Программа «музыкальная литература» для детей 7 9 лет срок реализации 4 года - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образовательная программа дополнительного образования детей по тяжелой... 5 1125.46kb.
Программа краеведческого объединения «Барская усадьба». Возраст детей... 1 104kb.
Программа рассчитана на детей в возрасте 9 13 лет. Срок реализации... 1 127.76kb.
Приема детей 7-го года жизни является достижение к 1сентября учебного... 1 38.71kb.
Форма обучения заочная на базе соо, срок обучения 6 лет; на базе... 8 1127.4kb.
Для детей до 3 лет положены бесплатные лекарства 1 27.48kb.
Г. Торжка «Каникулы -2013» 1 135.68kb.
Литература на иностранных языках •Иностранные языки для детей •Английский... 1 59.72kb.
Оптимальный возраст начала школьного обучения не ранее 7 лет. 1 54.61kb.
Ставки транспортного налога учитывают менее или более 7 лет прошло... 1 35.21kb.
Программа школьной оздоровительной площадки Программа рассчитана... 1 215.02kb.
Список региональных отделений политических партий в Свердловской... 1 29.17kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Программа «музыкальная литература» для детей 7 9 лет срок реализации 4 года - страница №1/1

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей – детская музыкальная школа № 2

г. Кандалакша

«Согласовано» Утверждаю

Методический Совет Директор МОУДОД –

МОУДОД-ДМШ № 2 ДМШ № 2 г. Кандалакша

Протокол № ____________ ___________________И.И.Посацкий «____»_________________2007 г. «_____»_____________200 г.


ПРОГРАММА

« МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

для детей 7 – 9 лет

срок реализации 4 года


Составитель:

Трунковская Ирина Марковна

преподаватель по классу

музыкальной литературы

г. Кандалакша 2007 г.

Примерные Календарные (поурочные) Планы

для работы по предмету «Музыкальная литература» в ДМШ
Планы составлены на основе документов:

1. «Музыкальная литература». Программа для детских музыкальных школ .

Министерство культуры СССР. Методический кабинет по учебным заведениям искусств Утверждено Управлением кадров и учебных заведений Министерства культуры СССР, (Москва, 1979г.)

2.«Методические рекомендации по учебной дисциплине «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ». Министерство культуры РФ. Научно-методический центр по художественному образованию (Москва, 2002г.)


Планы дополнены и изменены в соответствии с обновленными учебными пособиями, требованиями времени и практическим опытом работы преподавателя, а также с учетом новых технических возможностей (в частности, компьютерных технологий).

Предлагаемые Планы по Музыкальной литературе рассчитаны на занятия с учащимися 5-летнего и 7-летнего курсов обучения в ДМШ, соответственно распределяясь по классам:

1 год обучения – 2кл. (5-летнее обучение), 4кл. (7-летнее обучение);

2 год обучения – 3кл. (5-летнее обучение), 5кл. (7-летнее обучение);

3 год обучения – 4кл. (5-летнее обучение), 6кл. (7-летнее обучение);

4 год обучения – 5кл. (5-летнее обучение), 7кл. (7-летнее обучение).

В работе по курсу «Музыкальная литература в ДМШ по предложенным Календарным Планам используются следующие основные учебные пособия по годам обучения:

Первый год обучения:

1). З.Е.Осовицкая, А.С. Казаринова «Музыкальная литература» 1-й год обучения. (Москва, «Музыка», 2001г.);

2). Я.Е. Островская, Л.А. Фролова «Музыкальная литература», Рабочая тетрадь по музыкальной литературе (Санкт - Петербург, «Валерии СПД», 1998г.);

3). В.Владимиров, А.Лагутин «Музыкальная литература» (Москва, «Музыка», 1992г.);
Второй год обучения:

1). В. Н. Брянцева «Музыкальная литература зарубежных стран» (Москва, «Музыка», 2001г.);

2).И. А. Прохорова «Музыкальная литература зарубежных стран»

( Москва, «Музыка», 1983г.);

Третий год обучения:

1). З. Осовицкая «Русская музыкальная литература» (Санкт – Петербургский музыкальный лицей комитета по культуре, Санкт – Петербург, 1997г.);

2). И.А. Прохорова «Русская музыкальная литература» (Москва, «Музыка», 1983г.);

3) «Русская музыкальная литература»


Четвертый год обучения:

1). И. А. Прохорова «Русская музыкальная литература» (Москва, «Музыка», 1983г.);

2). И. А. Прохорова, Г.С. Скудина «Советская музыкальная литература» (Москва, «Музыка», 1999г.);

3).«Русская музыкальная литература»

4). – книги, альбомы о С.В. Рахманинове, Г.В. Свиридове и др. композиторах на уроках и при подготовке уч-ся рефератов ( материал, которого нет в учебниках).
Последовательность тем внутри Календарных Планов в течение какого-либо курса обучения может меняться в зависимости от разных обстоятельств, учитывая ситуацию в учебном процессе.
На уроках музыкальной литературы используются компьютерные технологии – компьютерная игра «Щелкунчик», «Музыкальные энциклопедии», диски DVD в формате MP3, информация из вкладышей к дискам, из серии альбомов о композиторах («Мир книги»), из рефератов, из Интернета, выполняются рисунки к музыке.

Учет знаний по предмету «Музыкальная литература»
Промежуточная и итоговая аттестация
В программе по музыкальной литературе указано, что в учебном плане предусмотрены уроки на повторение и контрольный опрос учащихся.

Контрольные уроки проводятся в конце каждой четверти, что часто совпадает с завершением очередной темы и является промежуточной аттестацией.

Итоговая отметка за последний год обучения идет в свидетельство об окончании музыкальной школы.

В ДМШ №2 г. Кандалакша применяются различные формы и методы проведения итоговых контрольных уроков по музыкальной литературе:

1) письменные ответы на вопросы тестов по основным разделам музыкальных знаний – из области биографии композиторов, их творчества, стилей и формы музыкальных произведений;

2) написание реферата о жизни и творческой деятельности какого – либо композитора с последующей беседой по этой теме;

3) устный опрос, занимательные формы: кроссворды, компьютерные игры.

4) Обязательным видом проверки музыкально - слуховых знаний на контрольном уроке является викторина по пройденному курсу – в основном, по произведениям последнего года обучения с включением наиболее популярных «жемчужин» мировой классики, изученных ранее.

I ГОД ОБУЧЕНИЯ


№ тем

Наименование тем

Содержание тем, музыкальные примеры


Кол-во час/





1.

Музыка как вид искусства
Знакомство с предметом «Музыкальная литература»

1) Искусство в нашей жизни. Мифы, легенды, сказания

2) Различные виды искусства, музыкальные жанры

3) Специфика музыкального искусства

( отсутствие наглядности, звуковая природа, музыкальные и немузыкальные звуки).

4) Слушание: К.В. Глюк «Орфей и Эвридика» (Хор фурий, Ария Орфея, «Мелодия»). Сюжет оперы




1





2.

Выразительные свойства звуков:


1) Мелодия, гармония, лад, метр, ритм, динамика, темп

2) Человеческий голос как музыкальный инструмент, хоры, виды голосов

3) Слушание: Н.А. Римский-Корсаков «Садко» (Хор «Высота»,

Песни гостей: Индийского, Варяжского, Веденецкого). Сюжет оперы




1




3.

Фактура:

1) Одноголосная

2) Полифоническая

3) Гомофонно-гармоническая

4) Аккордовая

Слушание музыкальных примеров (учебник Островской, Л. Фроловой, гл.1)




1




4.

Музыкальные инструменты


История создания инструментов с древних времен по книге Г. Абрамяна «Маленький упрямый барабан»

Виды инструментов:

1) Струнные смычковые

2) Струнные щипковые

3) Духовые

4) Ударные

5) Клавишные


1




5.

Клавишные инструменты:

1) Орган – клавишно-духовой инструмент. Устройство органа.

Слушание: И.С. Бах « Токката и фуга ре минор»

2) Клавесин – клавишно-щипковый инструмент. Разновидности клавесина.

Слушание: И.С. Бах Французская сюита до минор


1.




6.

Клавишные инструменты


1) Фортепиано – клавишно – ударный инструмент (изобретен в 18 в. Бартоломео Кристофори).

2) Виды фортепиано – пианино и рояль. Устройство и отличие инструментов

Возможности инструментов: изменение динамики, связывание звуков педалью

Слушание: Л. Бетховен «К Элизе»,

Ф. Шопен «Ноктюрн» Ми бемоль мажор

3) Определение по слуху тембра пройденных клавишных инструментов



1




7.

Инструменты симфонического оркестра

  1. Группы инструментов, их роль в оркестре

  2. Скрипка – царица музыки.

  3. Строение корпуса скрипки

  4. Выразительные возможности скрипки

  5. Великие скрипичные мастера

  6. Иллюстрация преподавателя школы Мамедовой А.К.,

концертмейстера Гура Е. М.


1




8.

Духовые инструменты –


а) Деревянные духовые инструменты: флейта, кларнет;

б) Медные духовые инструменты: труба, альт.

1) Строение корпуса

2) Выразительные возможности

3) Иллюстрация учащихся и преподавателей: Власовой Т.Г., Дружининой Н.Н., Посацкого И. И.


1




9.

Контрольный урок по теме: «Музыкальные инструменты»

  1. Устный опрос по изученным инструментам

  2. Викторина – определение инструмента на слух

1




10.

Музыкальная сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»

  1. Инструменты – персонажи сказки, их тембры: «Петя» - скрипка, «Птичка» – флейта, «Утка» – гобой, «Кошка» – кларнет, «Дедушка» – фагот, «Волк» – 3 валторны, «Охотники» – литавры

2)Слушание сказки, просмотр картинок

1




11.

Лейтмотивы персонажей сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк»



  1. Характеристика лейтмотивов

  2. Слушание в оркестровом исполнении и на фортепиано

  3. Роль тембров инструментов в передаче образов сказки

1




12.

Контрольный урок по сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк»


  1. Определение лейтмотивов в исполнении на фортепиано

  2. Определение тембров инструментов




1




13.

Балет. История жанра. Балет в России.

1) Виды хореографии::

Классические танцы – аллегро, адажио; характерные танцы – национальные и народные в обработке

2) Музыка в балете



  1. Строение балета. Увертюра, антракты, апофеоз, действия, картины, сцены, сольные номера (вариации, па-де-де, па-де-труа, па-де-катр)

  2. Сюита, дивертисмент

1




14.

П.И. Чайковский балет «Щелкунчик»


  1. История создания, либретто, строение балета

  2. Слушание музыки: увертюра, 1д. 1к. Марш, Танец Щелкунчика, Колыбельная, танец бабушек и дедушек, ночь в зале, рост елки, сцена сражения. 1д.2к. Танец снежных хлопьев

1




15.

П.И. Чайковский балет «Щелкунчик»


  1. 2д. В «Стране Сластей». Дивертисмент – танцевальная сюита:

испанский танец («Шоколад»), арабский танец («Кофе»),

китайский танец («Чай»), русский танец («Трепак»),

французский «Танец пастушков»,

«Вальс цветов», Адажио – па-де-де, Танец феи Драже



1




16.

Контрольный урок по балету П.И. Чайковского «Щелкунчик»

1) Опрос по сюжету и выразительным средствам музыки



  1. Викторина по музыке балета

1




17.

Опера. Специфика жанра


  1. История рождения оперы

  2. Опера – сериа, опера - буффа

  3. Опера в России

  4. Строение оперы, вокальные номера, оркестровые номера

1




18.

М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»

История создания, сюжет, либретто, строение оперы

Слушание музыки:


  1. Увертюра,

  2. Интродукция – 1-я Песнь Баяна.

1действие:

  1. Каватина Людмилы,

  2. Сцена похищения Людмилы (целотонная гамма),

  3. Ансамбль «Какое чудное мгновенье»



1




19.

М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»

2действие:


1) Рондо Фарлрфа (форма рондо)

  1. Ария Руслана

3действие:

  1. Сцена с Головой

  2. Персидский хор

4действие:

1) Ария Людмилы



  1. Марш Черномора

1




20.

Опера «Руслан и Людмила»


  1. Восточные танцы: турецкий, арабский, лезгинка (кавказский)

  2. Сцена сражения Руслана и Черномора

5 действие:

  1. Хор « Ах, ты, свет, Людмила»

  2. Заключительный хор

1




21.

Контрольный урок по опере «Руслан и Людмила»

  1. Устный опрос по сюжету оперы

  2. Викторина из фрагментов оперы

1




22.

Эдвард Григ


  1. Биография норвежского композитора, его роль в мировой музыке

  2. История создания музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт», сюжет

1




23.

Э. Григ «Пер Гюнт»


  1. Слушание музыки с анализом выразительных средств:

1 сюита - Утро, Смерть Озе, Танец Анитры, В пещере горного короля

  1. 2-я сюита - Возвращение Пер Гюнта, Песня Сольвейг

1




24.

Контрольный урок по музыке к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»

  1. Опрос по сюжету

  2. Викторина из фрагментов музыкальных произведений

1




25.

Жанры в музыке


  1. Песня – жанр вокальной музыки, сплав музыки и слова. Песни – народные: обрядовые («Во поле береза стояла»), исторические («Как за речкою да за Дарьею»), профессиональные (Ф. Шуберт «Форель») Куплетная форма.

  2. Марш – инструментальный жанр, сопровождающий шествие (П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»). Четкий ритм, четный размер.

  3. Танец – жанр инструментальной музыки, сплав ритмичной музыки и движения

( Й. Брамс «Венгерский танец №5, Э. Григ «Норвежский танец»)



1




26.

Народные танцы

Характерные черты ритмов, мелодики разных народов. Слушание музыки:


  1. «Камаринская» – русский народный танец

  2. «Бульба» – белорусский народный танец

  3. «Трепак» – русский народный танец

  4. «Гопак» – украинский народный танец

  5. «Лезгинка» – танец лезгин из Дагестана (инструмент зурна)

1




27.

Народные песни в творчестве русских композиторов

  1. М.И. Глинка Вариации для ф-но «Среди долины ровныя»

  2. П.И. Чайковский Струнный квартет №1, 2 часть («Сидел Ваня»)

  3. Н.А. Римский-Корсаков хор «Высота» из оперы «Садко», сб. «100 русских народных песен», «Со вьюном я хожу»

  4. М.П. Мусоргский опера «Хованщина», 3д., песня Марфы

1




28.

Музыкальная форма


Анализ пьес из «Детского альбома» П.И. Чайковского

(с использованием авторских стихотворных текстов к пьесам цикла И.М. Трунковской в исполнении Е. Камочкиной)



  1. Период – законченная простая одночастная форма Строение периода: мотив, фраза, предложение. Виды периодов – повторного, неповторного строения, модулирующий. («Утренняя молитва», «В церкви», «Болезнь куклы»)

  2. Простая 2-х частная форма (А-В) («Старинная французская песенка» - с включением- репризой во 2-й части, «Шарманщик поет»)

«Детский альбом» П.И. Чайковского



  1. Сложная 2-х частная форма («Неаполитанская песенка»)

  2. Простая 3-х частная форма (А-В-А) («Зимнее утро», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Нянина сказка», «Сладкая греза», «Немецкая песенка»)

  3. Сложная 3-х частная форма («Вальс»)

  4. Вариационная форма «Русская песня», «Камаринская» – тема и 3 вариации




1




29.

«Детский альбом» П,И, Чайковского как музыкальная повесть

  1. Единство сюжетной линии 24 пьес цикла

  2. Музыкальный язык пьес – выразительные средства

  3. Анализ формы всего цикла в целом и отдельных пьес

  4. Викторина по 24 пьесам «Детского альбома»

1




30.

Музыкальная форма

1) Циклические формы


Сюита: Аллеманда, Куранта, Сарабанда, Жига

Слушание: И.С. Бах «Французская сюита» до минор



  1. Сонатно-симфонический цикл, строение 1 части «форма сонатного аллегро»

Слушание: Й. Гайдн Соната Ре мажор 1 и 2 части


1




31.

Музыкальная форма

1)Вариационные формы: старинные, строгие (классические), свободные (романтические), двойные, тройные

Слушание: В. Моцарт Соната Ля мажор, 1 часть ( вариации)

2) Форма рондо

Слушание: Й. Гайдн 3 часть Сонаты Ре мажор (рондо)


1




32.

Контрольный урок по пройденному курсу за 1-й год обучения

  1. Опрос по теоретическому материалу

  2. Викторина




1




33.





















Второй год обучения

«Зарубежная музыкальная литература»







1.

Музыка в Древнем мире и в Средние века

  1. Древняя Греция. Пифийские игры

  2. Буквенная нотации,

  3. Григорианский хорал. Невмы. Одноголосные песнопения

4) Изобретение нотации Гвидо д Ареццо в 11веке.

5) Трубадуры (Франция), мейстерзингеры (Германия)

6) Многоголосие (развитие полифонии). Имитация








2.

Музыка 17 века

1) Опера (Я. Пери «Дафна» 1597г.). К. Монтеверди, Ж.Б. Люли, Г. Шютц,

Г. Перселл

2) Оратория и кантата

3) Инструментальная музыка:

Скрипка - А. Корелли, орган - Д. Букстехуде, клавесин – Ф. Куперен









3.

И.С. Бах. Значение И.С. Баха как величайшего полифониста, музыкального мыслителя. Стиль барокко.

1)Жизненный и творческий путь И.С. Баха.

По книге «Ручеек из Тюрингии»








4.

3 периода в творчестве И.С. Баха:

1) Веймарский период (органное творчество, «Токката и фуга» ре минор)

2) Кетенский период (клавирный, «Хорошо темперированный клавир»)

3) Лейпцигский период (вокально- инструментальный, кантор церкви св. Фомы)









5.

Клавирное творчество И.С. Баха

  1. Гомофония и полифония

  2. Особенности полифонического языка: тема, имитация, противосложение, интерлюдия, каденция, каноническое проведение темы, удержанное противосложение

Инвенции И.С. Баха



  1. Инвенции №1 (до мажор) и №8 (фа мажор) Анализ формы

  2. Инвенция (Симфония) №15 (си минор) Анализ формы










6.

И.С. Бах «Хорошо темперированный клавир»

  1. Принципы построения сборника

  2. Прелюдия и фуга – полифонический цикл из 2-х пьес

  3. Характеристика прелюдий и фуг

  4. Прелюдия и фуга №2 до минор из тома №1. Анализ формы







7.

И.С. Бах «Французская сюита» до минор

  1. Строение сюиты

  2. Слушание музыки: Аллеманда, Куранта, Сарабанда, Жига

  3. Характеристика танцев по темпу, характеру, национальному происхождению







8.

Органное творчество И.С. Баха

  1. «Токката и фуга» ре минор.

  2. Импровизационный характер произведения

  3. Органная хоральная прелюдия фа минор










9.

Оркестровое и вокально-инструментальное творчество И.С, Баха

  1. «Шутка» из Оркестровой сюиты № 2 си минор.

  2. «Ария на струне «Соль»» из Оркестровой сюиты №3 Ре мажор

  3. Месса си минор, «Страсти по Матфею»










10.

Контрольный урок по творчеству И.С. Баха

  1. Опрос по биографии и творчеству И.С. Баха

  2. Викторина









11.

Формирование классического стиля в музыке

Йозеф Гайдн. Венские классики



  1. Опера-сериа ( К.В. Глюк), опера-буффа ( Д.Б. Перголези)

  2. Сонатно-симфонический стиль

  3. Биография Й. Гайдна. Судьба сына каретника из деревушки Рорау, пение в соборе св. Стефана, Служба у князя Эстергази, 2 поездки в Лондон










12.

Й. Гайдн «Симфония с тремоло литавр» №103 ми бемоль мажор

1) 1 часть «форма сонатного аллегро», строение 1 части. Роль вступления

2) Разделы: Экспозиция, в ней главная, связующая, побочная и заключительная партии.

3) Разработка – развитие тем экспозиции

4) Реприза - повторение тем экспозиции с изменением в побочной партии.

Работа с цветными карточками: тональное соотношении главной и побочной партий в экспозиции: Т - Д, в репризе: Т – Т.










13.

Й. Гайдн «Симфония с тремоло литавр» №103

1) 1 часть – повторение пройденного

2) 2 часть – двойные вариации на 2 хорватские народные темы в до миноре и в до мажоре

3) 3 часть «Менуэт»

4) 4 часть симфонии Финал. «Золотой ход» валторн. Строение, образная сфера








14.

Й. Гайдн Сонаты для клавира

1) Соната Ре мажор – повторение с прошлого года

2) Соната ми минор 1часть. Форма сонатного аллегро. Схема 1 части

3) Работа с цветными карточками. Соотношение главной и побочной партий:

в экспозиции: t - || T, в репризе t – t . Образный строй 1 ч.








15.

Й. Гайдн Соната ми минор

1) 1 часть – повторение основных тем

2) 2часть Адажио

3) 3 часть Форма рондо









16.

Вольфганг Амадей Моцарт

  1. Роль Моцарта в развитии классического стиля в музыке

  2. Жизненный и творческий путь. Отец Леопольд Моцарт. Круиз по странам Европы. Трагедия выросшего «вундеркинда» из Зальцбурга. Жизнь в Вене. Знакомство с Гайдном и Бетховеном










17.

В.А. Моцарт Симфония № 40 соль минор

1) 1 часть . Форма сонатного аллегро. Схема 1 части

2) ) Работа с цветными карточками. Экспозиция. Разработка. Реприза

3) Соотношение главной и побочной партий в тональном плане: в экспозиции:

t-|| T, в репризе: t – t

4) Образный строй симфонии










18.

В.А. Моцарт Симфония №40 соль минор

1) 1 часть – повторение основных тем

2) 2 часть Анданте. Созерцательная, форма сонатного аллегро

3) 3 часть Менуэт.

4) 4 часть Финал. Форма «сонатного аллегро». Работа с цветными карточками. Эмоциональная сфера образов симфонии. Целостность цикла.








19.

В.А. Моцарт Соната Ля мажор № 11

1) часть Тема и 6 вариаций. Разбор вариаций. Принцип единства и контрастности.

2) 2 часть Менуэт ( в середине – трио)

3) 3часть Финал «В турецком роде» ( «Турецкий марш») Черты рондо.










20.

В.А. Моцарт Опера «Свадьба Фигаро»

1) Комедия Бомарше. Либретто оперы. Русский перевод П.И. Чайковского

2) Увертюра

3) Ария Фигаро «Мальчик резвый»

4) Ария Керубино «Рассказать, объяснить не могу я» (меццо-сопрано)

5) Дуэт Сюзанны и Марцелины

6) Ария Барбарины «Уронила, потеряла»








21.

Заключительный урок по творчеству В.А. Моцарта. «Реквием»

1) История создания «Реквиема»

2) А.С. Пушкин маленькая трагедия «Моцарт и Сальери»

3) «Лакримоза» - «Слезная»

4)Опрос по биографии и творчеству В.А. Моцарта

5) Викторина










22.

Л.В. Бетховен.

Вершина классического стиля. Переход к романтизму



  1. Жизненный и творческий путь.

«Я схвачу судьбу за глотку»:

«Музыка должна высекать огонь из груди человеческой»

2) Эпоха французской революции. Черты романтизма

3) Хор в Финале 9-й симфонии.. Ода Ф. Шиллера «К радости»











23.

Л.В. Бетховен Симфония №5 до минор

1) Тематическое и тональное единство цикла

2) 1 часть. Форма «сонатного аллегро». Главная тема «Так судьба стучится в дверь»

3) Работа с цветными карточками Соотношение главной и побочной партий в экспозиции t - || T. В репризе t=Т ( в одноименной тональности До мажор)

Образная сфера 1 части симфонии – героика, борьба









24.

Л.В. Бетховен Симфония №5 до минор

1) 1 часть – повторение основных тем

2) 2 часть – Анданте кон мотто, форма двойных вариаций ля бемоль мажор

3) 3 часть Скерцо (начиная со 2-й симфонии 3ч. - «скерцо» вместо «менуэта») до минор, трио в до мажоре

4) 4 часть Финал в До мажоре – торжество идеалов, победа в борьбе








25.

Л.В. Бетховен «Патетическая соната» №8 до минор,

1) Анализ 1 части. Роль вступления. Новаторство: побочная партия в 1 части не в параллельном мажоре, а в соответствующем миноре.

2) Работа с цветными карточками. Соотношение главной и побочной партий в экспозиции t-||-t ( вместо параллельного мажора одноименный минор)

в репризе классический вариант: t-t

2) 2 часть в низком регистре, вариации

3)3 часть Рондо в до миноре.










26.

Заключительный урок по творчеству Л.В. Бетховена

1)Лирика в творчестве Л.Бетховена:

Соната №14Лунная соната» (название Рельштаба), 1 часть,

Пьеса для фортепиано «К Элизе».

2) Опрос по жизни и творчеству

3) Викторина










27.

Франц Шуберт

1) Шуберт – первый композитор-романтик, черты романтизма

2) Жизненный и творческий путь. Детство в Лихтентале. Запрет отца на музыку. Конвикт. Жизнь в Вене. Уроки у А. Сальери. «Шубертиады» Певец И.М. Фогль.

3) Вокальное творчество: «Баркарола», «Форель». Лирический герой песен Шуберта: близость к природе, наивность, искренность переживаний










28.

Ф. Шуберт. Вокальное творчество

1) Цикл «Прекрасная мельничиха» на стихи В.Мюллера: «В путь», «Куда?»

2) Баллада «Лесной царь» на стихи Г.Гете

3) «Вечерняя серенада» на стихи Людвига Рельштаба

4) «Аве Мария» на стихи В. Скотта

5) Цикл «Зимний путь» на стихи В. Мюллера: «Шарманщик»










29.

Ф. Шуберт Фортепианное и Симфоническое творчество

1) Пьесы для ф-но: Вальс си минор, Экспромты: Соль мажор, Ми бемоль мажор,

Музыкальный момент фа минор


  1. Симфония № 7 си минор «Неоконченная» - всего 2 части. Строение 1 части

  2. 1 ч. классическая форма сонатного аллегро. Работа с цветными карточками










30.

Контрольный урок по творчеству Ф. Шуберта

  1. Опрос по биографии композитора

  2. 2) Викторина










31.

Фридерик Шопен

  1. Великий польский композитор, родом из Желязовой Воли

  2. Жизнь на родине. Жизнь во Франции Встреча с Жорж Санд

  3. Творения для фортепиано: прелюдии, вальсы, ноктюрны, баллады, фантазии, экспромты, этюды, полонезы, мазурки










32.

Ф. Шопен – «певец фортепиано»

Новое содержание в уже знакомых жанрах

Слушание музыки:

1)Вальс до диез минор №7,

2)Этюд №12 «Революционный» до минор

3)Этюд №3 ми мажор. Тоска по Родине: «О, моя Родина!»










33.

Ф. Шопен – «певец фортепиано»

Романтическое содержание рождает новые жанры

1) Ноктюрн фа минор

2) Прелюдии: № 4 (ми минор), №7 (ля мажор), №20 (до минор),

3) Фантазия-экспромт до диез минор









34.

Контрольный урок по творчеству Ф. Шопена

  1. Опрос по биографии Ф. Шопена

  2. Викторина









35.

Заключительный урок по пройденному курсу

1) Обзорно о Зарубежной музыке 19 века, о композиторах разных стран. Импрессионизм – направление в искусстве

2)Опрос по теоретическому материалу

3)Викторина














Третий год обучения

«Русская музыкальная литература»





1.

Введение. Музыка в Древней Руси.

  1. Язычество. Календарные, обрядовые, трудовые песни.

  2. Гусли. Былины

  3. Потешные люди - скоморохи










2.

Христианство на Руси

  1. Церковные певческие школы (указ И. Грозного 1551г.).

  2. Стихира Ивана Грозного 1547г.

  1. Крюковая нотация. Знаменный распев.

  2. Композитор Д.С. Бортнянский. 30 лет в Придворной певческой капелле

  3. М.С. Березовский Хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости»









3.

Русская музыка 18 века

1) Реформы Петра.

2) Первые русские оперы (Е.И. Фомин «Ямщики на подставе», «Орфей»),

4) Сборники русских народных песен: М. Д. Чулков, В.Ф. Трутовский, Н.А. Львов и И. Прач

5) Оркестровая музыка Хандошкин – русский скрипач и гитарист








4.

Русские романсы

  1. А.А. Алябьев. Биография. Романс «Соловей», Сл. А. Дельвига

  2. А. Е. Варламов. Биография.. Учебник «Полная школа пения» Романс «Белеет парус одинокий», Сл. М. Лермонтова, песня «Красный сарафан»

  3. А.Л. Гурилев. Биография. Песня «Колокольчик», Сл. Н Некрасова









5.

Михаил Иванович Глинка

1) Первый русский композитор-классик.

Роль в русской и мировой музыке

2) Биография. Впечатления детства:

война с французами, крепостной оркестр.

Учеба в Благородном Пансионе, Кавказ.

Италия, Зигфрид Дэн. Россия. Германия.

3) Жанры в музыке М.И. Глинки









6.

М.И. Глинка Романсы.

Слушание музыки:

1) «Сомнение», Сл. Н. Кукольника - элегия,

2) «Ночной смотр»,

3) «Жаворонок», Сл. Н. Кукольника – лирическая пастораль

4) «Попутная песня» - скороговорка и лирика

5) «Я помню чудное мгновенье», Сл. А.Пушкина – шедевр слияния музыки и слова








7.

М.И. Глинка Произведения для симфонического оркестра

Слушание музыки:

1) «Камаринская». Двойные вариации. П.И. Чайковский о «Камаринской»

2) »Арагонская хота». Темы борьбы и испанского танца

3) «Вальс-фантазия»








8.

М.И. Глинка опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»)

1)История создания оперы Народная драма

2) Сюжет оперы

3) Увертюра (форма сонатного аллегро, побочная партия – «Песня Вани»)

4) Интродукция: мужской и женский, смешанный хоры Хоровая фуга








9.

М.И. Глинка опера «Жизнь за царя»

Опрос по увертюре и интродукции. Слушание музыки:

1 действие. Деревня Домнино


  1. Каватина и рондо Антониды

  2. Трио «Не томи, родимый»










10.

М.И. Глинка опера «Жизнь за царя»

Опрос по 1 действию Слушание музыки:

2 действие. Бал в замке польского военачальника

1) Танцевальная сюита: Полонез, Краковяк, Вальс, Мазурка

2) Анализ формы, характерные ритмические особенности польских танцев








11.

М.И. Глинка опера «Жизнь за царя»

Опрос по 2 действию. Слушание музыки:

3 действие Дом Ивана Сусанина 1) Песня Вани «Как мать убили»

2) Квартет «Как пташка лесная пуглива»










12.

М.И. Глинка опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»)

Опрос по 3 действию. Слушание музыки:

1) Сцена с поляками – центральная в опере: темы из интродукции, эпилога, 2 д.

2)Сцена прощания И. Сусанина с дочерью

3)Хор девушек «Разыгралися, разгулялися» (размер 5/4)

4) Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки»










13.

М.И. Глинка опера «Жизнь за царя»

Слушание музыки:

4 действие

1) Речитатив и ария Вани «Бедный конь в поле пал»2) Сцена – поляки в лесу

3) Ария Сусанина «Чуют правду!», «Ты придешь, моя заря»

4) Эпилог. Венчание на царство Михаила Романова в 1613г. Хор «Славься»










14.

Контрольный урок по творчеству М.И. Глинки

  1. Опрос по теоретическому материалу

  2. Викторина










15.

А.С. Даргомыжский

1) Биография

2) «Хочу правды». Поиски нового музыкального языка

3) Преемственность идей М. Глинки

4) Опера «Русалка». История создания. Сюжет.








16.

А.С. Даргомыжский опера «Русалка»

Слушание музыки: 1) Ария Мельника

1) Терцет «Ах, прошло то время»

2) Хоры: «Заплетися, плетень», «Как на горе мы пиво варили», «Сватушка»

3) Песня Наташи «По камушкам»

4) Песня Ольги «Как у нас на улице»











17.

А.С. Даргомыжский Песни и романсы

1) «Шестнадцать лет». Сл. А. Дельвига – романс-портрет

2) «Старый капрал». Сл.П. Беранже – В.С. Курочкина – драматическая песня

3) «Мне грустно» Сл. М. Лермонтова - элегия

4) Выводы по творчеству А. Даргомыжского








18.

Русская культура второй половины 19 века

  1. Политическая и экономическая обстановка в России

  2. Великие деятели культуры. Литераторы – Некрасов, Чернышевский, Добролюбов, Герцен, Толстой, Достоевский, Салтыков-Щедрин;

  3. Художники-передвижники – Крамской, Перов, Серов, Репин, Суриков, Девитан, Васнецов;

  4. Музыканты. Композиторы. «Могучая кучка» - Балакирев, Бородин, Кюи, Мусоргский, Римский-Корсаков; критик Стасов;

  5. Первые русские консерватории – братья Рубинштейны










19.

Задачи «Могучей кучки"

  1. Продолжать и развивать традиции М.И. Глинки

  2. Поднять русскую музыку на мировой уровень

  1. Борьба с преобладанием иностранной музыки в России

  2. Опираться в творчестве на фольклор, национальные традиции

  3. Использовать исторические, героические, сказочные сюжеты

  4. Правдивое изображение жизни, стиль реалистический

  5. Взаимопомощь, совместные поиски новых средств музыкального языка

  6. Пропаганда музыки для широких слоев населения

  7. Опрос по культуре России 60-х годов 19 века










20.

А.П. Бородин

1) Композитор и ученый-химик в одном лице

2) Вклад в мировую культуру

3) Биография









21.

А.П. Бородин Симфония №2 «Богатырская»

1) Разбор 1 части симфонии.

2) Эпический характер симфонии. Образ богатырей

3) Обзор 2,3 и 4 частей симфонии









22.

А.П. Бородин опера «Князь Игорь»

1) История создания. «Слово о полку Игореве». Сюжет.

2) Пролог. Хор «Солнцу красному слава». Сцена затмения солнца

1 действие

3) Песня князя Галицкого

4) Хор девушек «Мы к тебе, княгиня»









23.

А.П. Бородин опера «Князь Игорь»

1) Хор бояр «Мужайся, княгиня»

2 действие

2) Каватина Кончаковны «Ночь, спускайся скорей»

3) Ария князя Игоря «О, дайте, дайте мне свободу»

4) Ария Кончака «Нет, князь»









24.

А.П. Бородин опера «Князь Игорь»

1) Половецкие пляски, хор «Улетай на крыльях ветра»

2) 3 и 4 действие: «Плач Ярославны», Хор поселян

3) Романс «Для берегов отчизны дальной» Сл. А. Пушкина

4) Выводы по опере «Князь Игорь» и творчеству А. Бородина








25.

М.П. Мусоргский

1) Биография

2) История создания оперы «Борис Годунов»

М.П. Мусоргский опера «Борис Годунов»

1) Драма А. Пушкина. Народ как главное действующее лицо

2) Вступление. Тема угнетенного народа

3) Пролог. 1 катина. Двор Новодевичьего монастыря Хор «На кого ты нас покидаешь»

4) Пролог. 2 картина. Венчание на царство Б.Годунова в 1598г.)

. Хор «Уж как на небе солнцу» Ариозо Бориса «Скорбит душа»








26.

М.П. Мусоргский опера «Борис Годунов»

1действие. 1 картина Келья в Чудовом монастыре 1603г.



  1. Монолог Пимена «Еще одно последнее сказанье»

  2. Речитатив Гришки Отрепьева

    1. Картина. Сцена в корчме на литовской границе

  1. Песня Варлаама «Как во городе было во Казани»







27.

М.П. Мусоргский опера «Борис Годунов»

2 действие 1 картина. Царская палата в Кремле

1) Сцена царя Бориса с дочерью Ксенией

2)Сцена царя Бориса с сыном Федором

3) Монолог Бориса «Достиг я высшей власти»

3 действие Польские сцены.

4) Замок польского воеводы. Полонез.

5) Сцена у фонтана Марина Мнишек.











28.

М.П. Мусоргский опера «Борис Годунов»

4 действие 1 картина. Площадь перед собором Василия Блаженного.

1) Песня Юродивого

4 действие. 2 картина

2) Монолог и смерть Бориса Годунова

4 действие 3 картина Лесная прогалина под Кромами

3) Хор «Расходилась, разгулялась»

4) Выводы по опере «Борис Годунов»

5)Викторина








29.

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки», «В детской»

1) Цикл пьес для фортепиано, 1876г., посвящение В. Гартману

2) «Прогулка» - объединяющая цикл пьеса

3) «Гном», «Старый замок», «Тюильрийский сад»,

4) «Быдло», «Балет невылупившихся птенцов», «Два еврея, богатый и бедный»,

5) «Лимож. Рынок», «Катакомбы», «Избушка на курьих ножках» («Баба Яга»),

6) «Богатырские ворота»

7) Вокальный цикл «В детской» - «В углу»










30.

Н.А. Римский-Корсаков

1) Композитор – морской офицер. Музыка и море

2) Симфоническая поэма «Шехерезада»








31.

Н.А. Римский-Корсаков) Опера «Снегурочка»

1) История создания. Сюжет

2) Пролог. Прилет Весны. Песни и пляски птиц «Сбирались птицы»

3) Ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить».

4) Хоровая сцена «Проводы масленицы»








32.

Н.А. Римский-Корсаков) Опера «Снегурочка»

1) 1 действие 2 песни Леля

2) 2 действие Шествие и каватина царя Берендея «Полна, полна чудес могучая природа»

3) 3 действие. 3 песня Леля «Туча со громом сговаривалась»

4) Ариозо Мизгиря «На теплом, синем море»

5) 4 действие Сцена таяния Снегурочки и песнь Яриле-Солнцу










33.

Контрольный урок по всему курсу муз литературы за 3-й год обучения
















Четвертый год обучения

Русская музыкальная литература










1.

П.И. Чайковский

1) Биография. Детство в Воткинске. Учеба в Петербурге. Училище Правоведения. Консерватория. Москва. Преподавание в консерватории.

2) Поездка заграницу.

Жизнь в Клину. Н.Ф. фон Мекк. Доктор музыки Кембриджского университета



  1. Основные произведения П. И. Чайковского







2.

П.И. Чайковский

1) Поездки за границу. Италия, Германия. Франция. Англия.

2) Н.Ф. фон Мекк. Жизнь в Клину.

3) Доктор музыки Кембриджского университета

Основные произведения П. И. Чайковского, разнообразие жанров.








3.

П.И. Чайковский Симфония №1 «Зимние грезы»

1) История создания симфонии.

2) 1 часть «Грезы зимней дорогой» Форма сонатного аллегро.

3) Схема 1 части Образная сфера симфонии











4.

П.И. Чайковский Симфония №1 «Зимние грезы»

1) 2 часть «Угрюмый край, туманный край».

2) 3 часть «Скерцо», в средней части «вальс», впервые в русской симфонии.








5

П.И. Чайковский Симфонии: №1 «Зимние грезы» и №6 «Патетическая»,

1) Симфония №1 4 часть Финал. Тема «Цвели цветики» Народный праздник

2) Ознакомление с симфонией №6, «Патетической», основные образы








6.

П.И. Чайковский «Концерт для фортепиано с оркестром» №1,

Цикл пьес для фортепиано «Времена года»

1) История создания произведений

2) Концерт №1 для фортепиано с оркестром си бемоль минор. 1,2,3 части обзорно

3) Цикл пьес для фортепиано «Времена года»: «Октябрь», «Ноябрь»








7.

П.И. Чайковский Опера «Евгений Онегин»

1) История создания оперы. «Жанр – «Лирические сцены»

2) Вступление, лейтмотив Татьяны

3) 1 действие. 1 картина Усадьба Лариных. Дуэт Татьяны и Ольги «Слыхали ль вы?»

4) 2 хора крестьян: «Болят мои скоры ноженьки», «Уж, как по мосту - мосточку»








8.

П.И. Чайковский Опера «Евгений Онегин»

1) Диалог Татьяны и Ольги. Ария Ольги «Я не способна к грусти томной»

2) Ариозо Ленского «Я люблю вас, Ольга»

3) 2 картина Сцена письма Татьяны «Пускай погибну я , но прежде»










9.

П.И. Чайковский Опера «Евгений Онегин»

1) 3 картина Сцена в саду. Хор девушек «Девицы-красавицы»

2) Ария Ленского «Вы мне писали, не отпирайтесь, я прочел», и далее:

«Когда бы жизнь домашним кругом»

3) 4 картина Именины Татьяны. Вальс. Мазурка. Куплеты Трике. Диалог Ленского и Онегина. Ариозо Ленского «В вашем доме»








10.

П.И. Чайковский Опера «Евгений Онегин»

1) 5 картина Сцена дуэли. Вступление.

2) Ария Ленского «Куда, куда?» и далее: «Что день грядущий мне готовит?»

3) Канон «Враги?»










11.

П.И. Чайковский Опера «Евгений Онегин»

1) 6 картина Бал в Петербурге. Полонез. Ария Гремина «Любви все возрасты покорны».

2) 7 заключительная картина Ария Татьяны «Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была» Ария Онегина «Нет, постоянно видеть вас».

3) Обзор опер П.И. Чайковского

4) Обзор балетов








12.

Контрольный урок по творчеству П.И. Чайковского

Опрос по теоретическому материалу.

2) Викторина








13.

Сергей Васильевич Рахманинов

Роль в мировом музыкальном искусстве

Биография. Детство в имении Онег Новгородской губернии

Петербургская консерватория, с 9 лет. Колокольный звон.

Перевод в Московскую консерваторию.

Занятия у Н.С.Зверева. А. Зилоти. Оценка П.И Чайковского










14.

Сергей Васильевич Рахманинов

Опера «Алеко», 2 диплома – пианист и комползитор

Работа в училище, театре Мамонтова, дружба с Ф.Шаляпиным

Отъезд за границу. Жизнь в Америке. Гастроли пианиста

Ностальгия. Возобновление творчества. .Встречи с Шаляпиным

Помощь советской Армии самолетами в конце жизни во время войны









15.

С.В. Рахманинов Прелюдия до диез минор для фортепиано с оркестром Концерт для фортепиано с оркестром № 2 до минор

1) Прелюдия до диез минор, которая сделала Сергея знаменитым. Образы. Форма.

2) Концерт для фортепиано с оркестром до минор. 1часть в форме сонатного аллегро, «мелодия-даль», звучание знаменного распева.

3) Новаторство Рахманинова в тематизме, романтические настроения в концерте.









16.

С.В. Рахманинов «Всенощное бдение»

1) Произведение для смешанного хора а капелла

2) Церковное содержание: 12 номеров- 7 вечерних, 7 утренних и 1 общий.

3) Искусство голосоведения, подголоски, регистры,










17.

С.В. Рахманинов Вокальное творчество

1) 3 древних распева: Киевский, греческий, знаменный

2) Слушание: №1 «Придите, поклонимся» из «Всенощного бдения»

3) Романсы «Не пой, красавица, при мне», «Весна идет!»










18.

Контрольный урок по творчеству С.В. Рахманинова

Опрос по биографии

Викторина








19.

«Советская» и постсоветская» - русская музыкальная литература

Введение в курс «Советской» музыкальной литературы»

1) Задачи искусства после революции 1917г.

2) Многонациональный характер искусства СССР

3) Возникновение школ, клубов, училищ, консерваторий, союзов

4) Массовая песня (Александров, Соловьев-Седой, Блантер, Дунаевский)

5) Жанры классической музыки: оперы, балеты, симфонии, кантаты, оратории.








20.

Выдающиеся деятели советской культуры

Исполнители: певцы – В. Козловский, С. Лемешев, А. Ведерникоа, В. Атлантов, З. Соткилава, Г. Вишневская, Е. Образцова, И. Архипова, Л. Казарновская, Н. Гурякова, Х.Гирзмава,

Пианисты – Л. Оборин, Э. Гилельс, С.Рихтер,М. Плетнев, Е. Кисин, Д. Мацуев, В. Крайнев,

Скрипачи _ Д. Ойстрах, Л. Коган,В. Третьяков Е. Менухин, М. Венгеров

Виолончелисты – М. Ростропович, Д. Шафран Е. Кнушевицкий, Н. Гутман

Альтисты – Ю. Башмет

Дирижеры – Е. Светланов, Г. Рождественский, Китаенко, Е. Мравинский, В. Гергиев








21.

Сергей Сергеевич Прокофьев

Биография. Детство в Сонцовке

Петербургская консерватория в 13 лет

Золотая медаль и рояль – премия, композитор и пианист

1-й концерт, знакомство с Маяковским

Годы за границей – 15 лет (Япония, СЩА, Куба, Франция)

Снова на Родине, «Ромео и Джульетта», «Александр Невский»

Война, опера «Война и мир»









22.

С.С. Прокофьев Кантата «Александр Невский»

Фильм Сергея Эйзенштейна

Жанр кантаты. .Сюжет 7 номеров

№2 «песня об Александре Невском»,

№ 4 «Вставайте, люди русские»








23.

С.С. Прокофьев Кантата «Александр Невский»

1) Повторение № 2 – повествовательная песня, форма, образы

2) Повторение № 4 – колокольный звон призывает на борьбу

№5 «Ледовое побоище» - картина замерзшего озера

№6 «Мертвое поле» - соло альта, «реквием» о погибших








24.

С.С. Прокофьев Симфония № 7

1) История создания, новаторство Прокофьева

2) Анализ 1 части, Побочная партия значительнее по содержанию, чем главная

3) Роль Заключительной партии в образной сфере симфонии










25.

С.С. Прокофьев Балет «Ромео и Джульетта»

1) Балеты Прокофьева «Золушка» ( «Вальс») и «Ромео и Джульетта»

1) История создания «Ромео и Ждульетта», драма В. Шекспира, Сюжет

2) Новаторство Прокофьева в музыке для балета:

3) Трудности в постановке: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете»








26.

С.С. Прокофьев Балет «Ромео и Джульетта»

1) Вступление. Тема любви

2) «Улица просыпается»

3) Джульетта-девочка»

4) «Маски»

5) «Танец рыцарей» («Монтекки и Капулети»










27.

Контрольный урок по творчеству С.С. Прокофьева

Опрос по биографии

2) Викторина








28.

Дмитрий Дмитриевич Шостаковия

Роль в мировой музыкальной культуре

Биография. Детство в революционном Петербурге, учеба в Петроградской консерватории, жизнь в Ленинграде

Работа тапером в зале немого кино, работа в театре с Маяковским

«Блокадная симфония» №7 – сказание о мужестве людей Ленинграда

Общественная деятельность во второй половине жизни










29.

Д.Д. Шостакович Симфония № 7 «Ленинградская» («Блокадная»)

1) История создания симфонии в Ленинграде во время блокады в 1941г.

2) 1 часть Форма сонатного аллегро.

Главная и побочная партии соотносятся: T – Д в до мажоре

3) Изменения, которые внесла в форму симфонии сама жизнь:

Место разработки занимает «эпизод фашистского нашествия» -

4) 11 вариаций на тему-остинато в ми бемоль мажоре,

5) В репризе главная тема идет не в мажоре, а в миноре

– города разрушены, жизнь надо восстанавливать.








30.

Д.Д. Шостакович Прелюдия и фуга Ре мажор

1) История создания. Шостакович в составе жюри. конкурса в честь 200-летия со дня смерти Баха. Ответ И.С. Баху в 20 веке: 24 прелюдии и фуги во всех тональностях.

2) Прелюдия и фуга Ре мажор. Строение 2-х частного полифонического цикла

3) Фуга-бег, тема плясовая, напоминает русскую «Камаринскую»









31.

Арам Ильич Хачатурян

1)Роль в мировой музыке. Восточный акцент в образной сфере мелодизма

2) Биография. Детство в Тбилиси, в семье переплетчика.Бродячие певцы-ашуги

3) Московский техникум им. Гнесиных (в 19 лет)

4) Московская консерватория. Произведения зрелых лет

5) Общественная деятельность









32.

А. И. Хачатурян Концерт для скрипки с оркестром ре минор

Национальный колорит музыки – основное качество концерта

Вступление оркестра

1 часть в форме сонатного аллегро, главная партия напоминает мелодию «келе-келе» («шествуй»), побочная «Эс арун» («ручей»). Каденция солирующей скрипки.

Яркие краски, темперамент, восточный колорит – основные черты концерта

Слушание музыки: «Вальс» из музыки к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад»,

«Танец с саблями» из балета «Гаянэ»








33.

Георгий Васильевич Свиридов

Роль Свиридова в развитии музыкального искусства 20 века

«Совесть 20 века», «Последний классик 20 века». Не писал опер принципиально, писал духовную музыку

Биография. Детство в г. Фатеж Курской области

Учеба в Курске, затем в Ленинграде (у Шостаковича)

Романсы на стихи Пушкина.

Вокальное творчество: «Поэма памяти С. Есенина», «Патетическая оратория» на стихи В. Маяковского, Песни на стихи А. Блока, Песни на стихи Р. Бернса, На стихи Н. Некрасова, В. Шекспира








34.

Георгий Васильевич Свиридов Вокальное творчество

«Патетическая оратория», сл. В.Маяковского. №1 «Марш» - декламационный стиль

«Поэма памяти С.Есенина» №1 «Край ты мой заброшенный»

Песни на стихи Р. Бернса «Робин»









35.

Георгий Васильевич Свиридов Музыка к повести, к кинофильму

Музыка к повести А.Пушкина «Метель»: №2 «Вальс», №4 «Романс». Сюжет повести

Музыка к кинофильму «Время, вперед!»: «Время, вперед!» - пульс и нерв времени 20 века, века скоростей, атомолв, молекул, бомб, полетов в космос, войн, новых открытий в науке и искусстве








36.

Итоговый контрольный урок за весь курс обучения музыкальной литературе.

Устный опрос по пройденному в последний год обучения или по реферату



Викторина в основном из пройденного в последний год обучения ( с добавлением самых известных произведений прошлых лет)