Программа дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия эпохи Возрождения, Нового времени и Просвещения» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Философия Нового времени в работах Ф. Бекона и Р. Декарта» Студент гр. 1 228.74kb.
Философия Нового Времени 1 76.76kb.
Аксиология методические указания для студентов исторического факультета 1 299.91kb.
Что есть философия вообще и философия хозяйства в частности, их сопряжённость... 1 343.59kb.
«Философия имени» отца Сергия Булгакова в контексте поэтической метафизики... 2 585.15kb.
Программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 1 20.77kb.
Программа дисциплины Современная политическая философия для направления... 1 220.88kb.
Зотов А. Ф. Современная западная философия: Учебн. М.: Высш шк. 57 12196.16kb.
Конспект урока. Тема: «Эпоха Просвещения «век Разума» 1 95.38kb.
Искусство эпохи Возрождения к читателю 1 29.44kb.
Программа Международной научной конференции «ученый, писатель, художник... 1 34.39kb.
Программа реализации художественно-эстетического направления 1 63.21kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Программа дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия эпохи Возрождения - страница №1/1

Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет философии.

Программа дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия эпохи Возрождения, Нового времени и Просвещения»


для направления «Философия» (030100.62) подготовки бакалавра

Автор программы: Сидорина Т.Ю., д.ф.н., профессор, заместитель заведующего кафедрой.

Электронный адрес: tsidorina@hse.ru.


Одобрена на заседании кафедры Истории философии «___»______09______ 2014 г

Зав. кафедрой Руткевич А.М.


Рекомендована секцией УМС «___»____________ 2014 г

Председатель


Утверждена УС факультета Философии «___»_____________2014 г.

Ученый секретарь ________________________

Москва, 2014

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия» (030100.62), обучающихся специализации история философии, изучающих дисциплину «Западная философия до середины ХХ века. Философия эпохи Возрождения, Нового времени и Просвещения.»

Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательным стандартом НИУ-ВШЭ http://www.hse.ru/standards/rup/archive/?fid=24278.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки «Философия»(030100.62) , специализации «Философия».



Цели освоения дисциплины


Курс рассчитан на пять модулей. Его цель – дать студентам 2 курса, уже изучавшим в течение первого года обучения историю зарубежной философии в объеме философии Античности и философии Средних веков, сведения о развитии европейской философской традиции, о становлении основных мировоззренческих культурных парадигм эпохи Возрождения, Нового времени и Просвещения (Западная Европа), о формировании философских учений этих эпох, о выработке нового философского инструментария. Студенты должны ознакомиться с классическими доктринами Возрождения, Нового времени и Просвещения, получить представление об их фундаментальном значении для философии последующих веков.

Курс построен как попытка синтеза исторической, предметной и персональной классификации материала. Специально выделены проблемы соотношения философии и культуры, философии и религии, философии и науки, их взаимодействия в историческом процессе становления античной философии. Формально материал структурирован в соответствии с историей зарубежной философской мысли данных эпох, но с акцентированием некоторых персоналий и проблем с учетом специфики каждой из эпох, представленных в курсе.



Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать классические доктрины Возрождения, Нового времени и Просвещения

  • Уметь синтезировать исторические, предметные и персональные аспекты материала

  • Иметь навыки работы с оригинальными текстами западноевропейских философов

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Общенаучная

ОНК-1

способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы в заданной области




Общенаучная

ОНК-2

способность использовать в профессиональной деятельности знание из области естественнонаучных дисциплин




Общенаучная

ОНК-5

способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии




Инструментальная


ИК-1



владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и






Социально-личностная


СЛК-1

убедительно оформить

готовность к сотрудничеству с коллегами, умение работать в коллективе







Социально-личностная

СЛК-2

стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства




Профессиональная

ПК-7


применять на практике знания, полученные в ходе изучения курсов по истории философии





Место дисциплины в структуре образовательной

программы


Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин обеспечивающих подготовку по направлению «Философия»

Для специализации «Философия» настоящая дисциплина является базовой.



Тематический план учебной дисциплины




пп

Название

Темы

Всего

Часов

Аудиторные часы

Самост. работа

Лекции

Семинары

1.

Философия эпохи Возрождения и Реформации


56

14

14

28

1.1.

Возрождение как особый духовно-культурный феномен

8

2

2

4

1.2.

Основные философские ориентации Возрождения

8

2

2

4

1.3.

Гуманизм и утопия. Политическая философия Возрождения

16

4

4

8

1.4.

Наука и натурфилософия

8

2

2

4

1.5.

Религиозные и культурно-исторические предпосылки Реформации. Общий ход ее развития

8

2

2

4

1.6.

Немецкая теософия и мистика

8

2

2

4

2.

Философия Нового времени

166

46

38

82

2.1.

Предпосылки возникновения нововременной философской парадигмы

16

4

4

8

2.2.

Формирование философской нововременной парадигмы и научная революция ХVI – ХVII вв.

16

4

4

8

2.3.

Декарт и метафизические постулаты нововременной философии

16

4

4

8

2.4.

Основные физические концепции ХVII века: Декарт и Ньютон

16

4

4

8

2.5.

Паскаль и амбивалентность нововременной философской парадигмы

16

4

4

8

2.6.

Спинозы: границы монизма

16

4

4

8

2.7.

Плюралистская модель В.Г. Лейбница

14

4

4

6

2.8.

Философия Ф. Бэкона и англосаксонская философская традиция

12

4

2

6

2.9.

Философия Т. Гоббса

12

4

2

6

2.10.

Философия Д. Локка

12

4

2

6

2.11.

Субъективный идеализм Дж. Беркли

10

3

2

5

2.12.

Агностицизм Д. Юма

10

3

2

5

3.

Философия эпохи Просвещения

48

16

8

24

3.1.

Феномен философии Просвещения

12

4

2

6

3.2.

Антропология Просвещения

12

4

2

6

3.3.

Философия природы французского Просвещения

12

4

2

6

3.4.

Просвещенческая философия истории

12

4

2

6




Итого:

270

76

60

134

Формы контроля знаний студентов


Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  • на семинарских занятиях: ответы на поставленные контрольные вопросы, доклады, обсуждения, дискуссии;

  • 1 письменная (аудиторная) контрольная работа (60 мин.);

  • 1 реферат;

  • 1 эссе;

  • 1 домашнее задание;

  • 1 доклад;

  • зачет (2 модуль);

  • устный экзамен (4 модуль).

Преподаватель оценивает работу студента на семинаре (активность, грамотность изллашаемых мыслей, фактологическую точность), а также эссе и реферат.

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.
- итоговая оценка (промежуточный зачет) и итоговый экзамен складывается из следующих составляющих:
Оитоговая (зачет) = 0,3·Оконспекты + 0,2·Оэссе + 0,2· Оконтрольная + 0,3·Озачет
Оитоговая (экзамен) = 0,2·Оконспекты + 0,2· Одоклад + 0,2· Ореферат + 0,1· Одомашняя + 0,3·Озачет
Критерии зачета


5-бал. шкала

10-бал. шкала

незачет


1

2

3


зачет


4

5

6



7

8

9



10





Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: полнота освещения темы, привлечение дополнительных материалов. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем.



Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: округление производится в пользу студента, то есть в большую сторону.
В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.
Тематика эссе
Общая тема эссе, над которым студенты работаю в 1-м модуле 2-го курса – «Историческая обусловленность и современность звучания сочинений мыслителей эпохи Возрождения и Реформации». Подготовка эссе предполагает изучение и анализ одной из работ мыслителей эпохи Возрождения и Реформации. Студент самостоятельно выбирает статью или небольшой раздел (до 50 стр.) одной из работ мыслителей данной эпохи и согласовывает с преподавателем. Студент должен прочитать работу представителя данного периода истории философии, выделить основные вопросы, прокомментировать текст работы по выделенным проблемам, акцентировать внимание на проблемной специфике работы в контексте эпохи, проследить связь с философией Античности и Средних веков, выявить в анализе работы современность звучания поставленных философских вопросов. Объем эссе – 10 стр.
Тематика контрольной работы
Контрольная работа выполняется в виде анализа фрагмента текста одного из мыслителей Нового времени. Студентам раздаются фрагменты текстов. Фрагменты текстов подбираются из работ мыслителей, чье творчество изучалось на предыдущих занятиях. Работа выполняется в аудитории. Студенты читают предложенные фрагменты и анализируют текст. Работа выполняется письменно, в присутствии преподавателя. На следующем за контрольной работой семинарском занятии преподаватель обсуждает результаты. Время на написание контрольной работы – 60 мин.
Тематика домашней работы
Домашняя работа предполагает тематическое размышление и анализ на основе прочтения работ по разделу истории философии Нового времени. Работа предполагает сопоставление подходов философов Нового времени к основным проблемам науки и знания этой эпохи. Объем домашней работы – 10 стр.


  1. Проблема субстанции в философии Нового времени

  2. Проблема Бога в философии Нового времени

  3. Философия природы в Новое время.

  4. Проблема взаимоотношения свободы и необходимости в новоременной философии.

  5. Человеческая природа в контексте философии Нового времени.

  6. Проблема образования в философии Нового времени.

  7. Социальная проблематика в философии Нового времени.

  8. Общественный договор и философия Нового времени.


Тематика рефератов
Предполагаемый объем реферата 24 стр. Реферат представляет собой проблемное прочтение и анализ комплекса работ одного из мыслителей Нового времени. Студент при написании реферата должен прокомментировать выделенные и вынесение для рассмотрения проблемы. Студент должен продемонстрировать знание критической и историко-философской литературы по творчеству выбранного мыслителя. Одной из задач написания реферата является знакомство с ссылочно-сносочным аппаратом.


  1. Основные черты натурфилософии Ф. Бэкона.

  2. Теория познания и индуктивный метод Бэкона.

  3. Специфика и значение учения Т. Гоббса о знаках.

  4. Основные характеристики онтологии кембриджских платоников.

  5. Проблема опыта у Дж. Локка.

  6. Теория разделения властей у Локка.

  7. Теория образования понятий у Локка.

  8. Эмпиризм Дж. Беркли: проблема субстанции.

  9. Принципы человеческого познания у Беркли.

  10. Проблема опыта в воззрениях Д. Юма.

  11. Проблема причинности в доктрине Юма.

  12. Трактовка Юмом человеческой природы, морали и религии.

Содержание дисциплины



Раздел 1. Философия эпохи Возрождения и Реформации
Тема 1.1. Возрождение как особый духовно-культурный феномен

Временные горизонты Возрождения. Пределы этой эпохи в политическом, экономическом и географическом аспектах. Двойственность Ренессанса: возрождение античности и творение нового образа мира и человека. Новый тип общения в кружках и «академиях», дистанцирующийся от церкви, школы и университета. Ренессансная интеллигенция как носительница нового мироощущения и мировоззрения. Антропоцентризм: человеческое бытие как точка пересечения мировых смысловых линий. Соразмерность Бога и мира. Судьба как открытое поле деятельности человека. Мир как «приключение». От провиденциализма к принципу личной активности. Рождение новой личности.


Тема 1.2. Основные философские ориентации Возрождения

Основные философские ориентации Возрождения: гуманизм, платонизм, аристотелизм, мистицизм и магия, натурфилософия.

Гуманизм Итальянского Возрождения ХIV - ХVI вв. Итальянский город. Католическая церковь схоластика и движение гуманизма. Мир Данте (1265 — 1321) и Петрарки (1304 — 1375). Возрождение античной культуры. Текст против авторитета. Салютати (1331 — 1406), Бруни (1374 — 1444), Альберти (1404 — 1472). Христианство и язычество. Новая этика Лоренцо Валлы (1407 — 1457).

Неоплатонизм Возрождения. Античные, средневековые и византийские источники ренессансного платонизма. Платоновская академия во Флоренции. М. Фичино (1432 — 1499); проблема перехода от божественного единства к природной множественности. Пять ступеней мироздания. Душа как динамическое единство бытия.

Пико делла Мирандоло (1463—1494): внеиерархичность человека и свобода. Идея всеобщей религии и мистический пантеизм.

Николай Кузанский (1401—1464). Концепция «ученого незнания». Разум, ум, рассудок. Мистицизм, натурализм. Проблема конечного и бесконечного в онтологии и космологии Кузанца. Роль математики. Учение об истине и «совпадении противоположностей». Бог и мир.

Аристотелизм Возрождения Пьетро Помпонаци (1462—1525). Средневековая философия как один из источников ренессансной мысли. Аристотель средневековый и Аристотель подлинный. Общая цель человечества через причастность его к трем видам разума: созерцательного, практического и действующего. Нравственность, основанная на конечности человеческого существования. Бог как проявление необходимости природы. Неантропоморфизм божественного бытия. Проблема теодицеи.

Судьбы ренессансного аристотелизма. Отношение его к науке эпохи Возрождения. Джулио-Чезаре Ванини (1584—1619), Симоне Порцио (1496—1554). Критика аристотелизма Петром Рамусом (1515—1572).


Тема 1.3. Гуманизм и утопия. Политическая философия Возрождения

Гуманистическая переработка этики Эразмом Роттердамским (1467—1536). Новое понимание задач и способов философствования. «Философия Христа».

Утопия Томаса Мора (1478 — 1535). Учение о нравственности.

Николо Макиавелли (1469—1527). Концепция светского государства. Человеческая природа, фортуна и доблесть. Религия как служанка политики. Проблема морали в политике. Макиавелли и макиавеллизм. Политическая мысль после Н. Макиавелли.

Возрождение античного скептицизма в «Опытах» Монтеня (1533—1592). Сомнение и вера. Относительность человеческих знаний. Критика гуманистического антропоцентризма и теологии. Пределы мира и разума. Этика Монтеня.

Идея общественной закономерности у Жана Бодена (1530—1596). Утопический социализм Томазо Кампанеллы (1568 — 1639).


Тема 1.4. Наука и натурфилософия

Творчество Леонардо да Винчи (1459—1519). Реалистическая эстетика и экспериментально-математическое естествознание. Новая картина мира и развитие астрономии. Гелиоцентрическая система Николая Коперника (1473—1543). Натурфилософия Парацельса (1493—1541). «Зодиак жизни» (ок. 1534) Пьера-Анджело Мандзолли (нач. ХVI в.). Этика, космология и пантеизм Мандзолли.

Учение о собственных началах природы Бернардино Телезио (1508—1588). Материя, пространство и время у Телезио. Дух и божественная душа человека. Теория познания и этика. Учение о бесконечности мира и всеобщей одушевленности Ф. Патрици (1529 — 1597). Этика. Джордано Бруно (1548—1600) и проблема Единого. Единое как причина бытия и само бытие, как точка совпадения материи и формы, возможного и действительного, временного и вечного. Символика ночи и света. Божественность материи. Монадология. Учение о Вселенной как бесконечной субстанции, бесконечном теле в бесконечном пространстве. Героический энтузиазм как высшая ступень человеческого совершенства. Этический идеал Бруно как героико-экстатическое слияние с божественной природой.

Томмазо Кампанелла: философия как чтение книги природы. Метафизика Кампанеллы. Доктрина магического анимизма.



Тема 1.5. Религиозные и культурно-исторические предпосылки Реформации. Общий ход ее развития

Основные деятели реформаторского движения: Мартин Лютер (1483—1546), Жан Кальвин (1509—1564), Уильям Цвингли (1484—1531), Томас Мюнцер (1490—1525). Реформация и первые буржуазные революции.

Cмысл «возвращения христианства к апостольским временам», его религиозная и социально-историческая мотивация. Утверждение «несоизмеримости Бога и мира» и уничтожение завершенной небесной иерархии. Последовательное отвержение церкви как посредницы между Богом и человеком. Новая трактовка мифа о грехопадении. Ничтожность человека, не удаляющая, а приближающая его к Богу. Дарование спасения лишь по свободному и произвольному решению Бога, но не заслуги в делах.

Библия как единственный источник откровения и признание полного бессилия познания человеком Бога. Знание откровения как знание веры. Десакрализация текста Писания.

Адогматизм религиозной установки. Обнажение аформализма исходной мифологемы христианства. Парадоксальность логики раннепротестантского мышления – основа противоречий идеологии Реформации. Вклад идеологии Реформации в формирование новых духовных установок западной культуры. Политико-юридические завоевания Реформации.

Тема 1.6. Немецкая теософия и мистика

Себастиан Франк (1499 — 1542). Учение о Боге. Воля как дарованное человеку Богом начало. Свобода и грех, требование аллегорического. а не догматического прочтения Библии.

Якоб Беме (1575 — 1624). Теософия Беме как форма «апофатического» пантеизма. Структура божественного: безосновность и основание. Проблема саморазделения Бога. Порождение вещей как следствие противоположности Бога самому себе. Мука материи как ее внутренняя качественность.
Контрольные вопросы к темам раздела I.


  1. Раскройте содержание понятий «Возрождение» и «Гуманизм».

  2. Назовите основных представителей гуманистической философии.

  3. В чем особенность возрожденческого скептицизма?

  4. Какие черты отличают социальную философию эпохи Возрождения?

  5. Как связаны социальные утопии Возрождения и учения о государстве античных мыслителей?

  6. Назовите основных деятелей реформаторского движения и их основные идеи.


Литература и источники к разделу I:
Базовый учебник: Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. Средневековье. М.: ТОО Петрополис, 1994. С. 212-226.

Дополнительно к базовому учебнику:

Философия. Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. Гл. 3. М., 2004. С. 195-215.


Основная:

  1. Белов А. В. История философии. Ростов н/Д: Феникс, 2001.

  2. Бородич А. А. История философии. Минск: Новое знание, 2001.

  3. Жильсон Э. Философия в средние века. М.: Республика, 2004.

  4. Ивашковская Т. В. История зарубежной философии. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.

  5. Ильин В. В. История философии. СПб.: Питер, 2003.

  6. Коллект. автор Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2005.

  7. Коплстон Ф. История философии. Средние века. М.: Центрполиграф, 2003.

  8. Любутин К. Н. История западноевропейской философии. М.: Академический Проект, 2005.

  9. Муравьев А. Н. История философии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.

  10. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней. М.: Академический Проект, 2004.

  11. Рассел Б. История западной философии. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

  12. Скирбекк Г. История философии. М.: ВЛАДОС, 2003.

  13. Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII веков. М.: Высш. шк., 2003.

  14. Соколов В. В. Средневековая философия. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

  15. Суини М. Средневековая христианская философия Запада. 2001.

  16. Ясперс К. Всемирная история философии. М.: Наука, 2000.


Дополнительная:

  1. Абрамсон М.Л. От Данте до Альберти. М., 1979.

  2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М.,1995.

  3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

  4. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996.

  5. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения ХIV—ХVвв. М., 1977.

  6. Бруно Дж. Диалоги. М., 1949.

  7. Бруно Дж. Изгнание торжествующего зверя. СПб., 1914.

  8. Бруно Дж. О героическом энтузиазме. М., 1953; Киев, 1996. Ч. 1. С. 41–71.

  9. Буркхард Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 1996.

  10. Валла Л. О свободе воли // Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.

  11. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977.

  12. Горфункель А.Х. Джордано Бруно. М., 1973.

  13. Горфункель А.Х. Томазо Кампанелла. М., 1969.

  14. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

  15. Культура Возрождения и общество. М., 1986.

  16. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

  17. Лютер М. Время молчания прошло // Лютер М. Избранные произведения 1520 - 1526 гг. Харьков, 1992

  18. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М., 1996.

  19. Мор Т. Утопия // Утопический роман ХVI — ХVII вв. М., 1971.

  20. Николай Кузанский. О божественном неведении // Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1980.

  21. Природа в культуре Возрождения. М., 1992.

  22. Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб., 1993.

  23. Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик. Мартин Лютер и его время. М., 1984.

  24. Штекли А.Э. Кампанелла. М., 1959.

  25. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986.


Раздел 2. Философия Нового времени
Тема 2.1. Предпосылки возникновения нововременной философской парадигмы

Специфика ренессансного сознания в его отношении к нововременному сознанию: художник как философ, множественность бытия, истинность как взаимодополнительность. Феномен методологии: Декарт и Кампанелла, проблема важного и неважного. Экстенсивные и интенсивные модели мира. Позднеренессансный скептицизм (Монтень, Шаррон) как эпистемологический тупик. Реформация и проблема субъективности. Реформация и формирование правового сознания.


Тема 2.2. Формирование философской нововременной парадигмы и научная революция ХVI – ХVII вв.

Особенности научного мышления нового времени в его отношении к античной и средневековой науке. Роль Г. Галилея в формировании нового научного духа. Системы мира Аристотеля и Платона в трактовке Галилея. Математика как универсальный язык природы. Гомогенность и гетерогенность земли и неба. Роль Н. Коперника в формировании новой модели мира. Феномен небесной механики. Принцип инерции и консубстанциальность движения и покоя. Проблема бесконечности. Проблема качества и количества.


Тема 2.3. Р. Декарт и метафизические постулаты нововременной философии

Проблема человека в философии Декарта: познавательный идеал картезианства, природа человека. Декарт и скептицизм: поливалентность философского сомнения. Принцип «когито» как основополагающий принцип нововременной философской парадигмы. Декарт и Гуссерль. Проблема субстанции у Декарта. Феноменология субъекта. Бог в картезианской системе. Проблема доказательства бытия Бога как проблема начала философии. Методологический горизонт картезианства. Разум и мир: способы перехода. Душа и тело: основательность дилеммы. Окказионалистский редукционизм: Декарт и Мальбранш. Проблема животного в картезианстве. Животное в человеке. «Страсти души» и проблема единства. Структура эпистемологической модели Декарта: уровни познания. «Временность» картезианской этики. Мораль и великодушие. Декарт и картезианство.


Тема 2.4. Основные физические концепции ХVII века: Декарт и Ньютон

Основные черты картезианской физики. Принцип инерции у Декарта. Физическая картина мира и принцип правдоподобия. Бог и природа через призму принципа «как если бы». Предпосылки отрицания Декартом пустоты. Уровни физического мира по Декарту. Ньютон как оппонент Декарта. Пределы описания физического явления у Ньютона. Пространство и время в физике Ньютона. Предпосылки победы ньютонианской физики над картезианской.


Тема 2.5. Б. Паскаль и амбивалентность нововременной философской парадигмы

Наука и религия в контексте интеллектуальных споров XVII века. Янсенисты, иезуиты и галликане. Паскаль и традиция Августина: границы человеческой свободы. Стиль эпохи: феномен морализма. «Истины разума» и «истины сердца». Фрагментарность как специфика философствования Паскаля. Паскаль и Декарт: тождество и различия. Этическая позиция Паскаля. «Порядочный человек» и его пределы в трактовке Паскаля. Градации человека и градации веры. Паскаль – христианский философ?


Тема 2.6. Философия Б. Спинозы: границы монизма
Спиноза и Декарт: спор о субстанции. Параметры реальности: субстанция, атрибут, модус. Бог и природа: «или» или «и». Природа творящая и природа сотворенная. Природа как способ выражения (Спиноза в трактовке Ж. Делеза). Человек в его открытости целому: проблема познания. Интуиция у Спинозы и у Декарта. Дилемма души и тела в спинозизме. Философия как этика: случай Спинозы. Человек и его аффекты. Познание и эмоции: интеллектуальная любовь к Богу. Проблема блаженства у Спинозы. Роль религии в спинозизме.
Тема 2.7. Плюралистская модель В.Г. Лейбница

Историко-философский «конформизм» Лейбница. Проблема бытия в трактовке Лейбница: сущность и существование, бытие в возможности и бытие в действительности. Бог и логические основания мира. Принцип «минимакса» у Лейбница. Параметры субстанции в лейбницианстве. Монадология и проблема мирового континуума. Монадология и проблема психофизического параллелизма. Свобода и необходимость у Лейбница. Необходимые и случайные истины. Принцип предустановленной гармонии: единое и многое. Теория преформизма в учении Лейбница. Постановка Лейбницем проблемы теодицеи.



Тема 2.8. Философия Ф. Бэкона и англосаксонская философская традиция

«Елизаветинский век» как духовное явление. Бэкон и традиции ренессансной натурфилософии. Бэкон и схоластика. Наука в понимании Бэкона. Методологические предпосылки британского эмпиризма в философии Бэкона. Сила и слабость индукции. Герменевтическая ситуация в контексте философии Бэкона. Бэкон и английская традиция социальной утопии.

Тема 2.9. Философия Т. Гоббса

Т. Гоббс и Р. Декарт. Проблема телесности у Гоббса. Бог и гоббсовский «атеизм». Предпосылки и пределы гоббсовского эмпиризма. Номинализм Гоббса. Человек как тело и человек как машина. Философия как проблема языка: пример Гоббса. Специфика рационализма Гоббса. Общие черты учения Гоббса о государстве. Естественное и общественное состояния человека: вариант Гоббса. Гоббс и социально-правовой идеал нового времени.

Тема 2.10. Философия Д. Локка

Локк и становление сенсуализма в европейской философии. Проблема субстанции у Локка. Первичные и вторичные качества в трактовке Локка. Полемика Локка и Лейбница. Теория абстрактного знания. Теория познания и проблема языка. Природа знака в трактовке Локка. Язык как конвенция. Предпосылки социальной философии Локк: Локк и Гоббс о социальных условиях свободы. Концепция разделения властей. Веротерпимость как социальная проблема.

Тема 2.11. Субъективный идеализм Дж. Беркли

Дж. Беркли и его теория субъективности первичных качеств. Критика материализма. Неразличимость понятия и представления у Беркли. Опыт новой теории зрения. «Существовать — значит быть воспринимаемым». Проблема Бога. Место и значение субъективного идеализма в истории философского познания.
Тема 2.12. Агностицизм Д. Юма

Критика Юмом теории причинности и обоснование агностицизма. Проблема опыта. Трактовка Юмом человеческой природы, морали и религии. Учение о душе как о пучке переживаний. Д. Юм как основоположник ассоциативной психологии. Влияние Юма на философию И. Канта.


Контрольные вопросы к темам раздела 2.

  1. В чем особенность и специфика философии эпохи Нового времени?

  2. Расскажите о монадологии Лейбница.

  3. Агностицизм Нового времени.

  4. Философия Нового времени и научные открытия этого периода.

  5. Формирование основ современной науки.

  6. Монизм Б. Спинозы.


Литература и источники к разделу 2.
Базовый учебник: Дж. Реале, Д. Антесери. Западная философия от истоков до наших дней. Новое время. Т. 3. М.: ТОО Петрополис, 1994. С. 237-287.

Дополнительно к базовому учебнику:

Философия. Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. Гл. 3. М., 2004. С. 217-240


Источники:

  1. Паскаль Б. Мысли. М., 1994.

  2. Философия истории. Антология. М., 1994

Основная:

  1. Белов А. В. История философии. Ростов н/Д: Феникс, 2001.

  2. Бородич А. А. История философии. Минск: Новое знание, 2001.

  3. Ивашковская Т. В. История зарубежной философии. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.

  4. Ильин В. В. История философии. СПб.: Питер, 2003.

  5. Коллект. автор Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2005.

  6. Любутин К. Н. История западноевропейской философии. М.: Академический Проект, 2005.

  7. Муравьев А. Н. История философии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.

  8. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней. М.: Академический Проект, 2004.

  9. Рассел Б. История западной философии. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

  10. Скирбекк Г. История философии. М.: ВЛАДОС, 2003.

  11. Ясперс К. Всемирная история философии. М.: Наука, 2000.


Дополнительная:

  1. Ахутин А.В. Понятие «природа» а античности и в новое время. М., 1988.

  2. Березовский Г.В. От Монтеня к Гольбаху: Человек, Бог и мир в духовной культуре эпохи ранних буржуазных революций. М., 1996.

  3. Беркли Д. Трактат о принципах человеческого знания // Беркли Д. Сочинения: М., 1978.

  4. Бэкон Ф. Новый органон // Сочинения: В 2 т. М., 1977-1978.

  5. Васильев В.В. "Высшее проникновение" новоевропейской философии // Вопросы философии, 1997, № 6.

  6. Гайденко П.П. У истоков классической механики // Вопросы философии. № 6. 1997.

  7. Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта). М., 1987.

  8. Гоббс Т. Левиафан. О теле // Сочинения: В 2 т. М., 1989-1991.

  9. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998.

  10. Декарт Р. Рассуждения о методе. Метафизические размышления, Размышления о первой философии // Соч.: В 2 т. М., 1989-94.

  11. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

  12. Заиченко Г.А. Локк. М., 1988.

  13. Койре А. Очерки истории философской мысли: О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985.

  14. Лазарев В.В. Становление философского сознания нового времени. М., 1987.

  15. Лейбниц Г.В. Монадология. Новые опыты о человеческом разумении // Соч.: В 4 т. М., 1982-89.

  16. Локк Д. Опыт о человеческом разуме // Сочинения: В 2 т. М., 1985-88.

  17. Майданский А.Д. Реформа логики в работах Р. Декарта и Б. Спинозы // Вопросы философии, 1996, № 1.

  18. Майоров Г.Г. Теоретическая философия Г. Лейбница. М., 1978.

  19. Мееровский Б.В. Гоббс. М., 1975.

  20. Местр де Ж. Петербургские вечера. М., 1998.

  21. Михаленко Ю.П. Ф.Бэкон и его учение. М., 1975.

  22. Мотрошилова Н.В. Познание и общество. Из истории философии ХVII—XVIII вв. М., 1969.

  23. Ньютон и философские проблемы физики ХХ века. М., 1991.

  24. Огурцов А.П. От натурфилософии к теории науки. М., 1995.

  25. Проблема методологии научного исследования в философии нового времени. М., 1989.

  26. Слинин Я.А. , Сергеев К.А. Диалектика категориальных форм познания: Космос Аристотеля и наука нового времени). Л., 1987.

  27. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки истории философии и культуры. М., 1991.

  28. Спиноза Б. Об усовершенствовании разума. Этика // Соч.: В 2 т. М., 1958.

  1. Тарасов Б. Паскаль. М., 1979.

  1. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.

  2. Фишер К. Декарт. СПб., 1994.

  3. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарного знания. СПб., 1996.

  4. Хесле В. Гении философии нового времени. М., 1992.

  5. Царьков И.И. Философские и государственно-правовые взгляды Д. Локка. Тольятти, 1996.

  6. Юм Д. Трактат о человеческой природе. О познании (Кн. 1) // Соч.: В 2 т., М., 1966. Т. 1.



Раздел 3. Философия эпохи Просвещения

Тема 3.1. Феномен философии Просвещения

Кант о специфике просвещенческого сознания: проблема эмансипации разума. Философия Просвещения как форма просвещения: ее пределы и возможности. Объект просвещения: массы и личность. Проблема воспитания в философии Просвещения. Идеал философа в «век философов». «Антиметафизичность» философов-просветителей. «Незнающий философ». Просвещение и проблема языка. «Энциклопедический» характер просвещенческого мышления. Сенсуалистические предпосылки просвещенческого рационализма: Локк и Кондильяк. Сенсуализм и проблема «переживания жизни»: просвещенческий гедонизм. Крен в биологию «зрелого» Просвещения. Просветительский антиклерикализм и его предпосылки. Просвещение и революция.

Тема 3.2. Антропология Просвещения

Проблема человеческой природы: природность и цивилизованность. Просветительская «робинзонада». Неизменяемость и универсальность человеческой природы. Проблема человеческого «интереса». Принцип «разумного эгоизма». Проблема равенства. Социальные ориентиры Просвещения. Особая позиция Ж.-Ж. Руссо. Проблема отчуждения в просвещенческой социальной философии.

Тема 3.3. Философия природы французского Просвещения

Ньютонианские предпосылки просвещенческой философии природы. Варианты деизма во французском Просвещении. Проблема материи и субстанциальность движения. Цикличность движения и теория «мировых катастроф». Проблема фатализма у Гольбаха и Дидро: «власть случая» и «незыблимый порядок». Просвещенческий натурализм и лапласовский детерминизм. Вселенная как «сложное тело». «Гетерогенность» молекул по Дидро и Робине. Дидро и Лейбниц.

Тема 3.4. Просвещенческая философия истории

Проблема просветительского «антиисторизма». Концепция истории Ш. Монтескье. Предпосылки истории как науки в трактовке Вольтера. Периодизация истории у Вольтера. Концепция исторического прогресса (Тюрго, Кондорсе): критерии, движущие силы, перспективы. История и нравственность; история и разум. Особая позиция Руссо. Просветительский прогрессизм и «реакция» на него: Ж. де Местр.
Контрольные вопросы к темам раздела 3.

  1. В чем специфика философии эпохи Просвещения?

  2. Теория общественного договора.

  3. Либеральная доктрина и философия эпохи Просвещения.

  4. Французская энциклопедия и энциклопедисты.

  5. Особенности философии английского Просвещения.

  6. Особенности философии американского Просвещения.


Литература и источники к разделу 3.
Базовый учебник: Реале Дж., Антесери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Новое время. Т. 3. М.: ТОО Петрополис, 1994. С. 305-320.
Дополнительно к базовому учебнику:

Философия. Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. Гл. 3. М., 2004. С. 249-265.



Основная:

  1. Белов А. В. История философии. Ростов н/Д: Феникс, 2001.

  2. Бородич А. А. История философии. Минск: Новое знание, 2001.

  3. Ивашковская Т. В. История зарубежной философии. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.

  4. Ильин В. В. История философии. СПб.: Питер, 2003.

  5. Коллект. автор Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2005.

  6. Любутин К. Н. История западноевропейской философии. М.: Академический Проект, 2005.

  7. Муравьев А. Н. История философии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.

  8. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней. М.: Академический Проект, 2004.

  9. Рассел Б. История западной философии. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

  10. Скирбекк Г. История философии. М.: ВЛАДОС, 2003.

  11. Ясперс К. Всемирная история философии. М.: Наука, 2000.

Дополнительная:


  1. Абрамов А. И. Философия: энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2004.

  2. Абрамов М.А. Шотландская философия века Просвещения. М., 2000.

  3. Березовский Г.В. От Монтеня к Гольбаху: Человек, Бог и мир в духовной культуре эпохи ранних буржуазных революций. М., 1996.

  4. Библер В.С. Век Просвещения и критика способности суждения. Дидро и Кант // Западноевропейская художественная литература. М., 1980.

  5. Богуславский В.М. Кондильяк. М., 1984.

  6. Богуславский В.М. Ламетри. М., 1977.

  7. Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. М., 1976.

  8. Вольтер Ф. Бог и люди. В 20 тт. М., 1961.

  9. Вольтер Ф. Философские сочинения. М., 1988.

  10. Гельвеций К.А. Сочинения в 2-х тт. М., 1973-1974.

  11. Гольбах П. Избранные произведения в 2-х тт. М., 1963-1964 гг.

  12. Джефферсон Т. Избранные сочинения // Американские просветители. М., 1969.

  13. Дидро Д. Племянник Рамо // Соч.: В 2 т. М., 1986-91.

  14. Дидро Д. Сочинения в 2-х тт. М., 1986-1988.

  15. Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII в. М., 1981.

  16. Михайлов Ал.В. Эстетический мир Шефтсбери // Шефтсбери А. эстетические опыты. М., 1975.

  1. Некоторые характеристики философии эпохи Просвещения. М., 1989.

  1. Пейн Т. Избранные сочинения // Американские просветители. М., 1969.

  2. Руссо Ж.-Ж. Избранные произведения в 3-х тт. М., 1961.

  3. Руссо Ж.-Ж. Исповедь. Об общественном договоре // Избранные произведения: В 3 т. М., 1961.

  4. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М. 1989.

  1. Философия в "Энциклопедии" Дидро и Даламбера. М., 1994.

  1. Французское Просвещение и революция. М., 1989.

  2. Шефтсбери А. Характеристики… // Шефтсбери А. Эстетические опыты. М., 1975.


Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента.


Вопросы зачета

        1. Смысл и содержание понятий «гуманизм», «Возрождение»

        2. Временные рамки эпохи Возрождения.

        3. Социокультурная характеристика эпохи Возрождения.

        4. Основные течения в философии эпохи Возрождения.

        5. Натурфилософия эпохи Возрождения.

        6. Научная картина мира и ее формирование в эпоху Возрождения.

        7. Представители возрожденческого гуманизма.

        8. Идеи и теории гуманистов.

        9. Предпосылки нововременного мышления.

        10. Возрожденческий скептицизм.

        11. Мыслители Реформации.

        12. Социальная утопия в эпоху Возрождения.

        13. Социокультурная характеристика эпохи Нового времени.

        14. Научные революции Нового времени.

        15. Основные направления философии Нового времени.

        16. Эмпирическая философия Нового времени: общая характеристика.


Вопросы экзамена

  1. Каковы предпосылки возникновения картезианской философии: Декарт и ренессансное мышление.

  2. Декарт и Реформация?

  3. Каковы предпосылки картезианской физики?

  4. Галилей и две основные картины мира (аристотелизм и платонизм)?

  5. В чем состоит смысл и значение для истории нововременной философии картезианского принципа "cogito"?

  6. Каковы основные черты теории познания Декарта?

  7. Каковы главные особенности картезианской антропологии (проблема психофизического параллелилизма: человек и животное)?

  8. В чем состоят особенности этической концепции Декарта?

  9. Как соотносятся позиции Декарта и Паскаля?

  10. Каковы особенности учения Паскаля по проблемам бесконечности. двойственности человеческого разума, этической детерминации?

  11. В чем заключается роль II. Мальбранша в развитии картезианства?

  12. Каковы особенности понимания Спинозой субстанции?

  13. Какую роль играет в системе Спинозы разделение на natura naturans и natura nalurata?

  14. Каковы основные положения теории познания Спинозы?

  15. Как разрешается Спинозой проблема свободы?

  16. Каковы особенности аффектологии Спинозы?

  17. В чем заключается моральный идеал Спинозы?

  18. Каковы основные проблемы онтологического учения Лейбница?

  19. Какую роль играют в системе Лейбница логические законы?

  20. Каково понимание Лейбницем субстанции?

  21. Каково учение о познании Лейбница?

  22. Как решает Лейбниц проблему теодицеи?

  23. В чем заключается феномен просветительства в истории европейской мысли?

  24. Каковы основные черты натурфилософии Бэкона?

  25. В чем состоит специфика человеческого познания, с точки зрения Бэкона?

  26. Каковы методологические принципы, разработанные Бэконом, и каково их значение для истории британской философии нового времени?

  27. В чем специфика и значение учения Гоббса о знаках?

  28. Как понимает Гоббс феномен тела и его акциденций?

  29. Каковы особенности и границы номинализма Гоббса?

  30. Какова трактовка человеческой природы у Гоббса?

  31. В чем различие между естественным и общественным состояниями человечества, с точки зрения Гоббса?

  32. В чем заключается специфика «социального тела», по Гоббсу?

  33. Каковы формы проявления платонизма в британской философии XVII в.?

  34. Каковы основные характеристики онтологии и физики кембриджских платоников?

  35. Каково отношение кембриджских платоников к теории общественного договора?

  36. Каково происхождение и структура опыта, по Локку?

  37. Как решает Локк проблему соотношения первичных и вторичных качеств?

  38. В чем сущность теории абстрагирования Локка?

  39. Как понимает Локк концепцию «естественного права»?

  40. Как соотносятся свобода и собственность в социальной философии Локка?

  41. Как понимает Локк государство?

  42. Какова специфика эмпиризма Беркли?

  43. Как трактует Беркли проблему субстанции?

  44. Как возможна истина в концепции Беркли?

  45. Какова структура человеческого опыта в воззрениях Юма?

  46. Как понимает Юм процесс образования общий понятий?

  47. Каковы особенности критики Юмом причинности?

  48. Какова трактовка Юмом человеческой природы?

  49. Каковы основные характеристики этического дескриптивизма Юма?

  50. Каковы моральные аспекты отношения Юма к религии?

  51. Какое место нанимает французское Просвещение во нововремснном рационализме?

  52. Каковы основные черты просвещенческой антропологии?

  53. Каковы особенности философии истории французского Просвещения?

  54. В чем специфика отчуждения у Ж.-Ж. Руссо?

  55. Каковы основные характеристики социальной философии Ж.-Ж. Руссо?

  56. Феномен Просвещения в контексте философии Нового времени.

  57. Философия истории французского Просвещения.




  1. Социальная философия французского Просвещения



Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины



Литература и источники к разделу I:
Базовый учебник: Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. Средневековье. М.: ТОО Петрополис, 1994. С. 212-226.

Дополнительно к базовому учебнику:

Философия. Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. С.: ГЕОТАР_МЕДИА, 2012. Гл. 3. М., 2004. С. 195-215.


Основная:

Белов А. В. История философии. Ростов н/Д: Феникс, 2001.



  1. Бородич А. А. История философии. Минск: Новое знание, 2001.

  2. Жильсон Э. Философия в средние века. М.: Республика, 2004.

  3. Ивашковская Т. В. История зарубежной философии. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.

  4. Ильин В. В. История философии. СПб.: Питер, 2003.

  5. Коллект. автор Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2005.

  6. Коплстон Ф. История философии. Средние века. М.: Центрполиграф, 2003.

  7. Любутин К. Н. История западноевропейской философии. М.: Академический Проект, 2005.

  8. Муравьев А. Н. История философии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.

  9. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней. М.: Академический Проект, 2004.

  10. Рассел Б. История западной философии. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

  11. Скирбекк Г. История философии. М.: ВЛАДОС, 2003.

  12. Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII веков. М.: Высш. шк., 2003.

  13. Соколов В. В. Средневековая философия. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

  14. Суини М. Средневековая христианская философия Запада. 2001.

  15. Ясперс К. Всемирная история философии. М.: Наука, 2000.


Дополнительная:

    1. Абрамсон М.Л. От Данте до Альберти. М., 1979.

    2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М.,1995.

    3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

    4. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996.

    5. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения ХIV—ХVвв. М., 1977.

    6. Бруно Дж. Диалоги. М., 1949.

    7. Бруно Дж. Изгнание торжествующего зверя. СПб., 1914.

    8. Бруно Дж. О героическом энтузиазме. М., 1953; Киев, 1996. Ч. 1. С. 41–71.

    9. Буркхард Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 1996.

    10. Валла Л. О свободе воли // Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.

    11. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977.

    12. Горфункель А.Х. Джордано Бруно. М., 1973.

    13. Горфункель А.Х. Томазо Кампанелла. М., 1969.

    14. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

    15. Культура Возрождения и общество. М., 1986.

    16. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

    17. Лютер М. Время молчания прошло // Лютер М. Избранные произведения 1520 - 1526 гг. Харьков, 1992

    18. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М., 1996.

    19. Мор Т. Утопия // Утопический роман ХVI — ХVII вв. М., 1971.

    20. Николай Кузанский. О божественном неведении // Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1980.

    21. Природа в культуре Возрождения. М., 1992.

    22. Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб., 1993.

    23. Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик. Мартин Лютер и его время. М., 1984.

    24. Штекли А.Э. Кампанелла. М., 1959.

    25. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986.



Литература и источники к разделу 2.
Базовый учебник: Дж. Реале, Д. Антесери. Западная философия от истоков до наших дней. Новое время. Т. 3. М.: ТОО Петрополис, 1994. С. 237-287.

Дополнительно к базовому учебнику:

Философия. Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. Гл. 3. М., 2012. С. 217-240


Источники:

  1. Паскаль Б. Мысли. М., 1994.

  2. Философия истории. Антология. М., 1994

    1. Основная:

  3. Белов А. В. История философии. Ростов н/Д: Феникс, 2001.

  4. Бородич А. А. История философии. Минск: Новое знание, 2001.

  5. Ивашковская Т. В. История зарубежной философии. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.

  6. Ильин В. В. История философии. СПб.: Питер, 2003.

  7. Коллект. автор Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2005.

  8. Любутин К. Н. История западноевропейской философии. М.: Академический Проект, 2005.

  9. Муравьев А. Н. История философии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.

  10. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней. М.: Академический Проект, 2004.

  11. Рассел Б. История западной философии. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

  12. Скирбекк Г. История философии. М.: ВЛАДОС, 2003.

  13. Ясперс К. Всемирная история философии. М.: Наука, 2000.




    1. Дополнительная:

  1. Ахутин А.В. Понятие «природа» а античности и в новое время. М., 1988.

  2. Березовский Г.В. От Монтеня к Гольбаху: Человек, Бог и мир в духовной культуре эпохи ранних буржуазных революций. М., 1996.

  3. Беркли Д. Трактат о принципах человеческого знания // Беркли Д. Сочинения: М., 1978.

  4. Бэкон Ф. Новый органон // Сочинения: В 2 т. М., 1977-1978.

  5. Васильев В.В. "Высшее проникновение" новоевропейской философии // Вопросы философии, 1997, № 6.

  6. Гайденко П.П. У истоков классической механики // Вопросы философии. № 6. 1997.

  7. Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта). М., 1987.

  8. Гоббс Т. Левиафан. О теле // Сочинения: В 2 т. М., 1989-1991.

  9. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998.

  10. Декарт Р. Рассуждения о методе. Метафизические размышления, Размышления о первой философии // Соч.: В 2 т. М., 1989-94.

  11. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

  12. Заиченко Г.А. Локк. М., 1988.

  13. Койре А. Очерки истории философской мысли: О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985.

  14. Лазарев В.В. Становление философского сознания нового времени. М., 1987.

  15. Лейбниц Г.В. Монадология. Новые опыты о человеческом разумении // Соч.: В 4 т. М., 1982-89.

  16. Локк Д. Опыт о человеческом разуме // Сочинения: В 2 т. М., 1985-88.

  17. Майданский А.Д. Реформа логики в работах Р. Декарта и Б. Спинозы // Вопросы философии, 1996, № 1.

  18. Майоров Г.Г. Теоретическая философия Г. Лейбница. М., 1978.

  19. Мееровский Б.В. Гоббс. М., 1975.

  20. Местр де Ж. Петербургские вечера. М., 1998.

  21. Михаленко Ю.П. Ф.Бэкон и его учение. М., 1975.

  22. Мотрошилова Н.В. Познание и общество. Из истории философии ХVII—XVIII вв. М., 1969.

  23. Ньютон и философские проблемы физики ХХ века. М., 1991.

  24. Огурцов А.П. От натурфилософии к теории науки. М., 1995.

  25. Проблема методологии научного исследования в философии нового времени. М., 1989.

  26. Слинин Я.А. , Сергеев К.А. Диалектика категориальных форм познания: Космос Аристотеля и наука нового времени). Л., 1987.

  27. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки истории философии и культуры. М., 1991.

  28. Спиноза Б. Об усовершенствовании разума. Этика // Соч.: В 2 т. М., 1958.

  29. Тарасов Б. Паскаль. М., 1979.

  30. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.

  31. Фишер К. Декарт. СПб., 1994.

  32. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарного знания. СПб., 1996.

  33. Хесле В. Гении философии нового времени. М., 1992.

  34. Царьков И.И. Философские и государственно-правовые взгляды Д. Локка. Тольятти, 1996.

  35. Юм Д. Трактат о человеческой природе. О познании (Кн. 1) // Соч.: В 2 т., М., 1966. Т. 1.


Литература и источники к разделу 3.
Базовый учебник: Реале Дж., Антесери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Новое время. Т. 3. М.: ТОО Петрополис, 1994. С. 305-320.
Дополнительно к базовому учебнику:

Философия. Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. Гл. 3. М., 2012. С. 249-265.



Основная:

  • Белов А. В. История философии. Ростов н/Д: Феникс, 2001.

  • Бородич А. А. История философии. Минск: Новое знание, 2001.

  • Ивашковская Т. В. История зарубежной философии. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.

  • Ильин В. В. История философии. СПб.: Питер, 2003.

  • Коллект. автор Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2005.

  • Любутин К. Н. История западноевропейской философии. М.: Академический Проект, 2005.

  • Муравьев А. Н. История философии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.

  • Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней. М.: Академический Проект, 2004.

  • Рассел Б. История западной философии. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

  • Скирбекк Г. История философии. М.: ВЛАДОС, 2003.

  • Ясперс К. Всемирная история философии. М.: Наука, 2000.

    • Дополнительная:




  • Абрамов А. И. Философия: энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2004.

  • Абрамов М.А. Шотландская философия века Просвещения. М., 2000.

  • Березовский Г.В. От Монтеня к Гольбаху: Человек, Бог и мир в духовной культуре эпохи ранних буржуазных революций. М., 1996.

  • Библер В.С. Век Просвещения и критика способности суждения. Дидро и Кант // Западноевропейская художественная литература. М., 1980.

  • Богуславский В.М. Кондильяк. М., 1984.

  • Богуславский В.М. Ламетри. М., 1977.

  • Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. М., 1976.

  • Вольтер Ф. Бог и люди. В 20 тт. М., 1961.

  • Вольтер Ф. Философские сочинения. М., 1988.

  • Гельвеций К.А. Сочинения в 2-х тт. М., 1973-1974.

  • Гольбах П. Избранные произведения в 2-х тт. М., 1963-1964 гг.

  • Джефферсон Т. Избранные сочинения // Американские просветители. М., 1969.

  • Дидро Д. Племянник Рамо // Соч.: В 2 т. М., 1986-91.

  • Дидро Д. Сочинения в 2-х тт. М., 1986-1988.

  • Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII в. М., 1981.

  • Михайлов Ал.В. Эстетический мир Шефтсбери // Шефтсбери А. эстетические опыты. М., 1975.

  • Некоторые характеристики философии эпохи Просвещения. М., 1989.

  • Пейн Т. Избранные сочинения // Американские просветители. М., 1969.

  • Руссо Ж.-Ж. Избранные произведения в 3-х тт. М., 1961.

  • Руссо Ж.-Ж. Исповедь. Об общественном договоре // Избранные произведения: В 3 т. М., 1961.

  • Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М. 1989.

  • Философия в "Энциклопедии" Дидро и Даламбера. М., 1994.

  • Французское Просвещение и революция. М., 1989.

  • Шефтсбери А. Характеристики… // Шефтсбери А. Эстетические опыты. М., 1975.



izumzum.ru