Программа Учебное пособие Для студентов факультета журналистики - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Н. Г. Чернышевского история социальной педагогики учебное пособие 28 2167.33kb.
О. В. Шатунова информационные технологии учебное пособие для студентов... 16 1400.33kb.
Учебное пособие по растворам полимеров для студентов химического... 3 669.46kb.
Учебное пособие по домашнему чтению для студентов II курса факультета... 5 278.35kb.
Организация и оказание медицинской помощи недоношенным детям на педиатрическом... 4 1094.17kb.
Учебное пособие в помощь студентам 5 761.75kb.
Учебное пособие по основам экологии и охраны природы для студентов... 1 233.61kb.
Учебное пособие для самостоятельной работы студентов заочного отделения... 5 2194.42kb.
Дипломная работа и государственные экзамены по специальности на механико-математическом... 1 266.13kb.
Программа по отечественной истории Учебная программа 4 575.85kb.
Учебное пособие для вузов основы психологии семьи и семейного консультирования 22 4409.38kb.
Исследовательская работа на тему: «От сказки к фантастике» 1 96.89kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Программа Учебное пособие Для студентов факультета журналистики - страница №1/2

­



К. В. Маркелов


МОДА И ЖУРНАЛИСТИКА


Программа
Учебное пособие

Для студентов факультета журналистики

Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2002

УТВЕРЖДЕНО

кафедрой теории и практики периодической печати

Р е ц е н з е н т

кандидат искусствоведческих наук

Д. Е. Братышев








Маркелов К.В.

М 25

Мода и журналистика: Программа, учебное пособие. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002. – 38 с.

Подготовлены на факультете журналистики.

© Маркелов К.В., 2002

П Р О Г Р А М М А

Цели курса – усвоение знаний по истории развития мировой моды, отечественной и зарубежной журналистики, имеющей отношение к проблемам моды, постижение основ профессионального мастерства в сфере журналистики моды.

Курс предполагает обсуждение студентами на семинарских занятиях актуальных проблем современной журналистики моды, выполнение письменных работ.


Тема 1. Введение в предмет

Предмет, задачи, краткий тематический обзор курса. Разбор основных терминов и понятий, связанных с модой. О происхождении термина «мода». Значение термина в различные эпохи. Соотношение понятий «мода» и «стиль», «мода» и «традиция», «мода» и «вкус». Социально-экономические градации понятия моды: чем отличается массовая мода от моды высокой. Смысловое различие терминов «кутюрье», «стилист», «дизайнер». Особенности профессиональной деятельности модельеров различных специализаций. Краткий обзор литературы, имеющей отношение к моде. Специфика журналистики моды. Обзор основных проблем, связанных с журналистикой моды. Перечень и обоснование требований к курсовой и дипломной работе по специальности «мода и журналистика».


Вопросы для обсуждения
1. Как трансформировалось понятие моды с XVIII в. по настоящее время?

2. В каких произведениях А.С. Пушкина упоминается слово «мода»? В каких значениях?

3. Почему мода противопоставляется традиции?

4. Дайте определение понятию «стиль». Чем отличается стильная одежда от модной?

5. Какое из двух понятий является более общим – «модельер» или «стилист»?
Литература
Андреева Р.П. Энциклопедия моды. – СПб., 1997.

Гофман А.Б. Мода и люди. – М., 1994.

Кибалова Л. и др. Иллюстрированная энциклопедия моды. – Прага, 1998.

Петров А.В. Мода как общественное явление. – Л., 1974.

Терешкович Т.А. Словарь моды. – Минск, 1999.


Тема 2. Краткая история моды

Происхождение одежды и нательных украшений. Этнографические и культурные признаки костюмов древних цивилизаций. Формирование западноевропейского костюма. Роль Парижа в распространении канонов моды. Зарождение моды от кутюр: Дом моды Чарлза Ворда.

От «прекрасной эпохи» к позднему модерну: реформа Поля Пуарэ. Творческий путь мадемуазель Шанель. Психо-социальные предпосылки зарождения стиля нью лук Кристиана Диора. Экономические предпосылки зарождения прет-а-порте. Формирование массовой моды: стили джинсовый, мини, унисекс, хиппи, поп-арт, граффити и др.

Основные тенденции современной моды.


Вопросы для обсуждения
1. Какие версии происхождения одежды и нательных украшений вам известны?

2. Какая мода господствовала в Европе при Наполеоне Бонапарте?

3. Что представляет собой стиль маленького черного платья?

4. Почему стиль нью лук Кристиана Диора бойкотировался беднейшими слоями Франции и США?

5. В чем сходство и различие стилей джинсового, кантри, вестрн?
Литература
Мерцалова М.Н. История костюма. – М., 1972.

Горбачева Л.М. Костюм ХХ века. – М., 1996.

Которн Н. История моды в ХХ веке. – М., 1998.

Пармон Ф.М. Композиция костюма. – М., 1997.

Терешкович Т.А. Словарь моды. – Минск, 1999.

Тема 3. Теоретические основы моды

Сфера распространения понятия «мода»: модные стандарты, объекты, ценности. Признаки, свойства, функции, ценностные компоненты моды.

Социальные аспекты моды. Мода как явление массовой коммуникации. Средства передачи сигналов моды. Типы участников массовой коммуникации в моде. Категории респондентов, принимающих информационные сигналы моды.

Психологические аспекты моды. Факторы подражания и «психической заразы» в моде. Формирование коллективной и индивидуальной установки на приобретение модной вещи. Особенности формирования спроса на массовую и эксклюзивную моду.

Вопросы для обсуждения
1. Что включает в себя понятие «мода»?

2. На ваш взгляд, какова основная социальная функция моды?

3. Какие признаки и свойства моды вы можете выделить?

4. Является ли мода средством массовой коммуникации? Обоснуйте свою позицию.


Литература
Гофман А.Б. Мода и люди. – М., 1994.

Зайцев В. Такая изменчивая мода. – М., 1980.

Киреева Е.В. О культуре одежды. – Л., 1970.

Любимова Т.Б. Мода и ценности // Мода: за и против: Сб. статей. – М., 1973.

Петров Т.В. Мода как общественное явление. – Л., 1974.

Тема 4. Краткая история журналистики моды

Особенности распространения новинок моды в средние века. Появление журналистики: первые рубрики моды. Способы подачи материалов о моде в «Ведомостях» и «Московском телеграфе».

Франция: зарождение журналов мод. Типология парижских журналов мод на рубеже ХIХ–ХХ вв. Специфика оформления и способов подачи материалов о моде в элитарных и массовых журналах. Фактура, тематика, жанровые, полиграфические особенности журналов «Искусство быть красивой», «О дамах и модах». Авторская деятельность в журналистике моды французских писателей Малларме, Готье, Франса, Барбюса.

Дальнейшее утверждение журналистики моды. Становление журналов «Vogue», «Hasper’s Basar», «Mary Clair»: анализ причин смещения смыслового акцента с текста на фоторяд. Реклама торговых марок и продукции Домов высокой моды на страницах журналов: специфика освещения показов от кутюр и прет-а-порте.


Вопросы для обсуждения
1. Какие способы передачи новинок моды существовали в средние века?

2. В каком виде подавались новости моды в «Московском телеграфе» Николая Полевого?

3. С какой целью в конце ХIХ – начале ХХ вв. редакторы известных парижских журналов мод приглашали для сотрудничества знаменитых французских писателей?

4. Почему во второй половине ХХ в. фоторяд в журналах мод стал доминировать над текстом?

5. В чем состоит главная особенность подачи материала в журнале «Vogue»?

Литература


Есин Б.И. История русской журналистики. – М., 1991.

Засурский Я.Н. История зарубежной журналистики и литературы. – М., 1993.

Кантор К.М. Мода как стиль жизни // Мода: за и против: Сб. статей. – М., 1993.

Которн Н. История моды в ХХ веке. – М., 1998.

Реснянская Л.Л. Особенности процесса формирования современной периодики. – М., 1996.
Тема 5. Типология, тематика, жанровые особенности
современной журналистики моды

Особенности мирового рынка журналистской моды. Специфика российского потребления газетной и журнальной продукции, имеющей отношение к проблемам моды.

Газета и еженедельник в мире моды. Рубрика как основной сруктурообразующий элемент газетной журналистики моды. Особенности подачи материала о моде в рубриках «Подиум на бульваре» («МК-бульвар»), «Новости моды» («Птюч»), «Мода» («Семь дней»).

Журналы в мире моды. Специфика подачи материалов о моде в женских журналах. Структура, тематика, жанровые особенности журналов «Cosmopolitan», «Elle», «Планета красота», «Крестьянка».

Особенности молодежной журналистики моды в современной российской периодике. Имидж, тематика, жанровые особенности журналов «ОM», «YES», «Cool», «Тусовочка».


Вопросы для обсуждения
1. В чем специфика российского рынка медиа-продукции, связанной с проблемами моды?

2. Что представляют собой журналы мод и чем они отличаются от традиционных женских журналов?

3. Какой журналистский жанр является доминирующим в журналах «Cosmopolitan», «Vogue», «Планета красота»?

4. На ваш взгляд, какие периодические издания, имеющие отношение к моде, являются наиболее информативными и объективными? Почему?


Литература
Мими Лу. Женская печать: эволюция типологической структуры в условиях реформирования общества. – М., 1998.

Мироненко Н.Н. Международные журналы на русском языке в структуре изданий для женщин // Средства массовой информации в постсоветском обществе. – М., 1997. – Ч. 1.

Реснянская Л.Л. Особенности развития газетно-журнальной периодики России. – М., 1998.

Шкондин М.В. Система средств массовой информации. – М., 1999.

Ямпольская Р.М. Типологические особенности изданий для женщин. – М., 1996.
Тема 6. Особенности профессиональной деятельности
журналиста, пишущего о моде

Методология сбора фактического материала, имеющего отношение к проблемам моды: работа с Интернетом, прессой, ньюс-мейкерами. Психологические и технические особенности организации пресс-конференций и проведения эксклюзивных интервью с кутюрье, топ-моделями, организаторами шоу-бизнеса, производителями модной одежды.

Психологическая, творческая, общая и специальная профессиональная подготовка журналиста, пишущего о моде. Специфика развития творческого видения, интуиции, эстетического вкуса, гибкости мышления, пластики языка.

Особенности подготовки рекламного текста. Виды рекламных текстов. Проблема трактовки основного вопроса теории моды. Разбор наиболее типичных терминологических и фактических ошибок, допускаемых журналистами, специализирующимися на проблемах моды.
Вопросы для обсуждения
1. Какие методы сбора журналистской информации о моде вам известны? Какие из них являются наиболее распространенными, эффективными, доступными?

2. Какие действия вы предпримите, если вам поручили взять интервью у известного модельера?

3. Зачем журналисту, пишущему о моде, иметь развитый эстетический вкус? Каким образом его можно в себе развить?

4. В чем состоит основной вопрос моды? Как на него отвечают Вячеслав Зайцев и Виктория Андреянова?


Литература
Белянкин Е.О. Как стать талантливым. – М., 1999.

Журналистика и коммуникативные способности личности: Сб. статей. / Сост. Е.В. Козлова, В.А. Возчиков. – Бийск, 1998.



Кузнецов М., Цыкунов И. Как позволить другим делать по-вашему: Речевые и поведенческие стратегии журналиста. – М., 1999.

Мельник Г.С. Психология профессионального общения в журналистике // Социальное функционирование журналиста. – СПб., 1994.

Рэддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле он-лайн: использование Интертета и других электронных ресурсов. – М., 1999.

Шумилина Т.В. Не могли бы вы рассказать... Метод интервью в журналистике. – М., 1976.
Тема 7. Роль журналистики в формировании канонов и идолов моды
Понятие канона применительно к моде. Факторы, влияющие на канонизацию того или иного стиля, кутюрье, торговой марки Дома моды. Пресса как основной механизм канонизации. Анализ психологического воздействия на потребителя торговых марок «Шанель», «Диор», «Сен-Лоран», «Риччи» и др.

Методология изучения спроса на моду: особенности формирования обратной связи от читательской аудитории к прессе. Фактор улицы в распространении концепций молодежной моды. Уличная мода на страницах газет и журналов: язык тинейджэрской тусовки как основное средство доставки нового канона моды в молодежную среду.

Журналистика и создание идолов моды. Телевидение как основной инструмент раскрутки идола. Создание мифа о кутюрье, стилистах, топ-моделях. Механизмы создания мифа, способствующего росту популярности идола. Значение журналистики в разрушении устаревших и создании новых канонов и идолов моды.
Вопросы для обсуждения
1. Какие методики изучения спроса на моду вам известны? Какие из них наиболее часто используются в современной журналистике моды?

2. Почему некоторые известные модельеры разрешают писать о себе плохо?

3. Почему многие современные кутюрье появляются на показах в нарочито неброской одежде?

4. Как вы считаете, какие каналы распространения молодежной моды являются наиболее эффективными – пресса, телевидение, культовые концерты, улица?


Литература
Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public relations. – СПб., 1999.

Лу Мими. Женская печать: эволюция типологической структуры в условиях реформирования общества. – М., 1998.

Методы сбора информации в социологических исследованиях: В 2 т. – М., 1990.



Ямпольская Р.М. Типологические особенности изданий для женщин. – М., 1996.
Тема 8. Реклама в мире моды
Предмет, типология, функции, специфика рекламы, имеющей отношение к индустрии моды. Основные этапы формирования рекламы моды. Роль рекламы в формировании потребительского спроса на моду. Границы эффективности рекламы моды: почему не всякая реклама приводит к желаемому результату. Особенности рекламной войны между Андре Куррежем и Марселем Буссаком. Анализ причин, приведших к разорению текстильной компании Буссака и частичной дискредитации Дома «Диор» в 60-е гг.

Специфика современных рекламных компаний Домов высокой моды. Структура индустрии шоу-бизнеса моды. Рекламные стратегии концернов шоу-бизнеса, связанных с модой.

Вопросы для обсуждения
1. Какие основные этапы развития рекламы, связанной с модой, вам известны?

2. В каких случаях реклама новинок моды не приносит желаемого результата?

3. Какую рекламную стратегию следовало бы избрать Марселю Буссаку, чтобы не разориться в конкурентной борьбе с мини-модой?

4. В чем специфика современных рекламных компаний Домов моды?


Литература
Гофман А.Б. Мода и люди. – М., 1994.

Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public relations. – СПб., 1999.

Зазыкин В.Г. Психология в рекламе. – М., 1992.

Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. – М., 1996.

Петров Л.В. Мода как общественное явление. – Л., 1994.

следующая страница >>


izumzum.ru