Программа психологического направления эксперимента - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка Программа психологического курса «Развивай-ка» 1 92.93kb.
Отчёт о выполнении плана работы площадки мбоу одинцовской гимназии... 1 33.25kb.
Эксперимента 1 67.87kb.
Программа дисциплины для направления подготовки бакалавра 1 202.88kb.
Программа дисциплины Программирование для направления 38. 03. 1 391.5kb.
Контрольные вопросы к экзамену дисциплина «Психологическое консультирование» 1 45.66kb.
Программа дисциплины Немецкий язык для направления подготовки 080100. 1 460.18kb.
Программа дисциплины Итальянский язык для направления подготовки... 5 386.12kb.
Программа дисциплины «Экономико-математическое моделирование» для... 1 180.7kb.
Программа дисциплины «Политика знания в XIX-XX вв.» для направления... 2 286.87kb.
Программа дисциплины «Формальные модели в лингвистике»  для направления... 1 125.4kb.
Лазерко Лидии Алексеевны Мельниково Математика пояснительная записка... 12 2438.2kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Программа психологического направления эксперимента - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ассоциированная многопрофильная Саха-Бельгийская гимназия»

муниципального района «Усть-Алданский улус (район)»








Программа психологического направления эксперимента


Формирование эффективности/самоэффективности

школьников
Петухова О.П. - педагог-психолог

Кептени-2011

  1. Анализ социокультурной ситуации в Легойском наслеге

Образовательная среда (пространство) – среда не только образовательного учреждения, а пространство всего наслега, где проходит непосредственное становление, социализация ребенка, выпускника. Анализ СКС проводится для самоанализа, самоидентификации, выявления собственных проблем, для консолидации, сплочения населения вокруг своих же проблем (образовательных, хозяйственно-экономических, коммуникативных…).

Анализ социокультурной ситуации определяет социальный портрет поселения, определяет заказы и приоритеты в образовательных запросах, выявляет ценностные ориентации и круг социокультурных проблем.


  1. 1 Информация о наслеге.

Наименование наслега: Муниципальное образование «Легейский наслег», МР «Усть-Алданский улус (район)».

Территориально-административная справка.

Центр наслега – село Кептени. От центра улуса – 35 км. Другие населенные пункты: с. Далы – 25 км. с. Хомустах – 17 км. Автосообщение с протяженностью 9792 км. Сообщение с г. Якутском через речную переправу. Удаленность от центра республики – 125 км. Территория наслега расположена в центре района, что выгодно для транспортного сообщения. Сельхоз земли – 9,6: сенокосы – 4,2., пастбища – 4,9., посевная площадь – 2248., лесной фонд – 30,5., земли запаса – 1,5.



Хозяйственно-экономическая справка.

Род традиционного занятия населения – сельское хозяйство. Развиты отрасли мясо-молочного производства, овощеводства. Имеется 1 кооператив с/х. В основном, развиты крестьянские и лично-подсобные хозяйства. С медленными темпами развивается индивидуальное предпринимательство и малый бизнес.

Заняты в крестьянских хозяйствах – 85 ч. Объем производства с/х продукции (тонн): скот – 350, молоко – 980. Картофель – 114, овощи – 18,75.Индивидуальной трудовой деятельностью заняты – 32 ч. Подсобное личное хозяйство имеют – 110. Торговля – 10 магазинов, пекарня – 2, автозаправка – 1, пилорамы – 2, такси – 5.

Производственные силы слабые. Нет производственных предприятий. В летнее время производится переработка молока.



Бюджетные организации: Легойская СОШ, Саха-Бельгийская гимназия, Хомустахская основная школа, Далынская школа-сад, Кептенинский детский сад, Кептенинская участковая больница, Далынский ФАП, Хомустахский ФАП, Хомустахский санаторий, МПЧ, Почтовое отделение, Центр семьи, Центр досуга и культуры, сельская библиотека.

Демографическая (численность населения и учащихся ОУ, ДОУ возрастной состав (динамика).

Численность населения – 1537, мужчин – 722, женщин – 815, дети от 0 до 6 лет – 150, от 7 до 17 лет – 306. Трудоспособные – 664, занятые в н/х – 540, в госсекторе – 313, студенты – 113, домохозяины – 110, безработные – 43, пенсионеры – 300, работающие пенсионеры – 90, инвалиды – 82, работающие инвалиды – 10. Количество семей – 503. Малоимущие семьи – 98.

В Легойской СОШ обучается – 157, в Ассоциированной многопрофильной Саха-Бельгийской гимназии – 151, из них приезжие дети – 91.

В пришкольных интернатах образовательных учреждений проживает 85 детей. Расширяется пространство обучающихся Саха-Бельгийской гимназии:

- местные дети – 61;

- из населенных пунктов улуса – 71;

- из других улусов республики – 6;

- из городов республики – 14;

Всего обучающихся в гимназии – 151. % местных детей – 39,8%, % приезжих – 61,2%.

Компетентности выпускников образовательных учреждений в основном знаньевые. Поступление в ВУЗ-ы и ССУЗ-ы составляет 100%. Слабо формируются коммуникативные, самоорганизационные, социально-адаптивные компетентности, что сказывается на адаптации выпускников к новым условиям.


Численность населения за 5 лет возросла незначительно. Контингент воспитанников детских садов и образовательных учреждений сохраняется стабильно. Не уменьшается количество безработных.

Неформальные объединения, организации, общества, (временные, постоянные, регулярные...). Общественные организации, объединения.

Имеются неформальные объединения овощеводов, кулинаров, цветоводов, рукодельников.

Нет постоянных неформальных объединений молодежи по интересам и занятиям. Регулярно возникают команды для культурно-массовых состязаний, создаются временные объединения по творческим и коммерческим интересам.

Есть общественные организации молодежи, женщин, объединение пенсионеров «Аал уот», объединение отцов «Еркен», клуб мастериц «Дьуэгэ».

В образовательных учреждениях имеются детские организации.

Культурно-исторические традиции:

Национальный праздник «Ысыах», родовые праздники, народный лов рыбы «Мунха», конные скачки, традиционные состязания «Легей уолана», месячник весенних очистных работ, акции взаимопомощи для социально незащищенных слоев населения.



Социально-культурный фон поселения имеет проблемное состояние из-за отсутствия здания клуба. Все культурные мероприятия проводятся в спортивном зале. Единственный спортзал села имеет предаварийное состояние. Нет специально оборудованных зон отдыха для населения. Не хватает ресурсов для создания полноценного культурно-оздоровительного отдыха и занятий. Образовательные учреждения села Кептени работают в нетиповых помещениях, нуждаются в обновлении материальной базы.

Здоровье.

В поселении фон здоровья благоприятен в отношении острых инфекционных, паразитарных, эпидемиологических заболеваний. Среди детей чаще всего отмечаются простудные заболевания. Среди взрослых возрастает фон сердечно-сосудистых, эндокринных, глазных заболеваний, болезней ЖКТ. В диспансерном учете состоят по эндокринологии – 23 человека, по неврологии – 62 человека, по туберкулезу – 6 человек.

Участковая больница ведет профилактическую работу среди детей и взрослых по предупреждению эпидемий и инфекционных заболеваний.
1.2 Проблемы наслега.
В переходный период к рыночной экономике и к новым преобразованиям подорвал устои наслега. С ликвидацией крупного совхоза начались миграционные процессы в сторону города. Коренным образом изменилась социально-трудовая сфера села. Сельское хозяйство осталось без поддержки квалифицированных специалистов и перешло на уровень примитивного существования. Только государственная поддержка бюджетных организаций способствовала выживанию села. Часть населения, не имеющая образования и квалификации, стала безработной. На сегодня самая главная проблема села – это возрождение сельскохозяйственного производства, воспроизводство сельских кадров по эксплуатации сельхозтехники, тяжелого транспорта, теплоснабжения, индивидуального сельскохозяйственного предпринимательства.

Кроме того наслег целенаправленно работает по социально-экономическим проблемам:

- социальной защиты населения, по назначении субсидий, пособий по безработице и т.д.

- изыскания питьевой воды, защиты ресурсов природной питьевой воды;

- строительства объектов бюджетных организаций: завершается строительство здания КЦ «Сайдам», ведется изыскание средств для строительства здания школы в каменном варианте, средства для реконструкции аварийного здания участковой больницы.

- улучшения экологии рекреационной зоны села Кептени: облагораживание свалки, очистка побережья озера Кептени, улучшение состояния дорог, засыпка оврагов, расчистка аласов.

- занятости населения предпринимательством, производством, сбытом и заготовками.

- повышения мотивации населения на производительный труд и ликвидация безграмотности по вопросам документации предпринимательства.

- подъема духовно-нравственных сил и ресурсов, активизации населения в формировании духовно-нравственной, социально-психологической благоприятной атмосферы.

Главные жизненные ценности: семья, образование, труд, материальное благополучие. Духовно-нравственные ценности не приоритетные. В упадке музей наслега, не реставрируются памятники советского времени, в дизайне и оформлении улиц, площадей, учреждений не проявлены национальные особенности, духовные и исторические ценности народа. С ростом уровня образования молодежи уменьшается доля остающихся в сельской местности. Изменились хозяйственно-экономические ценности наслега, наблюдается отход от традиционных ценностей аграрного характера к ценностям рыночной сферы. Уменьшается желание заниматься сельскохозяйственным трудом, традиционными занятиями. Наблюдается инерция и боязнь населения от кооперативных и фермерских форм хозяйствования. Вовлечение в малое предпринимательство сталкивается с неуверенностью в свои силы, с боязнью оформления юридических документов, налогов, отчетов.



Образовательные запросы социальных, профессиональных и возрастных групп населения (актуальные, потенциальные).

Образовательные запросы родителей, предъявляемые к образовательным учреждениям:

- подготовка конкурентоспособного выпускника, способного найти свое место в пространстве профессионального образования;

- приоритеты в овладении гуманитарными знаниями, иностранными языками для подготовки к престижным специальностям: юридическим, экономическим.

Образовательные запросы учреждений, муниципального образования:

- специалисты сельского хозяйства, специалисты технического обслуживания связи, коммуникаций, тепло-, электро- сетей, водители высоких категорий, строители.

Образовательные запросы средних возрастных групп:

- обучение в краткосрочных курсах трактористов, парикмахеров, обувщиков;

- обучение в курсах пользователей ПК;

Потребности наслега в специалистах (предприятия, рынок труда, услуг и товаров, общественные организации).

Сегодня нужны:

- специалисты с/х, бухгатера-экономисты, инженеры теплосетей, электроинженеры, наладчики с/х оборудования, водители для тяжелой техники, строители-отделочники.

- квалифицированный юрист-консультант, менеджер с/х, технолог переработки, частные предприниматели.

Завтра и в будущем:

- менеджеры агропроизводства, экономисты, специалисты сферы услуг, проектировщики-дизайнеры, педагоги дополнительного образования, работники культуры, педагоги, социальный психолог, менеджеры управления и т.д.

- производители строительных материалов, инженеры-механики, инженеры дорог, специалисты информационно-коммуникационной сферы.

Нет единого центра дополнительного образования. Ограничено разнообразие кружков и спортивных секций. Нет музыкальной, художественной школы. Нет оборудованной базы летнего лагеря труда и отдыха. В образовательных учреждениях ограничены площади для спортивных занятий. Недостаточны финансовые, материально-технические условия образовательных учреждений. Здания школ не отвечают типовым требованиям. Назрела необходимость в строительстве нового здания для образовательных учреждений.

Положительные примеры для молодежи подают ветераны спорта, ветераны сцены, люди с отдельными интересными увлечениями и с устойчивой мотивацией к ЗОЖ. Есть отдельные семьи и родовые звенья с положительными трудовыми традициями сообщества во время сенокоса, строительства дома, заготовки дров. Укрепляются связи поколений и родственные связи в родовых ысыахах. Появилась традиция увековечения памяти предков или безвременно ушедших родственников мемориальными олимпиадами, конференциями, состязаниями, выпуском книг и брошюр. В Легойской школе традиционно проводятся олимпиады имени Т.Е. Дуткиной, П.В. Оготоева, в наслеге проводятся состязания памяти Ф.М. Дегтярева, И.П. Копырина, республиканские состязания по мас-реслингу имени М.С. Карамзина-Мас Мэхээлэ. Традиционно отмечаются памятные исторические события и юбилеи учреждений наслега. В наслеге сохраняется добрая традиция субботников по облагораживанию территории наслега. Население всегда отзывается на беды и нужды людей, попавших в чрезвычайные ситуации.

Отрицательные примеры для молодежи подают отдельные люди, подверженные азартным играм. В основном ситуация по наркологии и криминальности находится под контролем и не превышает критического уровня.



Перспективы развития наслега и проблемы, разрывы на пути развития.

В основном, социокультурная ситуация в Легойском наслеге находится на стадии преодоления кризиса. Проблемы сегодняшнего дня связаны:

- с низкой конкурентоспособностью занятого населения в сфере развития экономики и малого предпринимательства, низкой компетентностью в усвоении нормативных документов, юридических актов, понимании налоговой политики;

- с низкой мотивацией к занятиям сельским хозяйством и предпринимательством, боязнью вступления в коллективно-долевые формы собственности и индивидуальные формы собственности;

- с ориентацией молодежи на высокие заработки и стремлении к городам и центрам;

- с ухудшением качественного состава кадрового потенциала сельского хозяйства, учреждений села, старением кадров, снижением притока молодых кадров;

- с медленными темпами улучшения социально-экономического положения села с имеющимися острыми проблемами тепло-, электроснабжения, коммуникаций, дорог, социально-духовной инфраструктуры, социального благоустройства села.

Тем не менее, в наслеге имеются положительные тенденции развития:

- небольшой, но приток молодых специалистов в структуре управления муниципальным образованием;

- возврат выпускников общеобразовательных учреждений в качестве педагогов;

- благотворительные инициативы и поддержка общественного объединения землячества «Легой» в г. Якутске, активизация культурных взаимосвязей;

- восстановление, реконструкция объектов инфраструктуры села, увеличение объема нового строительства в социальной сфере и в индивидуальном порядке;

- улучшение демографической ситуации в наслеге, увеличение количества детей дошкольного возраста, прибавление молодых семей;

- сохранение и увеличение рейтинга образовательных учреждений, увеличение приезжего контингента в Саха-Бельгийской гимназии, востребованность не только в улусе, но и в республике.

Население за прошедшие годы в какой-то мере адаптировалось к окружающей действительности и сегодня в состоянии реально оценить ситуацию, планировать свои действия на ближайший период.

В заключении, можно сделать вывод о том, что проблемы, выявленные в Легойском наслеге типичны для многих наслегов, занятых сельским хозяйством.
2. Проблематика проекта:

С точки зрения воспитания детей в сельском социуме необходимо обратить внимание школы на сильное влияние ментальности сельской глубинки – не выделяться из общей массы, жить на среднем уровне, чтобы не подвергаться зависти других. Такой уклад села влияет на самооценку детей, притупляет инициативу и активность, порождает тревожность и неуверенность в свои силы.

Образование в Легойском наслеге старается поддержать реальные импульсы растущего самосознания. Личностные ценности, ценности здоровья, ставшие актуальными социальными проблемами в современном мире, становятся приоритетными ценностями в образовании. Ассоциированная многопрофильная Саха-Бельгийская гимназия как сельская гимназия, призванная содействию роста интеллектуального потенциала села и поддержке мотивированных на качественное образование сельских детей, начинает апробацию новой программы социально-психологической направленности, которая нацелена на формирование эффективности/самоэффективности старшеклассников. Разработан инновационный проект по теме данного эксперимента.

Проблематика проекта строится на основе результатов мониторинговых исследований, которые проводились в четвертой декаде 2010 года, показали, что на данный момент психологическое состояние учащихся находится на среднем уровне.

Итак, психологическая картина старшеклассников гимназии, в частности уровень самооценки старшеклассников (рис. №1).

Самооценка – определенное качественное значение ценности для индивида своих собственных свойств, деятельности, поведения. На рисунке изображены 3 параметра оценки самооценки гимназистов, синим цветом изображены учащиеся со здоровой самооценкой, а красным и зеленым учащиеся с заниженной и высокой самооценкой. Отсюда следует 47% старшеклассников, почти половина обучающихся, с неадекватной самооценкой. Они не способны здраво рассуждать и оценить свои способности. Они не способны презентовать себя с лучшей стороны, у них больная самооценка.



Рисунок

На рисунке 2, показаны дети с различными видами тревожности. Тревожность – это ощущение эмоционального неблагополучия, спровоцированное предчувствием неудачи или опасности.



Рисунок

Как видно из рисунка, только 2% старшеклассников не подвержены ощущению тревожности. Синим, красным и зеленым цветом показаны основные три вида тревожности, которые особо сильно влияют на инициативности и деятельности человека, это тревожность в достижении успеха, тревожность несоответствия ожиданиям окружающих и тревожность в самовыражении и самоактуализации. У 53% учащихся тревожность при проверке знаний, общая школьная тревожность, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу и тд.

Данные показатели свидетельствуют о том, что у всех детей гимназии существует какая-либо разновидность тревожности, которая способствует пассивности, боязни выделиться и толкает детей к серой повседневности. Посредством чего, ребенок привыкает к происходящему и у него не возникает потребности изменить что-либо вокруг себя. Данная пассивность рождает в ребенке «зону комфорта» из которой ему выбраться очень трудно, отсюда и не адаптивность, депрессивность, обыденность нашего поколения.

Следующая методика направлена на исследование картины будущего наших выпускников и старшеклассников. В результате выявили (рис.№3).



Сформированность (11 класс)

Рисунок

Проективная методика, направленная на выявление сформированности картины будущего выпускников, показала: выпускники представляют свое будущее в форме мечты. Эта мечта носит одинаковый характер и в основном напоминает «продиктованное будущее со страниц модных журналов». У детей нет планов, как всего этого достичь, какими качествами нужно обладать, какие предметы сдавать и тд. Но положительной чертой обязательно нужно указать положительный характер и настрой учащихся, что свидетельствует о не без различности к своему будущему.

В старшей ступени учащиеся уже должны определиться в своих будущих профессиональных намерениях. С 9 класса учащиеся строят свои образовательные маршруты. Какова картина на примере среза в 9-11 классах показана в следующем исследовании.

На рисунке 4 показаны три столбца, которые подразумевают собой три старших класса, первый столбец – 9 класс, второй – 10 класс, третий столб – 11 класс. Синим цветом показаны проценты детей, у которых есть пути образовательного маршрута, красным показаны дети которые определились с сферой будущей деятельности, а зеленым цветом изображены дети у которых нет никаких планов и раздумий о своем будущем образовательном маршруте.



Образовательный маршрут (9-11 классы)

Рисунок

Как не печально, стопроцентного результата мы не добились, у детей нет сформированных образовательных маршрутов, что свидетельствует о позднем определении своего профессионального маршрута и о низкой подготовленности.

В подростковом возрасте происходит психологическое преобразование в развитии детей. Начинается осознанный период активности, пробуждается стремление к успеху и достижениям. Какова картина инициативности учащихся 9-11 классов выявлено в результате анализа вовлеченности гимназистов в различные сферы активной деятельности. (Рисунок 5). Изучение инициативности старшеклассников показало, что 71% обучающихся с 9-11 классов не нагружены никакой общественной деятельностью. В гимназии работает самоуправление учеников, старосты и по психологическим месячникам проводят веселые переменки творческая группа «Paradise» и больше никакой общественной и внутришкольной деятельностью ребята не занимаются.

2. Инициативность (9-11 класс)

Рисунок

На данном рисунке №6, показаны число участвующих в предметных олимпиадах, число активно настроенных детей и дети, которые не участвуют ни на олимпиадах, ни в различных мероприятиях.

Рисунок

Красным изображены число учеников, которые принимают участие на предметных олимпиадах, синим изображены дети с активным настроем, участвующие практически во всех внутришкольных, улусных, республиканских мероприятиях, а черным показаны дети которые, не принимают никакого участия не в жизни гимназии, ни на олимпиадах. Как не печально, инициативных детей очень мало.

Уровень школьной мотивации выявлен в результате апробации методики и показывает следующую картину:


  1. Школьная мотивация:

Рисунок

И наконец, изучение школьной мотивации гимназистов показало, что уровень мотивированности гимназистов находится на достаточно высоком уровне, не на высоком и не на очень высоком уровне, а только на достаточном уровне. Это говорит, что у детей нет мотивации в получении знаний, они просто учатся, не желая обучаться.

Итак, мониторинг психологического состояния гимназистов выявило такие проблемные моменты:

1. Отсутствие инициативы,

2. Пассивность в получении знаний и в самостоятельном развитии,

3. Размытое представление о своем будущем,

4. Низкая самооценка, рождающая боязнь в самовыражении.

То есть, у детей отсутствует вера в свои возможности и утерян интерес к традиционному виду обучения.

Основываясь на вышесказанном, сегодня нам требуется изменение обучающей среды и формы обучения. Учащимся необходимо повысить свои социальные навыки, такие как коммуникативная компетенция, успешное взаимодействие, презентабельность, а так же понадобится коррекция самооценки и мероприятия, связанные с коррекцией тревожности обучающихся.
3.1 Основная идея проекта.

Модель эксперимента:

В модели выделены четыре основные составляющие эксперимента: инновационные методы обучения педагогов, воспитателей, родителей, посредством чего планируется изменение взаимоотношения между выделенными системами; курсы развития деловой компетентности, успешности и здорового образа жизни, посредством которых планируется развитие таких социальных навыков как планирование и прогнозирование своего будущего; способности к рациональным, аргументированным и рефлексивным решениям; активная жизненная позиция; мотивация к росту; инициативность, ответственность, патриотизм; деловые и лидерские компетенции; гибкость, мобильность, адаптивность; введение здорового образа жизни; индивидуальные консультации с целью снижение стрессовых ситуаций, психологической поддержки, диагностики и коррекции; создание конкурентоспособной среды с целью применения полученных навыков на практике и психологической готовности к аналогичной ситуации в иной среде.


Программа курсов для учеников:

32 часа – 10 практика, 20 насыщенно по месяцам.

Курсы

Цель

Содержание

Часы

1.«Азбука деловых людей»

формирование навыков делового общения, эффективного взаимодействия, самопрезентации и умения управлять собственным временем для успешного построения карьеры и высоко конкурентоспособности учащихся.

Составление резюме; умение держаться на собеседовании; коммуникативная компетенция делового человека; тайм-менеджмент; практические занятия, (выезды с целью апробации полученных навыков на практике), коучинги, проектные работы, встречи с людьми высшего круга, бизнесменами и тд.


32 часа

2.«Ступени успешности».


развитие коммуникативных навыков, уверенности в себе, патриотизма и самоорганизации личности.

Успешное позиционирование себя; техники малого разговора; выступления; работа с идеями; культура речи; позитивная мотивация достижения; умение быстро находить альтернативные выходы; изменение самоотношения; самооценки; толерантность, гибкость, мобильность. Встречи с людьми с необыкновенной судьбой, с интересными профессиями. Организация и проведение социальных проектов.


32 часа

3. «Достояние души»,


формирование в сознании учащихся о важности человеческого здоровья.


Семантика окружающей среды, создание здоровье сберегающей комфортной, рукотворной образовательной среды. Дизайн и психология среды. Территориальная поведение человека. Способы персонализации. Как работать с клиентом.

Организация экскурсий, проектная деятельность, конкурсы, встречи и тд.



32 часа


3.2 Цели и задачи проекта.
Педагогическая цель: Развить гибкость, инициативность и адаптивность школьников для успешного будущего в быстро изменяющемся мире.

Цель эксперимента: Разработать и апробировать модель формирования Эффективности/Самоэффективности школьников в условиях сельской школы.

Задачи:

- Повысить уровень самостоятельности школьников в принятии решений и в освоении продуктивных, творческих методов взаимоотношения с окружающим социумом;

- Создать предпосылки для увеличения числа выпускников школ – будущих руководителей во всех сферах деятельности;

- Обеспечить предпосылки и условия для выявления детской одаренности и мотивации на успешное саморазвитие;


4.1 Психолого-педагогические основания предлагаемой системы.
Сегодня обществу требуются высокоэффективные люди, способные правильно оценить и результаты своей деятельности (в том числе профессиональной), и собственные возможности. Субъективное отношение к выполняемой деятельности реализуется в обращенности человека к внутренним резервам, потенциалам развития, возможностям выбора средств действий и построения определенной стратегии деятельности, поведения, жизни в целом. А это, в конечном счете, определяется самоэффективностью личности.

По мнению Бандуры, существенной характеристикой многих психических заболеваний является недостаток доверия собственным поведенческим способностям, а также способностям переживания.

Влияние самоэффективности на поведение зависит от ее степени, обобщенности и силы. Это влияние многообразно: самоэффективность воздействует на поиск или избегание ситуаций определенного типа; выбор поведенческих альтернатив; тип, частоту и продолжительность попыток овладения трудной ситуацией; атрибуцию успеха и неуспеха. Хотя, конечно, нельзя преуменьшать и обратного влияния на самоэффективность результатов действий, моделей, которые доступны наблюдению и т. д.

Посредством оценки ожиданий и уровня самоэффективности можно достаточно точно предсказать реальное поведение. Изменив его ожидания, сфокусировав внимание на непривычных аспектах собственного поведения и окружающей действительности, мы также изменяем его поведение.

С. Кови в своей книге «Семь навыков высокоэффективных людей» пишет «Знание – это теоретическая парадигма, определяющая что делать и зачем. Умение - определяет как делать. А желание это мотивация – хочу делать. Чтобы что-то в своей жизни превратить в навык, необходимы все три компонента».

Под эффективными навыками С. Кови понимает усвоенные принципы и модели поведения.

Создание навыка требует работы во всех трех направлениях. Это перемена, которая должна быть мотивирована высшей целью, готовностью подчинить то, что вы хотите сейчас, тому, что вы хотите в долгосрочной перспективе. Но этот процесс приносит счастье - "цель и форму нашего существования". Счастье, хотя бы частично, можно определить как плод желания и способности жертвовать тем, что мы хотим сейчас, во имя того, что мы хотим в конечном счете.

Исходя из идеи С.Кови, мы понимаем, что в нашем эксперименте мы должны опираться на развитии социальных навыков школьников. Так как, по мнению С.Кови усвоенные принципы и модели поведения способствуют Эффективности/Самоэффективности личности.

Исследование Эффективности/Самоэффективности актуальна в связи с важными прикладными задачами, стоящими перед психологией: разработка и внедрение в практику программ психологической помощи в саморазвитии, адаптации к трудным условиям, успешной самореализации субъекта в жизни; психологическое сопровождение образовательного процесса, в котором происходит профессиональное становление специалиста.
4. 2 Описание школьного уклада.

Стратегия модернизации российского образования предусматривает приоритетное развитие коммуникативных компетенций учащихся. С точки зрения базового содержания – это русский язык, иностранные языки и информационные технологии.

Иностранный язык как общеобразовательный предмет вносит неоценимый вклад в становлении личности. Изучение двух, трех и более иностранных языков ведет к гармонизации личности, расширяет функциональные возможности человека в социальной интеграции в современном мире. Исходя из такого ориентира, в Саха-Бельгийской гимназии создана система языкового образования с профильной дифференциацией. В условиях села гимназия несет функцию многопрофильного образовательного учреждения, так как социальный заказ на обучение только языкам можно реализовать в крупных селах или городах.

Первым признаком ценностного целевого единства своей гимназии можем назвать понимание коллективом Миссии образовательного учреждения как очага целостной и открытой системы лингвистического образования в условиях сельской гимназии.

Это, единственная в республике гимназия, функционирующая не в городе и не в районном центре, а в маленьком селе в таежной глуши с населением около 1300 человек. Сельский ребенок, живущий вдали от культурных и научных центров, растущий в моноэтнической языковой среде, где разговорный язык только родной, должен, прежде всего, овладеть русским и через него английским и французским языками, чтобы быть конкурентоспособным в будущей профессиональной деятельности и в социальной интеграции. Выход на международное образовательное пространство обеспечивает устойчивое развитие в русле ассоциированных связей с Департаментом образования в Бельгии – это образовательная среда, расширяющая границы задач развития ребенка. Идея: человек, уважающий свой язык, свою культуру, свой народ будет самодостаточным в личностном плане; знающий другие языки откроет для своих возможностей мир без границ.

Программа «Профильная и культурная дифференциация в обучении иностранным языкам» позволяет интегрировать национальную культуру со страноведением Франции и Великобритании. Интересно построена система развития речевой деятельности по французскому языку, где все виды развиваются во взаимосвязи с внеурочной деятельностью по предмету.

В гимназии разработана программа «Поддержка природосообразного развития детей на основе семейно-бытовых традиций и годичного цикла природных явлений». Она нацелена на укрепление преемственных связей между поколениями в передаче духовных ценностей народа саха. Проводится интеграция традиций и инноваций, этнопедагогика на основе традиционных методов семейного воспитания, опора на традиционные ценности общинно-родового уклада села, пропаганда национальной культуры, охрана природы, толерантность и здоровье.

Над реализацией программы многопрофильной довузовской подготовки гимназия работает уже много лет. Накоплен богатый опыт, который обобщался и транслировался в другие образовательные учреждения республики. Профильное обучение в гимназии направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. На основе индивидуальных образовательных траекторий обучающихся формируются профильные группы, где системно и целенаправленно ведется профориентационная работа и подготовка к ЕГЭ. Учебная деятельность становится социально и личностно значимой, так как старшеклассник четко понимает свои цели и задачи. Но с другой стороны за прошедшие годы сложилась ситуация, направленная только в сторону предметной компетентности, не затрагивающей социокультурных задач развития.

Таким образом, анализ содержания образования и сложившейся школьный уклад образовательной системы гимназии позволил определить ее основные преимущества. К их числу следует отнести:


  • значительный авторитет гимназии в окружающем социуме и среди образовательных учреждений республики, реализующих программы углубленного изучения иностранных языков;

  • квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по развитию образовательного учреждения;

  • возможность изучения иностранных языков в прямом общении с носителями языка в условиях открытой и целостной системы;

  • возможность получения профильной подготовки и профориентационной поддержки.

При этом в образовательном учреждении остаются «хронические» проблемы, на которые мы ищем способы решения.

Проблемы гимназии и идеи по их решению:


Анализ проблем

Идеи и способы решения

Организация образовательно-воспитательного процесса строится на эпизодических мероприятиях, заданными календарными датами и свыше дающимися месячниками, декадами, за которые надо отчитываться. Накладываясь на традиционные и плановые мероприятия ОУ, приводят к загруженности учащихся и классных руководителей, порождают тревожность, нервность в коллективе.

Необходимо рационализировать уровень нагрузки и планировать оптимальное количество мероприятий, исходя из общих воспитательных целей с выяснением реальной педагогической ценности. Нельзя проводить мероприятия без понимания его событийной значимости и прекратить практику насильственного навязывания участия в формальных событиях. Требуется усиленная координация всех структур гимназии в организации ВР.

Многие родители из других поселений, отдав ребенка в гимназию, отдаляются от воспитания детей совместно с педагогами. Не приезжают на собрания и праздники, ссылаясь на занятость, на отдаленность. Забирают детей раньше, чем начнутся каникулы и отправляют с опозданием.

Контакты с педагогами ограничиваются телефонной связью.




Задачи:

- создание реально действующих родительских объединений на местах проживания;

- создание общества выпускников и родителей;

- принимать меры по отношению родителей, самоустраняющихся от участия в жизни детей в ОУ.



Наблюдаются проблемы в социализации учащихся и выпускников и низкая степень готовности к самостоятельной жизни. В интернате воспитанники живут на готовом обеспечении, навыки самообслуживания и самостоятельности в быте снижаются.

Дать детям побольше возможностей для организации своего быта, усилить степень участия в социальных делах, увеличить практику в предметах, организовать волонтерство, усилить социально-психологическую поддержку, создавать ситуации для принятия самостоятельных решений и действий.

В гимназии ограничены сфера услуг дополнительного образования, не хватает материальных и кадровых ресурсов, финансовой поддержки творческих коллективов. В штате только 1 руководитель кружка, остальные педагоги работают за счет КОУ и стимулирования.

Необходимо предоставить хорошие условия для развития ДО, работать по нахождению талантливых кадров. В перспективе нужен Центр дополнительного образования с разнообразными видами деятельности и предоставлением услуг по дополнительному образованию.

Социально-психическая среда в ОУ бывает нестабильной и тревожной в связи с увеличением количества детей с социальными семейными проблемами. Из городов и из других улусов часто направляются дети с различными проблемами семейного характера. Есть много детей, находящихся на попечении бабушек, дедушек. Сельские дети, живущие в размеренном ритме и спокойной атмосфере, не обладают качествами быстрой реакции на изменения, психологически зажаты и инертны.

Необходимо создать условия для работы СПС, медкабинета. Разрабатывается программа психолого-пеагогической поддержки обучающихся в проекте ОЭР. Необходимо вовлечь все структуры ОУ в деятельность по оптимизации психической среды в комплексе гимназии и вовлечь всех педагогов в апробации экспериментальной программы по формированию эффективности/самоэффективности старшеклассников.


5.1 Содержание образования.
Механизм реализации проекта:

Рисунок

На данном рисунке №8, изображены объекты, задействованные в эксперимент и формы работы и взаимодействия выделенных объектов эксперимента.

В данном эксперименте будут задействованы все, начиная от учеников до их родителей. Основными методами воздействия станут лекции, тренинги, коучинги, «практическая» профессиограмма, а так же индивидуальные консультации и коррекционные занятия.

Родители, педагоги и социум будут основными ресурсами данного эксперимента, практика, личный опыт и эффективное взаимодействие – основополагающие становления личности.


5. 2 Этапы реализации проекта.


  1. Диагностический этап.

Анализ учебно-воспитательного процесса, выявление и формулировка противоречий, которые можно разрешить с помощью нововведения. Выявление проблемы и обоснование ее актуальности.

  1. Прогностический этап.

Постановка целей и задач, формулирование гипотезы, прогнозирование ожидаемых положительных результатов, а также негативных последствий. Разработка программы эксперимента.

  1. Организационный этап.

Создание всех необходимых условий для обеспечения разработки и освоения новшеств: материальных, кадровых, научно-методических, финансовых, мотивационных, организационных.

  1. Практический этап.

Непосредственное начало эксперимента, введение курсов, семинаров и тд, отслеживание результатов, мониторинговых исследования.

  1. Обобщающий этап.

Обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, корректировка гипотезы, оформление и описание хода и результатов эксперимента.
5. 3 Ожидаемый портрет выпускника
- умеющий грамотно планировать и прогнозировать свое будущее,

- способный к рациональным, аргументированным и рефлексивным решениям,

- с активной жизненной позицией, мотивированный к росту, инициативный, ответственный (за решения, их последствия, свои действия),

- гордый за принадлежность к своему народу, своей стране, месту, где родился и вырос – патриот,

- с развитыми деловыми и лидерскими компетенциями,

- гибкий, мобильный, адаптивный,

- ведущий здоровый образ жизни.
Критерии оценки ожидаемых результатов
- Уверенность;

- Картина будущего (насколько сформирована, направление);

- Мотивация достижения успеха,

- Уровень самооценки,

- Ответственность,

- Успеваемость,

- Инициативность,

- Локус контроля,

- Социально-психологическая адаптивность,

- Достижения,

- положительные изменения в поведении.
Диагностический инструментарий:
- Анкеты, опросы,

- Самооценка (Т.В.Дембо-С.Я.Рубинштейн),

- Определение направленности личности,

- Измерение мотивации достижения,

- Метод измерения локуса контроля,

- Социально-психологическая адаптивность,

- Методика Bubble.

Смета:

Необходимый материал

Количество

Сумма

«Учебно-методическое обеспечение»







- «ПрофильКЛАСС»

1

18.900

- «Профи - II»

1

4.870

- Тест тревожности Р.Тэммл, М. Дорки и Ф.Амен,

1

3.170

- комплексная программа «Сталкер»

1

10.130

- литература для практического психолога (тренинги, взаимодействия),

-

15.000

- подписка журналов, газет психологического характера

-

7.000

«Кабинет психолога»:

- Отдельно выделенный кабинет с тренинговым залом,



1



150.000


- Столы

2

- Стеллаж

1

- Шкаф

2

- Стулья

3

«Медео обеспечение»

- компьютер,

1


50.000


- принтер, сканер, ксерокс

1

- проектор,

1

- интерактивная доска,

1

- фотоаппарат + видео,

1

«Тренинговый зал»

- легкие стулья (мобильные),



20


20.000


- гимнастические ковры

20

- музыкальный центр

1

- мячи (маленькие)

2

«Кабинет релаксации»

- диски (мелодии, фильмы),





20.000


- аквариум с полным оснащением,

1

- кресла

2

- подушки (диванные)

4

«Организация выездов»







- выезды,




Внебюджет



- встречи,




- консультации




- мастер-классы




- приглашения




- коучинг







Итого

299.070,00


Литература:


  1. Вы начали эксперимент... Вы начали эксперимент? Вы начали эксперимент/ Под ред. Е.С.Комракова, А.С.Сидснко. — М., 1996.

  2. Краевский В. В. Методология педагогического исследования. — Самара, 1994.

  3. Поташник М.М, Организация опытно-экспериментальной работы в школе. — М., 1991.

  4. Эксперимент в школе: организация и управление/Под ред. М.М. Поташника, 1991

  5. Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей.

  6. Сайт: «Поведенческая психотерапия».



izumzum.ru