Программа дисциплины «экономическая теория австрийской школы» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа по дисциплинам «экономическая теория», «мировая экономика» 3 763.05kb.
Рабочая программа учебной дисциплины экономическая теория 1 160.72kb.
Программа дисциплины Теория колебаний 1 201.41kb.
Программа вступительных испытаний по дисциплине «Экономическая теория»... 1 159.17kb.
Рабочая программа дисциплины Математическая логика и теория алгоритмов... 1 85.75kb.
Заочное обучение 1 299.79kb.
Программа дисциплины Для всех направлений (программа подготовки бакалавра) 1 379.31kb.
Программа дисциплины «Современная социологическая теория: модели... 1 274.04kb.
Программа дисциплины «Теория политики» 1 150.23kb.
Примерная программа учебной дисциплины теория и расчет оптических... 1 131.97kb.
Программа развития школы 2 497.31kb.
Предметная сфера философии науки. Наука в культуре современной цивилизации 5 1097.86kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Программа дисциплины «экономическая теория австрийской школы» - страница №1/1



Правительство Российской Федерации
Государственный Университет-

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ


ОДОБРЕНА

на заседании кафедры фондового рынка


и рынка инвестиций

26 августа 2010 г.


Заведующий кафедрой
____________________ Н.И.Берзон

ПРОГРАММА дисциплины
«экономическая теория
австрийской школы»

для студентов магистратуры

направления «Финансовые рынки и финансовые институты», «Фондовый рынок и инвестиции», «Финансы», «Экономика»

Москва


2010

I . Пояснительная записка
Автор программы: Любич Антон Андреевич, магистр экономики
Требования к студентам:

Данная дисциплина изучается на 1 курсе магистратуры и опирается на знания, полученные студентами в процессе изучения курсов «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Финансы корпораций», «Теория вероятностей» и «Математическая статистика».


Аннотация:

Данная дисциплина знакомит студентов с австрийской экономической школой, как самостоятельным направлением современной экономической науки, которое опирается на собственный методологический аппарат и имеет самостоятельные модели в отношении основных понятий экономической теории. Изучение дисциплины направлено на подготовку студентов к более полному и методологически всестороннему изучению и анализу тенденций в реальном секторе экономики, на фондовом рынке и в денежно-кредитной сфере. Программа направлена на расширение теоретической подготовки и профессионального кругозора студентов, которые занимаются на магистерских программах экономического («История и методология экономической науки», «Макроэкономика и макроэкономическая политика») и финансового («Финансовые рынки», «Фондовый рынок и инвестиции», «Банки и банковская деятельность», «Финансы») профилей.

При изучении данной дисциплины предусматривается:

- проведение лекционных занятий в соответствии с сеткой часов, приведённой далее по тексту;

- проведение семинарских занятий;

- самостоятельное изучение литературы, освоение теоретического материала и написание эссе по одной из рекомендуемых тем, указанных в данной программе;

- проведение итоговой контрольной работы в виде тестов и решения задач по изучаемым темам.
Учебная задача дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать методологию австрийской экономической школы;

- знать основные теории и модели, развитые теоретиками австрийской экономической школы;

- обладать навыками применения полученных знаний для анализа тенденций в реальной экономике, на фондовом и финансовом рынках.
Формы контроля:

Оценка знаний студентов производится по балльной системе по результатам работы на семинарах, подготовки эссе и итогового контрольного теста.


1. Эссе оценивается по 10-балльной шкале (Оэ).

Требования к эссе – подробное системное и аргументированное раскрытие в письменном виде содержания выбранной темы на основе самостоятельного изучения нескольких литературных источников (монографий, научных статей, законодательства и т.д.). При этом автор реферата имеет право на свою редакцию формулировки выбранной темы, а также самостоятельно инициировать тему с целью комплексного изложения изучаемого вопроса. Объём реферата должен быть 10 – 15 страниц компьютерного текста кеглем 12 с интерлиньяжем 1,5.

Структура реферата определяется логикой выбранной темы. В завершении должен быть приведён список использованной при написании реферата литературы и электронных источников. На приводимые цитаты, положения, цифровые и статистические данные должны приводиться ссылки с указанием источника, его автора, страницы, издательства, места и года издания (электронного адреса).

2. Работа на семинарских занятиях оценивается по 10-балльной шкале (Ос).

Оценку проставляет преподаватель, ведущий семинарские занятия. При этом учитываются:

- посещение студентом семинарских занятий;

- активность работы на семинарах;

- выступление с докладами и сообщениями по теме семинара;

- качество и полнота ответов на вопросы, задаваемые преподавателем.

3. Контрольный тест оценивается по 10-балльной шкале (Ок).

Баллы выставляются в зависимости от числа набранных контрольных очков по тесту в соответствии со следующей шкалой:


Количество очков по контрольной работе

Балльная оценка

0 – 14

1

15 – 28

2

29 – 41

3

42 – 53

4

54 – 64

5

65 – 74

6

75 – 83

7

84 – 90

8

91 – 95

9

96 – 100

10



Обязательным условием получения положительной оценки является успешное написание контрольного теста, по которому, как минимум, необходимо набрать 4 балла. Если по контрольному тесту получено менее 4 баллов, то сводная обобщенная оценка не вычисляется и студент обязан явиться на повторную пересдачу.

4. Итоговая оценка (Оср) определяется как средневзвешенная величина из оценок по эссе (Оэ), работы на семинарских занятиях (Ос) и контрольного теста (Ок).

Удельный вес каждой формы контроля составляет:

Эссе = 0,4

Работа на семинарах = 0,2

Контрольный тест = 0,4

Оср = 0,4 х Оэ + 0,2 х Ос + 0,4 х Ок

Для получения положительной оценки по курсу необходимо как минимум набрать 4 балла. Если итоговая оценка составила менее 4 баллов, то студент получает неудовлетворительную оценку и обязан явиться на повторную пересдачу. В случае получения дробной итоговой оценки менее 4 баллов округление не производится (например, 3,9 не округляется до 4). Во всех остальных случаях, когда дробная итоговая оценка составляет более 4, она округляется до целого числа по правилам математического округления.

Результирующая оценка по курсу определяется по 10- и 5-балльной системам через следующее соотношение:




Десятибалльная оценка (Оср)

Пятибалльная оценка

1, 2, 3 – неудовлетворительно

Неудовлетворительно

4 – почти удовлетворительно

Удовлетворительно

5 – удовлетворительно

6 – почти хорошо

Хорошо

7 – хорошо

8 – почти отлично

Отлично

9 – отлично

10 – блестяще


II. Содержание программы
Изучение дисциплины «Экономическая теория австрийской школы» предусматривает проведение лекционных и семинарских занятий, а также самостоятельную работу со специальной литературой.
Тема 1: Предмет и методология австрийской экономической теории

Предприниматель. Человеческая деятельность. Праксиология. Субъективная информация. Субъективные предпочтения. Рынок. Применение методов формальной логики к анализу экономических отношений. Критика концепции homo economicus.


Основная литература:

Уэрта де Сото Х. Австрийская экономическая школа: рынок и предпринимательское творчество. Пер. с англ. Челябинск: Социум, 2009. Главы 1 – 2.

Австрийская школа в политической экономии: К.Менгер, Е.Бём-Баверк, Ф.Визер: Пер. с нем. / Предисл., коммент., сост. В.С.Автономова. − М.: Экономика, 1992.
Дополнительная литература:

Менгер К. Основания политической экономии // Менгер К. Избранные работы. М.: ИД «Территория будущего», 2005.

Мизес Л. фон. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории. Челябинск: Социум, 2008.

Уэрта де Сото Х. Социализм, экономический расчёт и предпринимательская функция. М.: ИРИСЭН, 2008.

Мизес Л. фон. Теория и история: интерпретация социально-экономической эволюции. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Кантильон К. Опыт о природе торговли вообще // Первый экономические системы. М.: Эксмо, 2007.

Becker G. The Economic Way of Looking at Behavior. Stanford: Stanford University, 1995.

Boettke P.J. Where Did Economics Go Wrong? Modern economics as a flight from reality // Critical Review. Vol. II. No. 1 (1997)

Cubbedu R. The Philosophy of the Austrian School. London: Routledge, 1993.

Hoppe H.H. Economic Essence and the Austrian Method. Auburn: Ludwig von Mises Institute, 1995.

Kirzner I.M. Discovery and the Capitalist Process. Chicago: The University of Chicago Press, 1985.

Krugman P. How Did Economists Get It So Wrong? // The New York Times. 2 September 2009.


Тема 2: Теория благ

Процесс производства. Благо. Ценность. Формирование ценности благ. Каталлактика. Субъективные оценки. Условия обмена. Цена. Концепция многоэтапной деятельности. Закон предельной полезности. Критика трудовой теории стоимости.


Основная литература:

Уэрта де Сото Х. Австрийская экономическая школа: рынок и предпринимательское творчество. Пер. с англ. Челябинск: Социум, 2009. Глава 3.

Австрийская школа в политической экономии: К.Менгер, Е.Бём-Баверк, Ф.Визер: Пер. с нем. / Предисл., коммент., сост. В.С.Автономова. − М.: Экономика, 1992.
Дополнительная литература:

Менгер К. Основания политической экономии // Менгер К. Избранные работы. М.: ИД «Территория будущего», 2005.

Мизес Л. фон. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории. Челябинск: Социум, 2008.

Бём-Баверк О. фон. Избранные труды о ценности, проценте и капитале. М.: Эксмо, 2009.

Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Эксмо, 2007.

Balmes J. Obras completas. Madrid: BAC, 1949.


Тема 3: Теория капитала

Капитальные блага. Капитал. Сбережения и инвестиции. Ресурсный фонд. Ставка процента. Субъективная концепция альтернативных издержек. Критика теории капитала Маркса. Критика теории Маршалла. Критика теории капитала Кларка.


Основная литература:

Уэрта де Сото Х. Австрийская экономическая школа: рынок и предпринимательское творчество. Пер. с англ. Челябинск: Социум, 2009. Глава 4.

Австрийская школа в политической экономии: К.Менгер, Е.Бём-Баверк, Ф.Визер: Пер. с нем. / Предисл., коммент., сост. В.С.Автономова. − М.: Экономика, 1992.
Дополнительная литература:

Бём-Баверк О. фон. Избранные труды о ценности, проценте и капитале. М.: Эксмо, 2009.

Менгер К. Основания политической экономии // Менгер К. Избранные работы. М.: ИД «Территория будущего», 2005.

Мизес Л. фон. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории. Челябинск: Социум, 2008.

Хайек Ф.А. фон. Цены и производство. Челябинск: Социум, 2008.

Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Эксмо, 2007.

Бём-Баверк О. фон. Критика теории Маркса. Челябинск: Социум, 2002.

Böhm-Bawerk E. von. Professor Clark’s views on genesis of capital // Quarterly Journal of Economics. Vol. IX. P.113 – 131. (1895).

Hayek F.A. von. The Pure Theory of Capital. London: Routledge, 1941.
Тема 4: Теория конкуренции

Конкуренция. Теория неравновесной экономики. Динамическая концепция рынка. Предпринимательство. Теорема о невозможности социализма. Субъективная информация. Теория информации Поланьи. Критика теории совершенной конкуренции Робинсон.


Основная литература:

Уэрта де Сото Х. Австрийская экономическая школа: рынок и предпринимательское творчество. Пер. с англ. Челябинск: Социум, 2009. Глава 5.

Австрийская школа в политической экономии: К.Менгер, Е.Бём-Баверк, Ф.Визер: Пер. с нем. / Предисл., коммент., сост. В.С.Автономова. − М.: Экономика, 1992.
Дополнительная литература:

Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Хайек Ф.А. фон. Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изограф, 2000.

Хайек Ф.А. фон. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989. №12. С.6-14.

Мизес Л. фон. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории. Челябинск: Социум, 2008.

Уэрта де Сото Х. Социализм, экономический расчёт и предпринимательская функция. М.: ИРИСЭН, 2008.

Бём-Баверк О. фон. Критика теории Маркса. Челябинск: Социум, 2002.

Armentano D.T. The Myths of Antitrust: economic theory and legal cases. New York: Arlington House, 1972.

Hayek F.A. von. The Fatal Conceit: The Errors of Socialism. London: Routledge, 1988.

Polanyi M. The Study of Man. Chicago: The University of Chicago Press, 1959.


Тема 5: Теория денег и финансовых рынков

Теория косвенного обмена. Внутренняя стоимость. Премия за ликвидность. Условия обмена. Товарный стандарт. Золотой стандарт. Система биметаллизма. Система монометаллизма. Золотодевизный стандарт. Бреттон-Вудская система. Ямайская система свободных курсов. Центральный банк. Банковская система. Денежный мультипликатор. Теория частных денег. Инфляция. Дефляция. Влияние монетарной политики на экономический рост.


Основная литература:

Уэрта де Сото Х. Австрийская экономическая школа: рынок и предпринимательское творчество. Пер. с англ. Челябинск: Социум, 2009. Глава 5.

Австрийская школа в политической экономии: К.Менгер, Е.Бём-Баверк, Ф.Визер: Пер. с нем. / Предисл., коммент., сост. В.С.Автономова. − М.: Экономика, 1992.
Дополнительная литература:

Уэрта де Сото Х. Деньги, банковский кредит и экономические циклы. Челябинск: Социум, 2008.

Ротбард М. Государство и деньги. Челябинск: Социум, 2008.

Ротбард М. История денежного обращения и банковского дела в США. Челябинск: Социум, 2009.

Менгер К. Основания политической экономии // Менгер К. Избранные работы. М.: ИД «Территория будущего», 2005.

Мизес Л. фон. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории. Челябинск: Социум, 2008.

Хайек Ф.А. фон. Частные деньги. М.: ИНМЭ, 1996.

Allais M. L’impôt sur le capital et la réforme monétaire. Paris: Hermann Editeurs, 1989.


Тема 6: Теория экономического цикла

Модель экономического цикла. Добровольные сбережения. Вынужденные сбережения. Роль банковской системы в экономическом цикле. Кредитная экспансия. Экономический рост. Экономический кризис. Избыточные производственные мощности. Производственная структура общества. Преодоление экономического кризиса. Устойчивый экономический рост. Условия экономического роста. Источники экономического роста. Производительность труда. Критика теории кейнсианского мультипликатора. Фондовый рынок на разных этапах экономического цикла.


Основная литература:

Уэрта де Сото Х. Австрийская экономическая школа: рынок и предпринимательское творчество. Пер. с англ. Челябинск: Социум, 2009. Глава 6.

Австрийская школа в политической экономии: К.Менгер, Е.Бём-Баверк, Ф.Визер: Пер. с нем. / Предисл., коммент., сост. В.С.Автономова. − М.: Экономика, 1992.
Дополнительная литература:

Экономический цикл: анализ австрийской школы. Челябинск: Социум, 2005.

Хайек Ф.А. фон. Цены и производство. Челябинск: Социум, 2008.

Уэрта де Сото Х. Деньги, банковский кредит и экономические циклы. Челябинск: Социум, 2008.

Хаберлер Г. Процветания и депрессия: теоретический анализ циклических колебаний. Челябинск: Социум, 2008.

Мизес Л. фон. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории. Челябинск: Социум, 2008.

Уэрта де Сото Х. Социализм, экономический расчёт и предпринимательская функция. М.: ИРИСЭН, 2008.

Hayek F.A. von. Contra Keynes and Cambridge. London: Routledge, 1995.

Salop S. A Model of the natural rate of unemployment // American Economic Review, No.69 (1979)

Skousen M. The structure of production. New York: The New York University Press, 1990.


Тема 7: Роль государства в экономике

Модель государства. Налоговая система. Государственные расходы. Государственный долг. Государственные облигации. Бюрократия. Анархо-капитализм. Либертарианство. Естественный порядок. Влияние монархии. Влияние демократии. Капитализм. Социализм. Свободный рынок. Интервенционализм.


Основная литература:

Уэрта де Сото Х. Австрийская экономическая школа: рынок и предпринимательское творчество. Пер. с англ. Челябинск: Социум, 2009. Глава 6.

Австрийская школа в политической экономии: К.Менгер, Е.Бём-Баверк, Ф.Визер: Пер. с нем. / Предисл., коммент., сост. В.С.Автономова. − М.: Экономика, 1992.
Дополнительная литература:

Мизес Л. фон. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории. Челябинск: Социум, 2008.

Мизес Л. фон. Бюрократия. Челябинск: Социум, 2006.

Уэрта де Сото Х. Социализм, экономический расчёт и предпринимательская функция. М.: ИРИСЭН, 2008.

Хайек Ф.А. фон. Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изограф, 2000.

Hoppe H.-H. The Political Economy of Monarchy and Democracy, and the Idea of the Natural Order // Journal of Libertarian Studies. Summer 1995. P.94 – 121.


III. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Примерная тематика эссе по дисциплине


  1. Недостатки кейнсианской экономической парадигмы.

  2. Недостатки монетаристской экономической парадигмы.

  3. Критика австрийской экономической школы.

  4. Кто победил в «споре о методах»?

  5. Является ли рынок эффективным?

  6. Феномен информации в рыночной экономике.

  7. Роль сбережений в экономическом росте.

  8. Сбережения и «парадокс бережливости».

  9. Применение праксиологии на фондовом рынке.

  10. Использование австрийской теории экономического цикла в биржевой игре.

  11. Влияние инфляционной политики на фондовый рынок.

  12. Влияние инфляционной политики на инвестиционные решения предпринимателей.

  13. Ценообразование акций в условиях инфляционной валютной политики.

  14. Изменение цен на производные финансовые инструменты на различных стадиях экономического цикла (анализ с точки зрения австрийской экономической теории).

  15. Влияние инфляции на экономическое развитие.

  16. Влияние дефляции на экономическое развитие.

  17. Моральные проблемы инфляционного налога.

  18. Правовые аспекты денежного обращения.

  19. Экономическое развитие России в условиях серебряного стандарта (вторая четверть XIX в.).

  20. Экономическое развитие России в условиях золотого стандарта (1894 – 1914 гг.).

  21. Опыт восстановления монометаллизма в России после периодов инфляционных денег (реформы 1839 и 1894 гг.).

  22. Мировая экономика в условиях золотого стандарта и отходов от него (1880-е – 1971 гг.).

  23. Причины и последствия перехода к плавающим валютным курсам в глобальной экономике (1971 – 1973 гг.).

  24. Развитие мировой экономики в условиях плавающих валютных курсов (1973 – 2010).

  25. Роль инфляционной политики в глобальном экономическом кризисе 2007 – 2010 гг.

  26. Возможность возвращения к золотому стандарту.

  27. Распространение информации при капитализме и социализме.

  28. Причины краха социализма в СССР.

  29. Анализ причин сокращения промышленного потенциала России при переходе к рыночной экономике в России (1991 – 1995 гг.).

  30. Китайская модель экономического развития (с 1980-х гг.).

  31. Периодизация экономического цикла на примере глобального экономического кризиса 2007 – 2010 гг.

  32. Причины и периодизация Великой депрессии 1929 – 1933 гг.

Конкретную тему эссе и его название студент согласовывает с преподавателем, ведущим семинарские занятия, студент может предложить любую другую тему эссе, которая отсутствует в списке, проанализировав заявленную проблему с позиции австрийской экономической школы. В эссе студент должен показать знание основных моделей, теорий и методологии австрийской экономической школы.


IV. Тематический расчёт часов




Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Сам. работ

Всего часов

лекции

семинары

Всего



Предмет и методология австрийской экономической теории

4

-

4

4

8



Теория благ

2

1

3

4

7



Теория капитала

2

1

3

4

7



Теория конкуренции

4

1

5

6

11



Теория денег и финансовых рынков

4

1

5

6

11



Теория экономического цикла

4

2

6

6

12



Роль государства в экономике

2

-

2

2

4




ВСЕГО часов:

22

6

28

32

60





Зачет (контрольный тест)

















Автор программы: ___________ А.А.Любич