Программа по Истории России с конца XVI в по XVIII в. (7 класс) - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка к рабочей программе по Истории России с конца... 1 105.04kb.
Учебная программа интегрированного курса по Новой истории с конца... 3 666.86kb.
Программа история России. Конец XVI – XVIII вв 1 276.66kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по Истории России с древнейших... 3 503.33kb.
Учебник по истории России «Конец XVI xviii век» 1 104.67kb.
Литература В. Я. Коровина. Литература. 5 класс. 2 части. М. 1 72.89kb.
Диплом Образ московского царя Ивана Васильевича в сочинениях европейцев... 1 345.11kb.
Основные познавательные модели изучения истории России XVIII-XX вв 3 676.66kb.
Алексеева Елена Вениаминовна диффузия европейских инноваций в россии 4 665.44kb.
Архитектура мечетей России и мира конца XVIII начало XXI вв 1 346.71kb.
Пояснительная записка Данная рабочая (учебная) программа по истории... 1 149.64kb.
К 75- летию со дня рождения Владимира Высоцкого 13 1027.46kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Программа по Истории России с конца XVI в по XVIII в. (7 класс) - страница №1/1

Рабочая программа

по Истории России с конца XVI в. по XVIII в. (7 класс)

Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М,: Просвещение, 2006.

Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2003.

Пояснительная записка

Настоящее тематическое планирование выстроено на основе Примерной программы курса «История России с конца XVI до конца XVIII вв.». В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории для основной средней школы. Тематическое планирование рассчитано на 36 часов и расширено за счет резервного времени в количестве 8 часов (это уроки повторения и уроки по истории Родного края), они могут проводиться по усмотрению учителя. Общее время на изучение курса составляет 40часов. Оно реализовывает компетентностный подход к образованию и первый концентр школьного исторического образования.

В результате изучения курса учащиеся должны: называть даты важнейших событий, социальных выступлений, военных походов и компаний; называть места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальников, ученых, представителей культуры; показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности; описывать положение и образ жизни основных сословий; составлять описание памятников, предметов труда, зданий, произведений искусства; соотносить общие факты и процессы становления абсолютизма, закрепощения крестьян, социальных движений; называть характерные и существенные черты экономического, социального, духовного и политического развития; объяснять значение основополагающих понятий курса: смута, абсолютизм, дворцовые перевороты, просвещенный абсолютизм, крепостничество, мелкотоварное производство, всероссийский рынок, мануфактура, церковный раскол; сравнивать социально-экономическое развитие, положение сословий, результаты войн и крестьянских выступлений; излагать суждения о причинах и последствиях; приводить оценки реформ, деятельности Петра, Никона, Екатерины Великой.

В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы.

Тематическое планирование составлено в соответствии со структурой учебника. Содержательный минимум расширен за счет курса истории краеведения и увеличения количества часов на изучение вопросов культуры. Это позволяет лучше осуществлять воспитательные и образовательные задачи школы: формирование патриотичности, гражданственности, целостности в восприятии мира, гармоничного и разностороннего развития личности. Задания различной степени сложности признаны способствовать более прочному усвоению знаний, выработке практических умений для реализации самообразования, а также развитию аналитического мышления, устной и письменной речи.

Планирование предполагает изучение содержания крупными логическими блоками и предусматривает проведение вводных, повторительно-обобщающих и контрольных уроков.





Раздел, тема


Кол-во часов


Обязательный минимум содержания образования


Элементы дополнительного содержания


Основные понятия


Знания, умения


Измерительные формы контроля


Домашнее задание


Дата проведения

1


Вводный урок.


1


Территория Российского государства, население, социально-экономическая характеристика, политический строй.





Сословно-представительная монархия.


Умение работать с исторической картой. Сравнивать территорию Российского государства в разные периоды (от Ивана Калиты до Ивана IV).


Работа с контурной картой.








2


Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.


1


Царь Федор Иванович. Обострение социальных и политических противоречий. Пресечение династии Рюриковичей. Борис Годунов.





Патриаршество, самозванство, Крестьянское восстание.


Обобщать знания по истории царствования Б.Годунова, отмечать основные тенденции развития государства. Совершенствовать навыки работы с картой и текстом, сравнивать социально-экономическое развитие Руси до и во время Смуты.


Обобщающая беседа, самопроверка усвоения нового материала.








3


Смута.


1


Династические, социальные и международные причины Смуты. Восстание И.Болотникова. Польская и шведская интервенция.





Смута, интервенция.


Должны уметь определять причины Смутного времени, показывать по карте города, охваченные гражданской войной, знать основных действующих лиц этого периода истории.


Фронтальный опрос, взаимопроверка, домашнее задание в тетради, тест для закрепления.


§2,3(с.17-27); словарь





4


Окончание Смутного времени.


1


Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против интервентов; положение К.Минина и Д.Пожарского. Начало династии Романовых.





Семибоярщина.


Делать выводы о том, почему в России не реализовалась западная модель государственного устройства, а выбор был сделан в пользу самодержавной власти. Выделять главное из текста, формулировать и доказывать свое мнение.


Взаимопроверка знаний ключевых терминов темы, опрос по вопросам, сообщение о персоналиях урока.


§1-2; §3 (с. 27-32); словарь





5


Наш край в период

Смуты.


1











Уметь готовить сообщения с использованием краеведческого материала.

Выделять главное

в устной речи, выделять

общее и особенное

в истории государства

и края.


Обсуждение причин

общего и особенного в развитии края

и страны.








6


Контрольно-

обобщающий

по теме 1.


1














Контроль знаний

Тестирование.








Тема 2. Россия в XVIII в. (9 часов)


7


Новые явления

в экономике.


1


Ликвидация по

следствий Смуты.

Рост товарно-

денежных отношений.

Развитие мелкотоварного производства.

Возникновение мануфактур и наемного труда.

Города и торговля.

Ярмарки.


Царь Михаил

Федорович

и патриарх

Филарет


Мелкотоварное производство, мануфактура, всероссийский

рынок, предприниматель, социальная

база, рассеянное

предприятие, гостиная сотня, суконная

сотня, ярмарка.


Устанавливать меж

курсовые связи с историей Нового времени,

сравнивать экономическое положение России

с периодом Смуты и

странами Европы.

Объяснять объективные причины отставания России.

Оформлять результаты

своей деятельности

в виде таблицы.


Предъявление

результатов работы

в виде таблиц


§4,вопросы;

задания;

словарь; даты





8


Территория и хозяйство, политическое положение

России в первой

половине XVII в.


1


Развитие торговых связей.

Новоторговый устав. Начало складывания Всероссийского рынка.

Казачество.

«Соборное Уложение» 1649 г.

и окончательное закрепощение крестьян. Начало становления абсолютизма.





Белые слободы, владельческие крестьяне, подворная

подать, поземельная

подать, черносошные

крестьяне, волость,

крепостничество,

самодержавие, стан.


Знать этапы закрепощения крестьян, находить отличия между наемным и крепостным

трудом, составлять

сравнительную таблицу.

Иметь представления

о структуре управления

государством сравнивать

ее со структурой стран Европы. Учиться работать с документом, анализировать источники, критически относиться к ним.


Опрос по вопросам домашнего задания,

индивидуальные задания, обобщающий

тест.


§5,6; вопросы; задания;

словарь;

даты.





9


Власть и церковь. Церковный раскол.


1


Самодержавие и церковь. Церковный раскол. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум.





Протопоп, церковный раскол,

старообрядчество


Приводить примеры, подтверждающие, что раскол православной церкви есть продолжение общеевропейской Реформации. Объяснять причины конфликта власти и церкви. Готовить сравнительные характеристики Никона и Аввакума.


Взаимопроверка знания ключевых терминов, дискуссия по проблеме урока «Мог ли конфликт между властью и церковью разгореться при Михаиле Романовиче»?


§7;

вопросы; задания; словарь; даты.





10


Народные движения.


1


Социальные движения второй половины XVII в. Городские восстания. Восстание под предводительством Степана Разина.





«Бунташный век», прелестные письма.


Уметь выделять причины выступлений, обосновывать понятие «Бунташный век». Знать основные персоналии, показывать на карте основные территории, охваченные движениями.


Диктант терминов, обобщающая беседа о причинах и последствиях народных движений.


§8;

вопросы; задания.





11


Внешняя политика.


1


Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско - шведские и русско-турецкие отношения. Освоение Сибири и Дальнего Востока.





Гетман, голытьба, реестровые казаки.


Знать основные направления внешней политики. Определять причины войн, показывать на карте театр военных действий. Составлять устный рассказ о вхождении Украины в состав России.


Проверка домашнего задания устно и по карточкам, предъявление результатов деятельности на контурной карте.


§9;

вопросы; задания.





12-13


Русская культура и быт сословий в XVII в.


2


Культура XVII в. «Обмирщение» культуры. Зодчество, образование, литература, живопись, крупнейшие

представители духовной и художественной культуры. Симон Ушаков. Парсуна. Быт города и деревни.


Новые жанры в литературе. Последние летописи.


Изразцы, тафта, парча, секуляризация культуры, терем.


Выделять особенности развития отечественной культуры, составлять сообщения. Учиться слушать сообщения одноклассников.


Проверка таблиц, заполненных по результатам обсуждения и заслушивания сообщений, составление

кроссвордов по теме «Культура»


§10-11; вопросы; задания; §4-9





14


Поволжье в XVII в.


1


Развитие хозяйства, быт и культура края. Народы Поволжья в XVII в.: традиции и новые веяния.





Казачество.


Учиться выделять главное в устной речи, объяснять причины особенностей края.


Опрос по домашнему заданию, обобщение особенностей края.


Записи в тетради.





15


Повторительно-обобщающий урок по теме 2.


1














Разноуровневая контрольная работа.








Тема 3. Россия при Петре 1 (9 часов)


16


Предпосылки реформ первой четверти XVIII в.


1


Усиление западного влияния на Россию. Симеон Полоцкий. Реформы Ордина Нащокина. В. В.Голицын.





Регентство, гвардия, медаль, волонтер, верфь.


Давать характеристику состояния России накануне решающих перемен. Выделять главное в тексте учебника.


Обобщающая беседа в конце урока.


§12;

вопросы; задания; даты.





17-18


Начало царствования Петра I. Северная война.


2


Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Воцарение Петра I. Внешняя политика. Азовские походы. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Реформы армии.


Прутский поход.


Рекрутская система, конфузия, регулярная армия генеральное сражение, редут.


Знать хронологию Северной войны. Уметь показывать основной театр военных действий. Объяснять причины войны и ее необходимость. Рассказывать об архитектуре Петербурга, становлении русского флота. Использовать литературные произведения для рассказа об исторических событиях.


Опрос по домашнему заданию, взаимопроверка хронологических таблиц.


§13,14;

вопросы; даты; таблица.





19-

20


Реформы Петра I.


2


Социальная поли

тика. Установление

абсолютизма.

Подчинение церкви

государству.

Табель о рангах.

Подушная подать.

Указ о престолонаследии.





Меркантилизм, приписные крестьяне,

подушная подать,

протекционизм.


Характеризовать экономическое состояние

России при Петре I.

Давать объяснение перестройке экономической структуре страны,

сравнивать положение

сословий в петровскую

эпоху с прежним положением.


Проверка домашнего

задания по вопросам

учебника, диктант дат,

тест на узнавание

по теме урока.


§15, 16

(с.122-128);

вопросы;

задания;

даты.





21


Народные движения первой четверти XVIII в.


1


Последствия социальной политики.

К. Булавин.





Работные люди,

отходники, посессионные крестьяне

ревизия, челобитная.


Знать причины восстаний, участников, их

требования.

Уметь показывать рай

оны восстаний, рассуждать о причинах поражения.


Промежуточное

тестирование.

Обобщение в форме взаимопроверки

таблиц.


§17





22-

23


Русская культура

эпохи

Петра I.


2


Изменения в культуре, в быту.

Школа математических и навигационных наук.

Академия наук.

Гражданский шрифт.

Регулярная планировка городов.

Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве.

Роль петровских

преобразований в

истории страны.


В. Растрел

ли. Евро

пеизация

быта

и нравов.


Ассамблея, гравюра,

кант, клавикорды,

кунсткамера, цифирные школы, прелестные письма.


Готовить сообщения

на заданную тему,

выступать с докладом,

отвечать на вопросы

аудитории.


Проверка сочинений.

Обсуждение вопроса о пользе и вреде

изменений в культуре при Петре I.


§18,19;

вопросы; задания.





24


Повторительно-

обобщающий урок

по теме 3.


1











Излагать свою точку

зрения в письменной

речи, приводить аргументацию и доказательства.


Написание сочинения-эссе «Петр -

великий тиран или

реформатор».








Тема 4. Россия в 1725 -1762 гг. (6 часов)


25-

26


Дворцовые перевороты.


2


Причины дворцовых переворотов.

Российские монархи

эпохи дворцовых

переворотов.

Роль гвардии и

аристократии в государственной

жизни.


Фавори-

тизм. Биро-

новщина.


Дворцовый переворот, Верховный Тайный Совет, Конституционная монархия,

Кондиций.


Знать причины дворцовых переворотов, хронику событий и действующих лиц.

Учиться обобщать знания, делать выводы.

Доказывать свои суждения.

Работать с дополнительной литературой.


Анализ пробелов

знаний по эпохе

Петра.

Решение проблемы:

«Почему в XVIII в.

наступает эпоха

дворцовых переворотов, что измени

лось?»


§20-21;

вопросы; задания; документы; таблица.





27


Внутренняя политика в 1725-1762 гг.


1


Расширение привилегий дворянства.

Манифест о вольности дворянской.

Усиление крепостничества.





Манифест о вольности дворянской,

отмена внутренних

таможен усиление

крепостничества.


Особенности внутренней политики российских императоров после

Петра развивают умение работать с текстом

учебника.


Тесты для повторения, тесты для закрепления.


§22;

вопросы;

задания;

документы





28


Внешняя политика

России в середине

XVIII в.


1


Войны с Персией

и Турцией.

Участие России

в Семилетней войне.

Вхождение в состав

России казахских

земель





Восточный барьер,

гаубица, Семилетняя

война - кузница русского военного мастерства.


Главные направления

внешней политики,

особенности внешней

политики.

Развивать умение работать с картой.

Составлять хронологические таблицы.


Фронтальный опрос, тесты для закрепления


§23;

вопросы; задания;

§20-22





29


Наш край в первой

половине XVIII в.


1


Степан Разин и

наш край.








Знать историю родного

края, особенности и место Дона в истории

России.

Уметь делать записи

по лекции учителя.


Тест для закрепления.


Записи

в тетради.





30


Обобщающий урок

по теме.


1














Письменная проверочная работа.








Тема 5. Россия в 1762-1801 гг. (12 часов)


31


Внутренняя политика Екатерины II.


1


Просвещенный абсолютизм. Жалованные грамоты

дворянству и городам. «Золотой век» русского дворянства. Жалованные

грамоты дворянству и городам.

Уложенная комиссия.

Губернская реформа. Проникновение либеральных идей в Россию.

А. Н. Радищев.

Борьба самодержавия с вольнодумством.




Просвещенный абсолютизм, «Золотой

век» русского дворянства, либерализм.


Анализ политики Екатерины (выделение целей,

подведение итогов).

Работа с документами,

развитие умений работать с текстом.


Задание в конце

параграфа, тесты

для закрепления


§24

(пп. 1,2,4)





32


Крестьянская война

под предводитель

ством

Е. Пугачева.


1


Социальные движения второй половины XVIII в.

Восстание под

предводительст

вом Е. Пугачева.





Крестьянская война,

уложенная комиссия.


Объяснять причины,

итоги, различные оценки восстания.

Давать собственные

аргументированные

суждения.

Уметь показывать на карте район восстания.


Фронтальный опрос,

индивидуальные

карточки, обобщающая беседа.


§24,25

(пп.3,5)





33


Экономическое

развитие России

во второй половине

XVIII в.


1


Расцвет крепостничества. Развитие

капиталистичес

кого уклада.

Развитие промышленности. Предпринимательство.

Начало разложения

крепостнической

системы.

Сельское хозяйство.

Итоги экономического развития.





Миссионеры, секуляризация, экономические крестьяне,

отходники, банк.


Определять основные

черты экономического

развития

(тенденции и

противоречия).

Делать вывод о влиянии крепостного права

на развитие отраслей

экономики.

Совершенствовать

умение читать карту.


Фронтальный опрос,

взаимопроверка

сравнительной таблицы.


§26;

вопросы; задания;

документы





34


Внешняя политика

Екатерины II.


1


Русско-турецкие

войны конца XVIII в.

и присоединение

Крыма, Причерноморья, Приазовья,

Прикубанья и Новороссии.

Русское военное

искусство.

А. В. Суворов, Ф.Ф.Ушаков.

Участие России в

разделах Речи

Посполитой.

Присоединение

Правобережной

Украины, части

Литвы, Курляндии.


Россия и

Великая

французская революция.


Протекторат, повод

и причина войны.


Определять направление внешней политики.

Показывать на карте

территориальные приращения. Рассказывать

о военных действиях

с опорой на термины

и даты.


Фронтальный опрос,

взаимопроверка

таблицы.


§27 (с. 192-

198); §28

(с. 199-203);

вопросы;

задания; документы; таблица.





35


Россия при Павле I.


1


Павел I. Попытки

укрепления режима. Внутренняя

политика, изменение порядка престолонаследия.

Манифест о трехдневной барщине.





Эскадра.


Показывать противоречивый характер политики

Павла I. Объяснять

причины последнего

дворцового переворота,

высказывать свое отношение, работать

с текстом учебника

и картой.


Диктант дат, сообщения о Суворове и

Ушакове, тест для

закрепления.


§29; вопросы;

задания; документы.





36-37


Русская культура

второй половины

XVIII в.

Наука и образование.


2


Век Просвещения.

Сословный характер образования.

Народные училища.

Шляхетские корпуса.

Становление отечественной науки.

М. В. Ломоносов.

Основание Московского университета.

Географические

экспедиции

Крепостной театр. Возникновение профессионально-

го театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве.





Воспитательный

дом, солдатская

школа, духовная

семинария, Институт

благородных девиц,

университет, агрономия, паровая

машина

классическая архитектура.


Устанавливать связь между развитием экономики, политики и культуры, работать

с дополнительной литературой, делать доклад

на заданную тему.

Знать выдающиеся достижения и имена деятелей культуры. Работать с иллюстрацией, описывать памятники культуры


Фронтальный опрос,

обобщающая беседа,

обсуждение докладов.


§24-30; вопросы;

задания





38


Быт и жизнь во второй половине XVIII в.


1


Быт народов России. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.





Самосознание, нация, патриотизм


Описывать образ жизни различных слоев общества.


Тест.


§33





39


Наш край во второй половине XVIII в.


1


Родной край во второй половине XVIII в.





Казачество.


Определять общие и особенные черты истории края. Развивать умение слушать и делать записи в ходе лекции.


Взаимопроверка конспектов.








40


Повторительно-обобщающий урок по теме 5.


1














Контрольная работа.