Программа дисциплины Психология для направления 080500. 62 «Менеджмент» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «Благотворительность: история и современность»... 1 235.58kb.
Программа дисциплины «Аутсорсинг в логистике» для направления 080500. 1 199.7kb.
Программа дисциплины «Экономико-математическое моделирование» для... 1 180.7kb.
Программа дисциплины «Ценообразование» 1 160.31kb.
Рабочая программа для студентов направления 080500. 62 «Менеджмент»... 3 711.93kb.
Программа дисциплины Тайм-менеджмент  для направления 080200. 1 191.25kb.
Программа дисциплины Оценка социальных программ для направления 030300. 1 172.71kb.
Программа дисциплины Интеллектуальные системы  для направления... 6 306.96kb.
Программа дисциплины Социальная психология (2 курс) для направления... 1 411.4kb.
Программа дисциплины Психология любви для направления 030300. 1 130.4kb.
Программа дисциплины Региональная экономика и управление для направления... 2 361.48kb.
Дмитрий суханов 1 16.83kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Программа дисциплины Психология для направления 080500. 62 «Менеджмент» - страница №1/1

Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
«Государственный университет - Высшая школа экономики»
Факультет государственного и

муниципального управления

Программа дисциплины



Психология

для направления 080500.62 «Менеджмент»

на факультете государственного и муниципального управление

подготовки бакалавра

Автор: д.психол.н., проф. Подольский А.И.

Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании кафедры “Психология” общей и экспериментальной Председатель психологии

Зав.кафедрой

___________В.А.Штроо

____________Болотова А.К.

“____”________20__г. “_____”______________2009г.


Утверждено УС факультета

государственного и муниципального

управления

Ученый секретарь

______________________


«___»____________20__г.

Москва 2009



Пояснительная записка.

Требования к исходному уровню знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины, – знание анатомии и физиологии в объеме курса “Биология” для средней школы, включая знания строения человеческого организма, составляющих его органов и систем, процессов жизнедеятельности, знакомство с основными терминами и понятиями в области гуманитарного знания и общественных наук.

Аннотация. Психология – научная дисциплина, вскрывающая фундаментальные закономерности и механизмы внутреннего, субъективного мира человека и его поведения, трудовой деятельности, отношения к окружающему миру. Психология сочетает в себе фундаментальные (теоретические и экспериментальные) и прикладные аспекты, выявляющие детерминанты психической активности человека, способы психологического воздействия и коррекции поведения личности в различных, в т.ч. в экстремальных ситуациях.

В основу курса «Психология» положены представления о творческой природе человеческой психики, которая рассматривается как способ и своеобразный инструмент познания действительности, решения нестандартных задач и проблем человеческой деятельности, как механизм не только отражения, но и порождения действительности. Именно индивидуальное своеобразие и творческая активность человека является существенным ресурсом развития общества.



Основные понятия, направления, проблемы, подходы и технологии современной психологии будут обсуждаться на семинарских занятиях. Освоение основной и дополнительной литературы по каждой теме рекомендуется не только для докладов на семинарских занятиях, но также и при подготовке к зачету.


Тематический план учебной дисциплины







Название темы

Всего часов по дисципл.

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1

Психология как наука: ее объект, предмет, основные понятия и прикладное значение

6

2

0

4

2

История становления психологии и ее взаимодействие с другими науками

8

2

0

6

3

Современные отрасли психологической науки и практики

12

4

0

8

4

Естественно-научные основы психологии, ее принципы, методы и методологические ориентации

12

4

0

8

5

Человек как субъект познания. Ощущение и восприятие

12

4

0

8

6

Память и внимание: их роль в познании

14

4

2

8

7

Мышление и речь. Психология творческого мышления и воображения

12

2

2

8

8

Эмоции и воля: их роль в регуляции поведения и деятельности

12

2

2

8

9

Личность как субъект бытия и деятельности

14

4

2

8

10

Психология способностей


14

2

4

8

11

Психология темперамента и

характера



14

2

4

8

12

Личность и общение в группе

16

4

4

8

13

Самосознание и рефлексия человека: его личностный и профессиональный рост

16

4

4

8




Итого:

162

40

24

98


Базовый учебник

1. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для экономических вузов. СПб - М.: 2000.

2. Психология. Учебник./ Под ред. А.А. Крылова СПб- М.: 2000.
Формы контроля

Дисциплина “Психология” изучается в течение трех модулей. Промежуточный контроль осуществляется в конце обучения дисциплины «Психология» в конце 5-го модуля в форме зачета.

В процессе обучения «Общей психологии» используются следующие формы текущего контроля: в конце 4-го модуля 1 реферат. Вместе с тем, при определении результирующей оценки итогового контроля с соответствующими коэффициентами учитывается посещаемость лекций и семинарских занятий, а также активность студентов при их проведении.
Методика формирования результирующей оценки

промежуточного контроля.
1. При получении результирующей оценки промежуточного контроля учитываются: оценка за активность на занятиях Озан, оценка за реферат Ореф и оценка за итоговый тест (ответ на вопросы зачета) промежуточного контроля Озач.
2. Оценка относительной важности: Оитог = Озан * 0,2 +Ореф* 0,2 + Озачет* 0,6

Пример расчета: Оитог = 6 * 0,2 + 8* 0,2 + 5 * 0,6 = 5,8


После округления – 6.

Содержание программы
ТЕМА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА: ЕЕ ОБЪЕКТ,

ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Различные значения термина “психология”. Общее представление о психике и ее изучении. Житейское и научное представление о психологии. Элементы психологических представлений о человеке в религиозных и философских воззрениях. Психология и естествознание. Психология и социальное познание. Психология и человекознание. Психология и общественная практика. Социализация человека и его творческая самореализация в профессиональной деятельности и в общественной сфере. Психология развития рефлексивно-творческого потенциала личности. Исследовательская и практическая психология.



Основная литература

1. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для экономических вузов. СПб-М.: 2000.


Дополнительная литература

  1. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. М.: 2001.

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: 1997.

  3. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М.: 1992.

  4. Дубровина И.В. Психологическая служба. М.: 1998.

  5. Психология. Учебник /Под ред. А.А.Крылова. М.: 2000.

  6. Шадриков В.Д. Введение в психологию. М.: 2001.

ТЕМА 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ



И ЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Развитие психологических представлений в процессе философского и научного познания человека. Выделение психологии в самостоятельную науку. Психофизика и психофизиология. Психология народов и психолингвистика. Роль теории и эксперимента в становлении психологии как науки. Психология и биология. Психология и кибернетика. Психология и социология. Психология и педагогика. Психология и гуманитарные науки. Психология и культура.

Основная литература


1. Психология. Учебник / Под ред. А.А.Крылова. СПб-М.: 2000.

2. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для экономических вузов. СПб-М.: 2000.



Дополнительная литература


  1. Ждан А.Н. История психологии. М.: 1999.

  2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М.: 1994.

  3. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М.: 1994

  4. Введение в практическую социальную психологию. / Под ред. А.И. Донцова. М.: 1999.

  5. Семенов И.Н. Тенденции развития психологии мышления, рефлексии и познавательной активности. М.- Воронеж: 2000.

  6. Соколова Е.Е. Введение в психологию. М.: 1999.

  7. Хэйес Н., Оррелл С. Введение в психологию. М.: Эксмо, 2003.

ТЕМА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ОТРАСЛИ



ПСИХОЛОГИСЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ
Проблемы и направления психологического обеспечения социальной практики здравоохранения, образования, управления. Медицинская психология и психотерапия. Возрастная и педагогическая психология. Психология труда и инженерная психология. Экономическая и организационная психология. Социальная и политическая психология. Психология персонала и управление человеческими ресурсами. Психология личности и консультативная психология. Экологическая психология и юридическая психология. Психология развития и аутопсихология профессионально-личностного самоопределения и самосовершенствования.


Основная литература


1. Психология. Учебник. /Под ред. А.А. Крылова СПб-М.: 2000.

2. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию “психолог”. М.-Воронеж: 2002.

3. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для экономических вузов. М.-С.- Петербург: 2000.

Дополнительная литература


1. Васильев В.Л.Юридическая психология. СПб: 2000.

2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: 1984.

3. Кашапов Р.Р. Курс практичечкой психологии. Ижевск: 1995.

4. Квин В. Прикладная психология. М.-СПб: 2000.

5. Равич-Щербо И.В. Психогенетика. М.: 1999.

6. Шадриков В.Д. Введение в психологию М.: 2001.

ТЕМА 4. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ

ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ

И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ
Естественно-научные основы психологии и природа психического. Приспособительная роль психики в биологической эволюции. Чувствительность как элементарная форма психического отражения. Психика как ориентировочная деятельность субъекта. Филогенез и онтогенез. Инстинкт, навык, интеллект. Сравнение психики животных и человека. Социально-гуманитарная ориентация психологии. Общественно-исторический опыт и культурно-историческое развитие психики. Труд и деятельность. Знаковая речь и развитие мышления. Психогенетика и социализация личности. Технико-технологическая ориентация в психологии. Информационно-компьютерная сфера деятельности человека. Бытие человека в биосфере и ноосфере. Социально-исторический анализ деятельности и гуманистически-личностная ориентация. Наблюдение и эксперимент как основные методы психологического исследования. Методы описательной психологии: интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение. Эмпирические методы: описание, опрос, анализ продуктов деятельности, тесты. Практические методы: консультация, психокоррекция, психотерапия, психотренинг. Проектный подход к организации психологического обеспечения различных сфер социальной практики.


Основная литература


1. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для экономических вузов. С. - Петербург-М.: 2000.

2. Психология. Учебник. / Под ред. А.А. Крылова. СПб-М.: 2000.



Дополнительная литература


  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: 2000.

  2. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. М.: 2001.

  3. Вачков И.В. и др. Введение в профессию “психолог”. М.: 2002.

  4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб: 1997.

  5. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М.: 1994.

  6. Климов Е.А. Введение в психологию труда М.: 1985.

  7. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.: 1996.

  8. Петровский А.В. Теоретическая психология. М.: 2001.

  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1.М.: 1989.

  10. Шадриков В.Д. Введение в психологию. М.: 2001.

  11. Выготский Л.С. Психология. М.: 2000.

  12. Гальперин П.Я. Введение в психологию М.: 1976 (ридер).

  13. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М.: 1992.

  14. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. М.: 2001.

  15. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: 1986.

  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1. М.: 1989.

  17. Семенов И.Н. Тенденции развития психологии мышления, рефлексии и познавательной активности. М.-Воронеж: 2000.

ТЕМА 5. ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ.



ПСИХОЛОГИЯ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ
Специфика психологического познания. Деятельность, сознание, познание. Специфически познавательные процессы: ощущение, восприятие, мышление. Универсальные психические процессы: память, внимание, воображение. Образ (представление) мира как условие деятельности в нем и основа его познания. Ощущения и перцептивная деятельность. Восприятие и его основные свойства: апперцепция, предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность. Восприятие человека человеком.


Основная литература


1. Психология. Учебник. /Под ред. А.А.Крылова. СПб-М.: 2000.

2. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для экономических вузов. СПб - М.: 2000.

3. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: 2000.

Дополнительная литература


  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб: 2001.

  2. Барабанщиков В.А. Системогенез чувственного восприятия. М.: 1999.

  3. Леонтьев А.Н. Эволюция психики. М.: 1999.

  4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: 1997.

  5. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: 1998.

  6. Зинченко В.П. Образ и деятельность. М.: 1997.

  7. Петухов В.В. Общая психология. Тексты. Т.1. М.: 2001.

  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: 1989.

ТЕМА 6. ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ: ИХ РОЛЬ В ПОЗНАНИИ


Память как сложный познавательный процесс. Запечатление, сохранение, воспроизведение прошлого опыта личности. Филогенез и онтогенез памяти. Память как продукт и условие культурно-исторического развития человечества. Прошлое, настоящее и будущее в мнемической деятельности человека. Виды и закономерности мнемических процессов. Развитие памяти и мнемотехника.

Факторы, определяющие внимание. Внимание и установка. Ориентировочный рефлекс как основа внимания. Виды, свойства и закономерности внимания. Внимание как умственное усилие. Контрольная функция внимания в процессе умственного действия. Внимание как самонаблюдение и как самопознание. Внимание как проявление направленности личности.




Основная литература


1. Психология. Учебник. /Под ред. А.А. Крылова. СПб-М.: 2000.

2. Дружинин В.Н. Психология. Учебник СПб- М.: 2000.

3. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М.: 1992.

Дополнительная литература


  1. Лурия А.Р. Внимание и память. М.: 1975.

  2. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.-Воронеж: 1998, с. 415-425

  3. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М.: 1992.

  4. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: 1996.

  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: 1989.

  6. Хрестоматия по общей психологии. Психология внимания. М.: 1979.

  7. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: 1988.

  8. Выготский Л.С. Психология М.: 2000.

  9. Годфруа Ж. Что такое психология. М.: 1992.

  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1. М.: 1989.

  11. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М.: 1999.

  12. Леонтьев А.Н. Эволюция психики. М.: 1999.

  13. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.: 2000.

  14. Роговин М.С. Проблемы теории памяти. М.: 1977.

ТЕМА 7. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ. ПСИХОЛОГИЯ



ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ
Чувственное познание и мышление. Мышление как рациональная ступень познания, как отражение связей и зависимостей предметов и объектов окружающего мира. Обобщенный, опосредованный и абстрактный характер процессов мышления. Проблемность содержания человеческой деятельности – источник мышления. Формально-логическая трактовка мышления: понятия, суждения и умозаключения как основные единицы мышления. Понятийное и проблемное мышление. Культурно-историческая природа мышления. Практическая деятельность как основа человеческого мышления. Виды мышления. Мышление и рефлексия. Единство мышления и речи. Вторая сигнальная система и речь. Функции речи и ее виды. Развитие речи. Компьютеризация мыслительной деятельности. Творческое (продуктивное) и репродуктивное (шаблонное) мышление. Анализ процесса мышления в условиях решения задачи. Осознание цели. Создание проблемной ситуации. Постановка задачи. Зоны поиска вариантов решения. Создание, проверка гипотез и рефлексия результатов. Рациональное и интуитивное мышление. Творческое, креативное и эвристичесоке мышление. Мышление как способ присвоения и развития творческого опыта человечества. Воображение и творчество. Виды, свойства и закономерности воображения. Игровая деятельность как источник развития воображения в онтогенезе. Создание и освоение продуктов художественного творчества как способ культивирования воображения. Анализ воображения как ключ к изучению творческой активности личности.

Основная литература


1. Психология. Учебник. Под ред. А.А. Крылова. СПб-М.: 2000.

2. Дружинин В.Н. Психология. Учебник. СПб-М.: 2000.


Дополнительная литература


1. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.-Воронеж: 1996.

2. Лаптева О.И., Войтик И.М., Семенов И.Н. Рефлексивность педагогического мышления. Омск: 2003.

3. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М.: 1975.

4. Пономарев Я.А. Психология творения. М.: 1999.

5. Пономарев Я.А., Семенов И.Н. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: 1990.

6. Розет И.М. Психология фантазии. Минск: 1982.

7. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб: 2000.

8. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.-Воронеж: 1996.

9. Войтик И.М., Семенов И.Н. Оценка и развитие рефлексивного мышления. Новосибирск: 2001.

10. Годфруа Ж. Что такое психология. М.: 1992.

11. Выготский Л.С. Психология. М.: 2000.

12. Лурия А.Р. Речь и мышление. М.: 1975.

13. Мелоун С.А. Навыки мышления для менеджера. М.: 1997.

14. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: 1984.


ТЕМА 8. ЭМОЦИИ И ВОЛЯ: ИХ РОЛЬ В

РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Эмоционально-потребностная сфера личности. Эмоции и чувства как отражение действительности. Сигнальная и регулятивная функция чувств и эмоций. Классификация чувств. Содержание и динамика эмоций. Физиологические основы эмоциональных состояний. Формы переживания чувств. Настроение. Стрессовое состояние и этапы его развития. Виды эмоциональных состояний и эмоциональных реакций. Понятие переживания и его типы. Эмоциональное предвосхищение и эмоциональное воображение. Саморегуляция эмоциональных состояний. Определение воли, критерии волевого поведения. Проблема свободы воли в философии и психологии. Волевой процесс и его этапы. Структура волевого акта. Общие ситуации, в которых необходима (или нет) воля. Произвольность поведения как предпосылка волевой регуляции. Борьба мотивов, проблема выбора и принятия решений. Мотивационный конфликт как условие волевого действия. Волевая регуляция как преобразование (переосмысление) проблемных ситуаций. Воля и личность. Развитие воли и волевые привычки.


Основная литература


1. Психология. Учебник./ Под ред. А.А. Крылова. СПб-М.: 2000.

2. Дружинин В.Н. Психология. Учебник. СПб-М.: 2000.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: 1989.

Дополнительная литература


1. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: 1998.

2. Ильин В.Н. Психология воли. М.: 2000.

3. Леонтьев А.Н. Воля. //Вестник МГУ. Серия 14 “Психология”, 1993, с.13-14

4. Тульчинчкий Г.Л. Разум, воля, успех. Л.: 1990.

5. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: 1976.

6. Годфруа Ж. Что такое психология. М.: 1992.

7. Гозман Л.А. Психология эмоциональных отношений. М.: 1987.

8. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: 1978.

9. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб: 2000.

10. Панов Б.Г. Эмоции. Мифы. Разум. М.: 1992.

11. Рудик П.А. Психология чувств. М.: 1986.

12. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: 1981.

13. Якобсон П.М. Психология чувств. М.: 1961.

ТЕМА 9. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ БЫТИЯ И



ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личность как субъект бытия. Личность как субъект деятельности, ее продукт и условие развития. Потребность индивида быть личностью. Идеальное бытие личности и феномен отраженной субъектности. Ответственное поведение как характеристика личности. Самосозидание личности в процессе ее социального творчества. Потребность в самоактуализации как источник саморазвития личности. Периодизация психического развития личности. Самореализация личности в деятельности. Психологическая система деятельности. Закономерности системогенеза деятельности.

Основная литература


1. Психология. Учебник. /Под ред. А.А. Крылова. СПб-М.: 2000.

2. Дружинин В.Н. Психология. СПб-М.: 2000.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 1975 (ридер).

Дополнительная литература


1. Абульханова К.А. Время личности и время жизни. СПб: 2000.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: 1990.

3. Маслоу А. Психология бытия. М.: 1987.

4. Первин Ж. Психология личности. М.: 2000.

5. Реан А.А. Психология изучения личности. СПб: 2000.

6. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии: человек и мир. М.: 1986.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: 1990.

8. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: 1986.

9. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М.: 1999.

10. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М.: 1999.

11. Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М.: 1982.
ТЕМА 10. СПОСОБНОСТИ, ОДАРЕННОСТЬ,

ГЕНИАЛЬНОСТЬ
Общие и специальные способности. Способности и их измерение. Способности и их задатки. Способности и развитие личности. Способности как родовые свойства человека и характеристики конкретной индивидуальности. Способности и способы деятельности. Развитие способностей и их диагностика. Высшие формы способностей: одаренность, талант, гениальность. Мастерство и профессионализм. Талант и творчество.


Основная литература


1. Психология. Учебник. /Под ред. А.А. Крылова. СПб-М.: 2000.

2. Дружинин В.Н. Психология. Учебник. СПб -М.: 2000.



Дополнительная литература


1. Купер К. Индивидуальные различия. М.: 2000.

2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: 2000.

3. Пономарев Я.А., Семенов И.Н. и др. Исследование проблем психологии творчества. М.: 1982.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: 1989.

5. Теплов Б.М. Избранные психологические труды. М.: 1985.

6. Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности. М.: 2001.


ТЕМА 11. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР


Темперамент как интегральное индивидуальное свойство человека. Темперамент как формально-динамическая сторона деятельности и врожденное чувство организма. Физиологические основы темперамента. Основные свойства нервной системы. Типы высшей нервной деятельности. Синдромы свойств нервной системы. Свойства темперамента. Индивидуальный стиль деятельности и когнитивные стили. Индивидуальные свойства личности и их проявление в поведении. Понятие характера. Структура характера. Деятельностная детерминация характера и его пластичность. Установка как единица анализа характера. Условия формирования характера. Генерализация мотивов как источник происхождения характера. Отношение личности к собственному характеру. Характер как система отношений человека к миру, другим людям, к самому себе. Характер и акцентуация личности. Защитные функции характера. Характер как индивидуальный жизненный стиль.


Основная литература


1. Психология. Учебник. /Под ред. А.А. Крылова. СПб-М.: 2000.

2. Дружинин В.Н. Психология. Учебник. СПб-М.: 2000.



Дополнительная литература


  1. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: 1990 .

  2. Годфруа Ж. Что такое психология. М.: 1992.

  3. Левитов Н.Д. Психология характера. М.: 1984.

  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: 1989.

  5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб: 2001.

  6. Купер К. Индивидуальные различия. М.: 2000.

  7. Мерлин В.С. Очерк интегрального изучения индивидуальности. М.: 1986.

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: 1989.

  2. Теплов Б.М. Избранные психологические труды. М.: 1985.

ТЕМА 12. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ В ГРУППАХ


Личность и общение. Понятие группы в психологии. Основные факторы образования группы. Механизмы и особенности развития личности в группе. Групповая динамика и групповое поведение личности. Группа и коллектив. Личность в организациях. Лидерство и руководство. Личность и управление.


Основная литература


1. Психология. Учебник. /Под ред. А.А. Крылова. СПб-М.: 2000.

2. Дружинин В.Н. Психология. Учебник. СПб-М.: 2000.



Дополнительная литература


1. Бодалев А.А. Психология о личности. М.: 1988.

2. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. М.: 2001.

3. Донцов А.И. Психология коллектива. М.: 1984.

4. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель. М.: 1998.

5. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М.: 1991.

6. Куницына В.И. и др. Межличностное общение. СПб: 2001.

7. Петровский А.В. Коллектив. Деятельность. Личность. М.: 1986.

8. Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями. СПб: 1999.


ТЕМА 13. САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ ЧЕЛОВЕКА:

ЕГО ЛИЧНОСТНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ.
Сознание и самосознание. Самопознание и самоотношение. Самосознание и “образ Я”. Познавательный и эмоциональный аспекты “образа Я”. Я-идеальное и Я-реальное. Осознание собственных психических качеств как результат сравнения себя с другими людьми. Внутренний самодиалог и рефлексия. Самооценка и самоуважение. Самосознание личности и жизненный путь. Развитие личности как преодоление жизненных проблем. Личностный рост и поиск смысла жизни. Самоопределение и самоактуализация личности. Препятствия на пути личностного роста и отклонения в личностном развитии. Психодиагностика и психокоррекция развития личности. Психоконсультирование и саморазвитие личности. Индивидуальная и групповая психотерапия личности.


Основная литература


1. Психология. Учебник. /Под ред. А.А. Крылова. СПб-М.: 2000.

2. Дружинин В.Н. Психология. Учебник. СПб-М.: 2000.



Дополнительная литература


1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. М.: 1999.

2. Абульханова К.А. Время личности и время жизни. СПб: 2000.

3. Берн Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: 1986.

4. Нойман Э. Присхождение и развитие сознания. М.: 1998.

5. Как построить свое Я? / Под ред. В.П. Зинченко. М.: 1991.

6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.:1994.

7. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: 1972.

8. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М.: 1994.




Тематика заданий по различным формам текущего контроля
Тематика рефератов:
Отличие психологического научного знания и житейского знания.

Прикладная психология: ее основные виды и задачи

Основные этапы развития психики

Психические процессы, свойства и состояния

Возникновение и специфика сознания

Субъект и объект познания в психологии

Основные принципы психологического познания

Сферы профессиональной помощи психолога

Основные познавательные процессы и их роль в жизнедеятельности личности

Виды восприятия и его свойства

Виды памяти и ее свойства

Внимание как психическое состояние

Мышление как высший познавательный процесс

Этапы решения задачи

Роль рефлексии в мышлении

Функции и виды речи

Воображение и его виды

Эмоции как отношение человека к действительности

Простые и сложные волевые действия

Представления о личности в психологии

Задатки и способности.

Темперамент и его виды

Характер и его формирование

Потребности и мотивы

Понятие ведущей деятельности

Самосознание и его развитие

Рефлексия и ее виды

Личностный рост и самореализация человека

Место психологии в системе наук о человеке

Направления практической психологии

Школьная психологическая служба и ее задачи

Проблемы психологического обеспечения государственной службы

Принципы психологического познания

Интеллектуальное поведение животных и человека

Субъект и объект познания в психологии

Проблема сознания в психологии

Восприятие и действия

Условия рациональной работы памяти

Основные теории внимания

Внимание как контроль на уровне умственного действия

Управление вниманием

Мышление и целеобразование

Стадии развития интеллекта

Мышление как процесс переработки информации

Рефлексивная регуляция мышления

Типология рефлексивных процессов

Стадии решения мыслительных задач

Теории творческого мышления

Воображение и его роль в развитии мышления

Классификация эмоциональных состояний человека

Регулятивная функция эмоций

Структура волевого акта

Проблема личности в психологии

Основные подходы к изучению индивидуальности человека

Способности и одаренность

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

Специфика и виды потребностей человека

Влияние мотивации на продуктивность деятельности

Представления о структуре личности в психологии

Самосознание и его роль в развитии личности

Защитные механизмы личности

Представление о самоактуализации личности (по А.Маслоу)

Современная гуманистическая психология личности

Представление о видах “Я” в концепции К.Роджерса

Основные виды и методы психотерапии

Жизненный путь и личностное самоопределение

Личностный рост и профессиональная самореализация

Поведение личности в группе


Вопросы для оценки качества освоения дисциплины:
1. Общая характеристика психологии как науки

2. Прикладное значение психологии

3. Становление психологии как науки

4. Современные представления о психологии как о науке и о практике

5. Отрасли психологии

6. Возникновение и развитие психики.

7. Человек как объект и субъект познания

8. Методологические основы психологии

9. Естественно-научные основы психологии

10. Основные методы психологии

11. Виды познавательных процессов

12. Ощущения и перцептивная деятельность

13. Восприятие как познавательный процесс

14. Память и ее роль в познании

15. Внимание и его виды

16. Мышление и его виды

17. Мышление как процесс решения задач и проблем

18. Развитие мышления и речи в онтогенезе

19. Роль рефлексии в процессе мышления

20. Воображение

21. Эмоции и их виды

22. Психология воли

23. Личность как субъект бытия и деятельности

24. Индивидуальные особенности личности

25. Способности и одаренность

26. Мотивы и потребности

27. Темперамент и его виды

28. Психология характера

29. Самосознание личности

30. Личностный рост



31. Личность и общение
Автор программы ____________________ Подольский А.И.