Программа Развитие муниципального казенного общеобразовательного учреждения - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Педагогическим советом муниципального казенного общеобразовательного... 1 312.55kb.
Положение о рабочей программе Муниципального казенного общеобразовательного... 1 76.03kb.
Проект развития Муниципального казенного общеобразовательного учреждения 1 76.63kb.
Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Стахановской... 4 846.86kb.
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом рф «Об... 1 349.17kb.
Учебный план муниципального казённого общеобразовательного учреждения... 1 124.09kb.
Положение о сайте муниципального общеобразовательного учреждения... 1 72.79kb.
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... 18 3187.52kb.
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения... 1 268.91kb.
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения... 1 411.74kb.
Учебныйпла н муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... 1 148.34kb.
Положение Об учете неблагополучных семей мкоу «Ботаюртовская сош»... 1 101.17kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Программа Развитие муниципального казенного общеобразовательного учреждения - страница №1/2

«Согласовано» УТВЕРЖДАЮ:
Начальник МКУ «Управление образования» Директор МКОУ «Основная
Администрации Таштагольского района общеобразовательная школа № 95
__________ Е.А Голощапов _____________А.С.Кистаев
«__31»_августа_ 2011 г. « 31» августа 2011 г.

Программа
«Развитие муниципального казенного общеобразовательного учреждения

«Основная общеобразовательная школа № 95» на 2011 – 2015 годы»
Принята

на заседании педагогического совета

от _30__.08.2011 протокол № _1__
Заказчик программы

Педагогический совет МКОУ «Основная общеобразовательная школа № 95»



Основные разработчики Программы

Творческая группа администрации и членов Управляющего Совета МКОУ ООШ №95

Инициативная группа педагогов, руководителей МО; творческая группа членов родительского комитета.
Цели и задачи Программы

Реализация Программы развития направлена на достижение приоритетной цели школы в новых условиях «Создание для обучающихся оптимальных условий по овладению ключевыми компетенциями, необходимыми для жизни и профессиональной реализации в поликультурной и высокотехнологичной среде» через внедрение более совершенной модели организации учебно-воспитательного процесса. Принципы реализации, которой возможно посредством решения следующих задач:

1.Развитие поддержки талантливых детей.

2.Повышение качества образовательных услуг.

3.Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

4. Создание целостной системы, способствующей сохранению, укреплению здоровья и обеспечению психологического комфорта всех участников образовательного процесса.

5. Комплексная интеграция управленческой и учебно-воспитательной деятельности в единую информационную среду.

Основные показатели, отражающие уровень достижения цели

1.Развитие поддержки талантливых детей:

- удельный вес детей, обучающихся по программам дополнительного образования (в процентном отношении от общего числа обучающихся );

- удельный вес обучающихся принимающих участие в конкурсах и олимпиадах от общего числа учеников;

- удельный вес результативности обучающихся от общего участия в конкурсах и олимпиадах.
2.Повышение качества образовательных услуг:

-Число общеобразовательных предметов, по которым проводится государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, в форме независимого оценивания.

- удельный вес численности педагогических работников школы, прошедших аттестацию в соответствии с новым порядком аттестации, от общего числа педагогических работников школы;

- удельный вес численности педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации;

- удельный вес и результативность педагогов, принимающих участие в методических объединениях, семинарах, конференциях, профессиональных конкурсах муниципального и регионального уровня, привлеченных к участию в научных конкурсах.
3.Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения:

-удельный вес обучающихся, задействованных в общественной жизни школы;

-наличие устойчиво-положительной гражданской позиции среди обучающихся;

-сформированность нравственного потенциала обучающихся.

-удельный вес обучающихся, состоящих на внутришкольном контроле за нарушение правил внутреннего распорядка

- отсутствие случаев постановки на учет обучающихся школы в ПДН;


4. Создание целостной системы, способствующей сохранению, укреплению здоровья и обеспечению психологического комфорта всех участников образовательного процесса:

-сокращение пропусков обучающихся по болезни на 15 %(в сравнении по показателям на 2010 г.)

- удельный вес детей первой и второй групп здоровья относительно общей численности обучающихся в школе ;

-удельный вес оснащенности спортивного зала в соответствии с современными стандартами;

-удельный вес учебно-методических, информационно-наглядных средств по спортивно-оздоровительной работе;

-удельный вес массово-воспитательных мероприятий, способствующих оздоровительному эффекту в плане физического и психологического развития ребенка.


5. Комплексная интеграция управленческой и учебно-воспитательной деятельности в единую информационную среду.

-удельный вес автоматизированных образовательно-управленческих операций;

-удельный вес уроков и внеклассных мероприятий, проведенных с применением информационно-программной технологии обучения;

-удельный вес электронных дневников и журналов, используемых в едином информационно-управленческом пространстве школы;

-удельный вес компьютеров, приходящихся на одно обучающегося;

-удельный вес технических средств для чтения электронных учебников и художественной литературы;

-обеспечение образовательного процесса современными программными продуктами;

- функционирование локальной сети;

- продуктивность, эффективность, информативность школьного сайта ( мониторинг посещаемости и отзывов );

- наличие единой информационной среды в школе.

Сроки реализации Программы: 2011 – 2015 годы.

Диагностико- прогностический, методологический этап - 2011 год.

Организационно – практический этап – 2012-2014 годы.

Аналитико – обобщающий этап – 2015 год.


Перечень разделов программы

1. «Одаренные дети».

1.Выявление способных детей и создание эффективных условий для гармонического развития личности.

2.Создание системного подхода в работе с одаренными детьми на всех ступенях обучения и обеспечение возможности для способных обучающихся реализации индивидуальных образовательных маршрутов через различные формы обучения, включая экстернат, дистанционное и другие формы.

3.Повышение квалификации и уровня профессионализма педагогов для обеспечения высокого качества образования обучающихся школы через различные формы и технологии обучения.

4.Определение качества образования через развитие независимых форм оценивания и реализацию мероприятий, направленных на проведение мониторинга достижений обучающихся.
2. «Повышение качества оказания образовательных услуг».

1.Развитие независимых форм оценивания и реализация мероприятий, направленных на проведение мониторинга достижений обучающихся.

2.Совершенствование и расширение комплекса элективных курсов.

3. Развитие системы дополнительных занятий, способствующих повышению мотивации к изучению основных общеобразовательных предметов.

4.Внедрение основных принципов национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

5.Совершенствование условий для переподготовки и повышения квалификации педагогических работников.


3. «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы».

1.Реализация проектной деятельности

2.Организация музейной, краеведческой работы и работы с ветеранами.

3.Развивитие школьного ученического самоуправления.

4.Использование современных компьютерных средства оценивания результатов воспитания.
4. «Здоровьесбережение».

1.Создание целостной системы, способствующей сохранению, укреплению здоровья и обеспечения психологического комфорта всех участников образовательного процесса.

2. Сбалансированное горячее питание для всех школьников и работников школы.

3.Организация спортивных занятий школьников.

4.Создание здоровьесберегающей инфраструктуры школы.

5.Рациональная организация учебного процесса в школе.

6.Организация просветительско-воспитательной работы с обучающимися и их родителями.

7.Формирование ценности здоровья и навыков здорового образа жизни.

8.Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья обучающихся.

9.Формирование потребностей здорового образа жизни.


5. «Комплексная интеграция управленческой и учебно-воспитательной деятельности в единую информационную среду».

1.Включение в муниципальное и региональное информационное пространство.

2.Объединение всех компьютеризированных рабочих мест школы в локальную сеть.

3Создание банка цифровых образовательных ресурсов школы.

4.Создание и систематизация электронной номенклатуры по основным направлениям деятельности школы.

5.Создание дистанционной и локальной системы обучения и контроля знаний учащихся.


Объемы и источники финансирования Программы (в действующих ценах каждого

года реализации программы, до 400 тыс. рублей)

Финансовые затраты на реализацию программы составят ежегодно примерно: федерального(областного) бюджета – 300 тыс.рублей

*Сумма может корректироваться в зависимости от объемов средств, предусматриваемых на реализацию Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы в законе о федеральном бюджете, в зависимости от объемов средств, предусматриваемых в законе Кемеровской области об областном бюджете.


Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели

социально-экономической эффективности

- Увеличение удельного веса дополнительных, творческих занятий до 70%.

-Увеличение удельного веса обучающихся, посещающих творческие занятия до 70%.

-Увеличение удельного веса обучающихся, участвующих в олимпиадах, конкурсах и научно-практических конференциях различного уровня до 40%.

-Увеличение удельного веса педагогов, участвующих в конкурсах и научно-практических конференциях различного уровня до 50%;

-Увеличение числа общеобразовательных предметов, по которым проводится государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, в форме независимого оценивания до 6.

-Рост удовлетворенности населения качеством общего образования до 90% от числа опрошенных.

-Увеличение удельного веса массово-воспитательных мероприятий, способствующих оздоровительному эффекту в плане физического и психологического развития ребенка до 60%.

-Увеличение удельного веса обучающихся задействованных в общественной жизни школы до 90%.

-Повышение удельного веса детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся школы до 80 %.

-Повышение обеспеченности персональными компьютерами на 70 обучающихся школы до 11 единиц.

-Повышение удельного веса обучающихся по программам дополнительного образования (в процентном отношении от общего числа обучающихся до 80 %.

-Повышение удельного веса численности педагогических работников школы, прошедших аттестацию в соответствии с новым порядком аттестации, от общего числа педагогических работников до 100 %.

-Повышение удельного веса численности педагогических работников прошедших курсы повышения квалификации до 100%.

-Увеличение доли выпускников, успешно прошедших государственную (итоговую) аттестацию до 100 %.

-Оборудование пищеблока школы в соответствии с современными требованиями технологическим оборудованием до 100 процентов.

-Оснащенность спортивного зала в соответствии с современными требованиями до 90 процентов.

-Переход на использование информационными системами управления деятельностью до 90 процентов.

Программа «Развитие муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 95» на 2011 – 2015 годы».тесно взаимодействует с районной, городской, областной программами.
Стратегическими направлениями развития образования МКОУ ООШ № 95 являются: поддержание на высоком уровне качества образования, развитие творческого и инновационного потенциала обучающихся.

Кроме того, основные цели и направления деятельности программы определены на основании наиболее значимых направлений и положений, сформулированных Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым в рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной 4 февраля 2010 года (Пр-271)

В свете этих документов основными проблемами в системе образования являются:

- необходимость повышения уровня выявления одаренных и талантливых детей;

- необходимость повышения уровня квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений и модернизация системы контроля качества предоставляемых образовательных услуг;

- необходимость повышения уровня комплексной безопасности государственных (областных) и муниципальных образовательных учреждений;

- необходимость улучшения здоровья обучающихся общеобразовательных учреждений;

- необходимость повышения материально-технической оснащенности учреждений образования;

- необходимость повышения финансовой самостоятельности образовательных учреждений и развитие концессионных механизмов.

- формирование системы оценки качества образования;

- внедрение новых технологий аттестации педагогических кадров;

- реализация новых проектов развития здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Исходя из вышесказанного, разработчики данной программы считают возможным достижение поставленных целей через реализацию пяти разделов программы.
1.Раздел программы «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Актуальность проблемы.

Модернизация школьного образования в свете основных положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» требует организации системного подхода в работе с одаренными детьми на всех ступенях образования начиная с начальной школы.


Концепция раздела программы.

Социализация личности ребенка формируется на основании умений, связанных с жизнью и деятельностью в социуме. И основным источником для всесторонне и гармонично развитой личности является образовательное учреждение.

Процесс успешного приобретения новых знаний далеко не определяет процесс становления личности, умеющей самоопределяться и самореализоваться в обществе. Обучающиеся должны не только обладать определённым набором знаний и умений, но и использовать свои знания в практической деятельности, уметь анализировать, делать выводы, оценивать ситуацию, делать выбор и брать на себя за него ответственность на основе своих социальных и гражданских приоритетов. Всё это требует от образовательной системы школы поиска новых технологий в обучении.

В свете национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие такого направления, как выявление, воспитание и обучение одаренных детей.

В нашей концепции мы придерживаемся следующего определения одаренности.

Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).

Мы разделяем мнение большинства ученых о том, что существуют определенные виды одаренности:

1. Интеллектуальная одаренность - дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию.

2. Творческая одаренность - подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.

3. Социальная одаренность - характеризуется легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность.

Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.

Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности: интеллектуальной, творческой, в сфере лидерства. Одаренных детей отличает, прежде всего, внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности; им свойственна настойчивость в достижении цели, работоспособность, а также интеллект, превышающий средний уровень.

Для одаренных детей характерно опережающее развитие в таких сферах как:

1. Познавательные процессы (мышление, память, внимание и т.д.);

2. Психосоциальная сфера (обостренное чувство справедливости, нетерпеливость, порывистость);

3. Физические характеристики (высокий энергетический уровень, моторные функции отстают от познавательных процессов).Одаренность обнаруживается главным образом в направленности интересов и в способностях. Дальнейшее развитие одаренности происходит в конкретной деятельности.

В разделе программы мы используем понятия, которые требуют определения и разграничения.

· Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей.

· Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения какой либо деятельности.

· Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

· Навык – способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным.

· Умение – способность осознанно выполнить определенное действие.

· Потребность – состояние нужды организма или личности в чем-то необходимом для их нормального существования.

· Интерес – эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.

· Талант – высшая степень способностей личности к определенной деятельности

Важным фактором, влияющим на выявление и развитие одаренных детей, является способ подачи учебной информации и система внеклассной работы в школе. Наш раздел программы нацелен на помощь в развитии одаренных детей на всех этапах обучения.

Так для начальных классов необходимо выявить не только готовность ребенка к школьному обучению, но также уровень его творческих возможностей, личностные особенности, специальные интересы и способности. Необходимо так же способствовать проявлению и самореализации широкого спектра его увлечений. Совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и в семье. Проводить уроки творчества для одаренных детей. В процессе учебы основываться на игровую деятельность как на ведущую деятельность характерную для данного возрастного периода.

В среднем звене ведущей деятельностью является учебная. На данном этапе главной задачей педагога является поддержать одаренных детей, не дать им «закрыться» т.к. очень часто в учебном коллективе такого ребенка не поддерживают. На основании этого самооценка способного обучающегося падает. Именно для этого периода характерно, что одаренный ребенок становится обычным школьником, так называемым «середнячком». И основной задачей учителей, психологов, родителей является поднятие самооценки одаренных детей, включение их в разнообразную и интересную деятельность, как учебную, так и во внеурочную.

Выявление одаренных детей необходимо начинать в начальной школе и основываться на итогах диагностических методик по изучению психических познавательных процессов, на результатах творческой деятельности, а также наблюдению педагогов, психологов и родителей. А так же создавать благоприятные условия для развития, обучения и самореализации одаренных обучающихся.

Формы работы с одаренными обучающимися начальной школы:

· творческие мастерские (в начальной школе);

· кружки по интересам.

Формы работы с одаренными детьми в среднем звене:

Олимпиады, творческие конкурсы различного уровня;

Участие в предметных неделях;

Исследовательская деятельность;

Научно-практические конференции;

Работа по индивидуальным планам;

Предпрофильная подготовка.

В современной школе изменилась роль учителя как единственного носителя знаний. Современный учитель- это координатор идей, мотивирующий обучающихся к интеллектуальному развитию, исследовательской деятельности.



Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

-принцип возрастания роли внеурочной деятельности (предметные недели, работа в научном обществе обучающихся, участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня);

-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

-принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Для формирования такого типа личности учителя в школе созданы и продолжают совершенствоваться материально-технические условия: подавляющее большинство педагогов первой квалификационной категории, многие владеют компьютерными технологиями, треть кабинетов оснащены компьютерами, проекторами, экранами для использования на уроках педагогических программных средств. Планируется приобретение материальной базы для осуществления инновационного мониторинга качества знаний обучающихся, введения электронного журнала.

Ожидаемые результаты от реализации раздела:

1.Формирование системы работы с одаренными детьми.

2.Обеспечение преемственности в работе с одаренными детьми в начальной, средней школе.

3.Обеспечение индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей через различные формы образования.

4.Курсовая переподготовка педагогов, направленная на работу с одарёнными детьми
Этапы и содержание деятельности раздела программы.

Этапы реализации:

Диагностико- прогностический, методологический - (2011-2012 годы)

Мониторинг одаренности.

Изучение нормативной базы.

Разработка программы работы с одаренными детьми.

Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.

Анализ материально-технических, кадрово-методических условий реализации программы.

Создание банка данных по одаренным детям.

Создание банка творческих работ учащихся.

Создание банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов.

Разработка рекомендаций для учителей по работе с одаренными детьми.


Экспериментальный -2013- 2014 учебный год

Апробация системы работы с одаренными детьми.

Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.

Организация системы научно-исследовательской деятельности обучающихся.

Активное использование практико-ориентированных методик.
Переход в режим функционирования -2014- 2015 учебный год

Анализ итогов реализации программы.

Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.

Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.

Обобщение результатов работы школы.

Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными детьми.

Обобщение опыта работы с одаренными детьми. Внедрение в практику работы рейтинга обучающихся.
Комплексный план работы с одаренными детьми на 2011 – 2015 г.

Направления работы



Аналитическое

-Разработка методической основы работы с одаренными детьми.

Классы 1-9кл

Сроки 2011

Ответственные: Педагог – психолог.

-Разработка информационно – просветительского материала для родителей.

Классы 1-9кл

Сроки 2011

Ответственные: Педагог – психолог.

-Тематическая работа с обучающимися и классными руководителями

Создание банка данных одаренных детей.

Классы 1-9кл

Сроки 2011-2012

Ответственные : Классные руководители, учителя- предметники

-Проведение психолого-педагогической работы по адаптации с одаренными школьниками.

Диагностическая работа

Разработка информационно –методического материала для педагогов.

Классы 1-9

Сроки 2012

Ответственные: Педагог – психолог

Получение и обработка данных по одаренным детям.

Сроки 2011-2013

Ответственные: Замдиректора по УВР


Мониторинг работы с одарёнными детьми

Класы 1-9

Сроки 2011-2015

Ответственные: Замдиректора по УВР

Создание и проведение кружков творческой и интеллектуальной направленности

Сроки 2011-2015

Ответственные: Замдиректора по ВР

Основные формы работы с одарёнными учащимися по ступеням.

Класс 1-4

Ожидаемый результат: Педагогические мастерские по развитию речи, математических способностей обучающихся.

1.Формирование навыков научной организации труда с учётом требований здоровьесберегающих технологий.

2.Вовлечение обучающихся в активные формы познавательной деятельности.
Выявление одарённости на ранних этапах обучения, создание условий для реализации одарённости.

Участие в олимпиадах и конкурсах

Классы 5-9

Практико-ориентированный подход к обучению с применением информационно-компьютерных технологий.

Создание информационно-образовательного пространства школы с учётом индивидуальных способностей обучающихся, повышение качества знаний и мотивации к обучению.
Предпрофильная подготовка

Работа с учётом индивидуальных наклонностей, выбор профиля дальнейшего обучения.

Элективные курсы согласно учебному плану

Внеурочная деятельность

Предметные недели

Развитие познавательной активности обучающихся через проектные технологии.

Формирование исследовательских навыков.

Развитие интеллектуальной, коммуникативной, исследовательской компетенции обучающихся, воспитание информационной культуры.

Районная краеведческая конференция

Клубные занятия

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников

Обучение технологии выполнения олимпиадных заданий и исследовательских работ.

Муниципальная олимпиада

Эстетическое воспитание, развитие творческих, художественных способностей детей, создание ситуации успеха, социализация разновозрастных групп через участие в общешкольных проектах.


2.Раздел программы

1.1. Развитие независимых форм оценивания и реализация мероприятий, направленных на проведение мониторинга достижений обучающихся.

1.2. Совершенствование и расширение комплекса курсов по выбору;

1.3. Развитие системы дополнительных занятий, способствующих повышению мотивации к изучению основных общеобразовательных предметов;

1.4. Внедрение основных принципов национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

1.5. Совершенствование условий для переподготовки и повышения квалификации педагогических работников.


3.Раздел программы
«Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся школы».

1.Актуальность проблемы.

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно современная школа. 2010 год стал годом начала проведения инициативы президента «Наша новая школа». Ее суть - в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни.

Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010годы».

2. Анализ проблем.

Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Чувство патриотизма у юного гражданина- это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей.

В рамках исследования проводилась оценка следующих критериев личностного роста обучающихся:

1. Ценностные отношения к самому себе, к семье, к другим людям, Отечеству, знаниям, культуре, труду и т.д.

2. Исследования особенностей коллектива обучающихся школы.

3. Выявление способов реагирования в конфликтах.

4. Определение преобладающего типа поведения.

5. Психологический климат в коллективе.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что обучающиеся понимают и принимают патриотизм как ценность, но слабо представляют его на практике.

Причиной падения патриотизма в молодежной среде явилось отсутствие патриотической идеи в обществе, второе место занимает отрицательное влияние друзей и сверстников, третьей причиной респонденты называют ненормальную обстановку в семье. Подобное положение дел заставляет задуматься о причинах такого упадка патриотизма. Как оказалось, корень проблемы заключается не столько в отношении молодежи к патриотизму, сколько в отношении ее к власти и государству.

Целью раздела программы по гражданско-патриотическому воспитанию в школе является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

· повышение качества функционирования системы гражданско-патриотического воспитания;

· развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;

· формирование у обучающихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации;

· воспитание толерантности;

· формирование чувства гражданского долга;

· формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.


3. Концепция раздела программы.

Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный, нравственно -обусловленный процесс подготовки обучающихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально -ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Программа предполагает взаимосвязь таких понятий как «гражданское образование» и «патриотическое воспитание». Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы. Основной формой учебной работы остается урок, который в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс. Поэтому для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно:

- усилить гуманитарную направленность всех учебных дисциплин: в традиционные предметы включить материал помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.

- использовать активные формы и методы образовательной деятельности, ее открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внеучебной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды.


4. Основные направления гражданско-патриотического воспитания.

Основные направления гражданско – патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010годы»:



Духовно- нравственное. Осознание обучающимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Историко-краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном поселке, городе, районе, области.



Гражданско-правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.

Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей обучающихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся в школе созданы следующие условия:

- в школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;

- функционирует система дополнительного образования;

- разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;

- развивается музейная работа;

- развивается школьное ученическое самоуправление;

- используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание в школе включает в себя две возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности. В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д. Курс «Окружающий мир», занятия в ДШИ, спортивные секции позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру человека и в итоге формируют осознанное патриотическое чувство. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На первой ступени начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество. А решение одной из главных задач образования на данном этапе - развитие творческого потенциала младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свои вклад в жизнь страны.

Вторая ступень продолжает формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Обучающиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Этому способствует курс «Обществознание». Работа в данном направлении реализуется также посредством коллективно- творческих дел, ролевых игр, творческих проектов, школьного музея.
5.Основные формы работы по реализации раздела программы.

Содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы:

- Тематические классные часы;

- Ведение курса обществознание с 6 по 9 класс;

- Проведение экскурсий по школьному музею и посещение музеев городов;

-Изучение истории своей семьи, семейных традиций;

- Изучение народных традиций и обычаев, истории своего поселка, школы;

- Кружковая работа;

- Проведение общешкольных мероприятий;

-Проведение акций, «Пожилой человек», «Мы помним о Вас», встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;

- Участие в конференциях, конкурсах, смотрах.
6.Механизм реализации раздела программы.

Механизм реализации программы основывается на совершенствовании методов работы школы и всех заинтересованных сторон, в целях обеспечения влияния на процесс воспитания, консолидации и координации деятельности.



Научно –методическое обеспечение

1.Систематизация нормативной базы (федеральные программы, образовательные программы, программы дополнительного образования, методические письма и др.)

2010-11г. Администрация руководители МО.

2.Изучение позитивного опыта деятельности ОУ района, области, России по организации и содержанию гражданско-патриотического воспитания

2010-11г Руководители МО и классные руководители

3.Использование программного обеспечения «Краеведение»

2011-2014 Заместитель директора по УВР

4.Проведение семинаров: Права человека в современном мире; Социально-гражданская компетентность.

2013-2014 Заместитель директора по УВР

5.Представление позитивного опыта учителей-предметников и классных руководителей

2014-15 Заместители директора по УВР,
Работа с учащимися

1.Развитие гражданско–правового сознания на уроках.

2011-2015 Учителя- предметники

2.Проведение тематических классных часов по курсу « Краеведение»

2011-2015 Классные руководители

3.Знакомство учащихся с выдающимися гражданами России и мира.

2011-2015 Классные руководители

4.Проведение игры «Выборы» - Ежегодно Заместитель директора по ВР

5. Проведение предметных декад -Ежегодно Заместители директора по УВР

6.Участие в районных и областных смотрах и конкурсах -Ежегодно Заместители директора по УВР,

7.Проведение экскурсий -Ежегодно Классные руководители

8.Проведение месячника военно-патриотической работы Ежегодно (февраль )

Заместитель директора по УВР, учитель ОБЖ, классные руководители

9.Организация проектной деятельности «Моя родословная», «Наша Школа »

Ежегодно Заместитель директора по УВР

10.Организация школьного самоуправления

2011-2012 Заместитель директора по ВР,
Работа с родителями

1.Проведение родительских собраний - Ежегодно Администрация школы

2.Привлечение родителей к участию в общешкольных мероприятиях Ежегодно

Классные руководители

3.Участие родителей в организации экскурсий Ежегодно Классные руководители
7. Ожидаемые результаты

Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей.

Критерии:

- Наличие социального положительного опыта;

- Наличие устойчиво-положительной гражданской позиции;

- Участие обучаюшихся в общественной деятельности школы, а так же в деятельности общественных организаций;

- Сформированность интеллектуального потенциала личности;

- Сформированность нравственного потенциала обучающихся;

- Сформированность основ коммуникативных навыков.
4. Раздел программы«Здоровьесбережение».
1.Актуальность проблемы.

Здоровье подрастающего поколения – важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий ее развитие в будущем. Сегодня безопасность страны, политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной причинно-следственной связи с суммарным потенциалом здоровья детей, подростков, молодежи. По мнению большинства исследователей данной проблемы, именно в этом отношении ситуация в современной России вызывает наибольшую тревогу и опасения. Стратегические направления государственной политики в области сохранения здоровья подрастающего поколения регламентируются ФЗ «Об образовании», Семейным кодексом РФ, «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан», отражены в концепции модернизации российского образования «Наша новая школа» и долгосрочной областной целевой программе «Развитие образования Воронежской области на 2011-2015 годы».


2.Анализ проблем.

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) признано, что здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Осуществить такую деятельность способен только человек, обладающий определенным мировоззрением, высоким уровнем развития личности, определенными убеждениями и установками, а также всесторонними знаниями, умениями и привычками здорового образа жизни.

Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровьесбережение стало одним из атрибутов образовательного процесса в школе. Оно проявляется в применении здоровьесберегающих технологий, организации здоровьесберегающей среды, совместной деятельности учителей, медицинских работников, социального педагога, психолога, нацеленной на формирование культуры здоровья обучающихся.

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если в физическом плане - умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справиться с учебной нагрузкой.

В результате анализа структуры заболеваемости обучающихся школы выделены ведущие формы имеющейся патологии. К ним относятся нарушения зрения и нарушения осанки. Близорукость и другие нарушения зрения занимают особое место в вопросах охраны здоровья школьников, так как за время обучения в школе количество детей с данной патологией возрастает. Изменяется, не в лучшую сторону, процент детей имеющих патологии в нарушении осанки. Этому способствуют такие факторы, как несоблюдение гигиенических норм естественного и искусственного освещения (Роспотребнадзор проводит регулярные замеры – в школе нарушений не выявлено), несоответствие размера школьной мебели росту обучающихся, и неправильная поза во время учебных занятий (за этим мы можем и должны следить на уроке). Отметим снижение заболеваний органов дыхания за последние 3 года и стабильный (достаточно высокий) показатель нарушений осанки.

Современная наука утверждает, что 20% уровня здоровья зависят от наследственных факторов, 20% - от экологии, 10% - от деятельности здравоохранения, остальные 50% - от образа жизни человека. Понятие «образ жизни» включает физическую, психоинтеллектуальную и трудовую деятельность; двигательную активность; общение и бытовые взаимоотношения, привычки, режим, особенности работы. Образ жизни, положительно влияющий на здоровье, определяется понятием «здоровый образ жизни». Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого. Наша роль педагогов состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка и воспитывающего ценностно- мотивационное отношение к здоровью.

Ознакомившись с результатами мониторинга состояния здоровья обучающихся и наиболее важными факторами, влияющими на него. Изучив опыт работы учителей школы по формированию навыков здорового образа жизни в ходе учебно-воспитательного процесса, проанализировав показатель социально-педагогического здоровья обучающихся школы, мы определили цель программы «Здоровье»: создание целостной системы, способствующей сохранению, укреплению здоровья и обеспечения психологического комфорта всех участников образовательного процесса.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

Для успешной реализации раздела программы в школе созданы необходимые условия:

-четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;

-гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;

-освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье обучающихся;

-предоставление полноценного сбалансированного питания школьникам 1-9 классов ;

-осуществление своевременной профилактики психологического и физиологического состояния обучающихся;

-привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
3.Концепция раздела программы.

Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но, учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги.

Состояние здоровья имеет большое значение, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Поэтому учителя школы строят урок с учетом динамичности обучающихся, их работоспособности, создавая благоприятный эмоциональный настрой. Особое значение для этого имеет соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), а также строгое соотношение учебной нагрузки и методов преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Принцип здоровьесбережения становится системообразующим. Осознание ценности здоровья должно быть одинаковым для всех участников образовательного процесса.

Сейчас для ведения здорового образа жизни человеку надо прилагать определенные интеллектуально-волевые условия, поскольку реальные условия жизни сейчас таковы, что естественным образом здоровый образ жизни не складывается. Интеллектуально-волевые усилия для организации и ведения здорового образа жизни будут прилагаться только тем человеком, у которого воспитано ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих. Медицина здесь помочь не может, поскольку эта задача целиком педагогическая. Таким образом, педагогика на сегодняшний день располагает наиболее доступным в России способом оздоровления человека, и средство это - воспитание ценностного отношения к своему здоровью, выражающееся формулой: ЗДОРОВЬЕ - ЦЕННОСТЬ, А ЦЕННОСТИ НЕ ДАЮТСЯ ДАРОМ.

Возрастной подход к обучению и воспитанию детей, ориентированный на сохранение и укрепление их здоровья, позволяет выделить принципы отбора содержания и методов непрерывного образования.

Принцип развития предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного, социального и интеллектуального развития и саморазвития детей, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих возможностей ребенка в различных видах его деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. При этом сохраняется значимость усвоения знаний, овладения умениями и навыками - но как средства для детского развития, а не самоцель начального образования.

С учетом требований возрастного подхода школа обозначает возможные направления определения содержания и методов обучения, адекватно отвечающих задаче сохранения и укрепления здоровья школьников, тем самым поставить задачу особенностей организации здоровьесберегающей среды школы в целом.

В школе ведутся занятия по подготовке к школе. Основной целью их является формирование у дошкольника именно тех качеств, которые, прежде всего, необходимы для овладения учебно-познавательной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Изменяется характер контроля в процессе обучения. Важную роль приобретают показатели возрастных и индивидуально-личностных возможностей и интересов ребенка, показатели социализации детей, а также в широком смысле показатели здоровья школьников. Состояние здоровья (физического, психологического, социального, нравственного) должно стать приоритетным при оценке эффективности образования.

Контроль за качеством обучения - это, прежде всего, контроль психолого-педагогических условий образования, а не комплекс требований, предъявляемых к ребенку. Без формирования у детей навыков полноценной учебно-познавательной работы, без сохранения особой познавательной мотивации, без становления самосознания и самооценки ребенка как субъекта новой для него деятельности "учения-обучения" нельзя правильно строить начальное образование как базу всего последующего обучения, а, следовательно, создавать начальную школу как реальную здоровьесберегающую среду в целом.

При определении цели и задач программы "Здоровье" учитывалось, что начальная ступень образования есть составная часть всей образовательной цепи и первоначальное в ней звено. Поэтому, с одной стороны, она берет на себя ответственность заложить основы для успешного осуществления целей и задач единого образовательного процесса на последующих ступенях, с другой же - способствовать становлению, развитию, воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личных качеств. Коллектив школы направлен на то, чтобы прилагать усилия в решении детских проблем, специалисты (психолог, медики и т.д.) работают над вопросами сохранения и коррекции здоровья учащихся в надежде, что здоровье наших детей в школе если не улучшится, то не будет падать. Обучение в начальной школе ведется в рамках четырехлетней системы начального образования. Учителя начальных классов широко применяют в работе систему развивающего обучения.

Наиболее уязвимы дети, переходящие из начальной в основную школу, что может быть связано с

-возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки;

-выходом на первый план фактора оценки, отныне призванного играть главную, если не определяющую роль, в самоконтроле ребенка и контроле со стороны родителей за его успеваемостью;

-усложнением характера взаимоотношений "учитель - ученик" и межличностных отношений внутри класса с увеличением риска возникновения конфликтных ситуаций.

В нашей школе учебный процесс построен таким образом, что с первого класса некоторые предметы ведут учителя-предметники, которые остаются и при переходе в пятый класс( искусство-музыка, иностранный язык и др.). Поэтому ребенок с первых дней знакомится не только с классным руководителем, но и с другими учителями, что позволяет постепенно привыкать к требованиям разных предметов и строить отношения с разными педагогами.

Педагогами и администрацией школы уделяется пристальное внимание вопросам регламентации учебного материала, создания и поддержания благоприятного психологического микроклимата и в процессе обучения, и во внеурочное время.

Учителя нашей школы апробируют в учебном процессе новые технологии, успешно сочетая старые, традиционные методы и формы проведения занятий с современными методиками. Необходимо помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. Любая личносто-ориентированная технология вправе называться здоровьесберегающей.


6. Содержание работы:

1.Создание целостной системы, способствующей сохранению, укреплению здоровья и обеспечения психологического комфорта всех участников образовательного процесса.

2. Сбалансированное горячее питание для обучающихся и работников школы..

3.Организация спортивных занятий школьников и введение предмета «Физическая культура» в объеме 3-х часов

4.Создание здоровьесберегающей инфраструктуры школы.

5.Рациональная организация учебного процесса в школе.

6.Организация просветительско-воспитательной работы с обучающимися и их родителями, направленной на формирование ценности здоровья и навыков здорового образа жизни.

7.Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья обучающихся;

8.Формирование потребностей здорового образа жизни.
5. Ожидаемые результаты.

Результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.

Для этого нами создана прогнозируемая модель личности ученика:

Физически, нравственно, духовно здоровая личность.

Образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума.

Осознание себя как биологического, психического и социального существа.

Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека.

Правильная организация своей жизнедеятельности.

Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.

Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Потребность в самостоятельной двигательной активности.

Самоконтроль, личностное саморазвитие.

Творческая продуктивность.

следующая страница >>


izumzum.ru