Программа дисциплины «Информационное обеспечение логистической деятельности предприятий торговли» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Ресурсное обеспечение инновационной деятельности машиностроительных... 1 34.61kb.
Положение о школьной газете I. Общие положения 1 42.81kb.
По основному направлению деятельности «Информационное обеспечение... 1 29.55kb.
Программа дисциплины «Информационно-аналитическое обеспечение парламентской... 2 695.32kb.
Национальный исследовательский ядерный 1 64.78kb.
Информационное и программное обеспечение автоматизирован­ных систем 10 1266.97kb.
И оборудованию сигнализацией предприятий торговли тт 78. 36. 1 151.85kb.
Программа направлена на обеспечение благоприятных внешних условий... 3 710.35kb.
Выпускная квалификационная работа информационно-аналитическое обеспечение... 5 667.86kb.
Формирование модели логистической системы рециклинга отходов доц 1 25.61kb.
Группа к-11 Специальность «Коммерческая деятельность» Специализация... 3 734.15kb.
Валидность индексов государственной состоятельности 6 718.33kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Программа дисциплины «Информационное обеспечение логистической деятельности предприятий - страница №1/1



Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное автономное учреждение

высшего профессионального образования


«Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики»

Отделение логистики
Кафедра информационных систем
и технологий в логистике

Программа дисциплины



«Информационное обеспечение логистической деятельности предприятий торговли»

для подготовки бакалавра по направлению 080500.62 «Менеджмент»


Специализация «Логистика и управление цепями поставок»

Автор программы: доцент, к.т.н. Новиков В.Э.



Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_____________________________ «Информационных систем и

технологий в логистике»
Председатель Зав. кафедрой

_____________________Дыбская В.В. _____________________ Новиков В.Э.

«_____» __________________ 2012 г. «____»___________________ 2012 г.

Москва


Аннотация

Дисциплина «Информационное обеспечение логистической деятельности предприятий торговли» для бакалавров преподается с 2012-2013 учебного года.

В курсе рассматриваются основные логистические бизнес-процессы в сетевых торговых компаниях. Приводится классификация логистических моделей и их информационное обеспечение. Анализируются схемы построения организационной структуры товаропроводящей сетевой компании. Формулируются принципы распределения бизнес-функций в сетевой компании между ее структурными подразделениями. Рассматриваются требования к информационным системам (ИС) по обеспечению эффективной работы владельцев бизнес-процессов в рамках единой логистической системы. Анализируются требуемая функциональность ИС для реализации категорийного менеджмента в сетевой торговой компании. Определяется роль ИС в обеспечении интенсивного роста и региональной экспансии сетевой компании. Формулируются требования к ИС по поддержке логистической интеграции в процессе слияния и поглощения бизнесов, а также применения технологии франчайзинга в развитии сетевых компаний. Рассматривается роль ИТ-технологий по оптимизации логистических бизнес-процессов.
Требования к студентам: освоение дисциплин: «Теоретические основы логистики и управления цепями поставок», «Управление операционной логистической деятельностью в цепях поставок», «ИТ в менеджменте», «Компьютерная поддержка прогнозирования в логистике».
Цель преподавания дисциплины «Информационное обеспечение логистической деятельности предприятий торговли» - сформировать у студентов основы компетенции к использованию ИТ-технологий для эффективного управления логистическими бизнес процессами на предприятиях.
Учебные задачи дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:



  • знать основные подходы к автоматизации логистичсекой деятельности торговых предприятий;

  • иметь представление о технологических возможностях различных ИТ-решений для обеспечения логистической деятельности предприятий;

  • уметь определять наиболее эффективные ИТ-решения для управления логистическими бизнес-процессами;

  • уметь эффективно применять ИТ-системы для распределения функции управления логистическими бизнес-процессами между подразделениями компании;

  • иметь навыки использования информационных технологий для решения задач анализа качества управления логистическими бизнес-процессами компании.

Основными видами занятий при изучении данной дисциплины являются лекции, практические занятия и интенсивная самостоятельная работа. Основной задачей практических занятий является закрепление знаний, полученных студентами в ходе лекций и самостоятельной работы. Содержание практических занятий соответствует темам, изучаемым в процессе освоения дисциплины на лекциях и при самостоятельной подготовке студентов. При проведении практических занятий в компьютерном классе студентами осваиваются информационные системы, ориентированные на решения логистических задач.


В процессе самостоятельной работы студенты должны освоить теоретический материал, подготовиться к практическим занятиям, к презентации результатов полученных в ходе использования ИТ-системы. Ещё одним видом самостоятельной работы является критический анализ первоисточников – научных публикаций отечественных и зарубежных авторов по тематике дисциплины. Польза подобной работы для студентов состоит в следующем:

  • изучение новейших ИТ-решений и практики их использования для решения логистических задач;

  • развитие и совершенствование навыков анализа литературных источников, необходимого, в частности, для качественного написания дипломной работы;

Таким образом, дисциплина «Информационное обеспечение логистической деятельности предприятий торговли» призвана развивать у студентов следующие компетенции:




  • формирование способностей к эффективному поиску, обработке и анализу информации по использованию ИТ-систем для управления логистическими бизнес процессами;

  • практические навыки по использованию ИТ-решений для управления материальными потоками, востребованные современным бизнесом;

  • формирование способностей к практическому использованию информационных технологий для обеспечения логистической деятельности предприятий.

Дисциплина изучается бакалаврами очной формы обучения в десятом семестре и завершается зачётом.


Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа







Лекции

Сем. и практ. занятия




1

Формирование эффективной системы управления логистикой торговой сети – важнейшая стратегическая задача компании.

4

2




2

2

Информационная система – ключевой инструмент для управления логистикой торговой компании.

4

2




2

3

Требования к ИС для эффективного управления логистикой торговой компании.

4

2




2

4

Информационная поддержка бизнес-процессов на распределительных центрах торговых компаний.

6

4




2

5

Информационная поддержка логистических бизнес-процессов сетевого торгового предприятия

6

4




2

6

Информационная поддержка управления логистикой мультиформатных сетевых торговых компаний.

6

4




2

7

Информационная поддержка логистических задач торговой компании при интенсивном росте (присоединении франчайзинговых подразделения, обеспечение процесса слияния и поглощения, региональной экспансии и др.).

6

4




2

8

Специфические требования к ИС для обеспечения логистической деятельности сетевых розничных компаний.

4

2




2

9

Анализ динамики продаж, почасовой анализ.

3




2

1

10

Анализ запасов, выявление отсутствия остатков.

4




2

2

11

ABC-XYZ анализ категорий товаров и поставщиков.

4




2

2

12

Выявление трендов с использованием Бостонской матрицы.

3




2

1




Итого:

44

24

8

22



Базовый учебник (и) или ридер (ы)

Новиков В.Э. Конспект лекций по курсу: «Информационное обеспечение логистической деятельности предприятий торговли». Конспект доступен студентам в электронном виде, а при необходимости в печатной форме.
Формы контроля:

  • текущий контроль: контроль посещаемости занятий

  • промежуточный контроль: лабораторные задания по разделам курса – сдаются преподавателю в электронном виде, при необходимости проводится защита работ

  • итоговый контроль: проводится в виде итогового теста

  • итоговая оценка складывается из промежуточных оценок за лабораторные работы (15%, 15%, 10% и 10%) и итогового устного опроса (50%).

  • При изучении дисциплины студенты выполняют на компьютере 4 лабораторных задания трудоемкостью около 2 часов каждое.

  • Итоговый тест рассчитан на 60 минут.


Содержание программы
Раздел 1. Основы формирования эффективной системы управления логистикой торговой сети – важнейшая стратегическая задача компании.
Тема 1. Информационная поддержка логистических моделей управления торговыми компаниями.

Факторы формирования конкурентных преимуществ торговых компаний. Модели управления логистикой сетевых торговых компаний. Построение оптимальной организационной структуры управления логистикой сетевого оператора. Информационная поддержка управления логистическими бизнес-процессами сетевого торгового предприятия.


Тема 2. Логистические бизнес-процессы сетевого торгового предприятия.

Бизнес-процессы управления ассортиментом торговой компании. Бизнес-процессы закупочной деятельности сетевой компании. Бизнес-процессы пополнения запасов сетевого оператора. Бизнес-процессы управления продажами.



  • Основная литература

Базовый учебник: Новиков В.Э. Конспект лекций по курсу: «Информационное обеспечение логистической деятельности предприятий торговли».
Раздел 2. Информационная система – ключевой инструмент для управления логистикой торговой компании.
Тема 3. Архитектура информационной системы управления логистикой торговой компании.

Централизованная и распределенная архитектура информационной системы. Функции информационной системы управления сетевой логистикой торговых компаний. Платформа информационной системы.


Тема 4. Функции информационной системы управления логистикой торговой компании.

Управление ассортиментными матрицами в сетевой торговой компании. Информационная поддержка управления категориями.

Базовый учебник: Новиков В.Э. Конспект лекций по курсу: «Информационное обеспечение логистической деятельности предприятий торговли».
Раздел 3. Требований к ИС для эффективного управления логистикой торговой компании.
Тема 5. Информационная поддержка бизнес-процессов на распределительных центрах торговых компаний.

Особенности бизнес процессов на распределительных центрах сетевых торговых компаний. Информационная поддержка различных моделей комплектации заказов на распределительных центрах торговых компаний.


Тема 6. Информационная поддержка управления логистикой мультиформатных сетевых торговых компаний.

Особенности управления логистикой мультиформатных сетевых операторов. Схемы организации отелов закупки в мультиформатных торговых компаниях.

Базовый учебник: Новиков В.Э. Конспект лекций по курсу: «Информационное обеспечение логистической деятельности предприятий торговли».
Раздел 4. Информационная поддержка логистических задач торговой компании при интенсивном росте.
Тема 7. Информационная поддержка региональной экспансии торговых компаний с использованием франчайзинга.

Франчайзинговые логистические модели управления. Информационная поддержка логистической интеграции франчайзинговых подразделений.


Тема 8. Информационная поддержка процессов слияния и поглощения при региональной экспансии.

Информационная поддержка логистической интеграции в процессе слияния и поглощения присоединяемых торговых объектов. Информационная поддержка процессов разделения бизнеса на самостоятельные торговые компании.

Базовый учебник: Новиков В.Э. Конспект лекций по курсу: «Информационное обеспечение логистической деятельности предприятий торговли».
Раздел 5. Специфические требования к ИС для обеспечения логистической деятельности сетевых розничных компаний.
Тема 9. Особенности управления запасами в розничной компании.

Управление запасами в розничной торговле. Автоматический и автоматизированный заказ. Выявление отсутствия товара на полке.

Базовый учебник: Новиков В.Э. Конспект лекций по курсу: «Информационное обеспечение логистической деятельности предприятий торговли».
Тематика заданий по различным формам текущего контроля:
Лабораторный практикум

Лабораторные работы выполняются в компьютерном классе с использованием аналитической системы розничных продаж Digital Analytics Pro: DiAna компании FIT. Студенты обеспечиваются соответствующими заданиями и инструкциями в электронной форме. Отчеты с результатами выполняются в электронном виде в форме документа MS-Excel и хранятся в индивидуальных электронных папках на сервере преподавателя. После проверки всех заданий преподавателем студенты в устной форме защищают комплекс выполненных работ. По плану выполняется 4 работы.


Содержание практикума:

  1. Анализ динамики продаж, почасовой анализ

  2. Анализ запасов, выявление отсутствия остатков.

  3. ABC-XYZ анализ категорий товаров и поставщиков.

  4. Выявление трендов с использованием Бостонской матрицы.


Контрольные работы

Студенты в период обучения выполняют 2 контрольные работы: итоговую по лабораторному практикуму и зачетную по всему лекционному курсу.


Самостоятельная работа

Самостоятельная работа предполагает подготовку к лабораторному практикуму, а также более детальное освоение тем предмета и знакомство с современными методами и средствами информационной поддержки принятия управленческих решений в логистике торговых компаний.



Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Факторы формирования конкурентных преимуществ торговых компаний.

  2. Модели управления логистикой сетевых торговых компаний.

  3. Построение оптимальной организационной структуры управления логистикой сетевого оператора.

  4. Информационная поддержка управления логистическими бизнес процессами сетевого торгового предприятия.

  5. Анализ бизнес-процессов управления ассортиментом торговой компании.

  6. Анализ бизнес-процессов закупочной деятельности сетевой компании.

  7. Анализ бизнес-процессов пополнения запасов сетевого оператора.

  8. Анализ бизнес-процессов управления продажами.

  9. Централизованная и распределенная архитектура информационной системы.

  10. Функции информационной системы управления сетевой логистикой торговых компаний. Платформа информационной системы.

  11. Управление ассортиментными матрицами в сетевой торговой компании.

  12. Информационная поддержка управления категориями.

  13. Особенности бизнес процессов на распределительных центрах сетевых торговых компаний

  14. Информационная поддержка различных моделей комплектации заказов на распределительных центрах торговых компаний.

  15. Особенности управления логистикой мультиформатных сетевых операторов.

  16. Схемы организации отелов закупки в мультиформатных торговых компаниях.

  17. Франчайзинговые логистические модели управления.

  18. Информационная поддержка логистической интеграции франчайзинговых подразделений.

  19. Информационная поддержка логистической интеграции в процессе слияния и поглощения присоединяемых торговых объектов.

  20. Информационная поддержка процессов разделения бизнеса на самостоятельные торговые компании.

  21. Проблемы управления запасами в розничной торговле.

  22. Автоматический и автоматизированный заказ.

  23. Выявление отсутствия товара на полке.

  24. Анализ динамики продаж, почасовой анализ

  25. Анализ запасов, выявление отсутствия остатков.

  26. ABC-XYZ анализ категорий товаров и поставщиков.

  27. Выявление трендов с использованием Бостонской матрицы.


Пример вопросов для итоговой контрольной работы по лабораторному практикуму и по лекционному курсу.


  1. Сформулируйте концептуальные основы ИС для управления логистикой сетевых торговых компаний.

  2. Какие виды анализа продаж необходимо использовать для обнаружения отсутствия товара на полках розничного магазина.


Литература по курсу.


  1. Логистика: Учебник / В.В. Дыбская, Е.И. Зацев, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова; под. ред. В.И. Сергеева. – М.: Эсмо, 2008. – 944 с. – (Полный курс МВА), стр. 842-919.

  2. Современный супермаркет: Учебник по современным формам торговли. 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство BBPG (ООО «Бизнес ту Бизнес Продакшн Групп «Би-Би-Пи-Джи»», 2005. – 336 с.: ил.

  3. Уолтон Сэм. Сделано в Америке: как я создал Wal-Mart. Пер. с англ. – 3-е изд., доп. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 246 с.

  4. Ковалев К.Ю., Уваров С.А., Шеглов П.Е. Логистика в розничной торговле: как построить эффективную сеть. – СПб,: Питер, 2007. – 272 с.: ил. – (Серия «Розничная торговля»).

  5. Логистика и управление розничными продажами: ведущие эксперты о современной практике и тенденциях [Текст] / Под ред. Джона Ферни, Ли Спаркса. – 2-е изд., стер. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007. – 263 с. – (Серьезный бизнес).


Дополнительная литература:

  1. Новиков В.Э. «Авоська счастья. Выбираем наиболее эффективный способ управления торговой сетью». ИТД «Информационные технологии & директор». №2, 2002 г., стр. 30-33.

  2. Новиков В.Э. «Автоматизация как фактор достижения технологического преимущества в конкурентной борьбе на рынке сетевой розничной торговли». Торговое оборудование. №2, 2002 г., стр. 14-16.

  3. Новиков В.Э. «Оптимизация управления цепями поставок для территориально-распределенной розничной сети». Логистика сегодня. №6, 2004 г., стр. 22-31.

  4. Новиков В.Э., Нежута А.А. «Управление логистикой розничной сетевой структуры в регионах». Логинфо. №10, 2005 г., стр. 34-37.

  5. Новиков В.Э. «Организация эффективного управления цепями поставок в межрегиональных розничных сетях». Логистика и управление цепями поставок. №2, 2006 г., стр. 18-20.

  6. Выступление на конференции Торговля и Склад. Март 2007. Новиков В.Э. «Информационная поддержка логистических бизнес-процессов розничных сетей». Тезисы доклада. Программа и материалы конференции «Логистика и управление цепочками поставок» в рамках выставки «Торговля и склад 2007» 1 марта 2007 года. ГУ ВШЭ, Международный центр подготовки кадров в области логистики. Москва 2007 г

  7. Новиков В.Э. «Как преодолеть кризис? – Фокус на операционную эффективность». Логистика и управление цепями поставок, №6, 2008 г., стр. 8-12.

  8. Новиков В.Э., Сорсунова Л.А. «Анализ функционирования цепей поставок сетевых розничных компаний с использованием модифицированной Бостонской матрицы». Логистика и управление цепями поставок, №5 (34), 2009 г., стр. 12-20.

  9. Новиков В.Э. «Управление ассортиментом в сетевой межрегиональной мультиформатной торговой компании». Логистика и управление цепями поставок – антикризисные инструменты экономики: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию Международного центра логистики Государственного университета – Высшей школы экономики (21 апреля 2010 г.); Изд-во Эс-Си-Эм Консалтинг – Москва, 2010.-194 с., стр. 146-151.

  10. Новиков В.Э. «Информационная OLAP-модель для анализа функционирования цепей поставок в сетевых розничных торговых компаниях». Логистика и управление цепями поставок, №4 (39), 2010 г., стр. 34-38.

  11. Новиков В.Э. «Информационная поддержка бизнес процессов на распределительных центрах сетевых торговых компаний». Современные технологии управления логистической инфраструктурой: Сборник статей научно-практической конференции «Современные технологии управления логистической инфраструктурой» (27 октября 2010 г.); Изд-во Эс-Си-Эм Консалтинг – Москва, 2010.-124 с.

  12. Новиков В.Э., Сорсунова Л.А. «Матричный анализ оборачиваемости товаров на объектах сетевых розничных торговых компаний». Логистика сегодня. №6 (42), ноябрь, 2010 г., стр. 356-367.

Автор программы: _____________________________/ Новиков В.Э./






izumzum.ru