Программа курса «качественные исследования в социологии» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тематика курсовых работ для студентов бакалавриата по направлению... 1 60.68kb.
Количественные и качественные исследования в менеджменте 7 1370.21kb.
Рабочая программа курса Код курса : сдм. 19 Тип курса : дисциплины... 3 223.56kb.
М. Вебер " Социология политики в работах М. Вебера" Студента 3 курса... 1 103.34kb.
Рабочая программа дисциплины гендерные исследования для направления... 1 81.33kb.
1. Объект и предмет социологии как науки 1 256.14kb.
I. Социология как наука и учебная дисциплина Предмет социологии. 1 84.24kb.
Основные тенденции и перспективы развития социологии как научной... 2 642.39kb.
Вопросы к коллоквиуму (2-я часть курса) 1 11.52kb.
Реферат студента 2 курса, специальность: Бухгалтерский учет и аудит... 1 299.41kb.
Вопросы для зачёта 1 35.53kb.
Рекомендация мсэ-r f. 1520-3 (04/2011) 1 136.74kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Программа курса «качественные исследования в социологии» - страница №1/1

программа курса
«качественные исследования в социологии»

БЛОК 2

GROUNDED THEORY
(18
часов)
О.Запорожец
Введение в Grounded theory (6 часов)
История возникновения и развития grounded theory. Столкновение подходов: A. Strauss versus B. Glaser. Многообразие стилей использования grounded theory. Grounded theory как стратегия и метод исследования.

Основные принципы стратегии. Виды кодирования:



  • открытое кодирование (понятие кода, сущность процедуры);

Требования к представлению материалов для анализа в стиле grounded theory. Написание аналитического memo. Построение аналитических диаграмм как процедуры анализа.

Практическое задание



Часть 1. Анализ учебного интервью.


  1. Проведение открытого кодирования на примере учебного интервью.

  2. Написание аналитического мемо к наиболее значимым кодам.

  3. Построение аналитической диаграммы на примере учебного интервью.

  4. Групповое обсуждение конкретных примеров процедур открытого кодирования.


Часть 2.Анализ собственного исследовательского интервью.


  1. Проведение открытого кодирования на примере учебного интервью.

  2. Написание аналитического мемо к наиболее значимым кодам.

  3. Построение аналитической диаграммы на примере учебного интервью.

  4. Групповое обсуждение процедур открытого кодирования.


Восхождение к теории (6 часов)





  • осевое кодирование как процедура качественного насыщения категорий и установления их количественной представленности;

  • выборочное кодирование как процедура выдвижения и верификации гипотез о каузальных связях.

Процесс восхождения к теории. Виды теоретизирования в Grounded theory: построение «новой локальной теории», обращение к «традиционным теориям». Способы представления итоговых данных в исследованиях с использованием grounded theory.



Практическое задание


  1. проведение осевого кодирования на примере учебных интервью.

  2. проведение выборочного кодирования на примере учебных интервью.

Использование компьютерных программ для анализа данных в стиле Grounded theory. (6 часов)


Демонстрация программы NVivo. Повторение основных процедур Grounded theory с использованием компьютерной версии. Возможности и ограничения компьютерного анализа данных.

Литература





  1. Васильева Основы качественного исследования: обоснованная теория. //Методология и методы социологических исследований. М, Институт Социологии РАН, 1996.

  2. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы. Самара, 2002.

  3. Страус А., Корбин Д. Основы качественного исследования. Обоснованная теория. Процедуры и техники. М.: УРСС, 2001.

  4. Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов, 1997.

  5. Charmaz K. Grounded Theory: Objectivist and Constructivist Methods // Handbook of Qualitative Research (second Edition) (ed. by Denzin N. K., Lincoln Y. S.) Thousand Oaks. London. New Delhi, 2000.

  6. Charmaz K. Grounded Theory // Contemporary Field Research. Perspectives and Formulations (ed. by R. M. Emerson) Waveland Press, Inc, 2001.



Тема: Визуальные исследования (8 часов)

Основные виды визуального исследования (4 часа)

История использования визуального в социологическом исследовании. Статус исследования визуального в социологии: постановка проблемы. Основные виды визуального исследования: фото-, видео- наблюдение, картография. Правила сбора визуальных данных в фото и видео наблюдении. Жанры визуального исследования: "этнографический" и "исследовательский". Познавательные возможности использования визуальных методов в социологическом исследовании.


Практическое задание


  1. Провести картографию самостоятельно выбранного пространства.

  2. Дополнить картографию плотным описанием.

  3. Проанализировать пространство на основе самостоятельно определенных исследовательских «фокусов».



Анализ и презентация визуальных данных (4 часа)

Основные традиции анализа визуального в социологии и социальных науках: контент-анализ, семиотика, структурализм, психоанализ, дискурс-анализ. Представление данных визуального исследования: проблема канона и «социологической восприимчивости».



Практическое задание

Провести анализ предложенного визуального документа в стиле определенной традиции.



Литература.


  1. Би-текстуальность и кинематограф. Минск, Пропилеи. 2003.

  2. Головизнина М.В. Фотография в социологическом исследовании // Методологический потенциал качественной социологии и способы его реализации в социологических исследованиях (Материалы летней школы). Самара, 2000.

  3. Ярская-Смирнова Е. Р. Социальное пространство глухоты: анализ кинорепрезентации // Трансформация социального пространства в посткоммунистических странах и новые подходы в социальных науках. Самара, Издательство СаГА, 1998.

  4. Ball M. S., Smith G. W. H. Analyzing Visual Data. Sage Publications. Newbury Park. London. New Delhi, 1992.

  5. Collier J., Collier M. Visual Anthropology: Photography as a Research Method. University of Mexico, Albuquerque, 1987.

  6. Emmison M., Smith P. Researching the Visual. Images, Objects, Contexts and Interactions in Social and Cultural Inquiry. Sage Publications. London. Thousand Oaks. New Delhi, 2000.

  7. Harper D. Reimaging Visual Methods: Galileo to Neuromancer // Handbook of Qualitative Research (second Edition) (ed. by Denzin N. K., Lincoln Y. S.) Sage Publications Inc. Thousand Oaks. London. New Delhi, 2000.

  8. Rethinking Visual Anthropology (ed. by Banks M. and Murphy H.). Yale University Press. New Heaven, London, 1999.

  9. Rose G. Visual Methodologies. Sage Publications. Newbury Park. London. New Delhi, 2001.

  10. Handbook of Visual Analysis. (ed. by Van Leeuwen T. and Jewitt C.) Sage Publications. Newbury Park. London. New Delhi, 2001.