Программа элективного курса профильного обучения учащихся 10-11-х классов - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Морфология и физиология животных Программа элективного курса для... 1 96.23kb.
Программа элективного курса "Издательское дело" 1 63.2kb.
Программа элективного курса «Методы решения задач по физике»1 1 105.06kb.
Программа элективного курса рассчитана на учащихся девятых классов 1 106.01kb.
Программа элективного курса по выбору «Начальная военная подготовка»... 1 84.81kb.
1. Условные обозначения при оформлении задач 1 397.88kb.
Программа предпрофильной подготовки (для детей 8-9 классов) 1 346.34kb.
Программа элективного курса по информатике для 10-11 классов 1 119.21kb.
Программа элективного курса для учащихся 9 класса 1 63.16kb.
Рабочая программа учебного предмета (курса) «Английский язык» (базовый... 3 559.66kb.
Рабочая программа элективного курса по информатике «Компьютер для... 1 65.16kb.
В статье рассматривается тема, связанная с изменениями в трудовой... 1 95.18kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Программа элективного курса профильного обучения учащихся 10-11-х классов - страница №1/1

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Программа

элективного курса профильного обучения учащихся 10-11-х классов



«УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: общество + экономика + экология»

(20 часов)




Автор-составитель:

Алексеев Сергей Владимирович д.п.н., профессор

2005
Пояснительная записка


В Декларации I Всемирной межправительственной конференции по вопросам образования в области окружающей среды (The World,s First Intergoverment Conference on Environmental Education) отмечается: «…образование в области окружающей среды должно подготовить каждого к тому, чтобы жить с пониманием главных проблем меняющегося мира, а также снабдить каждого навыками и приемами, необходимыми для плодотворного участия в улучшении жизни и окружающей среды со всей ответственностью, диктуемой этическими нормами». И далее: «Образование в области окружающей среды следует проводить для всех возрастов и на всех уровнях, как в формальных, так и неформальных сферах… Образование в области окружающей среды должно быть нацелено на внешнюю общественную активность. Оно должно направлять каждого на активное участие в разрешении специфических конкретных проблем, на включение в осмысленную деятельность по построению лучшего будущего».

Среди ключевых целей ОООС обозначена следующая: «усилить озабоченность (и осведомленность) по поводу экономической, социальной, политической и экологической взаимозависимости в городских и сельских регионах, выработать у каждого способность добывать знания, оценки, навыки, обязательство и мастерство, необходимые для защиты и улучшения собственной окружающей среды». По смыслу многие положения Тбилисской Декларации соотносятся с идеологией, которую сегодня принято называть как «образование для устойчивого развития».

Отправной точкой для развития ОООС, экологического образования, в дальнейшем – образования для устойчивого развития (ОУР) в мире, в том числе и в России, в 90-е годы стала «Повестка дня на ХХI век», принятая на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году и основные положения Международного саммита в Йоханнесбурге в 2002 году.

Среди последних документов, регламентирующих деятельность в области образования для устойчивого развития, следует обозначить следующие:

* провозглашение на 57 сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (декабрь 2002г.) Десятилетия образования в интересах устойчивого развития, которое начнется с 2005 года;

* меморандум международного Саммита по проблемам окружающей среды и устойчивому развитию в Йоханнесбурге (ЮАР) в 2002 г.;

* принятие «Заявления об образования в интересах устойчивого развития» и «Базовых элементов стратегии ЕЭК ООН в области образования в интересах устойчивого развития» на V конференции министров «Окружающая среда для Европы» (Киев, 2003г.);

*на первом региональном совещании по образованию в интересах устойчивого развития (2004г., Женева) принята «Стратегия Европейской экономической комиссии ООН в области образования в интересах устойчивого развития».

Данная программа предназначена для проведения элективных курсов предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной школы. Курс ориентирован как на естественнонаучный, так и гуманитарный профили, в связи с тем, что идеология устойчивого развития представляет собой целостное единство социальных, экологических, экономических и культурологических аспектов взаимоотношений человечества с окружающей средой.

Программа носит практикоориентированный характер, из 20 час. практические занятия: тренинги, семинары, игры (обучающие, имитационные, ролевые и др.), интерактивные и информационные технологии составляют 14час (70%).



Учебно-тематический план




Тематика занятий

Всего часов

В том числе


Форма контроля

Теория

Практика


1.

Введение в современную футурологию. Эволюция идей Римского клуба.

2

2

-





2.

Современный глобальный экологический кризис как кризис культуры. Глобалистика и глобальная экология.

2


2


-





3.

Концепция устойчивого развития.

4

2

2





4.

Общество + Экономика + Экология (интеграция социальных, экономических и экологических знаний)

4


2


2





5.

Концепция образования для устойчивого развития. Отечественный и зарубежный опыт образования для устойчивого развития

2


-


2





10.

Индивидуальные

(групповые) проекты


6

-

6


Защита проекта




Итого:

20

6

14




Содержание программы

*Введение в современную футурологию. Эволюция идей Римского клуба.

Футурология как наука, изучающая будущее человечества. Методология футурологического подхода. Работы О.Флехтхейма, Дж.Форрестера, Н.Н.Моисеева и др. Риск и экологическая безопасность. Максимально допустимый и социально приемлемый риск. Экологическая экспертиза.

Исторические предпосылки организации Римского клуба (Институт проблем будущего в Вене, Международный фонд « Человечество в 2000 году » в Нидерландах, «Общество по изучению будущего мира « в Вашингтоне и др.). А.Печчеи – основатель и первый президент Римского клуба. Первая работа Римскому клубу «Пределы роста» (Д.Медоуз и др.). Анализ основных работ в деятельности Римского клуба («Человечество на перепутье», «Пересмотр международного порядка», «Цели для человечества», «Энергия : обратный счет», «Нет пределов обучаемости», «Маршруты, ведущие в будущее», «Босоногая революция», «За пределами роста» и др.).

*Современный глобальный экологический кризис как кризис культуры.

Глобалистика и глобальная экология.

Современный анализ глобальных проблем (демографическая, экологическая, энергетическая, информационная, культурологическая, продовольственная, проблема безопасности и др.).

Теория биотической регуляции окружающей среды (В.Г.Горшков).

Доклад ООН « Глобализация с человеческим лицом « (1999г.).

Холистический подход к осмыслению проблем окружающего мира. Глобалистика. Глобальное мышление.
*Концепция устойчивого развития.

Устойчивое развитие как феномен интеграции экологии, экономики, социологии. Культура как системообразующая основа интеграции наук.

Основные принципы, идеи и положения концепции устойчивого развития.

Экологический и нравственный императивы.

«Повестка дня на XXI век» - стратегический документ коэволюционного развития человечества и природы.
*Общество + Экономика + Экология: интеграция социальных, экономических и экологических знаний

Исторический экскурс в развитие современной экологии (от Э.Геккеля до Н.Н.Моисеева). Международное сотрудничество в области окружающей среды (от Международной конференции по проблемам окружающей среды в Стокгольме, 1972г. до Международного саммита по окружающей среде и развитию в Йоханнесбурге, 2002г.).

Основные этапы становления и развития системы непрерывного экологического образования. Экологическая культура как цель экологического образования и просвещения населения. Национальная стратегия развития экологического образования в Российской Федерации (2000г.). Отечественный и зарубежный опыт экологического образования и просвещения.

Экономика и экономические условия жизни. Качество жизни, уровень жизни, уклад жизни, индекс развития человеческого потенциала. Современный рынок, централизованное планирование и смешанная экономика. Спрос и предложение. Конкуренция и монополия. Государственный бюджет. Экспорт и импорт. Заработная плата. Налоговая система. Потребление. Прожиточный минимум. Продовольственная корзина. Семейный бюджет.

Экономика природопользования (экономика окружающей среды) Экологические проблемы природопользования с точки зрения экономистов (Т.Мальтус, Д.Рикардо, Д.Милль, А.Пигу, М.Добб, Ф.Хольцман и др.).

История экологических связей человечества. Воздействие человека на окружающую среду. Законы П.Дансеро. Охраняемые природные территории и объекты. Экология, войны и терроризм. Экологическая безопасность. Понятие культуры безопасности.

Природа, культура, нравственность. Экологический и нравственный императивы.
*Концепция образования для устойчивого развития. Отечественный и зарубежный опыт образования для устойчивого развития.

Цели современного образования в контексте программы модернизации российского образования. Компетентностный подход в образовании. Ключевые компетентности (в сфере самостоятельной познавательной деятельности,

в сфере гражданско – общественной деятельности, в сфере социально- трудовой деятельности, в бытовой сфере, в сфере культурно-досуговой деятельности). Идеология образования для устойчивого развития (идеи: системности и синергетизма, гуманитарно- аксиологической ориентации, устойчивого развития, безопасности, экологической ответственности).

Организационно-педагогические условия образования для устойчивого развития: ценности – цели, содержание, образовательные технологии, организационные формы, управление. Российский опыт образования для устойчивого развития. Зарубежный опыт образования для устойчивого развития (Германия, Великобритания, США, Швеция и др.). Роль негосударственных организаций в развитии системы образования для устойчивого развития.



Требования к уровню подготовки учащихся

Основные требования к уровню подготовки учащихся целесообразно определить с позиции сформированности ключевых компетентностей (в сфере самостоятельной познавательной деятельности, в сфере гражданско-общественной деятельности, в сфере социально-трудовой деятельности, в бытовой сфере и сфере культурно-досуговой деятельности). Самостоятельным направлением является формирование экологической компетентности учащихся. Под экологической компетентностью мы понимаем совокупность метапредметных и надпредметных умений учащихся ориентироватьсяв современном цивилизационном эколого-образовательном пространстве и организовать индивидуальный стиль жизни в соответствии с принятыми в обществе в конкретно- исторический период ценностями, нормами, стандартами.



Оценивание уровня сформированности экологической компетентности учащихся осуществляется в процессе подготовке и защите проекта или научно- исследовательской работы.

Литература:

*Алексашина И.Ю. Образование в развивающемся мире: поиск новых подходов //Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы, СПб, 1995.

*Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М., 1998.

*Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию ( 1996г.).

*Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, М., 2002.

*Моисеев Н.Н. Экология и образование . М., Юнисам, 1996.

*Национальная Доктрина образования в Российской Федерации ( 2000г.).

*Стратегия образования для устойчивого развития в Санкт- Петербурге / под редакцией С.В.Алексеева, СПб., 2002.

*Образование для устойчивого развития в Санкт-Петербурге (модульная образовательная программа ), под редакцией С.В.Алексеева, СПб., 2002.

*Урсул А.Д. Концепция устойчивого развития понятие устойчивого развития) // Биология в школе, 2002, № 1.

*Алексеев С.В. Теоретические основы и методика экологической подготовки учителя в системе постдипломного образования . Дисс. на соиск. уч. ст. докт.пед.наук, СПб., 1998.


*.Алексеев С.В., Груздева Н.В. Профильная эколого-образовательная программа ( учебно-методическое пособие). СПб.,2000.

*.Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Росто -на-Дону.,1996.

* Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания, М.,1999.

* .Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.,1997.

* Приоритеты национальной экологической политики России /под ред. В.М.Захарова., М.,1999.

* Корякина Н.И.,Жевлакова М.А., Кириллов П.Н. Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий методическое пособие для учителя) / Общая редакция С.В.Алексеева, СПб.,2000.

* Гор А. Мир в равновесии .Пер. с англ. М., 1994.

* Встреча на высшем уровне "Планета Земля". Программа действий (Повестка дня на ХХ1 век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложени ).Сост. Майкл Китинг., Женева: Центр "За наше общее будущее"., 1993.

* .Россия в окружающем мире : 1999 .(Аналитический ежегодник ) / Отв. ред .Н.Н.Марфенин (под общей редакцией Н.Н.Моисеева, С.А.Степанова)., 1999.

* Устойчивое развитие и Местная повестка дня на ХХ1 век. Избранные документы и материалы ./ С.Г.Инге-Вечтомов, Т.М.Флоринская, В.В.Худолей, Г.Л.Егорова. СПб., 2000.

* Концептуальные подходы к развитию муниципальной системы непрерывного экологического образования в Санкт-Петербурге /Авторский коллектив. Общая редакция С.В.Алексеева.,СПб.,1998.

*.Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Утвердена резолюцией 55 / 2 Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2000г.







izumzum.ru