёта мяча, внезапность его по­явления, сокращать путь полёта.

Быстрота одиночного движения. Проявляется в способ­ности с высокой скоростью выполнять отдельные двигатель­ные действия (например, удар рукой по волейбольному мячу; выпад вперёд (в сторону) при приёме быстролетящего мяча и др.).

Упражнения: одиночные движения рукой, ногой на ско­рость выполнения.

Быстрота перемещения. Проявляется в способности преодолевать определённое расстояние в наиболее короткий отрезок времени и своевременно выходить к быстролетящему мячу.

Упражнения

  1. Пробегание с максимальной скоростью коротких отрез­ков 5—10 м с места и с ходу.

  2. Стартовый рывок на 6—9 м из различных исходных положений: стойка волейболиста; стоя боком к направлению движения; стоя спиной к направлению движения; из приседа; из упора присев; из упора лёжа; из упора лёжа на бёдрах; из положения лёжа на груди, сед согнув ноги и др.

  3. Бег от лицевой линии волейбольной площадки к сред­ней линии (сетке) из различных исходных положений: стой­ка волейболиста; выпад вперёд; выпад в сторону; полупри­сед; присед; сед; сед согнув ноги; упор на коленях и др. по звуковому сигналу (свисток, команда «Марш!» или хлопок ладонями) и зрительному ориентиру (подброшенному вверх волейбольному мячу).

  4. Из основной стойки волейболиста выпад вправо (вле­во), назад (вперёд) и стартовый рывок 6—9 м.

  5. Быстрые перемещения (влево, вправо, вперёд, назад) с последующей имитацией технического приёма или выполне­нием его.

  6. В парах. После передачи мяча обежать партнёра и вер­нуться на исходную позицию. Партнёр одну передачу выпол­няет над собой и повторяет действия первого.

  7. Передача мяча над собой в 3 м от сетки. По сигналу — рывок до сетки, коснуться её рукой и вернуться на исходную позицию, продолжая выполнять передачи над собой.

  8. Игры и эстафеты с бегом на короткие дистанции: «День и ночь», «Рывок к мячу», «Встречная эстафета», «Кто первый» и др.


Скоростно-силовые способности

Скоростно-силовые способности проявляются в двига­тельных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений. Для волейболистов наиболее важное значение имеют:

  • прыгучесть — способность к выполнению прыжков с большой высотой подъёма ОЦМТ или с высокой дально­стью;

  • скоростная сила (скорость и сила одиночного движе­ния) — атакующий удар, подача мяча.

Прыгучесть зависит от развиваемой в отталкивании мощ­ности, что, в свою очередь, связано с уровнем взрывной си­лы — способности проявлять большие величины силы в наи­меньшее время.

Специфическими особенностями проявления прыгучести в волейболе являются:



  • быстрота и своевременность прыжка;

  • выполнение прыжка с места или небольшого разбега, преимущественно в вертикальном направлении (блокирова­ние, нападающие удары);

  • выполнение прыжка с высоко поднятыми руками (бло­кирование);

  • неоднократное повторение прыжков (при блокировании атакующих ударов соперника).

Уровень развития прыгучести зависит от силы мышц бе­дра, голени, стопы. Однако у большинства учащихся, зани­мающихся волейболом, эти группы мышц остаются наиболее слабым звеном опорно-двигательного аппарата.

Для развития прыгучести необходимо систематически применять специальные прыжковые упражнения:



  1. с преодолением веса собственного тела;

  2. с внешним отягощением (гантели, гири, диски и гриф от штанги и др.);

  3. с использованием вспомогательного оборудования и спортивного инвентаря (гимнастические скамейки, стенки, гимнастический конь, легкоатлетические барьеры, разновы­сокие тумбы, набивные мячи, скакалки и др.);

  4. игры и эстафеты с прыжками.

Прыжковые упражнения с преодолением веса собствен­ного тела

  1. Прыжки на прямых ногах с поднятыми вверх руками. Прыжки выполняются толчком двух ног, приземление — на упругую стопу.

  2. Выпрыгивания вверх из глубокого приседа толчком двух ног и взмахом рук. Упражнение выполняется сериями по 10—15 повторений.

  3. Прыжки с места вперёд толчком двух ног с последую­щим быстрым отталкиванием вверх.

Методическое указание. Для проявления максимальных усилий в отталкивании желательно подвесить на разной высоте ориентиры (например, волейбольные мячи), которые надо достать руками.

  1. Прыжки вверх из глубокого приседа (спина прямая): шаг — присед — прыжок.

  2. Выпрыгивания волейболистов из полуприседа и глубо­кого приседа после одного приставного шага (имитация бло­кирования).

Прыжковые упражнения с внешним отягощением не­большого веса

  1. Выпрыгивания вверх с гантелями в руках из: а) полу­приседа; б) приседа.

  2. Выпрыгивания вверх из глубокого приседа с выносом набивного мяча вверх на прямые руки.

  3. Прыжки вверх на месте и с продвижением вперёд на двух ногах, удерживая набивной мяч на прямых руках над головой.

Прыжковые упражнения с использованием вспомога­тельного оборудования и спортивного инвентаря

Прыжковые упражнения со скакалкой

1. Прыжки через скакалку поочерёдно на одной и двух
ногах.

Методическое указание. Упражнение выполняется на передней части стопы (не касаясь пяткой опоры) с незначительным сгибанием ног в коленных суставах.

2. Прыжки через скакалку на одной и двух ногах на гимнастическом мате.



Прыжковые упражнения с использованием повышенной опоры

  1. Многократные напрыгивания и спрыгивания с повы­шенной опоры 40—50 см и выше (тумба, сложенные гимна­стические маты) толчком двумя ногами.

  2. Напрыгивание на возвышение (40—50 см) с последую­щим быстрым отталкиванием вверх обеими ногами.

  3. Спрыгивание с повышенной опоры (40—50 см) с при­землением на слегка согнутые в коленном суставе ноги с по­следующим быстрым и мощным прыжком вверх с имитацией: блокирования; атакующего удара.

Методическое указание. Прыжковые упражнения выполняются с максимальными усилиями в отталкивании.

Для развития скоростной силы необходимо применять специальные упражнения с быстрыми движениями и неболь­шими внешними сопротивлениями.

Упражнения с набивным мячом

1. Броски набивного мяча (1 кг) из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз, стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимна­стический мат, через сетку).



  1. Броски набивного мяча (1 кг) из-за головы двумя ру­ками: а) стоя на одном колене; б) стоя на коленях; в) сидя.

  2. Броски набивного мяча (1 кг) одной рукой в прыжке в стену и ловля стоя на площадке.

  3. Спрыгивание с повышенной опоры (30—50 см) с на­бивным мячом в руках с последующим прыжком вверх и вы­полнением броска набивного мяча (1 кг) из-за головы двумя руками с сильным завершающим движением кистями рук.


Координационные способности

Координационные способности определяют быстроту освоения новых движений, а также умения точно, целесо­образно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, перестраи­вать двигательную деятельность при неожиданных (постоянно меняющихся) ситуациях.

Основным средством развития и совершенствования ко­ординационных способностей являются физические упраж­нения повышенной координационной сложности и содержа­щие элементы новизны.

В волейболе к числу основных координационных способ­ностей относятся:


  • способность занимающегося к ориентированию в про­странстве;

  • способность к быстрому перестраиванию своих двига­тельных действий при изменении ситуации на игровой пло­щадке.

Способность к ориентированию в пространстве про­является в умении точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движение в нужном направ­лении.

Упражнения

  1. Прыжок вверх после поворота на 90, 180°.

  2. Челночный бег от лицевой линии волейбольной пло­щадки к сетке лицом вперёд и обратно спиной вперёд.

Методическое указание. Упражнение выполнять в быстром тем­пе в течение 10-15 с.

  1. Челночный бег с касанием рукой линий на волейболь­ной площадке: лицевой (стартовой) и на расстоянии 3, 6, 9 м от неё.

  2. Бег к набивным мячам в исходном положении спиной вперёд.

Методическое указание. Занимающийся стоит на линии напа­дения волейбольной площадки перед набивным мячом. Позади него расположены ещё 4 набивных мяча - два на пересечении средней и боковой линий (с обеих сторон) и два на линии нападения на противоположной половине площадки на расстоянии 3 м друг от друга с пронумерованными цифрами от 1 до 4, но не по порядку. Как только преподаватель (тренер) называет цифру, занимающийся быстро поворачивается и бежит к мячу с указанным номером, каса­ется его и бежит назад к мячу, расположенному на лицевой линии. Как только занимающийся касается мяча, преподаватель (тренер) на­зывает новую цифру и т. д.

5. Подбросить волейбольный мяч вперёд-вверх, выполнить кувырок вперёд, быстро встать и поймать летящий мяч (или выполнить передачу партнёру).

Способность к перестраиванию двигательных действий проявляется в умении быстро переключаться от одних дви­гательных действий к другим соответственно меняющимся условиям.

Упражнения


  1. Скоростной рывок от лицевой линии до линии нападе­ния, далее боком до сетки, другим боком до линии нападения яругой стороны площадки, далее спиной вперёд до лицевой линии.

  2. Выпрыгивание вверх с быстрым переходом на бег спи­ной вперёд после приземления.

  3. Выпрыгивание вверх, быстрый поворот на 180° после приземления и скоростной рывок на 6—9 м.

  4. Скоростной рывок от линии нападения лицом к сетке, остановка в стойке, прыжок вверх — перемещение назад спи­ной до линии нападения, остановка в стойке, прыжок вверх.

  5. Скоростной рывок до сетки, имитация нападающего удара, бег спиной вперёд к лицевой линии площадки.

  6. Скоростной рывок от лицевой линии до сетки, три прыжка, имитирующих постановку блока, бег спиной вперёд до лицевой линии.

  7. В парах. Партнёры стоят у сетки лицом к ней на противоположных сторонах площадки: один двигается приставными шагами с остановками и изменением направле­ния, имитацией блока, другой старается повторить его дей­ствия.

  8. В парах. Партнёры («нападающий» и «блокирующий») стоят у сетки лицом к ней на противоположных сторонах площадки. «Нападающий» с волейбольным мячом перемеща­ется вдоль сетки, выполняет остановки и в прыжке бросает мяч через сетку, «блокирующий» должен своевременно вы­брать место и преградить блоком путь мячу.

  9. В парах. Один выполняет кувырок вперёд, второй на­брасывает мяч в сторону или впереди первого. Передачей воз­вратить мяч партнёру.


Выносливость
Выносливость — это способность организма человека противостоять развивающемуся утомлению или снижению ра­ботоспособности. Выносливость характеризуется предельным временем выполнения заданной работы.

В волейболе большое значение имеет специальная вынос­ливость (игровая и прыжковая выносливость).



Специальная (игровая) выносливость — способность эффективно выполнять технические приёмы и тактические действия, несмотря на возникающее утомление.

Упражнения

1. Быстрые передачи волейбольного мяча о стену в течение 1 мин: на месте; в движении в правую и левую сторону.

2. Челночный бег 10x6 м, 10x9 м.

3. Челночный бег 4х6 м и две подачи на точность после бега, 2—3 серии.

4. Челночный бег 4х3 и 3—4 передачи мяча на точность в мишень на стене, 2—3 серии.

5. Челночный бег на 9—3—6—3—9 м с приёмом мяча в конце каждой дистанции.



6. Бег «ёлочкой».

7. Приседание и резкие разгибания ног с взмахом рук вверх в течение 30 с.



8. Двусторонняя игра с повышенной интенсивностью уменьшенными составами: 4х4; 3х3; 2х2.

Методическое указание. Игра проводится без пауз и остановок. Как только мяч выходит из игры, тут же вводят второй и т. д.

В игре «четыре на четыре» применяются два способа расстановки игроков: первый — два игрока у сетки, зоны 4 и 2, два игрока на задней линии, зоны 1 и 5; второй — один игрок у сетки, зона 3, три игрока на задней линии, зоны 1, 6, 5.

В игре «три на три» применяется следующий способ раз­мещения игроков на площадке: один игрок у сетки, зона 3, и два — на задней линии, зоны 1 и 5. Все игроки могут уча­ствовать и в блокировании, и в нападении.

В игре «два на два» игроки размещаются в зонах 1 и 5.

9. Двусторонняя игра 1х1.

Методическое указание. Игра проводится только в передней зоне игровой площадки. Игрок может владеть мячом от одного до трёх поочерёдных касаний подряд, после чего мяч следует направить через сетку.

Прыжковая выносливость — способность к продолжи­тельному выполнению прыжковых упражнений.

Упражнения

  1. Прыжки через скакалку на двух ногах в быстром темпе 1—3 мин.

  2. Прыжки толчком одной и двумя ногами влево - вправо через 4—5 скамеек (установленных без промежутков по дли­не): на месте (1 мин); с продвижением вперёд.

  3. Прыжки через скамейки с продвижением вперёд на обеих ногах.

Методическое указание. На площадке устанавливается 10 гим­настических скамеек на расстоянии 1 - 1,5 м одна от другой.

  1. Стойка ноги врозь на двух параллельных скамейках, в руках гиря 8—16 кг (или диск от штанги 5—10 кг). Многократные выпрыгивания из глубокого приседа вверх толчком двух ног и приземлением на скамейки.

Методическое указание. Следить, чтобы спина и руки (в лок­тевых суставах) не сгибались.

  1. Многократные прыжки у сетки с имитацией блокиро­вания.

  2. Челночное передвижение вдоль сетки приставными шагами 4х9 м — через каждые два шага имитация блокиро­вания.

  3. Челночный бег у сетки 4x6 м, при каждой останов­ке (смене направления движения) имитация блокирования, 2—3 серии.

Методическое указание. При беге и прыжках усилия макси­мальные.

8. То же, но после одной остановки выполнить имитацию нападающего удара, после другой — блокирование.

9. Игры и эстафеты с многократными прыжками.


Дозировка упражнений для прыжковой выносливости: не менее 15 прыжков в серии (3—4 серии).
Гибкость
Гибкость — это способность выполнять упражнения с большой амплитудой.

Применительно к отдельным суставам применяется тер­мин «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых суставах».

В волейболе наибольшее значение имеет подвижность по­звоночника, плечевого, тазобедренного и коленного суставов. Она обеспечивает быстроту движений, увеличивает путь эф­фективного приложения усилий при выполнении технических приёмов. Недостаточно развитая гибкость затрудняет коорди­нацию движений, так как ограничивает перемещения отдель­ных звеньев тела волейболиста.

В качестве средств развития гибкости используются упражнения, которые можно выполнять с максимальной ам­плитудой, их называют упражнениями на растягивание.

Упражнения на гибкость включают в подготовительную часть занятия. Их следует выполнять до появления ощущения лёгкой болезненности.
Оснащённость учебно-тренировочного процесса (учеб­ный инвентарь и оборудование):

мячи волейбольные, насос с иглой для надувания мячей, сетка для переноса и хранения мячей, сетка волейбольная, стойки волейбольные, свисток судейский, секундомер, табло перекидное, набивные мячи весом 1—2 кг, мишени (для выработки точной подачи и на­падающего удара), скамейки гимнастические и разновысокие тумбы (для развития прыгучести и прыжковой выносливости), скакалки гимнастические.


Список литературы

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223с.

  2. Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов/Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. – М.: Просвещение, 2011. – 77с.: ил.

  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/[сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342с.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588, свободный.



Литература для учащихся и родителей


  1. Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания/ В.Г. Алямовская.-н.Новгород,2010

  2. Гришина Г.Н. Любимые детские игры.-М.,2010

  3. Дегтярев Ю.В., Литвинов В.Г. и др. игры – обучение, тренинг, досуг.-М.,2011

  4. Оздоровление детей в организационных коллективах: Практическое руководство./Ред. С.Д. Соловей.-СПб.,2011

  5. Развивающие игры: быстрей, выше, сильнее / Сост. М.И. Логинов.-СПб.,2010



izumzum.ru