Программа дисциплины «Сети ЭВМ и телекоммуникации» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
"Сети ЭВМ и телекоммуникации" Часть I уфа 2008 1 238.1kb.
Рабочая Учебная программа по дисциплине 1 91.4kb.
Программа дисциплины «Схемотехника эвм» по специальности 230101. 1 161.97kb.
Программа дисциплины химия для специальности «Вычислительные машины... 1 203.02kb.
Характеристика программы для ЭВМ «Windows Professional 7 rus olp... 1 43.95kb.
Рабочая программа Дисциплины «Теория автоматов» Для студентов специальности... 1 56.98kb.
Реферат по курсу "Взаимодействие человека с эвм" hа тему звуковые... 1 275.19kb.
С изменениями от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта... 1 25.16kb.
Сети ЭВМ. Основные понятия. Классификация. Виды топологий сетей 8 830.29kb.
Программа дисциплины археография 1 115.32kb.
Рабочая программа дисциплины «наименование дисциплины по учебному... 2 310.74kb.
7 декабря 2004 г. Межведомственный суперкомпьютерный центр ран и... 1 122.7kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Программа дисциплины «Сети ЭВМ и телекоммуникации» - страница №1/1




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Сети ЭВМ и телекоммуникации» для специальности 23.01.01«Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» подготовки специалиста





Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Московский институт электроники и математики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Факультет информационных технологий и вычислительной техники

Программа дисциплины Сети ЭВМ и телекоммуникации


для специальности 23.01.01«Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» подготовки специалиста

Автор программы:

Леохин Ю.Л., д.т.н., профессор, yleokhin@hse.ru


Одобрена на заседании кафедры "информационно- коммуникационные технологии" «___»____________ 20 г.

Зав. кафедрой ______________В.Н.Азаров


Рекомендована секцией УМС «Электроника» «___»____________ 20 г.

Председатель __________________________


Утверждена УС факультета информационных технологий

и вычислительной техники «___»_____________20 г.

Ученый секретарь________________________

Москва, 2012



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


  1. Цели и задачи дисциплины:

Целью курса является изучение основных принципов построения компьютерных сетей. Получение знаний об основных протоколах физического, канального и сетевого, транспортного и прикладного уровней модели OSI, о принципах организации локальных, глобальных и объединенных вычислительных сетей, а также о стандартах и средствах администрирования компьютерных сетей.

Задачами курса являются

  • овладение знаниями принципов построения и использования компьютерных сетей различного назначения, организации систем управления компьютерными сетями;

  • овладение умениями проектирования компьютерной сети, конфигурирования сетевого оборудования, управления компьютерными сетями.


2. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:




    Изучить: модель взаимодействия открытых систем, технологии канального уровня, технологии построения глобальных сетей, протоколы физического, канального, сетевого, транспортного и прикладного уровней, технологии Ethernet, классы сетевого оборудования, стандарты и средства управления сетями

    Освоить: инструментальные средства проектирования ЛВС, встроенные средства мониторинга компьютерных сетей, средствами управления на базе протокола SNMP.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов

Семестры

6










Аудиторные занятия (всего)
















В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции (Л)

36

36










Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)

36

36










Самостоятельная работа (всего)
















В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)

104

104










Расчетно-графические работы
















Реферат
















Другие виды самостоятельной работы


































Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

ДЗ,Э

ДЗ,Э










Общая трудоемкость (часы)

















4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план)

п/п

Раздел дисциплины

Аудиторные занятия

Л

ПЗ (С)

ЛР

1.

Введение.

*







2.

Теоретические основы передачи данных.

*







3.

Управляемые носители информации.

*







4.

Беспроводная связь.

*







5.

Канальный уровень.

*




*

6.

Локальные вычислительные сети

*







7.

Моделирование.

*







8.

Сетевой уровень.

*




*

9.

Объединенные сети.

*




*

10.

Транспортный уровень.

*




*

11.

Управление потоком и борьба с перегрузками.

*







12.

Качество обслуживания в IP сетях.

*







13.

Адресные службы.

*







14.

Технологии глобальных сетей

*







15.

Транспортные сети.

*







16.

Протоколы прикладного уровня.

*







17.

Безопасность в компьютерных сетях.

*




*

18.

Управление сетями.

*




*


4.2 Содержание разделов дисциплины

п/п

Наименование раздела дисциплины

Ч.

Содержание раздела

1.

Введение.

2

История развития сетей передачи данных. Классификация сетей. Топологии. Модель OSI. Модель TCP/IP.

2.

Теоретические основы передачи данных.

2

Преобразования Фурье. Модуляция сигнала. Мультиплексирование. Разделение среды.

3.

Управляемые носители информации.

2

Витая пара. Коаксиальный кабель. Волоконная оптика. Показатели ACR, ELFEXT, FEXT.

4.

Беспроводная связь.

2

Принципы радиосвязи. Спутниковая связь. Мобильная связь. Связь в микроволновом диапазоне: IEEE802.11.

5.

Канальный уровень.

2

Коммутация каналов. Коммутация пакетов. Кадрирование. Обнаружение ошибок при передаче данных. Подтверждение доставки. CRC. Кодирование сигналов Ethernet. Дуплекс. Кадры. Адресация. Метод доступа. CSMA/CD. Ethernet. Gigabit Ethernet. 10G. Автосогласование.

6.

Локальные вычислительные сети

2

Кодирование сигналов Ethernet. Дуплекс. Кадры. Адресация. Метод доступа. CSMA/CD.

7.

Моделирование.

2

Вероятностные и стохастические процессы в сетях передачи данных. Случайный характер трафика. Процесс Пуассона. PASTA. Марковиан. Самоподобный трафик. Анализ очередей. Теорема Литтла. Модели очередей. Сети очередей.

8.

Сетевой уровень.

2

Адресация IP. Формат IP пакета. Фрагментация. CIDR. Протокол ARP. Протокол ICMP. Виртуальный канал. Статическая маршрутизация. Динамическая маршрутизация. Протоколы RIP, OSPF. Маршрутизация в глобальных сетях, протокол BGP.

9.

Объединенные сети.

2

Коммутаторы. Протокол SPT. Мосты. Шлюзы.

10.

Транспортный уровень.

2

Порты. Сокеты. UDP. Формат заголовка TCP. Логические соединения. Метод скользящего окна.

11.

Управление потоком и борьба с перегрузками.

2

Механизмы планирования. FIFO. Round Robin. Честные очереди. ILP. ALF.

12.

Качество обслуживания в IP сетях.

2

QoS. Категории обслуживания. RSVP. RTP.

13.

Адресные службы.

2

X.500. DNS. LDAP.

14.

Технологии глобальных сетей

2

Архитектура X.25. VDS. ITU-T. Frame Relay: PVC, SVC, формат кадра. Протокол IP в сетях Frame Relay. ISDN, xDSL. Принцип передачи данных по телефонным линиям. AO/DI. ADSL. ATM: Архитектура. Классы служб. Ячейки. Протоколы AAL, ABR/CBR/UBR. Инкапсуляция IP. Local Loop. HDLC: типы кадров. Логические состояния. NRM. ARM.PPPoE. PPPoA. Методы аутентификации. Область применения. MPLS: Принцип работы. Топология. Edge/Core LSR. Протоколы в MPLS. Carrier Ethernet: Основные принципы. E-Line. E-LAN. E-Tree. Ethernet over fiber.

15.

Транспортные сети.

2

PDH. SDH. SONET. DWDM. OTN.

16.

Протоколы прикладного уровня.

2

Архитектура «клиент-сервер». HTTP. Электронная почта. XMPP.

17.

Безопасность в компьютерных сетях.

2

Криптография. Идентификация. Симметричные и асимметричные криптосистемы. Цифровая подпись. Межсетевой экран. Прокси. Типы сетевых атак и безопасность приложений. NAT.

18.

Управление сетями.

2

SNMP. RMON. OSS. DHCP. ZeroConf.



4.3. Понедельный план проведения лекционных и практических занятий

темы

Название

ч.

1.

Введение.

2

2.

Теоретические основы передачи данных.

2

3.

Управляемые носители информации.

2

4.

Беспроводная связь.

2

5.

Канальный уровень.

2

6.

Локальные вычислительные сети

2

7.

Моделирование.

2

8.

Сетевой уровень.

2

9.

Объединенные сети.

2

10.

Транспортный уровень.

2

11.

Управление потоком и борьба с перегрузками.

2

12.

Качество обслуживания в IP сетях.

2

13.

Адресные службы.

2

14.

Технологии глобальных сетей

2

15.

Транспортные сети.

2

16.

Протоколы прикладного уровня.

2

17.

Безопасность в компьютерных сетях.

2

18.

Управление сетями.

2


5. Лабораторный практикум

п/п

раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

1.

9

Проектирование ЛВС в среде NetCracker

2.

5

Активное сетевое оборудование канального уровня модели OSI

3.

10

Изучение стека протоколов TCP/IP на примере сетевых утилит ОС Linux

4.

8

Маршрутизация в протоколе IP

5.

17

Настройка сетевого фильтра

6.

18

Основы сетевого администрирования на базе протокола SNMP


6. Тематика курсовых работ

Разработать техническое задание на создание компьютерной сети и реализовать проект этой сети.



Организации, для которых разрабатывается локальная вычислительная сеть, выбираются из следующего списка (номер варианта соответствует вашему порядковому номеру в списке группы):

1. Банк

Особенности: два и более раздельных сегмента сети, высокие требования к оборудованию

2. Провайдер интернет в крупном городе

Особенности: подключение к магистрали, большой объем трафика, высокая нагрузка на сеть

3. Туристическая фирма

Особенности: типичная офисная сеть

4. ВУЗ

Особенности: подключение к магистрали, большая сеть с высокой степенью разнородности оборудования и решаемых задач

5. Фабрика/завод

Особенности: несколько корпусов, беспроводной мост между корпусами

6. Сеть магазинов

Особенности: объединение ЛВС нескольких магазинов в одну общую сеть

7. Хостинг-провайдер

Особенности: очень большие объемы исходящего трафика, высокая нагрузка на серверах

8. Школа

Особенности: связь через спутник (асинхронная)

9. Нефтяная буровая платформа

Особенности: связь через спутник, отказоустойчивость

10. Провайдер интернет в коттеджном поселке

Особенности: применение ADSL, большой объем трафика

11. Вычислительный центр

Особенности: большая сеть, большой объем внутрисетевого трафика, постоянная необходимость масштабирования сети

12. Сеть аптек

Особенности: объединение ЛВС нескольких аптек в корпоративную сеть с выходом в Интернет и с единой базой данных лекарств

13. Банк

Особенности: система цифрового видеонаблюдения, использующая протокол TCP/IP

14. Провайдер интернет в крупном городе

Особенности: Нестандартные проблемы в виде «узкого горла» на оконечном оборудовании провайдера и внутри сети

15. Туристическая фирма

Особенности: Wi-Fi сеть

16. ВУЗ

Особенности: широкое использование систем дистанционного обучения

17. Фабрика/завод

Особенности: несколько корпусов, оптоволоконная магистраль

18. Сеть магазинов

Особенности: объединение ЛВС нескольких магазинов в одну общую сеть. Участки с электромагнитными помехами

19. Хостинг-провайдер

Особенности: очень большие объемы исходящего трафика, высокая нагрузка на серверах

20. Школа

Особенности: связь через спутник (асинхронная)

21. Нефтяная буровая платформа

Особенности: связь через спутник, отказоустойчивость

22. Провайдер интернет в коттеджном поселке

Особенности: Резервный спутниковый или 3G канал связи

23. Сеть для контроля нефтепровода.

Особенности: высокие требования к надежности канала, небольшой трафик
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

7.1 Рекомендуемая литература

А. Основаня литература:


  1. Столлингс В. Современные компьютерные сети. - СПб.: Питер, 2003. - 783 с.

  2. Таненбаум Э. Компьютерные сети. - СПб.: Питер, 2002. - 848 с.

  3. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети: принципы, технологии, протоколы. 3-е изд. СПб: Издательство «Питер», 2008. 958 с.

  4. Джеймс Ф. Куроуз, Кит В. Росс - Компьютерные сети. Многоуровневая архитектура интернета. - Addison Wesley — Питер, 2003. - 731 с.

Б. Дополнительная литература



  1. Шринивас Вегешна. Качество обслуживания в сетях IP / пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2003 - 368с.

  2. Столингс В. Структурная организация и архитектура компьютерных систем. М.: Вильямс, 2002. 896 с.

  3. Столлингс В., Компьютерные системы передачи данных: Изд. 6. М.: Вильямс 2002. 928 с.

  4. Ретана А., Слайс Д., Уайт Р. Принципы проектирования корпоративных IP-сетей / пер. с анг. – М.: Издательский дом «Вильяс», 2002. – 368 с.

  5. Олифер В.Г., Олифер Н.А. и др. Стратегическое планирование сетей масштаба предприятия. М: Центр Информационных Технологий, 2000. 680 с.

  6. Нессер Д. Дж. Оптимизация и поиск неисправностей в сетях. К.: «Диалектика», 1996. 384 с.

7.2 Средства обеспечения дисциплины

Программное обеспечение: ОС Windows, текстовый процессор, утилита снятия снимков рабочего стола, Веб-браузер, программа для просмотра документов (PDF), специальное ПО Qockmon.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: yandex, google.




  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины:


Лекции: цифровой, экран, проектор, наглядные материалы (видеомагнитофон, кинопроектор, фотокамера, принтеры, видеокамера), печатные наглядные материалы (образцы полиграфической продукции).

Лабораторные работы: локальная вычислительная сеть, спроектированная по технологии Ethernet. В составе сети лаборатории должны присутствовать два управляемых коммутатора (100M/бит, 24 порта) для каждого сегмента, которые подключены к серверу, используемому в качестве шлюза во внешнюю сеть Сетевое оборудование: коммутаторы и маршрутизаторы. Цифровой проектор. Экран.
9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Промежуточная аттестация студентов проводится в виде электронного тестирования на базе системы электронной поддержки обучения MOODLEhttp://lms.auditory.ru

Итоговая зачетная оценка выставляется по совокупности достижений, состоящих из оценок за лабораторные работы, тесты и курсовую работу, имеющих различные весовые коэффициенты.

Курсовые работы выполняются по темам, утвержденным руководителем. Это не значит, что темы выбираются исключительно из списка, но формулировка задания должна утверждаться руководителем курсовой работы. Каждой курсовой назначается руководитель: либо ведущий преподаватель, либо сотрудник кафедры, либо аспирант. В особых случаях по согласованию с ведущим преподавателем может назначаться студент-дипломник.

Минимум за 2 недели до защиты курсовой работы должен быть назначен рецензент из числа сотрудников или аспирантов кафедры. В особых случаях по согласованию с ведущим преподавателем может назначаться студент-дипломник. Рецензент дает свое заключение по отчету, который студент ему присылает не менее, чем за 3 дня до сдачи.

Срок сдачи курсовых работ для ВСЕХ студентов -- до 30 мая. Работы, не сданные в срок, являются просроченными и оцениваются на балл ниже все зависимости от времени опоздания. Сданной считается работа, по которой был представлен электронный (wiki) и печатный (в виде файла) отчет. Данный отчет является финальным и дальнейшая его доработка принимается только по замечаниям рецензента. Вся работа над отчетом должна вестись студентом ДО срока сдачи.

Курсовые работы представляются на публичную защиту в декабре. Защита проводится по предварительной записи и без уважительной причины перенесена быть не может.

Защиты курсовых работ проводятся перед комиссией из преподавателей и аспирантов кафедры и с приглашением студентов. Студент (группа) делает доклад, после чего отвечает на вопросы. На доклад одному человеку предоставляется время 7-10 минут. К защите должна быть представлена отчетная документация (в электронном и печатном виде), презентация, наглядно представляющая проделанную работу и достигнутые результаты.

Работа студента оценивается руководителем по следующим критериям:

  • Глубина раскрытия темы (самостоятельное изучение материалов по выбранной теме и смежным дисциплинам.

  • Самоорганизация в процессе работы (самостоятельность, способность организовать свое время и коллективную работу при работе в группе, умение искать и находить нужные материалы по различным источникам)

  • Умение анализировать и делать выводы, структурировать информацию и представлять ее в отчете.

Отчеты по курсовым работам оцениваются рецензентом по следующим критериям:

  • Законченность

  • Раскрытие темы (полнота и соответствие теме)

  • Обоснованность (наличие реферативного материала по теме)

  • Грамотность (техническая, стилистическая и грамматическая)

  • Своевременность (за опоздание снимается балл)

Выступления на защите оцениваются комиссией по следующим критериям:

  • Доклад (раскрытие темы)

  • Презентация (сопровождение доклада)

  • Ответы на вопросы (владение материалом, уверенность)

  • Своевременность (несоответствие заявленному времени защиты без уважительной причины приводит к потере балла)

Претендующим на оценку "отлично" следует стремиться к тому, чтобы выводы по работе содержали самостоятельные результаты, достойные представления в электронной или печатной публикации и могли быть представлены на конференции МИЭМ без ущерба для репутации выступающего и кафедры.

Составитель: /Леохин Ю.Л./
Зав. кафедрой «ИКТ» /Азаров В. Н./