Программа дисциплины «Социология рекламной деятельности» Для специальности 032401. 65 «Реклама» подготовки специалиста - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «философия» для специальности 040200. 62 «Социология»... 3 763.92kb.
Программа дисциплины Теория колебаний 1 201.41kb.
1. Область применения и нормативные ссылки 7 663.57kb.
учебно-методический комплекс дисциплины сд. 13, Сд. Ф. 13 Генетика дс. 4 1184.34kb.
Программа дисциплины «философия» для специальности 040200. 62 «Социология»... 6 627.75kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 139.95kb.
Программа дисциплины «Правовое регулирование рынка ценных бумаг»... 2 321.22kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 109.37kb.
Программа дисциплины «Адвокатура» для специальности 030501. 1 419.51kb.
Программа дисциплины «pr в Интернете» для направления 031600. 1 271.32kb.
Программа дисциплины «Сети ЭВМ и телекоммуникации» 1 218.13kb.
Книга представляет собой изложение истории аналитической химии в... 1 96.46kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Программа дисциплины «Социология рекламной деятельности» Для специальности 032401. - страница №1/1

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»

Факультет Прикладной Политологии


Программа дисциплины

«Социология рекламной деятельности»

Для специальности 032401.65 «Реклама»

подготовки специалиста
Автор: доцент, к.э.н., Борусяк Л.Ф.


Рекомендована секцией УМС

«Политология»

«_____» ___________ 2009 г.

Председатель Касамара В. А.

__________________


Одобрена на заседании кафедры

«Теории и практики рекламы»

«14» апреля 2009 г.

Зав. кафедрой Егорова Е.В.

___________________

Утверждена УС факультета

Прикладной политологии

« ____» ______________2009 г.

Ученый секретарь Орлов И.Б.

__________________




Москва

2009


Пояснительная записка


  • Требования к студентам:

Навыки теоретических знаний о рекламной сфере общественной жизни, умение логически мыслить и анализировать информацию, обладание навыками работы с литературой, подготовки устных сообщений и письменных работ.

Преподается для студентов 2 курса направления «Реклама и связи с общественностью».


Связь курса с другими дисциплинами:

Для изучения данного курса студенты должны быть знакомы с основными понятиями курсов «Социология» и «Психология». Студенты должны знать такие понятия как социальный институт, большие и малые группы, массовое сознание, иметь представление об основных положениях учения З.Фрейда.




  • Аннотация:


Цель курса: Создание у студентов представлений о рекламе как социальном институте, об особенностях формирования рекламных образов и их исторических корнях, о влиянии рекламы социальную жизнь страны.
Задачи преподавания дисциплины:

  • Ознакомление студентов с рекламой как социальным институтом, ролью рекламы в современном обществе;

  • Знакомство студентов с возникновением и развитием рекламного рынка;

  • Формирование представлений о том, как менялись типы рекламы: от рекламы-информации к рекламе, ориентирующейся и влияющей на систему ценностей,

  • Знакомство с основными рекламными носителями и их особенностями;

  • Ознакомление с основными рекламными образами и их социальными корнями.


Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары и практические

занятия


занятия

1

Реклама как социальный институт. Его связь с другими институтами


4

2

-

4

2

Реклама и массовое сознание. Динамика отношения к рекламе в России


6

2

2

4

3

Влияние рекламы на формирование новых рынков, образа жизни и языка


6

2

2

4

4

Основные этапы развития рекламы

8

2

2

6

5

Основные виды рекламы


8

2

1

4

6

Женщины в рекламе


8

2

1

2

7

Мужчины в рекламе


8

2

1

2

8

Семья в рекламе


8

2

1

4

9

Дети в рекламе


8

2

1


4

10

Старики в рекламе


6

2

1

4

11

Животные в рекламе.


6

2

1

4

12

Эротические образы в рекламе


8

2

1

4

13

Ароматы и запахи в рекламе


8

2

2

2

14

Политическая реклама


8

2

2

6

15

Социальная реклама


8

2

2

4




Итого:

108

30

20

58


Базовые учебники:
Федотова Л.Н. "Социология рекламной деятельности" 3-е издание, исправленное и дополненное. М.: Издательство Оникс, 2007.

Содержание книги:

Оглавление

Предисловие

Часть I Реклама как социальный институт

Глава 1. Возникновение рекламы. Превращение рекламы в социальный интситут.

Глава 2. Реклама как социальная

Глава 3. Функции и роль рекламы в обществе

Глава 4. Взаимодействие рекламы и других институтов

Глава 5. Основные архетипы рекламы

Глава 6. Основные образы рекламы

Глава 7. Рекламное сообщение: взаимодействие означаемого и означающего

Глава 8. Основные рекламные носители

Глава 9. Телевизионная реклама как социальный феномен

Глава 10. Социальная реклама в СМИ.

Глава 11.Политическая реклама.

Глава 12. Реклама: ее взаимодействие с интересами аудитории, общества, групп и

Глава 13. Социологические исследования рекламной аудитории.

Рекомендуемая литература


Формы контроля:


  • Текущий контроль – посещение лекций, заслушивание, обсуждение и оценка устных докладов на семинарских занятиях.

  • Итоговый контроль – экзамен.


Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  • Посещаемость лекций

  • Работа на семинарских занятиях (участие в дискуссиях)

  • Эссе

  • Экзамен

Алгоритм формирования оценки таков:



  • вес посещаемости лекций W посещаемость лекций = 0,1

  • вес работы на семинарах W работа на семинарах = 0,3

  • эссе W эссе = 0,3

  • ответ на экзамене W ответ на экзамене = 0,3

Результирующая оценка в десятибалльной шкале (Орез) есть сумма четырех оценок за посещаемость лекций (О посещаемость лекций.), работу на семинарах (О работа на семинарах), эссе (О эссе) и ответ на экзамене (О ответ на экзамене):


Орез = (Wпосещаемость лекций х О посещаемость лекций) + (W работа на семинарах х О работа на семинарах ) + (W эссе х О эссе) + (W ответ на экзамене х О ответ на экзамене)
Экзамен получают студенты, набравшие четыре или более четырех баллов (Орез ≥ 4)

Содержание программы
Тема 1. Реклама как социальный институт. Его связь с другими институтами.

Краткая история развития рекламы, предпосылки ее институциализации. Реклама как отражение уровня развития экономии, и ее воздействие на экономическое развитие. Реклама и СМИ: особенности взаимодействия. Экономические предпосылки появления рекламы в России.



Литература:

1. Бове К.Л., Аренс У.Ф. Современная реклама. Пер. с англ. – Тольятти, 1995. С.12-14.

2. Медиа. Введение: Учебник для вузов / Под ред. А. Бриггза, П. Кобли. Пер. с англ. - 2-е изд. -  М., 2005. С.25-31.

3. Смелзер Н. Социология. – М: 1994. С. 19-28.


Тема 2. Реклама и массовое сознание. Динамика отношения к рекламе в России.

Возможности и ограничения влияния на массовое сознание с помощью рекламы. Способы изучения массового сознания с целью формирования рекламных сообщений. Сознание и подсознание – как с ними работает реклама. Формирование рекламного языка и клипового сознания. Появление рекламы в России, отношение к ней отдельных социально-демографических и социокультурных групп. Динамика отношения россиян к рекламе. Влияет ли назойливость рекламы на ее эффективность? Должна ли реклама нравиться, чтобы оказывать воздействие?



Литература:

1. Ле Бон Густав. «Психология народов и масс». М., 1996. С.96-110.

2. Тоффлер Э. Третья волна – М: 2003.С.34-41.

3. Л.Е.Трушина. Российская реклама как зеркало массовой культуры. Российская массовая культура конца ХХ века. Материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. Санкт-Петербург. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2001. С.27-40.


Тема 3. Влияние рекламы на формирование новых рынков, образа жизни и языка.

Влияние рекламы на бытовую и литературную речь, язык прессы. Рекламные слоганы и их внедрение в повседневный язык. Объединение целевых и нецелевых групп рекламы с помощью рекламных речевых конструктов;

Новые рынки и новый образ жизни под воздействием рекламы. Изменения в гигиенических стандартах, в уходе за телом, использовании контрацепции как результат рекламного воздействия;

Нетрадиционные для рекламы функции, выполняемые в России – консультант, советчик;

Вхождение в российскую культуру новых персонажей, причины и архетипы наиболее воспринятых героев рекламы;

Литература:

1. Васильев Г.А., Поляков В.А. Основы рекламной деятельности. Юнити: Москва, 2004.

2. Коломиец В.П. (сост.) Телерекламный бизнес (информационно-аналитическое обеспечение). М., 2000, 392 с. http://www.acvi.ru/acvi.exe/lib?id=107

3. Мухина М.К. Изучение стиля жизни потребителей и сегментирование рынка на основе психографических типов // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 3. http://www.dis.ru/market/arhiv/2000/3/2.html

4. Уэллс. У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама. Принципы и практика. Питер: СПб, 2001.С.72-96.
Тема 4. Основные этапы развития рекламы.

Реклама как источник информации о товаре. Реклама сообщает потребительские свойства; реклама как равноправный посредник между продавцом и покупателем, относительно рациональное отношение к выбору товара или услуги.

Реклама брендов. Понятие и история бренда, различие между брендами и торговыми марками. Переход к продвижению брендов. Слоган как элемент бренда.

Реклама образов. Наиболее типичные образы. Психологические методики создания правильных рекламных образов. Исторические и социокультурные корни важнейших образов рекламы. Переход от удовлетворения потребностей к их формированию.

Реклама ценностных ситуаций. Моделирование жизненных ситуаций на основе изучения системы ценностей – современная основа рекламной деятельности.

Литература:

1. Музыкант В. «Реклама в действии: история, аудитория, приемы: учебное пособие». М., 2006. 134-170.

2. Евстафьев В.А., Пасютина Е.Э. История российской рекламы, М., ИМА-пресс, 2002. С.49-84.
Тема 5. Основные виды рекламы.

Реклама в печати. Специализированная рекламная пресса – читатель самостоятельно ищет товар или услугу. Почему значение таких изданий падает в эпоху Интернета. Реклама в тематических газетах и журналах – первый способ воздействия непосредственно на целевую аудиторию. Рекламные подборки в ежедневных газетах. Специфика и эффективность воздействия.

Наружная реклама – город как рекламный носитель.

Реклама на наземном транспорте и в метро. Реклама на вагонах трамвая – первая динамичная реклама. Метро – в вагонах, на станциях, вдоль эскалаторов и пр. – реклама, не вызывающая раздражения.

Реклама на радио и телевидении: специфика радиорекламы, ее возникновение, развитие, причины ее эффективности в ситуации, когда рынок радиорекламы имеет четкие форматы. Телевизионная реклама: аудио- и визуальное воздействие. Почему в новой России реклама наиболее динамично развивалась именно на телевидении. Социальные причины наиболее негативного отношения к телерекламе.

Реклама в Интернете: нетрадиционные формы взаимодействия рекламы с потребителями, проблемы измерений, степень эффективности.

Литература:

1. Дэвис, Дж.Д. Исследования в рекламной деятельности. Теория и практика. Вильямс: М, СПб, Киев, 2003.С.189-213.

2. Курран Дж. Газеты. Социология прессы // Медиа. Введение: Учебник для вузов / Под ред. А. Бриггза, П. Кобли. М., 2005. С.210-227.

3. Миск Милан Д. Реклама на радио, ТВ и в Интернете. Учебное пособие. М., 2004. С.45-63.


Тема 6. Женщины в рекламе.

Динамика общественного статуса женщин и отражение этих процессов в рекламных образах. Женщины как целевая аудитория товаров не только для семьи, женщин и детей, но и для мужчин; разные типы позиционирования женщин. Динамика понимания женской красоты – роль рекламы в формировании идеальных образов.



Литература:

1. Гурко Т. Социология пола и гендерных отношений// Социология в России. Ред. В.Ядов. — М.: Институт социологии, 1998. С. 112-124.

2. Лорбер Дж. Пол как социальная категория// THESIS. М.1994. №6. С.31 -37.

3. Миллет К. Сексуальная политика//Вопросы философии. М. 1994. №9. С. 43-45.


Тема 7. Мужчины в рекламе.

Статус мужчин в обществе и его отражение в рекламных образах; почему мужчины в рекламе болеют чаще женщин – отражение снижения статуса.



Литература:

1. Кравченко Е.И. Мужчина и женщина: взгляд сквозь рекламу (социологические мозаики Эрвина Гоффмана). // Социологические исследования, научный и общественно-политический журнал РАН. 1993. №2. С. 117-131.

2. О муже(N)ственности. / сост. С.Ушакин. М., 2002. С.267-279.
Тема 8. Семья в рекламе.

По структуре: нуклеарная – наиболее соответствующая структуре социальным нормам; неполная – отражение современных тенденций развития семьи; трехпоколенная – когда позитивное или негативное участие пожилых людей поддерживает свойства товара. По характеру внутрисемейного взаимодействия – отражение типов массовых представлений о счастье. Двухдетная семья в рекламе – мальчик и девочка.



Литература:

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.,1996. С.256-269.

2. Антонов А.И. Микросоциология семьи. М., 1998.С. 216-234.

3. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб., 1998. С. 92-100.


Тема 9. Дети в рекламе.

Развитие роли и функций ребенка в семье, ребенок в современной системе ценностей. Типы представлений о подростках и молодежи, и их отражение в рекламе. Молодежь и ее «особые потребности»   как их формирует реклама.



Литература:

1. Авдеева Н.Н., Фоминых Н.А. Влияние телевизионной рекламы на детей и подростков. «Человек», 2003, №1. С.17-21.

2. Добрынина, В. Культурные миры молодых россиян / В. Добрынина, Т. Кухтевич // Альма матер: Вестн. высш. шк. 2000. № 10. С. 19-23.

4. Kон И.С. Ребёнок и общество. М., 1988.С.208-240.


Тема 10. Старики в рекламе.

Два типа образов, как они возникли, и какое отражение находят в рекламе. Позитивный образ – носителя традиционной мудрости, негативный – субъекта, не способного идти в ногу со временем. Почему пожилые люди не часто используются в рекламе. Существует ли для рекламы смерть?



Литература:

1. Левинсон А.Г. Старость как институт //Отечественные записки. 2005. №3. С.27-34.

2. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. Глава 3. С. 56-62. http://evartist.narod.ru/text5/05.htm
Тема 11. Животные в рекламе.

Исторический обзор роли, социального и социально-психологического функционирования домашних животных. Как реклама создала новый рынок товаров (корма, одежда и др.) и услуг для животных. Формирование данного рынка как четкий показатель: сегодня реклама не столько удовлетворяет потребности, сколько их создает.



Литература:

1. Горлевская Л., Тулеева Ю. Использование природно-экологических образов в рекламе. С. 74-77. http://www.biodat.ru/doc/ecorec/recl3.htm

2. Пендикова И.Г., Ракитина Л.С. Архетип и символ в рекламе. М., 2008. С. 218-223.
Тема 12.Эротические образы в рекламе.

Причины использования эротических образов в рекламе, представление о женской и мужской сексуальности, перенесение свойств эротического субъекта на рекламируемый объект. Фрейдизм как одна из главных теоретических основ при создании рекламных образов.



Литература:

1. В поисках сексуальности: Сборник статей / Под ред. Е.Здравомысловой и А. Темкиной. СПб, 2002. С. 147-153.

2. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС. 1999. Глава 6. «Гендер и сексуальность». С.152-194. Глава 12 «Родство, брак, семья». С. 362-391.

3. Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных

обществах. Пер. с англ. В. Анурин. Изд. Дом Питер, 2004. С.259-284.
Тема 13.Ароматы и запахи в рекламе.

Как реклама создает образы товаров, не имеющих словесного обозначения.



Литература:

«Ароматы и запахи в культуре». – М: 2003. 1-й и 2-й том.


Тема 14. Политическая реклама.

История политической рекламы и ее особенности. Политическая реклама в современной России. Президентские выборы 1996 и 2004 года – особенности политической рекламы. Оценки эффективности политической рекламы.



Литература:

1. Браун Л. Имидж - путь к успеху. Пер. с англ. СПб, 1996. С. 111-134.

2. Бурдье П. Социология политики: Пер. с франц. М. 1993. С.320-339.

3. Гозман Л.Я. Психология в политике - от объяснения к воздействию // Вопросы психологии. 1992. N 1. С. 35-41.

4. Егорова-Гартман Е.В., Плешакова К.В. Политическая реклама. М., 1999. С.5-140.
Тема 15. Социальная реклама.

Особенности социальной рекламы, сходства и различия с коммерческой рекламой. Эффективность социальной рекламы, оценивается ли она? Социальная составляющая коммерческой рекламы   почему эффективность социально направленной коммерческой рекламы часто выше, чем непосредственно социальной рекламы.



Литература:

1. Николайшвили Г. Г. Социальная реклама: теория и практика : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Связи с общественностью" и "Реклама" М., 2008. С.5 -167.



Темы эссе:


  1. Русский проект Дениса Евстигнеева как социальный феномен начала 90-х годов.

  2. Леня Голубков как социальный тип начала 90-х годов.

  3. Насколько податливо влиянии рекламы на массовое сознание.


Вопросы к экзамену:

  1. Реклама как социальный институт. Его связь с другими институтами.

  2. Реклама и массовое сознание. Динамика отношения к рекламе в России.

  3. Влияние рекламы на формирование новых рынков, образа жизни и языка.

  4. Основные этапы развития рекламы.

  5. Основные виды рекламы.

  6. Женщины в рекламе.

  7. Мужчины в рекламе.

  8. Семья в рекламе.

  9. Дети в рекламе.

  10. Старики в рекламе.

  11. Животные в рекламе.

  12. Эротические образы в рекламе.

  13. Ароматы и запахи в рекламе.

  14. Политическая реклама.

  15. Социальная реклама.

Автор программы: _________________ Борусяк Л.Ф. / Ф.И.О./

Подпись обязательна.


izumzum.ru