Программа по географии основного общего образования - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка Статус документа 3 383.24kb.
Рабочая программа по географии 5-9 классы 5 1752.58kb.
Примерная программа по географии для 6 класса основной школы составлена... 1 502.79kb.
Основная образовательная программа основного общего образования амоу... 10 3676.75kb.
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента... 1 121.53kb.
Рабочая программа по географии составлена на основе Федерального... 2 575.78kb.
2. Рабочая программа по технологии составлена на основе соответствующей... 1 324.72kb.
Примерная программа основного общего образования по физике vii—ix... 1 179.63kb.
Физика : 7-9 кл. Естествознание : 5 кл примерные программы по учебным... 1 117.32kb.
Учебник Бариновой И. И. «География России» 2 315.2kb.
Программа по информатике для 5-6 классов основного общего образования... 1 175.25kb.
И. В. Горбачева 20 г 1 65.93kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Программа по географии основного общего образования - страница №1/1

Образовательная программа по географии основного общего образования

Программа по географии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с программами начального общего образования.

Программа является базовой, т.е. определяет минимальный объём содержания курса географии для основной школы.

Программа включает четыре раздела: пояснительную записку с требованиями к результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов, минимальным перечнем практических работ; примерное тематическое планирование; рекомендации по оснащению учебного процесса.



Общая характеристика учебного предмета.

В системе основного общего образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

- целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;

- комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

- социально-значимые качества личности; гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнёрство; гражданскую и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.

Курс географии в основной школе – учебный предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Изучение курса географии в школе обеспечивает удовлетворение интеллектуальных потребностей индивида в знании природы, населения и хозяйства Земли, ознакомление с сущностью природных и техногенных процессов в целях личной безопасности.

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.

В блоке «География Земли» у обучающихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрологии, климатических процессов, распределения растительности и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Блок «География России» - центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса – формирование географического образа своей Родины во всём его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трёх основных компонентов – природы, населения и хозяйства.



Цели изучения географии в основной школе.

- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических социально-экологических, социально-экономических и геополитических процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

-понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

- глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Требования к результатам обучения.

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования – формировании всесторонне образованной инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этнических принципов и норм поведения.

В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:

1.Ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;

- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб;

- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных регионов и стран;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

2.Гармонично развитые социальные чувства и качества:

- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости её сохранения и рационального использования.

3.Личностные результаты:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.



4.Метапредметные результаты:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- развитие способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.;

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

5.Предметные результаты:

Знать/понимать:

- основные географические понятия и термины;

- различия плана, глобуса, географических карт по содержанию, масштабу и способам картографического изображения;

- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

-географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

- географическую зональность и поясность;

- географические особенности природы материков и океанов;

- географию народов Земли;

- связь между географическим положением и природными условиями

Уметь:

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;



-находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

Приводить примеры:

- использования и охраны природных ресурсов;

- адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов;

Составлять:

- краткую географическую характеристику разных территорий на основе разных источников географической информации и форм её представления;

Определять:

- на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

Применять:

- проборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

- представлять результаты в разной форме;

- выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Место курса географии в базисном учебном плане.

В соответствии с БУПом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые географические сведения, а также курс «Природоведения», содержащий общие сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии. Данные курсы являются пропедевтическими.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

География изучается с 6 по 9 классы. В 6 классе – 1 час в неделю, в 7-9 классах – 2 часа в неделю.

6 кл. «География. Начальный курс физической географии» - 34 ч.

7 кл. «География. Материки и океаны» - 68 ч.

8 – 9 кл. «География России» -136 ч.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Блок «География Земли»

«География. Начальный курс физической географии». 6 класс. 34 часа.

Программа данного курса соответствует образовательному стандарту по географии и полностью реализует Федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе.

Цели и задачи курса: -познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии; -начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку; -начать формировать умение использовать источники географической информации, прежде всего карты; -сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, литосфере, гидросфере, биосфере; -начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных до глобальных.

Раздел 1. Введение.



География как наука. Предмет географии. История изучения Земли и развитие географии. Выдающиеся географические открытия. Знаменитые путешественники и исследователи. Современный этап научных географических исследований.

Основные понятия: география, географическая номенклатура, географическое открытие. Персоналии: Эрастофен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Фернан Магелан, Эль Кано, Иван Фёдорович Крузерштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев.

Раздел 2. Земля и Вселенная.

Земля – часть Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их главные следствия. Причины смены для и ночи, времен года. Распределение тепла и света на поверхности Земли. Тепловые пояса. Пояса освещенности. Часовые пояса.

Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель. Персоналии: Клайд Томбо.

Раздел 3. Географические модели Земли.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Аэрофотоснимки и комические снимки. Ориентирование на местности.

План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности: горизонтали, бергштрихи, отметки высот. Значение планов местности в практической деятельности человека.

Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты, градусная секта. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот и глубин. Разнообразие карт.

Основные понятия: стороны света, план местности, географическая карта, румбы, географическая широта, географическая долгота, географические координаты, легенда карты, условные знаки.

Раздел 4. Природа Земли и человек.

Внутреннее строение Земли и литосферы. Состав Земной коры: минералы, горные породы, полезные ископаемые. Строение земной коры: литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Зависимость рельефа от строения земной коры. Внутренние и внешние процессы, изменяющие поверхность Земли. Неблагоприятные и опасные явления в земной коре, меры предупреждения и борьбы с ними. Человек и литосфера.

Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя, верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические), землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и метаморфические), рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.



Гидросфера – водная оболочка Земли. Части гидросферы. Круговорот воды в природе. Мировой океан. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в океане. Мировой океан и его роль в формировании климатов Земли. Реки Земли – их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование. Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности и особенностей горных пород. Минеральные воды. Ледники – главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность. Человек и гидросфера.

Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, сточные и бессточные озёра, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.



Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Состав и строение атмосферы. Нагревание атмосферы, температура воздуха распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменения температуры с высотой. Атмосферное давление. Направления и сила ветра. Постоянные ветры. Типы воздушных масс. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на Жизнь и деятельность людей.

Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, воздушные массы.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы. Построение графиков измерения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Прогноз погоды. Климат, климатообразующие факторы, климатические пояса. Неблагоприятные и опасные климатические явления. Человек и климат. Адаптация человека к климатическим условиям местности.

Основные понятия: погода, роза ветров, типы погоды, климат.



Биосфера Земли. Определение и границы биосферы. Возникновение жизни. Биологический круговорот веществ. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Биологический круговорот. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира. Почва как особое природное образование. Строение и разнообразие почв. Главные факторы почвообразования. Основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Человек и почвенный покров.

Основные понятия: биосфера, почва, плодородие, заповедник, красная книга МСОП. Персоналии: В.И. Вернадский, В.В. Докучаев.



Географическая оболочка Земли. Строение, основные свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные, антропогенные. Географическая оболочка – крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные Зоны Земли. Состав, строение и свойства природных комплексов суши и океана. Человек и географическая среда: взаимовлияние и взаимозависимость.

Основные понятия: природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон природной зональности.

Требования к уровню подготовки учащихся.

1.Учащиеся должны называть и показывать:

Форму и размеры Земли. Полюса, экватор, наальный мередиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт. Части внутреннего строения Земли. Основные формы рельефа. Части Мирового океана. Виды вод суши. Причины изменения погоды. Типы климатов. Виды ветром, причины их образования. Виды движения воды в океане. Пояса освещенности Земли. Географические объекты, предусмотренные программой.



2.Учащиеся должны приводить примеры:

Различных видов карт. Горных пород и минералов. Типов погоды. Взаимовлияния всех компонентов природы.



3.Учащиеся должны уметь определять:

Стороны горизонта на местности (ориентироваться). Относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте. Осадочные и магматические горные породы. Направление ветра.



4. Учащиеся должны уметь описывать географические объекты.

5. Учащиеся должны уметь объяснять особенности компонентов природы своей местности.

Географическая номенклатура.



Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабродор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Беренгов, Гибралтарский, Магеланов, Дрейка, Малаккский.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.

Моря: Средиземное, Чёрное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабродорское, Перуанское, Куросио, Бенгальское, Западных Ветров.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озёра: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские озёра.

Оценочные практические работы.

1.Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.

2.Определение направлений и расстояний на карте и географических координат точки.

3.Изучение свойств минералов и горных пород.

4.Определение по карте местоположения наиболее крупных форм рельефа Земли и минеральных ресурсов.

5.Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана.

6.Изображение на контурной карте материков и океанов, крупнейших островов, полуостровов, рек и озёр.

7.Определение по картам географического положения одной из крупнейших рек Земли. Описание её по плану.

8.Определение по карте расстояния от своего населённого пункта до крупного озера.

9.Наблюдение погоды в своём населённом пункте.

10.Обработка результатов наблюдений за погодой своей местности (анализ суточного и месячного хода температур воздуха, построение розы ветров, диаграммы облачности и осадков).

11.Изучение по карте расположения климатических поясов Земли.

12.Описание природной зоны.

«География. Материки, океаны, народы и страны». 7 класс. 68 часов.

География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне.

Цели и задачи курса:

-создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков; -раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков; -воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.

Раздел 1. Главные особенности природы Земли.

Введение. Что изучают в курсе. Практическое значение географических знаний. Многообразие источников географической информации. Основные этапы накопления знаний о Земле, её природе и населении. Современные географические исследования: Международный геофизический год, исследования Мирового океана, изучение Земли из космоса. Международное сотрудничество в изучении Земли.

Географическая карта – величайшее творение человечества. История создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с использованием карты.

Литосфера и рельеф Земли. Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Возникновение материков и океанов. Строение земной коры. Сейсмические пояса Земли. Планетарные формы рельефа. Равнины и горы материков, закономерности их размещения в зависимости от строения литосферы и движения литосферных плит. Общие черты в строении рельефа «южных» и «северных» материков, различия и их причины. Закономерности размещения на материках месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.

Основные понятия: геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководные желоба, платформы, равнины, складчатые пояса, горы. Персоналии: Альфред Вегенер.



Атмосфера и климаты Земли. Гипотезы происхождения атмосферы. Закономерности распределения температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на материках. Климатообразующие факторы. Воздушные массы, их типы, циркуляция. Климатические карты. Климатические пояса и области; закономерности их размещения. Климат и человек.

Основные понятия: климатообразующий фактор, пассаты, муссоны, западный и северо-восточный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса. Персоналии: А.И. Воейков.



Гидросфера. Мировой океан. Мировой океан – главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Свойства вод Мирового океана; водные массы. Глобальная циркуляция вод Мирового океана. Воды суши. Общая характеристика внутренних вод континентов; зависимость их от рельефа и климата. Изменение вод под влиянием хозяйственной деятельности.

Основные понятия: море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, атоллы, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос. Персоналии: Огюст Пикар.



Геосфера. Понятие о географической оболочке. Проявление закона географической зональности в размещении живых организмов на Земле. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Самые крупные природные комплексы Земли – материки и океаны. Особенности природы и населения «северных материков». Особенности природы и населения «южных материков». Число океанов на Земле. Особенности географического положения каждого океана. Основные черты рельефа дна океанов. Климат, водные массы, основные поверхностные течения. Особенности органического мира каждого океана. Освоение и хозяйственное использование океана человеком. Экологические проблемы и пути их решения.

Основные понятия: природный комплекс, географическая оболочка, закон географической зональности, природная зона. Персоналии: В.В. Докучаев.



Население Земли. Основные пути расселения древнего человека. Расы. Крупнейшие этносы. Малые народы. Карта народов мира. Современные религии и их география. Внешние признаки людей различных рас. Современная численность населения мира. Динамика населения земли, отдельных регионов и стран. Методы определения численности населения, переписи населения. Неравномерность размещение населения. Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу. География рас, народов религий. Миграция населения. Города и сельская местность. Урбанизация. Условия и образ жизни людей в различных типах поселений. Понятие о современном хозяйстве, его составе. Основные виды хозяйственной деятельности людей, их география.

Основные понятия: миграция, раса, этнос, религия, цивилизация, урбанизация.

Раздел 2. Континенты и страны.

Евразия. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек и крупнейшие озёра. Население и регионы Евразии. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Страны Северной Европы (Норвегия, Швеция). Страны Западной Европы (Великобритания, Франция, Германия). Страны Восточной Европы (Польша). Страны Южной Европы (Испания, Италия, Греция). Страны Юго-Западной Азии (Турция). Страны Южной Азии (Индия). Страны Центральной и Восточной Азии (Монголия, Китай, Япония). Страны Юго-Восточной Азии (Индонезия).

Персоналии: Марко Поло, Афанасий Никитин, Н.М. Пржевальский, П.К. Козлов, В.К. Арсеньев.



Северная Америка. История открытия, изучения и освоения. Особенности природы. Население. Канада. Соединённые Штаты Америки. Мексика. Главные объекты природного и культурного наследия: Ниагарский водопад, Йелеустонский национальный парк, Большой Каньон Колорадо.

Основные понятия: прерии, каньон, торнадо, Англо-Америка. Пресоналии: А. Макензи, Дж. Кабот, Г. Гудзон.



Африка. История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Население. Политическая карта материка и её изменение во времени. Деление континента на крупные регионы. Страны Северной Африки (Египет). Страны Западной и Центральной Африки (Нигерия). Страны Восточной Африки (Эфиопия). Страны Южной Африки (ЮАР).

Основные понятия: саванна, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, Сахель, Магриб, экваториальная раса. Персоналии: Васко да Гама, Д. Ливенгстон, Г. Стенли, Н.С. Гумилёв, Дж. Спик.



Австралия и Океания. История открытия, изучения и освоения. Особенности природы. Население. Австралия – страна-материк. Океания. Состав региона. Природа и люди.

Основные понятия: лакколит, эндемик, аборигены. Персоналии: А. Тасман, Дж. Кук, Э. Дж. Эйр, Мак-Артур, Н.Н.Миклухо-Маклай, Ю.Ф. Лисянский, Т. Хейердал.



Южная Америка. История открытия, изучения и освоения. Особенности природы. Население континента. Страны востока материка (Бразилия). Страны Анд (Перу, Чили). Венесуэла.

Основные понятия: сельва, пампа, метис, мулат, самба, Вест-Индия, Латинская и Центральная Америка. Персоналии: А. Гумбольдт, Х.Колумб.



Антарктида. Самый изолированный и холодный материк. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного Полюса. Международный статус материка. Влияние Антарктики на природу Земли.

Основные понятия: стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник. Персоналии: Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Ж.С. Дюмон-Дюрвиль, Р. Амундсен, Р. Скотт.

Раздел 3. Природа Земли и человек.

Взаимодействие природы и человечества. Рациональное и нерациональное природопользование. Изменение природы в глобальном, региональном и локальных масштабах. Источники Загрязнения окружающей среды. Сохранение качества окружающей среды. Необходимость международного сотрудничества в использовании и охране природы Земли.

Основные понятия: природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема. Персоналии: Н.И. Вавилов, В.И. Вернадский.

Географическая номенклатура.

Евразия: Полуострова: Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корейский. Моря: Баренцево, Балтийский, Северное, Аравийское, Японское. Заливы: Финский, Ботнический, Персидский. Проливы: Карские Ворота, Босфор, Малаккский. Острова: Новая Земля, Новосибирские, Шри –Ланка, Филиппинские, Большие Зондские. Равнины: Западно-Сибирская, Великая Китайская, Восточно-Сибирское плоскогорье, плоскогорье Декан. Горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань, Нагорья Тибет и Гоби, вулкан Кракатау. Реки: Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печёра, Дунай, Рейн, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг. Озёра: Каспийское, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Байкал, Балхаш, Лобнор.

Северная Америка: Полуострова: Флорида, Калифорния, Аляска. Заливы: Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский. Острова: Большие Антильские, Бермудские, Багамские, Алеутские, Канадский Арктический архипелаг, остров Ньюфаундленд. Горные системы Кордильер и Аппалачей, гора Мак-Кинли, вулкан Орисаба. Равнины Великие и Центральные, Миссисипская низменность. Реки: Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия. Озёра: Великие Американские , Виннипег, Большое Солёное. Страны и города: Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анжелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).

Африка: Горы: Атласские, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье, вулкан Килиманджаро. Реки: Нил, Конго, Нигер, Замбези. Озёра: Виктория, Танганьика, Чад. Страны и города: Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).

Австралия и Океания: Острова: Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия, Макронезия, Большой Барьерный риф. Рельеф: Большой водораздельный хребет, гора Косцюшко, Центральная низменность. Реки: Муррей с Дарлингом. Озеро: Эйр. Города: Сидней Мельбурн, Канберра.

Южная Америка: Острова: Огненная Земля; Панамский перешеек. Море: Карибское. Горы: Анды, Аконкагуа, Бразильское и Гвианское плоскогорья, Оринокская и Ла-Платская низменность. Реки: Амазонка, Ориноко, Парана. Озёра: Титикака, Буэнос-Айрос. Страны и города Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрос), Перу (Лима).

Оценочные практические работы.

1.Определение по картам расстояний между точками в градусах и километрах.

2.Составление картосхемы «Литосферные плиты».

3.Анализ климатограмм для основных типов климата.

4.Описание по карте крупных объектов гидросферы на материке и оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов материка.

5.Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения и крупнейших городов мира.

6.Определение по карте и нанесение на контурную карту элементов, характеризующих физико-географическое положение Евразии.

7.Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа Евразии и обозначение их на контурной карте.

8.Составление «каталога» стран Европы и Азии по территориальному признаку.

9.Сравнительная характеристика Великобритании, Германии, Франции в виде таблицы.

10.Составление по картам и другим источникам комплексного описания Турции.

11.Определение типов климата Северной Америки по климатограммам.

12.Сравнение природных зон по 40 параллели в Евразии и Северной Америки.

13.Определение географических координат крайних точек Африки, протяженности с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.

14.Описание растительности и животного мира Африки по картам.

15.Выявление влияния рельефа на климат материка на примере Большого водораздельного хребта в Австралии.

16.Сравнение географического положения Африки и Южной Америки.

17.Составление характеристики одной из рек Южной Америки.

18.Выявление основных видов хозяйственной деятельности населения Андийских стран.

19.Определение целей изучения Южной полярной области.

Блок «География России»

«Природа, население и хозяйство России». 8 класс. 68 часов.

Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает цикл географического образования в основной школе.

Всё это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.

Цели и задачи курса:

-сформировать целостный географический образ своей Родины; -дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины; -сформировать образ нашего государства как объекта мирового общества, дать представление о роли России в мире; -сформировать необходимые географические умения и навыки; -воспитывать патриотическое отношение на основе своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и мира в целом; -воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.

Раздел 1. «Географическое положение и формирование государственной

территории России».

Географическое положение России. Что изучает география России. Место России на карте мира. Отрицательные и положительные аспекты географического положения страны, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Экономико- и транспортно-географическое положение России. Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.

Границы и административно-территориальное устройство России. Государственная территория и акватория России. Виды государственных границ. Часовые пояса. Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Освоение Арктики. Современные географические исследования. Административно-территориальное устройство РФ. Субъекты Федерации. Федеральные округа.

Основные понятия: Часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время, Московское время, Российский сектор Арктики, государственные границы. Мангазея, остроги, Великая Северная экспедиция, Северный морской путь. Персоналии: И. Москвитин, С. Дежнёв, Е. Хабаров, И. Камчатой, В. Атласов, В. Беринг, А. Чириков, С. Челюскин, Д. и Х. Лаптевы, В.Н. Татищев, Ф.П. Врангель, Н.А.Э. Норденшельд, Ф. Нансен, Г.Я. Седов, Дж. Де-Лонг, В.А. Обручев, О.Ю. Шмидт, Б.А. Вилькицкий.

Раздел 2. «Природа России».

Геологическое строение и рельеф. Особенности рельефа России как результат геологической истории формирования её территории. Геологическое летоисчисление, геологическая карта. Крупные тектонические формы. Размещение крупных форм рельефа на территории России. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Современные рельефообразующие природные и техногенные процессы. Опасные природные явления в литосфере. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Основные понятия: абсолютный и относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, эра, период, платформа, щит, плита, складчатый пояс, складчатые и складчато-глыбовые горы, месторождение. Персоналии: А.Е. Ферсман, В.А. Обручев, И.М. Губкин.



Климат и агроклиматические ресурсы. Факторы формирования климата на территории страны (солнечная радиация, радиационный баланс, типы воздушных масс, циркуляция атмосферы: атмосферные фронты, циклон, антициклон). Изучение климатических явлений с помощью аэрокосмических методов. Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов, их характеристика. Агроклиматические ресурсы страны. Влияние климата на хозяйственную деятельность и здоровье людей. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям (особенности быта, жилищ, питания, одежды, способов передвижения). Изменение климата под влиянием антропогенных факторов.

Основные понятия: солнечная радиация, коэффициент увлажнения, атмосферный фронт, циклон, антициклон. Персоналии: А.И. Воейков.



Моря и внутренние воды. Моря, окружающие Россию. Своеобразие морей России, их органический мир и природно-хозяйственное значение. Воды суши, их виды. Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Важнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, их неравномерность их распределения. Мелиорация. Стихийные явления, связанные с водами.

Основные понятия: речная система, бассейн реки, питание реки, режим реки, падение и уклон реки, верховые и низинные болота, многолетняя мерзлота, горные и покровные ледники, водные ресурсы. Персоналии: В. Беринг, Г.И. Невельский.



Растительный и животный мир, биологические ресурсы. Почва, её состав, строение, свойства. Почвообразование. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения. Образование почв, их основные (зональные) типы, свойства, структура, различия в плодородии. Почвенные карты. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия. Растительный покров России. Карта растительности. Животный мир. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Особо охраняемые территории.

Основные понятия: почвенные горизонты, зональные типы почв, почвенные ресурсы, природно-территориальные комплекс, природная зона, высотная поясность, ландшафт, биосферный заповедник.

Раздел 3. «Крупные природные районы России».

Природное районирование. Формирование природно-территориальных комплексов. Локальный, региональный и глобальный уровни ТПК. Физико-географическое районирование России. Естественное состояние ТПК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ТПК. Природно-хозяйственные зоны России. Понятие о природной зональности. Природная зональность как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность её компонентов.

Персоналии: В.В. Докучаев, Л.С. Берг



Арктические пустыни, тундра и лесотундра. Географическое положение, приспособительные особенности растений и животных к природе данной зоны, взаимосвязи природных компонентов. Основные виды природопользования.

Леса. Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и лиственные леса. Географическое положение, приспособительные особенности растений и животных к природе данной зоны, взаимосвязи природных компонентов. Образ русского леса. Основные виды природопользования.

Лесостепи, степи и полупустыни. Безлесные зоны юга России: географическое положение, приспособительные особенности растений и животных к природе данной зоны, взаимосвязи природных компонентов. Основные виды природопользования.

Высотная поясность. Закономерности смены природных зон в горах. Сравнение высотной поясности разных гор России. Основные виды природопользования.

Раздел 3. «Население России».



Численность и структура населения. Численность населения России, её динамика. Демография. Естественный прирост населения. Воспроизводство населения. Половой и возрастной состав населения. Трудовые ресурсы России. Рынок труда. Безработица в России. Демографические проблемы населения России. Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и пути их решения.

Размещение населения. Плотность населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы, беженцы. Миграционные волны. Расселение и его формы. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городских поселений и виды городов. Городские агломерации.

Основные понятия: естественный прирост, воспроизводство населения, трудовые ресурсы, плотность населения, миграции, расселение, урбанизация.

Раздел 4. «Хозяйство России».

Общая характеристика хозяйства России. Экономико-географическое положение, его факторы. Политико-географическое положение России. Административно-территориальное деление России, его эволюция. Россия – федеративное государство. Субъекты РФ. Экономико-географическое районирование. Принципы районирования : однородность и многоуровневость. Современное хозяйство России, его задачи. Подразделение хозяйство на сектора, межотраслевые комплексы, отрасли. Виды предприятий и фактора их размещения. Территориальная структура хозяйства. Место и роль хозяйства России в современной мировой экономике.

Основные понятия: социально-экономическая география, хозяйственный комплекс, экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика, административно-территориальное деление, субъекты Федерации, экономический район, районирование, специализация, природные условия, адаптация, природные ресурсы.



Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу. Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России и его оценка; проблемы и перспективы использования. Природные ресурсы и их классификация. Основные проблемы развития природоэксплуатирующих отраслей в России.

Основные понятия: Первичный сектор экономики, природно-ресурсный потенциал, природные ресурсы.



Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля – главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство. Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.

Основные понятия: сельскохозяйственные угодья, мелиорация, земледелие, зерновые и технические культуры, животноводство, скотоводство.



Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей и российской экономике. География лесов эксплуатационного значения. Охота. Пушной промысел и его география.

Основные понятия: Эксплуатационные леса, пушной промысел.



Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных промысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Прудовое и озёрное хозяйство.

Основные понятия: Морской промысел, промысловые бассейны, прудовое и озёрное хозяйство.

Оценочные практические работы.

1.Определение координат крайних точек территории России и обозначение на контурной карте объектов, характеризующих географическое положение России.

2.Определение поясного времени для различных населённых пунктов России.

3.Выявление на карте специфики административно-территориального устройства России.

4.Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельной территории.

5.Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны.

6.Определение состояния погоды для различных пунктов по синоптической карте. Составление прогноза погоды.

7.Определение по тематическим картам режима питания, особенности годового стока, падения и режима реки, возможное хозяйственное использование.

8.Составление характеристики зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности).

9. Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон.

10. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору).

11. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.

12.Определение по статистическим материалам и сравнение прироста населения в разных частях страны. Прогнозирование темпов роста населения России.

13.Определение по статистическим материалам и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны. Выявление закономерностей в размещении населения России.

14.Характеристика условий быта в одном из природных районов.

15.Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.



«Хозяйство России и географические районы». 9 класс. 68 часов.

Раздел 1. «Хозяйство России».



Введение. Предмет экономической и социальной географии. Хозяйственный комплекс – главный объект исследования экономической географии. Различия между природным и хозяйственным комплексом.

Основные понятия: экономическая и социальная география, хозяйственный комплекс.



Общая характеристика хозяйства России. Экономико-географическое положение, его факторы. Политико-географическое положение России. Административно-территориальное деление России, его эволюция. Россия – федеративное государство. Субъекты РФ. Экономико-географическое районирование. Принципы районирования : однородность и многоуровневость. Современное хозяйство России, его задачи. Подразделение хозяйство на сектора, межотраслевые комплексы, отрасли. Виды предприятий и фактора их размещения. Территориальная структура хозяйства. Место и роль хозяйства России в современной мировой экономике.

Основные понятия: социально-экономическая география, хозяйственный комплекс, экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика, административно-территориальное деление, субъекты Федерации, экономический район, районирование, специализация, природные условия, адаптация, природные ресурсы.

Раздел 2. «Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырьё».

Топливно-энергетический комплекс и электроэнергетика. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Топливно- энергетические ресурсы. Размещение основных топливных баз и районов потребления энергии. Топливно-энергетический баланс. Нефтяная и газовая промышленность. Основные районы добычи нефти и газа. Системы трубопроводов. Угольная промышленность. Способы добычи и качество угля. Хозяйственная оценка главных угольных бассейнов. Социальные и экономические проблемы угледобывающих регионов. Электроэнергетика. Типы электростанций, факторы и районы их размещения. Энергосистемы. Проблемы и перспективы развития комплекса. ТЭК и проблемы окружающей среды.

Металлургический комплекс. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Основные факторы размещения предприятий и главные металлургические базы страны. Чёрная металлургия. Традиционная и новая технология получения проката. Типы предприятий чёрной металлургии и факторы их размещения. География черной металлургии России. Цветная металлургия, значение, отраслевой состав. Основные черты географии металлургии лёгких и тяжёлых цветных металлов на территории страны. Проблемы и перспективы развития комплекса. Металлургия и проблемы охраны окружающей среды.

Химико-лесной комплекс. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Главные факторы размещения предприятий химико-лесного комплекса. Роль химической промышленности в составе комплекса, отраслевой состав. Лесная промышленность: география ресурсов, факторы размещения предприятий. География химико-лесного комплекса. Химико-лесной комплекс и окружающая среда.

Машиностроительный комплекс. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Факторы размещения предприятий машиностроительного комплекса. География науко-, трудо-, и металлоёмких отраслей. Основные районы и центры размещения предприятий основных отраслей военно-промышленного комплекса. Проблемы и перспективы развития комплекса. Машиностроительный комплекс и окружающая среда.

Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Факторы размещения и типы предприятий АПК. Сельское хозяйство: отраслевой состав. Пищевая и лёгкая промышленность: отраслевой состав, основные районы и центры размещения. Проблемы и перспективы развития комплекса. АПК и окружающая среда.

Раздел 3. «Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги».



Инфраструктурный комплекс. Состав, место и значение инфраструктурного комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Влияние транспорта на размещение населения и хозяйства России. Особенности разных видов транспорта. Важнейшие транспортные магистрали и узлы на территории страны. Виды связи, их значение в современном хозяйстве страны, размещение. Социальная инфраструктура: отраслевой состав, значение, диспропорции в размещении. Проблемы и перспективы развития жилищно-коммунального и рекреационного хозяйства. Научный комплекс: особенности размещения главных научных центров, значение в хозяйстве, перспективы развития. Влияние инфраструктурного комплекса на окружающую среду.

Основные понятия: национальная экономика (народное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс, факторы размещения производства, материальная и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг.



Раздел 4. «Экономические районы России».

Районирование России. Районирование – важнейший метод географической науки. Виды районирования. Географическое разделение труда. Макрорегионы, экономические районы, ассоциации районного взаимодействия, федеральные округа. Проблемы районирования России.

Европейская Россия. (Западный макрорегион). Общая характеристика Европейской России. Особенности природы, истории и географии хозяйства. Географическое положение на западе России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих процессов. Влияние географического положения на климат региона. Природные зоны и природные ресурсы. Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства.

Северный экономический район. Состав района и географическое положение. Различие в рельефе и полезные ископаемые. Климат, природные зоны и природные ресурсы. Население и хозяйственное освоение Европейского Севера. Специфика хозяйственной специализации. Топливные и энергетические ресурсы – основа хозяйства района. Мурманск – морские ворота страны. Проблемы охраны природы Севера.

Северо-Западный экономический район. Состав района и выгоды географического положения. Природная специфика. Влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Бедность природными ресурсами. Хозяйственное освоение Северо-Запада, особенности современной географии населения. Специализация района: ВПК и машиностроение, роль морского транспорта. Санкт-Петербург – северная столица России. Новгород, Псков, Выборг, Калининградская область.

Центральный Экономический район. Состав района и преимущества географического положения. Особенности природы. Население: высокая численность и плотность населения, трудовые ресурсы. Современный характер и проблемы расселения. Городские агломерации. Москва – столица России. Специализация хозяйства на наукоёмких и трудоёмких отраслях. Агропромышленный комплекс, роль пригородного сельского хозяйства. Социальная сфера. Топливно-энергетические и экологические проблемы. Внутрирегиональные различия. Современность и проблемы древних русских городов – Новгорода, Владимира, Пскова, Смоленска.

Северо-Кавказский экономический район. Состав и географическое положение. Особенности природы: рельефа, климата, гидрографии, ландшафтов и природных ресурсов. Население: один из крупнейших по числу жителей и в то же время самый наименее урбанизированный район страны. Христианство и ислам. Многонациональность и межнациональные проблемы. Специфика хозяйственной специализации. Агроклиматические и рекреационные ресурсы, их выдающая роль. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Поволжский район. Состав и географическое положение, роль Волги в территориальной организации населения и хозяйства района. Особенности природы: различия в рельефе правого и левого берегов Волги, меридиональные различия климата и природных зон. Население: русская колонизация и многонациональный состав. Сочетание христианства, ислама и буддизма. Особенности расселения населения. Специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоёмкие отрасли. Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна.

Уральский экономический район. Состав и географическое положение. Особенности природы: различия по геологическому строению и полезным ископаемым, климату, гидрографии и природным зонам Предуралья, Урала и Зауралья. Заселение района, современное расселение и этническая пестрота, проблемы населения и трудовые ресурсы. Специфика хозяйственной специализации: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообразное машиностроение, их взаимосвязь. Реконструкция уральской промышленности. Развитие сельского хозяйства. Основные экономические социальные и экологические проблемы района.

Азиатская Россия. (Восточный макрорегион). Общая характеристика Азиатской России. Особенности природы: большая площадь и разнообразие природных условий, богатство природными ресурсами. Малая степень изученности и освоенности, слабая заселённость и транспортная обеспеченность. Концентрация основной части населения на юге. Очаговый характер размещения производства. Место и роль региона в жизни страны.

Западно-Сибирский экономический район. Состав и географическое положение. Особенности природы: третья по величине равнина мира, континентальность климата, обилие поверхностных вод, природные зоны. Оценка природных условий для жизни и быта человека. Богатство и разнообразие природных ресурсов: минеральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Население: коренные народы и проблемы их сохранения. Современные диспропорции в площади региона и численности населения. Нефтегазовый комплекс – основа хозяйства района. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность. Обслуживающая роль машиностроения.

Восточно-Сибирский экономический район. Север Восточной Сибири - положение на побережье самых суровых морей Северного Ледовитого океана. Отсутствие транзитных железных дорог. Особенности природы: различие в рельефе, резкоконтинентальный климат, многолетняя мерзлота. Природные зоны. Моря. Население: самый слабозаселённый район Азиатской России. Малая численность населения и очаговость его размещения. Преобладание русского населения и проблемы коренных народов. Развитие первичных добывающих отраслей. Добыча алмазов, олова, золота, полиметаллических руд. Норильский промышленный район. Запасы угля, нефти, газа. Южная Сибирь. Географическое положение и выгоды экономико-географического, транспортно-географического и геополитического положения. Кузнецко-Алтайский подрайон: проблемы и перспективы развития горнодобывающей, угольной промышленности, черной и цветной металлургии, машиностроения. Научные центры и будущие технополисы. АПК: освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация. Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны. Топливно-энергетический комплекс – основа хозяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС, тепловые электростанции КАТЭКа. Развитие энергоёмких производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития горнодобывающей промышленности, металлургии, лесной и химической промышленности, машиностроения. Транссибирская железная дорога – главная транспортная артерия региона, БАМ, проблемы его развития. Водный и другие виды транспорта. Влияние транспортных путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-исторические, промышленные, транспортные центры.

Дальневосточный экономический район. Состав и географическое положение, огромная протяжённость с севера на юг и удалённость от основных экономических центров страны. Особенности геополитического положения. Особенности природы: разнообразие рельефа, многообразие природных зон, муссонность климата, густая речная сеть. Моря Тихого океана. Население. Этапы освоения территории. Малая численность и неравномерность размещения населения, миграции и потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы. Отрасль специализации района – добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе. Гидроресурсы и ГЭС. Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства. Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли военно-промышленного комплекса. Транспортная сеть Дальнего Востока. Агропромышленный комплекс. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихоокеанского региона. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток – торговый, промышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основные экономические социальные и экологические проблемы района.

Раздел 5. «Заключение».



Россия в современном мире. Россия и страны СНГ (изучение одного государства по выбору учителя). Оценка исторических, экономических и этнокультурных связей страны с Россией. Взаимосвязи России с другими странами мира.

Оценочные практические работы.

1.Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.

2.Составление сравнительной характеристики двух металлургических районов по материалам учебника, картам, статистическим материалам.

3.Определение различий в специализации основных районов химической промышленности по картам и статистическим материалам.

4.Изображение на контурной карте схемы внешних территориально-производственных связей Европейского Севера.

5.Сравнение географического положения и планировки двух столиц.

6.Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав.

7.Экологические и водные проблемы Волги – оценки и пути решения.

8.Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала.

9.Изучение и оценка природных условий Западной Сибири для жизни и быта человека.

10.Составление характеристики газового комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы.

11.Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных объектов региона.

12.Составление характеристики Норильского промышленного узла: географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры.

13.Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых и оборонных центров Дальнего Востока.

14.Предложение и обоснование своего варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку.



Требования к уровню подготовки учащихся.

1.Учащиеся должны знать (понимать):

-географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;

-причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;

-связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;

-факторы размещения основных отраслей хозяйства России;

-основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;

-крупнейшие агломерации нашей страны;

-причины возникновения геологических проблем, а также меры по их предотвращению;

-географию народов, населяющих нашу страну.

2. Учащиеся должны уметь:

-давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;

-приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;

-объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.



Географическая номенклатура.

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря: Беренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Чёрное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарактская губа, Обская губа, Енисейский, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданский, Чукотский.

Реки: Волга, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кура, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенега, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озёра: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донский.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское полскогорье, Становой хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская сопка, Авачинская сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Маныческая впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, Курская магнитная аномалия, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбасс, Горная Шория (железные руды), Донбасс, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ГЕОГРАФИИ

Необходимое учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Его наличие

1.Учебники:

Т.П. Герасимова, Г.Ю. Грюнберг, Н.П. Неклюкова. Физическая география. Начальный курс. 6 класс. М.: Просвещение, 1999.

В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков и океанов. 7 класс. М.: Дрофа, 2001.

В.П. Дронов, И.И. Баринов, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. География России. Природа, население, хозяйство. 8 класс. М.: Дрофа, 2010.

В.П. Дронов, И.И. Баринов, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. География России. Природа, население, хозяйство. 9 класс. М.: Дрофа, 2010.

2. Географические карты:

Физическая карта мира, полушарий, России.

Карта Мирового океана.

Климатическая карта мира, России.

Карта природных зон мира, России.

Почвенная карта мира, России.

Политическая карта мира, России.

Тектоническая карта мира, России.

Карта растительности мира, России.

Физические карты Европейского севера, Центральной России, Европейского Юга, Урала, Поволжья, Западной Сибири, Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Экономические карты Европейского севера, Центральной России, Европейского Юга, Урала, Поволжья, Западной Сибири, Восточной Сибири и Дальнего Востока.

3.Учебно-практичекое и учебно-лабораторное оборудование:

Глобусы.


Теллурий.

Коллекции минералов и горных пород.



Метеорологические приборы.







izumzum.ru